Предприятия с государственно частном партнерстве. ГЧП - это государственно-частное партнерство. Понятие, формы и области применения государственно-частного партнерства. Области применения государственно-частного партнёрства

Особенности форм государственно-частного партнерства (Кондратьева У.Д.)

Дата размещения статьи: 02.04.2016

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) с экономической точки зрения является результатом развития и диверсификации традиционных механизмов взаимодействия государственной власти и бизнеса в целях финансирования, разработки, планирования, строительства и эксплуатации объектов, в том числе за счет частных инвестиций.

Одной из причин привлечения бизнеса в государственную сферу является отсутствие у государства необходимых финансовых средств и опыта, тогда как отдельные отрасли не могут быть переданы в собственность бизнесу по причине того, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности государства. При этом только часть средств на реализацию проекта может быть выделена из бюджета.

Понятие "государственно-частное партнерство" не имеет единого общепринятого определения. Его можно рассматривать как в широком смысле, когда подразумевается система отношений государства и бизнеса, так и в узком смысле - как конкретные проекты, реализуемые совместно субъектами государственного и частного секторов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под ГЧП понимается "юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества" .

В России определение понятия "государственно-частное партнерство" нормативно было установлено лишь в 2015 году, но и до этого широко применялось в различных нормативных актах: в Бюджетном кодексе РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р), в ряде государственных программ. При этом в указанных документах речь идет лишь об осуществлении деятельности на основании принципов ГЧП, участии в реализации проектов ГЧП и т.п.

Анализ контекста употребления термина "государственно-частное партнерство" показывает, что в самом общем виде под ГЧП подразумеваются любые формы взаимодействия государства и частного бизнеса. Это своего рода комплексное явление, которое имеет экономический, социальный и в значительной степени политический характер.

Одним из ключевых вопросов применения ГЧП является вопрос о соотношении роли государства и бизнеса, который, в свою очередь, зависит от формы ГЧП.

Конкретные формы партнерства государства и частного бизнеса весьма отличаются друг от друга по используемым методам и по правовому режиму. Тем не менее они воспринимаются как звенья одной системы, поскольку подчинены ряду общих принципов, которые нацеливают их на удовлетворение общественных интересов.

Формы ГЧП могут быть самыми разнообразными. В некоторых случаях органы власти организуют совместное с бизнесом предприятие или подписывают с частной компанией контракт на осуществление проекта. Иногда они создают специальные фискальные, налоговые, таможенные режимы и механизмы регулирования для проектов ГЧП, что сопряжено с внесением изменений в законодательные и нормативные правовые акты.

Все формы ГЧП могут применяться в целях ускорения осуществления высокоприоритетных проектов, обеспечения специализированного управления объектами в соответствии с долгосрочными программами развития, содействия в передаче новых технологий, аккумулирования ресурсов и организации схем финансирования, применения и поощрения частнопредпринимательских методов хозяйствования .

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса стоит классифицировать как ГЧП. Также разнятся подходы к классификации в экономических и политологических источниках.

Широкая трактовка данного термина подразумевает под ГЧП взаимодействие государства и частных экономических субъектов не только в экономической, но и в политической, научной и культурной сфере. В то же время выбор формы партнерства зависит, прежде всего, от экономической эффективности реализации проекта.

В широком смысле с экономической точки зрения к ГЧП можно отнести любые формы обоюдовыгодного взаимодействия государства и бизнеса, в том числе государственные контракты, договоры о передаче прав владения и пользования, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции.

В рамках реализации культурной политики в качестве форм ГЧП могут быть применимы передача в доверительное управление объектов исторического наследия в целях их реставрации за счет частного капитала и последующей их эксплуатации, проведение культурных мероприятий, охрана авторских прав, создание электронных версий библиотек, музеев, архивов .

В научной сфере могут быть применимы такие формы ГЧП, как создание внебюджетных фондов поддержки научной деятельности , в сфере инновационной деятельности - совместная реализация государством и бизнесом крупных проектов, создание инновационных кластеров, технопарков, бизнес-центров .

В сфере политической деятельности возможны такие формы ГЧП, как проведение совместных совещаний государственных органов власти и объединений предпринимателей отдельной отрасли экономики, осуществление независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов таких актов, поддержка производителей экспортной продукции .

С правовой точки зрения формы ГЧП можно разделить на корпоративные, в основу которых положено создание проектной компании с участием государства и бизнеса, и договорные, когда реализация проекта осуществляется на основании договора .

С точки зрения целей реализации проектов все многообразие типов ГЧП можно условно разделить на организационные модели, модели финансирования и модели кооперации.

В качестве примера организационной модели ГЧП можно привести договор концессии. При реализации организационных моделей партнерства сотрудничество осуществляется за счет перераспределения отдельных функций и обязательств между партнерами, привлечения к участию в проекте третьих лиц, при этом в рамках таких соглашений не происходит перераспределения прав собственности.

Под моделями финансирования понимаются проектное финансирование, договоры, предусматривающие переход прав владения и пользования имуществом (аренда, лизинг, доверительное управление).

К моделям кооперации следует отнести любые формы объединения усилий партнеров в целях реализации проекта, в том числе организацию холдинговых структур с целью создания и последующей эксплуатации инфраструктурных объектов.

В мировой практике принята классификация форм ГЧП в зависимости от видов отношений собственности и степени зависимости от государства в вопросах финансирования и разделения рисков. Формы ГЧП выделяются на основе:

Контрактов, заключаемых между государством (органом местного самоуправления) и бизнесом на осуществление определенных необходимых обществу видов деятельности;

Арендных отношений;

Концессионных соглашений, в рамках которых объект государственной (муниципальной) собственности передается на определенный срок в пользование и владение бизнесу, который обязуется за свой счет реконструировать или модернизировать данный объект и осуществлять его эксплуатацию;

Соглашений о разделе продукции, в рамках которых частный партнер осуществляет добычу полезных ископаемых, при этом порядок раздела продукции регламентируется соглашением;

Совместных предприятий в виде акционерных обществ или совместных предприятий с долевым участием .

