Банковский надзор в российской федерации. Цб рф как орган банковского регулирования и банковского надзора. Инспектирование кредитных организаций

Кроме того, Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Центральным банком проводятся периодические проверки с целью выявить прибыльность банков, убедиться в выполнении банками предписанных им правил, выявить сомнительные операции или мошенничество, заставить отказаться от сомнительных займов и избавиться от «плохих» ценных бумаг в интересах сохранения средств вкладчиков.

Банк России осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков посредством банковского надзора.

Методы регулирования:

  • 1) выдача (отзыв) банком лицензий на совершение банковских операций, регистрация уставов;
  • 2) Определение порядка формирования банками обязательных страховых фондов;
  • 3) Установление для банков обязательных или рекомендательных нормативов:
    • - минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций;
    • - минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
    • - предельный размер ненадежной части уставного капитала кредитной организации;
    • - максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков;
    • - максимальный размер крупных кредитных рисков;
    • - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
    • - нормативы ликвидности кредитной организации;
    • - нормативы достаточности капитала;
    • - максимальный размер привлеченных денежных средств (депозитов) населения;
    • - нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
    • - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
    • - норматив риска собственных вексельных обязательств;
    • - минимальный размер резервов под высокорисковые актива;
    • - Размеры валютного, процентного и других рисков.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров.

Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношениям к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России, по его поручению аудиторскими фирмами. В соответствие с Федеральным законом «О Центральном банке РФ» в случае нарушения предписания Банка России, непредставления информации, предоставления неполной или ложной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф либо ограничивать проведение отдельных операций на предусмотренные сроки вплоть до отзыва у организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

В целях защиты вкладчиков Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». С момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

После отзыва у кредитной организации лицензии средства обязательных резервов в Банке России перечисляют на счет ликвидационной комиссии или арбитражного управляющего и используются в порядке, установленном законодательством.

В отношении операций коммерческих банков с ценными бумагами компетенция Центрального банка разделена Федеральной Комиссией по Ценным Бумагам (ФКЦБ РФ), Министерствами экономики и финансов России, выполняющими функции государственного органа регулирования рынка ценных бумаг.

Нормативные акты Банка России по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций, учета и отчетности и другим являются обязательными для банков и их клиентуры.


Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Регулирование и надзор - взаимосвязанные понятия.

Регулирование - издание ЦБ РФ правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы.

Банковский надзор - это деятельность по обеспечению соответствия кредитных организаций распространяющимся на них требованиям в банковском секторе.

По своей структуре российская система регулирования и надзора за банковской деятельностью имеет много общего с банковскими системами Великобритании и Италии, в которых осуществление банковского надзора - исключительная компетенция центральных банков. Вместе с тем в таких странах, как США, Германия, Франция, Япония, существуют смешанные системы банковского надзора.

Их спецификой является то, что центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (в США - с Министерством финансов через контролера денежного обращения, 50 банковскими департаментами при правительствах штатов, Федеральной корпорацией но страхованию депозитов (ФКСД), во Франции - с банковской комиссией, в Германии - с Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом, в Японии - с Бюро банков при министерстве финансов.

Цели банковского регулирования и надзора:

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
  • защита и обеспечение интересов физических и юридических лиц - вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Но существуют законодательно установленные пределы банковского регулирования и надзора. Так, Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через специально созданный на постоянной основе Комитет банковского надзора. Он объединяет все структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение надзорных функций. Состав комитета утверждается Советом директоров. Его руководитель назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются советом директоров.

Все методы регулирования банковской деятельности можно условно разделить:

  • на административные (на основе одностороннего волеизъявления Банка России);
  • рыночные (по соглашению сторон) методы.

К административным методам регулирования следует отнести следующие:

а) государственная регистрация кредитных организаций. Внесение кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

б) лицензирование банковской деятельности. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения специального разрешения (лицензии), выданного Банком России;

в) установление квалификационных требований к руководителям и главным бухгалтерам, их заместителям кредитных организаций, их филиалов;

г) установление нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств (резервные требования);

д) установление обязательных для исполнения кредитными организациями правил проведения банковских операций, а также правил ведения бухгалтерского учета;

е) установление обязательных нормативов, среди которых можно выделить закрепление минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, максимального размера крупных кредитных рисков, установление норматива достаточности собственных средств (капитала), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);

ж) проведение плановых и внеплановых, комплексных и тематических проверок кредитных организаций;

з) предварительное письменное согласование на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение 30 календарных дней с момента получения ходатайства, то сделка считается разрешенной. При приобретении более 1% долей (акций) кредитной организацией Банк России должен быть письменно уведомлен покупателем в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения;

и) введение прямых количественных ограничений Банка России путем установления лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций. Использование данного метода возможно только после консультаций с Правительством РФ;

к) установление размеров процентных ставок по выдаваемым кредитам, официальных курсов иностранных валют;

л) назначение кураторов в кредитные организации.

