Социально-экономическая и политическая ситуация в россии. Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации» Социально экономическое положение российской федерации

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика социально-экономического положения России после распада Советского Союза. Радикальные и экономические реформы 1990-х годов. Центральные идеи "шоковой терапии" – модели резкого перехода от командно-административной к рыночной экономике.

    реферат , добавлен 22.12.2011

    Социально-экономические результаты развития страны. Проблема бегства капитала из России. Поддержка науки - один из приоритетов экономической политики России. Экономическая политика В.В. Путина. Подготовка России к членству в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2003

    Характеристика криминальная ситуация в сфере экономики России. Теоретические основы экономической безопасности снабжения. Методология выявления экономических угроз, теневых действий в сфере экономики. Основные направления социально-экономической политики.

    реферат , добавлен 13.10.2015

    Экономическая теория, понятие и этапы развития. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, историческая школа и маржинализм, неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм, леворадикальная политическая экономия.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2009

    Основные характеристики социально-ориентированной экономики, признаки и принципы ее развития. Цели, задачи и направления ее формирования в России. Анализ функционирования такой модели в Швеции и Беларуси. Индикаторы эффективности экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Понятие, структура и роль инвестиций в экономической системе. Источники инвестиций в России. Состояние инвестиционной сферы российской экономики. Социально-экономический и инвестиционный потенциал Тюменской области. Внешние инвестиции.

    дипломная работа , добавлен 17.01.2003

    Сущность системного подхода. Строение и развитие систем, их классификация. Закономерности системных процессов. Элементы социально-экономической системы: экономическая, финансовая, информационная, коммуникационная, организационная и политическая системы.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Рассмотрение основных групп показателей уровня жизни. Определение факторов благополучия жителей России. Анализ данных по изменению суммы прожиточного минимума и размеру социальных гарантий. Принципы, цели и задачи социально-экономической политики России.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2010

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.


В России к осени 1991 г. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счет немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за все время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 г. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но этот путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 г. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар. Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла «утечка умов» за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 г. Первые признаки экономического роста появились в 1997 г., когда объем промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г., при всей его тяжести и трагичности для части населения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гг. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 г. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В этот период России удалось рассчитаться с внешними долгами. Однако еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению экономической активности. Так, с января по ноябрь 2015 г. ВВП страны снизился на 3,8% . Реальные располагаемые денежные доходы населения, по сравнению с 2014 г., сократились на 3,5%, а реальная заработная плата работников организаций на 9,2%. Реальные доходы населения, зарплаты и пенсии снизились в 73 регионах страны.

В промышленном производстве наблюдается стагнация, исключение составляет лишь добыча полезных ископаемых (снижение всего на 0,1%, г/г). По состоянию на ноябрь 2015 г. продажи промышленной продукции остаются «в минусе». Однако спрос продолжает снижаться уже не так интенсивно, как в предыдущие месяцы (Божечкова, Бурдяк, Гришина, 2015). Промышленное производство сокращается в связи с ростом издержек, недостатком инвестиций и низким уровнем спроса, вызванным сокращением реальных доходов населения.

Анализ социально-экономического положения населения показывает, что примерно его половина отмечает ухудшение экономического положения в стране, причем треть опрошенных считает, что данная ситуация будет продолжаться один-два или более лет. В связи с ростом цен население страны сокращает свое потребление. Индекс потребительских цен за 2015 г. увеличился на 12,1%, что говорит о повышении стоимости базовой корзины товаров и услуг и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель потребления .

По состоянию на ноябрь 2015 г. численность безработных в России составляет 4,4 млн. человек (5,8% экономически активного населения) . При этом численность работающих неполный трудовой день, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках, составляет 258,5 тыс. человек. Фактором увеличения уровня безработицы выступает уменьшение потребности работодателей в сотрудниках, например, за ноябрь 2015 г. количество вакансий сократилось на 81 тысячу . Численность работников в организациях также снижается в среднем на 1% в год по всей стране. В последние месяцы 2015 г. произошел рост задолженностей по заработной плате, которые по состоянию на 1 декабря составляли 3,9 млрд. рублей. Задолженность по выплате заработной платы существенно возросла на производстве и распределении электроэнергии, в строительстве и транспорте .