Рассмотрим подробнее каждую форму ГЧП.

Термин "концессия" как экономическая категория имеет множество трактовок и может применяться в отношении как конкретных объектов собственности, так и оказания услуг. Концессионные соглашения представляют собой комплексные многофункциональные договоры, в рамках которых устанавливаются правила взаимодействия частного и государственного партнеров.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" "по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности" .

По договору концессии публичный партнер (концедент) предоставляет частному партнеру право владения и пользования существующим объектом или вновь построенным объектом недвижимости, при этом право собственности на указанный объект уже принадлежит или будет принадлежать после его постройки частным партнером публичному партнеру. Частный партнер в свою очередь сохраняет за собой право на усовершенствование объекта в течение срока действия концессионного соглашения . При этом обязательным условием концессии является инвестирование в проект частного капитала, поэтому можно с уверенностью утверждать, что в рамках концессионного соглашения операционные и инвестиционные риски несет частный партнер (концессионер).

Особую роль концессии играют в отраслях инфраструктуры, традиционно находящихся в государственной собственности и необходимых для функционирования экономики. К таким отраслям относятся электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автодорожное хозяйство, водный и воздушный транспорт (порты, аэропорты), магистральная транспортировка газа, коммунальное хозяйство и т.п.

Из всех форм ГЧП концессии используются в настоящее время наиболее активно. Во-первых, они носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам взаимодействия осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии управленческих решений. В-третьих, государство как сторона соглашения имеет достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии или законодательства, а также при возникновении необходимости защиты публичных интересов в рамках концессий.

В зарубежных странах применяются несколько разновидностей концессий, которые различаются в зависимости от объема передаваемых концессионеру прав, наличия строительного компонента, схем и сроков возврата объекта государству и других факторов.

В России, как и в большинстве стран мира, использующих данную форму ГЧП, концессионное соглашение имеет статус нормативного правового акта. Например, концессионное соглашение, заключенное на федеральном уровне, будет иметь статус постановления или распоряжения Правительства РФ.

Вместе с тем концессии присущи недостатки, которые не характерны для иных форм ГЧП. Так, концессионные соглашения заключаются на длительный срок и не предусматривают всех возможных вариантов развития событий. Такого рода негибкость отношений между партнерами приводит к значительным рискам. Недостаток концессионных соглашений заключается еще и в том, что объекты инфраструктуры имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций. Сложности проведения долгосрочных финансово-экономических расчетов по таким объектам вызывают неточности и ошибки, что приводит к дополнительным рискам невыполнения условий концессий.

Другой формой ГЧП, лишенной некоторых недостатков концессионного договора, являются контракты между государством и бизнесом на выполнение работ, управление, оказание услуг, поставку продукции и оказание технической помощи.

Всемирный банк так понимает контракт на управление: частная компания получает в управление принадлежащую государству собственность на определенный период. Инвестиции осуществляет государство.

По контракту на управление собственностью государство оплачивает услуги частного партнера и несет операционные риски , тогда как, например, по арендному договору государство получает арендную плату с арендатора, а операционный риск ложится на частную структуру.

Часто контракты имеют форму договоров подряда. Характерной особенностью государственных контрактов является их административная природа. При этом так же, как и при заключении концессионного соглашения, права собственности на предмет контрактных отношений не передаются государством частному предпринимателю.

В России контрактные отношения органов власти с частнопредпринимательским сектором регулируются Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в котором прямо указывается на контрактную сущность этой формы ГЧП , и другими законами и нормативными актами.

Подавляющая часть контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не относится к ГЧП, поскольку такие контракты не предполагают софинансирование реализации проекта частной стороной контракта; деятельность частного партнера в рамках контракта осуществляется за счет бюджетных средств и полностью регламентирована условиями контрактного договора и сметами. Таким образом, для контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не характерны сложные схемы распределения, перераспределения рисков между сторонами, их страхование. Кроме того, в таком контракте или приложении к нему регламентируются многие характеристики деятельности частного партнера, отсутствующие в контрактах ГЧП: перечни используемых и закупаемых материалов и оборудования, организация рабочего процесса, порядок ведения журнала работ, проведение оперативных совещаний и т.д.

Однако многообразие государственных и муниципальных контрактов на закупку товаров и услуг, возможность сочетания различных видов таких контрактов, в частности, с привлечением для их выполнения средств частного бизнеса на условиях софинансирования, иногда стирают грань между ними и ГЧП.

Отношения ГЧП в рамках государственного или муниципального контракта могут возникнуть только в случае, если будут привлекаться внебюджетные источники финансирования. В то же время законодательство о закупках товаров и услуг построено таким образом, что не предполагает частного софинансирования и, соответственно, не содержит регламентации методов привлечения средств бизнеса в реализацию договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также механизмы возврата таких инвестиций частному сектору. При подготовке контракта оговариваются всевозможные условия от формализации временных, объемных и структурных рамок проекта до финансовых обязательств, качественных показателей проекта, механизма разделения рисков и разрешения споров.

Гарантии прибыльности проекта для участников со стороны бизнеса являются одними из наиболее критических пунктов контракта. В зависимости от прописанных в контракте гарантий определяется круг потенциальных институциональных инвесторов. Схемы и условия управления и контроля, прописанные в контракте, позволяют сторонам своевременно среагировать на превышение сметной стоимости, выход из графика строительных, монтажных и иных работ, избежать судебных разбирательств. Описание стандартов, норм и регламентов, штрафные санкции за их несоблюдение и поощрение (вознаграждение) за улучшение обслуживания, экологические мероприятия - важная составная часть контракта.

