Всемирный банк объединяет какие из четырех структур. Основные функции всемирного банка, структура, роль в мировой экономике. Остранение ИТ-компании «Инком» от тендеров из-за коррупции

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии . Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

  • Международная финансовая корпорация
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

История

Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в в 1944 году. Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны .

Советский Союз являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединённых Штатов Америки.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя (John McCloy) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов . Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла. Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Ford . Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен (A.W. Clausen) по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Членство

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде , то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития состоит из 184 стран-членов . Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория. В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

Страна-участница Доля, %
16,39
Япония 7,86
Германия 4,49
Франция 4,30
4,30
Китай 2,78
Индия 2,78
Италия 2,78

Международная ассоциация развития насчитывает 164 стран-членов

Управление деятельностью банка

Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: , Япония , Германия , Франция и . Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

  1. утверждение займов и гарантий,
  2. определение общих принципов деятельности банка
  3. утверждение бюджета Банка
  4. выработка стратегий содействия странам
  5. принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

Президенты Всемирного банка

Президент Сроки работы в должности
Юджин Мейер (Eugene Meyer) 18 июня 1946 - 17 марта 1947
Джон Макклой (John Jay McCloy) 17 марта 1947 - 1 июля 1949
Юджин Р. Блэк (Eugene Robert Black) 1 июля 1949 - 1 января 1963
Джордж Д. Вудс (George D. Woods) 1 января 1963 - 1 апреля 1968
Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) 1 апреля 1968 - 1 июля 1981
Элден В. Клозен (Alden W. Clausen) 1 июля 1981 - 1 июля 1986
Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) 1 июля 1986 - 1 сентября 1991
Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston) 1 сентября 1991 - 4 мая 1995
Ричард Фрэнк (Richard Frank), и.о. 4 мая 1995 - 1 июня 1995
Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) 1 июня 1995 - 1 июня 2005
Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) 1 июня 2005 - 1 июля 2007
Роберт Зеллик (Robert Zoellick) 1 июля 2007 - 1 июля 2012
Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) с 1 июля 2012 - настоящее время

Всемирный банк и Россия

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве .

7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором работает около 70 человек, в основном - российских граждан.

В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл.

C 1 января 1995 по 1 июня 2005 года президентом Всемирного банка являлся Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года и с тех пор каждый год посещал Россию с официальным визитом.

Расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

Всемирный банк на Украине

2016: Остранение ИТ-компании «Инком» от тендеров из-за коррупции

В начале июля 2016 года Всемирный банк объявил об отстранении ИТ-компании «Инком» Александра Кардакова от участия в своих тендерах из-за коррупции. Подробнее .

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц .

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ , Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали , значительного экономического роста не произошло бы . Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России , критикуя шоковую терапию переходного периода.

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.

В 2010 году заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

Декларируемые цели и задачи


В 2012 году в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  1. ликвидация нищеты и голода;
  2. обеспечение всеобщего начального образования;
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4. сокращение детской смертности;
  5. улучшение охраны материнства;
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Виды и направления деятельности

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Мобилизация денежных средств

Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 184 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран .

Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40% общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

Кредиты

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов:

  • инвестиционные кредиты и
  • кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.

Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

Гранты

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

  • Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности
  • Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения
  • Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия
  • Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа
  • Поддержка организаций гражданского общества
  • Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов

Другие услуги

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны . Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения - часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Значительная часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития страны.

Институт Всемирного банка ИВБ (англ. World Bank Institute)- один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN - это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

  • Проблемы бедности
  • Проблемы снабжения продовольствием
  • Сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов
    экономики, связанных с использованием земель
  • Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
  • Борьба с коррупцией
  • Борьба с распространением вирусных заболеваний
  • Борьба с малярией
  • Проблемы детства и юношества
  • Проблема эксплуатации детей
  • Проблемы развития энергетики , доступа к источникам и поиска
    новых источников энергии
  • Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
  • Выработка стратегий развития
  • Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
  • Проблемы образования
  • Проблемы окружающей среды
  • Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
  • Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
  • Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности
  • Финансовый кризис
  • Развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем
  • Глобализация
  • Рост цен, проблемы стран-доноров
  • Урбанизация
  • Муниципальные финансы
  • Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.

