Центральные банки и основа их деятельности. Центральные банки, основы их деятельности и функции Основы деятельности центральных банков кратко

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. В отличие от коммерческих банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине XIX -- началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк -- Банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции -- в 1800 г.

Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения общих экономических функций.

Сложилась традиция особенности национального центрального банка рассматривать в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики. Поэтому, не умаляя опыт стран континентальной Европы и США, который во многом оказывается более интересным, воспользуемся той же логикой, тем более что взгляд на английскую модель может оказаться полезным для понимания роли, которую центральные банки играют в современных финансовых системах.

Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 г. -- более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология. Центральный банк выполняет функции государственного органа проведения денежно-кредитной политики, банка банков и банка правительства. Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.

Функция банка банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.

Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.

Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В 1995 г. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследуемых стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральным (ЦБ) и коммерческим (КБ) банком. КБ широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных КБ, в результате

монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк называли эмиссионными или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главному положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. ЦБ сегодня является ключевым элементом кредитно-банковской системе любого развитого государства. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики.

В мировой практике применяются следующие формы организации ЦБ:

государственные ЦБ – банки, уставной капитал которых принадлежит государству (ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, др.);

акционерные ЦБ – уставной капитал формируется за счет взносов частных коммерческих банков (США);

смешанные ЦБ – более 50% уставного капитала принадлежит государству, остальное формируется за счет взносов частных коммерческих банков (Япония).

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банки России)» и другими Федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий особые функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является его целью, то есть – это не коммерческий банк. Основными целями его деятельности является поддержание устойчивости курса и покупательной способности рубля, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов и платежей. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального Банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Правовой статус Банка России :

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы России;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для решения поставленных целей ЦБ выполняет ряд функций обозначенных в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам.

Высшим органом управления Центрального Банка РФ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банков России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.


Рис. 8. Организационная структура банка России.

Ключевой функцией ЦБ является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении.

Основные цели денежно-кредитной политики :

Снижение темпов инфляции;

Обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

Снижение безработицы;

Создание условий для стимулирования экономического роста.

Эти цели достигаются путем воздействия на состояние кредита и денежное обращение в стране. На практике выбор методов денежно-кредитного регулирования сводится к маневрированию между стимулированием экономического роста (низкие % ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (высокие % ставки, снижение объемов рефинансирования и эмиссии).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества де-

нег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1) Процентные ставки по операциям Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка);

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств;

3) Операции на открытом рынке - это операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы;

4) Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование Банком России других коммерческих банков;

5) Валютные интервенции – это процесс купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) Установление ориентиров роста денежной массы . Банк России прогнозирует ориентиры роста одного или нескольких агрегатов денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств. В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16 января 2004г. «Об обязательных нормативах банков»;

8) Эмиссия облигаций от своего имени . Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Центральный банк – главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, принято называть ли он государственным, народным или национальным.

Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всœей кредитной системы страны, выступают государственными органами экономического управления.

Исходя из этого центральные банки выполняют следующие основные функции:

· монопольно осуществляют эмиссию банкнот;

· являются банком банков; осуществляют надзор за деятельностью банков;

· банкиром правительства;

· проводят денежно-кредитное регулирование;

· осуществление расчетов.

Эмиссионная функция центрального банка является старейшей и одной из наиболее важных функций. За центральными банками как представителœем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. Монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.

Главной клиентурой центрального банка являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, то есть их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Центральный банк осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.

Как банк правительства центральный банк должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота͵ является традиционным хранителœем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента.

Названные функции центрального банка можно свести к следующим основным функциям: регулирующей, контролирующей и информационно-исследовательской.

К регулирующей функции относится: регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, к примеру, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определœенные требования к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относятся также выработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов, норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, то есть функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные.

Пассивными называются операции , с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Пассивные операции:

· эмиссия;

· хранение кассовых резервов кредитных учреждений;

· хранение официальных золотовалютных резервов страны;

· обязательные резервы коммерческих банков;

· ведение счетов государственных органов и бюджета;

· счета в расчетах;

· счета иностранных банков;

· капитал и резервы банка.

Активные операции:

· покупка драгоценных металлов и иностранной валюты;

· средства на счетах, в депозитах иностранных банков;

· кассовая наличность;

· выдача кредитов коммерческим банкам;

· кредиты правительству;

· покупка государственных ценных бумаг;

· финансирование государства;

· фонды банка.

Центральные банки и основы их деятельности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Центральные банки и основы их деятельности." 2017, 2018.