К рыночным методам , которые не включают использование Банком России властных полномочий, можно отнести следующие операции:

а) для поддержания ликвидности рынка государственных долговых обязательств и кредитования Банк России проводит операции на открытом рынке, а именно осуществляет эмиссию Банком России облигаций, куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг. Банк России вправе осуществлять куплю-продажу акций только при условии совершения поздней обратной сделки, а также при их реализации при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке;

б) в целях воздействия на курс российского рубля, суммарный спрос и предложение денег Банк России осуществляет валютные интервенции путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке;

в) для обеспечения кредитных организаций ликвидными ресурсами (денежными средствами) Банк России осуществляет их кредитование (рефинансирование) на срок до одного года, но не имеет право пролонгировать кредитные договоры без разрешения Совета директоров.

Помимо указанных рыночных методов, которые влияют на денежно-кредитную политику, Банк России вправе осуществлять операции с драгоценными металлами, выдавать поручительства и банковские гарантии, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, которые также мот влиять на соответствующий сегмент финансового рынка, способствовать дальнейшему развитию предприятий отраслей народного хозяйства.

Как надзорный орган Банк России вправе применять определенные меры воздействия на кредитные организации. Так, в случае нарушения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, а также в случае непредоставления информации либо предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае если эти нарушения или осуществляемая кредитной организацией деятельность создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России наделяется следующими полномочиями:

  1. взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  2. потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;
  3. изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
  6. ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  7. предложить учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
  8. отозвать банковскую лицензию.

Банк России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения. При этом кредитная организация не может быть привлечена к ответственности, если со дня совершения правонарушения прошло более пяти лет.

Так, запрет на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, вводится предписанием и распространяется на все их филиалы. В предписании о введении запрета на совершение отдельных банковских операции должны также содержаться рекомендации по ограничению (прекращению) выплаты и получения доходов (дивидендов), воздержанию от выхода из состава учредителей (участников) кредитной организации.

Но наиболее серьезной мерой воздействия для кредитных организаций является отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Применение данной меры воздействия означает для коммерческой организации запрет на осуществление в дальнейшем банковской деятельности.

Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций делятся на две группы.

К первой группе относятся основания, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию. Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Банк России обязан отозвать банковскую лицензию, если:

  • достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
  • размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
  • кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
  • кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на сумму не менее 1000-кратного размера МРОТ в течение 14 дней с даты наступления их удовлетворения и (или) исполнения.

Отдельную специальную группу оснований, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию на совершение банковских операций, составляют основания, связанные с невыполнением банками требований по обеспечению необходимого размера собственных средств (капитала):

  • если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 г. равен 180 млн. руб. или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн. руб., за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;
  • если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 г. менее 180 млн. руб., не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала) - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. - или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала) (за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка) меньшей из двух величин: размера собственных средств (капитала), достигнутого им на 1 января 2007 г., или размера собственных средств (капитала) 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. - и не подает в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;
  • если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере, равном 180 млн. руб. и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн. руб. вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;
  • если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере менее 180 млн. руб. и допустивший уменьшение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 г. или установленным на соответствующую дату - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. - вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка, в течение 12 месяцев не достиг большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшегося у него на 1 января 2007 г., или размера собственных средств (капитала), установленного на соответствующую дату - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб., - и не подал в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

Ко второй группе относятся основания, при наличии которых Банк России вправе отозвать лицензию.

Банк России вправе отозвать лицензию в случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия на осуществление банковских операций;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
  • установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  • задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  • однократного осуществления банковской операции, не предусмотренной выданной лицензией;
  • неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России, а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (во вкладах) клиентов кредитных организаций при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
  • наличия ходатайств временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности администрации имеются основания, предусмотренные Законом о несостоятельности кредитных организаций;
  • неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
  • неисполнения кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранения нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.

Таким образом, в отличие от первой группы отзыв лицензии по основаниям второй группы является не обязанностью, а правом Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. Решение Банка России об отзыве может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации. Обжалование решения Банка России не приостанавливает действия решения. Не позднее следующего дня со дня отзыва лицензии в кредитную организацию Банком России назначается временная администрация.

Одной из составляющих банковского надзора является проводимый Банком России на основе отчетности кредитных организаций анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. При их возникновении Банк России вправе принимать перечень мер, идентичный мерам, принимаемым при нарушениях кредитными организациями действующего законодательства Российской Федерации. Основной формой банковского надзора являются инспекционные проверки Банка России кредитных организаций.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра «Финансы и кредит»

Дисциплина «Д.К.Б.»

Курсовая работа

Тема № 9. «Банковский надзор в Российской Федерации».

Выполнила: студентка группы Ф-35

Костюкова К.Е.

