Путин подписал закон о бюджетном правиле и объединении резервных фондов. Минфин включил бюджетное правило, цб будет сглаживать его влияние на рубль Бюджетное правило

11:37 — REGNUM Правительственный закон о бюджетном правиле Госдума приняла в третьем итоговом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 19 июля. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.

«Это правило в полном объеме вступит в действие с 2019 года, а на 2018 год предельный уровень расходов предлагается определить с учетом первичного дефицита в 1% ВВП», — отметил депутат Госдумы Глеб Хор («Единая Россия»). Он напомнил, что в ходе обсуждения проекта закона в Госдуме звучали предложения повысить используемую в новом правиле цену отсечения с 40 до 50 долларов за баррель. «Однако большинство депутатов сочло возможным сохранить предложенную правительством РФ планку в 40 долларов», — добавил парламентарий.

Дополнительные доходы от более высокой цены на нефть будут перенаправлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Изначально Минфин предлагал наполнять дополнительными доходами Резервный фонд, основная задача которого — сокращение бюджетного дефицита. Для этих же целей ведомство предлагало фактически реорганизовать ФНБ и объединить его с Резервным фондом. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что основная задача ФНБ —обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Поэтому перенаправить все средства ФНБ в Резервный фонд невозможно.

Ко второму чтению Минфин и профильный комитет изменили документ, прописав, что Резервный фонд к 1 февраля 2018 года будет ликвидирован и вольется в ФНБ. Новый Объединенный фонд возьмет на себе задачи по сбалансированности страховой пенсионной системы, финансированию дефицита федерального бюджета, а также софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Средства ФНБ можно будет использовать, в том числе, на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета в зависимости от остатка средств фонда на конец года, отметил депутат Госдумы Леонид Симановский («Единая Россия»). «Если объем размещенных на депозитах и банковских счетах в Банке России средств ФНБ превысит 5% ВВП на конец очередного года, то использование средств фонда на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ будет ограничен объемом недополученных нефтегазовых доходов, а если не превысит 5% — то 1% ВВП», — отметил парламентарий, комментируя закон.

Дополнительные нефтегазовые доходы России за первые шесть месяцев этого года уже составили 1,7 трлн рублей, рассказал «Известиям» глава Казначейства Роман Артюхин. Это больше половины прогнозируемой суммы за весь 2018 год. Эксперты поддерживают желание Минфина формировать накопления ускоренными темпами: эти средства должны стать «подушкой безопасности» на случай нового кризиса.

С этого года в России действует новое бюджетное правило. На все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель Минфин покупает валюту и направляет ее в Фонд национального благосостояния. Он призван стать новой «подушкой безопасности» взамен потраченного в кризис Резервного фонда.

В этом году Минфин рассчитывает пополнить ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами в размере 2,74 трлн рублей. Однако уже за первое полугодие поступления от продажи нефти по цене сверх $40 за баррель составили 1,7 трлн рублей. Эти средства аккумулированы на отдельных валютных счетах, рассказал «Известиям» Роман Артюхин после совместного круглого стола Московской биржи и Казначейства.

Ключевым итогом реализации нового бюджетного правила Минфин называет, в частности, снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть.

В результате при повышенном уровне волатильности нефтяных котировок в 2017–2018 годах - от $43 до $80 за баррель - колебания курса рубля по отношению к доллару сохранились в относительно узком диапазоне: от 56 до 64 рублей, отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленных Минфином.

При этом если бы не было бюджетного правила, то курс доллара сейчас бы составлял 50 рублей, говорил в июне первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Сейчас курс американской валюты держится около отметки в 62 руб./$. В конце мая с подобным заявлением выступал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, за последние три года правительство и Банк России сумели выстроить такую бюджетную и монетарную политику, что «растет цена на нефть или падает цена на нефть, это не мешало экспорту и условия были стабильными».

