Экономика и народное хозяйство ссср в условиях вов. Народное хозяйство ссср в период довоенных пятилеток Народное хозяйство ссср 1940

] Ответственный за выпуск Л.А. Уманский.
(Москва: Издательство «Финансы и статистика», 1987. - Государственный комитет СССР по статистике)
Скан, OCR, обработка, формат Htm: Ефремов, 2012; Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2013

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (3).
    ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР за 70 лет СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
    Масштабы созидания (5).
    Обновление мира (28).
    Создание основ нового общества (32).
    Осуществление ленинского плана строительства социализма (33).
    Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (43).
    Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства (47).
    Развитие народного хозяйства в 1961-1985 гг. (49).
    Курс - ускорение (52).
    1986 г. - Перестройка в действии (56).
    ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    Наука и технический прогресс (60).
    Материально-техническая база народного хозяйства, ее техническое перевооружение и реконструкция (100).
    Эффективность использования трудовых ресурсов (107).
    Ресурсосбережение (112).
    Совершенствование управления и хозяйственного механизма (115).
    РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    Валовой общественный продукт и национальный доход (122).
    Промышленность (125).
    Топливно-энергетический комплекс (161).
    Металлургический комплекс (164).
    Машиностроительный комплекс (166).
    Химико-лесной комплекс (176).
    Промышленность строительного комплекса (184).
    Производство товаров народного потребления (186).
    Агропромышленный комплекс (200).
    Растениеводство (222).
    Животноводство (253).
    Пищевая промышленность (268).
    Капитальные вложения и поставки материальных ресурсов (274).
    Лесное хозяйство (285).
    Предприятия АПК (287).
    Кадры в АПК (300).
    Производительность труда в АПК (311).
    Капитальное строительство (316).
    Транспорт и связь (340).
    Железнодорожный транспорт (343).
    Морской транспорт (348).
    Речной транспорт (350).
    Магистральный трубопроводный транспорт (353).
    Автомобильный транспорт (354).
    Городской пассажирский электрический транспорт (363).
    Воздушный транспорт (368).
    Связь (370).
    СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА
    Население и трудовые ресурсы (373).
    Использование национального дохода (430).
    Оплата труда и доходы населения (431).
    Обеспечение населения товарами и услугами (449).
    Обеспечение жильем (508).
    Народное образование и культура (523).
    Охрана здоровья (585).
    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    Земля (607).
    Недра (608).
    Охрана лесов (610).
    Рациональное использование и охрана водных ресурсов (612).
    Воздушный бассейн (614).
    Охрана окружающей среды в районе озера Байкал (616).
    Затраты на мероприятия по охране природы и ввод мощностей (618).
    ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (620).
    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СССР
    Внешняя торговля СССР (640).
    Сотрудничество стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи (648).
    Экономическая и техническая помощь СССР (650).
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНЕНИЯ
    Развитие СССР и других социалистических стран в сопоставлении с капиталистическими странами (653).
    Территория и численность населения стран мира 699 Краткие методологические пояснения к отдельным статистическим показателям, приведенным в ежегоднике (711).

Аннотация издательства: Юбилейный статистический ежегодник содержит важнейшие данные об экономическом и социальном развитии СССР за годы Советской власти, характеризующие население, развитие отраслей народного хозяйства, науки и техники, рост благосостояния народа. Публикуются некоторые данные, характеризующие развитие других социалистических стран. По ряду показателей дается сопоставление с показателями капиталистических стран.
Для экономистов, статистиков, научных, партийных и хозяйственных работников, пропагандистов.

Послевоенная экономика. Вторая мировая война нанесла колоссальный ущерб народному хозяйству СССР. В 1945 г. промышленность освобожденных от фашистской оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции (в Украине - 26% довоенного уровня), сельское хозяйство - 60%. На оккупированных территориях было потеряно 2/3 национального имущества СССР (в Украине остались невредимыми только 19% довоенной численности промышленных предприятий). Если стоимость всего разрушенного в европейских странах составляла 260 млрд долл., то почти половина (128 млрд долл.) из них приходилась на СССР на Германию - 48 млрд долл.). Расходы СССР на войну составили 357 млрд долл., тогда как расходы США - 275 млрд долл. До огромных военных расходов следует добавить человеческие ресурсы - более 27 млн человек, почти половина из которых украинцы (человеческие потери Украины, по разным данным, составляет 7-15 млн человек).

В то же время общий уровень промышленного производства в 1945, p. по официальной советской статистике, снизился лишь на 8% по сравнению с 1940 г. Этому способствовала невиданная по своим масштабам эвакуация. В восточные районы РСФСР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий (из Украины вывезено 1 тыс. предприятий и более 4 млн человек для обеспечения их работы), перегнано около 10 млн голов скота, из них 1,5 млн голов крупного рогатого. Это способствовало ускоренному развитию восточных районов. За период войны здесь ввели в действие 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно быстрыми темпами росло военное производство. Вследствие этого индустриальная мощь Урала возросла в 3,6 раза, Западной Сибири - в 2,8, Поволжья - в 2,4 раза. Доля Украины, например, в объеме общесоюзного производства упала с 18% в довоенный период до 7% в 1945 г. В дальнейшем, несмотря на бурное развитие национальной промышленности, Украина уже не сможет вернуть себе место единоличного лидера, поскольку новые индустриальные центры, возникшие за Уралом, развивались более быстрыми темпами.

При общем падении промышленного потенциала тяжелая промышленность страны на 12% превысила довоенный уровень. Ее доля в общем объеме промышленного производства выросла в 1945 г. до 74,9%. Это произошло, в частности, за счет резкого падения производства и без того слабо развитых легкой и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск хлопчатобумажных тканей составил лишь 41% от уровня 1940, p. кожаной обуви - 30, сахара - 21% и др. Итак, война нанесла не только колоссальных убытков промышленности, но и изменила ее географию, особенно отраслевую структуру. Поэтому в специфическом понимании великую Отечественную войну можно рассматривать как очередной, слишком особый этап в дальнейшей индустриализации СССР.

Основные источники перестройки. В связи с потерей значительной части экономического потенциала на западных территориях (накануне войны доля только Украины (УССР) в Советском Союзе в добыче угля составляла 50,5%, железной руды - 67,6, в выплавке чугуна - 64,7, стали - 48,9%) и перемещения значительной его части на Восток, а также в связи с необходимостью перехода экономики на военные рельсы национальный доход СССР в 1941 г. снизился на 1/3. С 1943 г. национальный доход постепенно увеличивается, в 1944 г. он вырос уже на 30%, хотя его объем и до конца войны не достиг довоенного уровня.

Это отразилось на формировании государственного бюджета, который в 1942 г. уменьшился до 50 млрд рублей (в масштабе цен, которые действовали в тот период). Для наполнения бюджета и покрытия расходов привлекали дополнительные доходы, преимущественно из внутренних источников. К ним принадлежали такие.

1. Поступления от государственных предприятий, которые в результате организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, снижение издержек производства и себестоимости продукции, существенно улучшили экономические показатели деятельности. С 1942 по 1945 г. они выросли на 60 млрд рублей.

