Механизм регулирования валютных курсов. Методы государственного регулирования валютного курса Регулирование обменного курса

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.

Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним прежде всего относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интер-венции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка - повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.

Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация - повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.

Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую» .

Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

Полная конвертируемость включает внутреннююи внешнюю. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Из них только пять-шесть считаются свободно используемыми в том смысле, что они в полном объеме выполняют функцию мировых денег. В этих валютах осуществляются все операции по международным расчетам и платежам. К свобод-но используемым валютам относятся - доллар США, марка ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар. Причем основная доля международных платежей (около 70 %) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом, американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на крах «бреттонвудсской» системы.

Неконвертируемыми являются валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Однако, коль скоро та или иная страна движется к рыночному типу хозяйствования и намерена включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Следует помнить, что это - не техническая операция. Она влечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. А поэтому переход к конвертируемости должен осуществляться постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.

Валютная политика - это один из главных сегментов экономическойивнешнеэкономической политикигосударства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

62. платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь, резидент - это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. 1. Неравномерность экономического и политического развития капитализма. В эпоху империализма усиливается борьба монополий за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Научно-техническая революция, рост механизации и интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, нефтью, энергоресурсами. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми капиталистическими странами при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Это обостряет межимпериалистическую конкуренцию. 2. Рост заграничных государственных расходов. Развитие государственно-монополистического капитализма обусловливает постоянное увеличение этих расходов. Буржуазные государства, сосредоточив в своих руках возрастающую часть национального дохода, используют его для укрепления позиций финансового капитала и борьбы за сохранение мировых позиций капитализма. Внешние правительственные расходы преследуют разнообразные экономические и политические цели. Их объединяет экспансионистский характер. 3. Милитаризация экономики и гонка вооружений. Основная масса государственных расходов за границей предназначена на военные цели (в США - до 80%), содержание войск и баз в различных районах мира. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно использовать для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Одновременно программа вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров и многих видов сырья (нефть, каучук, цветные металлы) сверх нормальных потребностей мирного времени. Постоянной и крупной статьей платежного баланса большинства империалистических государств стали заграничные военные расходы в связи с содержанием военных баз и вооруженных сил а рубежом и ведением войн против национально-освободительного Движения. Громадных размеров достигли внешние военные расходы США (в среднем ежегодно 3,2 млрд. долл.) и субсидии (1,8 млрд. долл.) странам, находящимся в той или иной степени зависимости от главной империалистической державы. Содержание войск только в Западной Европе вызвало расходы по платежному балансу США в размере 1,5 млрд. долл. в год. С целью компенсации этих расходов США заключили соглашения со странами - членами НАТО и Японией об их валютном возмещении, что явилось дополнительным источником межимпериалистических противоречий. Создание военных блоков под эгидой США после второй мировой войны привело к росту заграничных военных расходов стран Западной Европы и ухудшению состояния их платежных балансов. 4. Расширение масштабов вывоза капитала. В условиях империализма вывоз капитала стал типичной формой международных экономических связей. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что, с одной стороны, он образует его пассив, но, с другой стороны, служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный промежуток времени. Одним из факторов ухудшения платежного баланса США в 1960 и начале 70-х годов явился вывоз капиталов в крупном масштабе. Если в 1913 г. американские капиталовложения за рубежом составили 44 млрд. долл., в 1938 г.