Всемирный банк (далее - Банк или ВБ) - это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 182 государства-акционера. Учрежден одновременно с МВФ. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западно­европейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной.

С середины 50-х гг., когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, Всемирный банк меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ.

Сферами деятельности Банка являются:

  • предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;
  • оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг;
  • стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников.

    Основные задачи Банка:

    1. Координация движения капитала в мировом масштабе.
    2. Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами.
    3. Стабилизация мировой экономики.
    4. Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.

    Направления текущей деятельности Банка:

    1. Разработка стратегии по сокращению уровня бедности.
    2. Работа в области трудовых ресурсов.
    3. Организационное развитие.
    4. Защита окружающей среды.
    5. Рассмотрение проблем задолженности.
    6. Развитие частного сектора.

    Всемирный банк предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предос­тавленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин. Не­которые займы Всемирного банка предназначаются для финансирования изменений в экономической системе стран с целью повышения их экономической стабильности и эффективности, ориентирования на рыночную экономику. Кроме того, Всемир­ный банк предоставляет "техническую помощь", или консультации, своих специалистов правительствам стран с тем, чтобы содействовать им в повышении эффективности определенных секторов экономики и усиления значения этих секторов для национального развития.

    Структура управления. 1. Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. За исключением определенных полномочий (прием новых членов, увеличение или сокращение уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства), управляющие деле­гируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей.

    2. Совет директоров-исполнителей отвечает за осуществле­ние основной оперативной деятельности - политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о поли­тике и операциях Банка.

    3. Комитет по развитию - совместный министерский комитет Советов управляющих ВБ и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Он рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности.

    4. Президент Банка, кандидатура на пост которого (по традиции) выдвигается исполнительным директором, представля­ющим Соединенные Штаты Америки. Но он избирается Сове­том исполнительных директоров.

    Президент Всемирного банка несет ответственность за повседневное управление деятельностью Банка и - при осуществлении общего руководства Советом директоров - за организационную структуру Банка, за назначение и увольнение его сотрудников. Президент руководит штатом сотрудников, включа­ющим свыше 7100 человек из более чем 100 стран, с помощью трех директоров-распорядителей, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников Банка в определенных областях.

    Формирование ресурсов Банка. Уставный капитал Всемирного банка, образуемый путем подписки стран-членов на его ак­ции, первоначально не превышал 10 млрд. долларов США. Пе­реориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В результате подписной капитал к середине 1990-х гг. достиг 165 млрд. долларов США.

    Таким образом, в настоящее время Всемирный банк по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 1980-е гг., оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций Банка, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

    Именно эта (большая) часть и служит тем гарантийным фондом, под который ВБ заимствует значительные средства, пре­жде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом Банк содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией - самого ВБ и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации Банка, задолженность по которым к середине 90-х гг. достигла 92 млрд. дол­ларов США. Получая по этим высококотируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

    В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заем­щика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 1970-х гг. ВБ выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долларов США ежегодно, а в 90-х гг. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долларов США (из 7% годовых). Тем самым Банк поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, ВБ с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других промышленно развитых стран широким пото­ком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной.

    Акционерный капитал распределен по соответствующей формуле на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций. В настоящее время наибольшая доля голосов принадлежит США (17,07%), за которыми следует Япония (7,09%), Германия (5,48%), Франция (5,26%) и Великобритания (5,26%).

    В момент учреждения Всемирного банка он представлял со­бой одну организацию - Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для оказания содействия росту частного сектора развивающихся стран путем предоставления консультаций этим странам и осуществления в них капиталов­ложений без правительственных гарантий. В 1960 г. была учреждена Международная ассоциация развития (MAP), которой было поручено оказание помощи беднейшим странам мира на льготных условиях. В 1988 г. было организовано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) для содействия иностранным инвестициям в развивающихся странах путем страхования инвесторов от политических рисков.