Таким образом, в разработке контракта государство регламентирует как общие, так и специфические вопросы, связанные со структурой, условиями и программой такого партнерства с бизнесом.

После заключения контракта государство осуществляет мониторинг деятельности частной компании. Мониторинг имеет достаточно жесткий, многосторонний характер, поскольку в ходе исполнения контракта появляется третья сторона - потребитель. При этом главной особенностью контракта (а подспудно еще и отличием от концессии) является то, что контрактная система ГЧП функционирует в рамках гражданско-правового поля, а концессионная - и в контексте публично-правового законодательства. Кроме того, хотя в некоторых странах не делается особых различий между контрактом и концессией, в соответствии с правовыми нормами развитых стран концессия - это "глобальный контракт". Так, в Европейском союзе в качестве разновидности административного контракта в области развития инфраструктуры выступает концессия. В соответствии с таким контрактом публичная власть предоставляет компании-концессионеру определенные права на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию объекта в течение определенного периода.

В других схемах ГЧП, отличных от контракта, бизнес имеет больший вес в планировании, финансировании, управлении публичной собственностью, а риски проекта передаются тому участнику, который лучше сможет ими управлять . Вместе с тем в контексте Закона о контрактной системе вовлечение средств бизнеса в рамках контрактных отношений с государством не предусмотрено, хотя ГК РФ позволяет заключать контракты между бизнесом и органами власти, например в рамках инвестиционных проектов.

В настоящее время контрактная форма партнерских отношений государства и бизнеса имеет широкое распространение в мире и в России и расценивается любой частной компанией как привлекательный и достаточно престижный бизнес, поскольку такой контракт гарантирует не только место на определенном рынке, но и доход. Однако ввиду вышеуказанных особенностей российского законодательства большинство контрактных договоров на поставку товаров, работ, услуг не может быть квалифицировано как ГЧП.

Иной самостоятельной формой ГЧП, более близкой к концессии, чем контрактная, является соглашение о разделе продукции (далее - СРП) . Согласно российскому законодательству СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности - на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этими правами работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела .

В рамках СРП партнеру государства принадлежит только часть произведенной продукции, тогда как в рамках концессии концессионер является собственником всей выпущенной продукции.

Условно все СРП в зависимости от распределения рисков можно разделить на два вида: с риском и безрисковые. При заключении контракта с риском частный партнер на свой собственный риск исследует определенную государственным партнером территорию и в случае открытия месторождения компенсирует свои расходы на его разведку. В противном случае частный партнер несет убытки в результате изыскательских работ.

В случае заключения безрискового контракта, по существу представляющего собой подрядный договор, в контракте определяются месторождение, типы работ, сроки их выполнения, порядок возмещения затрат (в основном за счет продажи полученной продукции).

Арендные отношения в сфере ГЧП при аренде государственного и муниципального имущества регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с гражданским законодательством концепция арендных отношений заключается в том, что модернизация и развитие арендуемых объектов осуществляются их собственником и арендатору не передаются. Сферой ответственности арендатора является надлежащая эксплуатация объекта. При этом осуществленные арендатором отделимые от объекта договора улучшения имущества являются собственностью арендатора. Если произведенные арендатором улучшения неотделимы от имущества, являющегося объектом договора, арендатор имеет право на возмещение публичным органом власти стоимости таких улучшений.

Приведенные характеристики договоров свидетельствуют о том, что, в отличие от аренды, при заключении договора концессии частный предприниматель и государство находятся в более сложных и многоаспектных отношениях. Отличия договоров аренды и концессии в той или иной степени касаются практически всех характеристик указанных договоров.

Основное, чем отличаются эти две формы передачи прав, - это область их применения. Концессия имеет ограниченное использование и распространяет свое действие только на конкретный круг объектов, определенных законом. В арендные отношения могут вступать любые юридические и физические лица, и эти отношения регулируются нормами гражданского права. Например, при заключении одного из видов арендных договоров - договора лизинга - лизингополучатель имеет право выкупа имущества, передаваемого ему в рамках договора, тогда как в рамках концессионного соглашения перехода права собственности к концессионеру не происходит, за исключением случаев, когда объект концессионного соглашения на конец срока действия соглашения включается в перечень объектов приватизации. При этом концессионные соглашения в большинстве случаев предполагают аренду, например земельных участков, но не сводятся к ней.

Общим для договоров аренды и концессионных соглашений является возвратность объекта договора, а также тот факт, что имущество может быть изъято у арендатора или концессионера его собственником в любой момент в течение срока действия договора в случае невыполнения частной стороной своих обязательств по договору или в соответствии с принятыми политическими решениями.

На практике часто встречаются смешанные формы ГЧП, сочетающие в себе отдельные элементы описанных выше типов контрактов. Они дают больше возможностей объединить развитие, финансирование, управление, иные операции с предметом договора.

Участие в капитале государственного предприятия частного инвестора может представлять собой акционирование (корпоратизацию) или создание смешанного предприятия .

В странах англосаксонской правовой системы (США, Великобритания, Австралия и др.) процесс корпоратизации определяется как трансформация предприятий, находящихся в государственной собственности, в акционерные общества. Корпоратизация означает изменение в организации управления. Она может быть охарактеризована как такая форма реорганизации предприятия, при которой сохраняется прямое государственное влияние в плане владения собственностью и управления. Как правило, цель корпоратизации состоит в повышении эффективности и совершенствовании управления такими предприятиями в рыночных условиях посредством организационно-правовых преобразований.

В Российской Федерации в настоящее время в разной степени используются все формы ГЧП, что связано в первую очередь с особенностями законодательного регулирования отдельных форм ГЧП. Те формы ГЧП, законодательство в отношении которых уже сложилось и продолжает совершенствоваться в целях установления дополнительных гарантий защиты интересов сторон в ходе аккумулирования при реализации проектов принадлежащих им ресурсов, являются наиболее привлекательными как для частных партнеров, так и для государства. К числу таких форм ГЧП относятся концессии, СРП, а с недавнего времени - соглашение о ГЧП.

