Кап вложения. Капитальные вложения это долгосрочные инвестиции в. Финансирование ремонта основных средств

Нормативно-правовая база, определяющая особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, с начала 2014 года значительно обновилась. Вступили в силу поправки БК РФ, принят ряд постановлений Правительства РФ, внесены изменения в другие нормативные акты, регулирующие процесс осуществления капвложений. Каковы теперь условия получения целевых средств на стро-ительство и приобретение объектов недвижимости? Что следует учесть учреждениям физкультуры и спорта при расходовании этих средств?

Правовая основа изменений

Поправки в Бюджетный кодекс утвердили уже не временный, а постоянный механизм осуществления капитальных вложений, и изменения прежде всего коснулись бюджетных и автономных учреждений. В отношении них в последние три года действовали постановления Правительства РФ , определявшие, что федеральные БУ и АУ должны осуществлять бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. Аналогичные нормативные акты утверждались на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Теперь в Бюджетном кодексе закреплены два основных способа финансового обеспечения строительства или покупки недвижимого имущества - путем предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ ) либо субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ ). Правда, п. 1 ст. 79 БК РФ оставляет возможность и для третьего варианта - когда орган власти сам осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление уже готовый объект.

В первых двух случаях учреждения должны применять нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). При осуществлении капвложений казенные учреждения выступают в роли государственного (муниципального) заказчика (в силу п. 5 , 6 ст. 3 данного закона), а бюджетные и автономные учреждения либо являются заказчиками (п. 7 ст. 3 , ч. 4 ст. 15 ), либо наделяются полномочиями государственного и муниципального заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15 .

Получается, что в отношении казенных учреждений физкультуры и спорта имеется лишь один способ финансирования капвложений - посредством бюджетных инвестиций. А вот в отношении бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта могут быть использованы оба способа: предоставление как соответствующих целевых субсидий, так и бюджетных инвестиций. Рассмотрим подробнее особенности финансового обеспечения в обоих случаях.

Бюджетные инвестиции

Согласно п. 2 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты госсобственности РФ или субъекта РФ, муниципальной собственности осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. На федеральном уровне принят необходимый пакет документов. Среди них - Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13 , которым утверждены Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее - Правила № 13). Аналогичные нормативные акты начинают издаваться в регионах, муниципальных образованиях.

Механизм, с помощью которого учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции, заключается в следующем. Сначала соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (недвижимого имущества) и принимает решение о реализации указанных инвестиций. При этом в сметную сто-имость объекта могут включаться средства, необходимые для подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий и др. (Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 в ред. от 09.01.2014).

После принятия положительного решения и доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств оно проводит закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и заключает государственный (муниципальный) контракт. Согласно п. 10 Правил № 13 контракт оплачивается в пределах выделенных лимитов либо в пределах средств, предусмотренных актами (решениями), на срок, превышающий срок действия утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Как сказано в п. 9 Правил № 13 , расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов. В свою очередь, последние заключаются:

а) государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета (сюда относятся казенные учреждения);

б) организациями, которым орган-учредитель передал полномочия государственного заказчика (сюда относятся бюджетные и автономные учреждения).

Отметим, что процедура передачи полномочий теперь дополнительно урегулирована в Бюджетном кодексе. Согласно п. 4 его ст. 79 орган госвласти или местного самоуправления вправе безвозмездно передать подведомственным БУ и АУ свои полномочия по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственного (муниципального) контракта. Для этого учредитель и учреждение должны подписать соответствующее соглашение.

Такое соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов капстроительства (недвижимости) и должно содержать следующие условия:

  • цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
  • права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
  • право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
  • обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.
На основании заключенного соглашения в органе Федерального казначейства (финансовом органе) учредителю открывается лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям. На этом счете и учитываются операции по осуществлению бюджетных инвестиций.

Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя . На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ № 02‑02‑005/58618, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 (далее - Совместное письмо)).

Субсидии на осуществление капвложений

Как и в случае с бюджетными инвестициями, порядки предоставления субсидий на капвложения должны разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (п. 2 ст. 78.2 БК РФ ). На федеральном уровне этот вопрос регламентируется Правилами № 13 и Правилами принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14 (далее - Правила № 14).

Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил № 14 ). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.

Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:

  • условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона № 44-ФЗ;
  • обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) для учета операций по получению и использованию субсидий;
  • сроки (порядок их определения) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет учреждения;
  • право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения БУ или АУ условий соглашения;
  • порядок возврата БУ или АУ неиспользованных остатков субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на те же цели;
  • порядок возврата сумм, использованных БУ или АУ, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждением целей и условий, определенных соглашением;
  • приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением БУ или АУ условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников (если данно условие предусмотрено соглашением);
  • порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии БУ или АУ;
  • случаи и порядок внесения изменений в соглашение (в том числе при уменьшении получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии), а также досрочного прекращения соглашения.
Однако в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений предусмотрены дополнительные требования к соглашению о предоставлении субсидии. В частности, согласно пп. «з» п. 18 Правил № 13 в нем должно быть прописано обязательство ФБУ или ФАУ осуществлять эксплуатационные расходы по содержанию объекта после ввода в эксплуатацию (приобретения) за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на выполнение госзадания.