Однако глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бюджетное правило можно и нужно смягчить на $5 - сделать цену отсечения не $40, а $45. Это, по его мнению, могло бы позволить не повышать НДС с 18 до 20% со следующего года. А объем дополнительных доходов бюджета был бы сопоставим с теми, которые казна получит от повышения налога на добавленную стоимость - 600 млрд рублей в год.

России удалось получить больше половины запланированных на этот год дополнительных нефтегазовых доходов благодаря довольно высокой цене на нефть, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, спрогнозированная цифра в 2,74 трлн рублей, скорее всего, будет достигнута, а возможно, даже превышена. При этом эксперт уверен, что смягчать бюджетное правило не нужно, поскольку стоимость «черного золота» сложно предсказывать.

Поступления доходов в казну неравномерны, поэтому если в первом полугодии Россия заработала дополнительных нефтегазовых доходов больше, чем планировалось, то это не означает, что во второй половине года динамика сохранится, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она подчеркнула, что при составлении прогнозов по доходам исходят из средней цены на нефть и среднего курса доллара, которые могут меняться на протяжении года. По ее словам, оптимальный размер «подушки безопасности» - примерно 7% от ВВП страны. Когда этот уровень будет достигнут, бюджетное правило можно будет смягчать.

7% от ВВП России составляет порядка 7 трлн рублей. Таким образом, получается, что России нужно будет копить опережающими темпами еще три года. Предыдущий кризис показал, что «подушка безопасности» необходима. Она гарантирует возможность исполнять социальные обязательства перед населением в случае нового экономического шока.

(предложения по формированию индивидуального пенсионного капитала и налоговой реформе отправлены Белым домом на долгосрочную доработку). В понедельник закон о новых правилах подписан и президентом Владимиром ым.

Существенное изменение от первоначальной версии — замена фонда, на основе которого правительство будет копить резервы. Первоначально предлагалось сохранить Резервный фонд и перевести в него средства ФНБ, упразднив последний.

В этом случае в ФНБ какое-то время сохранялись бы средства, предназначенные для крупных инфраструктурных проектов. Против выступила , которая посчитала, что предложения содержали «риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, сбалансированности бюджета , а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов».

Уже ко второму чтению в Госдуме, в середине июня, Минфин согласился на компромисс — вместо ФНБ упразднен будет Резервный фонд. Все его остатки, если таковые еще будут на конец этого года, будут переведены в ФНБ. Пока же бюджетом на 2017 год планируется полное исчерпание средств Резервного фонда на конец этого года для финансирования дефицита бюджета.

В Минфине так легко пошли на уступки из практических соображений — многозадачность целей ФНБ уже сформировала большой пласт регулирующих документов, которые пришлось бы переписывать после перевода денег ФНБ в Резервный фонд. Наоборот, риск растратить сбережения от потенциальных лоббистов, желающих увеличить траты на инфраструктурные проекты, в подписанном Владимиром Путиным законе ограничены.

Напомним, что в 2013 году 972,5 млрд руб. были зарезервированы за 12 инфраструктурными проектами. Еще 300 млрд руб. — квота также на различные проекты. Остальное считается ликвидными средствами ФНБ, которые размещены в ЗВР или на депозитах ВЭБа, и .

Согласно новому закону все старые проекты подтверждены, но дополнительно потратить средства ФНБ на что-то другое, кроме дефицита бюджета, можно только после достижения ими порога в 7% ВВП. По данным Минфина на 1 июня, ФНБ составляет 4 трлн 192 млрд руб., или 4,7% ВВП текущего года.

Расходы ограничить

Другое важное ограничение для бюджетной политики — ограничение расходов уровнем допустимого дефицита в 1% ВВП.