Иные формы сотрудничества государства и бизнеса (аренда, контрактные отношения) с учетом особенностей российского законодательства в большинстве случаев в рамках отдельных проектов не могут быть классифицированы как ГЧП.

Список литературы

1. Белозор А.Ф. Взаимодействие государства и бизнеса в культурной политике России: Автореф. дис. ... канд. культ. наук. М., 2008. 23 с.
2. Берестов А.П. Теория и практика государственно-частного партнерства. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2008. 168 с.
3. Войнатовская М.А. Институт частно-государственного партнерства на транспорте // Транспортное право. 2006. N 1. С. 4 - 7.
4. Волосов А.И. Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008. 35 с.
5. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский и др. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 287 с.
6. Махортов Е.А., Семченков А.С. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2007. N 6. С. 41 - 51.
7. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".
9. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // СПС "КонсультантПлюс".
10. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СПС "КонсультантПлюс".
11. Словарь Всемирного банка. URL: http://www.ppi.worldbank.org/resources/ppi_glosssary.aspx.
12. Хатаева М.А., Цирин А.М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права. 2008. N 10. URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-4.html.


References

1. Belozor A.F. Vzaimodeistvie gosudarstva i biznesa v kul"turnoi politike Rossii: Avtoref. dis. ... kand. kul"t. nauk. M., 2008. 23 s.
2. Berestov A.P. Teoriia i praktika gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Ekaterinburg: In-t ekonomiki UrO RAN, 2008. 168 s.
3. Voinatovskaia M.A. Institut chastno-gosudarstvennogo partnerstva na transporte // Transportnoe pravo. 2006. N 1. S. 4 - 7.
4. Volosov A.I. Teoriia i metodologiia gosudarstvennogo upravleniia investitsionnoi deiatel"nost"iu: Avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. SPb., 2008. 35 s.
5. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriia i praktika / V.G. Varnavskii, A.V. Klimenko, V.A. Korolev i dr. M.: Izd. dom Gos. un-ta - Vysshei shkoly ekonomiki, 2010. 287 s.
6. Makhortov E.A., Semchenkov A.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak forma otnoshenii vlasti i biznesa v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12: Politicheskie nauki. 2007. N 6. S. 41 - 51.
7. Feder. zakon ot 13.07.2015 N 224-FZ "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipal"no-chastnom partnerstve v Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel"nye zakonodatel"nye akty Rossiiskoi Federatsii" // SPS "Konul"tantPlius".
8. Feder. zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ "O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal"nykh nuzhd" // SPS "Konsul"tantPlius".
9. Feder. zakon ot 21.07.2005 N 115-FZ "O kontsessionnykh soglasheniiakh" // SPS "Konsul"tantPlius".
10. Feder. zakon ot 30.12.1995 N 225-FZ "O soglasheniiakh o razdele produktsii" // SPS "Konsul"tantPlius".
11. Slovar" Vsemirnogo banka. URL: http://www.ppi.worldbank.org/resources/ppi_glosssary.aspx.
12. Khataeva M.A., Tsirin A.M. Zakonodatel"stvo o gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Rossiiskoi Federatsii: problemy, tendentsii, perspektivy // Zhurnal rossiiskogo prava. 2008. N 10. URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-4.html.
13. Closing the Infrastructure Gap: the Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. Deloitte Development LLC, 2006. URL: http://www.deloitte.com/assets/Dcom-UnitedStates/Local%20Assets/Documents/us_ps_PPPUS_final(1).pdf.
14. Report to Congress on Public-Private Partnerships - US Department of Transportation, 2004. 193 p. URL: http://www.fhwa.dot.gov/reports/pppdec2004/.
15. Subbotin M.A. The law on production sharing agreements hindrances in the way to enactment // Russian economic barometer. 1996. Vol. 5. N 3.

Частные компании вправе участвовать в качестве соинвесторов в государственных проектах. О государственно-частном партнерстве летом 2015 года приняли отдельный закон. При участии в проекте частный инвеcтор получает право собственности на общественную инфраструктуру.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это форма сотрудничества между государством и частными инвесторами. Теперь коммерческие структуры и другие частные лица могут вкладывать средства в проекты, которыми управляет государство. Такие отношения регулирует закон № 224-ФЗ , который приняли в июле 2015 года. Инвестор получает право собственности на новый объект. Однако эти права ограничены. Объект нельзя отчуждать третьим лицам, и его следует использовать только в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве.

В рамках государственно-частного партнерства заключают особый тип сделок

  1. Ведет строительство и/или реконструкцию объекта.
  2. Осуществляет полное или частичное финансовое сопровождение проекта.
  3. Использует и/или производит техническое обслуживание объекта.
  4. Становится собственником объекта при условии обременения объекта в соответствии с ФЗ о ГЧП.

Факультативным условием соглашения о ГЧП является условие, что публичный партнер учствует в финансировании содания, использования или техобслуживания объекта. Частный партнер:

  1. Разрабатывает проект объекта.
  2. Вкладывает средства в использование и/или техобслуживание объекта.
  3. Передает объект публичному партнеру в собственность после того, как завершится срок, который стороны определили в договоре о государственно-частном прантнерстве. Такое условие станет обязательным, если публичный партнер вложит в проект больше средств, чем частный, и стоимость имущества и прав, которые получил частный партнер, превысят объем частного финансирования.

В соглашении о государственно-частном партнерстве устанавливают срок

Согласно закону о государственно-частном партнерстве срок договора может составлять от 3 до 50 лет. Период действия соглашения определяют с учетом сроков строительства, окупаемости и других обстоятельств.

