Отрицательные стороны административно командной экономической системы. Плюсы и минусы командно-административной и рыночной систем. Основные черты административно-командной экономики

Главный плюс командно-административной системы – это удобство управления, воз-

можность тотального административного контроля. Поэтому она совершенна именно с

точки зрения государственной власти, т. е. причастного к управлению чиновничества, правя-

щей партийно-хозяйственной номенклатуры. Командно-административная экономика – это

по преимуществу экономика распределения, ибо власть, чиновничество сами материальных

благ не производят. А господство над распределением позволяет проводить уравнительную

политику в распределительных процессах, создавая тем самым иллюзию материального и

социального равенства в обществе, иллюзию решенности (или успешной решаемости) тех

социальных проблем, с которыми плохо справляется рыночная экономика (имущественное и

социальное расслоение, безработица, кризисы, дороговизна образования и здравоохранения

и т. д.). Уравнительное распределение позволяет пропагандировать и еще одну выгодную

власти иллюзию, будто вся собственность в стране принадлежит самому народу («всем»), в

то время как в реальности она принадлежит именно государству, а еще точнее – правящей

партийно-хозяйственной номенклатуре.

Первый минус командно-административной системы – это прежде всего ее негибкость,

медленная адаптация к переменам, неспособность реагировать на специфику местных усло-

вий. В его основе лежит невозможность управлять всем многообразием экономических про-

цессов из одного центра. Это с неизбежностью порождает однотипность, шаблонность под-

ходов к решению массы несхожих хозяйственных проблем, стремление вписать все в рамки

единого хозяйственного плана, обязательного к исполнению. План в советскую эпоху под-

лежал исполнению даже в ситуации, когда он был абсурден. Так, вошли в историю и стали

темой многочисленных анекдотов плановые решения сеять кукурузу везде, даже на Край-

нем Севере, где она не растет; насаждение свиноводческих хозяйств в районах с мусульман-

ским населением; вырубки плантаций винограда в плановой «борьбе за трезвость»; плано-

вый выезд на улицы «поливальных» автомашин, даже если идет проливной дождь; укладка

асфальта на дороги зимой, поверх слоя льда и снега, и др.

Другой недостаток командно-административной экономики – это крайне низкая произ-

водительность труда вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы, отсут-

ствия мотивации к труду. Зачем работать больше и лучше, если тарифная ставка оди-

накова? Зачем внедрять новую технологию, если это чревато временной приостановкой

производства и, как следствие, невыполнением плана? Да и как ее внедрять, если сред-

ства на научно-технические разработки, да и сами темы разработок выделяются в плано-

вом порядке? Поэтому истинные новаторы и добросовестные труженики почти всегда ока-

зывались в состоянии конфликта с руководством, ибо их деятельность с неизбежностью

выходила за рамки утвержденного плана, подрывала его формальное выполнение. И наобо-

рот, лица, всего лишь имитировавшие трудовую активность, оказывались в материальном

и карьерном плане в числе лучших, ибо «работали» в рамках строго плановых заданий,

неукоснительно «выполняли» их.

В совокупности эти минусы постепенно приводят к падению темпов экономического

роста, порождают стагнацию производства, ситуацию острейшего экономического и поро-

жденного им политического кризиса, ставящих само существование государства под угрозу.

Рыночная система экономики с точки зрения ее достоинств и недостатков является

почти зеркальной противоположностью административно-командной. Плюсы одной почти

синхронно превращаются в минусы другой, и наоборот. Управление экономикой в усло-

виях рынка, возможности чиновничьих директив предпринимателям крайне затруднены.

Как государству командовать производителем материальных благ, и юридически, и финан-

сово от него не зависимым? Сама возможность вмешательства государства в экономику в

условиях рынка на протяжении трех последних столетий служит предметом ожесточенных

научно-теоретических дискуссий. Существуют целые экономические концепции, авторы

которых или отрицают вмешательство государства в хозяйственную деятельность, считают

ее пагубной (например, Адам Смит), или, наоборот, не менее убедительно доказывают ее

необходимость (Д.М. Кейнс).

