Международная инвестиционная деятельность как вид внешнеэкономической деятельности. Международное инвестиционное сотрудничество Международная инвестиционная деятельность прямые инвестиции

Источниками правового регулирования международной инвестиционной деятельности являются международные акты (многосторонние конвенции, двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений), международные обычаи, акты национального законодательства.

Среди многосторонних международных актов можно указать Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций, заключенное в рамках ВТО; Вашингтонскую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 г.; Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; Договор к европейской энергетической хартии; Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 г.; Единообразный кодекс о режиме иностранного капитала и о товарных знаках, патентах, лицензиях и роялти, принятый в рамках государств Андской (Картахенской) группы; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в рамках СНГ в 1993 г.; Конвенцию СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. и др.

Для унификации международных правил инвестиционной деятельности разрабатываются рекомендации международных организаций. Например, Международный валютный фонд рекомендует выделять прямые и портфельные инвестиции в зависимости от степени контроля инвестора над компанией. К прямым инвестициям относят вложения в акции (паи), которые дают полный контроль над предприятием, а портфельные инвестиции не дают такого контроля 1 . Указанная классификация является основой правового регулирования инвестиций в международном праве.

Акты национального инвестиционного законодательства в разных странах можно подразделить на две группы в зависимости от устанавливаемых ими моделей правового режима иностранных инвестиций. В развитых западных странах (Великобритания, Франция, Италия, Германия, США и др.) правовой режим деятельности иностранных и внутренних инвесторов в принципе одинаков. Правовое регулирование иностранных инвестиций в этих странах «исчерпывается нормативными актами, устанавливающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов» .

В странах с развивающейся экономикой инвестиционное законодательство дифференцировано в зависимости от национальной принадлежности инвесторов. Здесь принимается специальное законодательство об иностранных инвестициях, правовой режим которых отличается особенностями. Если государство преследует цель широкого привлечения иностранных инвестиций, устанавливается льготный режим иностранных инвестиций, стимулирующий их поступление в страну. Если же государство преследует цель ограничения иностранных инвестиций, устанавливается более жесткий их правовой режим.

Со вступлением России в ВТО ее законодательство об иностранных инвестициях приведено в соответствие с Соглашением о торговых аспектах инвестиционных мер (TRIMS), действует национальный режим иностранных инвестиций. Недискриминационные или даже более благоприятные режимы иностранных инвестиций могут предусматриваться в двусторонних международных договорах по вопросам поощрения и защиты капиталовложений, а также соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Инвестиционные соглашения. Различают межгосударственные инвестиционные соглашения как источник правового регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционные соглашения, заключаемые инвестором и лицом, принимающим инвестиции, в том числе государством, и выступающие непосредственными основаниями инвестиционных отношений. Инвестиционные соглашения, являясь гражданско-правовыми договорами, заключаются в соответствии с межгосударственными инвестиционными соглашениями и нормативными актами, включая национальное законодательство.

Правовая природа инвестиционных соглашений вызывает споры . Дискуссия предопределена тем, что в таких отношениях нередко участвует государство. Действительно, возможны не только инвестиционные отношения по типу «инвестор - частное лицо», но и отношения по типу «инвестор - государство». Однако метод регулирования этих отношений одинаков - гражданско-правовой (равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников отношений). Ограничения публичного характера, устанавливаемые государством (его органами) с целью контроля за деятельностью иностранного инвестора, не меняют природу этих отношений как частноправовых.

В одном случае государство определяет условия привлечения иностранных инвестиций, условия соглашений о разделе продукции, заключает с другими государствами соглашения о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций, т. е. выступает в роли публичного организатора инвестиционных отношений; в другом выступает в роли участника инвестиционных отношений (инвестора, заказчика, пользователя), т. е. участника гражданских правоотношений. Например, в Сеульской конвенции об учреждении Агентства по гарантиям инвестиций в качестве прямых инвестиций рассматриваются такие формы капиталовложений, как «договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, договоры о финансовой аренде (лизинг), соглашения о разделе продукции» 1 .

Публичный порядок в сфере международной инвестиционной деятельности. Стремление государств привлечь иностранные инвестиции для развития национальной экономики и опасения, связанные с экономической мощью иностранных инвесторов и угрозой национальным интересам, которая может исходить от них, предопределяют необходимость публичного порядка в сфере международной инвестиционной деятельности. Такой порядок устанавливается в международных актах, а также актах национального законодательства, предусматривающих различные модели инвестиционных режимов: режим недис- криминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим.

Режим недискриминации иностранных инвесторов исключает дискриминацию иностранных инвесторов по причине их принадлежности к государству иной общественно-политической системы или на основании иного отличительного признака .