Проверила:

Софронова Валентина Вячеславовна

Н. Новгород, 2010

Введение……………………………………………………………………3

1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия…….............4

2.Организация и виды надзора……………………………………………7

3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору………………….......................................................19

Заключение…………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………...25

Практическая часть……………………………………………………….26

Приложения……………………………………..………………………...32

Введение

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы - финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

    Органы банковского надзора. Их функции и полномочия.

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) - это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.

Основные функции банковского надзора:

1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

3. анализ баланса и отчетности банка;

4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

5. проверка решений органов управления;

6. проверка работы ревизионной комиссии;

7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;

8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

9. проверка управления рисками;

10. проверка формирования резервов;

11. проверка гарантий;

12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности

Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:

1. Председатель Комитета.

2. Заместители председателя Комитета.

3. Департамент банковского регулирования и надзора.

4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

6. Юридический департамент.

7. Главная инспекция кредитных организаций.

8. Главное управление безопасности и защиты информации.

9. Московское главное территориальное управление Банка России

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

2.Организация и виды банковского надзора

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

1.Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

2.Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

3.Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.

Система банковского надзора обычно включает:

Типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

Процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

Стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

Порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

Обязательность аудиторских проверок;

Порядок назначения временной администрации по управлению банком;

Объявление банков неплатежеспособными.

Банковский надзор осуществляется в виде :

Лицензирования;

Контроля за экономическими нормативами;

Инспекции и ревизии деятельности банка.

Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

В банковской системе России используются несколько различных направлений государственной и негосударственной контрольно-надзорной деятельности. Безусловно, основным направлением контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере является государственный банковский контроль и надзор за кредитными организациями.

При выделении банковского контроля и надзора как самостоятельных направлений государственной деятельности следует учитывать: а) особую сферу их применения (банковская система и банковская деятельность);

б) специальный состав контрольно-надзорных органов, наделенных соответствующими полномочиями в банковской сфере; в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого контроля и надзора (например, кредитные организации); г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом; д) специальные методы и формы контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, в банковской системе России реализуется несколько направлений государственной контрольной и надзорной деятельности, осуществляемых различными государственными органами. Это и прокурорский надзор, и государственный финансовый контроль, и налоговый контроль в соответствии с действующим федеральным законодательством, находящиеся вне пределов компетенции Банка России. Это и государственный валютный контроль, который согласно закону осуществляют Банк России и Правительство РФ как органы валютного контроля. Это и государственных контроль над деятельностью кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляемый ФКЦБ России.

Государственный банковский надзор осуществляется Банком России и направлен на обеспечение соблюдения кредитными организациями норм федерального законодательства и нормативов, устанавливаемых Банком России. Государственный банковский контроль над кредитными организациями осуществляется Банком России в особых случаях, предусмотренных банковским законодательством.

Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности лица не только с точки зрения ее законности, но и целесообразности.

В отличие от контроля, надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами. В процессе надзора деятельность лица оценивается лишь с точки зрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Поэтому если контроль может быть не только государственным, но и негосударственным, то надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. Только суверенитет государства и функции, предоставленные законом его органам, позволяют им, не имея отношений подчиненности или имущественных отношений, оценивать деятельность поднадзорного лица с точки зрения законности. Полномочия же Банка России на назначение временной администрации по управлению кредитной организацией являются не столько собственно контрольной деятельностью, сколько реализацией юридической ответственности кредитной организации за обнаруженные в процессе надзорной деятельности Банка России правонарушения.

Таким образом, о реализации государственного банковского контроля применительно к кредитным организациям правомерно говорить лишь в особых, упомянутых выше случаях, как правило, в качестве санкции за нарушение банковского законодательства. Именно подобного рода случаи (при их закреплении в банковском законодательстве), как представляется, следовало бы именовать государственным банковским контролем.

Итак, в строгом юридическом смысле слова за соблюдением кредитными организациями норм банковского законодательства ведется государственный банковский надзор (ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)»).

Говоря о банковском надзоре, можно выделить следующие основные направления его осуществления:

  • а) надзор за соблюдением государственных стандартов устойчивости кредитных организаций, в том числе обязательных экономических нормативов (пруденциальный надзор);
  • б) надзор за законностью осуществления кредитными организациями банковских операций, включая операции с валютными ценностями;
  • в) надзор за соблюдением иных норм федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и Банка России по различным вопросам деятельности кредитных организаций (соблюдение антимонопольных правил, правил, защищающих права потребителей банковских услуг, требований к обеспечению банковской безопасности и т.п.).

Существует несколько основных принципов банковского надзора (рис. 29.2).

Рис. 29.2.

Предмет банковского надзора составляет банковская деятельность кредитных организаций, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского нрава России. Из содержания ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» следует, что предмет банковского надзора не ограничен обязательными нормативами. Предметом банковского надзора охватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативных правовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов, филиалов и представительств иностранных банков.