2. Поступления от населения. После введения в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их доля в бюджете увеличилась с 5,2% (1941) до 13,2% (1945). В целом с 1942 по 1945 г. общие поступления от населения в бюджет выросли на 36 млрд рублей.

Значительную финансовую помощь государству предоставило населения в виде подписки на государственный заем. За годы войны было выпущено четыре государственные займы, и с их помощью дополнительно собрано 67 млрд рублей поступлений в государственный бюджет. Сюда следует добавить добровольные взносы граждан. Всего за годы войны от населения поступили в форме добровольных взносов 94,5 млрд рублей, 130,7 кг золота, 13 кг платины, 9,5 т серебра, значительное количество ценных изделий, облигаций и зарубежной валюты.

3. Поступления за счет изменения структуры расходов государственного бюджета. В наиболее напряженный период войны около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. В 1944 г. их доля снизилась до 52,3, а в 1945 г. - до 42,9%.

4. Рост промышленного потенциала на Востоке страны и его дальнейшее развитие расширяли возможности для увеличения средств народного хозяйства. Росла доля поступлений в государственный бюджет из этого региона. Если в 1942-1943 гг. бюджетные расходы преобладали поступления, они составляли соответственно 17,3 и 15,8%, то в 1944-1945 гг. ситуация изменилась, и они уже составляли соответственно 20,3 и 24,9%.

5. Помощь со стороны государств антигитлеровской коалиции (по ленд-лізом). По соглашению между США, Великобританией и Канадой Советскому Союзу в период войны как помощь была поставлена вооружения, продовольствия, оборудования на сумму 9,8 млрд долл. Однако весь импорт в военные годы составлял лишь около 4% промышленного производства СССР за этот период.

До сих экономических источников следует добавить огромный энтузиазм и патриотизм людей. Главной производительной силой стали женщины, доля которых в народном хозяйстве с 1940 по 1945 г. выросла с 39 до 56%, в том числе в промышленности - до 52%. В 1942 г. Наркомата тяжелого машиностроения не хватало 5 тыс. рабочих, Наркомата танковой промышленности - 45 тыс, Наркомата вооружения - 64 тыс, Наркомата авиационной промышленности - 215 тыс, Наркомата боеприпасов - 35 тыс, Наркомата черной металлургии - 9 тыс., Наркомата цветной металлургии - 8 тыс. человек. (На оккупированной территории осталось 45% довоенного населения страны). их заменили дети, пенсионеры, сельские жители.

Материально-техническое обеспечение армии, что требовало непрерывного расширения военного производства и обновление военной техники, восстановление разрушенного войной хозяйства были самым тесным образом связаны с необходимостью национального роста основных фондов как базы расширенного воспроизводства. В СССР объем капиталовложений в годы войны постоянно увеличивался: в 1943 г. он составил 25,9 млрд рублей, в 1944 г. - 35,6 млрд, в 1945 г. - 42,9 млрд рублей. Это дало возможность восстановить объем основных фондов в 1945 г. на 91% по сравнению с 1940 г. (в 1942 г. они составили 63% от уровня 1940, p. в 1943 г. - 76, в 1944 г. - 87%).

Расширенное воспроизводство осуществлялось в сфере материального и нематериального производства. В результате войны в 1942 г. фонд нематериального производства в народном хозяйстве (жилой фонд, учреждения социально-культурного и коммунально-бытового назначения) снизился по сравнению с довоенным уровнем почти на 50%. Перебазирование на Восток большого числа предприятий, значительной массы рабочих и членов их семей потребовало расширения, по тогдашней терминологии, непроизводственных фондов. Выделение с этой целью капиталовложений, усилия трудящихся дали возможность не только приостановить уменьшения непроизводственных фондов, но и постепенно их увеличить. В 1943 г. они возросли по сравнению с 1942 г. на 29%. В 1944 г. прирост непроизводственных фондов составлял 20%. Ни в одной из других стран, воевавших в период Второй мировой войны почти не велось жилищного строительства. В СССР в 1942 г. было построено 5,8 млн кв. м жилой площади, в 1943 г. - 10,5 млн, в 1944 г. - 15,7 млн, в 1945 г. - 15 млн кв. м.

Значительно худшие условия сложились в сельском хозяйстве - разрушено до 100 тыс. колхозов и совхозов, 2,6 тыс. машинно-тракторных станций. Трудоспособного населения стало меньше почти в 1,5 раза. Энерговооруженность сельского хозяйства упала почти на 40%. Поголовье лошадей сократилось примерно в 1,5 раза, крупного рогатого скота - на 20, свиней - на 65%. Посевные площади уменьшились на 36,8 млн га, урожайность зерновых снизилась с 8,6 ц/га в 1940 г. до 5,6 ц/га в 1945 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. сократилась по сравнению с 1940 г. на 40%, производство зерна и хлопка уменьшилось в 2 раза, мяса - на 45%. Полностью или частично в СССР было разрушено более 70 тыс. сел, 28 тыс. из них в Украине, 30% сельских жителей остались без крова.

Следовательно, в отличие от промышленности и транспорта, которые хотя и понесли большие убытки, однако ускоренно, в первоочередном порядке, отстраивались уже в годы войны, положение в сельском хозяйстве было просто катастрофическим. Большинство населения СССР буквально балансувало на грани выживания. В 1946 г. вследствие неурожая и непомерного выкачивания из села продовольственных ресурсов (того года в Украине колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны, а планы хлебозаготовки были увеличены с 340 до 360 млн пудов), вследствие экспортных поставок за рубеж в Украине, Молдове, областях Центрально-Черноземной зоны, Нижнего и части Центрального Поволжья начался страшный голод, который охватил до 100 млн человек. От голода и болезней в 1946-1948 гг. умерло около 2 млн человек, из которых почти половина - в Украине (в 16 восточных, а также в Измаильский и Черновицкой областях в 1946 г. умерло почти 282 тыс, а в 1947 г. - более 528 тыс. человек). До лета 1947 г. только в Украине было зарегистрировано почти 1 млн больных дистрофией.

Выбор экономической стратегии. Как и ранее, выбор экономической стратегии СССР определялся политическим курсом, который зависел прежде всего от воли И. Сталина и от соотношения сил правящей элиты. Он был важным фактором возможных зарубежных займов и инвестиций. Степень конверсии и объем ресурсов, что обратились на развитие ВПК, уровень экономического сотрудничества с западными государствами в значительной степени определяли масштабы накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в ВВП) и степень закрытости (автаркии) советской экономики.

Война сблизила СССР с мировым обществом, а его отношения с западными государствами вступили партнерского, казалось бы, даже дружеского характера. Победа в войне изменила душную общественную атмосферу конца 30-х годов и дала импульс демократическому обновлению советской системы, надежды на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война научила людей критически мыслить. Для многих из них она стала "открытием" Мероприятия (за рубежом побывало более 6 млн человек в составе действующей армии и еще 5,5 млн репатриантов), пошатнула идеологические стереотипы, вызвав интерес и симпатию к западной цивилизации.

