Рынок и принципы его функционирования. Основные принципы рынка. Отличительные признаки рыночной экономики

Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.

Рынок - это система социально-экономических отношений по поводу предпринимательской деят-ти на основе многообразных форм собственности и обмене ее результатами.Рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда (специализация приводит к росту производительности труда, =>, к появлению излишков продуктов, которые в виде товаров поступают на рынок).

2. Возникновение частной собственности (частная собственность дает возможность эконом-ой свободы хозяйствующему S-ту).

3. Развитие товарного производства (эквивалентного обмена различных полезностей).

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов : а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Элементы:-Товар- это экономическое благо предназначенное для обмена.2 свойства: Полезность(способность удовлетворять потребности человека).Способность обмениваться на другой продукт. На эквивалентной основе, в этом случаи продукт становится товаром.-Деньги- это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, кроме того, деньги это самое ликвидное средство обмена, то есть товар способный обмениваться на любые продукты человеческого труда. Облад своист.:-мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров)

Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением)



Средство накопления -средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу) -мировые деньги (понимается множество их разновидностей, различающихся способами обращения и учета возможности превращаться из одних форм в другие)

Спрос - это платежеспособная потребность, количество товара (блага или услуги), которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени.

Величина (или объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях, иначе, чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями, и наоборот, если цена снижается, то количество покупок данного товара возрастает.

Предложение

Предложение - количество товара, которое производители согласны и могут продать за определенный период времени при данных условиях.

Величина (или объем) предложения - это максимальное количество данного товара, которое продавец готов предложить по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.

Закон предложения показывает прямую зависимость объема предложения от изменения цены: чем выше цена, тем больше предложение, а чем ниже цена - тем меньше. Кривая предложения имеет положительный, восходящий характер.

Структура рынка: В завис-ти от критериев различают след. виды рынков:

Первый : по объектам:-@ товаров и услуг ( потребительский рынок) .Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. -@ факторов производства . Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля (урожай, сырье, материалы,), рабочая сила(биржи труда) и средства производства (@капитала,купли-продажи средств производства, зданий, сооружений). @ инвестиций объектом рыночных отношений являются капиталовложения. -Финансовый @ это,@, где покупаются и продаются финан.средства:деньги, ценные бумаги.(на этом рынке формируются ссудный%-он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капитальных вложений. Второй критерий: по географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.Третий к-рий по проявлению конкуренции- Совершенной (свободный) к. - тип рынка характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающий однородную продукцию, доступ на рынок свободный- Несовершенной к . - хара-но незначительное кол-во фирм.существует жесткая борьба для проникновение на конкретный рынок.Монопольной кон-ии - @ характеризующий большое кол-во мелких фирм предлагает разнородную продукцию, доступ на рынок относительно свободный, может контролировать цены на продукцию.(существуют различия в качестве. Внешнем виде итд.производимых различными фирмами. Которые делают этот товар чем то уникальным, хотя и взаимо-мым)

- Монополия –@-ные условия, когда одна единственная фирма является продавцом данной продукции. Не имеющих близких заменителей, барьеры для вступление новых фирм практически непреодолимы.- Олигополия- существование на @ нескольких крупных фирм. Продукция которых может быть как разнородной так и однородной, вступление новых фирм как правило затруднено, особенностью является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою прод-цию. 4) по степени свободы а) свободныйб) регулируемый в) теневой

Свобод. рынок имел место в эпоху становления капиталистического способа произв-ва.

Регулируемый рынок. на рынке действуют круп. предпр-я-товаропроизводители. Прежде чем вложить фин., матер., людские ресурсы в произв-во проводится тщательное изучение всех составляющих рынка (конкуренты, потребители, поставщики, правовоые и нормативные базы). Реализацией созданного продукта занимаются специализироанные коммерч. орг-ции (оптовые фирмы, торговые агенты, товарные биржи, брокеры и т.д.) Теневой рынок. Все рыноч. сделки совершаются с нарушением действующего законодат-ва.5) В завис-ти от объема продаж. а) рынок оптовой торговлиб) рынок розничной торговли

Принципы функционирования рынка

-Свобода выбора видов и форм деятельности . Предприниматели сами выбирают направление своей деятельности

- Всеобщность рынка .Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства.

-Саморегулирование деятельности. (экономическая свобода самосоздание и самозакрытие, свобода прекращения деятельности предприятий в большинстве случаев оказывается вынужденной, однако очищает экономику от неэффективных звеньев).

-Принцип договорных отношений . действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.

-Свобода ценообразования . При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.