- 53 млрд., то в 1957 г. - 101 млрд., в 1974 г.- 118,6 млрд. долл. Однако приток прибылей от заграничных инвестиций начал обгонять новый вывоз капитала. Перевод прибылей в США только от их прямых заграничных инвестиций за 1946-1970 гг. достиг 77 млрд. долл., или на 60% больше вывоза прямых инвестиций, за 1971 -1973 гг. - 24,7 млрд. долл., т. е. на 280% больше прямых заграничных инвестиций за этот период. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых пойдет на оплату займа и процентов. Они также могут способствовать уменьшению товарного импорта страны-должника. 5. Изменения в условиях международной торговли. На состояние платежного баланса влияют соотношение между экспортом и импортом товаров, цены, разрыв в сроках международных расчетов. Продажа товаров в кредит, особенно на длительный срок, ведет к росту экспорта. Она отражается в торговой статистике, но не влечет немедленного поступления иностранной валюты. Рост удельного веса машин и оборудования во внешней торговле, которые обычно поставляются в кредит, еще более нарушает связь между торговым балансом и движением валютных поступлений. Валютный кризис ухудшает условия мировой торговли. В ожидании девальвации происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, так как они проигрывают на снижении курса национальной валюты, затрачивая большие суммы на приобретение подорожавшей иностранной валюты. Экспортеры, напротив, задерживают получение или перевод вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. 6. Инфляция. Обесценение денег отрицательно влияет на платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Платежный баланс империалистических и развивающихся стран. Капиталистические страны делятся на горстку промышлен-но развитых стран, которые господствуют на рынках товаров и капиталов, и большинство экономически отсталых развивающихся государств. Это определяет резкую дифференциацию их платежных балансов. В платежных балансах империалистических держав проценты и дивиденды по заграничным капиталовложениям служат крупной доходной статьей (например, в США в 1975 г. 52.2 млрд. долл.). Напротив, молодые государства несут значительные расходы по иностранным инвестициям и кредитам, что усугубляет тяжелое состояние их платежных балансов. Традиционным фактором, ухудшавшим платежные балансы экономически отсталых стран, долгое время служил неэквивалентный обмен с империалистическими державами по внешней торговле. Этот экономический механизм ограбления угнетаемых народов заключался в завышении цен на товары промышленно развитых стран и занижении цен на сырье и продовольствие, вывозимые из колониальных и зависимых стран. Борьба молодых государств за экономическую независимость сопровождалась ломкой колониальной структуры цен, которая проявилась в повышении цен на нефть, энергоресурсы и некоторые виды сырья с конца 1973 г. Это вызвала ухудшение платежных балансов ряда промышленно развитых стран-импортеров нефти и улучшение платежных балансов нефтедобывающих развивающихся стран. Валютные доходы членов Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) превышали 100 млрд. долл. ежегодно в 1974-1976 гг., а их официальные золотовалютные резервы в конце 1975 г. достигли 58 млрд. долл. Однако состояние платежных балансов большинства развивающихся стран продолжает ухудшаться, что связано с экспортными трудностями, огромными потребностями в импорте машин, оборудования, знергоресурсов для развития экономики, а в отдельных странах - и продовольствия при неблагоприятном состоянии сельского хозяйства. В 60-х годах дефицит торгового баланса развивающихся стран превысил млрд. долл., в 70-х годах - 25-30 млрд. долл. (исключая нефтедобывающие. Растущая внешняя задолженность вызывает огромные ежегодные платежи развивающихся стран.

Методы государственного регулирования платежного баланса Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать: 1) усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями: протекционистское повышение импортных таможенных пошлин, запрет или ограничение вывоза за рубеж капитала, сокращение безвозмездной помощи другим странам, создание благоприятного для зарубежных инвестиций климата внутри страны, привлечение иностранных кредитов и помощи, субсидирование национальных экспортеров; 2) понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации, что своим прямым следствием имеет резкое сокращение импорта и стимулирование экспорта; 3) повышение учетной ставки Центрального банка, что может стимулировать приток капиталов из стран с более низкой учетной ставкой, сдерживать отток национальных капиталов за рубеж, способствовать повышению валютного курса; 4) введение или усиление валютного контроля: блокирование или введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках; 5) диверсификация валютных резервов путем включения в из состав разных валют, продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых с целью обеспечения платежно-расчетных операций. При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.

63. Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйст-венных механизмов, принимающий форму межгосударствен-ных соглашений и согласованно регулируемый межгосудар-ственными органами. Предпосылками интеграции являются следующие: ® близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; ® географическая близость, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей; ® общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.; ® демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны; ® «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности, связанные с пе-реориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Страны, оставшиеся за пределами интеграции, хотят подключиться к интеграционным процессам из-за опасения остаться за его пределами. К целям интеграции относятся следующие: ® использование преимуществ экономики масштаба. Интеграция способна обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба; ® создание благоприятной внешнеполитической среды; ® решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО; ® содействие структурной перестройке экономики; ® поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования.

Государственное регулирование устанавливает и поддерживает определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, хождение внутри страны, влияет на формирование обменного курса национальной валюты на валютном рынке, обеспечивает накопление необходимых золотовалютных резервов.

Бизнесу нужна конвертируемая, стабильно устойчивая валюта, предсказуемая политика валютного режима и обменного курса. Крепкая и устойчивая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, и административными методами:

· Экономические методы (ставки финансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка непосредственно не затрагивают добровольный выбор.

· Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных заказов и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определять соответствие валютных операций нормативным актам государственного регулирования.

Валютные операции подразделяется на текущие и капитальные (связанные с движением капитала). Текущие операции составляют неторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Основная цель имеющихся ограничений - предотвратить отток, вывоз капитала из страны.

Различают следующие модели курсообразования:

1. Жесткий фиксированный курс , включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой; твердой валюте; вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью. Предполагает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель реализуется как плавающий валютный курс, т.е. рыночное курсообразование, отражающее состояние и изменения платежного баланса, вызываемые в том числе политическими и другими нерыночными факторами и сглаживаемые действиями Центрального банка. При плавающем курсе, управляемом с помощью интервенций и других способов, можно накапливать валютные резервы и тратить их на поддержание курса в минимальных размерах.

В России в начале реформ заработала модель плавающего курса. Коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с населением. С 8 июня 1992 г., кроме официального, устанавливаемого ежемесячно ЦБ курса, действовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. Перед окончательным утверждением плавающего курса валютный рынок России пережил валютный коридор (вторая модель). С 6 июля 1995 г. были введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. осуществлен переход к плавающему курсу.

На валютный курс, кроме спроса и предложения, влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала и т.д. Корректировку курса с их учетом осуществляет Центральный банк прямыми и косвенными методами, участвует в торгах на ММВБ и межбанковском рынке. Банк России в условиях функционирующего валютного режима берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу здания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Существует и реальный курс, отражающий покупательную способность национальной денежной единицы и валюты стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик, конкурентоспособности товаров на рынке. Реальный курс предполагает сравнение темпа девальвации и темпа инфляции (рубль к товарной массе).

При стабилизации рубля инфляция продолжает расти. Поэтому стабильный курс еще не признак того, что в экономике все нормально. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования были четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Тем не менее, в стране сильны позиции сторонников понижения курса рубля, хотя последствия понижения курса для экономики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Но привести в действие рычаги понижения курса рубля не просто, так как положительное сальдо торгового баланса укрепляет рубль.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1. Уменьшение притока в страну валюты путем снижения, отмены нормы обязательной продажи валюты экспортерами; одновременно это будет способствовать и снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2. Выталкивание валюты за рубеж (бегство от доллара) через гашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт, и свои нужные товары не уходят за границу, рубль стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшает отток капитала.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное тор-сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал.

Факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Сейчас для Правительства РФ и Центрального банка главным критерием экономической и денежно-кредитной политики является не инфляция или процентные ставки, а экономический рост. В этих целях Банк искусственно сдерживает укрепление доллара при ощутимой инфляции рубля - при «валютном дожде». Естественно, что и то, и другое возможно как временная мера и большой пользы не приносит. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении регулирования обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы; первые осуществляются при наличии в достаточных размерах вторых.

