Государственный бюджет является основой финансовой системы. Почему государственный бюджет является главным звеном финансовой системы? С12. что такое финансовый механизм

В современном цивилизованном обществе государство ста­ло одним из действенных регуляторов экономики и для успеш­ного решения задач государству необходимы огромные денеж­ные средства, называемые государственными финансами.

Сам термин «финансы» произошел от латинского «fi-nancia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении его


начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII- XV вв. В дальнейшем термин получил международное распрос­транение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресур­сов, мобилизуемых государством для выполнения своих поли­тических и экономических функций.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономи­ческих отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределе­ния валового национального продукта.

Таким образом, финансы - это не просто денежные сред­ства государства, а именно экономические отношения, возни­кающие по их поводу. Ведь деньги надо в определенном поряд­ке собрать, рационально распределить по различным фондам (например, Пенсионный фонд, фонды развития науки, образо­вания, поддержки малого бизнеса и т. д.) и эффективно исполь­зовать.

Функции финансов:

1) аккумулирующая - создание материальной основы суще­ствования государства и обеспечение его функционирова­ния;

2) регулирующая - стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем;

3) распределительная - формирование и использование денеж­ных средств через соответствующие фонды целевого назна­чения: госбюджет, фонд соцстраха, специальные фонды, фонды предприятия;

4) контрольная - обеспечение правильности взимания нало­
гов и использования их по целевому назначению.
Совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих госу­
дарству выполнение его экономических и политических функ­
ций, называется финансовой системой. В современных услови­
ях она состоит из четырех звеньев: государственного бюджета,
муниципальных финансов, финансов государственных предпри­
ятий и специальных правительственных фондов.

Финансовая система большинства государств, в том числе и России, сегодня строится на принципе фискального федера­лизма.

Принцип фискального федерализма: функции отдельных зве­ньев финансовой системы должны быть четко разграничены. Так, правительство полностью независимо в целях, касающих-


Ся нации в целом: расходы на оборону, космос, во внешних сно­шениях государства. Местные органы власти финансируют раз­витие школ, охрану общественного порядка и т. д. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государ­ственный (федеральный) бюджет.

Госбюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом макрорегулирования. Через совре­менные бюджеты государств в развитых странах перераспреде­ляется от четверти до половины валового продукта нации.

Государственный бюджет - это финансовая программа де­ятельности государства той или иной страны, отражающая его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных госу­дарств образуется за счет налогов (90% поступлений на государ­ственном и 70% на местном уровне). С помощью налогового механизма в бюджет направляется от 30% валового националь­ного продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.

Возможны и иные источники: использование или продажа госсобственности - земли, зданий, предприятий, золота.

Расходы бюджета идут по двум основным направлениям:

1) государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений, оборудования и продуктов питания для школ, больниц, армии; оплата труда работников бюджетной сфе­ры и пр.);

2) государственные выплаты из бюджета (трансфертные пла­тежи): пенсии, пособия, дотации и т.д.

В зависимости от соотношения между доходами и расхо­дами госбюджета различают:

1) бюджет с профицитом, с превышением доходов над расхо­дами;

2) сбалансированный бюджет, т.е. с равновесием между дохо­дами и расходами;

3) бюджет с дефицитом, при котором доходных сумм не хва­тает, чтобы покрыть расходы.

Бюджетный дефицит - это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы.

Как решить проблему дефицитности госбюджета?

Первый способ - сократить расходы бюджета. Это самый простой, но и самый болезненный путь, ибо страдать в первую очередь будут незащищенные слои общества из-за урезания со-


циальных программ, ведь государство обычно финансирует не­рыночные сферы. Этот путь «бьет» по социальным программам.

Второй способ - увеличить доходы. Это самый лучший, но самый трудновыполнимый путь. Увеличение доходов возмож­но как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения. Могут быть и другие источники, например, выручка от приватизации госсобственности.

Третий способ - денежная эмиссия. Это самый легкий, но самый опасный и порочный путь. Общенациональный рынок немедленно отреагирует на это скачком цен. Бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией.