-Самофинансирование . хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

-Государственное регулирование . осуществляется посредством законодательство (обязательные гос. платежей в бюджет, необходимые для осуществления финансовой политики,).

- Конкуренция т.е. экономическая свобода хоз.суб.обуславливае соперничества за наиболее предп-ные условия и реализ. прод., кон-ция означает, что отдельный участник @ не может повлиять на уровень цен и V продаж

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию.

Эффективное функционирование рынка базируется на ряде основополагающих принципов, главными из которых являются следующие:

  • 1) Многообразие форм собственности при преобладании частной собственности рыночных субъектов на факторы производства и созданный продукт (полученный доход).
  • 2) Свобода рыночных субъектов в выборе видов и форм своей деятельности. Эффективно функционирующий рынок предполагает обеспечение свободы всех рыночных субъектов в ведении хозяйственной деятельности, недопустимость прямого государственного вмешательства в работу предприятий любых форм собственности.
  • 3) Саморегулирование и самофинансирование деятельности субъектов рынка. Содержание данного принципа выражается в том, что в рыночной экономике её субъекты (товаропроизводители, бизнесмены вообще) осуществляют все виды своей деятельности за счёт собственных источников, т.е. прибыли.
  • 4) Экономическая (материальная) ответственность рыночных субъектов за результаты своей деятельности.
  • 5) Договорные горизонтальные отношения между субъектами рынка в отличие от вертикальных отношений, устанавливаемых по линиям административной иерархии. Рыночная экономика - это экономика договора, сделок между равноправными партнёрами, это экономика развитой системы горизонтальных экономических связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру.
  • 6) Свободное ценообразование. Несмотря на то, что большинство стран прибегает к регулированию цен, свобода ценообразования в рыночной экономике - прописная истина. Государственное регулирование цен в рыночной экономике, как правило, сведено к минимуму, диктуемому социальными требованиями.
  • 7) Конкуренция рыночных субъектов. В монополизированной, огосударствленной экономике складывается конкуренция между потребителями; это экономика дефицита и очереди. На смену ей должна прийти конкуренция товаропроизводителей, их соперничество и борьба за деньги покупателя. Функционирование рынка тем более эффективно, чем активней конкуренция и лучше условия для неё. В частности, на рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов. По оценкам западных специалистов, число производителей должно быть 8-15 и никак не менее 4-5. Рынок считается монополизированным, если четыре крупнейшие фирмы контролируют более 80% продаж.
  • 8) Всеобщность рыночных отношений. Высокоэффективный рынок возможен лишь в том случае, если рыночные отношения охватывают все сферы человеческой деятельности - производство, сбыт, услуги и т.п. Необходима также развитая рыночная инфраструктура, включающая в себя различные формы оптовой и розничной торговли, товарные биржи и торговые дома, разветвлённую сеть коммерческих банков и т.п., выполняющих функции согласования спроса и предложения.
  • 9) Свобода внешнеэкономической деятельности. Эффективно функционирующая рыночная экономика предполагает свободу выхода товаропроизводителей на внешний рынок. Международная торговля способствует развитию специализации, усиливает конкуренцию, заставляет рыночных субъектов следовать в ногу со временем.
  • 10) Государственное регулирование рынка, а также государственная поддержка товаропроизводителей. Рыночный механизм становится эффективным только тогда, когда он действует при минимальных ограничениях, в соответствии с объективными экономическими законами рынка. Чем больше стремление ввести рынок в какие-то рамки, не считаясь с этими законам или ущемляя их, тем менее эффективен рынок.
  • 11) Система социальной поддержки и защиты населения. В числе элементов этой системы - индексация доходов, эффективная организация трудоустройства и переподготовки кадров, пособия по безработице и др. Основная идея социальной рыночной экономики заключается в том, чтобы «…принцип рыночной свободы был взаимоувязан с поддержанием социальной гармонии».

Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

1.Сущность рынка и его принципы.

2. Структура рынка.

3. Спрос и его эластичность.

4. Предложение. Цена равновесия.

5. Функции рынка.

1. Рынок – система сделок по купле-продаже товаров, включая платные услуги.

Сущность рынка – это экономика свободного предпринимательства. Основной закон рынка, его «невидимая рука» - это свободная конкуренция. Это соревнование между предпринимателями за прибыль. Наибольшую прибыль получит тот, кто предложит товар (услугу) хорошего качества, достаточного количества и по доступной «средней» цене.

Еще один важнейший закон рынка закон спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то цены повышаются и наоборот.

Также для функционирования современного рынка должны существовать определенные условия, принципы, его наиболее важные правила:

а) Свобода выбора видов и форм экономической деятельности . Каждый субъект может избрать любую форму хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.

