Налоговая политика и организация финансирования. Виды, сущность и функции налогов Главной функцией налогов является

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. осуществляет контроль и надзор за:
1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;;
1.2. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
1.3. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
1.4. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
1.5. исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.
2. выдает в установленном порядке:
2.1. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
2.2. свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
2.3. разрешения на обработку фискальных данных;
2.4. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
2.5. свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;
2.6. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.
3. осуществляет:
3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
3.2. выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;
3.3. федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;
3.4 государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;
3.5 федеральный государственный надзор за проведением лотерей;
3.6 аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций);
3.7 функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия сертификатами ключей проверки электронных подписей в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
4. регистрирует в установленном порядке:
4.1. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. ведет в установленном порядке:
5.1. учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля;
5.2. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
5.3 единый реестр лотерейных терминалов;
5.5. реестр дисквалифицированных лиц;
5.6 государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;
5.7 государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
5.8 реестр контрольно-кассовой техники;
5.9 реестр фискальных накопителей;
5.10 реестр экспертных организаций;
6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
6(1) уведомляет в установленном порядке саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявлении фактов нарушения организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
8.1.решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов и пеней;

8.2. акты о прекращении действия выданных резидентам в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 5.1.5 настоящего Положения, разрешений, за исключением разрешений, выданных Центральным банком Российской Федерации или его территориальным учреждением, в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;
8.3. решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных.
9. устанавливает (утверждает):
9.1. форму налогового уведомления;
9.2. форму требования об уплате налога, сбора, страховых взносов;
9.3. формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;
9.4. формы уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;
9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
9.8. форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требования к его составлению;
9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
9.10. форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;
9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;
9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
9.20. формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации;
9.21. форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось;
9.22. порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
9.23. форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам (налоговым агентам), плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов;
9.24. форму документа, составляемого при выявлении недоимки;
9.25. форму и порядок направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе;
9.26. форму и порядок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке на бумажном носителе;
9.27. форму акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам;
9.28. форму сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета;
9.29. форму и порядок направления налоговым органом запроса в банк;
9.30. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации форму и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов;
9.31. основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;
9.32. порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;
9.33. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок контроля выполнения кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

9.34. порядок изменения налоговыми органами срока уплаты налога, сбора и страховых взносов;

9.35. формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации);
9.36. формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм и направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иной федеральный орган исполнительной власти;
9.37. формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
9.38. требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;
9.39. форму и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
9.40. порядок направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг";
9.41. порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц;
9.42. формы и порядок предоставления заинтересованным лицам выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации;
9.43. формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций);
9.44. формы и форматы представления в налоговый орган Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации, принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иных сведений, подлежащих включению в реестр;
9.45. форму документа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
9.46. порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечень документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требования к их оформлению;
9.47. порядок создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
9.48. форму выписки из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации, а также порядок их предоставления;
9.49. формы, форматы и порядок представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 г. и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 г., для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
9.50. формы и форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, порядок заполнения форм и порядок направления и получения таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также форматы истребуемых у налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и порядок представления таких документов, если полномочия по утверждению форм и (или) форматов указанных документов не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иные федеральные органы исполнительной власти

9.51. основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий;
9.52. форму письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;
9.53. форму заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц;
9.54. форму заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и форму заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;
9.55. формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;
9.56. случаи, порядок и сроки предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники информации и документов в электронной форме организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники.
9.57. методику проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных);
9.58. форматы фискальных документов, обязательных к использованию;
9.59. перечень сведений и (или) документов, формы, форматы и порядок их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора;
9.60. порядок обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа;
9.61. порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники;
9.62. типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;
9.63. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу перечня заключенных членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);
9.64. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами, а также о выплаченных выигрышах (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);
9.65. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);
9.66. порядок уведомления Федеральной налоговой службой саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявленных нарушениях организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, страховым взносам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для согласования в Министерство финансов Российской Федерации.
11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
12. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
13. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
15. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
16.организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
16.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
17. организует профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ее ведении, а также дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение в сфере деятельности Службы;
17.1. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руководителей указанных организаций;
18. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
19. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
20. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
21. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;
9. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.