Свобода предпринимательской деятельности, превращение и труда, и капитала, и

земли, и научно-технических новаций, и информации обо всех общественных процессах в

товар, имеющий рыночную цену, создает ситуацию моментальной адаптации производства

к изменяющимся хозяйственным условиям, порождает предприимчивость, находчивость,

легкую приспособляемость производства к местным условиям и т. д. Конкуренция между

производителями ведет к снижению рыночных цен, повышению качества продукции, сти-

мулирует рост производительности труда, способна в кратчайшие сроки насыщать рынок

потребительскими товарами. Но все это одновременно ведет, как было отмечено, к имуще-

ственному и социальному расслоению, порождает конфликты между бедными и богатыми,

дает повод говорить об эксплуатации первых вторыми, о несправедливости распределения

общественного богатства.

Поэтому переходный период, в ходе которого создаются элементы рыночного хозяй-

ства при сохранении целых секторов экономики, унаследованных от командно-администра-

тивной эпохи, сопровождается еще и крайне болезненной ломкой общественного сознания

людей, привыкших к идеологическим стереотипам «уравнительного» хозяйства, «соци-

ально справедливого» распределения. Подобная психологическая неподготовленность дела-

ется одним из главных тормозов перемен, тем более что груз «распределительных» догм

несут на себе и многие из тех, от кого зависит проведение реформ.

Варианты перехода к рыночной экономике

Практика стран, некогда входивших в мировую социалистическую систему», демон-

стрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в

рыночную экономику: первый – эволюционный путь постепенного создания рыночных

институтов (Китай, в определенной степени Венгрия); второй – «шоковая терапия», при-

менявшаяся России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме – в

Польше и Чехии). Различия между этими путями заключаются в сроках проведения систем-

ных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами

народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.

Выбор эволюционного, или «шокового», пути перехода к рынку зависит не столько

от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических,

социальных, исторических и других факторов.

Для эволюционного варианта перехода к рыночной экономике характерен ряд черт.

Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потреби-

тельском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и благо-

даря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров.

Поэтому реформы, как правило, начинаются в сельском хозяйстве, где устраняются наи-

более негативные черты командной системы, открывается простор частной инициативе.

Импульс, данный сельскому хозяйству, постепенно переносится на отрасли легкой и обра-

батывающей промышленности, создает благоприятный фон для проведения дальнейших

реформ. Только после охвата сферы производства потребительских товаров реформа распро-

страняется на инвестиционные отрасли. Либерализация цен проводится на завершающих

этапах реформы, причем с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях

с сильными монополистическими тенденциями. Рыночная инфраструктура формируется

постепенно, под жестким контролем государства.

Разновидностью эволюционного пути является модель «рыночного социализма» (в

Югославии и Венгрии в конце 60-х гг., в Китае – в конце 70-х гг., во Вьетнаме – во

второй половине 80-х гг.). Попыткой построения «рыночного социализма» была и прово-

дившаяся при М.С. Горбачеве «перестройка». Однако попытка эволюционного перехода к

рынку в Советском Союзе в 1989–1991 гг. не состоялась в силу ряда причин. Среди них

– крайнее запаздывание в проведении реформ, откровенное сопротивление преобразова-

ниям со стороны партийной номенклатуры; утопичность расчетов на построение «социа-

лизма с человеческим лицом»; начавшийся тотальный развал старой системы. На рубеже

80-90-х гг. предприятия попросту отказывались выполнять госзаказы по установлен-

ным сверху невыгодным для производителя расценкам, централизованно распределяемые

ресурсы неуклонно сокращались, распадались принудительно установленные хозяйствен-

ные связи. Союзные республики в составе СССР фактически проводили политику, игно-

рирующую хозяйственные требования центра, а во второй половине 1991 г. потребовали

на основе проведенных референдумов окончательного выхода из состава СССР. К концу

1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иной альтернативы,

кроме немедленного качественного прорыва в рыночную экономику, уже не осталось.