б) Всеобщность рынка. Он охватывает рыночными отношениями все многообразие ценностей, созданных природой и человеком.

в) Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

г) Саморегулирование деятельности . Создание и самораскрытие предприятия.

д) Принцип договорных отношений . Он распространяется и на взаимные поставки, закупки и на обязательства, выступает также в форме трудовых контрактов.

е) Свобода ценообразования . Рыночная цена отражает себестоимость продукции, ее обменный курс по отношению к другим товарам, ее потребительские свойства.

ж) Самофинансирование. Порождает чувство экономической ответственности, в связи с угрозой финансового банкротства, учит учитывать деньги, упорядочивает учет и контроль.

з) Экономическая ответственность . Нарушение договорных обязательств, условий ведет к финансовым санкциям и лишает статуса надежного партнера.

и) Государственное регулирование. Без него рыночная экономика невозможна. Экономические отношения регулируются через систему банковской и налоговой политики.

к) Конкуренция и механизм социальной защиты. Для сильных членов общества создать наиболее благоприятные конкурентные условия заработать. И продумать механизм социальной защиты для наименее защищенных слоев населения, а также от опасных рыночных эффектов. Например, установление минимальной зарплаты, максимального налога и социальные компенсации (льготы, субсидии).

2. В структуру рынка входят:

А) Рынок продовольственных и промышленных товаров (необходим для эффективного обеспечения населения продовольственными и промышленными товарами;

Б) Рынок услуг;

В) Рынок жилой площади;

Г) Рынок средств производства. Систематическое возрастание объемов общественного производства требует непрерывного поступления необходимых средств производства для возмещения уже потребленных в производстве средств и предметов труда;

Д) Финансовый рынок (банки, биржи);

Е) Рынок инвестиций – финансирование производственной сферы как наиболее важный инструмент развития экономики;

Ж) Рынок рабочей силы (биржа труда);

З) Рынок инноваций (технологий); Продажа патентов, лицензий.

3. Ни абсолютное большинство семей, ни одна страна не имеют возможности полностью удовлетворить свои потребности в покупке или производстве необходимых товаров. Люди в семье выявляют первоочередные потребности, то, без чего нельзя обойтись, да и этот список товаров часто не совпадает с финансовыми возможностями. После этого просчитывается альтернативная стоимость товаров и выбирается самое необходимое, то, на что хватает денег. Так выявляется платежеспособный спрос.

На величину спроса влияют следующие факторы:

1. Уровень цен на товары.

2. Размер денежных доходов населения.

3. Насыщенность рынка товарами и услугами.

Сформулируем закон спроса. Спрос находится в обратной зависимости от цены на товары: чем ниже цены, тем больше спрос, и наоборот.

Например, вы решили открыть свое дело: производить пирожки с мясом и продавать их около медицинского колледжа. Надо решить, сколько пирожков изготовлять. Опросим будущих покупателей: сколько они могут купить пирожков, и по какой цене. Пусть общее количество пирожков, которое вы сможете изготовить, равно 200. Сколько их можно будет продать? Рассчитать это поможет таблица 1.

Цена пирожка (руб.) 1,5 1,8 2,1 2,4 2,7 3,0 4,5
Спрос (штук)

В результате опроса вы выяснили мнение будущих покупателей и определили величину спроса на данный товар в зависимости от его цены. Для наглядности данные опроса изобразим на графике 1.

Таблица дает информацию по строго определенным ценам, а график позволяет выявить величину спроса по любой цене, например, 2 или 4 рубля.

Величина спроса на графике показана точками Q1, Q2, Q3. Кривые спроса могут перемещаться вправо и влево.

График 1.

Представим себе, что у покупателей снизились денежные доходы. Соответственно сократится и количество проданных пирожков, т.е. спрос на них уменьшится. Если же денег у них стало больше, спрос на пирожки возрастает. Наглядно это представим на графике 2.

Сокращение спроса отражено на кривой D2, а увеличение спроса – на кривой D3.

Спрос на товары не всегда подчиняется таким явным закономерностям. Можно выявить ряд товаров, спрос на которые почти не зависит от цены и размеров дохода. К ним относятся хлеб, крупы, картофель, молочные продукты. Они являются в большинстве семей основными продуктами питания. Их могут покупать в меньших количествах, ради них могут отказаться от других покупок. В науке такое явление называется неэластичностью спроса. Эластичный спрос возникает тогда, когда даже небольшие изменения в цене вызывают изменение спроса на товар. Так, летом

Спрос на яблоки увеличивается, а зимой резко уменьшается, потому, что меняется цена.