Основные функции налога:

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus - государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:

1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную - с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.

Соотношение налога, сбора, пошлины

Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт.

К ним относятся:

1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.

2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.

3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

4. Принудительный характер изъятия.

5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.

6. Безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия.

Пошлина и сбор отличаются от налогов:

А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

Б. По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

Отличия по периодичности включают два подхода:

Периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата);

Периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства).

Е. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).

Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет - пошлина, если в пользу организации - сбор. В современных условиях акценты несколько сместились:

сбор - платеж за обладание особым правом;

пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.

План

I. Введение……………………………………………………………………….стр.2

1.Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….стр.4

2.Налог на доходы физических лиц: экономического содержания и назначение; категории плательщиков; ставки……………………………………………...стр.11

II.Заключение…………………………………………………………………..стр.14

Список использованной литературы…………………………………………стр.16

I .Введение.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

1.Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

1. Фискальная;

2.Распределительная (социальная);

3.Регулирующая;

4.Контрольная;

5.Поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция.

Распределительная (или как её ещё называют -перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Налог является экономической категорией, потому как денежные отношения между государством и физическими (и юридическими) лицами имеют своё особое значение: они служат регулятором перераспределения денег в распоряжение государства . Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Все функции налогов проявляют свои внутренние свойства, признаки и черты налога. Ко всему прочему, функции налога показывают, как реализуется общественное назначение налога, как инструмента распределения доходов. На сегодняшний день нет точной точки зрения насчет количества выполняемых налогом функций. Мнения ученых разделились: одни считают, что существует всего две функции - стимулирующая и фискальная, а другие же считают, что помимо этих двух функций, существует еще, как минимум, три функции - распределительная, регулирующая и контрольная. Функции налога взаимосвязаны, они не могут существовать автономно друг от друга, потому и выступают как одно целое.

Разграничение функций довольно условно, потому что они выполняются одновременно. Отдельные особенности, какой - либо функции могут быть присущи другим функциям.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той "работе", которую они выполняют.

Рисунок 1 - Функции налогов .

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций:

Фискальная функция охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, а так же направлена на финансирование менее производственных сфер, которые не имеют достаточного количества средств для своего развития, например, таких как фундаментальная наука или многие учебные заведения, библиотеки. Для точного обеспечения этих сфер деятельности финансами производится распределение по бюджетам разного уровня (федерального, субъектов федераций, местного уровня). Но реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточном количестве налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов возникает необходимость прибегнуть к поиску других форм доходов. Прежде всего, приходится обращаться к займам на разных уровнях: государственные, региональные и местные займы. Использование займов приводит к образованию государственного долга.

Говоря о практической стороне фискальной функции налогов, можно сказать, что, прежде всего, данная функция занимается оптимальным выбором источника и объекта налогообложение. Поэтому для формирования гибкой системы налогообложения необходимо соблюдение баланса между стимулирующей и фискальной функцией. Получается, что предоставление налоговых льгот одним лицам должно компенсироваться усилением налогообложением других.

Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что доля средств, которая поступала в бюджет за счет осуществления фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому как величина поступлений налогов в бюджет напрямую зависит от величины доходов плательщиков.

Налоги не могут оказывать влияния на процесс воспроизводства, хотя и является участником распределительных участников. Свое значение здесь проявляет стимулирующая функция налогов. Данная функция позволяет государству стимулировать технический прогресс в стране.

Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Ко всему прочему, снижение налоговой нагрузки для всех малых и средних предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий в этой сфере экономики. Льготы, которые предоставляются работодателям по уплате социального налога, провоцируют их на использование труда инвалидов. Людям, которые занимаются благотворительной деятельностью, позволяется использовать налоговые вычеты по налогу на физических лиц и т.д. налогообложение фискальный доход бюджет

Огромное значение в реализации стимулирующей функции имеет система налогообложения сама по себе: чтобы стимулировать развитие производств, каких-либо отраслей, государство вводит одни налоги и отменяет другие, при этом сдерживая развитие других отраслей.

