Московский государственный университет печати. Финансовая система и фискальная Финансовая система государства и налоговая политика

Финансы, которыми обладает государство, являются важным и эффективным рычагом воздействия на экономику.Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство и связанных с ними экономических отношений. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой .

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Задачами финансовой политики являются:

ü обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

ü установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

ü организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

ü выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

ü создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимо переплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: фискальную и бюджетную политику.

Фиксальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.Фиксальная политика – это политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета, и планируемых изменений государственных расходов, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Кпрямым относятся способыбюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощьюкосвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играетсистема налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и увеличения темпов экономического роста, т.е. улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Однако все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов M G показывает, насколько возрастаетВНП в результате увеличения этих расходов на закупку товаров (G) и услуг и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MPS):

или M G =1/ MPS.

Мультипликационный эффект государственных расходов обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от государственных расходов (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆ВНП = ∆G× M G.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Динамика налогов (∆Т), подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPС) к предельной склонности к сбережению (MPS):

Мт = MPС/ MPS или Мт = ∆ВНП/∆Т.

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать.

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (∆ВНП = ∆G = ∆T).

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста . Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов .

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных налогов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Прогрессивное налогообложение;

Государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

В целом встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

Среди рычагов влияния на совокупный спрос, а следовательно, и на макроэкономическое равновесие существенное место занимает финансовая система общества и соответствующая финансовая политика государства. Рассмотрим ее.

Сущность финансов и их роль в рыночной экономике

В системе экономических отношений общества с рыночной экономикой значительное место занимают отношения по поводу движения денег. На их основе и возникают отношения, которые называются финансовыми. Название происходит от латинского слова financia, что означает платеж, доход. Этот термин, как отмечают специалисты, стал широко использоваться с XIII века, позже стал распространенным во всем мире и сейчас используется как в хозяйственной практике, так и в экономической науке. Рассмотрим суть финансовых отношений.

Они возникают на основе движения денег. Но не все денежные отношения являются финансовыми. Это лишь те из них, что связаны с движением денег в виде их определенных фондов. Финансы - это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Эти отношения не включают движение денег, полученных от обмена товаров, вступления в наследства, дарения и тому подобное. К финансовым отношениям относятся только те, которые связаны с формированием специальных фондов, которые имеют строго определенные принципы их распределения и использования.

Функционирование финансов связано с денежным оборотом. Но сам себе он не является причиной их использования. Финансовые отношения обусловлены потребностью субъектов экономической деятельности в обеспечении нормальных условий для ее осуществления и восстановления, с одной стороны, и потребностями реализовать свои функции со стороны государства, с другой. Главное назначение финансов - обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта хозяйственной деятельности, каждой государственной структуры, а следовательно, и общества в целом достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами, то есть созданием условий для нормального воспроизводства социально-экономической жизни общества.

Финансовые отношения общества включают несколько составляющих. Это, во-первых, финансовые отношения между государством и субъектами хозяйственной деятельности. Они составляют, с одной стороны, отношения по изъятию государством у субъектов хозяйствования определенных средств через платежи в государственный бюджет и отчисления в различные фонды государственных организаций. С другой стороны это - отношения относительно предоставления средств государством субъектам хозяйствования через системы платежей и государственных закупках и разного рода субвенций, дотаций, льгот по кредитам и тому подобное.

Во-вторых, это финансовые отношения между государством и так называемыми бюджетными организациями, через которые происходит финансирование таких организаций.

в-третьих, это финансовые отношения между государством и физическими лицами, которые, с одной стороны, включают отношения выплаты физическими лицами различных обязательных платежей государству, прежде всего, налогов, а с другой - это отношения, через которые государство осуществляет различного рода выплаты определенным категориям населения (пенсии, помощь, субсидии и тому подобное).

Четвертую группу составляют отношения между самими субъектами экономической деятельности. Они проявляются как через формирование и использование различных фондов денежных средств такими субъектами, так и через штрафные санкции при нарушении определенных обязательств.

Следующей группой финансовых отношений являются отношения между структурными подразделениями крупных предприятий и их объединений, а также между предприятиями и их работниками.

Функционирование финансовых отношений связано с определенными институтами, которые обеспечивают их реализацию. Совокупность финансовых отношений общества и учреждений и организаций, обеспечивающих их нормальное функционирование, образуют финансовую систему страны. Последняя включает три взаимосвязанные подсистемы: государственные финансы, финансы экономических субъектов и финансы населения (физических лиц) (см. схема 15.1).

Государственные финансы - это система денежных фондов, сосредоточенных в распоряжении государства и предназначенных для обеспечения свойственных им функций, и совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются.

Государственные финансы включают такие элементы, как государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды занятости населения, социального страхования, социальной защиты и другие государственные фонды целевого

Схема 15.1. в

назначение. Они выполняют ведущую роль во всей финансовой системе общества. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (от 1/3 в Японии до 2/3 в Швеции). В Украине эта доля составляет менее половины ВВП.

Государственные финансы, прежде всего, обеспечивают предоставление так называемых общественных благ, осуществляя перераспределение экономических ресурсов в пользу производителей таких благ. С помощью государственных финансов осуществляется перераспределение доходов и имущества с целью выполнения государством социальной функции, связанной с оказанием помощи социально незащищенным слоям населения. Важную роль играют государственные финансы в обеспечении нормального функционирования государственного сектора экономики. Государственные финансы выступают важным фактором стабилизации экономики. Мобилизованы через государственные финансы средства используются для осуществления мероприятий по регулированию занятости и цен, особенно в периоды экономических спадов.