По итогам января-ноября 2015 г. оборот розничной торговли снизился на 9,3%. Причем стабильно растет доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами. При этом уровень товарных запасов в розничной торговле остается стабильным и в ноябре составляет 38 дней .

Объем платных услуг населению сохраняет отрицательную динамику. Влияние на спад в данной сфере оказывает сокращение потребления группы «обязательных» услуг населению, таких как услуги связи, транспорта и жилищно-коммунальные услуги, которые занимают 60% в структуре платных услуг населения. В таких сегментах, как услуги физической культуры и спорта, учреждений культуры, гостиниц и аналогичных мест размещения, а также санитарно-оздоровительные и медицинские услуги наблюдается увеличения объема . Следовательно, в связи с ситуацией на валютном рынке и ослаблением курса рубля часть населения страны не может позволить себе отдых за границей, предпочитая внутренний туризм.

Выдача кредитов населению в 2015 г. сократилась вследствие ужесточения правил их выдачи, повышения ставок по кредитам, изменениям на валютном рынке и снижением активности на рынке жилья. Выплатив кредит, заемщики не берут новые, что сокращает задолженность населения банкам в целом, но доля просроченных кредитов растет .

В России сохраняются диспропорции регионального развития, которые складывались еще в советские времена и до сих пор проявляются на всех уровнях, от федеральных округов до муниципальных образований. Регионы Российской федерации можно разделить на пять групп (Белькина, 2015):

  • 1. Крупные города с развитыми современными отраслями экономики, включая постиндустриальные. Для данных городов характерна высокая степень развития сферы услуг и человеческого капитала, а также развитая инфраструктура. Города данной группы являются политическими и финансовыми центрами страны. Примерами таких городов являются Москва и Санкт-Петербург.
  • 2. Регионы с развитым промышленным производством. Данные регионы характеризуются наличием машиностроительных производств, химической промышленности, высокотехнологичного приборостроения и так далее. В данной группе, так же, как и в первой, существует высокая степень развития инфраструктуры и человеческого капитала. Примерами регионов из данной группы являются Московская и Ленинградская области, а также некоторые города Урала
  • 3. Особые экономические зоны, в которых созданы благоприятные условия для ведения экономической деятельности. Данные регионы характеризуются выгодным географическим положением, что проявляется в наличии в них портов, пересечений транспортных сообщений, пограничного положения с развитыми странами и благоприятный климат. Выделяют четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственные, туристско-рекреационные, технико-внедренческие и портовые. Примерами данных регионов являются Мурманская область, Республика Татарстан и Ставропольский край.
  • 4. Регионы, специализирующиеся на добыче, переработке и экспорте сырья. К данной группе относятся регионы, которые производят продукцию с низкой добавленной стоимостью, востребованную на мировом рынке. Примерами регионов из данной группы являются Тюменская и Сахалинская области, районы Урала и Сибири.
  • 5. Регионы, удаленные от центра (периферия). Данные регионы характеризуются низким уровнем человеческого капитала и/или плотности населения. Инфраструктура в них достаточно слабо развита. В них преобладают слабо механизированные и аграрные производства. Существуют и моно отраслевые регионы. Примерами являются регионы северной части страны, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ и другие.

Первые четыре группы регионов принято считать регионами опережающего развития, все они характеризуются высоким для страны качеством человеческого капитала и развитой инфраструктурой, что позволяет поддерживать относительно высокий уровень жизни населения. Регионы пятой группы считаются регионами отстающего развития. В советский период в ряде из них создавались крупные производственные и научные центры, но в дальнейшем они были разорены и закрыты. В настоящее время данные регионы являются дотационными, характеризуются низким уровнем жизни по сравнению с другими регионами РФ и высокой мобильностью населения, которое предпочитает переезд в более привлекательные регионы.