Четвертый способ - госзаймы у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций. Мера эта бюджет не спасает, она лишь переводит бюджетный дефи­цит в разряд госдолга.

Государственный долг - это сумма задолженности государ­ства по еще не погашенным внутренним и внешним займам (сам долг и начисленные по нему проценты).

Проблемы бюджетного дефицита и государственного дол­га экономисты оценивают по-разному.

Может ли большой внутренний государственный долг (за­долженность правительства населению) каким-то образом при­вести к банкротству правительства? К. Макконнелл и С. Брю отвечают на этот вопрос категорическим «нет». Нет никакой необходимости погашать долг, его нужно только реинвестиро­вать. На практике, как только подходит срок платежа по какой-то части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплаты по которым наступил (в условиях деп­рессии фискальная политика была бы ошибочной). Правитель­ство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям по­гашенных облигаций.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно осуществлять процентные платежи.

От внутреннего долга, который население «должно само себе», нужно отличать внешний долг.

Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Этот долг, безусловно, является


Бременем, так как требует передачи реального выпуска продук­ции в распоряжение других стран.

По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 г. составлял 119,7 млрд дол. США; на 1 января 2005 г. он уменьшился до 110,5 млрд дол. Основная часть долга приходится на страны-члены Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредито­рами России являются Германия, Италия, Франция, Япония.

Проблемы бюджетных дефицитов, займов и долгов много­гранны и сложны. Но несомненно то, что радикальный путь к финансовому здоровью нации - это стабильная и эффективная экономика и рациональная жизнь общества по средствам.

Тесно с понятием «деньги» связано другое понятие - «финансы».

Финансы являются важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества. Это обобщающий экономический показатель, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

Сущность финансов составляют экономические отношения , которые возникают в процессе движения денежных средств, фондов. Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане . По поводу использования денежных фондов между ними и складываются определенные взаимные финансовые отношения.

Таким образом, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. В современном обществе финансы выполняют четыре основные функции : распределительную, контрольную, аккумулирующую и регулирующую.

Распределительная функция финансов проявляется в том, что они активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками производства, отраслями хозяйства, регионами, сферами материального производства и социально-культурной сферой. Распределительная функция проявляется в первичном распределении стоимости созданного продукта и формировании первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.

Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса, на все уровни управления экономикой. В России они проявляются на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, на местном уровне.

Контрольная функция заключается в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта. Через контрольную функцию можно узнать:

а) как сказываются пропорции в распределении денежных средств на состоянии экономики и экономических агентов;

б) насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования;

в) экономно и эффективно ли они используются и др.

Аккумулирующая функция финансов заключается в концентрации средств и создании материальной базы существования и функционирования государства.

Регулирующая функция финансов способствует стимулированию деятельности хозяйственных субъектов и субъектов финансовых отношений с целью развития производства и решения социальных задач.

Институты, которые организуют финансовую работу в обществе, образуют финансовую систему страны . Финансовая система включает: государственные органы управления финансами (макроуровень); финансовые службы предприятий, учреждений и организаций (микроуровень); специализированные финансовые институты или финансовые посредники.

Совокупность же экономических отношений по поводу формирования и использования целевых денежных фондов составляет систему финансов , основой которой является бюджет .

Бюджет – это официальная, принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. Если расходная часть превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом (недостатком). Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета (положительное сальдо), или профицит.

Виды бюджетов различны: государственные, республиканские, региональные (окружные, областные, краевые), местные (городские, поселковые). Именно поэтому в системе финансов различают : государственные и муниципальные финансы; финансы предприятий, организаций, учреждений; финансы домохозяйств.

В экономической жизни любой страны важную роль играет гос­бюджет . Он является стержнем финансовой системы государства . Что же такое государственный бюджет?