Второй составляющей финансовой системы являются финансы субъектов экономической деятельности. Они состоят из двух элементов - финансов предпринимательских структур и финансов неприбыльных и общественных организаций. Финансы предпринимательских структур - это система денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства предпринимательской структуры. Они приобретают форму основных и оборотных фондов, прибыли, амортизационных отчислений, страховых фондов и тому подобное. Объектом этих финансов является доход от предпринимательской деятельности, при распределении которого и формируются фонды денежных средств и платежи и взносы в государственные фонды. Фонды субъектов предпринимательской деятельности направляются на осуществление инвестиционных и других расходов. Финансы предпринимательских структур выступают базовым элементом финансовой системы, поскольку именно благодаря им создается внутренний валовой продукт, который служит источником всех видов финансов.

Финансы населения или физических лиц - это фонды денежных средств, формирующихся из доходов физических лиц. их еще называют финансами домохозяйств. Это та часть доходов домохозяйств, которая используется для покупки ценных бумаг или формирование личных фондов - пенсионного, медицинского страхования и других. их назначение - удовлетворение определенных потребностей в будущем и увеличения личных доходов.

Все названные подсистемы финансов тесно связаны между собой. Именно с финансов юридических лиц (фирм) и населения (физических лиц) поступают ресурсы государственных финансов и именно на них направлены механизмы формирования последних: налоговая система, таможенные платежи и прочее. В свою очередь, государственные финансовые ресурсы в значительной степени возвращаются населению и юридическим лицам в виде финансирования социальных программ, субсидий, дотаций или капиталовложений. Финансы юридических лиц (фирм) и населения (физических лиц) также связаны между собой: для большинства физических лиц заработная плата и дивиденды являются основным источником формирования финансов населения. С другой стороны, финансовые ресурсы населения наполняют финансы юридических лиц (фирм) главным образом через покупку акций и создания различного рода обществ.

более Полно сущность финансов проявляется в тех функциях, которые они выполняют (см. схема 15.2).

Основополагающей функцией финансов является воспроизводственная. Она заключается в том, что через финансовую систему осуществляются накопление необходимого количества денежных фондов субъектами хозяйствования (предпринимательства) для осуществления процесса расширенного воспроизводства (накопления). Через систему финансов происходит обслуживание непрерывного движения капитала, создается предпосылка как для восстановления потребленных экономических ресурсов, так и для их расширения с целью накопления. Важную роль играют финансы и в воспроизведении такого экономического ресурса, как труд или рабочая сила.

Второй функцией финансов является распределительная. Через систему финансов происходит перераспределение добавленной стоимости, что в конечном итоге приводит к перераспределению валового внутреннего продукта. Финансы являются основным целевым инструментом распределения и перераспределения национального продукта.

Финансы выполняют и контрольную функцию. Суть ее заключается в том, что финансы являются инструментом контроля за деятельностью субъектов обмен

Схема 15.2. в

но-распределительных отношений. Движение денежных потоков отражает обмен, распределение и перераспределение стоимости, а потому объективно требует контроля. В процессе финансовых взаимоотношений разные субъекты контролируют друг друга, что обеспечивает сохранение финансовых ресурсов и формирование доходов на законной основе. Эта функция реализуется в двух направлениях. В процессе образования, распределения и использования денежных фондов осуществляется контроль за движением материальных ресурсов со стороны субъектов предпринимательства. В то же время этот процесс используется государством для контроля за соблюдением в экономической жизни действующего законодательства.

Финансам присуща и стимулирующая функция. Система формирования фондов денежных средств базируется на таких принципах, когда она может создавать заинтересованность субъектов предпринимательства в расширении деятельности, повышении ее эффективности, а может и тормозить ее, способствуя расширению "теневой" деятельности.

Итак, финансы - это, с одной стороны, разветвленная совокупность финансовых отношений, охватывает существенные стороны повседневной экономической жизни общества, а с другой - совокупность учреждений, организаций и методов, которые обеспечивают функционирование финансовых отношений.

Финансы играют важную роль в рыночной экономике. С помощью финансов реализуются отношения между государством и субъектами предпринимательской деятельности. Финансовая система создает условия для реализации такого принципа предпринимательской деятельности, как экономическая самостоятельность ее субъектов. Государство осуществляет свое регулирующее воздействие на этих субъектов именно через финансовые отношения, устанавливая определенные нормативы отчислений от их доходов на реализацию общественных потребностей. При выборе форм финансовых взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской деятельности является возможность гибкого маневрирования, что свидетельствует о достаточно высокий динамизм и универсализм этих отношений, определение наиболее рациональных и взаимоприемлемых решений как государства, так и субъектов предпринимательской деятельности на основе объективных закономерностей развития экономики.

Важную роль играют финансы и в функционировании неприбыльных общественных организаций. Они, как правило, связаны со сферой нематериального производства и могут нормально осуществлять свою деятельность только при условии получения определенных средств от государства. Именно финансовая система и создает сеть тех каналов, по которым такие организации обеспечиваются средствами.