    Эти подразделения были созданы в разных целях, и каждое имеет собственный устав и собственных членов. Президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения, и один и тот же Совет исполнительных директоров уп­равляет деятельностью МБРР, МФК и MAP. У МАГИ есть собственный Совет директоров, большинство членов которого входит в состав Совета исполнительных директоров МБРР. МБРР, MAP, МФК и МАГИ совместно образуют группу Всемирного банка.

    В группу ВБ входят также еще две организации:

    Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств;

    Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985 г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ.

Всемирный Банк является инвестиционным банком, оказывающим посреднические услуги между инвестором и получателем, занимая у одного и давая в займы другому. Владельцами Банка являются правительства 156 стран-членов, имеющих акционерный капитал в Банке, стоимость которого в 1991г. оценивалась примерно в 175 млрд. долларов.

Всемирный Банк (ВБ) включает в себя две большие организации: Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) и Международную Ассоциацию Развития (МАР). Помимо того, в ВБ входит ряд других организаций: объединенная с ВБ, но юридически и финансово независимая от него – Международная Финансовая Корпорация, которая мобилизует финансирование частных предприятий в развивающихся странах; Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).

Персонал ВБ насчитывает более 6000 человек, работающих в 40 отделениях по всему миру (однако 95% его служащих работают в Вашингтонской штаб-квартире). Персонал Банка представляет собой коллектив разных специалистов: экономистов, инженеров, градостроителей, агрономов, статистиков, адвокатов, экспертов по портфелю ценных бумаг, сотрудников по вопросам кредитования, экспертов по оценке стоимости проектов, специалистов по телекоммуникации, водоснабжению и канализации, перевозкам, образованию, энергетике, застройке сельской местности, народонаселению и здравоохранению и во многих других областях.

МБРР получает большинство финансовых средств, которые он использует для кредитования развития стран, посредством займов на рынке через выпуск облигаций (имеющих категорию ААА, т.к. их погашение гарантируется правительствами стран-членов) отдельным лицам и частным организациям в более чем 100 странах. МАР, занимающаяся выдачей льготных кредитов, в основном финансируется пожертвованиями от стран-доноров. Банк является главным заемщиком на мировых рынках капитала и самым большим заемщиком – не резидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.

Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Поступления от продажи этих облигаций в свою очередь ссуживаются развивающимся странам под приемлемые нормы процента для оказания помощи в финансировании тех проектов и программ по изменению политики, которые имеют шансы на успех.

Всемирный Банк ссуживает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у Банка. Те развивающиеся страны, у которых валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения превышает 1 200 долларов, могут получить кредиты от МБРР. (Подушный ВНП представляет собой долю материальных ценностей, полученных путем деления стоимости товаров и услуг, произведенных в стране за один год, на численность населения, проживающего в этой стране). Эти кредиты выдаются под процент немного выше рыночного, под который занимает сам Банк, и, как правило, должны быть выплачены в течение 12- 15 лет.

МАР дает кредиты только правительствам очень бедных развивающихся стран, чей подушный ВНП составляет меньше чем 1 200 долларов, и примерно 80% всех кредитов МАР получают страны с ежегодным подушным доходом ниже 700 долларов. По МАР- кредитам проценты не выплачиваются, и срок их погашения обычно составляет 35-40 лет.

Всемирный Банк существует для содействия развитию бедных стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов и экономических курсов, которые смогут реализовать экономический потенциал этих стран. Банк рассматривает развитие как долговременную целостную задачу.

В течение первых двух десятилетий его существования две третьи общего размера помощи, предоставляемой Банком, шло на проекты по производству электроэнергии и обеспечению транспортных перевозок. Хотя такие проекты по организации инфраструктуры остаются важным звеном, в последние годы Банк разнообразил виды своей деятельности, что связано с обогащением его опыта и приобретением нового понимания процесса экономического развития.

Особое внимание Банк уделяет проектам, от которых выигрывают наибеднейшие слои населения в развивающихся странах. Прямое привлечение этих групп к экономической деятельности осуществляется через выделение кредитов на развитие земледелия и сельской местности, малых предприятий и городов. Банк помогает повысить их производительность и организовать доступ к пользованию такими первостепенными нуждами, как надежные системы водоснабжения и уничтожения отбросов, здравоохранение, регулирование рождаемости, питание, образование и жилищное строительство.