Валютная интервенция - это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если они тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить болоне импортных товаров и дешевле продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания рубля или погашения внешнего госдолга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, и рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются, население теряет, т.е. оплачивает траты валюты на выплату долга и другие нужды. Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для противодействия давления на валютный рынок, выплаты госдолга, на случай падения цен на экспортные товары и темпов экономического роста.

Сейчас в России самое либеральное валютное регулирование среди стран с переходной экономикой. Однако Президент РФ поручил Центральному банку и Правительству РФ разработать меры, упрощающие экспорт капитала для улучшения инвестиционного климата. В Государственную Думу представлен проект нового порядка валютного регулирования.

Состояние платежного баланса страны тесно связано с ситуацией на валютном рынке и государственным регулированием курса национальной валюты.

Валютный рынок – это совокупность отношений в процессе обмена национальной валюты на валюту других стран.

Номинальный валютный курс – выражение цены денежной единицы одной страны в денежных единицах другой страны, или пропорция обмена валют друг на друга.

Прямая котировка (или обменный курс) означает цену иностранной валюты, выраженную в национальных денежных единицах. Такой подход к определению валютного курса применяется большинством стран мира.

Обратная котировка (или девизный курс) – цена национальной валюты, выраженная в иностранных денежных единицах.

Объем спроса на иностранную валюту находится в обратной зависимости от ее обменного курса. Это обусловлено тем, что с понижением обменного курса иностранной валюты повышается покупательная способность национальной валюты за рубежом: на единицу национальной валюты становится возможным приобрести больше единиц иностранных денег, а, значит, и больше импортных товаров. Поэтому спрос на иностранную валюту растет.

И, наоборот, с повышением обменного курса иностранной валюты, спрос на нее падает, поскольку снижается объем товаров, который можно прибрести за рубежом, покупая единицу иностранной валюты. График спроса на иностранную валюты изображен на рис. 7 в виде кривой D . По оси абсцисс откладывается объем спроса (Q ), по оси ординат – обменный курс иностранной валюты (Е ). валюты, покуе едининц ного курсарственным регулированием курса национ

На положение кривой спроса D влияют следующие факторы:

Изменение спроса на импортные товары: его рост смещает эту кривую вправо вверх, а снижение – влево вниз.

Изменение соотношения цен импортных товаров и их национальных аналогов: относительное удорожание импортных товаров приводит к сдвигу кривой спроса на иностранную валюту влево вниз, а относительное удешевление – к сдвигу вправо вверх.

Изменение чистого экспорта капитала: его понижение сокращает спрос на иностранную валюту, смещает кривую спроса влево вниз; а его повышение увеличивает спрос на иностранную валюту и сдвигает ее положение вправо вверх.

Изменение соотношения ставок процента на мировом и внутреннем финансовых рынках. Если это соотношение растет, то выгоднее становится покупать иностранную валюту с целью экспорта капитала, спрос на нее увеличивается. И, наоборот, при снижении указанного соотношения, выгоднее становится вкладывать капитал в национальную экономику, спрос на иностранную валюту уменьшается.

Объем предложения иностранной валюты находится в прямой зависимости от ее обменного курса. Это объясняется тем, что при увеличении (уменьшении) обменного курса иностранной валюты повышается (снижается) ее покупательная способность на внутреннем рынке страны, что вызывает рост (сокращение) ее предложения. График предложения валюты изображен на рис. 7 в виде кривой S .


На положение кривой предложения иностранной валюты влияют следующие основные факторы:

Изменение спроса на экспортные товары: его повышение (снижение) увеличивает (уменьшает) предложение иностранной валюты, поэтому смещает кривую S вправо вниз (влево вверх).

Изменение соотношения цен мирового рынка и внутренних цен товаров. Если оно растет, то выгоднее становится покупать товары внутри страны, что увеличивает предложение иностранной валюты, сдвигает ее кривую вправо вниз. И, наоборот, при снижении указанного соотношения происходят противоположенные явления.