Финансы существенно влияют и на население. Именно через финансовую систему складываются отношения государства с физическими лицами по предоставлению последним разного рода выплат - пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. Через финансовую систему поступают средства на образование, лечение и покрытие других благ, которые предоставляются населению бесплатно или на частично оплачиваемой основе. Поэтому финансовая система является важным фактором обеспечения жизнедеятельности той части населения, которая нуждается в социальной защите.

Итак, финансовая система играет важную роль в обществе. Поэтому государство использует ее для активного влияния на все стороны общественной жизни и прежде всего на обеспечение стабильности экономики.

1. Финансовая система: назначение, функции, структура.

2. Социально-экономическое содержание фискальной политики.

3. Дискреционная фискальная политика.

4. Недискреционная фискальная политика.

5. Государственный долг: причины возникновения и последствия.

6. Теория экономики предложения.

1.Финансовая система: назначение, функции, структура.

Финансовые отношения возникают между субъектами рыночных отношений и представляют собой денежные отношения, не связанные с обслуживанием личного потребления. К основным видам финансовых отношений относятся денежные отношения: между государством и предприятиями; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между предприятиями и организациями; внутри предприятий и организаций.

Таким образом, финансовая система есть совокупность исторически сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования и использования денежных средств, не связанных с обслуживанием личного потребления.

Финансы выполняют в экономике аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную функции.

Одним из главных элементов финансовой системы страны выступает её налоговая система.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы и методы построения налогов.

Роль и структура налоговой системы определяется особенностями исторического и экономического развития конкретной страны. Налоговая система предназначена обеспечивать государство финансовыми ресурсами. Она включает в себя различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

Основную группу налогов составляют прямые и косвенные налоги. Данная группа налогов связана с объектом налогообложения и особенностями взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма налогообложения). К ним относятся: налог на прибыль фирмы, корпорации, индивидуальный подоходный налог, налог с наследства, налог на транспортные средства и др. Косвенными налогами являются налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф услуги. Владелец товара или предоставляющий услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые затем перечисляет государству (косвенная форма налогообложения). В данном случае связь между плательщиком налогов (потребителем товара или услуги) и государством опосредована объектом налогообложения. К косвенным налогам относятся: налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины и др.



По признаку изменения налоговых ставок налоги подразделяются на: налоги с постоянной ставкой, с пропорциональной ставкой, с прогрессивной и регрессивной ставками.

Другим важным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет представляет собой ежегодный финансовый план образования и использования централизованного денежного фонда государства.

Основные элементы государственного бюджета – доходы и расходы государственного бюджета.

Государственные расходы включают в себя государственное потребление (C G ) и государственные инвестиции (I G ), т.е. G = C G + I G . Кроме того, расходная деятельность государства проявляется в выплате трансфертов (T r ), состоящих из субсидий (субвенций) предпринимателям (T rU ) и различных выплат домашним хозяйствам (T rH ). Государственные расходы также включают в себя выплаты процентов по государственному долгу (rD G ), где r – реальная ставка процента.

История экономического развития индустриально развитых стран показывает, что доля государственных расходов в ВНП или ВВП на протяжении ХХ в. имеет устойчивую тенденцию к росту. Примечательно, что ещё в ХIХ в. немецкий экономист Адольф Генрих Вагнер выявил эту тенденцию, которую в последствии назвали «законом Вагнера».

Закон Вагнера – политэкономическая закономерность устанавливающая, что с развитием мировой экономики доля государственных расходов в ВНП или ВВП имеет тенденцию к росту.

Основные виды расходов и доходов государства сведены в таблицу 11.1.

Таблица 11.1

Главными источниками доходов государства являются налоги (T x ) в виде прямых (T x dir ) и косвенных налогов (T x ind ), факторный доход государства (Y G ) от продажи благ, произведённых в госсекторе, и создания государственного долга (D G ). При этом, для упрощения теоретического анализа, часто используют понятие чистых налогов (Т ), которые определяются следующим образом: Т = Т x – Т r .

Нормальное состояние госбюджета предполагает равенство расходной и доходной его частей, т.е. сбалансированность доходов и расходов госбюджета. Между тем на практике часто возникают ситуации отличные от нормальной, которые обычно характеризуются возникновением дефицита или профицита государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году. Противоположная ситуация называется профицитом госбюджета .

Дефицит государственного бюджета может быть либо структурным, либо циклическим. Структурный дефицит государственного бюджета возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Циклический дефицит государственного бюджета является результатом циклического падения национального производства и отражает кризисные явления в экономике.

Если правительство для борьбы с инфляцией и спадом производства проводит дискреционную фискальную политику, то ему, как правило, редко удаётся в конкретном году сбалансировать свой бюджет, т.е. уравнять доходы и расходы государства. В макроэкономической теории разработано три подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета . При этом в каждом случае правительство оказывает влияние на занятость, объём реального национального дохода и общий уровень цен.

Первый подход основан на концепции ежегодного балансируемого бюджета , т.е. ежегодного уравнивания доходов и расходов государства. Такой подход, по сути, противоречит антициклической политике государства, поскольку в действительности он углубляет циклические колебания. Между тем сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую бюджетную политику, так как, по их мнению, она ограничивает экспансию государственного сектора и потому препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате проведения такой бюджетной политики вмешательство государства в экономику ограничивается и при этом не происходит увеличения издержек общества в виде роста налогов.

