Центральные банки и основа их деятельности. Функции центральных банков Центральные банки и основы их деятельности

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

120. Понятие задач и функций Центрального банка и их развитие в современных условиях

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.



Центральный банк выполняет следующие основные функции:

· осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;

· является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;

· является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);

· осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет все виды банковских операций;

· осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

· определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

· задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

· установления фактов недостоверности отчетных данных;

· осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

· неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;

неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
121. Методы и инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения в России.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

Процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

122. Современные представления о сущности и функциях банка.

Сущность банка целесообразно рассматривать на макроуровне по отношению к экономике в целом, включая все многообразие реальной деятельности конкретных банков. Банк является прежде всего предприятием, произво­дящим особый, специфический продукт. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он про­изводит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления.

Сущность банка требует раскрытия его структуры. Структуру банка не следует путать со структурой аппарата управления банком. Под струк­турой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возмож­ность функционировать как специфическому предприятию (институту) В этом смысле устройство банка включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок включает банковский капитал как специфический ка­питал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшую главным его занятием (в отличие от других субъек­тов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них главным, основополагающим делом).

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфи­ческие знания в области банковского дела и управления банком.

Четвертый блок можно назвать производственным, ибо в него вхо­дят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и комму­никации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды про­изводственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и без­наличной формах.

123. Банковская система России и особенности ее современного развития. Макроэкономические факторы развития банковской системы.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить:

· степень развитости товарно-денежных отношений;

· общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

· законодательные основы и акты;

· общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, отдается предпочтение распределению, а не товарообмену, то банки не будут получать импульсов для развития, более того, в таких условиях деятельность банков может быть свернута. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков, например из соседних регионов.

Законодательная база также оказывает заметное влияние на развитие банковской системы. В некоторых странах запрещается выполнять ряд банковских операций. Так, в США законодательно запрещено выдавать банковские гарантии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства.

Однако законодательство может быть не только запретительным, а наоборот, содействовать развитию банковской системы. Так, в России начиная с 1987 г. началась коренная перестройка банковской системы, появилось большое количество коммерческих банков и небанковских учреждений, поскольку взятый правительством курс на рыночное ведение хозяйства потребовал перестройки всей банковской системы в стране.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора над деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. В отличие от коммерческих банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине XIX -- началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк -- Банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции -- в 1800 г.

Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения общих экономических функций.

Сложилась традиция особенности национального центрального банка рассматривать в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики. Поэтому, не умаляя опыт стран континентальной Европы и США, который во многом оказывается более интересным, воспользуемся той же логикой, тем более что взгляд на английскую модель может оказаться полезным для понимания роли, которую центральные банки играют в современных финансовых системах.

Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 г. -- более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология. Центральный банк выполняет функции государственного органа проведения денежно-кредитной политики, банка банков и банка правительства. Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.

Функция банка банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.

Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.

Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В 1995 г. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследуемых стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.


Традиционно Центральный банк выполняет 4 основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь ввиду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В тоже время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом (Денис Шевчук). Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрально банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Функции центрального банка России

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефенансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефенансирования, установленным ЦБ.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций ЦБ осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии КБ.

Функция реализации облигаций гос. займов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ – уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. ЦБ РФ является главным депозитарием золото-валютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ.

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральным (ЦБ) и коммерческим (КБ) банком. КБ широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных КБ, в результате

монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк называли эмиссионными или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главному положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. ЦБ сегодня является ключевым элементом кредитно-банковской системе любого развитого государства. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики.

В мировой практике применяются следующие формы организации ЦБ:

государственные ЦБ – банки, уставной капитал которых принадлежит государству (ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, др.);

акционерные ЦБ – уставной капитал формируется за счет взносов частных коммерческих банков (США);

смешанные ЦБ – более 50% уставного капитала принадлежит государству, остальное формируется за счет взносов частных коммерческих банков (Япония).

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банки России)» и другими Федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий особые функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является его целью, то есть – это не коммерческий банк. Основными целями его деятельности является поддержание устойчивости курса и покупательной способности рубля, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов и платежей. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального Банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Правовой статус Банка России :

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы России;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для решения поставленных целей ЦБ выполняет ряд функций обозначенных в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам.

Высшим органом управления Центрального Банка РФ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банков России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.


Рис. 8. Организационная структура банка России.

Ключевой функцией ЦБ является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении.

Основные цели денежно-кредитной политики :

Снижение темпов инфляции;

Обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

Снижение безработицы;

Создание условий для стимулирования экономического роста.