Изменение чистого экспорта капитала. Его увеличение снижает предложение иностранной валюты, а уменьшение – повышает, что отражается соответствующими перемещениями кривой предложения S .

Изменение соотношения ставок процента на мировом и внутреннем финансовых рынках вызывает изменение в направленности потоков капитала, величине чистого экспорта капитала, что, как уже говорилось, влияет на положение кривой предложения иностранной валюты.

При предположении о «свободном плавании» курса иностранной валюты на рынке устанавливаются равновесные курс и объем продажи иностранной валюты. На рис. 7. равновесное состояние изображено точкой пересечения кривых S и D , имеющей координаты Е* и Q* .

Действие указанных выше факторов, влияющих на спрос и предложение, смещает кривые S и D , соответственно – точку их пересечения, что отражает изменения в равновесных объеме и курсе иностранной валюты.

В случае, когда государство регулирует курс иностранной валюты, не допуская его выхода за рамки определенного валютного «коридора», активным «игроком» на валютном рынке становится центральный банк страны, который либо покупает, либо продает иностранную валюту, меняя размеры официальных валютных резервов.

Графически действия центрального банка по регулированию валютного курса изображены на рис. 8. Государство устанавливает границы валютного «коридора»: нижнюю – Е и верхнюю – Е 1 . Если предложение иностранной валюты становится слишком низким (кривая S ), то ее рыночный курс может превысить верхнюю границу «коридора». В этом случае центральный банк продает часть валютных резервов в размере (Q 1 – Q ). Благодаря этому предложение валюты растет (смещение кривой S в положение S 1), и рыночный курс понижается до верхней границы коридора Е 1 .

В случае же, когда, наоборот, предложение иностранной валюты становится слишком большим (кривая S ΄), курс иностранной валюты может упасть ниже минимальной границы «коридора», и центральный банк проводит закупку иностранной валюты, увеличивая спрос на нее. При объеме этой закупки, равном (Q ΄ – Q 1 ΄), кривая спроса D смещается в положение D ΄, что отражает повышение курса валюты до нижней границы «коридора».

Повышение курса иностранной валюты означает относительное удешевление национальной валюты, а уменьшение курса иностранной валюты – относительное удорожание национальной.

Если государство проводит политику фиксированного валютного курса, т.е. поддерживает его на установленном уровне, то повышение или понижение курса иностранной валюты осуществляется специальным решением центрального банка. В этом случае говорят о девальвации национальной валюты (при повышении курса иностранной валюты), или ее ревальвации (при снижении курса иностранной валюты).

Курс валют разных стран по отношению к национальной, как правило, меняется неодинаковыми темпами. В этом случае для анализа показателей валютного рынка рассчитывается номинальный эффективный курс национальной валюты представляющий собой средневзвешенный курс по отношению к определенной «корзине» валют. В «корзину» включаются валюты стран - основных торговых партнеров данной страны, или стран - участниц соглашений о совместном регулировании валютных курсов. В качестве «корзины» может использоваться СПЗ – условная денежная единица МВФ.

Реальный валютный курс – это показатель, служащий для оценки пропорций, в которых обмениваются товары одной страны на товары другой на мировом рынке; или оценки количества товаров одной страны, в среднем необходимого для приобретения единицы товаров другой страны.

Реальный валютный курс связан с номинальным следующим образом:

Где: Е Р – реальный курс валюты, Р В – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте; Р И – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.

Допустим, номинальный курс доллара был 28,6 руб./долл. Для покупки определенной товарной корзины, служащей условной единицей измерения товарной массы, в США требовалось 100 долл., а в России – 1900 руб.

Чтобы приобрести условную товарную единицу в США посредством обмена на российские товары, требовалось экспортировать этих товаров на 100 долл., что по курсу доллара равнялось 2860 руб. Иначе говоря, товары, которые в России стоили 2860 руб., обменивались на товары, которые в США стоили 100 долл. Но в России на 2860 руб. можно было купить число условных товарных единиц, равное 1,5. Таким образом, для приобретения условной товарной единицы у США требовалось затратить 1,5 условных единиц российских товаров. Это и есть реальный курс американского доллара.