Второй подход основан на концепции бюджета балансируемого на циклической основе . Сторонники данного подхода (кейнсианцы, неокейнсианцы и др.) предлагают для стабилизации экономики чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решается лишь отчасти, так как в большинстве случаев продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.

Третий подход основан на концепции функциональных финансов . В соответствии с данной концепцией основной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение. Неинфляционная полная занятость и стабилизация экономики должны быть достигнуты не зависимо от влияния проводимой фискальной политики на величину дефицита госбюджета и государственного долга. Таким образом, при данном подходе проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.

Экономические отношения , возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами . Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых , мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых , средством согласования экономических интересов на различных уровнях - национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан .

К финансовым отношениям относятся лишь те отношения, которые обслуживают процесс воспроизводства.

Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др.

Денежные отношения , которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят .

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы - это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.).

Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы - это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма , который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов и бюджетных функций, или расходов .

Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральными бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций .

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения .

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы .

По целям расходы государства могут быть разделены на:

    1) политические расходы идут на:

      Обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);

    2) экономические расходы идут на:

      Помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

    3) социальные расходы идут на:

      Социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий);

      Образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды;

      Выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на , которые не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов и состоят из налоговых и неналоговых доходов .

К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование .

Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Расходы консолидированного бюджета России

Untitled Document

Расходы - всего

На государственное управление и местное самоуправление

На международную деятельность

На национальную оборону

На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

На промышленность, энергетику и строительство

На сельское хозяйство и рыболовство

На транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

На охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию

На социально-культурные мероприятия

На обслуживание государственного и муниципального долга

Расходы целевых бюджетных фондов

- прочие расходы

Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Доходы консолидированного бюджета РФ

Untitled Document

Доход - всего

налоговые доходы

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

налог на добавленную стоимость

налоги на имущество

платежи за пользование природными ресурсами

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

неналоговые доходы

от внешнеэкономической деятельности

от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций

доходы целевых бюджетных фондов

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Множественность целей экономического развития обусловливает компромиссный характер бюджета. Он всегда отражает соотношение сил основных групп - носителей различных социально-экономических интересов в стране. Например, компромисс между государственными и местными интересами по поводу доли бюджетных средств, выделяемых на социальные и иные цели.

Нормальное состояние государственного бюджета характеризуется балансированием государственных доходов и расходов. При превышении доходов над расходами имеет место профицит бюджета. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета .

В настоящее время общей тенденцией является рост бюджетных дефицитов , который во многих странах приобрел хронический характер. Основной причиной бюджетного дефицита является постоянное возрастание роли государства в различных сферах жизни общества и рост на этой основе бюджетных расходов, не компенсируемых увеличением налоговых поступлений.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными (определяются сравнением бюджетных расходов за вычетом расходов на обслуживание государственного долга и величины доходов бюджета) и общими (определяются сравнением общих сумм бюджетных расходов и доходов).

Поскольку динамика делового цикла сильно влияет на формирование государственного бюджета, различают два типа бюджетных дефицитов: структурный и циклический .

Структурный дефицит - это разность между государственными расходами и постоянно заданным уровнем безработицы . Этот вид дефицита возникает в результате сознательно применяемых правительством мер в целях предотвращения спадов.

Циклический дефицит - это разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Циклический дефицит отражает неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Экономический анализ не позволяет утверждать, что бюджет всегда должен быть сбалансированным.

Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

    1. идея ежегодно сбалансированного бюджета;

    2. идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

    3. идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов» ).

1. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета предполагает, что каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам независимо от фазы экономического цикла. Реализация такой концепции ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе , заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период высокого уровня деловой активности, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период минимальной деловой активности, когда доходы бюджета резко сокращаются. Однако на практике суммы профицита бюджета, который можно накопить в период подъема, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают из-за разницы в продолжительности и глубине подъемов и спадов.

3. Концепция «функциональных финансов» предполагает, что целью государственного регулирования является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики.

Бюджетный дефицит должен быть покрыт. Если не брать во внимание такие действия правительства, как ужесточение налогообложения и сокращение бюджетных расходов, то бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

    За счет эмиссии денег (монетизация дефицита );

    За счет займов у населения своей страны;

    За счет займов у хозяйствующих субъектов других стран или международных финансовых организаций.

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.

Накапливающаяся задолженность превращается в государственный долг. Внутренний государственный долг - это долг своему населению (резидентам), внешний государственный долг - это задолженность иностранным государствам, организациям и частным лицам (нерезидентам). Количественно государственный долг можно определить как сумму накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за минусом имевшихся за этот же период положительных сальдо бюджета. Обслуживая государственный долг, правительство выплачивает проценты по государственным займам .

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу , выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами. Положительными сторонами этого способа финансирования является то, что

    1. увеличение денежной массы, выступая фактором увеличения совокупного спроса, ведет к росту объема производства;

    2. осуществляется быстрое финансирование.