В стимулирующей функции существует также подфункция, которая называется дестимулирующая . При помощи дестимулирующей функции, государство может увеличить налоговое бремя, что будет препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Действие данной подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. К примеру, это меры государства, которые пытаются поддержать отечественных производителей, с помощью запретительных импортных таможенных пошлин.

Одна из функций, регулирующая, имеет схожие черты стимулирующей функции. Меняя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или же убирать новые стимулы для капиталовложений, а благодаря манипуляциям с уровнем дохода косвенных налогов, можно менять уровень цен, что меняет и уровень потребления. Регулирующая функция играет важную роль в условиях антикризисного регулирования. Также, с помощью регулирующей функции, государство может воздействовать на экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Суть данной функции состоит в распределении налоговых выплат между юридическими и физическими лицами, а также между сферами и отраслями экономики. Эта функция позволяет корректировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование осуществляется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Одним из примеров является решение такой социальной проблемы, как курение, при помощи налога. После резкого увеличения акциза на табачные изделия в некоторых странах, доля некурящего населения увеличилось в разы, чем в ходе длительной кампании о вреде курения для своего здоровья и здоровья окружающих. Введение налога, в данном случае, было необходимо для решения социальной проблемы, но вместе с тем была осуществлена и фискальная функция налога. Исходя из вышесказанного, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Благодаря налогам решаются также проблемы экологии. Бывали случаи, что промышленность в развитых странах не поддавалась оснащению автомобилей катализаторами, потому как из-за них увеличивалась продажная цена. В тот момент, государство посчитало эффективным решением снизить налоги на автомобили, которые оснащались катализаторами, снизить акцизный сбор на виды бензина, которые использовали эти машины. Значительно сократился объем выброса вредных веществ в атмосферу, хотя акцизные поступления в государственные бюджеты также уменьшился. Этот случай является наглядным примером, когда с помощью налогового механизма была решена экологическая проблема.

Теснее всего связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает суть налога как инструмента распределительных отношений. Сущностью данной функции является то, что благодаря налогам через внебюджетный и бюджетный фонд государство может перераспределять финансовые ресурсы из производственной в социальную сферу (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществлять финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Именно поэтому данную функцию иногда называют социальной.

Говоря о контрольной функции, можно сказать, что она тесно связана с фискальной и распределительной функцией. С одной стороны, механизм контрольной функции проявляется в проверке эффективности хозяйствующей деятельности, а с другой стороны, в контроле над действенностью проходящей экономической политики государства страны.

С введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД), у налога появилась еще одна функция - дисциплинарная. Единый налог на вмененный доход распространяется на все сферы деятельности, где контроль налоговыми органами затруднен. Обычно это относится к тем видам деятельности, которые задействованы в сфере налично-денежного обращения (торговля в розницу и оптом, сфера услуг и т.д.) ЕНДВ уплачивается независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, которые определены на законодательном уровне. Одной из главных целей введения этого налога - повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

Налоги, в условиях острой конкуренции, являются одни из главных инструментов по контролю над действенностью финансово-хозяйственной деятельности. При иных равных условиях, из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не имеет возможности расплатиться с государством. При одновременной нехватке в бюджете финансовых ресурсов, государству необходимо внести изменения в налоговую, социальную и бюджетную политику.

Понятие функций налогов претерпело значительную эволюцию. Надо сказать, что и сегодня взгляды на число этих функций и их содержание у разных ученых различаются самым серьезным образом. С момента возникновения налогов их основной функцией считается фискальная . Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении специальных чиновников и наполнявшаяся доходами с провинции. С IV в. н.э. фиск – это единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, в том числе налоги и сборы, и откуда производились государственные расходы. Отсюда и пошло применение термина для обозначения государственной казны.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер и распространяется на всех физических и юридических лиц. Главное ее содержание – образование государственного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства – обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач. В начальные периоды развития налогообложения фискальная функция считалось главной и единственной функцией налога. Таково было мнение о налогах в Древнем Риме. Так думали в Средние века. Такова позиция меркантилистов, а также А. Смита, Д. Рикардо и других представителей классической школы политэкономии.