Поскольку на практике возникают трудности с определением абсолютного уровня цен в разных странах, то оцениваются относительные изменения реального курса валюты на основе относительных изменений номинального курса и темпов роста цен. Для этого используется формула:

где: показатели с верхним индексом «΄» относятся к текущему периоду, а без индекса – к исходному; I E , I P И , I P B – темпы роста номинального курса валюты, цен за рубежом и цен внутри страны соответственно.

Продолжим рассмотрение приведенного выше примера. Предположим, что в течение года произошли следующие изменения: уровень цен в России повысился на 11%, а в США – на 2%, курс доллара стал равным 26,6 руб./долл.

Для определения того, как изменился реальный курс доллара, проводим вычисления по формуле (1) и получаем: .

Таким образом, реальный курс доллара сократился на 14,5%.

Соответственно повысился реальный курс рубля к доллару. Если в исходном периоде на единицу американских товаров обменивалось 1,5 единиц российских товаров, то теперь требуется только 1,28 единиц российских товаров для обмена на единицу американских.

Реальный курс может определяться не только в отношении одной иностранной валюты, но и в отношении «корзины» валют. В этом случае рассчитывается реальный эффективный валютный курс . Он оценивает, сколько в среднем условных единиц национальных товаров необходимо для приобретения за рубежом единицы иностранных товаров.

Изменение реального эффективного валютного курса определяется по такой же формуле, что и изменение реального валютного курса, но с той разницей, что вместо номинального валютного курса в ней берется номинальный эффективный валютный курс, а вместо индекса цен за рубежом – средневзвешенный индекс внутренних цен в странах, валюты которых учитываются в составе валютной «корзины».

Паритет покупательной способности – такой валютный курс, при котором обеспечивается равенство покупательной способности различных валют в каждой стране при данном уровне цен. Иначе говоря, это – такой номинальный курс валюты, при котором ее реальный курс равен 1.

В приведенном выше примере реальный курс доллара был равен 1,28, номинальный – 26,6 руб./долл. Это значит, что паритет покупательной способности доллара к рублю в предположенных условиях составит руб./долл., или в среднем на 1 доллар в США можно купить столько же товаров, что в России на 20,8 руб.

Либерализация мировой торговли порождает в долгосрочном периоде тенденцию к выравниванию на разных национальных рынках цен, выраженных в одной и той же валюте и очищенных от налогов, на товары, предназначенные для международного обмена, хотя этому препятствуют сохраняющиеся протекционистские барьеры.

Указанная тенденция послужила основанием для концепции нейтральности денег в долгосрочном периоде . Согласно этой концепции, реальный курс валют в длительном периоде остается стабильным и определяется в конечном счете паритетом их покупательной способности. А в коротком периоде реальный курс валюты может испытывать значительные колебания, – в силу неравномерности динамики цен и процессов инфляции в разных странах и относительной стабильности номинальных валютных курсов.

При постоянстве реального курса валюты динамика ее номинального курса, как это следует из формулы (1), будет определяться соотношением темпов роста цен за рубежом и внутри страны.

Согласно количественной теории денег (см. тему 13), уровень цен определяется следующими основными факторами: размерами реального ВВП (Y ), размерами денежной массы (М ) и скоростью обращения денег (v ):

Где – величина, обратная к скорости обращения денег; она называется поведенческим коэффициентом.

Используя данную формулу, можно выразить относительное изменение номинального валютного курса в длительном периоде как отношение темпов роста цен за рубежом и внутри страны: , где I обозначает темп роста соответствующего показателя, f – значение показателя для зарубежных стран.

Для изучения последствий государственного воздействия на уровень валютного курса используются различные математические модели. Рассмотрим наиболее простую из них.