Главный недостаток монетизации дефицита состоит в том, что такой выпуск денег не обеспечен никакими товарами и может вызвать сильную инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа предполагает выпуск государством ценных бумаг - государственных облигаций и казначейских векселей и продажу их населению страны - домохозяйствам и фирмам. Полученные средства правительство использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Так как при этом денежная масса не изменяется, то в краткосрочном периоде увеличение внутреннего долга представляет неинфляционный способ финансирования дефицита государственного бюджета , и это достаточно оперативный способ , поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно осуществить быстро. В то же время заимствования у населения ведут к возникновению эффекта вытеснения , суть которого состоит в том, что государство, беря в долг у населения, предъявляет спрос на деньги, увеличение спроса на деньги вызывает рост процентных ставок, что в свою очередь сокращает (иначе говоря, вытесняет) частные инвестиции.

Внутренний государственный долг называют долгом самим себе, так как население страны одновременно является и получателем и держателем долга. Управляя внутренним государственным долгом, правительство определяет размеры новых займов, сроки их выпуска, размеры процента по казначейским обязательствам и сроки их размещения.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа позволяет получить крупные денежные суммы в условиях, когда внутренние займы по каким-то причинам невозможны или нецелесообразны, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции. Выплата процентов по внешнему государственному долгу означает утечку части национального дохода за границу.

Для регулирования суммы внешнего государственного долга правительство может использовать золотовалютные резервы страны или осуществлять действия, направленные на пересмотр условий погашения внешней задолженности с помощью продления срока выплаты и изменения процентной ставки.

Хотя государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита , увеличение налогов для покрытия государственного долга может погасить стремление к инновациям, стимулы к труду. Государственный долг также может привести к возникновению спирали «государственный долг - бюджетный дефицит» : если процентные выплаты по государственному долгу финансируются большим бюджетным дефицитом, то этот большой бюджетный дефицит порождает еще больший государственный долг.

Некоторые экономисты не рассматривают долг серьезной проблемой, так как с течением времени увеличивается не только долг, но и масштаб экономики.

Налоги являются главной статьей бюджетных доходов и представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный или местный бюджет. Налоги выполняют в экономике ряд функций:

    - фискальная функция (от древнеримского слова «фиск» - государственная казна) состоит в сборе денежных средств в бюджет, благодаря чему обеспечивается финансирование государственных расходов;

    - регулирующая функция состоит в том, что налоги заинтересовывают или сдерживают хозяйствующих субъектов в развитии той или иной формы деятельности;

    - социальная функция состоит в том, что налоги выступают средством перераспределения доходов и тем самым сглаживают неравенство в доходах различных социальных групп населения.

Совокупность налоговых платежей, форм и методов их взимания образует налоговую систему.

Исходные положения, на которых базируется налоговая система, называются принципами налогообложения, которые впервые в наиболее полном виде были сформулированы Адамом Смитом. По концепции Смита, налоговая система должна быть

    Справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

    Удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику);

    Не дорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основе современной системы налогообложения лежат два принципа:

    1. Принцип полученных благ , который означает, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства;

    2. Принцип выгод отражает тот факт, что плательщики, находящиеся в неравном положении должны находиться в неравной налоговой позиции;

    3. Принцип платежеспособности , который означает зависимость налогов от размера полученного дохода и отражает принцип горизонтальной справедливости , по которому плательщики, находящиеся в равном экономическом положении должны выплачивать одинаковый налог, то есть иметь равную налоговую позицию.

Использование того или иного принципа налогообложения предопределяется социально-экономической сущностью конкретного государства, требованиями данного момента времени. В большинстве стран сегодня действуют прогрессивные шкалы налогообложения, построенные по принципу платежеспособности. Это связано, с одной стороны, с недостатком принципа полученных благ в определении получателя благ и невозможности решения на основе этого принципа проблем бедности и безработицы; с другой стороны, развитым странам присуща политика, ориентированная на сглаживание различий в доходах населения.

Основными элементами налоговой системы являются:

1. Субъект налога, который представляет собой физические или юридические лица, которые по закону обязаны выплачивать налог.

2. Объект налогообложения , представляющий то, с чего начисляется налог. Например, прибыль, заработная плата, имущество, земля и т.д.

В зависимости от объекта налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные .

Прямые налоги - это налоги на доходы налогоплательщика и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество.

Косвенные налоги - это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. Например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

3. Налоговая база - доход субъекта, из которого начисляется налог.

4. Налоговая ставка - это величина налога на единицу обложения, то есть единицу измерения объекта налогообложения. Например, для налога с прибыли единицей налогообложения является денежная единица страны, для земельного налога - гектар, акр или другая единица площади.

Различают следующие налоговые ставки :

    Твердая ставка - устанавливается в абсолютной сумме на единицу объекта налогообложения;

    - пропорциональная ставка - устанавливается в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения;

    - прогрессивная ставка - растет по мере увеличения дохода.

    - регрессивная ставка - снижается по мере увеличения дохода;

    - дерегрессивная ставка - растет, но относительно медленнее, чем облагаемая сумма.

5. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъектов налогообложения.

6. Налоговое бремя - величина налоговой суммы. Налоговое бремя определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

7. Порядок уплаты налога может быть:

    Кадастровым , то есть взимаемым по реестру, содержащему сведения об оценке и средней доходности объектов налогообложения, таких как дома, земля, гаражи и т.д.;

    - до получения дохода ;

    - после получения дохода , то есть по декларации о доходах.

8. Уровень налогополучателя характеризует форму поступления налогов по принципу юрисдикции. В России все налоги по этому принципу делятся на 3 уровня:

    - федеральные налоги ;

    - налоги субъектов федерации ;

    Местные налоги .