На 2018 год предусмотрен переходный период, когда дефицит разрешено превышать чуть выше 1%. Этот принцип уже заложен в проект федерального бюджета на 2018-2020 годы, основные параметры которого правительством были сформированы 29 июня. Тогда правительство утвердило расходы в 2018 году на уровне 16,222 трлн руб. Доходы в следующем году составят 14,659 трлн руб. Дефицит оценивается в 1,563 трлн руб., или 1,6% ВВП. На 2019 и 2020 годы размер дефицита уже ограничен 0,8% ВВП.

На этом фоне все бюджетные согласования этим летом прошли неожиданно тихо. В июле премьер-министр провел десять согласительных совещаний по расходам федерального бюджета, ни одно из которых не привело к скандальным противоречиям, столь частым в прошлые годы. Единственный спорный вопрос о том, продлевать ли программу материнского капитала и в 2020 году, был решен сразу — программу продлили, но заморозили ее индексацию в 2018 и 2019 годах.

Но пассивная бюджетная кампания этого года не связана ни с бюджетными правилами, ни с качеством представленных Минфином лимитов бюджетных ассигнований на предстоящую трехлетку. Наблюдатели в правительстве говорят, что члены действующего кабинета, который будет распущен сразу после вступления в должность нового президента в 2018 году, не строят долгосрочных планов.

Никто в Белом доме еще не получал приглашения или гарантии на участие в новом правительстве. Также нет данных и о предстоящей экономической программе будущего президента. Следовательно, расчеты требуемых на новую программу бюджетных расходов сделать затруднительно. Август в Белом доме решено провести в массовых отпусках. Все дискуссии по расходам бюджета отложены на осень — в сентябре может появиться ясность и по экономической программе президента, и по кадровым решениям.

Меньше всего в правительстве верят в еще один постулат, который вытекает из подписанных президентом бюджетных правил. Он предусматривает формирование резервов из нефтегазовых доходов, превышающих базовую цену нефти в $40 за баррель нефти марки Urals в ценах 2017 года, которая будет индексироваться начиная с 2018 года на 2%. Таким образом, в 2018 году базовая цена составит $40,8, а в 2035-м — $57. Однако согласно прогнозам , цена не будет превышать $40 за баррель до 2019 года.

Российский Минфин накануне объявил, что запускает бюджетное правило, согласно которому начнет покупать и продавать валюту на внутреннем рынке. Таким образом, рубль станет менее зависимым от колебаний цены на нефть. Однако за изменениями курса денежной единицы РФ, вызываемыми грядущими валютными интервенциями, будет пристально следить Банк России. Он не желает возвращать рубль из свободного плавания на регулируемую почву.

Минфин: в интересах экспортеров и общей стабильности

Бюджетное правило предусматривает, что в случае превышения уровня нефтяных цен в 40 долларов за баррель Минфин будет откупать на рынке валюту на весь объем полученных дополнительных нефтегазовых доходов. Купленные доллары и евро будут направлены в резервы. В случае падения стоимости барреля нефти Urals ниже 40 ведомство начнет продавать валюту в объеме, соответствующем выпадающим доходам бюджета.

“При этом накопленный объем операций по продаже иностранной валюты не может превышать накопленного с начала проведения операций объема покупок иностранной валюты, – поясняет Минфин. – Это решение также позволит обеспечить эквивалентность объема операций на валютном рынке величине отклонения фактического объема использования (пополнения) средств суверенных фондов (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) от предусмотренного законом о бюджете в 2017 году. Таким образом, проведение операций на валютном рынке будет иметь в целом нейтральное влияние на состояние денежного рынка”.

Изначально предполагалось, что бюджетное правило будет запущено по истечении ближайшей трехлетки (2017-19), на которую уже сверстан бюджет. Однако ситуация изменилась – рубль в начале года серьезно укрепился на фоне удорожания нефти. А это, по мнению российских властей, не отвечает интересам отечественных экспортеров (нефти и газа).

Поэтому бюджетное правило и было запущено, как подчеркивает Минфин, “в целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий”. Операции купли-продажи валюты начнутся с февраля. Причем, как обещал чуть раньше министр финансов Антон Силуанов, в 2017 году все дополнительные поступления от экспорта энергоносителей будут направляться в бюджет, а средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния начнут экономить.