Частный инвестор получает ограниченное право собственности на новый объект

По ФЗ о ГЧП частный инвестор получает права на имущество (подп. 4 п. 2 ст. 6 закона № 224-ФЗ) Но имущество можно передать частному инвестору, только если у третьих лиц нет на него прав (п. 4, 5 ст. 7 закона № 224-ФЗ). В связи с этим перед заключением соглашения о ГЧП об имуществе ГУП или МУП, такое имущество следует предварительно изъять.

В рамках государственно-частного партнерства могут создавать различные объекты инфраструктуры

Закон о ГЧП позволяет инвесторам принимать участие в создании и эксплуатации:

  1. Частных автомагистралей, мостов и иных объектов сопутствующей инфраструктуры.
  2. Транспорта общего пользования, за исключением метро, а также объектов железнодорожного, речного, морского, авиатрапспорта и объектов соответствующей инфраструктуры.
  3. Трубопроводов и сопутствующих объектов, линий электропередачи, гидротехнических объектов, линейных объектов связи.
  4. Инфраструктуры для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
  5. Систем мелиорации и сопутствующих объектов, а также отдельных объектов, связанных с производством сельхозпродукции, ее переработкой и хранением.
  6. Объектов культуры, образования, спорта, благоустройства территории (ст. 7 закона 224-ФЗ о государственно частном партнерстве).

По закону о государственно-частном партнерстве соглашение нельзя заключать:

  • в отношении отдельно движимого имущества без технологической связи с недвижимостью (п. 1 ст. 12 закона № 224-ФЗ);
  • в отношении уже существующих объектов, если это не реконструкция.

По правилам государственно-частного парнтерства публичный партнер контролирует исполнение соглашения частным партнером на всех стадиях проекта (ст. 14 закона № 224-ФЗ).

Актуальность задачи по выработке приемлемого в российских условиях понятия ГЧП обусловлена отсутствием в российском законодательстве легального определения данного явления. В связи с этим выработка общих принципов этого процесса применительно к развитию отраслей инфраструктуры встречает значительные затруднения.

Для преодоления данного противоречия был предпринят сравнительный анализ международных подходов к определению содержания понятия ГЧП. В связи с этим важно отметить, что в силу специфики стран и национальных особенностей законодательства существует большое количество определений и связанных с ними подходов к пониманию сущности ГЧП. Наиболее существенное различие заключается в том, что в одних странах ГЧП понимается как альтернатива прямому бюджетному финансированию инфраструктурных проектов, а в других - как вариант партнерства между государством и бизнесом при реализации проектов в различных формах. По причине подобной неоднородности подходов прямая экстраполяция какого-либо одного из зарубежных определений ГЧП в российской практике представляется неприемлемой.

В то же время важно вычленить из наиболее распространенных подходов к ГЧП присущие ему сущностные характеристики и свойства в целях выработки на данной основе самостоятельного определения понятия ГЧП, подходящего для отечественных условий. Ниже приведен ряд определений понятия «государственно-частное партнерство», используемых в национальном законодательстве, а также ведущими мировыми консалтинговыми и рейтинговыми агентствами.

Всемирный банк (далее - ВБ), на наш взгляд, дал наиболее общее определение, согласно которому под ГЧП понимаются среднесрочные или долгосрочные соглашения между государственной и частной стороной , в рамках которых ряд услуг передаются из сферы ответственности государственного сектора частной стороне .

Согласно определению ОЭСР ГЧП - это соглашение между государством и одним или несколькими частными партнерами (iвключая операторов и финансовые институты ), в соответствии с которым задачи государства по предоставлению услуг объединяются с задачей частных партнеров по извлечению выгоды. Эффективность данных соглашений зависит от характера распределения рисков между частным и государственным партнерами .

В соответствии с определением Международного валютного фонда (далее - МВФ) ГЧП относятся к соглашениям , в рамках которых частная сторона создает инфраструктурные объекты и предоставляет услуги , которые традиционно предоставлялись государством. Частная сторона финансирует и реализует работы (оказывает услуги) и тем самым принимает на себя значительную часть рисков в рамках проекта. Государственно-частные партнерства предполагают широкий спектр социально-экономических инфраструктурных проектов, однако в основном используются для строительства больниц, школ, тюрем, дорог, мостов и туннелей, трамвайных сетей, систем контроля воздушного движения, водно-коммунальных и водоочистных сооружений, а также для эффективного управления ими.

В Европейском союзе (далее - ЕС) в рамках программ «Европейской инициативы экономического роста» и «Развитие Трансъевропейской транспортной системы» реализуется большое количество инфраструктурных проектов с использованием механизмов ГЧП, постоянно выходят публикации по данной тематике. Однако на уровне ЕС отсутствует единое понимание сущности ГЧП. В так называемой «Зеленой книге о государственно-частном партнерстве и законодательстве Сообщества по государственным контрактам и концессиям» под ГЧП понимаются формы сотрудничества между государственными властями и бизнес-сообществом , целью которого является обеспечение финансирования , строительства , реконструкции , управления и содержания инфраструктурных объектов или предоставление услуг .

В разных странах ЕС существуют собственные определения рассматриваемого понятия, соответствующие местным условиям. Так, немецкое федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития определяет ГЧП как долгосрочное регулируемое контрактами сотрудничество между государственным и частным секторами для эффективного осуществления государственных задач по совмещению необходимых ресурсов (например , ноу-хау , управляющего фонда , капитала , персонала) и распределения связанных с проектами рисков между партнерами по проекту в соответствии с их навыкам и компетенциями.

Во Франции в силу особенностей национального законодательства отсутствует официальная регламентация понятия ГЧП, однако на практике концепция последнего реализуется в формате концессионных или партнерских соглашений с заранее оговоренными условиями получения прибыли и разделения рисков. Французские авторы также отмечают, что в стране отсутствует прямой эквивалент термина publicservice , и наиболее близким к нему по значению является понятие «обслуживание общественного экономического интереса» .