После предоставления субсидии на капвложения бюджетное (автономное) учреждение выбирает подрядчика или продавца готового объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Однако с победителем подписывается не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор - от имени самой организации (п. 4.1.2 Совместного письма). Причем в силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ в такой договор нужно включать условие о возможности изменения размера, и (или) сроков оплаты, и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А подрядчик вправе потребовать от БУ или АУ возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.

Процесс осуществления капвложений

Выбранный способ финансирования будет определять особенности расходования выделенных средств.

При реализации бюджетных инвестиций казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика, должны руководствоваться нормативной базой, действующей в отношении получателей бюджетных средств. Расходы учреждений, связанные с исполнением государственного (муниципального) контракта, подвергнутся санкционированию в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 87н , а в отношении не использованных на начало очередного финансового года остатков лимитов бюджетных обязательств на исполнение этих госконтрактов необходимо применять положения Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н .

На основании данных бюджетного учета учреждения, расходующие средства бюджетных инвестиций, должны формировать за отчетный период и представлять своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств или органу власти, передавшему полномочия, бюджетную отчетность, преду-смотренную для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н .

В свою очередь, при использовании средств субсидии на капвложения следует руководствоваться другими документами. Санкционирование расходов и взыскание неиспользованных остатков в этом случае осуществляются по таким же правилам, как и в отношении субсидий на иные цели (приказы Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н и от 28.07.2010 № 82н ). А операции, связанные со стро-ительством или приобретением объекта, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (по виду деятельности 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений).

Теперь обобщим основные отличия двух способов осуществления капвложений в виде таблицы.

Параметр для сравнения Бюджетные инвестиции Субсидии на капвложения (для БУ и АУ)
Выделены госзаказчикам (КУ) По переданным полномочиям (для БУ и АУ)
Основание для осуществления капвложений Государственный (муниципальный) контракт Соглашение о передаче полномочий, государственный (муниципальный) контракт Соглашение о предоставлении субсидии, гражданско-правовой договор
Сторона договора Государственный (муниципальный) заказчик от имени публично-правового образования Государственный (муниципальный) заказчик (орган власти, передавший полномочия) от имени публично-правового образования Учреждение
Открытие счета Лицевой счет получателя бюджетных средств (КУ) Лицевой счет получателя бюджетных средств (органа власти) по переданным полномочиям Отдельный лицевой счет учреждения
Санкционирование расходов, возврат неиспользованных остатков Как для получателей бюджетных средств Аналогично субсидиям на иные цели
Вид отчетности Бюджетная отчетность Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Вид статистической отчетности по закупкам Для получателей бюджетных средств - форма 1-контракт Для БУ - форма 1-контракт;

для АУ - форма 1-закупки (разд. 4)

Заключение

Как видим, механизм осуществления капитальных вложений менее всего изменился для казенных учреждений физкультуры и спорта. Основное новшество для них заключается в том, что при закупках, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, с 2014 года необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ (вместо утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.

Основные средства и нематериальные активы становятся таковыми после их ввода в эксплуатацию, до этого момента затраты на их приобретение, монтаж, строительство и т. д. учитываются как капитальные вложения. Что еще нужно знать о капитальных вложениях?

Основные средства и нематериальные активы для предприятия являются таковыми лишь после ввода в эксплуатацию. До этого момента затраты на их приобретение, монтаж, строительство и т. д. учитываются как капитальные вложения.

Другими словами, капитальные вложения – это инвестиции в основные средства, или затраты на создание и воспроизводство основных фондов . Капитальные вложения так же называют вложениями во внеоборотные активы, на счете с таким названием ведется их отражение в бухгалтерском учете.

Капитальные вложения являются составной частью капиталообразующих инвестиций и необходимым условием существования предприятия. Если оно пренебрегает капитальными вложениями, то, несмотря на прирост за счет этого прибыли в краткосрочном периоде, впоследствии, в долгосрочном периоде, это спровоцирует исчезновение прибыли и приведет к потере конкурентоспособности.

Капитальные вложения – это долгосрочные инвестиции в собственную организацию. Они могут приносить текущие доходы или обеспечить прибыль в будущем, но, в любом случае, они не принимают участие в хозяйственном обороте предприятия, то есть, не расходуются и не амортизируются.

Капитальные вложения включают в себя следующие направления: затраты на строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, затраты на основные фонды (приобретение станков, машин, оборудования), на техническое перевооружение предприятия, НИОКР, и т. д.; инвестиции в трудовые ресурсы и прочие затраты.

Капитальные вложения в дальнейшем, после ввода в эксплуатацию строящихся зданий, оборудования и т. д., превращаются в действующие основные фонды.

Капитальные вложения используются в следующих направлениях:

  • новое строительство на вновь осваиваемых площадях;
  • расширение действующего предприятия путем введения дополнительных производств и расширения уже существующих;
  • реконструкция, т.е. переустройство предприятия в процессе его деятельности без строительства новых и расширения функционирующих основных цехов, возведение новых объектов взамен ликвидированных;
  • техническое перевооружение действующего предприятия, внедрение новой техники и технологии, механизация, автоматизация, модернизация.