Национальный режим иностранных инвестиций означает, что лица, осуществляющие инвестиции на территории другого государства, обладают такими же правами, как и собственные субъекты этого государства. При этом государство может установить в законе определенные ограничения для иностранцев в целях обеспечения экономического суверенитета, национальной безопасности, общественного порядка.

Режим наибольшего благоприятствования иностранных инвестиций заключается в том, что иностранные инвесторы при осуществлении деятельности на территории другого государства получают такие же права, как и все остальные иностранные инвесторы. Данный режим является основой для регулирования взаимоотношений между государствами - членами ВТО, что нашло закрепление в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (GATT).

Преференциальный режим устанавливается с целью предоставления определенным категориям иностранных инвесторов преимуществ (преференций) в той или иной области инвестирования. Например, тарифные преференции установлены для стран - участниц СНГ в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г.

Международный публичный порядок в сфере инвестирования формируют не только международные соглашения (Сеульская конвенция 1985 г., соглашения, заключенные в рамках ВТО, и др.), но и рекомендательные акты (например, Руководящие принципы Всемирного банка 1992 г.), определяющие основные принципы инвестиционной деятельности: справедливый и равный режим иностранных организаций; национальный режим иностранных инвестиций; исключение различий между иностранными инвесторами вследствие их различной национальной принадлежности; защита прав иностранных инвесторов. Важным элементом международного публичного порядка является механизм разрешения инвестиционных споров, заложенный в ряде международных актов. Так, в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. действует Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, где разрешаются конфликты между государствами-реципиентами и инвесторами.

Мировая практика убеждает, что без широкого привлечения иностранного капитала невозможно провести структурную перестройку экономики, сократить техническую и технологическую отсталость народного хозяйства, добиться конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Кроме того, продуктивное использование иностранных инвестиций г органической частью мирового процесса движения капитала и реализуется в основном за счет капиталов частных инвесторов, заинтересованных в получении высшего уровня прибыли па вложенные средства.

Иностранные инвестиции - не ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины. с целью получения прибыли или достижения социального эффекта .

При определении иностранных инвестиций, как правило, различают только один стержневой момент их идентификации: субъектом инвестирования выступают иностранные лица в отношении страны вложения капитала. При этом, для определения иностранных инвесторов используется юридический критерий: есть лицо резидентом или нерезидентом этой страны.

Иностранные инвесторы - это субъекты, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Украины, а именно:

◊ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством другого, чем законодательство Украины;

◊ физические лица - иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины и не ограничены в дееспособности;

◊ иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации:

◊ другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Украины.

Иностранные инвестиции и инвестиции украинских партнеров, в т. Ч. Взносы в уставный фонд предприятий, оцениваются в иностранной валюте и в валюте Украины по договоренности сторон на основе цен международных рынков или рынка Украины * Перечисление инвестиционных сумм в иностранной валюте в валюту Украины осуществляется по официальному курсу валюты Украины, определенным Национальным банком Украины. При реинвестициях прибыли, дохода и других средств, полученных в валюте Украины вследствие осуществления иностранных инвестиций, перечисления инвестиционных сумм производится по официальному курсу валюты Украины, определенным Национальным банком Украины на дату фактического осуществления реинвестиций.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде:

◊ иностранной валюты, которая признается конвертируемой Национальным банком Украины;

◊ валюты Украины - при реинвестициях в объект первичного инвестирования или в любые другие объекты инвестирования, в соответствии с законодательством Украины, при условии уплаты налога на прибыль (доходы);

◊ любого движимого и недвижимого манная и связанных с ним имущественных прав;

◊ акций, облигаций, других ценных бумаг, а также корпоративных прав (прав собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Украины или законодательством других стран), выраженных в валюте;

◊ денежных требований и права на требования выполнения договорных обязательств, которые гарантированы первоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте, подтвержденную согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями;

◊ любых прав интеллектуальной собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями, а также подтверждена экспертной оценкой в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау и тому подобное;

◊ прав на осуществление хозяйственной деятельности, в т.ч. права на пользование недрами и использование природных ресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договоров, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями;

◊ других ценностей в соответствии с законодательством Украины.

Основными формами осуществления иностранных инвестиций являются:

Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли действующих предприятий;

Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственность действующих предприятий полностью;

Приобретения не запрещенного законами Украины недвижимого или движимого имущества, в т. Ч. Дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности, путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг;

Приобретение самостоятельно или с участием украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использование природных ресурсов на территории Украины;

Приобретение других имущественных прав;

Хозяйственной (предпринимательской) деятельности на основе соглашений о разделе продукции;

В других формах, не запрещенных законами Украины, в том числе без образования юридического лица на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины.