В Польше ГЧП рассматривается как сотрудничество между государственным и частными секторами , нацеленное на реализацию проектов и предоставление услуг , оказание которых традиционно находилось в ведении государственного сектора. Данное сотрудничество основывается на предположении о способности каждой стороны осуществлять собственные, возложенные на нее задачи более эффективно, нежели другая сторона. Таким образом, стороны дополняют друг друга, взаимодействуя в рамках ГЧП, осуществляя при этом необходимый объем общих задач, с которыми они могут справиться наилучшим образом. При условии разделения ответственности и рисков посредством механизма ГЧП достигается наиболее эффективный с точки зрения затрат способ по созданию инфраструктурных объектов и предоставлению услуг. В рамках ГЧП каждая из сторон получает собственную выгоду, соразмерную собственным интересам .

В Великобритании ГЧП рассматриваются как соглашения, которые характеризуются совместной работой публичного и частного секторов. В случаях, когда реализация государственных услуг предполагает инвестиции в инфраструктурные объекты со стороны частного сектора, наиболее часто используемым вариантом формы ГЧП является частная финансовая инициатива . В самом широком смысле понятие ГЧП может покрывать все виды сотрудничества между государственным и частным секторами для реализации политики оказания услуг и создания инфраструктурных объектов.

В документе Королевского казначейства «О новых подходах к организации государственно-частного партнерства» определено, что существует ряд моделей ГЧП, характерной особенностью которых является сотрудничество и разделение рисков между государственным и частным секторами. Данное сотрудничество может включать относительно простые построенные на принципе аутсорсинга партнерства, в рамках которых услуги предоставляются на основе среднесрочных договоров, или более долгосрочные партнерства с привлечением частного финансирования, такого как частная финансовая инициатива .

На уровне правительства Великобритании ГЧП характеризуется как ключевой элемент стратегии по обеспечению своевременного, высококачественного коммунального обслуживания и повышения конкурентоспособности страны .

В трактовке Министерства транспорта Соединенных Штатов Америки (далее - США) ГЧП - это контрактное соглашение, заключаемое между государственным и частным сектором, которое позволяет частной стороне участвовать в большей степени в государственной собственности и исполнять функции, традиционно находящихся в ответственности государства. Данные соглашения обычно включают в себя наем государственным органом или ведомством частной компании с целью реконструкции, строительства, управления, содержания и (или) заведование объектом или системой. В то время как у государственного сектора, как правило, сохраняется право собственности на объект или систему, частная сторона наделяется дополнительными правами по принятию решений о способе реализации проекта . Согласно данной трактовке под понятие ГЧП попадает широкий спектр отношений: от сравнительно простых контрактных до более сложных структурных проектов ГЧП.

Совет по государственно-частному партнерству Канады определяет ГЧП как совместное предприятие государственной и частной сторон, основанное на предположении, что опыт и квалификация каждой из сторон позволяют решить определенные задачи посредством распределения ресурсов, рисков и доходов .

Агентство Deloitte определяет ГЧП как комплексные коммерческие соглашения, целью которых является оптимальное распределение ответственности, рисков и доходов. Существование успешных партнерств требует осуществления качественной проработки и анализа проектов, эффективной системы передачи полномочий по реализации работ и последовательного достижения поставленных целей .

Международная сеть компаний Price Waterhouse Coopers отмечает, что в рамках мировой практики отсутствует общепринятое определение ГЧП или его моделей, а подданный термин подпадает достаточно большой перечень разнообразных структурных проектов, в рамках которых частный сектор реализует государственные объекты или предоставляет услуги, которые обычно находятся в ведении государства .

Консалтинговое агентство Ernst & Young в своей литературе рассматривает ГЧП в качестве соглашения между государством и частным сектором с целью предоставления общественных услуг и создания объектов инфраструктуры. В рамках подобного соглашения стороны используют собственный опыт и преимущества для выполнения совместных задач .

Аудиторская компания KPMG определяет ГЧП как ключевой инструмент государства по достижению целей преобразования инфраструктуры, в рамках которого частная сторона берет на себя финансирование и управление государственной собственностью, а также коммерческие риски, связанные с предоставлением определенных услуг.

Таким образом, согласно сформировавшимся в Европе представлениям, ГЧП есть оказание государственной (общественной ) услуги частным сектором, взаимодействующим с государством .

В Модельном законе «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственночастного партнерства», разработанном в 2011 г. экспертами Государственной Думы, ГЧП понимается как привлечение субъектом РФ, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица, объединения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

В проекте Федерального закона «Об основах государственночастного партнерства в Российской Федерации», находящемся на рассмотрении в Государственной Думе, ГЧП определено как юридически оформленное па определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, которое заключено по результатам конкурсных процедур, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг.

Ряд российских авторов предлагают собственную трактовку рассматриваемого понятия. Так, профессор В. Г. Варнавский, исходя из специфики российского законодательства, обозначает ГЧП как юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности , а также услуг , исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами , учреждениями и предприятиями , в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности .

В свою очередь Е. Коровин определяет ГЧП как среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором , в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод . Существует множество других определений ГЧП, предлагаемых различными авторами.

Таким образом, для выработки обобщенного определения рассматриваемого понятия представляется возможным выделить из приведенных выше мнений сущностные характеристики ГЧП, которое, как считает большинство авторов, предполагает:

  • - выполнение работ;
  • - предоставление публичных (общественных) услуг;
  • - техническое обслуживание, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию, строительство объектов общественной инфраструктуры;
  • - долгосрочное сотрудничество;
  • - взаимовыгодный характер взаимодействия;
  • - заключение соглашения.

Результаты сравнительного анализа приведенных зарубежных определений по этим основаниям представлены в табл. 1.1.