Реформаторские настроения проникли и в большевистскую элиту, существенно обновленную в годы войны. Война приучила управленческий корпус к инициативе, отбросив на второй план выявления "вредителей" и "врагов народа". В годы войны, в отличие от других стран, уменьшился степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов советской экономики. Как следствие, в районах, которые не были оккупированы, несколько возросли доходы сельского населения. Забота о выживании населения и выполнения государственных задач побудили местную власть поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало или узаконивание, институционализации этих новаций, существенной коррекции довоенной экономической политики, или возврат к предыдущей централизованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строгим административно-политическим контролем за деятельностью хозяйственной администрации, предприятий и всех рабочих.

Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. определял напряженные задания, основным из которых было: обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Это стало первым шагом на пути возвращения к довоенной модели развития народного хозяйства. Однако многие аспекты экономической стратегии еще не было определено. Задача четвертой пятилетки не исключали некоторых вариантов развития в рамках централизованной системы планирования и управления народным хозяйством СССР.

Однако прогрессивный распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за разделение Европы и начало "холодной войны" способствовали конечной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял И. Сталин. В этом же направлении действовали и некоторые внутренние факторы: голод 1946, p. который способствовал резкому усилению контроля государства над селом, обострение социально-экономической ситуации в городах (в том числе с отменой карточной системы и денежной реформы 1947 г.).

Особенности восстановления в СССР. Советское правительство отказалось в 1947 г. от участия в плане Маршалла, направленного на экономическое возрождение Европы, и начал насаждения в Восточной Европе откровенно коммунистических правительств, оказав "социалистических преобразований", что еще больше обострило отношения с США. Страна не только вернулась к предыдущей модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме, что определило особенности восстановительного периода в СССР.

Во-первых, это не только опора на внутренние ресурсы и силы, но и к тому же разнообразная помощь другим странам социалистического лагеря.

Во-вторых, в отличие от Запада, где восстановление началось по стабилизации национальной валюты, восстановления инфраструктуры (дорог, средств связи и др.), развития сельского хозяйства и легкой промышленности, затем реконструкции и технического переооснащення тяжелой индустрии, в СССР ставка делалась прежде всего на восстановление работы тяжелой индустрии, на экономию и накопления финансов и ресурсов за счет сельского хозяйства, легкой промышленности и социальной сферы. В 1946-1950 гг. на потребности тяжелой промышленности как основы ВПК было направлено 80% капиталовложений. Это, безусловно, давало эффект в отраслях, ориентированных на ВПК (электроэнергетика, металлургия, машиностроение и т.д.), но вместе с тем тормозило и деформировало процесс производства потребительских товаров и развития сельского хозяйства.

Послевоенное село финансировалось по остаточному принципу (не более 7% общего объема ассигнований). Оно было вынуждено выполнить как минимум три задачи: обеспечить потребности промышленности в сырье, решить проблему снабжения городов продовольствием, вырастить достаточное количество сельскохозяйственной продукции для экспорта в страны Восточной Европы. Пытаясь выполнить эти широкомасштабные задачи в условиях хронической нехватки средств, официальная власть практиковала традиционные командные методы: усиление давления на село, наведение жесткого порядка - кампания в деле ликвидации и нарушения колхозного устава (1946); прямые репрессии - депортации в Сибирь лиц, которые "злостно" уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве (с 1948); попытки структурной перестройки организации сельскохозяйственного производства - политика укрупнения колхозов (1950).

В-третьих, форсирование развития тяжелой промышленности и ВПК, как и перед войной, сопровождалось мощными мобілізаційно-пропагандистскими мерами - движениями передовиков и новаторов, социалистическим соревнованием. Движением за досрочное выполнение пятилетнего плана и повышение производительности труда было охвачено в 1946 г. 80% рабочих и служащих, в конце 1948 г. - уже 90%.

По-четвертых, колоссальное, невиданное в XX в. использования внеэкономического принуждения. Репрессии не прекращались в период войны, а после ее окончания стали нарастать. За 1945-1953 гг. число заключенных в лагерях и колониях Гулага возросло с 1,5 млн до 2,5 млн человек. По некоторым оценкам, в результате послевоенной волны репрессий в тюрьмах, лагерях, колониях и ссылках оказалось 5,5-6,5 млн человек. Сфера в"язнично-лагерной, по сути рабского труда, была важной неотъемлемой частью советской экономики. Министерство внутренних дел стало огромным хозяйственным ведомством. Руками заключенных сооружали многочисленные крупные объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, на транспорте.

По-пятое, чрезвычайное огосударствления экономики. Это, в частности, давало возможность за короткое время мобилизовать значительные материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывать их с одного места в другое и концентрировать на восстановлении или построении необходимого объекта.

Восстановление и развитие народного хозяйства. Согласно официальным данным уже в 1948 г. по объему промышленного производства СССР достиг довоенного уровня. За годы четвертой пятилетки валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 г. выросла на 73% вместо 48% по пятилетним планом. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в 2 раза (машиностроение - в 2,3 раза), а легкая - лишь на 23%. Основные производственные фонды увеличились на 58%, производительность труда в промышленности - только на 37%. Итак, промышленное производство развивалось в основном на экстенсивной основе.

Успехам в развитии индустрии, капитальном строительстве способствовали не только внутренние факторы (тяжелый труд людей, концентрация ресурсов за счет "экономии" на жизненном уровне народа, сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере), но и репарации Германии. В целом они составили 4,3 млрд долл., что обеспечило почти половину оборудования для объектов промышленности, ускорению НТП. Однако при всем своем значении репарации и военные трофеи не могли компенсировать отсутствие крупных иностранных инвестиций, масштабную помощь СССР восточноевропейским странам советского блока, Китая и Кореи.

Значительные промышленные мощности высвободила конверсия. В 1946 г. доля военных расходов снизилась до 24% (против 32% в 1940 г.); численность вооруженных сил в 1945-1948 гг. сократилась более чем в 3,9 раза: с 11,4 до 2,9 млн человек. Правда, в 1947 г. спад в некоторых военных отраслях снова сменился подъемом. Однако, даже по официальным данным советской статистики, в четвертой пятилетке на укрепление обороноспособности выделили 19,8% госбюджета (в первой пятилетке - 5,4, во второй - 12,7 и за три года третьей - 26,4%). Благодаря этому на середину 50-х годов в СССР были заложены основы военно-промышленного комплекса, который стал важной, приоритетной частью экономики.

Тяжелым остается положение в сельском хозяйстве. Давление на село было сопоставимо разве что с периодом массовой коллективизации, но теперь основные усилия государственно-административного аппарата не сосредотачивались на создании колхозов, а на безжалостном изъятии у них продовольственных и денежных ресурсов. Нередко, выполнив государственный план поставок, колхозы оставались без хлеба. В 1947 г. средняя норма выдачи зерна на трудодень была ниже от уровня 1940 г. почти в 2 раза, а в некоторых колхозах зерна крестьянам не выдавали совсем. В последующие годы, несмотря на некоторое улучшение, доходы от колхозов составляли в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи крестьянина, а 27,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. В результате развернутой государственной кампании в 1946-1947 гг. площадь приусадебных участков крестьян было сокращено на 10,6 млн га.