Эти цели достигаются путем воздействия на состояние кредита и денежное обращение в стране. На практике выбор методов денежно-кредитного регулирования сводится к маневрированию между стимулированием экономического роста (низкие % ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (высокие % ставки, снижение объемов рефинансирования и эмиссии).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества де-

нег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1) Процентные ставки по операциям Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка);

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств;

3) Операции на открытом рынке - это операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы;

4) Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование Банком России других коммерческих банков;

5) Валютные интервенции – это процесс купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) Установление ориентиров роста денежной массы . Банк России прогнозирует ориентиры роста одного или нескольких агрегатов денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств. В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16 января 2004г. «Об обязательных нормативах банков»;

8) Эмиссия облигаций от своего имени . Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

13.2. Задачи и функции центральных банков

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

13.4. Организационная структура центральных банков

13.5. Операции центрального банка

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

В ранний период развития капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем – центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения из данной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Сущность банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

13.2. Задачи и функции центральных банков

Основная задача центрального банка – сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Например, центральный банк Германии обязан в соответствии с законом обеспечивать стабильность национальной валюты; Банк Франции – сохранять стабильность цен.

Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на пять основных задач, согласно которым он призван быть:

эмиссионным центром страны , т. е. пользоваться монопольным правом выпуска банкнот;

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

«банком банков» т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор;

банком правительства , т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Для решения этих задач центральный банк выполняет определенные функции. В экономической науке до сих пор нет однозначного подхода к определению функций центральных банков.

Согласно Федеральному закону о «Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ Банк России выполняет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

– устанавливает правила проведения банковских операций;

– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациями лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими лицами;

– устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

– осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

– является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

– осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главные клиенты для центрального банка – это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

Банковские операции центральный банк может выполнять и для представительных и для исполнительных органов центральной власти, местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. В соответствие с законодательством среди клиентов – физических лиц в Российской Федерации могут быть военнослужащие, служащие Банка России и иные лица.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка выступают центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. .

Клиентом центрального банка может быть и правительство страны, для которого по его поручению проводится прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Например, Банк России во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в стране

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.

Объективной стороной денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке; субъективной – центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для регулирования массы денег в обращении центральный банк использует денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте. В процессе осуществления кредитной политики центральный банк проводит регулирование денежного оборота посредством кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Благодаря кредитной экспансии центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обороте. С помощью кредитной рестрикции центральный банк ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и уменьшает количество денежных ресурсов в экономике.

Денежно-кредитная политика центрального банка реализуется с помощью определенных методов, которые выражают собой совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Их реализация дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса

В настоящее время Банк России применяет в основном косвенные методы, предполагающие использование рыночных механизмов регулирования.

В зависимости от объекта воздействия методы денежно-кредитной политики классифицируются на: влияющие непосредственно на денежное предложение, и регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Так, если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента, с тем чтобы стимулировать или, наоборот, сдерживать инвестицию. Такая политика называется гибкой и в случае ее выбора регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально), т. е. чем больше ВВП, тем больше совершается сделок и требуется денег для их реализации.

Спрос на деньги как на средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового внутреннего продукта.

Методы денежно-кредитной политики могут быть общими, т. е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными , т. е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

Общие методы являются преимущественно косвенными оказывающими влияние на денежный рынок в целом. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:

регулирование норм обязательных резервов;

учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ;

операции на открытом рынке, или купля-продажа государственных ценных бумаг.

. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, которые они в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке. Этот метод предполагает прямое воздействие на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение нормы обязательных резервов ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.

Обязательные резервы в историческом аспекте рассматривались центральными банками в качестве экономического инструмента, призванного обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. В современных условиях изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, является наиболее простым инструментом, применяемым в целях быстрого регулирования денежно-кредитной сферы, уровня ликвидности банковского сектора.

Механизм действия этого инструмента в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных ресурсов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервных меняется величина депозитного мультипликатора. В свою очередь при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Фонд обязательных резервов, создаваемый ЦБ РФ, обеспечивает не столько ликвидность конкретного банка, сколько совокупную банковскую ликвидность. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров Банка России.

Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной базовой ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию(переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию(кредитованию банковских учреждений) .

Ставка по редисконтированию или учетная ставка эта плата взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты.

Ставка рефинансирования ЦБ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому в своей процентной политике коммерческие банки ориентируются на ставку рефинансирования.

Повышая учетную ставку, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что приводит к сокращению кредитных операций в стране. Наоборот, снижение ставок делает кредиты доступными и способствует расширению кредитных операций коммерческих банков.

Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов, и т,д., а также проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение ставки рефинансирования влияет на финансовое положение населения: при понижении ставки рефинансирования ЦБ с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции.

По состоянию на 1.11.2012 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России составила 8,25 %.

Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, центральный банк воздействует на ликвидность коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая ее в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних.

При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции на открытом рынке совершаются виде прямых покупок или продаж и в виде купли-продажи на срок с обязательством обратного выкупа на заранее оговоренных условиях (операция РЕПО).