Для любой системы налогообложения особую важность имеет вопрос установления оптимального уровня налогообложения. Для графической иллюстрации решения этой проблемы может быть использована кривая Лаффера (рис. 8.1 ). Кривая Лаффера отражает зависимость между доходами государственного бюджета Tx и динамикой налоговых ставок t.

Величина пример">экономики предложения рассматривали уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения и считали, что уменьшение налогового бремени приводит к росту сбережений и доходов фирм , что ведет, соответственно, к увеличению инвестиций . По мнению ученых этого направления сокращение налогов вызывает рост национального производства, и не только не уменьшает поступления в налоговый бюджет, но и может обеспечить рост налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы. Эта зависимость получила название эффекта «Лаффера» .

Фискальная политика наряду с денежно-кредитной политикой является важнейшей составной частью макроэкономической политики государства.

Фискальная политика представляет собой систему государственного регулирования экономики, осуществляемую через правительственные расходы и налоги, основное назначение которой состоит в сглаживании недостатков рыночного механизма, таких как циклические колебания, безработица, инфляция путем воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую .

Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика используется при «перегреве» экономики, она направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

    Сокращение государственных закупок;

    Увеличение налогов;

    Снижение трансфертных выплат.

По способу воздействия на экономику различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику .

Дискреционная (гибкая) фискальная политика представляет собой законодательное манипулирование величиной государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенными стабилизаторами являются экономические инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику. Встроенные стабилизаторы автоматически срабатывают ограничительным образом в период подъема в экономике и сдерживающим образом в период спада в экономике.

К автоматическим стабилизаторам относятся подоходные налоги; косвенные налоги; пособия по безработице и пособия по бедности .

Встроенные стабилизаторы корректируют, но не устраняют колебательных движений экономической активности, поэтому методы автоматической фискальной политики должны дополняться методами дискреционной политики.

Кейнсианская модель экономического равновесия связывает стабилизирующую роль фискальной политики с ее воздействием на равновесный объем национального производства через изменение совокупных расходов.

Рассмотрим механизм действия фискальной политики на равновесный объем национального производства через упрощенную модель экономики, предполагающую стабильность цен; сведение всех налогов к чистому индивидуальному налогу; независимость инвестиций от величины национального объема производства и отсутствие экспорта.

Государственные расходы прямо воздействуют на макроэкономическое равновесие, так как они являются элементом совокупного спроса.

Их прирост оказывает точно такое же влияние на равновесный уровень выпуска , как и прирост инвестиционных расходов на ту же величину (8.1):

Untitled Document

где пример">государственных расходов вызывает рост совокупных расходов , увеличивая равновесный уровень выпуска и занятости (рис. 8.2 ).

Во время спада увеличение государственных расходов может быть использовано для увеличения выпуска продукции, а в период экономического перегрева, напротив, снижение их уровня позволит сократить и объем совокупного спроса, и объем выпуска.

Воздействие налогов на макроэкономическое равновесие осуществляется не прямо, а опосредованно через такой элемент совокупных расходов, как потребление.

Поэтому мультипликативный эффект налогов ниже, чем мультипликативный эффект государственных расходов (8.2):

Untitled Document

где выделение">рис. 8.3 ).

Увеличение государственных расходов и налогов на одинаковую величину приводящей к увеличению выпуска продукции называется эффектом мультипликатора сбалансированного бюджета .

Фискальная политика не в состоянии полностью стабилизировать экономику, так как ей присущи следующие недостатки:

    1. Запаздывающее воздействие фискальной политики на функционирование национальной экономики проявляется в возникновении разрывов во времени между фактическим началом спада или подъема, моментом распознавания, моментом принятия решений и достижений результатов.

    2. Величина мультипликатора в каждый данный момент времени точно неизвестна , поэтому невозможен и точный расчет результатов фискальной политики.

    3. Фискальная политика может быть использована в политических целях и обусловливать политические деловые циклы, действия которых дестабилизируют экономику путем снижения налогов и увеличения государственных расходов в период избирательных компаний, а также путем увеличения налогов и снижения государственных расходов после выборов.

Контрольные вопросы к лекции 8

1. Между кем складываются финансовые отношения?

2. Назовите основные функции финансов.

3. Что понимается под централизованными финансами?

4. Какова структура государственного бюджета?

5. Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий?

6. В чем компромиссность государственного бюджета?

7. В чем сущность фискального федерализма?

8. Каким может быть состояние государственного бюджета?

9. Как измерить дефицит государственного бюджета?

10. В чем заключена концепция балансирования бюджетного дефицита?

11. Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике?

12. Почему внутренний государственный долг называют долгом самим себе?

13. Чем опасен высокий государственный долг?

14. Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы?

15. Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения?

16. Что дает более верное представление о налоговом бремени: предельная налоговая ставка или средняя налоговая ставка?

17. Какие бывают прямые и косвенные налоги?

18. Какая зависимость существует между ростом налоговых ставок, доходами государственного бюджета и налоговой базой?

19. Можно ли рассматривать встроенную стабильность как достаточное условие успешного функционирования фискальной системы?

20. Есть ли необходимость в проведении дискреционной политики?

21. Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на одинаковую величину, что произойдет с выпуском продукции?

22. Почему при проведении стимулирующей фискальной политики сторонники экономики предложения в большей степени ориентируются на снижение налогов, чем сторонники экономики спроса (кейнсианцы)?