В проектах по организации перевозок большое значение придается строительству дорог между фермами и рынками сбыта продукции. Энергетические проекты существенно увеличивают долю электроэнергии, поставляемой для деревень и небольших ферм. Проекты по развитию промышленности делают больший акцент на создание рабочих мест и малых предприятий. Где это практично, используется трудоемкое строительство. Наряду с электроэнергией Банк поддерживает развитие других источников энергии: нефть, газ, уголь, древесина и биомасса.

Основная доля финансовой и технической помощи развивающимся странам осуществляется Банком в виде поддержки конкретных проектов. Хотя кредитование через МБРР и МАР осуществляется на различных финансовых условиях, критерии оценки проекта, которые применяют обе организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности проектов используются одни и те же стандарты. Решение о том, какая из организаций МБРР или МАР будет финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристик самого проекта.

Страны-заемщики рассматривают Банк в качестве источника оказания технической помощи. В большой степени техническая помощь, оказываемая Банком в последние годы, превышающая 1 млрд. долларов в год, включает в себя кредиты и ссуды, предоставляемые для других целей. В последнее время произошло значительное увеличение количества финансируемой Банком технической помощи с целью самостоятельного кредитования и предоставления авансов посредством механизмов подготовки проектов Банка. Банк также является исполнительным органом по реализации проектов технической помощи, финансируемых Программой Развития ООН, в особенности в области земледелия и сельского хозяйства, энергетики и планирования хозяйства. Банк в настоящее время уделяет большее внимание технической помощи по организации управленческой структуры и формированию макроэкономической политики в странах, являющихся его членами.

Каждый, поддерживаемый Банком проект, разрабатывается в тесном сотрудничестве с национальными правительствами и местными органами и зачастую в сотрудничестве с другими организациями по оказанию многосторонней помощи. На практике около половины всех поддерживаемых Банком проектов получают также софинансирование из других официальных источников, включая правительства и правительственные организации, другие учреждения многостороннего финансирования, органы по кредитованию экспорта, которые непосредственно связаны с финансированием поставок товаров и услуг из определенной страны, а также коммерческие банки и другие частные финансовые учреждения.

Предоставляя кредиты развивающимся странам, Банк не конкурирует с другими источниками финансирования. Он предназначен для оказания помощи проектам только в тех случаях, когда невозможно получить необходимые средства из других источников на приемлемых условиях. В процессе работы Банк старается укреплять экономику стран, пользующихся его кредитами таким образом, чтобы они смогли отказаться от пользования ресурсами Банка и удовлетворить свои финансовые потребности непосредственно из традиционных источников капитала на тех условиях, которые они могут себе позволить.

Сфера деятельности Банка простирается гораздо шире, чем выполнение кредитных операций. Так как решение о предоставлении Банком займов зависит от экономической ситуации данной страны, МБРР тщательно изучает ее экономику и нужды тех отраслей экономики, для которых он предполагает кредитование капиталовложений или коррективных мероприятий. Такой анализ позволяет выработать основные принципы для формулирования стратегии оказания помощи по долговременному развитию экономики страны в целом и ее основных отраслей.

По мере развития стран-заемщиц необходимость в кредитах от МБРР и МАР отпадает. Из 34 наибеднейших стран, которые пользовались ссудами МАР в течение многих лет, более 24 стран достигли успехов, что позволило им не пользоваться более кредитами МАР. Аналогично, около 20 стран, которые прежде занимали деньги у МБРР, достигли таких успехов, которые избавили их от необходимости делать это. Примером этому является Япония. В течение 14 лет она пользовалась кредитами МБРР. Теперь Банк берет в займы большие суммы у Японии.

Активная деятельность ВБ продолжается и в 1999г., что подтверждается тем, что за этот год уже была выделена рекордная сумма кредитов - 30 млрд. долл. При этом приоритетными направлениями кредитования стала поддержка беднейших слоев населения, а значит борьба с последствиями финансово-экономических кризисов и природными катаклизмами /14/.