Организация выбирает направление капитальных вложений в зависимости от целей инвестиций, но опыт показывает, что экономически более эффективным будет направление средств на реконструкцию и техническое перевооружение уже действующего производства.

При этом требуется меньший размер капитальных вложений, чем при новом строительстве или расширении предприятия, работы производятся в более короткие сроки, а затраты окупаются быстрее. Организация может осуществлять капитальные вложения не только в средства производства, но и в человеческий капитал. В этом случае капитальными вложениями будут являться любые затраты на повышение квалификации и производительности труда работников, которые будут компенсированы возрастанием доходов организации в будущем.

Капитальные вложения могут быть классифицированы на производственные – на развитие предприятия, и непроизводственные, направленные на развитие социальной сферы.

Важным показателем финансовой активности предприятия является структура его инвестиционных средств. В целях самофинансирования обычно используются собственные средства предприятия, такие, как не распределенная прибыль и амортизация. Эти средства могут быть дополнены эмиссией ценных бумаг и кредитами.

Основным показателем уровня самофинансирования является коэффициент самофинансирования, который рассчитывается как отношение собственных средств предприятия к сумме средств государственного бюджета, заемных и привлеченных средств. При удельном весе собственных источников инвестиций 60% и более от общего объема затрат, уровень самофинансирования считается высоким.

Большое значение в качестве источника капитальных вложений имеют амортизационные отчисления. В современных условиях у предприятий часто возникает необходимость постоянного обновления основных фондов.

С целью скорейшего образования накоплений, предприятия часто вынуждены производить ускоренное списание оборудования. Амортизация перестает быть выражением физического износа основных средств, а выступает как инструмент регулирования инвестиций.

Мощным источником капитала для предприятия могут служить ценные бумаги , но в нашей стране этот рынок пока используется не полностью, больше внимания уделяется заемным средствам, особенно банковским кредитам. Свою роль в инвестиционной активности предприятия играет государство, регулируя ее посредством денежно-кредитной и налоговой политики.

Капитальные вложения проходят несколько этапов анализа эффективности. Эксперты оценивают проект в техническом и экономическом плане. Для этого, в первую очередь, изучается технико-экономическое обоснование проекта, затем, при положительной оценке, производится более глубокое исследование проекта. Оно ведется в следующих направлениях:

  • технико-экономический анализ, включающий исследование производственных мощностей и разработки в сфере маркетинга;
  • финансовый анализ, прогнозирование финансовых результатов в итоге осуществления данного проекта;
  • общеэкономический анализ результатов проекта.

Эффективность капитальных вложений может быть рассмотрена в нескольких видах:

  • общественная, характеризуется показателями, отражающими результаты воздействия проекта на жизнь общества в целом;
  • коммерческая, отражается в системе показателей для установления целесообразности реализации проекта с позиции инвестора;
  • бюджетная. При использовании в проекте средств бюджетов различных уровней, производится оценка целесообразности проекта с позиций этих бюджетов.

В результате анализа влияния производимых капитальных вложений на эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности организации, устанавливается, каким образом будут изменяться различные показатели этой деятельности.

Для оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) существуют следующие показатели:

  • дополнительный выход продукции на рубль произведенных капитальных вложений:
    • Э = (ВП1 - ВП0): К, где
    • Э – эффективность капитальных вложений;
    • ВП0, ВП1 – валовой объем производства продукции при исходных и при дополнительных инвестициях;
    • К – сумма произведенных дополнительных инвестиций (капитальных вложений);
  • снижение себестоимости продукции из расчета на рубль капитальных вложений:
    • Э = V1 (С0-С1): К, где
    • V1 – годовой объем производства продукции в натуральных единицах после произведенных инвестиций;
    • С0, С1 – величина себестоимости единицы продукции при исходных и при произведенных капитальных вложениях;
  • сокращение затрат труда в расчете на рубль капитальных вложений:
    • Э = V1 (З0 - З1): К, где
    • З0 и З1 – затраты труда на производство единицы продукции, соответственно, до и после произведенных инвестиций.
  • увеличение прибыли в расчете на рубль капитальных вложений:
    • Э = V1 (П1 - П0): К, где
    • П0 и П1 – прибыль на единицу продукции до и после произведенных капитальных вложений;
  • срок окупаемости капитальных вложений:
    • T = К / V1(З0-З1) или t = К / V1(C0-C1).

Данные показатели применяются для комплексной оценки эффективности капитальных вложений в целом и по отдельным объектам.

1. Понятие и классификация капитальных вложений.

2. Источники финансирования капитальных вложений.

3. Планирование и прогнозирование капитальных вложений и источников их финансирования.

4. Порядок оформления открытия финансирования и кредитование капитальных вложений в банке.

5. Порядок финансирования и кредитования отдельных видов капитальных вложений.

6. Лизинг, как форма инвестирования коммерческих предприятий.

7. Финансирование и кредитование ремонта основных средств.

1. Инвестиции играют важную роль в экономике. Они необходимы для стабильного развития экономики и обеспечения устойчивого финансового роста. Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов зависит от объёмов и форм осуществления инвестиций.