Иностранные инвестиции классифицируют по следующим признакам:

По субъектам инвестиций: частные, государственные, инвестиции международных организаций и смешанные;

По видам инвестиций: в иностранной валюте, в национальной валюте, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, денежные требования, объекты и / или права интеллектуальной собственности, права на хозяйственную деятельность, услуги;

По формам: создание предприятия, которое полностью принадлежит иностранному инвестору, долевое участие в предприятии, приобретение движимого и недвижимого имущества, концессии;

По размеру: большие, средние, малые;

По сроку: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные;

По источнику формирования ресурсов: первичные, реинвестиции;

Методом инвестирования, прямые, косвенные;

В зависимости от объектов инвестирования: реальные, финансовые, интеллектуальные и инновационные;

По формам создания объектов: самостоятельные, акционерные и неакционерные;

По назначению: для создания и расширения предприятий или их филиалов, полностью принадлежащих иностранному инвестору; приобретение ранее созданного и действующего предприятия, предоставление долгосрочных займов. по сферам деятельности: социальная сфера и реальный сектор экономики зарубежных стран.

При осуществлении иностранных инвестиций инвестор должен учесть их специфику, а именно:

Психологические барьеры. Психологические барьеры обусловлены незнанием экономики, политики и культуры других стран, иностранных языков, метолов торговли на финансовых рынках, порядка отчетности и прочее. Поэтому иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность через брокеров соответствующих национальных рынков.

Информационные проблемы. У инвестора могут возникать проблемы с получением информации об иностранных рынках и эмитентов. Чаще всего для получения информации для иностранных инвестиций используются такие международные информационные системы:

· Информационные системы Reuters, Telerate, Ten / ore, Forex, которые не только сообщают новости, но и приводят цены по отдельным рынкам и ценным бумагам;

· Специальные ценовые системы Exshare, Telekurs и другие, которые дают полную информацию по всем мировым рынкам, в частности, данные о движении капиталов и дивидендов;

· Специальные пакеты компьютерных программ (Datastream), которые обеспечивают данные с котировок ценных бумаг и оказывают помощь при финансовом анализе .

Юридические проблемы. В разных странах могут существовать юридические проблемы для иностранных инвесторов, при размещении их капитала и возвращения его с полученным доходом, в т. Ч. Особенности налогообложения. В связи с этим иностранному инвестору следует основательно изучить законодательную и нормативную базу страны, куда вкладываться средства.

Дополнительные расходы. Иностранные инвестиции, как правило, связаны с дополнительными затратами, которые содержат: большие комиссионные посредникам на иностранных рынках; большую плату за оформление сделок; большую плату управляющим портфелем иностранных инвестиций.

Риски иностранных инвестиций. Риски, связанные с иностранными инвестициями, содержат, во-первых, риски национальных рынков, то есть общие риски для всех инвесторов - резидентов и нерезидентов. Например, инвесторы из стран с развитой экономикой могут столкнуться с такими рисками, как политическая нестабильность, коррупция, несовершенное налоговое законодательство и законодательство о правах собственности акционеров, плохое информационное обеспечение, недостаточный уровень корпоративного управления, низкая эффективность работы юридической и административной систем. Во-вторых, дополнительные риски для нерезидентов связанные с возможным введением ограничений на их деятельность и вывоз капитала и дохода. В-третьих, существуют риски падения курсов иностранных валют, что приводит к уменьшению доходности инвестиций в пересчете на валюту инвестора.

Преимущества иностранных инвестиций. Несмотря на указанные проблемы и риски, объем иностранных инвестиций в мире постоянно увеличивается. Рост иностранных инвестиций связан с тем, что они дают возможность получить большую доходность и меньший риск по сугубо национальных инвестиций. Дополнительная доходность иностранных инвестиций связана с возможным ростом курсов иностранных валют по отношению к валюте инвестора, поскольку существует взаимосвязь между основными финансовыми инструментами и курсом национальной валюты (рост национального рынка акций приводит к росту курса национальной валюты). Кроме того, рост валюты определенной страны дает возможность получить более высокую доходность вложений в облигации ее эмитентов, даже если их доходность будет меньше доходности облигаций в стране инвестора. Иностранные инвестиции могут иметь и меньший риск. Это связано с тем, что экономика разных стран развивается неравномерно, и если некоторые национальные рынки акций будут падать, то другие будут расти. Опытный инвестор для уменьшения риска иностранных инвестиций будет формировать портфель путем диверсификации, то есть покупать ценные бумаги различных национальных рынков.