В рамках этого Международный банк реконструкции и развития (МБРР), член Группы Всемирного банка, объявил о новых видах займов и финансовых продуктах с хеджированием для своих заемщиков, которые, как ожидается, будут введены в сентябре 1999г.

Новыми финансовыми продуктами являются:

основанный на ставке заем с фиксированной маржей, отличающийся повышенной гибкостью и позволяющий заемщикам корректировать сроки погашения и управлять валютными рисками и рисками по банковским процентам в течение всего срока займа;

самостоятельные продукты с хеджированием, связанные с текущими займами МБРР и призванные помочь заемщикам в управлении валютными рисками, рисками по банковским процентам и рисками товарных цен.

Заем с фиксированной маржей имеет следующие характеристики:

банковская ставка, рассчитываемая на основе специальной ставки, плюс маржа, которая фиксируется на весь срок займа;

возможность выбора валюты, включая евро, японскую иену и доллар США. Использование других валют возможно по желанию клиента;

возможность для заемщиков устанавливать фиксированную ставку процента, ее верхний или верхний и нижний пределы по всем израсходованным суммам в любое время в течение срока займа;

возможность отменять или устанавливать новую фиксированную ставку процента по израсходованным суммам в течение всего срока займа;

возможность менять валюту по израсходованным и/или неизрасходованным суммам в течение всего срока займа;

возможность в момент предоставления займа корректировать условия погашения в рамках действующей финансовой политики, что даст возможность заемщику полнее удовлетворить потребности конкретного проекта или обеспечить соответствие условиям стратегии управления национальным долгом.

Предлагаемые самостоятельные продукты с хеджированиемпозволят заемщикам управлять валютными рисками, рисками по банковским ставкам и товарным ценам. К ним относятся:

валютные свопы по всем займам МБРР;

свопирование банковских ставок, установление верхних или верхних и нижних пределов для существующих моновалютных займов и займов с фиксированной маржей;

товарные свопы на пилотной основе для существующих моновалютных займов и займов с фиксированной маржей, которые устанавливаются путем переговоров в каждом конкретном случае.

МБРР надеется воспользоваться рамочными соглашениями по деривативам, чтобы позволить заемщикам модифицировать финансовые условия своих текущих обязательств перед МБРР. По просьбе заемщиков будет разрешаться хеджирование в пределах сумм и сроков, выбранных заемщиками. МБРР намерен предложить хеджирование для займов со сроком погашения 10 – 12 лет.

Займы МБРР с более продолжительными сроками погашения могут хеджироваться в зависимости от сроков погашения, действующих на рынках свопов соответствующей валюты. За конверсию существующих займов в займы с фиксированной маржей и за использование самостоятельных продуктов с хеджированием будет взиматься комиссия в размере от 1/8 до 3/8 процента от основной суммы.

МБРР также предлагает мультивалютные займы – пулы, моновалютные займы с переменной маржей, рассчитываемые по специальной ставке и с коррекцией маржи каждые полгода, а также моновалютные займы с фиксированной ставкой, которая рассчитывается отдельно для каждой израсходованной суммы. МБРР будет и далее предлагать первые два из указанных продуктов наряду с новым займом с фиксированной маржей, однако существующий займовый продукт с фиксированной ставкой будет действовать только до 1 декабря 1999г., когда в силу вступят новые специальные обязательства по займам.

Введение новых финансовых продуктов будет сопровождаться широкой информационной кампанией, направленной на то, чтобы позволить заемщикам лучше понять смысл новых займов и продуктов с хеджированием и принимать более обоснованные решения, позволяющие им наиболее полно использовать функциональную гибкость новых продуктов.

Новые вводимые займы и продукты с хеджированием являются естественным продолжением процесса разработки продуктов самими клиентами, который начался в 1993г. с введением моновалютных займов и продолжился с предоставлением возможности выбора валюты в пул-займах, предлагавшихся заемщикам с 1996 по 1998гг. С 1996г. заемщики МБРР предпочли условия моновалютных займов в 95% своих обязательств перед МБРР. Заемщики также перевели суммы в разных валютах пул-займов, эквивалентные б7 млрд. долл. (58%), в моновалютные займы на основании конвертационного предложения от 1 июля 1998г.