Напомним, что в бюджете на 2017 год предусмотрено расходование средств суверенных фондов на общую сумму 1,8 трлн рублей. Минфин ранее планировал, что Резервный фонд в нынешнем году будет окончательно исчерпан. Но растущие цены на нефть и последующее укрепление курса рубля заставило чиновников улучшить прогноз и пересмотреть планы.

Ежемесячно Минфин будет осуществлять оценку нефтегазовых доходов, которые поступят в федеральный бюджет. В расчет будут приниматься фактические цены на нефть и газ, ставки экспортных пошлин и средний курс рубля за отчетный месяц. Оценка объема дополнительных или выпадающих нефтегазовых доходов, а также месячный объем операций купли-продажи иностранной валюты на российском рынке будут публиковаться на официальном сайте Минфина ежемесячно до полудня по Москве третьего рабочего дня текущего месяца.

Журналисты Bloomberg побеседовали на условиях анонимности с некоторыми федеральными чиновниками и сообщили, что объем ежемесячных валютных интервенций Минфина может достичь 1 млрд долларов.

ЦБ: сначала надо погасить инфляцию!

Все это может означать отход от политики «плавающего рубля», чего Банк России старался не делать даже в тяжелом 2015 году. Однако ЦБ РФ считает валютные операции в объеме 50 млн долларов в день несущественными для российского рынка. В общем регулятор одобряет политику интервенций и собирается “заключать соответствующие сделки на рынке в объеме и в сроки, рассчитанные Минфином”.

“По мнению Банка России, введение в перспективе “бюджетных правил” и применение их на постоянной основе позволят обеспечить более устойчивые и предсказуемые внутренние условия развития, будут способствовать изменению структуры экономики в сторону снижения ее сырьевой зависимости. “Бюджетные правила” в сочетании с применением режима таргетирования инфляции Банком России стабилизируют реальный курс рубля, что ограничит его влияние на конкурентоспособность российских производителей”, – сказано в комментарии ЦБ.

Тем не менее Банк России посчитал нужным подчеркнуть неизменность своих подходов к денежно-кредитной политике. Регулятор, как и ранее, будет учитывать меры бюджетной политики при подготовке прогнозов и принятии решений по ключевой ставке. При этом ЦБ уверен, что валютные операции Минфина не помешают достижению целевой 4-процентной инфляции к концу 2017 года.

То, что снижение инфляции – одна из важнейших задач монетарной политики финансового регулятора, подчеркнула первый зампред ЦБ Ксения Юдаева в опубликованном сегодня интервью газете “Известия “. Она отметила, что только после достижения желанных 4% в год Банк России вернется к другой важной проблеме – пополнению золото-валютных резервов до 500 млрд долларов.

“Для нас цель по инфляции – безусловный приоритет. Это важнее достижения планки по международным резервам”, – заявила Юдаева.

Цель нарастить госрезервы до уверенных 500 млрд долларов ЦБ ставил перед собой еще в 2015 году. На данный момент их размер равен 380 млрд долларов. В последний раз ЦБ покупал валюту для пополнения резервов в мае-июле 2015 года, когда приобрел более 10 млрд долларов. В ответ американская валюта подорожала с 49 до 62 рублей, а нефть тогда колебалась в цене от 45 до 52,5 доллара за баррель.

Юдаева напомнила, что в декабрьском базовом сценарии пополнения резервов не предусмотрено. Тем не менее она не исключила, что ЦБ произведет некоторые закупки валюты в текущем году в случае изменения бюджетной политики.

Что до укрепления рубля в последние месяцы, то зампред Банка России считает его «фундаментально обоснованным», поскольку оно вызвано ростом мировых цен на нефть.