В рамках банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями:

  • - федеральных законов (например, антимонопольных, о защите прав потребителей банковских услуг), нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, касающиеся банков и банковской деятельности;
  • - требований к банковской безопасности и к банковской инфраструктуре;
  • - требований банковского законодательства и Банка России к профессиональным и личным качествам руководителей кредитных организаций. Именно в процессе надзорно-контрольной деятельности Банк России проверяет соблюдение кредитными организациями своих предписаний и предупреждений, направленных на устранение обнаруженных правонарушений и недостатков.

Банк России является органом банковского
регулирования и банковского надзора.

Под регулированием понимается издание ЦБ РФ
правовых актов, обязательных для исполнения
всеми кредитными организациями, а также в
силу
наличия
полномочий
совершение
юридически значимых действий, которые могут
влиять на состав и структуру банковской
системы.

Банковский надзор - это деятельность по
обеспечению
соответствия
кредитных
организаций распространяющимся на них
требованиям в банковском секторе.

По своей структуре российская система
регулирования и надзора за банковской
деятельностью имеет много общего с
банковскими системами Великобритании и
Италии,
в
которых
осуществление
банковского надзора - исключительная
компетенция центральных банков.

Главными
целями
банковского
регулирования и банковского надзора
являются
поддержание
стабильности
банковской
системы
Российской
Федерации и защита интересов вкладчиков
и кредиторов.

Банк
России
не
вмешивается
в
оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев,
предусмотренных
федеральными
законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка
России осуществляются через действующий
на постоянной основе орган - Комитет
банковского
надзора,
объединяющий
руководителей структурных подразделений
Банка
России,
обеспечивающих
выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского
надзора и его структура утверждаются
Советом директоров.
Руководитель
Комитета
банковского
надзора назначается Председателем Банка
России из числа членов Совета директоров.

10.

В целом структура Комитета банковского
надзора представляет собой следующий
состав (согласно Приложению к Положению
о Комитете банковского надзора):
1. Председатель Комитета.
2. Заместители председателя Комитета.
3. Департамент банковского регулирования и
надзора.
4.
Департамент
лицензирования
деятельности и финансового оздоровления
кредитных организаций.

11.

5. Департамент валютного регулирования и
валютного контроля.
6. Юридический департамент.
7.
Главная
инспекция
кредитных
организаций.
8. Главное управление безопасности и
защиты информации.

12.

Комитет
объединяет
структурные
подразделения
Банка
России,
обеспечивающие
выполнение
его
надзорных функций.
Он принимает, в частности, решения по
вопросам
введения
и
изменения
пруденциальных
норм
деятельности
кредитных организаций в тех случаях, когда
для этого не требуется решения Совета
директоров Банка России.

13.

-
Банк России устанавливает обязательные
для кредитных организаций правила:
проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности,
составления и представления бухгалтерской
(финансовой) и статистической отчетности,
другой информации, предусмотренной
федеральными законами.

14.

При этом устанавливаемые Банком России
правила применяются в отношении
бухгалтерской
(финансовой),
статистической и иной отчетности, которая
составляется за период, начинающийся не
ранее даты опубликования указанных
правил.

15.

Банк России в порядке, установленном
нормативным актом Банка России,
проводит оценку:
качества систем управления рисками и
капиталом,
внутреннего
контроля
кредитной
организации, банковской группы,
достаточности
собственных
средств
(капитала)

16.

ликвидности
кредитной
организации
(банковской группы),
их соответствия характеру и масштабу
совершаемых кредитной организацией (в
банковской группе) операций,
уровню и сочетанию принимаемых рисков,
включая определение объема и структуры
операций как критериев такой оценки.

17.

Банк России вправе установить для
системно
значимых
кредитных
организаций
порядок
расчета
и
предельные
значения
нормативов
ликвидности.

18.

Системно
значимые
кредитные
организации обязаны разрабатывать и
представлять в Банк России планы

а также вносить изменения в планы

19.

Банк России осуществляет оценку планов
восстановления финансовой устойчивости,
изменений, вносимых в планы
восстановления финансовой устойчивости.

20.

Банк России на основании представленных
системно
значимыми
кредитными
организациями
планов
восстановления
финансовой устойчивости разрабатывает
планы действий в отношении таких кредитных
организаций, содержащие меры на случай,
если мероприятия, предусмотренные планами
восстановления финансовой устойчивости, не
приведут к восстановлению их финансовой
устойчивости.

21.

Банк России устанавливает требования к
системам
управления
рисками
и
капиталом, внутреннего контроля кредитных
организаций, в банковских группах, а
также квалификационные требования к
руководителю службы управления рисками,
руководителю службы внутреннего аудита,
руководителю службы внутреннего контроля
кредитных
организаций,
специальному
должностному лицу, ответственному за
реализацию правил внутреннего контроля

22.