График 2.

Почему спрос на некоторые товары неэластичен, потому что это:

Ø Товары первой необходимости;

Ø Для них нет замены;

Ø Сильны традиции в их потреблении.

Эластичность спроса выражается на графике кривой с различным уровнем наклона. Графики 3 и 4.

Эластичность спроса зависит от следующих факторов:

› изменение в цене;

› появление товаров заменителей. Например, у вашей фирмы, продающей пирожки, появился конкурент, предлагающий булки;

› изменение доходов;

› полезность вещей. Если в телевизионной передаче будет говориться о вреде жареных пирожков, спрос на них уменьшится;

› изменения во вкусах, привычках, моде.

Эластичность спроса можно не только проследить в примерах, в экономической науке ее можно измерить математически, как процентное отношение изменения величины продаж к изменению цены, вызвавшему такое изменение спроса. Например, увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению его продажи на 50% при прочих постоянных условиях.

Коэффициент эластичности = 50% : 100% = 0,5

Действие закона спроса тесно связано с такими обстоятельствами, как взаимозаменяемые и дополняющие товары. В нашем примере взаимозаменяемыми товарами являются пирожки и булки. Другие примеры: чай и кофе, газированная вода и соки. Изменение цен на один товар вызывает изменение спроса на другой товар. На отдельные товары спрос может меняться одновременно со спросом на другой товар, например автомобиль и бензин. Чем больше покупают автомобилей, тем больше покупают бензин. Это дополняющие товары.

Графики 3 и 4.

4.Предложение определяет поведение производителя и продавца товара. Они заинтересованы в более высокой цене на товар.

Предложение показывает количество товара, которое будет произведено для продаже по данной цене за определенный период.

Закон предложения означает: чем выше цена, тем больше предложение и наоборот. Увеличение цены дает возможность продавцу, во-первых, возместить затраты, необходимые для производства и реализации товара, во-вторых, получить прибыль. Поэтому производство будет организованно только при такой цене, которая будет выгодна производителю, и чем выше цена, тем больше будет производиться товара. Рассмотрим, как изменится производство пирожков в зависимости от цены, (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Покажем данную зависимость на графике 5.

График 5.

Как и кривая спроса, кривая предложения может смещаться вправо и влево. Предположим, выросли денежные доходы. Значит, фирма может увеличить производство пирожков.

На предложение влияют следующие факторы:

Ø Изменение в затратах на производство. Если затраты резко возрастают, то изготавливать товары становится невыгодным;

Ø Перспективы роста покупательного спроса населения. Если ожидается увеличения доходов населения, появляется возможность увеличения производства;

Ø Размер возможной прибыли.

Цена равновесия означает совпадение интересов покупателя и продавца. Она определяется пересечением кривых спроса и предложения (см. график 6).

График 6.

Рассмотрим цифровые схемы спроса и предложения пирожков вместе (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Из таблицы следует, что цена равновесия составляет 2,7 рубля. При этом покупатели, которые могут заплатить за пирожок от 1,5 до 2,6 рублей, останутся без покупки. А продавцы, не желающие продавать пирожки по цене дешевле 2,7 рубля, не могут реализовать часть своей продукции.

В нашем примере равновесная цена составляет 2,7 рубля. Но она может изменяться. Например, изготовитель пирожков сократит затраты на их производство и согласится продавать их по цене 2,4 рубля. В этом случае покупатели смогут купить уже 130 пирожков, что приведет к снижению неудовлетворенного спроса и повышению объема производства, а равновесная цена снижается.

Равновесная цена может повыситься, если в результате роста денежных доходов покупатели согласятся покупать пирожки по 3 рубля. В этом случае тоже снизится неудовлетворенный спрос и и увеличится объем предложения.

5.Рынок выполняет следующие основные функции:

š Воспроизводственная функция рынка означает, что рынок обеспечивает непрерывность процесса производства всего многообразия товаров;

š Функция основного регулятора хозяйственной деятельности рынка означает, что рынок через соотношение спроса и предложения и уровень цен информирует производителей о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни страны и каждого отдельного региона, определяет общественную полезность продуктов, указывает направление изменений в производстве и потреблении.

š Стимулирующая функция рынка означает, что рынок служит мощным рычагом снижения производственных затрат, экономии общественного труда. Выполнение этой функции связано с конкуренцией и рыночными ценами.

š Оздоровительная функция рынка заключается в способности рыночных отношений укреплять «здоровье» экономического организма, излечивать отдельные его части консервативным или хирургическим путем. Рынок диктует каждому производителю жесткие требования, заставляет его снижать издержки производства, экономно расходовать материальные, денежные и трудовые ресурсы, повышать эффективность производства, внедрять новую технику.