Таким образом, учитывая специфику и особенности иностранных инвестиций инвестор, который намерен осуществить их, должен:

· Основательно проанализировать состояние и структуру международного рынка инвестиций;

· Изучить характеристики и особенности ценных бумаг, обращающихся на различных национальных рынках;

· Определить основные характеристики, которые характеризуют рынок инвестиций, и проанализировать их в динамике;

· Проанализировать информацию по средствам массовой информации о рынках инвестиций, их структуру;

· Определить факторы, которые выливают на цены активов на международных рынках, и об их взаимосвязи;

· Определить методы и инструменты снижения риска иностранных инвестиций;

· Определить показатели качества (доходности) портфеля иностранных инвестиций.

Министерство образования и науки Украины

Министерство образования и науки АРК


На тему: «Международная инвестиционная деятельность»


Симферополь, 2009

Введение


Инвестиции представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. К таким ценностям относятся денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и иные интеллектуальные ценности, право пользования землей и другими природными ресурсами.

Иностранные инвестиции - это долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики: вывоз отечественного капитала в другие страны. Экспорт предпринимательского капитала осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.

Современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно инвестируют свои средства в экономику других стран, получая определенный доход и развивая отдельные отрасли народного хозяйства этих стран.

Весьма важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.

1. Сущность и значение иностранных инвестиций в мировой экономике


Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.

В настоящее время, как никогда, многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования - насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам определенного государства. Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, как известно, формирует перспективную макроэкономическую структуру страны, изменения во внутреннем (региональном и отраслевом) и внешнем разделении труда, определение соответствующей ниши страны в мировой рыночной структуре.

Будущее экономическое развитие стран мира следует рассматривать в контексте и тенденции развития мировой экономики. Локальные экономики отдельных стран постепенно теряют способности саморазвития, интегрируясь в обще планетарный экономический организм с универсальной системой регулирования.

Уже теперь решающую роль в мировом развитии играют транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры.

Следует также отметить, что теперь активно формируются глобальные мировые рынки замкнутого типа, охватывающие группы стран огромных регионов мира. Среди них - единый рынок ЕС, рынки стран Американского континента во главе с США и стран Тихоокеанского бассейна во главе с Японией и Китаем.

Таким образом, капиталы преимущественно концентрируются в экономически развитых странах с высокой производительностью труда. Именно сюда поступает и значительная часть финансового капитала экономически отсталых стран, их природных ресурсов и талантов.

2. Международная инвестиционная деятельность


Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом в значительной мере характеризуется объёмом и формами осуществляемых инвестиций. Термин «инвестиции» происходит от латинского слова, что означает вкладывать. В наиболее широкой трактовке международными инвестициями являются инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие участников, которые принадлежат разным государствам (резидентов и нерезидентов по отношению к конкретной стране). В узком смысле международная инвестиция - это инвестиция за рубеж или иностранная инвестиция. В любом случае инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным с тем, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль. Эти два процесса - вложение капитала и получение прибыли - могут происходить в различной временной последовательности. При последовательном протекании этих процессов прибыль получается сразу же после завершения инвестиций в полном объёме. При параллельном их протекании получение прибыли возможно ещё до полного завершения процесса инвестирования. При интервальном протекании этих процессов между периодом завершения инвестиций и получения прибыли проходит определённое время.

Характеризуя экономическую сущность инвестиций, следует отметить, что в международной практике проводится чёткое различие между перемещением капитала и иностранными инвестициями.

Так, перемещение капитала включает: платежи по операциям с зарубежными партнёрами, предоставление займов, приобретений акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т.п. Тогда как, под иностранными инвестициями мы понимаем такое перемещение капитала, которое преследует цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.

Международные инвестиции - это способ размещения финансовых ресурсов и других экономических активов одной страны в другой стране для сбережения и приумножения стоимости этих активов.

Международная инвестиционная деятельность - это направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производства. Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты социального значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем. В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства.

Международная инвестиционная деятельность является совокупностью практических действий субъектов по вкладыванию инвестиций за рубеж. Она перераспределяет в пространстве и времени ресурсы между отдельными субъектами и объектами разных стран. Понятно, что главным субъектом инвестиционной деятельности, является инвестор, поскольку именно он принимает решения о вкладывании собственных или заёмных материальных или интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Различают индивидуальных и институциональных инвесторов. Различия между ними проявляются в масштабах руководимых ими ресурсов, характере и методиках принятия решений.

Индивидуальный инвестор - это самостоятельное юридическое или физическое лицо, которое (без посредников) осуществляет инвестиционную деятельность.

Институциональный инвестор - это финансовый посредник, который аккумулирует деньги индивидуальных инвесторов и осуществляет специализированную инвестиционную деятельность, как правило, на операциях с ценными бумагами. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, а также банки.