Инвестиции способствуют:

Развитию и укреплению предприятия

Обновление основных фондов

Росту технического уровня предприятий

Стабилизации финансового состояния предприятий

Повышение конкурентоспособности предприятий.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги , иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Законодательная база:

1. ФЗ №39 от 25.02.99. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществленной в форме капитальных вложений».

2. ФЗ №22 от 01.00. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «об инвестиционной деятельности»».

3. ФЗ №164 от 29.10.98. «О лизинге».

Исходя из стратегических целей инвестиции делят на:

1. Прямые (реальные) - инвестиции непосредственно в производство или в ценные бумаги с целью получения права управления предприятием - эмитентом.

2. Портфельные (финансовые) - инвестиции, связанные с приобретением ценных бумаг для получения прибыли, но без права управления предприятием - эмитентом.

Особое внимание уделяется инвестициям в реальные активы, то есть капитальным вложениям.

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно - изыскательной работы и др.

К капитальным вложениям могут быть отнесены только инвестиции в основные средства.

Объекты капитальных вложений - объекты, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества.

Классификация капитальных вложений:

1. По характеру воспроизводства основных фондов:


Новое строительство - строительство зданий, сооружений, которые осуществляются на новых площадях, создание новых производственных мощностей; возведение объектов, которые ввода в эксплуатацию, будут иметь статус юридического лица;

Расширение предприятия - возведение объектов производственного назначения на новые площади в дополнение к действующим;

Реконструкция - полная или частичная перестройка производства на новой технической базе;

Техническое перевооружение - работы по повышению технического уровня отдельных участков производств путем замены устаревших машин и оборудования новыми, более производительными.

2. По роли в процессе производства:

Капитальные вложения производственного назначения;

Капитальные назначения непроизводственного назначения (строительство жилья и объектов социально-бытового назначения).

3. По видам:

Строительно-монтажные работы, выполненные подрядным или хозяйственным способом;

Приобретение машин и оборудования, входящие в сметы строительства

Проектно - изыскательские работы - расходы предприятия по приобретению проектно-сметных документаций, сметно-финансовых расчетов;

Затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений. Закладка - посев или посадка. Выращивание до периода смыкания кроны;

Затраты по формированию основного стада, продуктивного и рабочего скота - расходы по выращиванию всех видов животных до перевода в основное стадо, затраты по закупке взрослых животных и расходов по их доставке;

Прочие капитальные затраты - отвод земельных участков для строительства, проведения культурно-технических работ и т.д.

4. По характеру планирования и источникам финансирования:

Централизованные капитальные вложения - капитальные вложения, источником финансирования которых является средства бюджета. Предприятие не планирует данные капитальных вложений самостоятельно, их сумма доводится до предприятия вышестоящими организациями. За счет централизации капитальных вложений осуществляется строительство новых предприятий, которые включаются в программу социального и экономического развития РФ. Приоритетный инвестиционный проект - проект, суммированный объем капитальных вложений которых составляет не менее 1 млрд. руб. или проект, в котором минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб., включенный перечень, утвержденный правительством РФ;

Нецентрализованные капитальные вложения - капитальные вложения, которые финансируются за счет собственных средств предприятия, кредитов и займов. Нецентрализованные капитальные вложения планируют самостоятельно.

Субъекты инвестиционной деятельности:

1. Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и привлеченных средств.

2. Заказчик - субъекты, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

3. Подрядчики - субъекты, которые выполняют работу по договору подряда или государственному контракту.

4. Пользователи - субъекты, для которых создаются объекты капитальных вложений.

Способы осуществления капитальных вложений:

1. Подрядный - проектирование и сдача объекта под ключ, то есть подрядная организация занимается подбором оборудования.

2. Хозяйственный - предприятие самостоятельно организует строительно-монтажные работы.

В РФ практика строительства может представлять сочетание этих способов. Подрядчик строит и монтирует, а заказчик представляет проектно-сметную документацию, покупает и доставляет оборудование. Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика. Объекты капитальных вложений, находящиеся во временной эксплуатации до ввода их в эксплуатацию, не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности, эти затраты отражаются как незавершенное капитальное вложение.

2. Выделяют 2 группы источников:

Внешние

Внутренние

Источниками финансирования капитальных вложений могут быть:

1. Собственные финансовые средства (внутренние):

Отчисления от чистой прибыли предпринимателя

Амортизируемые отчисления.

Амортизация осуществляется с целью накопления денежных средств для последующего восстановления и воспроизводства основных фондов. Амортизационное имущество разделяют на 10 групп в зависимости от срока полезного использования. К амортизационным имуществам относятся основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью более 10 тысяч рублей.

Методы начисления амортизации:

1) линейный H = 1/n

2) нелинейный H = 2/n

Способ уменьшаемого остатка

Способ списания по сумме чисел лет

Способ списания пропорционально объёму продукции

3) ускоренная амортизация:

Для имущества является предметом договора финансовой аренды (лизинга) повышающим коэффициент не более 3

Для имущества, используемого для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, повышающим коэффициент не более 2

Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

Мобилизация - привлечение средств по строительству, которая имеется у предприятия на начало года. Их можно либо реализовать либо использовать в строительстве.