Важнейшим элементом товарного производства является рынок. В экономической литературе понятие "рынок" употребляется в различных аспектах и по этому вопросу существует множество точек зрения. Приведем некоторые из них:

§ рынок - это место, где совершаются торговые сделки;

§ обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

§ форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, само­стоятельно принимающих экономические решения.

Понятие "рынок" правомерно, на наш взгляд, определять в узком и широком смысле:

§ в узком смысле рынок - это отношения купли-продажи. В данном случае эти отношения охватывают лишь сферу обращения (обмена);

§ в широком смысле рынок - это отношения между людь­ми, охватывающие все фазы товарного производства: про­изводство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами рыночных отношений являются: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формируют рыночную среду.

Современный рынок представляет собой совокупность и взаимопереплетение множества рынков, каждый товар и каждая услуга имеет свой рынок.

С точки зрения экономического назначения объектов ры­ночных отношений, структура рынка включает следующие рынки :

§ средств производства;

§ капиталов;

§ ценных бумаг;

§ товаров и услуг;

§ информационный и т. д.

Все рынки в органическом единстве и взаимодействии образуют единое целое. "Сбои" в функционировании любого из них отрицательно сказываются на рыночной системе.

С точки зрения масштабов и территориальных границ, вы­деляют рынки :

§ местный (в пределах села, города, района, области, ре­гиона);

§ национальный (или внутренний);

§ мировой (или внешний).

Рынок выполняет следующие основные функции:

§ обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предло­жения товаров и услуг платежеспособному спросу субъ­ектов рыночных отношений;

§ гарантирует (осуществляет) общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Механизм такой оценки прост: состоялся акт купли-продажи или нет;

§ освобождает экономику от не умеющих работать. Побеж­дает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется;

§ осуществляет информационное обеспечение. Без обобще­ния, анализа и использования информации о состоянии дел на конкретном рынке (цены, конъюнктура, конку­ренты и т. п.), нет продвижения вперед, нет успеха.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с темой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные - элементы механизма рынка, к которым относятся:


2) спрос и предложение;

3)конкуренция;

4) государственное регулирование экономики.

Идеальную картину рынка и его механизма представляют собой кривые спроса и предло­жения. График зависимости: спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предло­жения (5) от цены (Р) - вос­ходящей (рис. 2). В точке пересечения этих кривых дос­тигается рыночное равнове­сие. Цена, при которой оно имеет место (Р0), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qq) - равновесным объемом. Равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влияни­ем то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графи­ке. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то ры­ночная цена на него растет, и производители получают большие дохо­ды. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложе­ние превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Напротив. он имеет существенные недостатки, а именно :

ü не гарантирует права на труд и доход, то есть он порож­дает и воспроизводит социальное неравенство (диффе­ренциацию доходов населения);

ü порождает безработицу, кризисы, инфляцию;

ü не создает стимулов для :

§ развития фундаментальной науки;

§ производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здра­воохранение и др.);

ü не может регулировать использование ресурсов, принад­лежащих всему человечеству;

ü не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам по развитию инфраструктуры, коммуни­каций, обустройству территорий, оборонных отраслей и т. д.;

ü не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды;

ü в его недрах формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают, деформируют рыночные устои развития.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Государственное регулирование экономики - это централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства.

Задачи государственного регулирования:

üсвести к минимуму отрицательные последствия рыночно­го механизма хозяйствования;

üобеспечить социальную защиту отдельных групп населе­ния, в том числе и работающих;

üсоздать предпосылки для эффективного развития рыноч­ной экономики.

Государственное регулирование осуществляется с помо­щью целого арсенала методов и форм. Основных методов госрегулирования два:

ü прямое, предполагающее:

Определение государством пропорций развития эко­номики;

Формирование госзаказа на продукцию и услуги;

Государственное предпринимательство - непосредст­венное участие государства в экономике через пред­приятия государственной собственности;

Составление комплексно-целевых программ развития;

Разработку политики доходов населения;

ü косвенное регулирование предусматривает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов с помощью фи­нансово-кредитных рычагов, налогов, регулирования цен и др.

Основными формами государственного регулирования экономики являются:

ü правовое;

ü финансово-экономическое;

ü социально-экономическое.

Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Оно имеет своими целями:

§ упорядочение рыночных отношений; придание им циви­лизованных форм;

§ предупреждение различных злоупотреблений;

§ защиту интересов потребителей и производителей.