Сущность и черты командной экономики

Определение 1

Командная экономика (централизованная, административная) представляет собой экономическую систему, решения в которой принимаются на государственном уровне, при этом государство берет на себя функции организатора общественно-хозяйственной жизни.

Природные и экономические ресурсы в данной экономической системе являются государственной собственностью, а хозяйствующие субъекты действуют в соответствии с доведенными до них центром управления плановыми заданиями.

Основными чертами командной экономики можно назвать:

  1. Государственную собственность, как основу существования общества;
  2. Абсолютизацию собственности государства на экономические и природные ресурсы;
  3. Жесткую централизацию в процессе распределения экономических ресурсов, а также результата хозяйственной деятельности;
  4. Запрещение или ограничения частной предпринимательской деятельности.

В командной экономике государством определяется, какой товар, в каком количестве будет производиться (для кого и как). Данная экономическая система базировалась на государственной собственности на все основные средства производства, при которой основная масса экономических ресурсов был в собственности общества. Государство от лица общества управляло процессом распределения и использования всех основных экономических ресурсов.

Замечание 1

Рынок в командной экономике был заменен централизованным планированием, распределением и снабжением. Вся продукция, произведенная в стране, считается товаром, при этом цены на нее устанавливаются государством. Как и при рынке, в командной экономике существовала система учреждений торговли, который были посредниками.

Плюсы командной экономики

Положительными сторонами командной экономики можно считать:

  • Обеспечение достижений передовой позиции в технике и науке посредством концентрации ресурсов (космонавтика в Советском Союзе, ядерное вооружение и др.);
  • Постановка перед экономикой социально-экономических целей и их эффективное решение;
  • Обеспечение социально-экономической стабильности (гарантированное рабочее место для всех граждан и высокий уровень занятости населения, стабильность при выплате заработной платы, бесплатное медицинское обслуживание и образование, уверенность человека в будущем);
  • Отсутствие перепадов в доходах общества, равномерное развитие различных общественных групп;
  • Минимальная неопределенность при изменении в ближайшем будущем экономической ситуации, стабильность экономического развития;
  • Жизнеспособность в критические периоды истории общества (войны, ликвидации разруха и др.).

Минусы командной экономики

Отрицательными сторонами командной экономики являются:

  • Исключение частной собственности на экономические ресурсы;
  • Узкие рамки при осуществлении свободной хозяйственной инициативы, исключение свободного предпринимательства;
  • Полный контроль производства и распределения продукции государством, в результате чего были исключены свободные рыночные взаимосвязи отдельных предприятий;
  • Нехватка в свободе выбора продукции, которая заранее распределена и выпуск которой запланирован;
  • Большая и сложная государственная структура экономического управления, которая часто мешала быстрому и эффективному принятию решений;
  • Субъективное управление экономикой, приводящее к несбалансированному и непропорциональному развитию отраслей народного хозяйства.

В зависимости от хозяйственного механизма и социального уклада виды экономики подразделяются на такие, как:

  • традиционная;
  • командная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Эти типы экономических систем связаны с распределением средств и наличием альтернативных издержек (упущенного дохода). Они используются для формирования хозяйственной деятельности в социуме — обществе людей, координирующих свои действия друг с другом по разработанным правилам.

Традиционный тип экономики

Традиционная система базируется на исторических традициях, которые передаются из поколения в поколение. В современном обществе она применяется в странах со слаборазвитой хозяйственной структурой, в основу которой входит сельское хозяйство, ремесленничество, примитивные формы торговли. Роль государства в экономических отношениях низкая. Регулятором хозяйственных отношений выступают рынки, где приоритет стоит на извлечении собственной выгоды, а не коллективной. Здесь медленно внедряются новые технологии из-за нежелания людей вносить изменения в повседневный уклад жизни. Распределение ресурсов, труда для изготовления благ и его продуктов, базируются на обычаях общины. Например, страны юго-восточной Азии: Афганистан, Бангладеш, Пакистан.