В первой половине 2000-х годов в России постепенно сокращалось неравенство между регионами. По-прежнему выделялись явные лидеры, Москва и Санкт-Петербург, которые оставались центрами экономической и политической жизни страны, но разрыв между всеми регионами России из года в год сокращался.

Данный процесс замедлился и практически остановился в 2008 г. Из-за финансового кризиса множество крупных проектов в регионах было отменено и заморожено, что способствовало ухудшению экономического климата как в них, так и в стране в целом. Для данного периода характерен отказ от инвестиций в проекты с большим сроком окупаемости, вывод инвестиций из страны и повышение мобильности населения. Впоследствии, по мере улучшения экономической ситуации, диспропорции между регионами вновь начали уменьшаться, но новая волна экономического кризиса и примененные к России санкции вновь могут остановить данный процесс (Кузнецова, 2015).

Подобное развитие ситуации не могло не отразиться на состоянии и возможностях развития в региональных системах школьного образования. Следует подробнее рассмотреть изменения в школьном образовании в стране в целом.

Финансирование образования в 2015 г. в стране резко до 405,54 млрд. рублей. Для сравнения в 2014 г. на образование было потрачено 3 037,29 млрд. рублей . Таким образом, за год даже без пересчета в сопоставимые цены государственное финансирование снизилось более чем в 7 раз.

Сокращение финансирования, в частности, связано с вступившим в силу с законом о нормативном подушевом финансировании учебных заведений . Бюджет образовательных учреждений стал напрямую зависеть от числа обучающихся. Однако размер выплаты на одного ученика существенно различается в разных регионах страны, так как зависит от регионального расчетного подушевого норматива, который определяется согласно бюджету региона. Данная ситуация приводит к разрыву между регионами в плане такого важного с точки зрения мотивации показателя, как соотношение затраченных преподавателем усилий и полученной им заработной платой. Это благоприятствует переезду педагогов в более привлекательные регионы.

Существенной разницы в восприятии родителями учащихся школьной ситуации в разных регионах, несмотря на значительные объективные различия в уровне жизни, не выявлено (Клячко, Авраамова, Логинов, 2014). Вне зависимости от региона России родители предъявляют преподавателям одинаковые требования и ждут схожих результатов. Разница в заработной плате преподавателей разных регионов слабо стимулирует сокращение дифференциации школ по качеству образования.

В стране существует тенденция к уменьшению количества средних учебных заведений. Так за период с 2012 по 2015 г. их число сократилось с 46,2 тыс. средних образовательных учреждений до 42,6 тыс. При этом число обучающихся за аналогичный период увеличилось с 13 713 тыс. человек до 14 666 тыс. учеников (по данным Росстат) . Следовательно, учитывая данную тенденцию, можно говорить о том, что число учеников, обучающихся в одном учебном заведении, будет возрастать. А в связи в подушевым финансированием учебных заведений, размер финансирования отдельного среднеобразовательного учреждения будет возрастать прямо пропорционально увеличению числа учеников.

С введением в РФ обязательного ЕГЭ сформировался универсальный критерий оценки деятельности преподавателей и школы в целом. По мере развития страны постепенно изменяется отношение к деятельности преподавателей со стороны руководства и родителей учеников (Авраамова, Беляков, Клячко, 2015).

В результате исследование образовательных учреждений в четырех регионах России показало, что конкуренция между школами усилилась, причем не только за привлечение новых учеников, но и учителей. Благодаря результатам ЕГЭ и доступности информации в открытых источниках, большинство родителей стараются отдать своих детей в те школы, которые имеют лучшие показатели. Соответственно, школы заинтересованы в привлечении педагогов, которые в большей степени ориентированы на подготовку к ЕГЭ.

При этом лишь 25% родителей считает, что школьной подготовки для сдачи ЕГЭ будет достаточно. Большинство предпочитает обращаться за дополнительным образованием к репетиторам по всем интересующим предметам. Преподаватели во многом согласны с мнением родителей. Так, лишь 33% опрошенных педагогов считают, что большинство школ может дать ученикам знания и умения для сдачи ГИА и ЕГЭ на высокие баллы без дополнительной подготовки.