Иностранное инвестирование происходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и регулирования. Каждый процесс вложения средств осуществляется и развивается в специфических и во многом неповторимых внутренних и внешних социально-экономических и политических условиях.

Доминирующей характерной чертой, определяющей вид инвестиций является мотивация инвестора. Проявлением долгосрочного интереса иностранного инвестора к предприятию, где он может получить значительный голос в структуре управления им, являются прямые иностранные инвестиции.

К портфельным инвестициям относят вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги с целью получения прибыли (спекуляции).


2.1 Прямые иностранные инвестиции

международный иностранный портфельный инвестиция

К прямым иностранным инвестициям относятся: вклады компаниями собственного капитала за границей в создание филиалов или в приобретение части акций дочерних и ассоциированных компаний; реинвестирование прибыли или, точнее, не переведенная прямому инвестору и не распределенная как дивиденды часть прямого инвестора в суммарных доходах предприятия, использованная для оплаты будущих соглашений между инвестором и предприятием; внутрекорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны и филиалами, дочерними и ассоциированными компаниями с другой.

Такой классификации иностранных инвестиций требует система национальных счетов ООН, однако пока что не все страны придерживаются этих рекомендаций

В современном мире почти не осталось стран, не втянутых в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Уже стала аксиомой мысль о том, что стойкое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мировых хозяйственных процессах потоков капитала, особенно без активного использования преимуществ от привлечения прямых иностранных инвестиций.


2.2 Портфельные международные инвестиции


Следует обратить внимание на несколько моментов в этом определении. Во-первых термин «международные» акцентирует внимание на том обстоятельстве, что движение капиталов происходит, как в виде зарубежных инвестиций (когда инвестируют резиденты), так и иностранных инвестиций (когда инвестируют нерезиденты). Во-вторых, вложение в иностранные ценные бумаги в границах предпринимательского капитала касается только паевых ценных бумаг. В-третьих, портфельные инвестиции базируются преимущественно на частном предпринимательском капитале, хотя государства нередко покупают иностранные ценные бумаги.. международные портфельные инвестиции классифицируются по их отражению в платежном балансе как вложения в национальные ценные бумаги на: акционерные ценные бумаги, являющиеся денежными документами, подтверждающими право инвестора на часть капитала предприятия, долговые ценные бумаги, являющиеся денежными документами, подтверждающими право кредитора на стяжение долга с дебитора(эти ценные бумаги могут иметь различные формы: облигации, казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и т.д.) немного отдельно стоят такие ценные бумаги как финансовые деривативы, которые представляют собой производные денежные инструменты торговли финансовыми рисками. Они свидетельствуют о праве собственника бумаг на продажу или покупку первичных ценных бумаг с передачей финансового риска.

Выводы


Результаты фундаментальных исследований украинских и зарубежных ученых однозначно свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.

Международная инвестиционная деятельность - это направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производства. Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты социального значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем. В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства

Прямые иностранные инвестиции - это вид международной инвестиционной деятельности с целью приобретения резидентом одной страны (прямым инвестором) стойкого и долгосрочного влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятие прямого инвестирования).

Портфельные международные инвестиции - это капиталовложения в иностранные паевые и долговые ценные бумаги с целью получения дохода, но без права реального контроля над объектом инвестирования

Литература


1. Одягайло Б.М. Мiжнародна економiка: Навч.посiб. - 2-ге вид., випр. i доп. - К.: Знання,2006. - 407 с.

2. #"justify">3. Международная инвестиционная деятельность http://lib.mabico.ru/1007.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема: Регулирование международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.51K | Скачано: 45 | Добавлен 14.11.12 в 13:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Новоросийск 2010

Введение 3

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития 8

3. Неформальные международные организации кредиторов 16

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций 17

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором экономического развития подавляющего большинства стран, причем государство в этом процессе играет важную, а иногда и решающую роль. Для правительств развивающихся государств и стран переходной экономики получение внешних финансовых ресурсов означает большие возможности в проведении политики макроэкономической стабилизации и структурной перестройки хозяйства, смягчении последствий либерализации и растущей открытости национального рынка.

В то же время государства-доноры путем предоставления официальной помощи и кредитов получают лучшие условия для торговли и инвестиций, а также определенные гарантии стабильности и предсказуемости зарубежной коммерческой деятельности.

Несмотря на постепенное снижение роли государственного участия в международном движении капитала значимость официальных внешних заимствований для стран со средним и низким уровнем доходов по-прежнему велика и достигает 80-90% от общей суммы долга. Высокие коммерческие и политические риски, характерные для развивающихся рынков, обуславливают особое положение государства как одного из немногих, если не единственного, кредитоспособного клиента и гаранта по внешним обязательствам.