Государственный бюджет - это смета, роспись вероятных до­ходов и расходов государства в течение определенного периода, обычно за год, обеспечивающая условия функционирования на­циональной экономики. Госбюджет, как и любой бюджет, состоит из двух основных частей: доходной и расходной: См. презентацию

Доходная часть представляет перечень источников дохода, по­ступлений денежных средств в бюджет с указанием каналов посту­плений и обшей суммы дохода.

Расходная часть - это перечень направлений расходования бюджетных средств с указанием конкретных сумм расхода. Обыч­но принято составлять годовые бюджеты, в которых доходы и рас­ходы по отдельным статьям бюджета исчислены в суммарном вы­ражении за год

Соотношение между доходами и расходами государства отра­жается в балансе . Активный баланс госбюджета имеет место тогда, когда доходная часть превышает расходную. И наоборот, если рас­ходы превышают доходы государства в течение определенного пе­риода (обычно год), то образуется дефицит бюджета. Бюджетный дефицит не страшен, если он обусловлен эффек­тивным вложением государственных средств в экономику, которые в будущем возместят затраты за счет роста эффективности и при­быльности производства.

К сожалению, значительный дефицит го­сударственного бюджета России в 1990-е годы является результатом кризиса в экономике. В связи с этим остро стоит задача достижения более высокого уровня сбалансированности бюджета, прежде всего путем снижения государственных расходов практически по всем статьям. Лишь в результате стабилизации экономики, подъема и повы­шения ее эффективности в перспективе возможно оздоровление финансов и сведение доходов и расходов бюджета России без де­фицита.

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков; это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг разделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпускам в обращение бумажных денег, государственных облигаций и др. государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Внешний государственный долг – это задолженность государства организациям и гражданам иностранных государств или международным финансовым структурам (Мировой банк, Международный валютный фонд и др.). Для его погашения и выплаты процентов используется процедура рефинансирования. В этом случае со старыми долгами рассчитываются государственными ценными бумагами нового выпуска.

Внешний долг – это долг в иностранной валюте. У России на начало 2001 г. он составлял около 140 млрд. долларов. Погашение этого долга происходит путем передачи товаров и финансовых средств другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Мерами по сокращению государственного долга являются: уменьшение расходов на военные нужды; сокращение численности вооруженных сил; конверсия военного производства; приватизация или закрытие малорентабельных предприятий государственного сектора; сокращение других государственных расходов.

Поскольку основным источником средств, поступающих в государственную казну, являются налоги (в доходах государства они составляют от 80 до 90% всех поступающих денежных средств), о них следует поговорить отдельно.

Программа курса

Тема 1. Основные понятия финансов.
Тема 2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы.
Тема 3. Региональные и местные бюджеты.
Тема 4. Внебюджетные фонды.
Тема 5. Финансы страхового рынка.
Тема 6. Финансы предприятий и организаций.
Тема 7. Основы финансового контроля и регулирования.
Тема 8. Понятие и сущность денег.
Тема 9. Денежное обращение и денежная система.
Тема 10. Основы монетарной политики.
Тема 11. Понятие и сущность кредита.
Тема 12. Основы регулирования и функционирования кредитной системы.
Глоссарий

Лекция 1. Основные понятия финансов

1. Экономическая сущность финансов.

2. История финансов и финансовых отношений.

3. Финансовая система и финансовая политика.

Лекция 2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

1. Функция государственного бюджета.

2. Общие принципы построения государственного бюджета.

3. Расходы государственного бюджета.

4. Доходы государственного бюджета.

5. Секвестр расходов.

6. Бюджетный процесс.

Лекция 3. Региональные и местные бюджеты

1. Принцип бюджетного федерализма.

2. Отношения между бюджетами различных уровней.

3. Расходы региональных и местных бюджетов.

4. Доходы региональных и местных бюджетов.

Лекция 4. Внебюджетные фонды

1. Цель создания и функционирования внебюджетных фондов.

2. Основы регулирования деятельности фондов.

3. Виды доходов и расходов фондов.

4. Взаимосвязь фондов с другими звеньями финансовой системы.

Лекция 5. Финансы страхового рынка

1. Понятие, сущность и место страхования в финансовой системе.