В модели предполагается, что ставка процента внутри страны совпадает со ставкой процента на мировом рынке, имеет место свободное движение капитала из страну и в обратном направлении, а также свободное «плавание» курса национальной валюты на валютном рынке.

В этом случае спрос на национальную валюту со стороны нерезидентов рассматривается как совпадающий с величиной чистого экспорта (сальдо счета текущих операций, Х n ), а предложение национальной валюты со стороны резидентов – как превышение национальных сбережений над внутренними инвестициями (чистый экспорт капитала, XK n ). Графики спроса на национальную валюту и ее предложения изображены на рис. 9.

Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.

Арсенал используемых элементов политики может при том приобретать дисконтную или девизную формы.

Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где значительно ниже процентная ставка. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это обстоятельство ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности. Пример тому - активизация дисконтной политики лишь в 30-40 годы и с начала 50-х годов (Англия, США и другие). Однако, усиливающаяся интернационализация хозяйственных связей предопределяет необходимость фиксирована тенденции учетных ставок в других странах обусловливают эффект ценовой реакции.

Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция - процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов - это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный - при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация - процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам - и ревальвация - процесс повышения курса национальной валюты.

Регулирование режима валютных курсов. Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

1)- экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;

2) - временного промежутка в рамках данной страны. Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

· - курс определяется правительством страны;

· - имеет место вмешательство правительства в установление режима;

· - обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую "ползающую зацепку" курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и "грязное плавание" курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом.

Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

Каждый из названных режимов обменного курса имеет определенные имущества и недостатки, которые мы и рассмотрим.

Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

· количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

· усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.

Наряду с этим преимущество фиксируемого курса проявляется в сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков.

Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами; уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами: иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.

Валютный курс, его сущность и виды. Режим обменного курса белорусского рубля. Методы и инструменты регулирования валютного курса.

Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью, выражающую средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции, и рядом других факторов.

Валютный курс необходим для:

Взаимного эквивалентного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при учете взаимного движении капиталов и кредитов;

Сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

Количественного соизмерения результатов внешнеэкономических операций;

Периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

Состояние экономики: покупательная способность денег, темп инфляции; уровень процентных ставок в разных странах; состояние платежного баланса; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; степень использования национальной валюты в международных расчетах; государственное регулирование валютного курса; достаточность валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке;

Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке;

Валютная политика, соотношение рыночного и государственного регулирования.

Различают следующие виды валютных курсов: номинальные, реальные, фиксированные и плавающие (колеблющиеся).

Номинальный валютный курс – это обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны. Он применим для измерения текущих сделок, расчетов с клиентами.

Реальный валютный курс – это номинальный курс, определяемый с учетом инфляции, т.е. с учетом изменения цен в своей стране и той страны к валюте которой котируется национальная валюта.

Фиксированные валютные курсы – это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, установленные договорами или соглашениями между странами и поддерживаемая мерами государственного регулирования. Фиксированный валютный курс может препятствовать воздействию внешних факторов на внутреннюю экономику, но сдерживать развитие производства и обмена в связи с изменившимися международными условиями. Поэтому государства с рыночными экономиками отказываются от фиксирования курсов своих валют и переходят на систему плавающих курсов (обычно с регулированием валютных курсов центральными банками, другими органами государственного управления, системой валютных рынков)



Плавающие валютные курсы подразделяют на:

- свободно плавающие курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке – (свободно колеблющиеся курсы);

- колеблющиеся курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые центральными банками в целях сглаживания временных резких колебаний;

- плавающие по отношению к одной (нескольким) национальной валюте и твердые валютные курсы по отношению к другой (смешанная форма курсов).

Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны носит название котировки. Исторически сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной – прямая и косвенная.

Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте.

При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц.

Разные методы котировок не имеют экономического различия, так как сущность валютного курса едина.