Некоторые специалисты считают эту функцию единственной, другие полагают, что существуют и иные функции, которые в каком-то смысле являются производными от фискальной. Это обосновывается тем, что именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, в том числе в процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Уже в Древнем Риме была замечена и другая очень важная функция налогов – регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая) , которая выражалась в том, что переход на денежную форму уплаты налога серьезным образом стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Практическая реализация этой функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Немаловажное значение в ее реализации имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие остальных.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который, в свою очередь, может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продажи. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

Очень часто государство использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержание отечественных производителей с помощью высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлин.

На I этапе развития налоговой системы, а также на большей части II этапа для широкого использования налогов в других целях, кроме фискальной, не было необходимых условий. Однако уже в эпоху меркантилизма были сделаны определенные шаги для использования налогов в качестве регулирующего средства. В первую очередь это проявилось в проведении жесткой протекционистской политики и введении соответствующих таможенных пошлин.

Уже в XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера широко практиковало использование налоговых привилегий для тех отраслей промышленности, развитием которых особенно дорожило, стимулировало увеличение вывоза промышленных товаров, при этом вводило усиленное обложение предметов роскоши. Для стимулирования роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительства ряда стран также использовали налоги. Так, в Англии в 1758 г. был введен налог с холостяков, по которому мужчины старше 25 лет, не состоящие в браке, и бездетные вдовцы того же возраста платили налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов, и 20 шиллингов, если оно достигало 300 фунтов стерлингов, и т.д. . Использование налогов для стимулирования рождаемости наиболее четко просматривалось во французском и испанском законодательстве. Так, в Испании от налогов были полностью освобождены лица, имеющие шестерых и более детей, появившихся в законном браке. В целях привлечения иностранных ремесленников, купцов, землевладельцев в ряде стран, например, в Испании, Пруссии, России, иностранцам предоставлялись различные налоговые льготы.

Финансовая наука в лице меркантилистов впервые обратила внимание на стимулирующее влияние налогов на труд и сделала соответствующие выводы относительно роли налогов на потребление. В дальнейшем голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. поставили вопрос о влиянии налогов на производство. Так, Д. Мак-Куллох (1789–1864) в своих возражениях против доводов А. Смита о вредном влиянии вызванных войной налогов на благополучие страны формулирует положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: "Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики... Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта" .

Регулирующая функция получила более полное научное обоснование на III этапе развития налоговой системы в работах ученых маржиналистской, немецкой, американской школ. К началу XX в. финансовая наука пришла к признанию регулирующей функции налогов как одной из важнейших: "Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов".

В середине XX в. были разработаны научные методы регулирования экономики с помощью налогов. Главная задача здесь принадлежит уже неоднократно упоминавшемуся ранее английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. В соответствии с его теорией именно налоги являются главным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Теория Дж. М. Кейнса выдвигает необходимость создания эффективного спроса в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия государства. Кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна содействовать притоку инвестиций, в том числе через соответствующую систему налогов и сборов. Одно из важнейших положений теории Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Налоги должны быть высокими и прогрессивными. Тогда они действуют как "встроенный стабилизатор". Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительная социальная стабильность в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Распределительная (социальная) функция налогов – следующая важнейшая функция, тесно связанная с фискальной и регулирующей функциями. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производительной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку. Распределительная функция проявляется, в первую очередь, через сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов с целью создания достаточно устойчивого уровня налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Особо важным с точки зрения реализации распределительной функции налогов является направление финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на поддержку малообеспеченных его слоев. Именно за счет такого перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Не случайно распределительную функцию часто называют социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

Уже на I и II этапах развития налоговой системы мы находим примеры отдельных попыток реализации этой функции.

В Древнем Риме при императоре Августе в 6 г. н.э. был введен налог на наследство по ставке 5%. Налог уплачивали все граждане Рима и все доходы от него направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров. В Средние века также делались попытки решать через налоги социальные проблемы. Так в XVI в. в Англии был введен налог на бедных. Целью данного налога был сбор общиной средств на содержание неимущих. Этот налог было бы правильнее назвать налогом для бедных, поскольку уплачивали налог состоятельные члены общества в интересах бедных людей. Во Франции правительство Кольбера, как уже говорилось, ввело в XVII в. налог на роскошь, который затем взимался и в ряде других стран.