2. Участники страхового рынка.

3. Основы регулирования деятельности участников страхового рынка.

Лекция 6. Финансы предприятий и организаций

1. Принципы корпоративных финансов.

2. Роль финансов предприятий в перераспределении общественных благ.

3. Финансовое регулирование деятельности предприятий.

4. Основы финансового анализа деятельности предприятий и эффективности функционирования их финансов

Лекция 7. Основы финансового контроля и регулирования

1. Функции и сущность финансового контроля.

2. Виды и методы финансового контроля.

3. Санкции финансового контроля.

4. Фискальное регулирование экономики.

Лекция 8. Понятие и сущность денег

1. Историческое развитие денег.

2. Функции денег.

Лекция 9. Денежное обращение и денежная система

1. Понятие денежного обращения.

2. Элементы денежной системы и их взаимодействие.

3. Законы денежного обращения.

4. Инфляция: понятие, суть и виды.

5. Последствия инфляционного воздействия на денежное обращение.

Лекция 10. Основы монетарной политики

1. Причины возникновения и основные постулаты монетаризма.

2. Методы денежного регулирования экономики.

3. Функция центрального (эмиссионного) банка.

Лекция 11. Понятие и сущность кредита

1. Понятие кредита.

2. Функции кредита.

3. Классификация кредита.

Лекция 12. Основы регулирования и функционирования кредитной системы

1. Понятие кредитной системы. Банки и банковские операции.

2. Регулирование наличных и безналичных расчетов.

3. Рынок ценных бумаг.


I. Финансы и финансовая система

Тема 1. Основные понятия финансов

Основные понятия и функции финансов

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Наглядно суть финансов и их составные компоненты можно представить следующим образом:

Финансы - отношения по

Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.

Каковы функции финансов? Принято выделять три функции, суть которых можно представить следующим образом:

Функции финансов
Распределительная Контрольная Регулирующая
В процессе производства и торговли возникают различные доходы - прибыль предпринимателя, доход его работников, торговая наценка посредников и т.д. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия (добровольного либо принудительного) части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д. К примеру, срок окупаемости железнодорожного транспорта или метрополитена может достигать десятки лет. Это означает, что далеко не каждая корпорация, фирма или банк смогут позволить себе подобные инвестиции; роль инвестора в подобных малоэффективных и низко рентабельных отраслях берет на себя государство. Для постройки железной дороги и метрополитена требуются колоссальные средства - их аккумулирование и расходование осуществляется при помощи распределительной функции финансов. А куда расходовать (на что распределить) ресурсы? Ведь они ограничены, и из двух проектов строительства железной дороги необходимо выбрать наиболее оптимальный. На подобные вопросы можно ответить, использовав контрольную функцию. Функционирование общества и взаимодействие его членов возможно благодаря тому. Что существуют и постоянно совершенствуются механизмы контроля и управления. В этом смысле финансы более чем «демократичны», поскольку имеют многочисленные механизмы контроля за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Представим себе указанных ранее работников и предпринимателей, у которых изымается весь доход и накопления: теряется сама суть расширенного воспроизводства и повышения рентабельности. Финансы позволяют регулировать (при участии этих работников и предпринимателей) норму изъятия их денежных средств. Представим также, что Собранные таким образом средства расходуются не на метрополитен, а на ведение ненужной войны или строительство дачи чиновнику. Было ли тогда оправдано создание централизованного фонда ресурсов? Скорее всего, нет. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально. Представим теперь, что ресурсы были аккумулированы, правильно (по крайней мере, по формальным признакам верно) были выбраны пути инвестирования, к примеру, строительство гидроэлектростанции. Однако в результате постройки выяснилось, что были затоплены ценные сельхозземли, и прилежащие районы переживают экономическую стагнацию. Как помочь людям выровнять уровень развития их района и сравнять его со среднегосударственным? Как создать современное производство, которое могло бы способствовать замедлению оттока молодежи и в перспективе принести повышение жизненного уровня населения этого района? Один из путей - предоставить ресурсы, необходимые для выправления сложившейся ситуации, постройки завода по производству компьютеров, обеспечения жителей жильем и т.д. Эти ресурсы могут быть предоставлены банком или финансовой компанией. Но они вряд ли захотят осуществлять долгосрочные и пока не сулящие высоких прибылей вложения, тем более. Что в определенной степени речь не идет о получении прибыли, а о предоставлении помощи оказавшимся в беде людям. Предоставлении дотации государственным бюджетом в таком случае характеризует третью – регулирующую - функцию финансов.