В результате требования родителей к школе сводятся к трем основным направлениям: дать детям знания, необходимые в дальнейшей жизни и работе; обеспечить социализацию; привить склонность к спорту и продуктивным досуговым занятиям. Причем, специализированные школы лучше справляются с данной задачей (Клячко, Авраамова, Логинов, 2014). Однако оценки реализации данных задач остаются на невысоком уровне. Лишь 45% опрошенных родителей считают, что данные задачи реализуются хотя бы в некоторой степени.

Таким образом, происходит изменение восприятия целей школы и школьного образования со стороны родителей учеников, являющихся одной из важнейших категорий стейкхолдеров, в значительной мере определяющей и собственные цели организаций среднего образования. Соответственно, постепенно может меняться и система мотивации у педагогов, на которых неизбежно начинает давить мнение о том, что важнейшей функцией школы является социализация детей, в то время как знания для поступления в высшие учебные заведения «приобретаются» у репетиторов или у них самих, выступающих в этом качестве, но на частной основе.

В 2013 г. в школах России перешли на оплату труда преподавателей в зависимости от успехов их учеников. Прибавка к заработной плате происходит в виде увеличения бонусной части при достижении учениками определенных успехов. Критерии успешности выражаются в призовых местах на различных конференциях и конкурсах, а также результатах ЕГЭ, ГИА и различных мониторингов.

Данная система оплаты на протяжении нескольких лет существует в европейских странах. По результатам исследований, успеваемость учеников после внедрения оплаты труда в зависимости от успехов учеников улучшает успеваемость последних на 25% по математике и литературе, и на 15,4% по остальным предметам (Woessmann, 2011). При этом прямой связи между размером зависимой части заработной платы педагога и успеваемостью учеников выявлено не было. То есть, размер вознаграждения преподавателя в случае успеха его учеников не оказывает существенного влияния на успеваемость учащихся, важен лишь сам факт, что заработная плата напрямую связана с оценками учеников.

Численность населения страны в 2015 г. составляло 146,3 млн. человек (увеличилась на 2,6 млн. человек по сравнению с 2014 г.), что говорит о том, что демографический подъем внутри страны продолжается. Для обеспечения населения средним образованием функционируют 42,6 тыс. общеобразовательных организаций, в которых в начале 2015 г. обучалось 14666 тыс. человек и работало 1054 тыс. педагогов (по данным Росстат) .

Следует отметить, что число обучающихся в общеобразовательных учреждениях с 2008-го г. находилось в среднем на уровне 137 тыс. человек, в то время как число учителей в 2009 г. сократилось на 304 тыс. и продолжало снижаться до 2014 г. Следовательно, среднее число учеников, приходящихся на одного учителя, увеличилось. Так, в 2008 г. оно составляло 9,77 учеников, а в настоящее составляет 13,91 человек (по данным Росстат) .

Проходящая в России реформа образования объединяет общеобразовательные и дошкольные учреждения в единые центры, что способствует сокращению финансирования образования в целом. Следствием является то, что часть преподавателей в связи с возникающими изменениями вынуждена искать новое место работы.

Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2014 году

Некоторые методологические пояснения

Индекс производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различают индивидуальные и сводные индексы производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам ОКВЭД. Индекс промышленного производства - агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". По Российской Федерации данные приведены с учетом поправки на неформальную деятельность.

Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - это строительные работы, выполненные организациями собственными силами на основании договоров и (или) контрактов, заключаемых с заказчиками. В стоимость этих работ включаются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

Данные приводятся с учетом объемов, выполненных субъектами малого предпринимательства, организациями министерств и ведомств, имеющих воинские подразделения, и объема работ, не наблюдаемых прямыми статистическими методами в строительстве.

И ндекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - относительный показатель, характеризующий изменение объема работ в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли - представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, а также оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли включает также продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется в соответствии с методологией формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, утвержденной приказом Росстата от 26 июня 2013 г. N 234 и введенной в действие с 1 января 2014 г. (далее - новая Методология) на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.