В случае выявления несоответствия Банк
России обязан направить в кредитную
организацию
(головную
кредитную
организацию
банковской
группы)
предписание
о
приведении
систем
управления
рисками
и
капиталом,
внутреннего
контроля
кредитной
организации (банковской группы) в
соответствие с требованиями Банка России

23.

Банк России не вправе требовать от
кредитных
организаций
выполнения
несвойственных им функций, а также
требовать
предоставления
не
предусмотренной федеральными законами
информации о клиентах кредитных
организаций и об иных третьих лицах, не
связанной с банковским обслуживанием
указанных лиц.

24. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСТОЙЧИВОСТИ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ БАНК РОССИИ МОЖЕТ
УСТАНАВЛИВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:

25.

1. предельный размер имущественных
(неденежных) вкладов в уставный капитал
кредитной организации, а также перечень видов
имущества в неденежной форме, которое может
быть внесено в оплату уставного капитала;
2. заемщика
или группу связанных заемщиков;
3. максимальный размер крупных кредитных
рисков;
4. нормативы ликвидности кредитной организации;

26.

5. нормативы достаточности собственных средств
(капитала);
6. размеры валютного, процентного и иных
финансовых рисков;
7. минимальный размер резервов, создаваемых под
риски;
8. нормативы использования собственных средств
(капитала) кредитной организации для
приобретения акций (долей) других юридических
лиц;
9. максимальный размер кредитов, банковских
гарантий и поручительств, предоставленных
кредитной организацией (банковской группой)
своим участникам (акционерам).

27.

Максимальный размер риска на одного
заемщика
или
группу
связанных
заемщиков, являющихся по отношению
друг к другу зависимыми или основными и
дочерними, устанавливается в процентах от

кредитной
организации
(банковской
группы) и не может превышать 25
процентов размера собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы).

28.

При определении максимального размера
риска учитываются вся сумма кредитов
кредитной организации, выданная одному
заемщику
или
группе
связанных
заемщиков, а также суммы гарантий и
поручительств,
предоставленных
кредитной организацией заемщику или
группе связанных заемщиков.

29.

Максимальный
размер
крупных
кредитных рисков устанавливается как
выраженное в процентах отношение
совокупной величины крупных кредитных
рисков и размера собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы).

30.

Максимальный размер риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков
для банков с базовой лицензией не может
превышать
20
процентов
размера
собственных средств (капитала) банка с
базовой лицензией. Нормативными актами
Банка России для банков с базовой лицензией
могут устанавливаться особенности расчета
максимального размера риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков.

31.

Крупным кредитным риском является
сумма кредитов, гарантий и поручительств
в пользу одного клиента, превышающая 5
процентов собственных средств (капитала)
кредитной
организации
(банковской
группы).

32.

Максимальный размер крупных кредитных
рисков не может превышать 800 процентов
размера собственных средств (капитала)
кредитной организации (банковской
группы).
Банк России вправе вести реестр крупных
кредитных рисков кредитных организаций
(банковских групп).

33.

Нормативы
ликвидности
кредитной
организации,
банковской
группы
определяются как:
отношение ее активов и пассивов с учетом
сроков, сумм и типов активов и пассивов и
других факторов.

34.

Нормативы достаточности собственных
средств (капитала) определяются как
отношение размера собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы) и суммы ее активов,
взвешенных по уровню риска.

35.

Банк России вправе устанавливать надбавки к
нормативам достаточности собственных средств
(капитала) кредитной организации, банковской
группы (надбавку поддержания достаточности
капитала, антициклическую надбавку), а для
системно значимых кредитных организаций, для
банковских групп, головной организацией или
участником которых является системно значимая
кредитная организация, также надбавку за
системную значимость, методику их расчета,
порядок их соблюдения и восстановления
кредитными
организациями
(головными
кредитными организациями банковской группы,
кредитными
организациями
участниками
банковской группы) величины собственных средств
(капитала) в целях соблюдения указанных
надбавок.

36.

Банк России регулирует размеры и порядок
учета открытой позиции кредитных
организаций
(банковских
групп)
по
валютному,
процентному
и
иным
финансовым рискам.

37.

Банк
России
определяет
порядок
формирования и размер образуемых до
налогообложения
резервов
(фондов)
кредитных организаций для покрытия
возможных потерь по ссудам, валютных,
процентных и иных финансовых рисков в
соответствии с федеральными законами.

38.

Нормативы использования собственных

для приобретения акций (долей) других
юридических лиц определяются как
выраженное в процентах отношение сумм
инвестируемых и собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы).

39.

Размер
норматива
использования

организации для приобретения акций
(долей) других юридических лиц не может
превышать
25
процентов
размера
собственных средств (капитала) кредитной

40.