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. В условиях рыночной экономики организацию финансов определяют экономические законы. Однако в реальной жизни государства организация финансовых отношений может отличаться от отношений, которые диктуются законами. На практике объективная организация финансов опосредуется проведением государственной финансовой политики.

Все ветви государственной власти так или иначе задействованы в осуществлении финансовой политики Российской Федерации. Успех финансовой политики во многом определяет стабильность государства и выполнение его государственных функций.

Финансовая политика является самостоятельной деятельностью государства. В ней содержатся свои цели, объекты, задачи, содержание, а также методы и формы регулирования. Можно выделить четыре основные составляющие финансовой политики государства: налоговая политика, бюджетная политика, политика международных финансов, а также денежно-кредитная политика.

Основной целью финансовой политики государства является наиболее эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. Соответственно основное предназначение финансовой политики - создавать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Основная цель финансовой политики государства должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут выступать только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

В определенных условиях и на разных этапах развития экономики, а также в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Целью финансовой политики Российского государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона. В настоящее время основные цели финансовой государственной политики - это снижение темпов инфляции, сглаживание скачков экономических циклов, повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровление и структурная перестройка экономики, достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Основными задачами финансовой политики являются: создание эффективной системы оперативного управления финансами; обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; установление оптимального распределения и использования финансовых ресурсов; разработка и последующее развитие инструментов финансового механизма с учетом корректировки стратегии.

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой государственной политики: 1) стабилизации; 2) экономического роста; 3) политика ограничения деловой активности. Политика стабилизации - это используемая правительством мера фискальной политики. Политика экономического роста - это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Она включает рост государственных расходов и снижение налогового бремени. Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВН П по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. Положительная результативность финансовой политики - это высокая степень достижения поставленных целей и задач. Чем выше результативность финансовой политики, тем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. В той же степени успех финансовой политики зависит и от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей. В бюджетной сфере это выражается прежде всего в полученных доходах, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.

Общее управление финансами в государственной финансовой политике осуществляет высший представительный законодательный орган Федеральное Собрание Российской Федерации. Обязанности распределены между его двумя палатами Государственной Думой и Федеральным Собранием. Данные органы рассматривают и утверждают федеральный бюджет, а также следят за его исполнением. Основной структурой финансового контроля является Счетная палата. Она следит за исполнением экспертно-аналитических, контрольноревизионных и информационных функций. Ведущую роль в управлении финансами РФ играют Центральный банк РФ и Министерство финансов.

Содержание финансовой политики государства многосторонне. Во- первых, с учетом существующих экономических законов и всестороннего анализа хозяйственной деятельности, дальнейших перспектив развития хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне, а также потребностей населения идет выработка концепций развития финансов на научной основе. Во-вторых, с учетом международного окружения, действующей экономической политики, стратегических и тактических шагов по достижению поставленных целей определяются основные направления использования финансов в разные периоды и определяется возможный рост финансовых ресурсов. В-тре- тьих, выполняются практические действия, позволяющие достичь выработанных целей на каждом уровне управления. Для успешного осуществления финансовой политики используется финансовый механизм как система целенаправленных действий с применением финансовых отношений (финансов). Структура финансового механизма имеет довольно сложное строение. В состав финансового механизма входят различные элементы, соответствующие тому или иному виду финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

Выделяют два типа финансового механизма - директивный и регулирующий. Директивный тип предполагает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство, включая налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Данный тип декларирует обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В некоторых случаях директивный финансовый механизм распространяется и на финансовые отношения, в которых государство участвует опосредованно, но которые занимают значительное место при реализации всей финансовой политики.

Регулирующий тип финансового механизма предусматривает установление только основных правил использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты обязательных платежей. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает виды, формы денежных фондов, а также направления их использования.

Одним из основных инструментов воздействия государства на экономику является фискальная политика, которая представляет собой объединение налоговой и бюджетной политики. Осуществляется данная политика с помощью налогообложения и правительственных расходов. Так как реализация государственных расходов представляет собой использование средств из бюджета государства, а налоги в свою очередь являются основными источниками его пополнения, то можно сделать вывод о том, что проведение фискальной политики означает манипулирование бюджетом государства. К налогово-бюджетной политике относят лишь те манипуляции, которые ни в коем случае не связаны с изменением количества денег, находящихся в обращении. В экономической литературе многие авторы выделяют два типа фискальной политики: дискреционная (активная) и автоматическая (пассивная). В основе дискреционной фискальной политики лежит способ манипулирования со стороны правительства государственными расходами, налогами. Если растут государственные расходы и снижаются налоги, то возникает экспансионистская фискальная политика. Если государственные расходы снижаются и повышаются налоги, то такую политику называют контрактивной, или сдерживающей, фискальной политикой. Под автоматической фискальной политикой понимается пассивность фискальной политики. При таком виде политики все нужные изменения в структуре уровней государственных расходов, налогов вводятся автоматически. Инструментами пассивной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы, к примеру, прогрессивная шкала налогообложения. То есть в период подъема экономики при такой политике более медленно растет располагаемый доход населения и лишь слегка увеличивается нераспределенная прибыль фирм, а это, в свою очередь, сдерживает эффективность спроса. В период спада экономики такой тип налогообложения существенно замедляет сокращение совокупных расходов. Рассмотрим каждую из составляющих фискальной политики: налоговую и бюджетную политики.