В России активно идет процесс формирования рыночных отношений и их законодательного оформления. Уже принято более тысячи законодательных документов. Но, к сожалению. законотворческий процесс у нас пока отстает от хозяйственной практики.

Центральное (главное) место в правовом регулировании тынка принадлежит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное регулирование - это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предприни­мателей.

Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят:

§ в анализе структуры рынков;

§ выявлении фактов монополизма;

§ проведении в жизнь антимонопольного законодательства;

§ антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений;

§ применении санкций к предприятиям-монополистам;

§ подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.

Следующая форма госрегулирования экономики - финан­сово-экономическое регулирование. Оно осуществляется с по­мощью таких инструментов как:

§ налоги;

§ учетная ставка банковского процента;

§ твердые государственные цены;

§ дотации;

§ инвестиции и т. д.

Налоги - один из самых сильных инструментов государст­венного воздействия на хозяйственные процессы. От величины взимаемых налогов во многом зависит ход реформирования экономики.

Государство в области налоговой политике решает двуеди­ную задачу.

§ возложить на физических и юридических лиц налоговое бремя, достаточное для поддержания деятельности госу­дарственного аппарата и проведения социальной по­литики;

§ при этом, не разорить субъекты, облагаемые налогом.

В целом параметры налогового бремени должны быть та­кими, чтобы оставшийся доход мог обеспечить воспроизвод­ство (простое и расширенное). Минимальная налоговая на­грузка должна обеспечивать расширенное воспроизводство, а максимальная - простое.

Практически во всех развитых странах предусмотрены налоговые льготы при осуществлении:

§ приоритетных научно-технических программ;

§ мероприятий по охране окружающей среды;

§ благотворительности.

Важным элементом финансово-экономического регули­рования является государственное регулирование ценообразо­вания. В условиях рынка цены формируются свободно под воздействием спроса и предложения. Но такая свобода не абсолютна.

Воздействие на цены со стороны государства должно исхо­дить из необходимости:

§ поощрять конкуренцию;

§ сдерживать непомерные аппетиты монополистов;

§ проводить твердую политику в сфере финансов.

Составной частью регулирования процесса ценообразо­вания является антиинфляционная политика государства, в рамках которой осуществляются:

§ регулирование денежного обращения;

§ сжатие денежной массы;

§ прекращение неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика проводится, главным образом, путем замораживания или ограничения роста доходов и цен.

Важный инструмент (элемент) финансово-экономичес­кого регулирования экономики - планирование и программи­рование. Формы планирования различны. В США, например, широкое развитие получило программирование (принятие и реализация государственных программ), во Франции - раз­работка государственных 4-летних планов. Потребность в планировании обусловлена необходимостью влияния на циклический характер развития экономики.

Современная рыночная экономика требует адекватных средств планового регулирования - не командно-директив­ного планирования, а так называемого "индикативного", стра­тегического планирования, реализация которого осуществля­ется затем экономическими рычагами государства.

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения.

Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как без­работица и инфляция. Поэтому необходима социальная зашита населения. Эту задачу призвано выполнять государство.

Центральное звено социально-экономической политики государства - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работ­никам комфортное существование. Она разрабатывается и осуществляется в рыночных государствах с начала 70-х годов XX века.

Благодаря ей в большинстве стран Запада практически сошла на "нет" забастовочная борьба. Так, например, в Япо­нии уже 20 лет не было забастовок, в Финляндии - еще дольше. Такая же тенденция складывается и в других ры­ночных государствах.

В целом в рамках политики доходов населения опреде­ляются средства воздействия на объем и структуру спроса. Именно она прежде всего воздействует на общую сумму выплаченных зарплаты, пенсий, стипендий и других денеж­ных доходов. То есть, определяя среднедушевой размер до­хода по различным группам населения, государство регули­рует и структуру спроса. Через него государство воздействует и на производство, его структуру, пропорции.

Одна из задач политики доходов населения - обеспечить достижение согласия основных групп трудящихся и работодателей, включая госсектор, создание климата общественно­го доверия, обстановки социальной справедливости и уваже­ния законов.

Социальная политика российского государства после рас­пада СССР имеет серьезные изъяны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения.

Для определения минимальной величины стоимости жизни используются такие категории как:

§ потребительская корзина - минимальный набор продук­тов питания, непродовольственных товаров и услуг, не­обходимых для сохранения здоровья человека и обеспе­чения его жизнедеятельности; он устанавливается в соот­ветствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления;

§ прожиточный минимум - стоимостная оценка потреби­тельской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Экономический кризис, охвативший Россию 90-е годы прошлого века, не позволил надлежащим образом осуще­ствлять финансирование таких ключевых социальных сфер, как здравоохранение, жилищное строительство, образова­ние и др.