Что же является основой для того, чтобы финансы могли осуществлять описанные функции? Безусловно, основой является материальная предпосылка аккумулирования и распределения ресурсов. Выше использовался термин «общественное богатство», который необходимо уточнить: материальной основой финансов является национальный доход.

Национальный доход представляет собой добавленную стоимость, т.е. то улучшение товара, работы, услуги, которое на каждой стадии взаимодействия производителей, посредников и потребителей «добавляется» каждым из них. Для того, чтобы студент ИДО мог получить диплом РУДН, кто-то должен его напечатать на гербовой бумаге, для чего кто-то, в свою очередь должен эту бумагу изготовить из сырья (несложно достроить цепочку: кто-то должен срубить дерево, обработать его и т.д.) На каждой стадии изготовления бумаги каждый работник «добавлял стоимость», т.е. вкладывал свой труд и ресурсы, что увеличивает цену конечного продукта. Так вот, совокупность всех доходов, которые были получены каждым работником на стадии обработки и продажи продукта, называется национальным доходом (он может быть подсчитан путем сложения всей вновь созданной стоимости и вычитания стоимости, потребленных в ходе ее создания ресурсов).

Национальный доход является основой финансов. Через два главных компонента национального дохода - фонды накопления и фонды потребления - происходит аккумулирование и распределение ресурсов общества, выравнивание пропорций и тенденций экономического развития и контроль за правильностью указанных мер. Если показатель национального дохода сокращается, то это служит верным знаком к тому, что финансовые отношения необходимо корректировать (к примеру, уменьшить размер обязательных изъятий дохода работников и предпринимателей, либо начать жить «по средствам» - сократить расходы и вложения в неэффективные отрасли).

Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная часть функционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит из нескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогноз социально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

В течение последующих четырех месяцев территориальными органами исполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати. Бюджетное послание Президента включает:

(1) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;

(3) основные направления бюджетной политики РФ;

(4) сведения о государственных доходах на территории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палате в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджета РФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушивается постатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трех недель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаются постановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений в постановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человек из равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссии утверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собрания о санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований, как на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае не санкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотрения проекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета и готовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета. Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. При рассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основным характеристикам:

· верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);

· пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения по указанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленного проекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключений комиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводное заключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад о бюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо.

Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентская комиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном Президентом.

В случае не утверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Федеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его в парламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае применения

Президентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетного года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается парламентом простым большинством голосов.

Вопросы:

1. Перечислите функции государственного бюджета.

2. Охарактеризуйте общие принципы построения государственного бюджета.

3. Что относится к бюджету расходов и бюджету развития.

4. Перечислите федеральные налоги.

Статья 9. Самостоятельность бюджетов

Республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований являются самостоятельными.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

1. закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;

2. отчисления по регулирующим доходным источникам;

3. дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в рамках законодательства РСФСР. Самостоятельностью бюджетов означает, помимо наличия собственных источников, также право определять направления их использования и расходования. Таким образом, самостоятельность бюджетов является основным и важнейшим элементом бюджетного федерализма. Другой элемент - это точная процедура взаимоотношений бюджетов.

Статья 1

Общие принципы обложения налогами и сборами, определяющие виды налоговых платежей, размер отчислений по регулирующим доходным источникам, нормативы и механизм распределения доходов между федеральным и _________ бюджетами определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 2

Формирование бюджета ______________, а также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом ______________ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти _________ в пределах своей компетенции определяют вопросы бюджетного устройства и бюджетного процесса в _______________.