Таким образом, подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что в качестве предмета ГЧП в общем случае можно рассматривать отношения в процессе взаимодействия государственного и частного сектора по выполнению конкретных проектов

  • 1 См.: Engel Е., Fischer R., Galetovic A. Public-private partnerships: when and how. Ccntrode Economia Aplicada, Chile: Universidaddc Chile, 2008. P. 13.
  • 2 Консультационная группа «ГЧП при строительстве объектов инфраструктуры».

Великобритания

Standard & Poor"s

Ernst & Young

Price Waterhouse Coopers

Deloitte

Банк азиатского развития (ADВ)

Европейский и н вести ционн ы й банк (EIB)

Субъекты

Достижение задач социально-экономического развития

Привлечение публичной стороной частной стороны

Выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, строительству объектов общественной инфраструктуры

Долгосрочное

сотрудничество

Взаимовыгодное

сотрудничество

Разделение рисков, компетенций и ответственности

Заключение соглашения

ГЧП, включая инвестиции в объекты инфраструктуры и оказание услуг с помощью данных объектов 1 .

Таблица 1.1

Сравнительный анализ подходов к определению сущности ГЧП

Окончание табл. 1.1

Субъекты

Достижение задач социально-экономического развития

Привлечение публичной стороной частной стороны

Выполнение работ по тсх- н и чес ком v обе л уж и ван и ю.

эксплуатации, реког гетру к- нии. молеоиизании. стпо-

ительству объектов общественной инфраструктуры

Предоставление публичных услуг

Долгосрочное

сотрудничество

Взаимовыгодное

сотрудничество

Разделение рисков, компетенций и ответственности

Заключение соглашения

Австралия

Сингапур

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

  • 1. любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • 2. государственные контракты;
  • 3. арендные отношения ;
  • 4. финансовую аренду (лизинг );
  • 5. государственно-частные предприятия;
  • 6. соглашения о разделе продукции (СРП);
  • 7. концессионные соглашения .

В России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений . Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

Контракт на управление и арендные договоры;

Контракт на эксплуатацию и обслуживание.

В современной экономической литературе используются различные классификации форм и моделей государственно-частного партнерства. В соответствии с признаком участия государства в использовании имущества в процессе реализации проекта выделяются следующие формы государственно-частного партнерства:

  • 1. Приватизация предприятия или имущественного комплекса для его дальнейшего развития с инвестиционными и социальными обязательствами.
  • 2. Создание на базе существующего предприятия или имущественного комплекса нового предприятия с участием государства в уставном капитале и управлении, вхождение одной из сторон в уставной капитал.
  • 3. Концессия инфраструктурного имущественного комплекса.
  • 4. Передача в доверительное управление предприятия или комплекса инфраструктуры.
  • 5. Аренда (долгосрочная) имущественного комплекса для развития бизнеса с инвестиционно-социальными обязательствами с правом приватизации или без.
  • 6. Исполнение работ или оказание услуг, поставки товаров по государственному контракту.
  • 7. Деприватизация предприятия или имущественного комплекса.

По степени огосударствления имущества и принципов распоряжения доходами используется следующая классификация государственно-частного партнерства:

  • 1. Сервисные контракты -- используются в течение 1--3 лет, частный партнер получает вознаграждение от государства за выполнение работ, оказание услуг и технической помощи.
  • 2. Управляющие контракты (3--8 лет) -- это государственные контракты на обслуживание, доверительное управление и контракты под «ключ». В результате реализации данных контрактов бизнес-структура обеспечивается гарантированным вознаграждением со стороны государства.
  • 3. Финансовые контракты (3--5; 5--10) -- предоставление государством гарантий по кредитам через коммерческие банки, субсидирование процентов, предоставление льготных кредитов и лизинга. Данные контракты распространяются на социально-значимые проекты.
  • 4. Арендные контракты и временная передача прав -- лизинг-контракт, соглашение о разделе продукции и инвестиционный контракт. Арендные контракты позволяют получать государству рентный доход от использования имущества бизнес-структурами в процессе реализации проекта в области государственно-частного партнерства.
  • 5. Концессионные соглашения (15--30 лет) -- это соглашения, которые предусматривают получение доходов от реализации проекта бизнес-структурами, за исключением выплачиваемых государству отчислений по концессионному соглашению. К основным функциям концессионера относятся следующие: ремонтные работы, техническое обслуживание, управление объектом в рамках проекта, а также различного рода инвестиции.
  • 6. Акционирование или долевое участие в совместных организационно-правовых формах (предприятиях, ОАО) -- деятельность в рамках партнерства регулируется Уставом, Гражданским кодексом РФ и носит неограниченный характер по времени. Доходы распределяются в соответствии с долей в уставном капитале.

Осуществляя классификацию и обозначая типовые формы и модели государственно-частного партнерства, необходимо отметить, что это вносит упорядоченность в сферу применения инструментария взаимодействия и выстраивания отношений между бизнес-структурами и государством . Вместе с тем классификация позволяет определить роль и место каждой стороны данных отношений в процессе осуществления проектов, а также выявить основные несоответствия в законодательной базе по отношениям государственно-частных партнерств .

Следующая, используемая в экономической литературе, классификация выделяет модели по способу реализации крупных инфраструктурных проектов и распределению рисков. В соответствии с данной классификацией выделяются следующие модели:

  • 1. Первая модель «Государственный заказ» предусматривает риски государственного сектора на всех стадия реализации проекта (проектирование, строительство, эксплуатация, содержание, финансирование).
  • 2. Вторая модель «Проектирование и строительство», в которой риски распределяются следующим образом: на первоначальных стадиях реализации проекта риски несет бизнес-структура, а на последующих трех стадиях риски переходят государству.
  • 3. В рамках третьей модели «Проектирование, строительство и эксплуатация» государство несет риски только на стадии «финансирование», большая часть рисков приходится на бизнес-структуры.
  • 4. Четвертая модель «Финансирование, строительство, эксплуатация», являющаяся основной моделью концессионных схем, не предусматривает государственных рисков, вся ответственность лежит на частном секторе.