В финансовой науке эта функция была теоретически обоснована в конце XIX в. в работах ученых новой исторической школы, в первую очередь, А. Вагнера, Э. Селигмена и другие. Были обоснованы способы практической реализации этой функции, в первую очередь, через введение подоходного налога, использование прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление различных льгот. Все развитые страны мира сегодня в своей налоговой политике учитывают и используют распределительную функцию. К сожалению, в современной России роль этой функции существенно снижена (к этой теме мы вернемся после того, как будут рассмотрены все функции налогов).

Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Эта функция проявилась по мере развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, а с другой – в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Одновременно эффективная реализация контрольной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Нехватка финансовых средств в бюджете сигнализирует государству о неполадках в налоговой системе и необходимости внесения изменений в налоговую систему, социальную политику, бюджетную сферу. Информация о сборе налогов наиболее достоверно говорит о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективная реализация контрольной функции налогов позволяет принимать обоснованные управленческие решения в экономической, социальной и политической сферах.

Некоторые проявления этой функции мы видим уже в I периоде, однако только в III периоде развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий позволило реализовать данную функцию в развитых странах в полном объеме.

Внешнеэкономическая функция налогов связана с проведением внешней политики государства. Речь идет об особых режимах налогообложения для предприятий отдельных стран, а также во внешней торговле. Этим целям обычно служит таможенная система, но не только она. Вспомним начало становления нашей страны. В 884 г. князь Олег, победив днепровских северян, потребовал с них легкую дань. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели: северяне, ранее платившие дань хазарам, не стали оказывать сильного сопротивления дружине Олега. Об этом узнали соседи радимичи, жившие на берегах реки Сожи. Они без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар, причем размер дани уменьшился в два раза.

Современным примером внешнеэкономической функции налогов может служить вступившее в силу с 1 января 2005 г. правительственное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов – по принципу "страны назначения".

Таким образом, в процессе развития практики налогообложения и финансовой науки были выделены пять важнейших функций налогов:

  • 1) фискальная;
  • 2) регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая);
  • 3) распределительная (социальная);
  • 4) контрольная;
  • 5) внешнеэкономическая.

Вернемся к обещанию проанализировать коротко состояние социальных процессов в нашем обществе. Мы уже говорили о том, что экономическая реформа 1990-х гг. ухудшила условия жизни большинства населения вследствие того, что очень узкий круг лиц стал обладателем основной массы государственной собственности. Реформа привела к масштабному расслоению населения по уровню доходов, причем этот процесс продолжается.

Рассмотрим динамику распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения . Первая группа с наименьшими доходами получила в 2000 г. 5,8% доходов, в 2010 г. – 5,2%. Пятая группа с наибольшими доходами получила соответственно 45,8 и 47,7% доходов. Ситуация выглядит еще хуже, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Процессу расслоения общества способствовало резкое сокращение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады, насаждается платная медицина, платное образование и т.д.

Сокращение социального неравенства может быть достигнуто целенаправленным комплексом мероприятий, среди которых определенное место занимают и налоговые механизмы. С нашей точки зрения необходимо отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуть в налоговую систему социальный налог, вновь передав его администрирование ФНС России.

Для реформирования налога на доходы физических лиц необходимо ввести Закон о соответствии крупных расходов доходам и продолжить политику расширения социальных налоговых льгот по этому налогу. Нужно модернизировать налог на имущество физических лиц так, чтобы он выполнял функции налога на роскошь. Это также относится к земельному и транспортному налогам в отношении физических лиц.

Следует вновь ввести отмененный в разгар реформ налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Необходимо упростить и снизить налогообложение малого бизнеса. Что касается основных налогов на крупный и средний бизнес, то их реформирование должно быть направлено на усиление регулирующей функции. Речь идет о том, чтобы налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость стимулировали развитие реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что прямо и косвенно будет влиять на социальный климат в стране.

В области налогового администрирования необходимо сочетание ужесточения налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнерских отношений между основной массой налогоплательщиков и налоговыми органами.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с