В настоящее время Правительство РФ пытается навер­стать упущенное и реализует выдвинутые "национальные проекты" в области здраво­охранения, образования, доступного жилья и сельского хо­зяйства.

Контрольные вопросы:

1. Какова структура рынка и его основные функции?

2. Что понимается под инфраструктурой рынка?

3.Что такое рыночный механизм?. Назовите основные его элементы.

4.Какова роль государственного регулирования в рыночном механизме?

5. Что понимается под государственным регулированием экономики?

6. Каковы задачи государственного регулирования экономики?

7. Назовите основные формы государственного регулирования экономики?

8. Что такое рыночное равновесие?

функции и структура

4.1. Сущность, принципы и функции рыночной экономики

Каждому человеку знакомо понятие «рынок». Под ним обычно понимается место, где торгуются между собой продавцы и покупатели товаров. В экономической теории рынок - это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном и эквивалентном обмене товаров. Это самое общее научное определение, которое можно дать рынку: под него подпадает вся история человечества за последние 5 тыс. лет, т.е. столько, сколько существует рынок.

Чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления. Такой подход предполагает характеристику собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, спроса и предложения, цен, а также инфраструктуры. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различаю ее разновидности.

В экономической теории неоднократно делались попытки обоснования нерыночных хозяйственных систем - от Т. Мора до К. Маркса и построения социализма в СССР. Дело в том, что рыночная экономика оказывает неоднозначное воздействие на хозяйство в целом и деятельность отдельных людей: наравне с достоинствами этой системе присущи и недостатки. Их основные параметры отражены в таблице 4.1.

Современная рыночная экономика строится на принципах, которые позволяют несколько смягчить негативные стороны рыночного хозяйства.

Принцип свободы хозяйственной деятельности означает право людей выбирать вид экономической деятельности. В рыночной экономике сняты запреты не только на производство и продажу товаров, но и их перепродажу. Регулируется законом доступ к традиционным государственным видам деятельности: образованию, медицинскому обслуживанию, транспортным услугам, связи и др.

Табл. 4.1. Достоинства и недостатки рынка.

Достоинства рынка

Недостатки рынка

1. Свобода выбора деятельности и экономическая ответственность за результаты

2. Эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства

3. Гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям хозяйствования

4. Высокая чувствительность к новым технологиям и товарам, позволяющая реализовывать достижения НТП

5. Саморегулирование экономики

6. Действенная система побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности

1. Нестабильная система, подверженная спадам и подъемам, которая не в состоянии преодолеть монополизм и инфляцию

2. Не гарантирует людям право на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство

3. Не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды

4. Не охватывает фундаментальных исследований в науке

5. Ориентирован только на денежный доход, не способствует решению социальных задач

Принцип всеобщности рынка заключается в том, что в его сферу входит все многообразие ценностей, созданных не только человеком, но и природой. Рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы производства, а также интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры.

Принцип многообразия и равноправия форм собственности соблюдается тогда, когда исключаются особые благоприятные условия для одних форм собственности в ущерб другим. Налоги, льготы, санкции, ограничения должны быть для всех одинаковы, в противном случае не будет на рынке честной конкурентной борьбы.

Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности достигается тем, что в управлении определяющую роль играют экономические, главным образом финансовые, а не административно-распорядительные методы. Вместе с тем реальная рыночная экономика такова, что делает это беспощадно, посредством жесткой конкуренции, бескомпромиссного удаления с рынка неудачников, посредством банкротства фирм и безработицы.

Принцип свободного ценообразования предполагает, что рыночные цены никем не назначаются, а формируются в результате торга между покупателями и продавцами. В экономической теории это называется взаимодействием спроса и предложения. Такой механизм ценообразования не является единственным в рыночной экономике, но он должен преобладать, господствовать над регулируемыми государством или фирмами ценами.

Рыночное ценообразование отличает способность устанавливать и автоматически поддерживать цену в соответствии со стоимостью, полезностью товаров и обеспечивать их эквивалентный обмен.

Принцип конкуренции присущ рыночной экономике в силу ее природы: борьбы за эффективное использование редких ресурсов в экономике. Стремление обойти конкурентов, не уступить или не отстать от них создает стимул экономического развития. Опасность стать аутсайдером в конкурентной борьбе за экономическое выживание также способствует повышению экономической эффективности. Социалистическое соревнование, применявшееся в СССР, носило формальный характер и никак не могло заменить настоящей состязательности агентов рынка - конкуренции.