Чтобы определить сумму мобилизации внутренних ресурсов и рассчитанная потребность в оборотных средствах для строительства необходимо сопоставить исходные величины с фактическим наличием оборотных средств. Если фактическое наличие оборотных средств больше плановой потребности, то предприятие имеет мобилизацию внутренних ресурсов, если меньше, то иммобилизацию.

Расчет мобилизации внутренних ресурсов в строительстве.

Показатели Лимит КВ(на год) Норма об. ср. % Сумма т.р.
1. Фактический остаток оборотных средств в строительстве на начало года 37,7
2. Потребность в оборотных средствах для строительства 36,3
- по строительству, выполненному хозяйственным способом 43,5 6,5
- по строительству, выполненному подрядным способом 196,2 0,3 0,6
- по оборудованию, входящему в смету строительства 162,3 29,2
3. Излишек, недостаток оборотных средств 1,4
4. Кредиторская задолженность в строительстве на начало планируемого года
5. Норматив минимальной кредиторской задолженности на планируемый год
6. Рост, снижение кредиторской задолженности
7. Страховые платежи по объектам строительства
8. Мобилизация внутренних ресурсов 2,4

Прибыль и экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом. Данный источник возникает у предприятия потому, что законченные строительные объекты принимают на баланс не по сметной стоимости, а по фактическим затратам

Страховые возмещения выплаченные страховыми компаниями для возмещения ущерба

2. Привлеченные источники (внутренние):

Средства, возделываемые вышестоящими органами на безвозвратной основе;

Благотворительные и другие взносы на безвозвратной основе;

Средства, в результате выпуска и продажи предприятиями акций:

Взносы членов трудового коллектива;

Средства платы за землю

3. Заемные источники:

Кредиты в банках;

Льготные кредиты.

Законодательная баз:

1) Постановление правительства от № 403 «Об утверждении правил возмещения за счет средств федерального бюджета, части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на срок до 3 лет»;

2) Постановление № 98 от 22.05.03 «Об утверждении правил возмещения за счет федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на срок до 5 лет»;

Целевой государственный инвестиционный кредит;

Кредиты других предприятий;

Облигационные займы, векселя;

Средства финансового лизинга;

Ипотечное кредитование.

4. Бюджетные источники:

Ассигнования из федерального бюджета; средства федерального бюджета могут предоставляться на возвратной и безвозвратной основе. Средства на возвратной основе предоставляются для финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Средства из федерального бюджета выделяются Минфином РФ, который направляет их в казначейство или комбанк. Средства из федерального бюджета на безвозвратной основе предоставляется под целевые государственные инвестиционные проекты;

Средства региональных или местных бюджетов выделяются на основе региональных программ финансирования под реализацию целевых областных программ.

5. Иностранные источники инвестирования:

Средства международных финансовых институтов;

Средства организаций различных форм собственности;

Средства иностранных частных лиц.

3 . Основным плановым документом, который составляется при планировании капитальных вложений, является титульный список строительства. Составляется на весь период строительства.

В данном документе содержатся данные о:

Перечень строящихся и предполагаемых строительных объектов;

Предел капитальных вложений;

Наименование объектов;

Сметная стоимость строительства, в том числе строительно-монтажных работ и оборудования;

Ввод в действие основных фондов в денежной выручке;

Проектно-сметная документация;

Перечень незавершенного производства.

Внутрипостроечный титульный список составляется на каждый год. Все строящиеся объекты в данном документе должны быть представлены по 3 разделам:

1. Объекты, которые строятся за счет собственных средств;

2. Объекты, которые строятся за счет долгосрочных кредитов;

3. Объекты, которые строятся за счет собственных и заемных источников.

Указываются:

Год, месяц, начало и окончание строительства;

Сметная стоимость на год, в том числе строительно-монтажные работы, оборудование;

Остаток сметной стоимости;

Годовой перечень капитальных вложений;

Ввод в действие основных фондов в денежном выражении;

Перечень незавершенного строительства на конец планируемого года;

Наименование подрядной организации;

Остаток сметного лимита финансирования.

Бизнес план. Инвестиционная деятельность.

В данной форме планируются капитальные вложения по всем источникам финансирования. В первом разделе планируются объекты производственного назначения, во втором - непроизводственного.

Для планирования источников финансирования в бизнес-плане предусматривается специальная форма - источники финансирования капитальных вложений. В ней показываются капитальные вложения всего, в том числе государственные централизованные капитальные вложения, включается льготный инвестиционный кредит.

В данном показываются капитальные вложения, финансируемые из бюджетных территорий. Отдельно указываются капитальные вложения, финансируемые за счет собственных источников, кредитов банка и за счет прочих источников. Обе формы бизнес-плана должны быть согласованы между собой, а также по срокам планируемых капитальных вложений.

4 . Коммерческие предприятия, осуществляющие капитальные вложения, должны предоставить своему банку пакет документов для оформления финансирования и кредитования.

В пакет документов для финансирования и кредитования капитальных вложений включаются:

1. Титульный список строительства

2. Внутрипострочный титульный список строительства

3. Технико-экономическое обоснование ТЭО - комплект расчетно-аналитических документов, отражающих исходные данные по проекту, основные технические, технологические, оценочные, расчетно-сметные, конструктивные и природо-охранные, на основе которых возможно определить эффективность и социальные последствия проекта.