Максимальный
размер
кредитов,
банковских гарантий и поручительств,
предоставленных кредитной организацией
(банковской группой) своим участникам
(акционерам), определяется в процентах от
собственных средств (капитала) кредитной
организации (банковской группы).
Указанный норматив не может превышать
50 процентов.

41.

Банк
России
вправе
устанавливать
особенности расчета и значений обязательных
нормативов,
а
также
дополнительные
обязательные
нормативы
(соотношение
определенных активов и пассивов), величина
и
методики
определения
которых
определяются Банком России, для кредитных
организаций, которые являются эмитентами
облигаций с ипотечным покрытием или
облигаций с залоговым обеспечением
денежными требованиями либо осуществляют
уступку денежных требований, залогом
которых
обеспечивается
исполнение
обязательств по облигациям ипотечного
агента или специализированного общества.

42.

Банк России устанавливает методики
определения
собственных
средств
(капитала) и обязательных нормативов
кредитной
организации
(банковской
группы) с учетом международного опыта,
консультаций
с
кредитными
организациями,
банковскими
ассоциациями и союзами.

43.

Банк
России
вправе
устанавливать
дифференцированные
нормативы
и
методики их расчета по видам кредитных
организаций, а также в иных случаях.

44.

О предстоящем изменении нормативов и
методик
их
расчета
Банк
России
официально объявляет не позднее чем за
один месяц до их введения в действие.

45.

В целях определения размера собственных
средств (капитала) кредитной организации
и банковской группы Банк России проводит
оценку их активов и пассивов на основании
методик
оценки,
устанавливаемых
нормативными актами Банка России.
Кредитная организация и банковская
группа отражают в своей бухгалтерской
(финансовой) и иной отчетности размер
собственных
средств
(капитала),
определенный Банком России.

46.

Если
размер
собственных
средств
(капитала)
кредитной
организации
окажется меньше размера уставного
капитала
кредитной
организации,
определенного
ее
учредительными
документами,
Банк
России
обязан
направить в такую кредитную организацию
требование о приведении в соответствие
величины собственных средств (капитала) и
размера уставного капитала.

47.

Кредитная организация обязана исполнить
требование Банка России в порядке, сроки
и на условиях, которые установлены

закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)").

48.

Банк России устанавливает условия
включения
субординированных
кредитов
(депозитов,
займов,
облигационных
займов)
в
состав
источников собственных средств (капитала)
кредитной организации, а также условия
исключения субординированных кредитов
(депозитов,
займов,
облигационных
займов) из состава источников собственных
средств (капитала) кредитной организации.

49.

Сумма
субординированного
кредита
(депозита, займа, облигационного займа)
после предварительного согласования с
Банком России, может быть исключена из
расчета собственных средств (капитала)
кредитной организации при досрочном
расторжении
договора
субординированного кредита (депозита,
займа), досрочном погашении облигаций
по инициативе кредитной организации заемщика.

50.

В целях оценки активов и пассивов кредитной
организации, в том числе достаточности резервов,
создаваемых под риски, Банк России в
установленном им порядке проводит экспертизу
предмета
залога,
принятого
кредитной
организацией в качестве обеспечения по ссуде,
включающую установление фактического наличия
предмета залога и его осмотр, установление
правового статуса предмета залога, а также
суждение
о
стоимости
предмета
залога,
выносимого на основании федеральных стандартов
оценки, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кредитная организация формирует указанные
резервы с учетом результатов экспертизы предмета
залога, проведенной Банком России.

51.

Банк
России
проводит
оценку
экономического положения кредитной
организации в соответствии с методиками
проведения такой оценки, установленными
нормативным актом Банка России.

52.

Банк
России
вправе
устанавливать
особенности
оценки
экономического
положения кредитных организаций в
соответствии
с
видом
кредитных
организаций, в том числе в зависимости от
видов лицензий, выдаваемых банкам.

53.

Для осуществления функций банковского

России
проводит
проверки
кредитных
организаций (их филиалов), направляет им
обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных в их деятельности
нарушений федеральных законов, издаваемых
в соответствии с ними нормативных актов
Банка России и применяет предусмотренные
настоящим Федеральным законом меры по
отношению к нарушителям.

54.

Проверки
могут
осуществляться
уполномоченными
представителями
(служащими) Банка России в порядке,
установленном Советом директоров, или
по
поручению
Совета
директоров
аудиторскими организациями.

55.

Уполномоченные
представители
(служащие) Банка России имеют право
получать и проверять отчетность и другие
документы кредитных организаций (их
филиалов), при необходимости снимать
копии с соответствующих документов для
приобщения к материалам проверки.

56.

Порядок проведения проверок кредитных
организаций (их филиалов), в том числе
определение обязанностей кредитных
организаций (их филиалов) по содействию
в проведении проверок, определяется
Советом директоров.

57.