Статья 3

Органы исполнительной власти _______________ обеспечивают своевременное и полное перечисление в федеральный бюджет поступивших налогов и других платежей согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Статья 4

В целях ускорения расчетов между бюджетами и сокращения встречных финансовых потоков финансирование федеральных программ и организаций, расположенных на территории _______________ и финансируемых за счет средств федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов и смет федеральных органов исполнительной власти через Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, осуществляется путем прямого перечисления сумм с расходного счета территориального управления федерального казначейства по _________________ в пределах доходов федерального бюджета, собираемых на территории ________________. [далее заключительные положения - вступление Соглашения в силу, срок действия и процедура продления, др.]

Что касается разграничения налоговых платежей между бюджетами, то обычно это достигается либо закреплением за различными бюджетами различных налогов, либо закреплением за бюджетами нижестоящего уровня части собираемых налогов. Так, в России налог на прибыль «имеет две ставки» - 13% зачисляются в федеральный бюджет, а от 22 до 30% - региональный. Также закреплены «двойные» ставки на акцизы, НДС, подоходный налог, платежи за пользование теми или иными ресурсами.

Помимо разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то, что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах.

В исключительных случаях при недостаточности средств местных бюджетов на возмещение расходов по сообщению финансовых органов Министерство финансов Российской Федерации производит авансовое перечисление средств на эти цели с последующим их зачетом согласно представленной финансовыми органами установленной отчетности. Авансовые поступления отражаются в учете исполнения бюджета в финансовых органах как средства, полученные из республиканского бюджета Российской Федерации. Так, из общегосударственного бюджета могут возмещаться расходы на содержание органов государственной власти, расходы, связанные с обеспечением деятельности народных депутатов, возмещение расходов по уплате разницы в процентных ставках, возмещение ущерба, причиненного гражданам, возмещение ущерба и расходы на выплату компенсаций реабилитированным гражданам, выплата компенсаций жертвам политических репрессий, расходы, связанные с хранением, ремонтом, пересылкой, перевозкой конфискованного имущества и кладов, которые подлежат передаче в федеральную собственность, расходы на выплату льгот и компенсаций и другие расходы.

Основой взаимоотношений между бюджетами различных уровней является необходимость достижения так называемого минимального бюджета, т.е. проводимого в соответствие с закрепления в соответствии с социальной политикой определенных гарантий для жителей данного региона. Минимальный бюджет представляет собой расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти.

Расходная часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти на основании действующих актов законодательства в пределах его финансовых возможностей. Разработка минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Парламента, производится Правительством.

Расходная часть минимального бюджета определяется:

а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:

· согласованной с вышестоящим органом власти в установленном законодательством порядке суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;

· решениями вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и нормативов;

· изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;

б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития данного национально-государственного или административно - территориального образования.

И, наконец, взаимоотношения между бюджетами строятся на основе уважения закрепленных законодательством либо договором право и обязанностей. Это гарантируется тем, что органы государственной власти обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам в результате принятия указанными органами с превышением своей компетенции решений по бюджетным вопросам. Причиненный ущерб подлежит возмещению за счет средств соответствующего бюджета на основании решения суда или арбитражного суда.

Тема 4. Внебюджетные фонды

Участники страхового рынка.

Всех участников страхового рынка можно условно представить следующими группами:

Покупатели Посредники Продавцы Государство
Страхователи Страховые агенты и страховые брокеры Страховщики Контролирующие органы
Лица, испытывающие потребность либо обязанные по закону страховать свою жизнь, имущество либо ответственность. Это те, чьи финансовые ресурсы «изымаются» страховщиком и передаются в другие сегменты финансового рынка Лица, которые сводят спрос и предложение. Страховые агенты выступают от имени страховщика, а страховые брокеры – от своего имени, но и те, и другие – по поручению страховщика. Должным образом лицензированные субъекты страхового рынка - в подавляющем количестве случаев юридические лица (включая государство). Именно они аккумулируют средства страхователей и размещают эти средства в надежные и ликвидные активы Речь идет о тех случаях, когда государство не участвует в страховых отношениях в качество представителя одной из трех ранее перечисленных групп. Имеется в виду участие государства в регулировании страхового рынка, что осуществляется различными способами (речь о них пойдет ниже)