Принцип самофинансирования и экономической ответственности выражается в том, что за свободу деятельности и независимость в рыночной экономике агентам рынка необходимо нести ответственность, т.е. покрывать все финансовые расходы на свою деятельность и развитие бизнеса из собственных средств и отвечать по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом и денежными средствами.

Принцип государственного регулирования означает, что никакой рынок не может обойтись без вмешательства государства. Рынку нужны законы, которые бы определяли правила поведения на рынке, и защита от их нарушения. В цивилизованной рыночной экономике государство направляет рынок на достижение общенациональных интересов; обеспечивает централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов через государственный бюджет; обеспечивает механизм соединений защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.

В XX в. Россия сделала несколько попыток построить цивилизованную рыночную экономику, свидетельством чему являются столыпинская реформа начала века, нэп и преобразования последнего десятилетия XX в. Опыт свидетельствует, что попытки страны создать свою особую российскую модель рынка не увенчались успехом, а в настоящее время и невозможны из-за отсутствия главного фактора рыночных преобразований - времени. По существу в России последнего десятилетия в ходе рыночных преобразований закладывались основы американской рыночной модели. Правда, эта модель в России отягощена конгломератом негативных тенденций:

Рецидивами «социалистических» рыночных отношений, когда предприятиям из бюджета не оплачиваются выполненные государственные заказы;

- «азиатскими» стандартами рыночных отношений, при которых работники трудятся задаром, не получая длительное время заработной платы;

- «теневым» рынком, при котором предприятия скрывают доход и разрабатывают различные схемы уклонения от налогообложения;

Своеобразным «империалистическим» рынком, которому присущи игнорирование чьих-либо интересов, захват собственности на основе незаконной приватизации, возникновение олигархических групп.

Помимо достижения в России общих принципов построения рыночной системы важно: определиться с целями экономического развития страны, выработать национальную идею повышения благосостояния людей - рынок ради рынка уже никому не нужен; соблюдать технологию рыночных преобразований, не допуская избирательного несистемного проведения экономических мер в угоду политическим интересам отдельных лиц; нести ответственность за принятые решения.

Проблемы становления рыночных отношений в России делают актуальным теоретический вопрос о границах распространения рыночных отношений. Действительно, почему рыночные преобразования идут разными темпами, например, в Москве и на Дальнем Востоке? Это объективные различия или все дело состоит в людях, которые руководят этими регионами? Ответ на этот вопрос дают с разных точек зрения две теоремы - А. Смита и Р. Коуза.

Суть теоремы обмена А. Смита заключается в том, что обмен приносит выгоды и продавцам, и покупателям; и до тех пор, пока это происходит, растет разделение труда и специализация производства. Данное состояние приводит к снижению затрат на производство товаров, росту производительности труда.

Но чем масштабнее производство, тем больше продуктов поступает в сферу обращения, а функционирование рынка также требует затрат, которые увеличиваются по мере его роста. В первую очередь это расходы, связанные с получением информации о рыночной конъюнктуре, оформлением сделок и их правовой защитой, реализацией товаров. Следовательно, рыночные отношения развиваются до тех пор, пока затраты на обращение не превысят экономии от увеличения масштабов производства.

Теорема Р. Коуза , спустя 200 лет после А. Смита, дополняет границы развития рынка степенью урегулированности в экономике отношений собственности: если они законодательно закреплены, а правовое поле деятельности агентов рынка совпадает с экономическим полем, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства. Границы рынка в этом случае расширяются на основе действующих правовых норм. Но если правовая база хозяйственных отношений слаба, государству в лице его различных органов, приходится вмешиваться во взаимоотношения агентов рынка и становиться арбитром. Все это повышает риск сделок, увеличивает затраты на судебные иски, оплату адвокатов, проведение экспертиз и т.д. Следовательно, рынок, с одной стороны, перестает расширяться, а с другой, значительная часть его агентов уходит в теневую экономику, где организованная преступность на негласной, не правовой основе защищает бизнес.

Теоремы А. Смита и Р. Коуза помогают понять, почему так трудно в России развивать рыночную экономику в условиях продолжительного кризиса и недостаточного развития хозяйственного законодательства. В развитых странах рынок обслуживает законодательство в 2-3 тысячи законов, в России их количество существенно меньше.

Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций . Среди них можно выделить информационную, регулирующую, ценообразующую, посредническую, санирующую, контрольную функции.

 
Статьи по теме:
Льготное налогообложение доходов
В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц. Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества. Закон
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