При осуществлении функций банковского
регулирования и банковского надзора Банк
России не вправе проводить более одной




филиала).

58.

При этом проверкой могут быть охвачены
только пять календарных лет деятельности
кредитной организации (ее филиала),
предшествующие
году
проведения
проверки.

59.

Проведение Банком России повторной
проверки кредитной организации (ее
филиала) по одним и тем же вопросам за
один и тот же отчетный период
деятельности кредитной организации (ее
филиала) за уже проверенный период
разрешается по следующим основаниям:

60.

если такая проверка проводится в связи с
реорганизацией или ликвидацией
кредитной организации;
по мотивированному решению Совета
директоров.

61.

Такое решение Совета директоров может
приниматься в порядке контроля за
деятельностью
территориального
учреждения Банка России, проводившего
проверку, либо на основании ходатайства
соответствующего
структурного
подразделения Банка России в целях
оценки финансового состояния и качества
активов
и
пассивов
кредитной
организации.

62.

Для
указанных
целей
ходатайство
структурного подразделения Банка России
должно содержать указания на выявленные
признаки
неустойчивого
финансового
положения кредитной организации, если
эти признаки создали реальную угрозу
интересам
кредиторов
(вкладчиков)
кредитной организации.

63.

Указанные признаки должны выявляться и
оцениваться в соответствии с методиками,
установленными нормативными актами
Банка России.

64.

Повторная проверка, проводимая на
основании мотивированного решения
Совета директоров, осуществляется при
участии представителей центрального
аппарата Банка России.

65.

В
случаях
нарушения
кредитной
организацией Банк России имеет право
требовать от кредитной организации:
устранения выявленных нарушений,
взыскивать штраф в размере до 0,1
процента минимального размера уставного
капитала

66.

ограничивать проведение кредитной
организацией отдельных операций, в том
числе с головной кредитной организацией
банковской группы, головной организацией
банковского холдинга, участниками
банковской группы, участниками

лицом (связанными с ней лицами), на срок
до шести месяцев.

67.

В случае неисполнения в установленный
Банком России срок предписаний Банк
России вправе:

68.

1) взыскать с кредитной организации штраф в
размере
до
1
процента
размера
оплаченного уставного капитала, но не
более 1 процента минимального размера
уставного капитала;

69.

2) потребовать от кредитной организации:
осуществления
мероприятий
по
финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения
структуры ее активов;
замены лиц, перечень должностей которых
указан в статье 60 ФЗ о ЦБ РФ, либо
ограничения размера компенсационных и
(или) стимулирующих выплат указанным
лицам на срок до трех лет;
осуществления реорганизации кредитной
организации;

70.

3) ввести запрет на осуществление кредитной
организацией
отдельных
банковских
операций, предусмотренных выданной ей
лицензией на осуществление банковских
операций, в том числе с головной кредитной
организацией банковской группы, головной
организацией
банковского
холдинга,
участниками банковской группы, участниками
банковского холдинга, со связанным с ней
лицом (связанными с ней лицами), на срок до
одного года, а также на открытие ею филиалов
- на срок до одного года;

71.

4) назначить временную администрацию по
управлению кредитной организацией на
срок до шести месяцев.

72.

5) ввести запрет на осуществление
реорганизации кредитной организации,
если в результате ее проведения возникнут
основания для применения мер по
предупреждению банкротства кредитной
организации,
предусмотренные
параграфом 4.1 главы IX Федерального
закона

несостоятельности
(банкротстве)";

73.

6) потребовать от учредителей (участников)
кредитной организации предпринять
действия, направленные на увеличение
собственных средств (капитала) кредитной
организации до размера, обеспечивающего
соблюдение ею обязательных нормативов,
в том числе путем ограничения
распределения прибыли кредитной
организации в части выплат, влекущих
уменьшение собственных средств
(капитала) кредитной организации;

74.

7)
ввести
ограничение
на
величину
процентной ставки, которую кредитная
организация
определяет
в
договорах
банковского
вклада,
заключаемых
(пролонгируемых)
в
период
действия
ограничения, в виде максимального значения
процентной ставки, но не ниже двух третей
ставки рефинансирования Банка России по
банковским вкладам в рублях и не ниже
ставки ЛИБОР по банковским вкладам в
иностранной валюте на дату введения
ограничения на срок до одного года.

75.

При
неисполнении
кредитной
организацией в срок, установленный
требованием (предписанием) Банка России,
обязывающим ее устранить нарушения,
Банк России обязан в течение трех рабочих
дней со дня выявления указанных
обстоятельств направить материалы в
следственные органы, уполномоченные
производить предварительное следствие
по уголовным делам о преступлениях, для
решения
вопроса
о
возбуждении
уголовного дела.

76.

Банк России
1) принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций
2) ведет Книгу государственной регистрации
кредитных организаций,
3) выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций,
4) приостанавливает
действие
указанных
лицензий и отзывает их.