ТЭО является обязательным документом при финансировании капитальных вложений из государственного бюджета. Разработка ТЭО осуществляется юридическими или физическими лицами, имеющими лицензию на выполнение данных видов.

4. Контракт или договор подряда и дополнительное соглашение к нему. Заключение между заказчиком и подрядчиком, если строительство осуществляется подрядным способом. Это основной документ, на основании которого производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком.

В данном документе указывается:

Наименование заказчика и подрядчика и их юридического адреса;

Наименование объекта строительства;

Сметная стоимость объекта, в том числе строительно-монтажной работы;

График выполнения строительно-монтажных работ;

Права и обязанности сторон;

Материальная ответственность за нарушение.

5. Экспертиза - оценка проекта в целях предотвращения создания объектов, исполнение которых нарушает интересы государства, права физических, юридических лиц, не отвечающие установленным требованиям стандартов, а также эффективности осуществленных капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, которые осуществляются за счет и с участием бюджетов различного уровня, требуют государственной поддержки и гарантии и подлежит государственной комплексной экспертизе.

Градостроительная экспертиза

Санитарная

Экологическая

Социально-требовательная

6. Кредитный договор - предоставляются при финансировании за счет заемных источников.

7. Договор залога

8. Срочные обязательства оформляются, если у коммерческих предприятий имеется задолженность по долгосрочным ссудам.

Сводные срочные обязательства, где вся задолженность по ссудам расписана по годам погашения;

Годовые срочные обязательства оформляются на сумму, подлежащую погашению в текущем году.

Среднесрочные и долгосрочные ссуды предоставляются на те капитальные вложения, которые финансируются за счет собственных средств. На те мероприятия, источником финансирования которых является бюджет ссуды, не выделяется.

5 . Особенности финансирования капитальных вложений.

1. Финансирование и кредитование капитального строительства. Капитальное строительство может осуществляться 2 способами: подрядным и хозяйственным.

Предприятие заключает с подрядной организацией договор подряда на основании заявки на выполнение определенного перечня строительно-монтажных работ. Строительная организация включает заявки в свой план подрядных работ.

Расчеты между заказчиком и подрядчиком могут производиться 2 способами:

1) Ежемесячно за выполнение строительно-монтажных работ. В этом случае составляется справка о выполненных работах за месяц. Она должна быть подписана подрядчиком и заказчиком. Ежемесячные взносы - 95% сметной стоимости. По окончании строительства составляют акт приемки законченного объекта, выписывается счет и на их основании производится расчет.

2) Расчеты производятся после приемки законченного объекта как за готовую строительную продукцию. Расчеты производятся при завершении строительства без промежуточных платежей. До сдачи объекта, строительная организация производит затраты либо за счет собственных средств либо кредитов банка. Кредитными ресурсами банка являются средства, которые высвобождаются у заказчика в связи переходом на расчеты за ГП. В этом случае в коммерческом банке обслуживается подрядная организация, открывается специальный счет. На этот счет заказчик перечисляет источники финансов капитальных вложений в размере 1/3 объема работ на каждый квартал. До 22 числа предшествующего года.

По окончании квартала банк производит регулирование средств на специальном счете до 5 числа следующего месяца. При сверке сопоставляется сумма перечисленных средств на специальный счет за квартал с фактическим выполнением перечня работ за квартал. Если оказывается, что сумма перечисленных средств больше сумма выполненных работ, то разница зачисляется в счет очередного перечисления средств. Если наоборот, то заказчик должен покрыть разницу.

В конце года излишне внесенные средства возвращаются на расчетный счет (расчетный счет заказчика). При окончании строительства составляется акт выполненных работ и акт приема законченного строительного объекта.

2. Финансирование и кредитование затрат по приобретению машин и оборудования, не входивших в смету строительства.

Предприятие в соответствии с планами социально- жилищного (социально-жилищными) развития ежегодно определяет потребность в материальных ресурсах. Предприятие может приобретать технику и оборудование или непосредственно у завода-изготовителя, или через предприятие по материально-техническому снабжению АПК.

Предприятие заключает договор с поставщиком, где указывается:

Наличие техники, оборудования;

Договорная цена;

Сроки поставки;

Порядок расчетов;

Стоимость, приобретенной техники и оборудования, включается в общий план капитальных вложений.

К работам по приобретению техники и оборудования относится стоимость приобретения техники, расход по доставке и сборке. Если техника поступает на предприятие, а расчетные документы за отгруженным заводом продолжают поступать в банк, то техника оплачивается с расчетного счета покупателя. Если техника реализовывается через торговую базу, то оплату производит торговая база и одновременно выставляет предприятие, которое оплачивает и стоимость техники, и торговую надбавку.

3. Финансирование и кредитование затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений. Закладка и выращивание многолетних насаждений относится к капитальным вложениям производственного назначения.

В данные затраты включается:

Проектно-изыскательские работы;

Подготовка почвы;

Затраты на приобретение посадного материала;

Посев и посадка;

Уход за посевами;

Защита от вредителей и болезней.