Таблица 1

Под знаком «З» обозначаются затраты (на приобретение активов и увеличение оборотного капитала), учитываемые со знаком «минус»; под знаком «П» - поступления (от их продажи и уменьшения оборотного капитала), учитываемые со знаком «плюс».

При этом строка (5) = (1) + (2) + (3) + (4) ф1(t) = строка (7) = (5) + (6).

Ликвидация относится к графе «Шаг Т». Расчет чистого потока реальных денег на стадии ликвидации объекта - см. таблицу 4 и пояснения к ней.

Поток реальных денег от операционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат (см. таблицу 2):

Таблица 2

Наименование показателя Значение показателя по шагам
Шаг 0 Шаг 1 Шаг 2 ... Шаг Т
Объем продаж
Цена
Выручка (=1х2)
Внереализационные доходы
Переменные затраты
Постоянные затраты
Амортизация зданий
Амортизация оборудования
Проценты по кредитам
Прибыль до вычета налогов
Налоги и сборы
Проектируемый чистый доход
Амортизация (=7+8)
Чистый приток от операций (=12+13)

При этом строка (12) = (10) - (11), строка (13) = (7) + (8), ф2(t) = [ф+(t)] = строка (14) = (12) + (13), а строка (10) равна для проекта в целом: строка (10) = (3) + (4) - (5) - (6)- (7) - (8), для реципиента строка (10) = (3) + (4) - (5) - (6) - (7) - (8) - (9).

Поток реальных денег от финансовой деятельности включает в себя следующие виды притока и оттока реальных денег (см. таблицу 3):

Таблица 3

При этом для проекта в целом:

фз(t) = строка(6) = (1) + (2) + (3) - (4), (3.5), а для свободных средств реципиента:

фз(t) = строка(6) = (1) + (2) + (3) - (4) - (5).

Чистая ликвидационная стоимость объекта (чистый поток реальных денег на стадии ликвидации объекта) определяется на основании данных, приводимых в таблице 4.

Таблица 4

Наименование Земля Здания и т.д. Машины, оборудование Всего
Рыночная стоимость
Затраты (Таблица 1)
Начислено амортизации
Балансовая стоимость на Т-м шаге
Затраты по ликвидации
Доход от прироста стоимости капитала нет нет
Операционный доход (убытки) нет
Налоги
Чистая ликвидационная стоимость

Порядок оценки ликвидационной стоимости объекта при ликвидации его на Т-ом шаге (первом шаге за пределом установленного для объекта срока службы) следующий.

Рыночная стоимость элементов объекта оценивается независимо, исходя из тех изменений, которые ожидаются в районе его расположения. Балансовая стоимость объекта для шага Т определяется как разность между первоначальными затратами (строка 2) и начисленной амортизацией (строка 3), т.е. строка 4 = строка 2 - строка 3. При этом величина амортизации определяется из таблицы 2. Прирост стоимости капитала (строка 6) относится к земле и определяется как разность между рыночной (строка 1) и балансовой (строка 4) стоимостью имущества. Операционный доход (убытки), показываемый по строке 7, относится к остальным элементам капитала, которые реализуются отдельно, т.е. строка 7 = строка 1 - (строка 4 + строка 5). Чистая ликвидационная стоимость каждого элемента представляет собой разность между рыночной ценой и налогами, которые начисляются на прирост остаточной стоимости капитала и доходы от реализации имущества, т.е. строка 9 = строка 1 - строка 8.

Совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, образует финансовую систему. Финансовая система России делится на две подсистемы: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Первые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, вторые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. В свою очередь общегосударственные финансы подразделяются на государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя государственные, муниципальные, частные, акционерные, арендные и общественные финансы. Общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов различаются методами формирования и использования денежных средств. Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются для распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Финансы предприятий – это децентрализованные фонды денежных средств, создающиеся из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Это имеющий силу закона финансовый план государства. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По своей экономической сущности госбюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении НД в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Государственный бюджет можно рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Он выполняет 2 функции:

1) распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей;

2) контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и в каком объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как они распределяются и используются.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение НД, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования. Государство использует бюджет для регулирования экономики с помощью маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять различные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит рост НД, решение социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и совокупного предложения, создание необходимой инфраструктуры.

Бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы используются на общегосударственные потребности. Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени. К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования государственного и муниципального имущества;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

3) прибыль Центрального банка;

4) доходы от приватизации государственной собственности;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) поступления от внебюджетных фондов.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В расходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Эти отношения проявляются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальными называются расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.

В экономической литературе встречается и другая классификация расходов бюджета. В этом случае расходы делятся на 2 части:

1) государственные закупки товаров и услуг;

2) трансфертные выплаты.

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджета возможны три финансовые ситуации:

1) дефицит бюджета (доходы меньше расходов);

2) бюджетный излишек или профицит (доходы больше расходов); 3) сбалансированный бюджет (доходы равны расходам).

В качестве общих для всех стран причин возникновения дефицита бюджета можно назвать следующие: 1) падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста национального дохода; 2) уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет; 3) увеличение бюджетных расходов; 4) непоследовательная финансово-экономическая политика.

Бюджетный дефицит может быть хроническим и краткосрочным. Хронический дефицит или долгосрочная несбалансированность бюджета связана с наличием разрыва между доходами и расходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер , если несоответствие доходов и расходов ограничивается рамками одного года.

При дефиците бюджета должны быть указаны источники его финансирования. Бюджетный дефицит до 10% суммы доходом считается допустимым, а больше 20% - критическим. В случае превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников в вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на определенное число процентов (5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат статьи, называемые защищенными. Это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

Основными мерами по снижению бюджетного дефицита являются конверсия, переход от финансирования к кредитованию, постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям, снижение расходов на управление государством, изменение системы налогообложения, повышение роли местных бюджетов.

Существуют три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1)выпуск государственных займов, 2) ужесточение налогообложения, 3) выпуск денег. Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве источников финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой государственный долг. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги, которые будут оплачивать последующие поколения. Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансирует государство.


Введение...…………………………………………………………………………...3

1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4

1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета...…….5

1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6

1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики.. ……………………………………………………………………………………….10

2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13

2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13

2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16

2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21

3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24

3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики...28

Заключение …….…………………………………………………………………...32

Список использованных источников..……...………………………………….....34

Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36

Приложение Б …..………………………..........................................................…...37

Приложение В ………………………………………………………………..…….38

Приложение Г………………………………………………………………………39

Приложение Д ……………………………………………………………………...40

Приложение Е ……………………………………………………………………...41

Приложение Ж …………………………………………………………………......42

Приложение И ……………………………………………………………………...43

Приложение К ……………………………………………………………………...44

Приложение Л ……………………………………………………………………...45

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной власти экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

Выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;

Рассмотреть строение государственного бюджета;

Проанализировать современное состояние госбюджета РФ;

Изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;

Исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;

Предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Предметом исследования является роль государственного бюджета РФ в реализации государственной финансовой политики в направлении оптимизации доходов и повышения эффективности бюджетных расходов.

Объектом курсовой работы является государственный бюджет РФ.

При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете РФ на 2008 - 2010 года, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Федеральной Службой Государственной Статистики, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.

1. Государственный бюджет как экономическая категория

1.1 Социально-экономическое значение и основные функции

бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget - сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия "бюджет", что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет - это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:

    в России бюджетный год совпадает с календарным годом.

Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

а) это экономические отношения;

б) они всегда носят денежный характер;

в) характер этих отношений всегда распределительный;

г) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования .

Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с