Всемирный банк утвердил для России заем на Второй проект ремонта и содержания автомобильных дорог на сумму 400 млн. долл.

Этот проект:

будет способствовать существенному улучшению дорожного финансирования, в частности, за счет значительного повышения платы за пользование дорогами, взимаемой с тяжелых грузовиков;

улучшит состояние отдельных приоритетных дорог и мостов федеральной дорожной сети, включая Сибирь и Дальний Восток, а также территориальных дорог Красноярского и Хабаровского краев; при этом неблагоприятные экологические и социальные воздействия дорожных работ будут либо полностью предотвращены, либо сведены к минимуму, и расширятся институциональные возможности Федеральной дорожной службы России (ФДС) в том, что касается управления и мониторинга таких воздействий;

улучшит управление контрактами со стороны ФДС и дорожных администраций участвующих регионов и укрепит их возможности в области содержания дорог;

будет способствовать дальнейшему развитию частной дорожно-строительной и консалтинговой индустрии и выведет применение конкурсных торгов за пределы проектов, финансируемых за счет займов Всемирного банка; .

улучшит распределение местных ресурсов, выделяемых на дорожные работы, обеспечив экономически более обоснованный отбор проектов.

Для достижения целей проекта будет увеличена доля издержек, связанных с проездом тяжелых грузовиков, которая будет компенсироваться за счет платы за пользование дорогами; будет увеличена протяженность федеральных и территориальных дорог, состояние которых улучшится; будет повышен процент дорожно-мостовых работ, финансируемых из местных источников, контракты на которые присуждаются частным фирмам по результатам конкурсных торгов; будет проводиться ежегодный финансовый и технический аудит Федерального дорожного фонда; будет увеличена доля местных ресурсов, выделяемых на дорожно-мостовые работы по результатам анализа затрат и выгод.

Заем предоставляется в долларах США под стандартную ставку процента ВБ, установленную для моновалютных займов на основе ставки ЛИБОР; срок погашения составляет 17 лет, включая 5-летний льготный период.

Таким образом, Всемирный банк:

старается способствовать экономическому развитию наиболее бедных стран мира;

оказывает помощь развивающимся странам посредством долгосрочного финансирования проектов и программ по их развитию (предоставляет кредиты развивающимся странам, имеющим ВНП на душу населения более 1200 долл. в год, через МБРР);

предоставляет наибеднейшим странам, имеющим ВНП на душу населения меньше 1200 долларов в год, специальную финансовую помощь через Международную Ассоциацию Развития (МАР);

поддерживает частные предприятия в развивающихся странах через свой филиал – Международную Финансовую Корпорацию;

приобретает большинство своих финансовых ресурсов через займы на международном рынке облигаций;

имеет уставный капитал в 175 млрд. долларов, из которого около 9 процентов оплачивается странами-членами;

имеет численность сотрудников около 6000 человек из более чем 100 стран-членов.

Созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам .

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития , осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в г. была создана , которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • Международный банк реконструкции и развития
  • Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка . В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

История

Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции , состоявшейся в США в 1944 году Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза , обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны .

Советский Союз являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединённых Штатов Америки.

На первых этапах своей деятельности с по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам . Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя (John McCloy) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция , ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов . Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы , которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла . Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд . Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Мобилизация денежных средств

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN - это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

  • Проблемы бедности
  • Проблемы снабжения продовольствием
  • Сельское хозяйство , лесное хозяйство и развитие других секторов
    экономики, связанных с использованием земель
  • Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
  • Борьба с коррупцией
  • Борьба с распространением вирусных заболеваний
  • Борьба с малярией
  • Проблемы детства и юношества
  • Проблема эксплуатации детей
  • Проблемы развития энергетики , доступа к источникам и поиска
    новых источников энергии
  • Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
  • Выработка стратегий развития
  • Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
  • Проблемы образования
  • Проблемы окружающей среды
  • Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
  • Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
  • Проблемы экономического роста, налогообложения , задолженности
  • Развитие банковской системы, финансовых рынков , платежных систем
  • Рост цен, проблемы стран-доноров
  • Проблемы сохранения наследия
  • Проблемы водоснабжения и канализации сточных вод
  • Публикации, семинары
  • Гендерные проблемы
  • Проблемы миграции
  • Горнодобывающая промышленность
  • Право и развитие
  • Развитие частного сектора экономики

В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Финансируются проекты в самых разных областях деятельности. Примерами являются развитие микрокредитования в Боснии и Герцеговине , повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее , поддержка образования девочек в Бангладеш , повышение эффективности здравоохранения в Мексике , содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат .

Управление деятельностью банка

Всемирный банк представляет собой акционерное общество , акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда .

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне . Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США , Япония , Германия , Франция и Великобритания . Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

  • утверждение займов и гарантий,
  • определение общих принципов деятельности банка
  • утверждение бюджета Банка
  • выработка стратегий содействия странам
  • принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в настоящее время Джим Ён Ким) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents ) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents ) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

Президенты Всемирного банка

Президент Сроки работы в должности
Юджин Мейер (Eugene Meyer) 18 июня 1946 - 17 марта 1947
Джон Макклой (John Jay McCloy) 17 марта 1947 - 1 июля 1949
Юджин Р. Блэк (Eugene Robert Black) 1 июля 1949 - 1 января 1963
Джордж Д. Вудс (George D. Woods) 1 января 1963 - 1 апреля 1968
Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) 1 апреля 1968 - 1 июля 1981
Элден В. Клозен (Alden W. Clausen) 1 июля 1981 - 1 июля 1986
Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) 1 июля 1986 - 1 сентября 1991
Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston) 1 сентября 1991 - 4 мая 1995
Ричард Фрэнк (Richard Frank), и.о. 4 мая 1995 - 1 июня 1995
Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) 1 июня 1995 - 1 июня 2005
Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) 1 июня 2005 - 1 июля 2007
Роберт Зеллик (Robert Zoellick) 1 июля 2007 - 1 июля 2012
Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) с 1 июля 2012

Членство

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде , то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка .

Международный банк реконструкции и развития состоит из 184 стран-членов . Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория . В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

Международная ассоциация развития насчитывает 164 стран-членов

Всемирный банк и Россия

Осознавая ценность знаний и опыта местных специалистов, Всемирный банк активно сотрудничает с ними в процессе реализации своих проектов. 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры. Как и в других странах, Всемирный банк в рамках решаемых им задач большое внимание уделяет аналитической деятельности и консультациям.

Он регулярно публикует доклады об экономической ситуации в России . Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями , учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц .

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ , Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США , значительного экономического роста не произошло бы . Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В настоящее время (2010 г.) заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

Примечания

  1. Официальный сайт Всемирного банка на русском языке
  2. ЧАВО о Всемирном банке
  3. Goldman, Michael. Imperial Nature: The World Bank and Struggles for Social Justice in the Age of Globalization . New York: Yale University Press, 2005 pp. 52-54
  4. Проекты и цели Всемирного банка
  5. Всемирный банк. Цели
  6. Продукты и услуги Всемирного банка
  7. Операции Всемирного банка
  8. Всемирный банк. Проекты
  9. Всемирный банк. Организационная структура
  10. Всемирный банк. Основные факты
  11. World Bank. Presidents
  12. Общая информация о членстве в Группе Всемирного банка (рус.) . The World Bank. Архивировано
  13. World Bank Group Members (англ.) . The World Bank. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 3 мая 2010.
  14. Информация о членстве в организациях Группы Всемирного банка
  15. Всемирный банк: направления деятельности, критика его политики. Информационно-аналитический бюллетень № 98 CiG Business Consulting
  16. Адюльтер по-банковски . Эксперт Online (13 апреля 2004).
 
Статьи по теме:
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и
Индекс покупательной способности (ИПС)
Покупательная способность (платежеспособность) является одним из наиважнейших экономических показателей. Она обратно пропорциональна количеству денег, необходимых на приобретение различных товаров и услуг. Другими словами, покупательская способность показ
Образец иска о принудительном обмене жилого помещения
8. Переустройство и перепланировка жилого помещения. 9. Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. 11. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Аренда жилых помещений. 12. Условия и порядок принятия граждан на учет для улучшения жилищ