В процессе эволюции капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем - центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

Первым центральным банком был Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 г. В 1694 г. возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. За оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные ими банкноты стали распространенным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. Королевская хартия 1694 г. закрепила за Банком Англии роль центрального банка и принципы его функционирования. Законодательную регламентацию установил Акт Роберта Пиля в 1844 г.

В зависимости от вида собственности на капитал центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Отдельные центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., его предшественник - Рейхсбанк (1875 г.), созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), его предшественник - Государственный банк (1860 г.).

Процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных, получил большое развитие в эпоху государственно- монополистического капитализма. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Наиболее известным акционерным центральным банком является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в члены ФРС. Несмотря на то, что ФРС образована на акционерной основе, она принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор, относятся к смешанным центральным банкам. Среди них можно выделить Банк Японии, основанный в 1882 г. По закону 1942 г. только 55% его уставного капитала принадлежит государству. Также принадлежит государству 50% национального банка Бельгии.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения изданной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной - основа государственного регулирования экономики.

В историческом аспекте центральные банки формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Под термином «центральный банк» подразумевался самый крупный банк, составлявший ядро банковской системы. Впоследствии центральные банки монополизировали отдельные функции. А затем государства национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австралии).

Капитал центрального банка обычно принадлежит государству, однако акционерами могут быть и коммерческие банки, и другие финансовые институты. В сравнении с коммерческими банками центральные банки не отличаются масштабами своих капиталов, операций и балансов, поскольку их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность как банков не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Его управляющий не входит в правительство. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру. В отдельных странах (Дании, Финляндии, Норвегии) не ограничивается срок пребывания высшего руководства центрального банка в должности. В других государствах он назначается на длительный срок, например, на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в Германии.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Критерий независимости центральных банков в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов определяет их классификацию.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

К объективным факторам оценки независимости центральных банков можно отнести:

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедуру назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Первый объективный фактор оценки при проведении денежно- кредитной политики существенно не влияет на независимость центрального банка. Второй фактор, определяющий порядок выбора (назначения) и отзыва руководства центрального банка, влияет на степень его политической независимости от органов государственного управления. Третий - определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка.

В законодательстве ряда стран дана только общая формулировка задач центрального банка, что не является существенным для определения степени его независимости. Установление законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль в определении степени его независимости.

Четвертый фактор, устанавливающий права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, оказывает определяющее влияние на политическую независимость центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка предполагает законодательное ограничение кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую его независимость. Имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительств центральным банком. Подобная система действует в большинстве развитых стран.

Центральный банк - это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

Историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

Учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.

Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.).

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX - начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20000 банков, причем около 7000 - с правом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

Не прекращаются дискуссии экономистов, касающиеся степени независимости центральных банков от государства. Под независимостью центрального банка понимается особая форма государственного контроля над состоянием данной сферы в стране. Во многом уровень самостоятельности отдельных эмис­сионных банков складывался под влиянием национальных особенностей государственной кредитной системы и проблем государственного контроля над финансовыми потоками.

В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.

В вопросах подотчетности центральных банков в мировой практике также существуют определенные особенности. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В большинстве стран мира центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и иные юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов. Во Франции принятый центральным банком бюджет может быть отвергнут парламентом, в США возможен его последующий контроль со стороны государства.

Роль центрального банка в экономике государства определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и коммерческими банками. Современные центральные банки, как правило, учреждаются в форме акционерного общества либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). Так, Федеральная резервная система США - независимое ведомство, которое в свою очередь входит в число федеральных административных учреждений; Австрийский Национальный банк - акционерное общество с особым административным статусом.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:

Разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);

Надзор за кредитной системой;

Организация функционирования платежной системы и надзор за нею . Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем .

  • < Назад
  • Вперёд >
 
Статьи по теме:
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и
Индекс покупательной способности (ИПС)
Покупательная способность (платежеспособность) является одним из наиважнейших экономических показателей. Она обратно пропорциональна количеству денег, необходимых на приобретение различных товаров и услуг. Другими словами, покупательская способность показ
Образец иска о принудительном обмене жилого помещения
8. Переустройство и перепланировка жилого помещения. 9. Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. 11. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Аренда жилых помещений. 12. Условия и порядок принятия граждан на учет для улучшения жилищ
Лунный календарь недвижимости
Прочитайте о самых благоприятных и неудачных днях по лунному календарю на 2019 год . Обратите внимание, даты и время рассчитаны по лунным дням и фазам луны, а так же по знаку вашего гороскопа, поэтому они являются более точными, чем, если бы вычисления ве