Осуществляя классификацию по инициатору взаимодействий, учеными выделены следующие формы государственно-частного партнерства:

  • 1. Императивные государственно-частные партнерства, под которыми понимается издание государством нормативно-правового акта распорядительного характера в целях создания партнерства (инициатива исходит от государства).
  • 2. Смешанные государственно-частные партнерства, в которых для возникновения партнерства инициатором может выступать любая сторона, но для оформления взаимоотношений необходим специальный нормативно-правовой акт.
  • 3. Диспозитивные государственно-частные партнерства в своей деятельности основываются на законодательстве Российской Федерации, предполагают равноправие во взаимоотношениях и создание отдельного нормативно-правового акта в данной области не требуется.

По реализации проектов государственно-частного партнерства в различных социально-значимых отраслях экономики выделяются такие формы, как государственно-частное партнерство в области образования; государственно-частное партнерство в области здравоохранения; государственно-частное партнерство в области культуры; государственно-частное партнерство в области транспортной инфраструктуры; государственно-частное партнерство в области ЖКХ, а также иные проекты межотраслевого направления (регион).

Наиболее распространенной классификацией является разделение форм государственно-частного партнерства по последовательности стадий реализации проекта и объему компетенций.

В соответствии с ролью государства в отношениях государственно-частного партнерства, выделяются партнерства с пассивной, активной ролью и равноправные отношения. По срокам реализации проектов государственно-частные партнерства классифицируются следующим образом: с ограниченным сроком реализации; со сроком достижения целей и задач проекта; бессрочный срок реализации. На основании инновационной составляющей выделены партнерства, реализуемые с целью получения инновационного эффекта; реализуемые на основе существующего на рынке инновационного продукта, что позволяет достичь вторичного инновационного эффекта; а также выделяются государственно-частные партнерства, которые не имеют инновационной составляющей и характеризуются традиционным ведением бизнеса.

Таким образом, следует отметить многообразие существующих в настоящее время в экономической литературе форм и моделей классификаций государственно-частного партнерства, что негативно отражается на понимании бизнес-структурами их преимуществ и недостатков. Учитывая вышеизложенное, предлагается систематизация выявленных форм и моделей государственно-частного партнерства, отображенная в табл. 1.

Приведенная в табл. 1 классификация форм и моделей государственно-частного партнерства позволяет осуществить выбор необходимой модели и формы в конкретных экономических условиях их реализации. В рамках данной классификации выделены следующие модели с особенностями их содержания: модель оператора, модель кооперации, модель концессии, модель договорная и модель лизинга. Содержание каждой модели различается по отношениям собственности, порядку взаимодействия, формам, механизмам и сферам применения.

Таблица 1. Классификация форм и моделей государственно-частного партнерства

Модель оператора

Модель кооперации

Модель концессии

Модель договорная

Модель лизинга

Отношения собственности

Собственность -- частно-государственная; управление- частно-государственное; финансирование -- частно-государсвенное

Собственность -- государственная; управление -- частно-государственное; финансирование -- частно-государсвенное

Собственность -- частно-государственная; управление-частное; финансирование -- частное.

Собственность -- частная; управление - частно-государственное; финансирование -- частно-государсвенное

Порядок взаимодействия

Разделение меры ответственности при контролирующей функции государства

Совместная проектная кампания частного инвестора и государства

Долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса на основе концессии, исключение передачи права собственности частным бизнес-структурам

Осуществление деятельности на основе заключения различных видов договоров с привлечением государственной собственности

Совместная деятельность на основе лизинговых договоров, в рамках которых частные бизнес-структуры передают имущество в собственность государству

Контрактная форма

Контрактная форма

Концессионная форма

Контрактная форма

Контрактная форма

Механизмы

BOT, DBFO, BOOT, BOO, ROT, LROT, и др.

BOT, DBFO, BOOT, BOO, ROT, LROT, и др.

BOT, DBFO, BOOT, BOO, ROT, LROT, и др.

Сфера применения

ЖКХ, инфраструктура

Социально-культурная сфера, инфраструктура

Во всех отраслях народного хозяйства, в соответствии с законодательством РФ, инновации, развитие территорий

Энергетика, инфраструктура

Строительство и эксплуатация общественных зданий, инфраструктура

Следует отметить, что в рамках обозначенных моделей роли государства и бизнес-структур строго разграничены и дают определенный социально-экономический эффект при выполнении условий соглашения государственно-частного партнерства, согласовании интересов сторон в достижении поставленных целей проекта и формировании механизмов устранения внутренних противоречий партнерства.

Необходимо отметить сложность выбора наиболее эффективной и целесообразной модели государственно-частного партнерства, что обусловлено специфическими особенностями уровней управления (региональный аспект) и видов хозяйственной деятельности (отраслевой аспект). Существующее законодательство ограничивает использования всего многообразия мирового опыта построения взаимодействий между государством и бизнес-структурами.

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Экономики и управления»

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Стратегическое территориальное планирование

Тема: «Формы частно-государственного партнерства»

Выполнил: Студентка 5 курса,

5-1336/5-3 группы

Рябцева Е.Н.

Проверил: Шадрин А.И

г. Красноярск, 2010 г.

Введение

1.Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

2. Модели, формы и механизмыгосударственно-частного партнерства

3.Развитие и реализация государственно-частного партнерства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

Сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство в системе институтов развития современной экономики. В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:

1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;

2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;

3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:

· разделяют полномочия и ответственность;

· функционируют на равных;

· совместно затрачивают время и ресурсы;

· разделяют инвестиции, риски и выгоды;

· поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;

· имеют четкое соглашение, контракт или иной" правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.

Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

России еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты ГЧП.

2. Модели, формы и механизмы ГЧП

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

 
Статьи по теме:
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и