Данные затраты финансируются до вступления многолетних насаждений в эксплуатационный период. По истечении срока ввода в эксплуатацию многолетних насаждений составляется акт приемки многолетних насаждений и они переводятся в основные средства (не более 20 штук).

4. Финансирование и кредитование затрат по формированию основного стада.

Затраты относятся к капитальным вложениям производственного назначения:

Расходы, связанные с воспроизводством взрослого рабочего и продуктивного скота.

Стоимость молодняка животных, выращенных в хозяйстве и переведенных в основное стадо;

Расходы по приобретению взрослого скота, включающие расходы по доставке скота, переданного безвозмездно.

В основное стадо не переводится домашняя птица, пушные звери, кролики. Если животные выбраковываются из основного стада, то они должны быть поставлены на откорм и будут учитываться в составе оборотных средств. Затраты по формированию основного стада планируются во вспомогательном расчете к плану экономического и социального развития.

Расчеты состоят из 2 разделов:

Затраты по формированию основного стада;

Источники их финансирования.

Затраты по выращиванию молодняка определяются по балансовой стоимости на начало года + затраты на выращивание в планируемом году (по плановой себестоимости 1ц прироста). По рабочему скоту затраты определяются по плановой себестоимости 1 кормо-дня и количества дней содержания животных до перевода их в основное стадо. Затраты по приобретению взрослого скота определяются с учетом классности породности и договорным ценам.

Источниками финансирования затрат по формированию основного стада являются:

Выручка от выбракованных взрослых животных;

Амортизация по рабочему скоту;

Прибыль;

Кредиты банка.

6. Лизинг - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества.

Существует 2 формы лизинга:

1. Финансовый - лизинг с полной окупаемостью имущества. Заключается лизинговая сделка на срок равный сроку амортизации имущества, т.е. арендатор выплачивает в течении действующего договора лизинга полную стоимость амортизации имущества и прибыль арендодателя.

Капитальные вложения в бухгалтерском учете - это инвестиции хозсубъекта в его основной капитал. Бухгалтерский учет капвложений имеет массу нюансов. О них — данная статья.

Что такое капитальные вложения в бухучете и каковы их отличительные характеристики

Определение данного понятия мы можем найти в ст. 1 закона «Об инвестиционной деятельности…» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. К капвложениям закон относит основные средства, а именно — затраты на их создание, приобретение, расширение, реконструкцию, проектно-изыскательские работы и проч.

Если мы обратимся к п. 4 ПБУ 6/01, то увидим, что важным критерием основных средств является долгосрочность их использования — более года. В свою очередь, определение долгосрочного инвестирования нам дает положение по бухучету, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160. К долгосрочным инвестициям п. 1.2 данного положения причисляет затраты на создание, покупку, увеличение размеров внеоборотных активов, которые используются дольше одного года. При этом выделяется важное условие — такие объекты не могут быть использованы для продаж.

ВАЖНО! Не являются долгосрочным инвестированием долгосрочные финвложения в ценные бумаги (в том числе государственные) и уставные капиталы иных компаний.

Капвложения в бухучете учитываются по фактически осуществленным затратам (п. 2.1 положения по бухучету долгосрочных инвестиций, п. 8 ПБУ 6/01).

Если фирма осуществляет строительство актива, для учета произведенных капзатрат рекомендуется следующая их разбивка:

  • по строительным работам;
  • по монтажу;
  • по покупке оборудования для сдачи в монтаж;
  • по покупке оборудования, не предполагающего монтажа;
  • по покупке инструмента и инвентаря;
  • по покупке оборудования, нуждающегося в монтаже, но предназначенного для постоянного запаса;
  • по прочим капзатратам.

При этом до завершения строительных работ общая сумма вышеприведенных затрат образует стоимость незавершенного строительства актива.

Если же фирма не создает имущественный объект, а покупает — ситуация упрощается: в данном случае капвложения в активы будут равны сумме фактических затрат на их приобретение.

Резюмируя рассмотренные нами нюансы, можно сделать вывод, что определяющей характеристикой капвложений является их ориентирование на приобретение (или самостоятельное создание) инвестиционного актива, который будет использоваться более 12 месяцев. Именно поэтому капвложения не учитывают в составе текущих расходов, а включают в первоначальную стоимость основных средств. Причем данный порядок действует и в бухучете, и в налоговом учете.

Итоговый результат инвестиций — формирование объекта основного средства, подлежащего учету по его первоначальной стоимости. Поэтому для бухучета капвложений необходимо руководствоваться нормами ПБУ 6/01, посвященного детальному описанию правил бухучета основных средств.

Узнать, что из себя представляют эти активы, вы можете из статьи .

Учет капвложений: применяемые счета в бухучете

Согласно плану счетов бухучета (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для отражения информации о капзатратах на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухучету в качестве основных средств, применяется сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Именно на нем собираются все произведенные расходы, образующие первоначальную стоимость нашего актива. К данному счету предусмотрено несколько субсчетов для детального учета осуществляемых затрат.

Исчерпывающую информацию о сч. 08 вы найдете в наших публикациях:

Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальную стоимостью купленных основных средств образует совокупность затрат по их приобретению, созданию и сооружению (за вычетом НДС и прочих возмещаемых налогов). При этом учет ведется пообъектно.