“Другое дело, что мерами бюджетной политики, которые тоже являются фундаментальным фактором, можно сглаживать колебания реального курса даже в условиях колебаний цен на нефть”, – подчеркнула Юдаева.

Рубль задрожал

В целом ЦБ РФ не ожидает спекулятивного давления на рубль от проведения Минфином операций на валютном рынке. В выпущенном сегодня комментарии пресс-службы Банка России сказано, что к этому нет никаких предпосылок. Во-первых, интервенции будут равномерными, во-вторых – незначительными, исходя из оценки объемов дополнительных нефтегазовых доходов в 2017 году. Короче, поводов для паники нет.

Валютный рынок, однако, занервничал еще вчера вечером, после объявления Минфином запуска бюджетного правила. Курс доллара на Московской бирже превысил уровень 59,5 рубля несмотря на ослабление американской валюты на мировом рынке. Курс евро подобрался вплотную к отметке 64 рубля.

Госдума сегодня одобрила во втором чтении законопроект, вводящий новое бюджетное правило и предусматривающий объединение Резервного фонда с Фондом национального благосостояния (ФНБ). Законопроект устанавливает планку цены отсечения на нефть на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года - нефтегазовые доходы, полученные свыше этого уровня, будут направляться в единый фонд.


Изменения в Бюджетный кодекс, предусматривающие новую конструкцию бюджетного правила, одобрены депутатами во втором чтении. Согласно законопроекту , расходы бюджета будут рассчитываться исходя из цен на нефть марки Urals на уровне $40 за баррель с ежегодной индексацией на 2% с 2018 года. На финансирование расходов будут распределяться только нефтегазовые доходы, рассчитанные из такой базовой цены,- все полученное при цене свыше планки будет направляться в резервы. Новое правило начнет применяться при подготовке бюджета на 2019 год.

Другое изменение - объединение средств ФНБ и Резервного фонда. По состоянию на 1 июля объем ФНБ составлял $74,2 млрд, Резервного фонда - $16,7 млрд. В условиях прогнозируемого к концу 2018 года исчерпания последнего средства ФНБ их планируется направлять как на финансирование дефицита бюджета, так и сбалансированность пенсионной системы. Как ранее пояснял заместитель главы Минфина Владимир Колычев, если общий объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, его использование предлагается ограничить выпадающими нефтегазовыми доходами. «Если меньше, этот объем предполагается ограничить 1% ВВП, чтобы сохранить минимально допустимый объем средств в суверенных фондах»,- уточнял чиновник.

Средства Резервного фонда будут зачислены в объединенный фонд не позднее 1 февраля 2018 года. До достижения объема средств ФНБ, размещенных в ЦБ, 7% прогнозируемого объема ВВП (на конец очередного финансового года или же первого или второго года планового периода), размещение средств фонда в иные финансовые активы не допускается. Исключение составят только самоокупаемые инфраструктурные проекты, финансирование которых начато до 1 января 2018 года.

Евгения Крючкова


Как возникла идея объединения внебюджетных фондов


Правительство в целом поддержало идею объединить средства Резервного фонда и Фонда национального состояния (ФНБ), предложенную в конце июня Минфином. Речь идет о возможности направлять средства ФНБ, не использованные на финансирование инфраструктурных проектов, на покрытие дефицита бюджета, после того как используемые сейчас на эти цели средства Резервного фонда будут исчерпаны. Минфину предстоит представить механизм консолидации фондов.

 
Статьи по теме:
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и
Индекс покупательной способности (ИПС)
Покупательная способность (платежеспособность) является одним из наиважнейших экономических показателей. Она обратно пропорциональна количеству денег, необходимых на приобретение различных товаров и услуг. Другими словами, покупательская способность показ
Образец иска о принудительном обмене жилого помещения
8. Переустройство и перепланировка жилого помещения. 9. Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. 11. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Аренда жилых помещений. 12. Условия и порядок принятия граждан на учет для улучшения жилищ