Село оставалось основным "донором" сталинской экономики и вместе с тем пасынком о выделении государственных ресурсов. Не случайно в начале 50-х годов оно лишь приблизилось к довоенному уровню, хотя по плану четвертой пятилетки должно превышать его на 27%. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1950-1953 гг., по официальным данным, составляли 1,6%.

Несмотря на усиление давления на село, продовольственная проблема в послевоенные годы оставалась в дальнейшем острой. Только в декабре 1947 г. отменили карточную систему на продовольственные и промышленные товары и осуществили переход к продаже их в открытой торговле по единым государственным розничным ценам. Одновременно с отменой карточной системы провели денежную реформу, целью которой была ликвидация последствий войны в финансово-денежной сфере и упорядочению всей финансовой системы. Эти правительственные меры имели неоднозначные последствия. В частности, отмена карточной системы, безусловно, свидетельствовало о некоторой стабилизации народного хозяйства. Однако после 1947 г. заработная плата большей части населения, что выросла лишь на половину довоенного уровня, существенно отставала от новых государственных цен, которые почти втрое превышали довоенный уровень. Поэтому в 1947-1950 гг. цены на товары снижались пять раз. Однако со временем этот процесс словно оторвался от своей предыстории и отложился в массовом сознании как сталинский курс на регулярное снижение цен.

Неоднозначно повлияла на жизненный уровень населения и денежная реформа. С одной стороны, она привела денежную массу, которая была в обращении, в соответствие с потребностями хозяйства. В годы войны в связи с большими военными расходами и дефицитом государственного бюджета государство вынужденно прибегла к денежной эмиссии. Кроме того, на оккупированных территориях фашисты с целью подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении была денежная масса, которая в 3,8 раза превышала довоенную и значительно превышала потребности народного хозяйства. Поэтому покупательная способность рубля снизилась. Провели переоценку трудовых сбережений населения в сберкассах на нескольких условиях (до 3 тыс. руб. обмен денежных знаков осуществлялся как 1: 1; для тех, кто имел вклады от 3 до 10 тыс, обмен шел как 2: 3, а для вкладов более 10 тыс. руб. - как 1: 2). С другой стороны, денежная реформа больно ударила по крестьянству, которое сохраняло деньги, главным образом, дома и было вынуждено осуществлять обмен из расчета 1: 10.

Несмотря на постепенное увеличение номинальной, а частично и реальной зарплаты, даже в городах уровня жизни 1940 г. было достигнуто только в 1951, p. а уровня 1928, p. который, в свою очередь, приближался к уровню 1913, p. достигли только в 1954 г. Крайне обострилась жилищная проблема.

Следовательно, политическое и хозяйственное руководство СССР в послевоенные годы выбрало наиболее сложный и ресурсоемкий вариант восстановления и развития советской экономики. Он предусматривал не только авторитарный развитие с опорой на собственные силы, но и ограничивался курсу на максимальное форсирование тяжелой промышленности и ВПК за счет беспрецедентного ограбления деревни, сдерживания жизненного уровня населения, торможение развития социальной сферы, легкой и пищевой промышленности. Реализация такого курса требовала не просто масштабного внеэкономического принуждения, а массовых репрессий и вместе с тем формального одобрения его (курса) населением страны. В этот период СССР завершил формирование послевоенной командно-административной системы.

Российская революция 1917 г. как её Февральский, так и особенно Октябрьский этап изменили исторический ход страны, привели к радикальным преобразованиям в социально-экономической организации с весьма далёкими последствиями и для страны, и для всето мира. Приход к власти большевиков означал смену общественного строя, заявленного новой властью как строительство социализма. В соответствие с идеологическими постулатами социалистических преобразований были приняты и осуществлены акции исторического значения. В первые же дни Советской власти законодательно установлен рабочий контроль на предприятиях, что явилось началом их последующей национализации.

Одним из первых исторических решений Совнаркома стал декрет «О земле», согласно которому отменялась частная собственность на землю, национализировались земельные владения помещиков. Крестьяне получали землю в вечное пользование. Согласно декрету земля делилась по общинному принципу - либо по количеству работников в семье, либо по числу едоков. Вместе с тем проводились мероприятия по созданию коллективных хозяйств (коммун). Но принципы уравниловки и вызываемая ими безответственность сделали их нежизнеспособными.

Социализм связан с введением централизованного управления обществом и экономикой, с формированием государственной социально- экономической политики. Уже в декабре 1917 г. был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), состоящий из отраслевых комитетов. Началась национализация крупной промышленности и банков. Первым банком, переданным в введение государства, стал Российский государственный банк, переименованный в Народный банк. Была введена государственная монополия на банковскую деятельность.

В 1918г. осуществлена национализация транспорта - железных дорог, морского и речного флота. В апреле 1918 г. была объявлена национализация внешней торговли, установлена монополия на внешнеэкономическую деятельность. В июне 1918 г. декретом была национализирована крупная промышленность (с капиталом свыше 1 млн. руб.).

Главной проблемой Советской власти в первые годы стала борьба с разрухой и голодом. С целью обеспечения городов продовольствием и прежде всего Москву и Петроград в деревни направлялись вооружённые отряды рабочих (продотряды) с целью изъятия излишков хлеба у селян. В деревнях им помогали созданные Комитеты бедноты (Комбеды).

Разруха, вызванная Гражданкой войной и саботажем со стороны врагов Советской власти, привела к остановке большинства предприятий, в тяжёлом положении находился транспорт. Преобладающей формой хозяйства стало кустарное мелкотоварное производство. Сильно пострадало сельское хозяйство: посевные площади к концу Гражданской войны сократились вдвое, а урожайность - втрое. В стране с 1919 г. вынуждено был установлен режим «военного коммунизма», когда торговый обмен был заменён продразвёрсткой - прямым изъятием продовольственных нродукгов, иногда с компенсацией товарами первой необходимости (мыло, керосин, соль, ткани). Военный коммунизм привёл к полной централизации управления, экономические методы не стали играть роли. Одним из решений нового режима стало введение всеобщей трудовой повинности в духе идеологии борьбы с буржуазными элементами. Чрезвычайными мерами решались и финансовые проблемы: вводились чрезвычайные налоги на буржуазию, осуществлялась денежная эмиссия, что приводило к инфляции (курс рубля к 1920 г. упал но отношению к 1913 г. в 13000 раз). Произошла натурализация хозяйства.

После окончания Гражданской войны началось постепенное восстановление экономики. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия ио электрификации России (ГОЭЛРО). По настоянию В.И. Ленина был принят план электрификации страны, рассчитанный на 10 лет, по сути это был первый план индустриализации России на основе электрификации, он стал одним из эпохальных достижений Советской власти. По плану ГОЭЛРО планировалось построить за 10 лет 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт. Объём выпуска продукции тяжёлой промышленности предполагалось увеличить вдвое, лёгкой - втрое. План электрификации был с честью выполнен, Россия встала на путь форсированной индустриализации своей экономики.