77.

Решение о государственной регистрации
кредитной организации принимается
Банком России.

78.

Банк России ведет Книгу государственной
регистрации кредитных организаций.

79.


операций кредитной организации выдается
после ее государственной регистрации

80.

Лицензии, выдаваемые Банком России,
учитываются в реестре выданных лицензий
на осуществление банковских операций.

81.

В лицензии на осуществление банковских
операций
указываются
банковские
операции, на осуществление которых
данная кредитная организация имеет
право, а также валюта, в которой эти
банковские
операции
могут
осуществляться.

82.

Лицензия на осуществление банковских
операций выдается без ограничения сроков
ее действия.

83.

Осуществление
юридическим
лицом
банковских операций без лицензии влечет
за собой взыскание с такого юридического
лица всей суммы, полученной в результате
осуществления данных операций, а также
взыскание штрафа в двукратном размере
этой суммы в федеральный бюджет.

84. Документы для получения лицензии

1)
заявление
с
ходатайством
о
государственной регистрации кредитной
организации и выдаче лицензии на
осуществление банковских операций; в
заявлении также указываются сведения об
адресе (месте нахождения) постоянно
действующего исполнительного органа
кредитной организации, по которому
осуществляется
связь
с
кредитной
организацией;

85.

2) учредительный договор (подлинник или
нотариально удостоверенная копия), если
его подписание предусмотрено
федеральным законом;

86.

3) устав (подлинник или нотариально
удостоверенная копия);

87.

4) бизнес-план, утвержденный собранием
учредителей (участников) кредитной
организации, протокол собрания
учредителей (участников), содержащий
решения об утверждении устава кредитной
организации, а также кандидатур для
назначения на должности руководителя
кредитной организации и главного
бухгалтера кредитной организации.

88.

Порядок
составления
бизнес-плана
кредитной организации и критерии его
оценки устанавливаются нормативными
актами Банка России;

89.

5) документы об уплате государственной
пошлины за государственную регистрацию
кредитной организации и за
предоставление лицензии на
осуществление банковских операций при
создании кредитной организации;

90.

6) аудиторские заключения о бухгалтерской
(финансовой) отчетности учредителей юридических лиц;

91.

7)
документы
(согласно
перечню,
установленному нормативными актами
Банка России), подтверждающие источники
происхождения
средств,
вносимых
учредителями - физическими лицами в
уставный капитал кредитной организации;

92.

8)
анкеты кандидатов на должности
руководителя кредитной организации,
главного бухгалтера, заместителей главного
бухгалтера
кредитной
организации,
руководителя, главного бухгалтера филиала
кредитной организации. Указанные анкеты
заполняются
этими
кандидатами
собственноручно и должны содержать
сведения, установленные нормативными
актами Банка России, а также сведения:

93.

Указанные анкеты заполняются этими кандидатами
собственноручно и должны содержать сведения,
установленные нормативными актами Банка
России, а также сведения:
о наличии у этих лиц высшего образования (с
представлением копии документа об образовании
и о квалификации);
о наличии (об отсутствии) судимости (с
представлением оригинала справки о наличии (об
отсутствии) судимости, выданной Министерством
внутренних дел Российской Федерации);

94.

10) документы (согласно перечню, установленному
нормативными актами Банка России), необходимые
для оценки деловой репутации учредителей
(участников) кредитных организаций, кандидатов в
члены совета директоров (наблюдательного совета)
кредитной организации, лица, осуществляющего
функции единоличного исполнительного органа
юридического лица - учредителя (участника)
кредитной организации, приобретающего более 10
процентов акций (долей) кредитной организации.

95.

Принятие решения о государственной
регистрации кредитной организации и
выдаче лицензии на осуществление
банковских операций или об отказе в этом
производится в срок, не превышающий
шести месяцев с даты представления всех
документов.

96.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня
получения от уполномоченного регистрирующего
органа информации о внесенной в единый
государственный реестр юридических лиц записи о
кредитной организации уведомляет об этом ее
учредителей с требованием произвести в месячный
срок оплату 100 процентов объявленного уставного
капитала кредитной организации и выдает
учредителям документ, подтверждающий факт
внесения записи о кредитной организации в
единый государственный реестр юридических лиц.

97.

Неоплата или неполная оплата уставного
капитала в установленный срок является
основанием для обращения Банка России в
суд с требованием о ликвидации кредитной
организации.

98.

Для оплаты уставного капитала Банк
России открывает зарегистрированному
банку, а при необходимости - и
небанковской кредитной организации
корреспондентский счет в Банке России.

99.

При предъявлении документов,
подтверждающих оплату 100 процентов
объявленного уставного капитала
кредитной организации, Банк России в
трехдневный срок выдает кредитной
организации лицензию на осуществление
банковских операций.
 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с