В 90-х годах зарубежные государства стали активнее практиковать новые формы внешних заимствований (в т.ч. на рынке еврооблигаций), появились нетрадиционные схемы реструктуризации внешнего долга, сформировались основные направления инвестиционной и кредитно-финансовой политики в рамках региональных экономических объединений. С возникновением особой категории стран переходной экономики заметно усилилась конкуренция за финансовые ресурсы на мировом рынке, что отразилось в том числе и на глобальном распределении потоков официального внешнего финансирования.

Для России, постепенно преодолевающей последствия социально-экономического кризиса, в краткосрочной и среднесрочной перспективе крайне сложно создать приемлемые и привлекательные условия для частных инвесторов. Поэтому наличие международных финансовых институтов и зарубежных государств в качестве непосредственных доноров и гарантов внешних займов является важным инструментом увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на цели национального хозяйственного развития.

Важным фактором успешной интеграции России в систему мирового хозяйства является государственная поддержка этой деятельности, в том числе и путем финансирования зарубежных партнеров и проектов. В этой связи изучение опыта развитых стран по продвижению национальных экономических интересов средствами официального, включая гарантии частным инвесторам, внешнего финансирования представляет большой практический интерес.

Цель данной работы является изучение регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

Согласно цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить содержание понятия «международная инвестиционная деятельность» и значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях,
  • охарактеризовать многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций,
  • рассмотреть неформальные международные организации кредиторов,
  • исследовать участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность, представить рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

1. Содержание понятия «международная инвестиционная деятельность». Значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях

Международная инвестиционная деятельность - направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производств.

Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты соц. значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем.

В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства.

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором в экономическом развитии подавляющего большинства стран, поскольку это финансирование ведет к получению принимающими ресурсы странами дополнительных материальных и интеллектуальных ценностей, в том числе сравнительно новой техники и технологии, позволяющих ускорить развитие хозяйства, увеличить экспорт и валютные поступления, повысить благосостояние населения. Вместе с тем и страны-доноры имеют от трансграничной передачи ресурсов значительные выгоды, поскольку это дает им возможность полнее использовать преимущества международного разделения труда, мировой природный и людской потенциал.

В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10% акций акционерного предприятия.

В соответствии с новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:

  • приобретение иностранными инвесторами не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
  • осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Иностранным инвесторам - юридическим и физическим лицам - прямые инвестиции обеспечивают право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев предприятий.

Прямые вложения осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:

  • активизируется деятельность частного сектора;
  • расширяется выход на внешние рынки;
  • облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
  • больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
  • приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
  • создаются новые рабочие места;
  • расширяется налогооблагаемая база;
  • импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Следует подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция к росту удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России. Эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны.

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития

Нарастающий процесс усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которое способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных экономических организаций.

Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы (установления), в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Методами взаимодействия в международном регулировании считаются резолюции и директивы, разрабатываемые и принимаемые международными организациями, являющиеся обязательными для их членов; многосторонние соглашения, заключаемые на межправительственном уровне; согласования и договоренности, консультации и сотрудничество на региональном уровне и в неправительственных организациях.

Регулирование экономической политики стран как в международном, так и в региональном аспекте основывается на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных норм — обычных и конвенциональных — обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, осуществляющими коллективный контроль за соблюдением норм международного права.

С усложнением хозяйственных взаимосвязей между отдельными государствами меняются и соответствующие международные нормы и правила, разрабатываемые международными экономическими организациями и реализуемые в рамках отдельных государств. Различия в подходах к решению рыночных проблем стали приобретать интернациональный характер и легли в основу международных и региональных программ действий и согласованных решений, принимаемых в рамках международных и региональных организаций.

Организационно-хозяйственное регулирование, осуществляемое на основе многостороннего экономического сотрудничества в рамках региональных экономических группировок, реализует процесс экономической интеграции стран-участниц. Экономическая интеграция ставит целью стирание различии между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта. Степень экономической интеграции зависит от форм экономического сотрудничества.

В современных условиях в мире значительно возросла роль международных региональных организаций, входящих в состав ООН. В них на правительственном уровне решаются вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов государств-членов на основе формирования консенсуса. Всего в рамках ЭКОСОС ООН осуществляет региональную деятельность 5 таких организаций, именуемых «комиссиями». Они содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов региональных комиссий; способствуют выработке согласованных действий и координации политики стран в рамках региона, развитию внутрирегионального сотрудничества с международными и региональными организациями; содействуют выполнению проектов и программ в области развития экономики.