Другой исторической акцией Советской власти явился переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП): продразвёрстка заменялась продналогом, который охватывал лишь 20% сельхозпродукции. С целью преодоления товарного голода разрешались мелкие частные предприятия с числом рабочих до 20 человек, допускалась сдача в аренду и концессию государственных предприятий, создавались смешанные акционерные общества с участием и частного капитала, восстанавливались товаро-денежные отношения. Эти меры шли вразрез идеологии социализма, вызывали рост мелкобуржуазности, как считали ортодоксальные коммунисты. Надо отдать должное прозорливости Ленина, настоявшего на введение НЭП. Сегодня уже ясно, что ликвидация мелкого частного предпринимательства в конце 20-ых годов, стала одним их крупных провалов экономической политики Советской власти.

НЭП оживил хозяйственную жизнь страны, позволил насытить рынок потребительскими товарами, продовольствием, дал толчок развитию экономики России, что позволило преодолеть хозяйственную разруху и голод 1921 г., уже в 1922 г. была отменена карточная система продовольственного снабжения. К 1926-1927 гг. советская экономика достигла довоенного уровня. Наблюдался рост частного сектора, его доля в лёгкой промышленности к этому времени составляла 65%. В добывающей промышленности преобладал иностранный капитал, концессии добывали до 30% золота, 60% серебра, 85% марганцевой руды. Активную роль в развитии промышленности страны играл американский капитал: в Кузбассе была создана автономная индустриальная колония - АИК, в Москве и Петрограде - Русско-американская индустриальная корпорация.

Основным сектором в лёгкой промышленности оставалась мелкое кустарное производство, в нём было занято две трети промышленных рабочих. Особенно ускоренно развивалась торговля и финансовый сектор. В 1923-1924 гг. была проведена весьма успешная денежная реформа: обесцененные старые рубли были заменены червонцами, на 25% обеспеченные золотом и на 75% товарами и векселями. Новые деньги свободно обменивались на иностранную валюту, была обеспечена конвертируемость рубля. Создавалась банковская система: наряду с Госбанком функционировали акционерные, кооперативные банки, общества взаимного кредита, Сбербанк. К 1926 г. в стране насчитывалось 61 самостоятельный банк.

Вместе с тем развивался государственный сектор народного хозяйства, укреплялась централизация управления. Ещё в 1921 г. была организована государственная плановая комиссия (Госплан). С 1927 г. стали разрабатываться пяти- летние планы развития народного хозяйства СССР. Правительством был взят курс на форсированную индустриализацию. Пятилетние планы стали весьма эффективной формой управления экономикой. В структуре управления произошёл переход от главков к синдикатом, развивался хозрасчёт. К началу 30-х годов в СССР сформировалась централизованная система управления народным хозяйством. ВСНХ был преобразован в Народные комиссариаты (наркома ты) по важнейшим отраслям промышленности: сначала - тяжёлой, лёгкой и лесной промышленности, а затем отраслевые министерства стали преобладающими органами управления народным хозяйством страны (в 1939 г. их число возросло до 34) Ликвидирован хозрасчёт как система ведения хозяйства. В СССР возобладала планово-административная система экономики.

Стратегия на ускоренную индустриализацию страны в сложившихся условиях была исторически оправданной и осуществлялась в форме напряжённых пятилетних планов. Первая пятилетка (1927-1932 гг.) заложила основы индустриальной экономики в стране: было построено 1,5 тыс. промышленных предприятий среди них такие как Уралмаш, Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Горьковский автозавод, Харьковский и Сталинградский тракторные заводы и др. Выплавки чугуна достигла 6 млн. т, в 2 раза больше, чем в 1913 г., произведено электроэнергии 13, 5 млрд. кВт. час. (в 3 раза выше 1913 г.), добыто каменного угля 65 млн. тонн. Почти заново были созданы целые отрасли промышленного производства: авто-, гракгоро- и танкостроение, авиационная промышленность, станкостроение. Высокими темпами осуществлялась машинизация народного хозяйства, росла химическая промышленность. Валовая продукция промышленности возросла в 1932 г. в сравнении с 1913 г. в 2,67 раз, при этом тяжёлой - в 4, 24 раза, лёгкой - только в 1,87 раз. СССР избежал мирового экономического кризиса 1929-1930 гг., используя для себя благоприятную ситуацию - снижение цен на машины и оборудования, осуществил массовые закупки техники.

В годы первой пятилетки была проведена широкая коллективизация в сельском хозяйстве страны. По существу было ликвидировано единоличное ведение хозяйства (кроме подворья), крестьяне были объединены в коллективные хозяйства (колхозы) и в совхозы. Сама идея кооперации на селе, выдвинутая ещё Лениным, не противоречила крестьянским интересам, она рассматривалась как форма коллективного (общинного) груда и взаимопомощи, предусматривалось совместное владение мельницами, молотилками, тракторами и комбайнами, при этом сохранялись единоличные земельные угодья.

Однако, начиная с 1930 г., коллективизация была проведена форсировано, принудительными методами, с выселением зажиточных крестьян (кулаков) в отдалённые районы с конфискацией их имущества, раскулачиванию подверглись 1,1 млн. хозяйств. Насильственные методы вызывали протесты крестьян, в том числе вооружённое сопротивление. Результатом сплошной коллективизации стало падение на четверть сельскохозяйственного производства, было подорвано животноводство: поголовье скота сократилось с 60 млн. голов в 1928 г. до 33, 6 голов в 1933 г., лошадей - соответственно с 32 до 14, 9 млн. голов, свиней - с 22 до 9,9 млн. голов, овец и коз - с 97,3 до 32, 9 голов. Непомерные заготовки зерна вызвали массовый голод в стране («голодомор»), особенно в южных вполне благодатных регионах (Северный Кавказ, Украина, Черноземье). С 1928 г. была вновь введена карточная система продовольственного снабжения в стране, отменённая лишь в 1935 г.

К 1940 г. колхозы и совхозы стали доминирующей формой ведения хозяйства, в них работало 93% крестьян страны, им принадлежало 99% посевной площади. Вместе с гем подворья, обладая лишь 1% пахотной земли, давали 28% продукции сельхозпроизводства, в том числе мяса - 26%, молока - 27, яиц и овощей - 29, плодов и ягод - 54, картофеля - 58%.

Коллективизация нанесла огромный урон экономике страны и прежде всего сельскому хозяйству, лишив его наиболее работоспособной части крестьянства. Колхозы оказались неэффективной формой ведения хозяйства и в последствие уже в новой России самоликвидировались.

Положительным достижением коллективизации следует признать широкую машинизацию сельскохозяйственных работ. К концу первой пятилетки тракторов насчитывалось 150 тыс., в 1940 г. - 531 тыс. шг., они стали главной тягловой силой на селе, комбайнов - 182 тыс. шт., автомобилей - 228 тыс. шт. Большую роль в механизации труда сыграли машинотракторные станции (МТС). Повысилась товарность сельскохозяйственного производства до 36%. Преодолены негативные явления коллект ивизации.

Вторая пятилетка (1932-1937 гг.) и третья, прерванная войной, позволили СССР войти в число мировых экономических лидеров. Была обеспечена экономическая независимость страны, её обороноспособность. СССР превратился из аграрно-промышленной в промышленно-афарную страну. Значительно возрос его индустриальный потенциал: вступили в строй 4500 промышленных предприятий. В 1940 г. выплавлялось 14,9 млн. т чугуна, 18,3 млн. т стали, добывалось 166 млн. т угля, 31,1 млн. т нефти, было выработано 48, 3 млрд. кВг.ч. электроэнергии, выпущено 31,6 тыс. тракторов, 136 тыс. 1рузовых автомобилей, произошли сдвиги и в сельском хозяйстве (см. табл. 1.1. и 1.2).