Характерные черты

Традиционная система стабильна. Она практически не имеет производственных издержек, а рабочие имеют мотивацию для коммерческой реализации своего мастерства, что оказывает положительное влияние на качество продукции. Система характеризуется:

  • преобладающим применением ручного труда;
  • использованием природных источников энергии;
  • построением власти на родоплеменных отношениях;
  • небольшим сегментом добывающей промышленности или его отсутствием;
  • эксплуатацией, ограничением прав и свобод низшей прослойки общества.

Система допускает свободный товарооборот, позволяющий обеспечить достойный уровень жизни.

Командный тип экономики

Командная система предусматривает государственную собственность на ресурсы, централизованное планирование, минимальную интенсивность свободных рыночных отношений. Государство решает все — от места размещения предприятия до каналов поставки сырья и сбыта продукта. Властные структуры устанавливают показатели рентабельности, к которым привязывают оплату труда, премии и штрафные санкции. Эта система направлена на:

  • подавление личных свобод граждан;
  • управление, посредством административных распоряжений и системы планирования;
  • государственную форму собственности.

Командный тип экономики в настоящее время используют Вьетнам, Куба, Северная Корея.

Рыночный тип экономики

Рыночная система является гарантом соблюдения условий заключения сделок, невмешательства третьих лиц. Она позволяет свободно выбирать рынки сбыта товара и услуг. Предприниматель самостоятельно выбирает, где закупать сырье, какой продукт производить, кому его реализовать, как использовать полученный доход. Основные признаки:

  • частная собственность;
  • возможность выбора форм деятельности;
  • ценообразование, основанное на спросе и предложении;
  • здоровая конкуренция;
  • ограниченная роль государственных структур.

Этот вид хозяйствования в чистом виде не имеет реальных примеров. Существующие рыночные системы развитых стран основаны на доминировании крупных корпораций. Цены удерживаются на определенном уровне и зависят от политики вендоров, что позволяет отклоняться от модели совершенной конкуренции.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика позволяет совмещать возможности рыночной и командной систем. Она предполагает совмещение руководящей роли государства и свободы предпринимательской деятельности. В ее основе лежат следующие виды собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Государство осуществляет регулирующую роль, применяя фискальную, антимонопольную и другие виды экономической политики, а производители продукта и услуг имеют право на самостоятельный выбор сферы деятельности. Смешанный вид экономики применяется в Великобритании, Германии и России.


^ Основные черты административно-командной эконо­мики:

  1. основа - государственная собственность;

  2. абсолютизация государственной собственности на эконо­мические и природные ресурсы;

  3. жесткая централизация в распределении экономических ре­сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного пред­принимательства.

^ Положительные стороны административно-командной эко­номики.


  1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости­жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

  2. Административно-командная экономика в состоянии обес­печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз­растающая заработная плата, бесплатное образование и меди­цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

  3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).
Отрицательные стороны административно-командной экономики.

  1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

  2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен­ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

  3. Государство полностью контролирует производство и рас­пределение продукции, в результате чего исключаются свобод­ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
^ Смешанная экономика органично соединяет в себе пре­имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе­ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри­цательные последствия.

^ Смешанная экономика - тип современной социально-эко­номической системы, складывающийся в развитых странах За­пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика но­сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб­ственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функциониру­ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп­ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика - это рыночная система со свой­ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно­стями выдвигаются в центр социально-экономического разви­тия страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко­номика в США характеризуется тем, что государственное ре­гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте­пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте­пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ­ственно-частного предпринимательства через систему прави­тельственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист­ративно-командной экономики в форме государственного со­циализма. На современном этапе Россия начинает использо­вать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем:

американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики

Для каждой экономической системы характерны свои на­циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не­которые наиболее известные национальные модели экономи­ческих систем.

^ Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль­туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало­обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз­ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно­сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе­ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

^ Шведская модель отличается сильной социальной на­правленностью, ориентированной на сокращение имущест­венного неравенства за счет перераспределения национально­го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос­нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю­чая занятость, образование, социальное страхование) и мно­гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ­ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели - сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

^ Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос­та производительности труда. За счет этого достигают сниже­ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку­рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере­сам конкретного человека, готовности населения идти на опре­деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планиро­ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государ­ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

^ Российская модель переходной экономики. После дли­тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий­ской модели переходной экономики - это формирование эффек­тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

^ Условия для перехода к рыночной экономике сложились не­благоприятными для России. Среди них:


  1. высокая степень огосударствления экономики;

  2. почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

  3. длительное существование нерыночной экономики, что ослаб­ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

  4. искаженная структура национальной экономики, где веду­щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо­зяйства была снижена;

  5. неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.
Основные условия формирования рыночной экономики в России:

  1. развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

  2. создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

  3. эффективное государство, обеспечивающее надежную за­щиту прав собственности и создающее условия для эффек­тивного роста;

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того, насколько оно бога­то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка­кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют­ся решающими (рис. 2.1).

^ Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка­ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес­ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо­тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан­ный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь-

ш ое количество дорогих качественных рубашек или много де­шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу­дущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существу­ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль­шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ­ства, но для этого необходимы перестройка национального хо-чяйства, модернизация производства.

^ Как должны быть произведены товары и услуги? Су­ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель­ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске авто­мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.

^ Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про­дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об­щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь­бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти­мулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль­но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло­жение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела­ния потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится полу­чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон­куренции производитель должен произвести и продать как мож­но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребите­лей с учетом их доходов.

Краткие выводы


  1. В последние полтора-два века в мире действовали сле­дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд­ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся­тилетия появилась смешанная экономика.

  2. В каждой системе существуют свои национальные моде­ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа­ются уровнем экономического развития, социальными и на­циональными условиями.

  3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст­ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз­личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа­ция экономики. *

  4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают­ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.
Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия /д

Экономическая система; типы экономических систем: тради­ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко­рейская, американская, шведская; российская переходная эко­номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания


  1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

  1. Раскройте сущность моделей экономических систем.

  1. Каковы особенности российской модели переходной эко­номики (в отличие от административно-командной к рыноч­ной)?

  2. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка­кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

  3. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает­ся их содержание?

  4. Каким образом решаются три основных вопроса эконо­мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра­тивно-командной?

  5. В чем состоят особенности развития экономических сис­тем на современном этапе?
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само­регулирование, неравенство, план, планирование, администри­рование, централизация, концентрация, государство, модели.




Тесты

^ Выберите правильный ответ.

1. Особенность России в сравнении с другими странами
с переходной экономикой состоит в:

а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народ­
ном хозяйстве;

б) широком распространении кустарного производства;

в) наличии свободных экономических зон;

г) конкурентоспособности отраслей промышленности..

^ 2. Можно говорить о преобладании в стране админист­
ративно-командной системы исходя из степени участия го­
сударства в хозяйственных процессах, когда:

а) вмешательство государства в экономику минимально;

б) государство контролирует производство основной части то­
варов и услуг в рамках государственного сектора;

в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями эко­
номики, в то же время поощряет развитие частного сектора;

г) все ответы верны.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Командная экономика и ее характерные черты……………………4

1.1 Начало формирования административно – командной экономики…4

1.2 Сущность командно – административной экономики СССР………..6

1.3Положительные и отрицательные стороны административно – командной экономики…………………………………………………………………...9

2. Реформирование командой экономики в России………………….13

2.1 Начало реформирования командной экономики…………………….13

2.2 Последствия реформирования командной экономики………………22

2.3 Перестройка и ее итоги………………………………..……………….25

Заключение………………………………………………………………...29

Библиографический список……………………………………………..30

Введение

Экономическая система – упорядоченная связь между товаропроизводителями материальных и нематериальных благ.