Налоговая политика - это часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, которая обеспечивает экономический рост, способствует гармонизации экономических интересов как государства в целом, так и налогоплательщиков, учитывая при этом социально-экономическую политику в стране. По мнению ряда экономистов, главная цель современной налоговой политики состоит в формировании такой налоговой системы, которая не станет обременительной для субъектов хозяйствования как в плане изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в отношении процедуры расчета, уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок. Такие проверки должны быть благоприятны для активного процесса инвестирования и для развития бизнеса. По мнению другой группы экономистов, главная цель налоговой политики государства состоит в создании налоговой системы, которая смогла бы постоянно стимулировать накопление и правильное использование национального богатства страны, а также способствовать регулированию интересов экономики и общества, направляя их в одно русло, что позволит обеспечить социальный и экономический прогресс всего общества. Считается также, что налоговая политика преследует оптимизацию централизованных средств.

Таким образом, основной целью налоговой политики является формирование налоговой системы, способной обеспечить доход бюджета страны, не стать обременительной для субъектов хозяйствования, а также создать условия для социального, экономического прогресса всей страны.

Исходя из такой целевой установки нетрудно заметить, что государство при реализации налоговой политики сталкивается с весьма противоречивыми моментами. По сути, ему приходится решить две ключевые и одновременно взаимоисключающие задачи: обеспечить достаточное увеличение поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней и значительно уменьшить величину налогов, которую уплачивают налогоплательщики.

В любом государстве существует своя налоговая система, которая базируется на законодательных актах государства, устанавливающих элементы налога. Одним из таких элементов является ставка налога. Предельная налоговая ставка - это прирост выплачиваемых налогов, который поделен на прирост дохода. Средняя же налоговая ставка представляет собой общий налог, который поделен на величину налогооблагаемого дохода. По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные, когда ставка повышается по ходу возрастания дохода, на регрессивные, когда ставка уменьшается по ходу возрастания дохода, и на пропорциональные, когда ставка не изменяется, несмотря на размеры дохода. Важно отметить, что в вопросе о налоговых ставках группа американских специалистов под руководством профессора А. Лаффера изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Экономический смысл кривой Лаффера заключается в том, что при ставке подоходного налога выше конкретного уровня быстро и сильно понижается деловая активность, так как предпринимательская деятельность теряет свою цель, становится невыгодной. Более низкие ставки налогов в свою очередь создают стимулы к работе, способствуют накоплению сбережений, процессу инвестирования, принятию деловых рисков, расширению объемов национального производства и дохода. В итоге расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже в том случае, если ставки налога будут ниже.

Бюджетная политика в составе финансовой политики государства включает в себя: политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней; политику в сфере межбюджетных отношений; политику в области бюджетных расходов. Бюджетная политика - это мероприятия государства, связанные с управлением доходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Бюджетная политика государства, как и налоговая, имеет свои определенные задачи. Выделяют следующие задачи бюджетной политики:

  • проведение бюджетной реформы, в результате которой должен произойти переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами с помощью повышения доли ответственности, увеличения самостоятельности участников бюджетного процесса;
  • определение принципов по установлению размеров и направлений бюджетных субсидий;
  • обеспечение необходимости сбалансирования государственного бюджета, а также осуществление управления бюджетным дефицитом;
  • совершенствование бюджетного законодательства;
  • разработка мер, стимулирующих заинтересованность территорий в развитии своей экономической базы;
  • проведение реструктуризации государственного долга;
  • уменьшение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • осуществление перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений и предоставления напрямую значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с теми результатами, которые получает общество;
  • реформирование бюджетного учета, в ходе которого планируется изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с международными стандартами, учетом функций, которые выполняются органами государственной власти и местного самоуправления;
  • совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно стать долгосрочным;
  • внедрение и разработка стабильных и достоверных среднесрочных финансовых прогнозов как развития экономики, так и перспективного финансового плана.

Государственный бюджет - это план доходов и расходов государства. Что касается экономической сущности государственного бюджета, то он представляет собой денежные отношения, которые возникают между государством и физическими и юридическими лицами по вопросу о перераспределении национального дохода в связи с образованием, использованием средств бюджета. Если же рассматривать государственный бюджет как финансовый план, то государственный бюджет состоит из доходов и расходов и предоставляет органам власти экономическую возможность осуществлять свои властные полномочия. Приоритетной задачей бюджетной политики является поддержание сбалансированности государственного бюджета, а также управление бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета государства над его доходной частью. Главная причина дефицита бюджета - это отсутствие последовательной финансово-экономической политики у государства. Постоянное нарастание и увеличение дефицита приводит к появлению государственного долга, который со временем растет, если дефицит не покрывается. Необходимо управлять государственным долгом, так как он оказывает отрицательное влияние на развитие экономики.

Под внешним государственным долгом следует понимать долг иностранным государствам, лицам и организациям. Такой долг ложится на страну огромным бременем, так как ей приходится отдавать определенные ценные товары взамен, предоставлять конкретные услуги, чтобы суметь оплатить проценты и погасить свой долг. Внутренний долг предполагает в основном перераспределение доходов среди населения только внутри страны. По мнению ряда авторов, государственный долг это сумма накопленных за конкретный период времени дефицитов бюджета, за вычетом имевшихся в тот период времени положительных сальдо бюджета.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с