Динамика экономики России и СССР за 1913-1940 гг.

Таблица 1.1.

Виды продукции

1. Электроэнергия, млрд. кВт.ч

2. Нефть, млн. т

3. Природный газ, млрд. м. куб.

4. Каменный уголь, млн. т

5. Чугун, млн. т

6. Сталь, млн. т

7. Железная руда, млн. т

8. Прокат, млн. т

9. Автомобили, тыс. шт.

10. Трактора, тыс. шт.

11. Вывозка древесины, млн. м. куб.

12. Цемент, млн. т

13. Хлопчатобумажные ткани, млн. кв. м

14. Кожаная обувь, млн. пар

15. Мясо в убойном весе, млн. т

16. Молоко, млн. т

17. Зерно, млн. т

18. Улов рыбы, млн. т

Национальный доход возрос более чем в два раза, рос и фонд заработной платы рабочих и служащих (в 2,5 раза) и доходы колхозов (в 3 раза). Выросло благосостояние трудящихся страны, товарная обеспеченность населения. В третьей пятилетке (1938-1942 гг.) упор в индустриализации страны был сделан на форсированное развитие военного производства - прежде всего новых моделей танков и самолётов. Угроза войны заставляла перемещать промышленный потенциал в восточные районы, богатые природными ресурсами.

Таблица 1.2.

Рост поголовья скота в России и СССР

Следует признать, что довоенные пятилетки превратили страну в сильную мировую державу. СССР занял первое место в Европе и второе в мире после СШЛ. Это был исторический подвиг нашего народа, что позволило стране противостоя ть агрессии германского империализма, снасти себя и другие народы от порабощения. Данный факт нельзя умалить ссылками на невыполнение пятилетних планов и даже признанием массовых репрессий в эпоху правления Сталина.

Великая отечественная война 1941-1945 гг. стала огромным испытанием для экономики страны, её социально-политической системы в целом, для национального духа советского народа. С первых дней войны возникла острая необходимость перевода промышленности на военный лад, резкого повышения объёмов выпуска военной продукции, особенно новых танков и самолётов. Угроза оккупации значительной территории страны, на которой располагалась треть промышленного потенциала, требовала перемещения заводов и фабрик в восточные ра йоны, что и было осуществлено в кратчайшие сроки. Всего было вывезено в глубокий тыл 1523 предприятия и 10 млн. человек.

В кратчайшие сроки была решена и другая грандиозная задача - введены в действие эвакуированные предприятия и организовано массовое производство военной техники и снаряжения. За годы войны выпуск военной продукции возрос в 2,5 раза, а танков и самолётов - в 3 раза, По этим видам техники СССР превзошёл не только Германию, но и СШЛ и Великобританию. Было выпущено 125,6 тыс. самолётов, 102,5 тыс. танков, 500 гыс. артиллерийских орудий. Кроме того СССР получил от США но ленд- лизу и других стран 22 тыс. самолётов (17,5% всего отечественного производства), 13 тыс. танков (12,7%), 10 гыс. орудий (2%) и большое количество автомобилей - 200 тыс. (32,8% нашего объёма выпуска). Всего США предоставили СССР техники, снаряжения и продовольствия на 9,8 млрд, долл, (это около четверти всей помощи другим странам).

Война принесла огромный ущерб экономике страны. Было разрушено 1710 городов и посёлков 70 тыс. сёл, 32 тыс. промышленных предприятий, 100 гыс. колхозов и совхозов. Зарезано или угнано в Германию 17 млн. голов скота, 7 млн. лошадей, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Общий экономический ущерб оценивается в 375 млрд. долл. Огромны были и человеческие потери - 27,5 млн. человек и 18,4 млн. раненых и увеченных. Национальный доход за годы войны сократился на 26%.

Ещё во время войны встала острая задача восстановления народного хозяйства на освобождаемых территориях. После окончания войны возникла новая проблема - в условиях атомной монополии США и разгорающейся «холодной войны» с Западом СССР столкнулся с необходимостью в кратчайшие сроки не только восстановить разрушенное хозяйство, но и поднять индустриальный и научно-технический потенциал на новый более высокий уровень, ликвидировать ядерную монополию Америки. Эти задачи решил четвёртый пятилетний план (1946-1950 гг.).

В 1947 г. была осуществлена денежная реформа, что позволило стабилизировать денежный оборот, вывести из оборота фальшивые деньги. Была отменена карточная система продовольственного обеспечения. В 1949 г. произошла реформа оптовых цен, были введены новые оптовые цены на промышленную продукцию. К 1950 г. народное хозяйство СССР не только было восстановлено, но и превзошло его довоенный уровень. Объём национального продукта возрос вдвое, валовая продукция промышленности - в 1,9 раз, сельского хозяйства - в 1,6 раз. Историческое значение приобрело испытание в СССР первой атомной бомбы (29 августа 1949 г.) - была ликвидирована ядерная монополия США.

Пятый пятилетний план (1951-1955 гг.) и последующие планы социально-экономического СССР также были ориентированы на индустриальное развитие страны, её научно-технического потенциала, на подъём сельского хозяйства и повышение жизненного уровня народа. В экономической политике наметился поворот к использованию хозрасчёта, принципа материальной заинтересованности. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отменены налоги с личных хозяйств, заменённые системой заготовок. Неоднократно снижались розничные цены на потребительские товары.

С 1954 г. началось широкое освоение целинных земель в Казахстане и Сибири, что позволило существенно увеличить заготовки зерна (до 40%). В 1958 г. ликвидированы МТС, сыгравшие немаловажную роль в жизни села, техника была продана колхозам и совхозам. В конце 50-х годов была проведена реформа управления - переход от отраслевой к территориальной системе. Управление но регионам осуществлялось Советами народного хозяйства (Совнархозами), которые сыграли положительную роль в развитии местной промышленности, но были ликвидированы в 1965 г. В шестидесятые годы XX столетия СССР превратился в космическую державу: благодаря межконтинентальной баллистической ракете, созданной в 1957 г. (знаменитая Р7 С.Королёва), был осуществлён запуск первого в мире спутника (4 октября 1957 г.) и полёт космического корабля с человеком на борту 12 апреля 1961 г. (триумфальный полёт Ю. Гагарина), ставшего национальным праздником страны. Выход в космос, достижение военного паритета с США стало ещё одним историческим подвигом нашего народа.

В эти годы наблюдалось массовое жилищное строительство, внедрялись индустриальные методы строительства, что позволило снизить остроту жилищной проблемы. По сравнению с 1950 г. жилищная площадь в городах увеличилась в 17 раз, на селе - в 14 раз.

В 1965 г. началась экономическая реформа по углублению хозрасчётных принципов хозяйствования, что положительно сказалось на развитие советской экономики. Были приняты решения о неотложных мерах помощи селу: на пятилетие был снижен план обязательных закупок зерна и продукции животноводства, увеличены закупочные цены. Продолжалась механизация сельскохозяйственного производства, резко выросло производство "факторов и комбайнов.