Политика курсообразования это вид валютной политики, направленной на регулирование обменного курса национальной валюты, а также выбор системы валютных курсов, определение того курса, по которому будут осуществляться валютные операции.

В мировой практике определились различные способы установления валютного курса национальной денежной единицы :

· на основе монетного паритета, соотношения между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах;

· на базе валютной корзины;

· на основе относительного паритета покупательной способности валют;

· на основе спроса и предложения валют или на рыночной основе;

· на основе кросс-курсов;

Валютный паритет – соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию (золотому содержанию). Он совпадал с понятием валютного паритета. Валютный курс опирался на золотой паритет и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Однако эти колебания были незначительными ввиду свободной купли-продажи золота и его неограниченного вывоза (ввоза). С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения. Базой валютного курса на протяжении (1934-1976 гг.) служили официальный масштаб цен золота и золотые паритеты, официальная цена золота в кредитных деньгах. В результате формирования Ямайской валютной системы страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете и колеблется вокруг его.

Валютная корзина – это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Это позволяет более обоснованно учесть покупательную способность валюты и влияние на ее курс общеэкономических и политических условий обмена. Установление курса на базе валютной корзины СДР включает в себя следующие этапы:

· определение состава валютной корзины, т.е. тех валют, по отношению к которым должен исчисляться курс;

· определение удельного веса каждой валюты в данной корзине (в соответствии с удельным весом их в объеме экспорта или импорта);

· определение валютных компонентов в единицах соответствующей валюты (произведение ее удельного веса в валютной корзине и среднерыночного курса к доллару или другой резервной валюте за последние три месяца);

· определение рыночного курса валют к доллару или другой резервной валюте;

· расчет долларового эквивалента (или эквивалента в другой валюте) валютных компонентов. Исчисляется обычно путем деления (или умножения – зависит от валюты) валютного компонента на валютный курс.

Определение валютного курса на основе валютной корзины является сложным методом, поэтому реально могут использоваться другие способы расчетов.

Для определения курса национальной валюты на базе относительного паритета покупательной способности валют необходимо учитывать экспортные цены (цены мирового рынка) и внутренние оптовые цены соответствующих стран.

В частности, определяется объем экспортной продукции (количество отдельных видов экспортной продукции) страны за год в ценах мирового рынка и во внутренних ценах и рассчитывается соотношение между ними. Расчеты обменного курса делаются на основании внешнеторгового баланса страны, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах страны, статистических данных об объемах экспортной продукции, цен мирового рынка и внутренних оптовых цен и других данных.

Фиксирование обменного курса на основе спроса и предложения валют на рыночной основе возможно при условии, если банки и предприятия имеют в своем распоряжении валюту другого государства. Если же обладателем иностранной валюты будет только центральный банк, то валютный курс не будет формироваться на рыночной основе. Как любая рыночная цена, валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями в импорте товаров и услуг, неторговыми операциями, возможностями инвестирования за рубежом и др. Размер предложения иностранной валюты определяется спросом нерезидентов на валюту данной страны и это связано со спросом на национальную валюту с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиции в данной стране, спросом на активы, выраженные в национальной валюте, спросом туристов на услуги в данном государстве и т.д.

Курс валют, определяемый как соотношение между двумя валютами, которое рассчитано на основе курса этих валют по отношению к какой-либо третьей валюте, называется кросс-курсом .

Процесс установления валютных курсов в Республике Беларусь может быть определен в несколько этапов:

Первый этап (1991-1993 гг.) – предпочтительно административные методы из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского (российского) рубля. Формируется пакет законодательных и нормативных актов, определяющих принципы валютного режима и механизмов регулирования;

второй этап (1994-1995 гг.) – постепенный переход к принципам рыночного курсообразования;

четвертый этап (2001 г. и настоящее время) – режим колеблющейся (плавающей) фиксации курса, основанный на спросе и предложении валюты (рыночной основе).

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с