Бухгалтерская проводка в этом случае выглядит следующим образом:

Дт 08 Кт 60.

Правила формирования первоначальной стоимости актива, изготовленного фирмой самостоятельно, приведены в п. 26 методических указаний по бухучету основных средств (приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Согласно правилам, первоначальную стоимость актива составляют фактические затраты на его производство.

ВАЖНО! Порядок учета и формирования капзатрат на производство основных средств должен соответствовать тому порядку, что определен для учета затрат соответствующих видов продукции, производимых фирмой.

Проводка по учету самостоятельно созданных активов будет иметь следующий вид:

Дт 08 Кт 10, 02, 07, 10, 23, 26, 60, 69, 70, 71, 76...

Создание (реконструкция, модернизация) актива может быть связана с приобретением оборудования, предполагающего осуществление его монтажа, или оборудования, которое невозможно эксплуатировать без предварительной установки (классические примеры — оборудование с креплением на фундаменте, соединение отдельных частей технологической линии и др.). Принятие к учету таких объектов отражается на сч. 07:

Дт 07 Кт 15, 23, 60, 71, 75, 76, 79, 86, 91.

По мере передачи имущества в монтаж оно переносится со сч. 07 на сч. 08:

Дт 08 Кт 07.

Процесс создания нового объекта (или реконструкции уже имеющегося) может быть очень продолжительным. Это обусловлено, в частности, поэтапным способом принятия работ, длительным осуществлением опытной эксплуатации, которая производится до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные проектные параметры, и многими другими специфическими объективными факторами, имеющими место в строительстве.

Все это может потребовать очень больших капзатрат, осуществить которые возможно только с помощью привлеченных заемных средств. Проценты по ним будут увеличивать бухгалтерскую стоимость капвложений в активы:

Дт 07, 08 Кт 66, 67.

ВАЖНО! Данное правило относится только к тем процентам, которые начислялись до принятия актива к учету. После этого события проценты относят на операционные расходы (п. 11 ПБУ 10/99).

После того как все капзатраты по объекту будут полностью собраны на сч. 08, он считается готовым к эксплуатации, а его стоимость переносится на сч. 01:

Дт 01 Кт 08.

Подробнее о сч. 01 читайте материал .

Итоги

Капитальные вложения в бухгалтерском учете - это понятие, неразрывно связанное с долгосрочными инвестициями и основным капиталом фирмы. Бухучет капвложений осуществляется по правилам, предписанным ПБУ 6/01, приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н и планом счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Капитальные вложения. Капиталовложения - это затраты на создание новых, а также на реконструкцию действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения.

К капитальным вложениям относятся: затраты на строительство и оборудование новых предприятий, зданий и сооружений и затраты на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.
Структура капитальных вложений. Под структурой капитальных вложений подразумевается распределение объема капиталовложений по элементам затрат, отраслям народного хозяйства, по их назначению. Отраслевая структура капитальных вложений выглядит так:
? промышленность;
? строительная индустрия;
? сельское хозяйство;
? транспорт и связь;
? жилищное строительство;
? строительство учреждений науки, культуры, просвещения и здравоохранения;
? строительство торговых и коммунальных предприятий, и т.д. Структура капитальных вложений по элементам затрат (экономическая структура):
? строительно-монтажные работы;
? оборудование, инструмент и инвентарь;
? прочие капитальные работы и затраты. Проект. Проект - это разработанное предложение по строительству предприятия, здания или сооружения, оформленное в виде комплексного документа, состоящего из:
? системы чертежей, дающих графическое изображение будущего предприятия, здания или сооружения и его отдельных частей;
? технико-экономических расчетов, обосновывающих техническую возможность и экономическую целесообразность строительства, а также подтверждают, что технические решения, принятые в чертежах, являются наиболее рациональными и экономичными.
Неотъемлемой частью проекта является смета.
Проект строительства гражданского сооружения состоит из двух частей: строительной и экономической; промышленного предприятия - из трех основных частей: технологической, строительной и экономической.
Технологическая часть проекта определяет технический уровень проектируемого предприятия. Она содержит решения по организации производства, технологическому процессу, механизации и автоматизации труда на предприятии, выбору оборудования. От технического уровня проектируемого предприятия зависят в основном эффективность капиталовложений, качество и себестоимость продукции предприятия, рентабельность его работы, а также стоимость строительства и продолжительность его осуществления.
Строительная часть проекта определяет объемно-планировочные и конструктивные решения проектируемых зданий и сооружений. В них устанавливаются основные размеры здания или сооружения в целом, количество этажей, размещение и размеры отдельных частей зданий и сооружений, пролеты и расстояния между колоннами и другие объемно-планировочные решения; конструктивные решения предусматривают выбор материала и типа конструкций, размеры отдельных частей зданий и сооружений, степень применения сборных конструкций и т.д.
В составе строительной части проекта особенное место занимают материалы по организации строительства. В них устанавливаются объемы строительно-монтажных работ по каждому объекту, последовательность и сроки строительства, методы выполнения работ, а также выявляются потребности строительства в основных строительных материалах и деталях, строительных машинах, транспортных средствах и рабочих кадрах.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с