Однако в 70-е годы наметилось снижение темпов роста продукции сельского хозяйства, наблюдался постоянный рост импорта зерна: в 1970 г. он составил лишь 2,2 млн. т, то в 1980 г. - 27,8 млн. т, а в 1985 - уже 44,2 млн. т. С целью повышения эффективности аграрного сектора был принят ряд важных решений: в 1974 г. началось осуществление долгосрочной и масштабной программы подъёма Нечерноземья, в 1982 г. - принята Продовольственная программа СССР.

Позитивное влияние на экономику страны оказал мировой энергетический кризис 70-х годов. Резко выросли цена на нефть и нефтепродукты, интенсивно росли объёмы их экспорта: за десятилетие ежегодный экспорт нефти вырос почти вдвое (66,8 млн. т. в 1970 г. до 119 млн. т. в 1980 г.), газа - в 16 раз (с 3,3 млрд. куб. км. до 54, 2). Внешнеторговый оборот СССР за 11-ю пятилетку увеличился в 6 раз с 22,1 млрд. руб. до 142 млрд, руб. Однако в экономике СССР продолжали нарастать негативные явления: падение темпов роста национального дохода, хронический дефицит потребительских товаров, их низкое качество, явно уступающее зарубежным товарам. Всё это явилось следствием отказа от проведения глубоких реформ хозяйствования, запаздывание с введением полного хозрасчёта, пересмотра цен на товары и услуги. Административно-плановая экономика оказалась неспособной перейти на интенсивный путь развития, устаревший механизм был невосприимчив к инновационному прогрессу, плохо адаптировался к меняющимся условиям. Страна скатилась в застой, несмотря на продолжающийся рост экономики, возникла острая необходимость её глубокого реформирования.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка и 12-я пятилетка не принесли коренных изменений в механизм хозяйствования, экономика страны катилась по накатанному пути, продолжался прежний курс на ускоренное развитие средств производства ненадлежащего качества и вооружений. В перестроечные годы были приняты весьма важные решения: об ускорении научно- технического iipoipccca, об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации, о борьбе с пьянством и алкоголизмом, о государственном предприятии (объединении), повышающем свободу их деятельности. Однако все эти меры оказались запоздалыми и неэффективными. Хозяйство страны требовало более глубоких преобразований, использования рыночных механизмов.

Динамика производства важнейших видов продукции в СССР за 1950-1990 гг.

Таблица 1.3.

продукции

Электроэнергия, млрд. кВт.ч.

Нефть, млн. т

Газ, млрд, куб.м

Каменный уголь, млн. т

Чугун, млн. т

Сталь, млн. т

Прокат, млн. т

Автомобили, всего, тыс. шт.

в том числе лег-

ковые, тыс.шт.

Тракторы,

Молоко, млн. т

Цемент, млн. т

Вывозка древесины, млн.куб.м

Зерно, всего, млн. т

Мясо, млн. т

Вместе с тем следует отметить, что в советский период истории (1917-1991 гг.) страна превратилась в сверхдержаву, уступая по своей экономической и оборонной мощи только США, равной по научно- техническому потенциалу, превосходя их в духовной культуре и наличию природных ресурсов. Была создана мощная индустриальная инфраструктура, осуществлена механизация сельского хозяйства. Существенно возросли объёмы производимой в СССР продукции (см. табл. 1.З.). Повышено благосостояние населения, на новый уровень поднялась обороноспособность страны - был обеспечен военный паритет с США. Всё эго позволило ряду учёным говорить об уникальности советской цивилизации. Её опыт успешно использован в Китае, который пошёл не путём слома прежней плановой экономики, а путём её модернизации на основе рыночных отношений хозяйствования, что позволило КНР добиться весьма впечатляющих достижений в социально-экономической сфере.

Развитие экономики СССР в довоенный период

Замечание 1

Народное хозяйство Советского Союза к началу второй мировой войны располагало процветающим сельским хозяйством, сильными промышленными мощностями, крупными трудовыми ресурсами. СССР занимал первые места по запасам нефти, угля и других природных ресурсов, что давало его огромные преимущества для развития промышленности. Одной из ведущих задач партии выступало развитие топливно-энергетического комплекса страны. СССР по темпам роста производства продукции данной отрасли опережал другие страны в 2-3 раза, такие объемы производства давали толчок развития и других отраслей.

Еще одной отраслью, которой партия отводила особую роль являлось машиностроение, поскольку оно играло решающую роль в техническом перевооружении страны. Сельское хозяйство в стране развивалось решительными темпами, по всей стране насчитывалось около 240 тыс. колхозов и 4 тыс. совхозов. Быстрыми темпами росла отрасль транспорта, в первую очередь железнодорожного, который осуществлял 85% всего грузооборота. Немаловажной отраслью в довоенные годы выступала связь. К 1940 году Советский Союз установил телефонную связь со всеми государствами, увеличил количество почтовых отделений связи до 50 тыс.

Расходы бюджета на оборонную промышленность в последние годы предвоенного периода возросли в шесть раз по сравнению с 30м годом. Общие капитальные вложения в экономику СССР в предвоенные годы (1938-1941) составили более 17 млрд рублей, что более чем в два раза больше чем в первую пятилетку.

Во время Великой Отечественной войны погибло около 27 млн человек, голод, продолжавшийся до 1947 года унес жизни еще 0,8 млн человек. В короткие сроки были восстановлены многие отрасли народного хозяйства и разрушенные города и села. После войны началась перестройка народного хозяйства с военно-промышленного на гражданский лад. Во время четвертой пятилетки было построено около 6тыс. крупных промышленных предприятий, повысилась производительность труда на 25%. Техническое перевооружение предприятий происходило в основном за счет полученного из Германии оборудования.

Довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции был достигнут лишь спустя 10 лет., основной упор делался на развитие промышленности. Государство помогало колхозникам лишь поставкой сельскохозяйственной техники, за которую они должны были государству платить сельскохозяйственной продукцией, которая также облагалась высокими налогами. Транспортная отрасль тоже потихоньку восстанавливалась. Однако строительство крупных железнодорожных магистралей было приостановлено вплоть до 1950 года.

Незначительно вырос уровень жизни городского населения – промышленные и продовольственные товары больше не распределялись по карточной системе, студентам начали выплачивать стипендии, социально незащищенным слоям населения – пособия, все это достигалось за счет средств сельского населения.

Особенности народного хозяйства СССР в годы «холодной войны»

Начало противостояния между социализмом и капитализмом было положено сразу после окончания второй мировой войны. Две сверхдержавы США и СССР вступали в спор практически по всем возникающим на мировой арене вопросам.

    Промышленность . По-прежнему в СССР главенствующая роль отводилась промышленности и в 1953 году Г.М. Маленковым были предложены реформы управления промышленностью, суть которых заключалась в приоритетной поддержке легкой и пищевой промышленности, что вызвало бурное недовольство руководителей предприятий тяжелой промышленности и стало причиной отстранения Маленкова. В те годы у руля стоял Н.С. Хрущев. Он предпринял попытку преобразования министерств в совнархозы для перехода с отраслевого типа контроля на территориальный, со временем это привело к сложностям коммуникации и управления.