Организация Объединенных Наций (ООН) создана в 1945 г. Устав ООН был ратифицирован и вступил в силу 24 октября 1945 г. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях.

Цель деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги.

Международный Банк Реконструкции и Развития:

  • поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов и социальной сферы - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания;
  • поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному населению;
  • использует финансовые средства воздействия для стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией);
  • мобилизует частный капитал, помогая создавать благоприятный климат для инвестиций;
  • оказывает финансовую помощь (в виде грантов, выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем мире.

Международная Финансовая Корпорация (МФК) стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей.

МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) основано 12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка.

Задачи МАГИ заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МАГИ проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Всемирный банк и Международный валютный фонд были основаны в 1944 году на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба «Бреттонвудских учреждений», как их иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны. Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.

В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк - это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира.

Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. В состав его шестидесяти владельцев-акционеров входят 58 стран, Европейский инвестиционный банк и Европейское Сообщество.

Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов, способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капиталов по самым выгодным ставкам.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 г. под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

3. Неформальные международные организации кредиторов

Международные кредитные отношения развиваются большими темпами. Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 1990-х гг. стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Следует отметить, что государственный долг как проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. В виде внешнего долга - задолженности государства гражданам и организациям других стран - государственный долг выступает необходимостью существования таких международных организаций, как Лондонский и Парижские клубы кредиторов.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений.

Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.

Возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания «мертвой» инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.

Россия имеет практический опыт (с представителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) в организации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать с целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).

Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со стороны законодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственным контролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций:

  • представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам;
  • организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
  • поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов;
  • освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
  • создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.

На территории России должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции:

  • продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти;
  • оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций;
  • координация деятельности региональных инвестиционных институтов;
  • оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.

Примером развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг «Ринвест», объединяющий КБ «Ринвестбанк», одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.

В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является:

  • организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;
  • организация управленческого консультирования.

Заключение

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

Список литературы

  1. Безденежных В.М. Экономика России: институциональные и инфраструктурные аспекты. - М.: Кириллица-1, 2003. - 110 с.
  2. Горшенина Н.С. Инвестиционная политика. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2006. - 157 с.
  3. Инвестиции: организация, регулирование, финансирование / Под ред. Крафт Г.В., Ульяницкой Н.М. - Ростов/н/Д: Изд-во РГУПС, 2008. - 406 с.
  4. зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Тема 6 Привлечение иностранного капитала в инвестиционный процесс Украины

План

1. Международная инвестиционная деятельность и её институты.

2. Иностранные корпоративные Системы инвестирования.

3. Политика государства по привлечению иностранных инвестиций.

Международная инвестиционная деятельность и её институты.

6.1.1 Общее понятия о международной инвестиционной деятельности.

Международная инвестиционная деятельность обусловливается экспортом инвестиционного капитала за границу в денежной или товарной форме с целью получения прибыли и расширения экономического влияния на объект инвестирования

По характеру собственности вывозимый капитал может быть частным и государственным.

Различаются две формы вывоза капитала:

Вывоз предпринимательского капитала (помещение его в производственные предпринимательские страны)

Вывоз ссудного капитала (в виде займов, аудитов, вложенные на текущие счета в иностранные банки)

Предпринимательский капитал в свою очередь подразделяется на прямые и портфельные инвестиции.

а) Прямые инвестиции – это вложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль инвестора или его участия управлениям предприятиям.

По определению МВФ, инвестиции считаются прямыми при наличии у иностранного инвестора не менее 25% акций предприятия

б) Портфельные инвестиции – это вложения в акции зарубежных предприятий, облигаций и других ценных бумаг иностранных государств, международных валютно-кредитных организаций с целью получения повышенного дохода за счёт налоговых льгот, изменения валютного курса.

Вывоз предпринимательского капитала может осуществляется также путём создания до черных предприятий за рубежом или совместных предприятий.

Наиболее влиятельной международной валютно-кредитной системой является группа Всемирного банка (Бреттон-Вудская валютная система) которая включает в себя:

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международную финансовую корпорацию (МФК);

Международное агентство развития (МАР);

Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (МИГА):

6.1.2 Международные инвестиционные институты.

1.МБРР и МВФ – это межгосударственные инвестиционные институты, учреждения в 1944 году в Бреттон-Вуди членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ.

Основной целью МБРР – является создание начала передачи ресурсов от развитых стран в развивающиеся для содействия их экономическому и социальному развитию. МБРР предоставляет также техническую помощь и даёт рекомендации на разработке экономической политике. Совладельцами МБРР являются правительства около 160 стран, уставной капитал банка образуется путём подписки стран –членов на акции. Предоставления займов странам-участницам осуществляется за счёт средних средств, привлекаемых банком на мировых рынках капиталов. Предоставляемые займы должны иметь целевое использования – на производительные цели и способствовать экономическому росту стран-заёмщиков. Займы предоставляются непосредственно правительству или под его гарантию.