Динамику объема платных услуг характеризует индекс физического объема, исчисленный путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах. В целях обеспечения сопоставимости в динамике расчет индексов физического объема произведен по отношению к данным 2013 года, пересчитанным по новой Методологии.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, произведенные нематериальные поисковые затраты, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д.

Данные об инвестициях в основной капитал приведены с учетом инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства и досчетов объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства.

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал - относительный показатель, характеризующий изменение объема инвестиций в сравниваемых периодах. Рассчитывается в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года.

Индекс производства продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение объема производства сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, хозяйствами населения) в сравниваемых периодах. Индекс производства продукции сельского хозяйства - агрегированный индекс производства продукции растениеводства и животноводства. Для исчисления индекса производства продукции сельского хозяйства используется показатель ее объема в сопоставимых ценах предыдущего года.

Общая площадь жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах. К помещениям вспомогательного использования относятся кухни, передние, холлы, внутриквартирные коридоры, ванные или душевые, туалеты, кладовые или хозяйственные встроенные шкафы. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальных домах для одиноких престарелых, детских домах к подсобным помещениям относятся столовые, буфеты, клубы, читальни, спортивные залы, приемные пункты бытового обслуживания и медицинского обслуживания.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания , рассчитываемая Росстатом, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума. При ее расчете, в отличие от величины прожиточного минимума, используются единые, установленные в целом по Российской Федерации, условные объемы потребления продуктов питания и средние потребительские цены на них по субъектам Российской Федерации.

Индекс потребительских цен - характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Индекс потребительских цен в 2014 г. рассчитывался на базе данных регистрации цен на 506 видов товаров (услуг)-представителей, которая осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 66 тыс. организаций торговли и сферы услуг в 272 городах на территории всех субъектов Российской Федерации.

Индекс цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Данные по среднемесячной начисленной заработной плате предварительные.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Реальные денежные доходы населения - характеризуют изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах (с корректировкой на индекс потребительских цен). Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока.

Безработные (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Информация об общей численности безработных приведена по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости. Отношение численности безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных), рассчитанное в процентах, характеризует уровень безработицы .

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в государственных учреждениях службы занятости населения, разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости - число вакансий (требуемых работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости населения.

Сведения о рождениях, смертях получаются на основании статистической разработки данных, содержащихся в записях актов о рождении, смерти, составляемых органами записи актов гражданского состояния. В число родившихся включены только родившиеся живыми.

Естественное движение населения - обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. К естественному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность населения, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти.

В целях статистической сопоставимости данные по Российской Федерации за 2013 г. пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Показатели предварительные, по данным помесячной регистрации за январь-декабрь соответствующего года.

Данные о миграции населения получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также (с 2011 г.) при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учета осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.

В целях обеспечения статистической сопоставимости миграционный прирост по Российской Федерации за 2013 год рассчитан с учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю. За январь-декабрь 2014 года данные предварительные.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается: в целом по России - Правительством Российской Федерации, в субъектах России - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, кроме Самарской области.

Данные по Архангельской и Тюменской областям (с учетом автономных округов) органами исполнительной власти не устанавливаются.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Статистические показатели по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю . Для формирования официальной статистической информации по Российской Федерации с учетом новых субъектов Российской Федерации статистическое наблюдение в Республике Крым и городе Севастополе должно быть интегрировано в систему российской государственной статистики с тем, чтобы показатели и данные по ним формировались на основе российской статистической методологии.

В течение переходного периода - до конца 2014 года - формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу Севастополю осуществлялось на основе утвержденных Росстатом временных методологических указаний по организации статистических наблюдений, расчету показателей и порядку предоставления данных по отдельным направлениям статистического учета.

Более подробную информацию о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации можно получить в открытом доступе на официальном сайте Росстата www.gks.ru .

Федеральная служба государственной статистики

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с