    В 1960-х годах темпы развития промышленности и экономического развития государства в целом начали снижаться. В 1965-м году вновь были образованы министерства. С 1966 по 1970 годы (восьмая пятилетка) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, а к началу 70-х снова начал снижаться, что было вызвано отсутствием внедрения новых технологий и экстенсивным ростом производства в последние годы. В начале 80-х ставка была сделана на добычу полезных ископаемых и СССР приносил около 10% мировой добычи нефти и газа, так правительство подсадило страну на «нефтяную иглу».

    Сельское хозяйство . Эта отрасль при правлении Хрущева тоже испытала на себе реформы. Налоги, взымаемые с крестьян были снижены, а государство продолжало увеличивать поставки сельскохозяйственной техники в села. В начале 50-х все силы были брошены на освоение целины в западной Сибири и Казахстане – было отправлено около 300 тыс. человек и много новой сельскохозяйственной техники. Поначалу целина приносила хороший урожай, однако к концу 50-х в силу эрозии почв и климатических условий урожай начал падать. С целью увеличения урожая были расширены площади посева для кукурузы. В начале 60-х снова появилась продовольственная проблема. Правительство попыталось решить ее за счет повышения цен на продукты животноводства, что вызвало бурное недовольство среди городских граждан.

    Социальная сфера . К середине 50-х партия стала больше внимания уделять социальной сфере: отменили плату за обучение в вузах и школах, увеличили пенсии в два раза, начался этап повсеместного жилищного строительства.

    Наука . Наука получила бурное развитие в годы «холодной войны». Конкуренция с западом привела к появлению ядерной энергетики, в 53-м году были проведены испытания первой водородной бомбы. Позже появились первые атомные электростанции, ледокол, подводные лодки, первый реактивный пассажирский самолет.

Замечание 2

Народное хозяйство СССР на протяжении всего существования Советского государство испытывало подъемы и падения. Это было связано, в первую очередь с неоднородностью развития страны в различные политические периоды. Директивы и реформы не всегда давали эффект, а правительство страны часто руководствовалось собственными интересами при принятии решений (особенно в годы «холодной войны»).

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась в течение нескольких лет, начиная с 1925 г. На XV съезде была принята резолюция «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства», а в мае 1929 г. он был утвержден V съездом Советов СССР.

Первый пятилетний план (1928-1932)

Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.

Домны Магнитогорского металлургического комбината

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. в докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК РКП (б) было объявлено, что пятилетний план выполнен. Таким образом, пятилетка продолжалась четыре года и три месяца.

На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период вступили в строй Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций. В 1927 г. начинается прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в новом строительстве отдавалось окраинным районам страны. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938 - 1939 гг. (к марту 1939 г. их насчитывалось уже 34).



Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала осуществлять их «перекачку» из сельского хозяйства путем занижения цен на его продукцию и продажи продукции промышленности по завышенным ценам. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации таким образом оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Принято считать, что курс на коллективизацию выработал XV съезд ВКП (б). Однако материалы съезда свидетельствуют, что в качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Съезд не устанавливал сроков и единственных форм и способов кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, добиваясь снижения удельного веса частнохозяйственного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста продукции в капиталистических странах. Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93,7%, по тяжелой промышленности - на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых. Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес первого подразделения в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г.

Продукция машиностроения и металлообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик. Среди них - крупнейшие: Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на Востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

Первая советская грузовая машина марки АМО

В системе управления народным хозяйством усиливаются центростремительные тенденции. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Происходило расширение регламентации хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества. Одновременно предпринимались попытки внедрения хозрасчетных отношений. С этой целью было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации управления промышленностью» (5 декабря 1929 г.), где указывалось, что перевод фабрик и заводов на хозрасчет должен быть решительно проведен в кратчайший срок. Но само понимание хозрасчета к этому времени коренным образом изменилось: финансово-хозяйственная самостоятельность сводилась просто к сопоставлению доходов и расходов предприятия.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной рефоме» была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленными трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало самые основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками. Не способствовала развитию инициативы предприятий и налоговая реформа. Вместо множественности налогов и налоговых видов изъятия в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план(1933-1934)

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был утвержден в феврале 1934 г. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было стать завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию преодоления курса «скачка», приближению плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому на XVII съезде партии было решено установить среднегодовой прирост промышленной продукции на 1933 - 1937 гг. в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана - свыше 20%). Одной из отличительных особенностей плана второй пятилетки была установка на опережающие темпы развития группы «Б» по сравнению с группой «А».

В сельском хозяйстве главным становится завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повысить уровень потребления в два-три раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Советский паровоз 30-х годов

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд. руб. вместо 64,6 млрд. руб. в первой пятилетке. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

1) развитие социалистического соревнования, прежде всего стахановского движения;

2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

3) обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн. работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).

Итоги реализации второго пятилетнего плана показали, что замысел пятилетки, ее основные задачи были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий. Достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства - в 1,5 раза. План по продукции крупной промышленности был выполнен за четыре года и три месяца. Среднегодовой темп прироста промышленной продукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Однако запланированного опережения темпов роста второго подразделения достичь не удалось.

Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полностью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в различных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%). Успехи в области освоения новой техники и повышения эффективности в пятилетке явились результатом возросшей трудовой активности народа, массового социалистического соревнования, осуществления программы подготовки кадров. Одним из крупнейших достижений второй пятилетки стало строительство московского метрополитена.

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР стал передовой индустриальной страной. В 1936 г. страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставала от развитых капиталистических стран. Важнейшим итогом двух пятилеток является достижение экономической независимости Советского Союза, который стал производить все виды технического вооружения для народного хозяйства на новой базе.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллективизации отразились на результатах сельскохозяйственного производства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 гг. возросли лишь на 4,8%, произошло сокращение площадей под техническими и кормовыми культурами, хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увеличилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.

Строительство первой линии метрополитена

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человеко-дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. - 185 человеко-дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хозяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повышению производительности труда, и прежде всего - функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Третья пятилетка

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении основной экономической задачи СССР - догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938 - 1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Вторая половина 30-х годов отмечена нарастанием проблем в хозяйственной сфере. Поэтому на XVIII конференции ВКП (б) (февраль 1941 г.) были приняты решения для улучшения положения, для чего вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений.

Вопросы для повторения

1. Какие меры по преобразованию социально-экономической системы были проведены в период Октябрьской революции 1917 года?

2. Расскажите о состоянии экономики Советской России в годы Гражданской войны и иностранной интервенции и мерах политики «военного коммунизма».

3. Расскажите о том, как осуществлялось восстановление народного хозяйства в годы новой экономической политики, в чем заключались ее суть и отличие от «военного коммунизма».

4. Охарактеризуйте основные преобразования, осуществленные в годы довоенных пятилеток, и место СССР в мировой экономике к 1941 г.

5. Раскройте факторы, обусловившие формирование в нашей стране командно-административной системы управления, покажите ее положительные стороны и недостатки.

6. В чем вы видете причины сужения сферы действия товарно-денежных отношений и демократических начал?

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с