В 1974 году для координации действий членов МБРР и МВФ создан комитет развития КР. В настоящие время КР состоит их 22 членов, в основном министров финансов, назначаемых на 2 года.

2.МАР создан в 1960 году с целью финансирования проектов и программ развития в наибеднейших странах (с годовым доходом на душу населения менее 610 $) таких стран насчитывается около 40. Фонды МАР формируются путём периодических вложений за счёт взносов развитых стран. В н/в МАР входит более 140 стран. Беспроцентные кредиты МАР предоставляется только правительствам на срок 35-40 лет, с льготным периодом 10 лет.

3. МФК создан в 1956 году и предназначен для содействия развивающимся странам в развитие частного сектора путём инвестирования или предоставления займов. Фонды МФК состоят из доходов от акций, собственных займов, нераспределённой прибыли. Членами МФК могут быть только страны – участницы МБРР и в н/в в МФК входит 146 членов.

В 1986 году по инициативе МФК создана консультативная служба по иностранным инвестициям (ФИАС). ФИАС создан для выработки наиболее рациональных путей привлечения прямых иностранных инвестиций, изучения инвестиционного климата стран, помощи и разработки инвестиционного законодательства и организации учреждений, необходимых для привлечения прямых иностранных инвестиций.

4. МИГА создан в 1988 году с целью содействия инвестирований акционерного капитала и привлечению прочих прямых инвестиций в развивающиеся страны путём устранения прорез некоммерческого характера. МИГА осуществляет страхование зарубежных инвесторов, от убытков связанных с некоммерческим риском. Членами МИГА в в/н являются около 90 стран.

Объектами инвестирования группы Всемирного банка являются элементы производственной и социальной инфраструктуры, которые непосредственно влияют на ускорение процесса развития экономики(автомобильные и железнодорожные магистрали, транспорт, связь, электроснабжение и т.д.)

5. В 1991 году был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для содействия переходу к открытой экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативе в странах Центральной и Восточной Европы. В состав ЕБРР 59 стран, в том числе и Украина. Акционерный капитал банка составляет 10 млрд. дол. каждый и разделён на 1 млн. акций. Держателем 8тыс. акций на суму 80млн. является Украина. Основными задачами ЕБРР является – содействия премий инвестициям, структурной перестройки технологически жизнеспособных предприятий, предоставление им долгосрочных кредитов и помощи с целью превращения их в финансово благополучные и самостоятельные компании.

6. В 1959 году были созданы Европейские инвестиционные банки (ЕИБ) и финансово – кредитные институты Европейского экономического сообщества (ЕЭС) десятью участниками ЕЭС. Задачами банка являлось:

Развитие отсталых стран участниц;

Финансирование строительства, реконструкции, модернизации предприятий в отдельных странах, где недостаточно своих инвестиции:

Деятельность банка распространяется кроме участников ЕЭС и на 74 страны, подписавшие соглашение с ЕЭС об ассоциации и сотрудничестве. Кредиты банка в финансировании инвестиционных проектов занимают около 50% для развивающихся стран, ассоциированных с ЕЭС, выдаются льготные кредиты на срок до 30-40 лет. Основные объекты кредитования: транспорт, энергетика, связь, телекоммуникации.

7. Определёную роль в развитии международных валютно-финансовых отношений и инвестиционной деятельности играют различные группировки стран, объединенных в группы в разное время, но с аналогичными целями: взаимопомощи, координации деятельности в области валютно-финансовой и инвестиционной политики. Это группы: Группа-5 ти; Группа-7; Группа –10 ти; Группа –24; Группа-30; Группа-77;

1) Группа-5 - состоит из 5-ти стран: Франции, Германии, Японии, Великобритании, США.

2) Группа-7 - состоит из 5ти и еще Италия, Канада.

3) Група-10 - кроме 7ми входят еще Нидерланды, Бельгия, Швеция, и 11-я Швейцария.

4) Группа- 24 - создана развивающимися странами членами МБРР и МВФ, она входит в состав группы 77 и формирует для неё основные положения по валютно-финансовой, кредитной, инвестиционной деятельности.

5) Группа-30 - создана ведущими банкирами, бизнесменами и финансовыми руководителями развитых и развивающихся как неформальное объединение.

6) Группа-77 - создана развивающимися странами и в н/в насчитывает 127 стран. Периодически группа проводит собрание своих членов, обычно в рамках ООН.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с