В каждой экономической системе есть своя экономическая основа. Собственность на ресурсы и результаты, есть свои организаторские отношения, свой способ регулирования хозяйственной деятельности людей, своя системе материального и морального поощрения людей, своя мотивация хозяйственной деятельности, свои законы и правила, свои традиции, опыты, обычаи. Классификация экономических систем в разных направлениях экономической мысли своя.

Особое место в классификации экономических систем занимает командно – административная экономика или тоталитарная система хозяйствования.

При такой системе хозяйствования в сфере производства существовала общенародная форма собственности. В масштабах всего общества воспроизводилась цеховая организация, т.е. все абсолютно решалось государством: устанавливались твердые объёмы производства, ассортимент товаров и услуг, устанавливались неизменные цены, устанавливались объемы реализации, устанавливалась твердая заработная плата. Такая система предусматривала удовлетворению минимальных потребностей людей. В этой системе административный аппарат собирал в своих руках все функции работодателя. Данная система предполагала высокую степень монополизации в лице министерства ведомства. В этой системе слабо действовали экономические законы.

В командной экономике доминирует государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Рассмотрим данный тип системы хозяйствования более широко. Ярким примером того является развитие командной экономики в СССР.

Глава I . Командная экономика и её характерные черты.

1.1 Начало формирования Административно-командной экономики в СССР.

Процесс свертывания нэпа и формирование командно- административной системы.

Процесс свертывания нэпа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924-1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции. Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования. Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок, который произошел в 1925 году, был не случайным, а закономерным явлением. Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились дороже, и ощущался их дефицит.

Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше. Еще в конце 1925 года был созван XIV съезд РКП (б), где был утвержден «курс на индустриализацию». В открытых выступлениях Сталин требовал того, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечают социалистическим идеалам.

Итак, заготовительные кризисы 1926-1928 годов означали полное свертывание Нэпа, поскольку она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, всеобщего подчинения приказам, что противоречило сущности нэпа.

Целенаправленное свертывание нэпа в стране шло по всем направлениям. Уже в 1927 году для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план. В конце 1929 года тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий. Синдикаты уже больше не занимались оптовой торговлей, поскольку ее заменили централизованным распределением по фондам и нарядам.

В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. На протяжении 1930-1932 годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение.

Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения.

Итак, начиная с 1929 года, в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма», но уже в новых условиях. Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения. К концу первой пятилетки полностью сформировалось сверх централизованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.

Советская экономика в годы войны.

Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов – в три раза, цветных металлов – в 430 раз и т.д.

В это тяжелое время достаточно оперативно и энергично проявила себя сверх централизованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны, созданного 30 июня 1941 года, была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы.

В целом, несмотря на большое неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика в этот период оказалась более эффективной. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования использовались у нас лучше, чем в германской экономике. В расчете на тысячу тонн выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность.

Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) было восставлено и построено заново 6 тысяч крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.

Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны.

Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Выросла целая армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов, оборудования на заводах, в министерствах и ведомствах. Все отчеты руководителей предприятий, министров, партийных организаций разных уровней обрастали приписками о выполнении и перевыполнении планов, поэтому официальные статистических данные следовало воспринимать очень осторожно из-за их явной недостоверности.

1.2 Сущность командно – административной системы экономики.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объемы используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организация производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причём план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже распределялись согласно плану по географическим регионам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следует производить, как их следует производить и для кого, то есть самостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его решения носят директивный характер. Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике. Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган должен разрабатывать методы распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполнения поставленных перед ней производственных задач. На практике центральное планирование возможно благодаря двум факторам. Во-первых, проблему нужно решать каждый день заново. Функционирующая экономика, способная производить определенные товары, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начинать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских товаров и перемещение их в производстве оборудования. Как результат – совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника. Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может имеет место так называемый итеративный (повторяющийся) процесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план производства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обоснованность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоящей за органом) и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей потребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование. Решить проблему распределения ресурсов только командными методами невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.

 
Статьи по теме:
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и