Сущность операции РЕПО заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет два дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В Российской Федерацииоперации на открытом рынке предполагают куплю-продажу ЦБ РФ ценных бумаг (государственных облигаций и других обязательств). К государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги двух уровней: ценные бумаги федерального уровня и ценные бумаги субъектов Федерации.

С 30-х годов ХХ в.в. денежно кредитной политике ЦБ стали применять валютное регулирование, как реакция на «бегство капиталов» в условиях кризиса. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

– состояния платежного баланса;

– состояния экспорта и импорта;

– доли внешней торговли в ВВП;

– дефицита бюджета и источников его покрытия;

– экономической и политической ситуации и др.

Реальный валютный курс определяется свободным предложением по купле и продаже валюты на валютных биржах. Инструментом валютного регулирования является валютная интервенция , суть которой состоит в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном ранке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

Помимо валютной интервенции центральный банк использует административные меры, регулирующие валютный курс в направлении укрепления денежного обращения и повышения эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение «валютного коридора» способствует регулируемости валютного курса.

Российская денежно-кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов воздействия: уровень процентных ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и рефинансирование – на объемы и структуру операций банков; установление ориентиров роста денежной массы и операции на открытом рынке – на объемы денежного обращения; интервенции на валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на рефинансирование банков или регламентирование проведения отдельных видов операций могут в соответствии с российским законодательством применяться Банком России только в исключительных случаях.

Банк России самостоятельно определяет параметры и время действия инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, виды и объемы резервных требований, лимиты и порядок совершения операций и др.).

Таким образом, денежно-кредитная политика играет большую роль в государственном регулировании экономики. Применение различных методов может быть эффективным при условии, если они взаимосвязаны с налоговой и бюджетной политикой и другими формами государственного регулирования экономики.

13.4. Организационная структура центральных банков

В практике функционирования центральных банков можно выделить три модели их построения: традиционная, американская и европейская. Наибольшее распространение получила традиционная модель, примером которой являются банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

Структуру Банка России составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 рассчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В него входят 12 человек, которые за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, связанных с совершенствованием банковской системы, утверждением проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, возглавляемый председателем Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Его заседания назначаются Председателем Банка России или лицом его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Совет директоров утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; выполняет и иные функции в соответствии с законом о центральном банке.

По принципам организации и управления американская модель существенно отличается от других моделей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США. Созданная в 1913 году она дважды реформировалась – в 30 и 80-е годы

Организационная структура ФРС состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС, двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС) (см. рис. 13.1).

Таким образом, Федеральная резервная система – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы. В количественном отношении членами ФРС являются менее 40 % банков США и доля их сокращается. На долю банков – членов ФРС приходится более 85 % активов банковской системы США, что превращает систему Федерального резерва в центральный банк.

Рис. 13.1. Организационная структура ФРС

13.5. Операции центрального банка

Операции ЦБ представляют собой конкретное проявление его функций на практике и проводятся для выполнения стоящих перед ним задач. Их подразделяют на активные и пассивные.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве развитых стран служит главной и единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Центральный банк Российской Федерации также не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; согласно законодательству Банк России не может также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Ежегодно банк России составляет годовую финансовую отчетность, которая отражает операции, выполняемые им в рамках установленных полномочий.

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

Банковский надзор – это система мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, предотвращающих дестабилизирующие тенденции в развитии всей банковской системы.

Банк России определяет банковский надзор как «совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции.

Основными видами надзора являются дистанционный документарный (посредством анализа отчетности – текущий надзор) и инспекционный (посредством проверок на месте – последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные (превентивные) и принудительные меры воздействия.

Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические (с учетом целевого назначения и степени проблемности), плановые (организуемые по плану, утвержденному руководством Банка России), внеплановые (по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться по координации с налоговыми, правоохранительными и другими органами. По результатам проверок составляет акт с указанием нарушений. О необходимости их устранения кредитным организациям направляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыполнения в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересов кредиторов (вкладчиков), применяются соответствующие меры воздействия. К ним относятся:

– взыскание штрафов;

– требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в том числе изменение структуры ее активов, замены руководителей и др.;

– введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до одного года;

– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности», в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Ключевое значение для развития в России банковского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских соглашений, нацеленных на эффективное управление банковскими рисками и предусматривающих унификацию требований и стандартов банковской деятельности во всех странах. Данная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организациями: МБФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулированию и надзору (Комитет Кука), членом которого Банк России стал в 1996 году.


Укрепление банковской системы обеспечивается надлежащим банковским надзором, который осуществляет мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния) за деятельностью банков и применение мер реагирования по результатам его анализа осуществлять другие мероприятия по поддержанию стабильности денежно-кредитной системы.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с