Проблемы инвестиционно-строительного комплекса. Тема работы: Проблемы инвестиционно-строительного комплекса Экономическая характеристика инвестиционно строительного комплекса

Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. В законе `О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области` приводится следующее определение областной государственной инвестиционной политики: `комплекс организационных, правовых, финансово-экономических и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Челябинской области и направленных на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Челябинской области` .
Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики Челябинской области:
- отсутствие стабильного налогового законодательства;
- сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;
- необходимость принятия нового закона об амортизационной политике;
- остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам на рынке Челябинской области: - какие льготы и преференции можно предоставлять инвесторам по арендной плате на землю, -обеспечить равный доступ к получению земельных участков через конкурсные торги .
Таким образом, для повышения эффективности реализуемых органами государственной власти Челябинской области в рамках инвестиционной политики мероприятий необходимо совершенствование законодательства (в частности, регламентация лишь названных в законе механизмов регулирования и поддержки инвестиционной деятельности), обеспечение его стабильности, а также развитие информационно-консультационного обеспечения инвестиционной деятельности, поддержка становления новых источников финансирования инвестиционных проектов.
Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике .
С точки зрения управления экономикой страны понятие `строительный комплекс` как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали `трест - объе динение - главное управление - министерство`, что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономи ческое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением .
По мнению Л.В. Донцова , инвестиционно-строительная деятельность реализуется опреде ленной системой производственных, функциональных и институциональных струк тур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Инвестиционно-строительный сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора `нефинансовых предприятий` и сектора `финансовых учреждений`. Помимо перечисленных, в его состав входят также `сектор государственных учреждений` (частично) и сектор домашних хозяйств`. Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс и институциональные структуры.
На федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федераль ный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представ лен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комп лекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.
В статье Дерябина Я.В. в качестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями и строительством) рассматриваются следующие инстанции:
- органы общего управления инвестиционно-строительной деятельностью: законодательные органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, парламенты субъектов РФ); федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры (Правительство РФ и пра вительства ее субъектов); судебные органы государства (арбитражные суды);
- органы непосредственного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Росстрой);
- органы опосредованного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство имущественных отно шений, Министерство иностранных дел, Министерство по антимонопольной политике, Министерство промышлен ности, науки и технологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры, Федеральное казна чейство и его территориальные структуры, государственные и региональные внебюджетные фонды и др.);
- функциональные органы инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные с участием государства (государственные инвестиционные фонды, государственные инвестиционные и страховые компании, государствен ные специализированные инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).
Происходящие в инвестиционно-строительной сфере в после дние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства - федеральные службы - фе деральные агентства (рис. 1). Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти .

Переход к рыночным отношениям в российских условиях обусловил формирование экономически сложной внешней среды, которая оказывает отрицательное воздействие на процессы осуществления инвестиционно-строительной деятельности.

Деятельность предпринимательских организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «строительный комплекс». По мнению А.Н. Асаула, инвестиционно-строительный комплекс – совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

У А.И. Вахмистрова строительный комплекс определен как «сфера хозяйственной деятельности, связанная с расширенным воспроизводством основных производственных и непроизводственных фондов».

Под строительным комплексом следует понимать управляемую систему, являющую собой совокупность отраслей, подотраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечение воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

Управление экономикой со стороны государства в настоящее время представляет собой регулирование деятельности компаний в пределах исключительной компетенции государства. Важным элементом этого регулирования является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ.

При решении проблем повышения эффективности всех видов деятельности, вовлекаемых в инвестиционно-строительную сферу, под строительным комплексом следует понимать совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере .

Основными составляющими строительного комплекса, как правило, являются:

Инвесторы. Они могут быть кредиторами, заказчиками, покупателями готовой продукции и т.п.;

Проектировщики, разрабатывающие архитектурную, строительную, технологическую и сметную документацию;

Производители и поставщики основных ресурсов производства (материальных, технических, технологических и т.п.);

Строительно-монтажные организации. Их задачей является преобразование средств инвестиционной деятельности в основные средства. Строительно-монтажные организации объединяют деятельность инвесторов, заказчиков, проектировщиков, поставщиков материальных и технических ресурсов;

Инновационные организации, в которых разрабатываются научно-технические новшества и инновации с целью их последующего использования в процессе создания основного капитала;

Институциональные рыночные структуры, обеспечивающие обращение инвестиций в сфере производственного их использования в виде основного капитала;

Транспортные организации;

Логистические фирмы. Они обеспечивают наполнение товаропроводящей сети и доведение товаров и услуг до экономических субъектов инвестиционно-строительной деятельности .

Данный подход можно применить к строительному комплексу только в том случае, если его рассматривать изолированно. Но строительный комплекс – это не закрытая единица экономики, это система, существующая во взаимодействии с другими объектами экономики. И поэтому его изучение в отрыве от других составляющих экономического поля региона не только нерационально, но просто не имеет смысла. Основные субъекты строительства, такие как подрядчики и заказчики через подрядчиков, постоянно взаимодействуют с другими отраслями, получая от них продукты производства, необходимые для осуществления строительной деятельности. Поэтому имеет смысл выделить ряд отраслей, не входящих в полном составе в строительный комплекс, но без которых строительная отрасль прекратила бы свое существование. Такие отрасли называются смежными. К смежным можно отнести машиностроение, энергетику, нефтеперерабатывающую (в объеме производства ГСМ, используемого в процессе осуществления строительных работ) и др. отрасли. Таким образом, можно обозначить графически структуру строительного комплекса (рис. 1.1).

Все смежные отрасли можно разделить на две составляющие: часть смежных отраслей, входящей во внутреннюю среду СК, и другую часть смежных отраслей, входящую во внешнюю среду СК.

Организационные формы строительных организаций и их функции представлены в табл. 1.1.

Рис.1.1. Схема регионального строительного комплекса с учетом смежных отраслей

Таблица 1.1

Характеристика основных функций и организационных форм организаций строительной отрасли

Участники

Основные функции

Организационные формы

1.Инвесторы, заказчики

Финансирование и кредитование инвестиций в основной капитал

Предприятия

Физические лица (население)

Банки, кредитные организации

Федеральные и местные органы исполнительной власти

2. Проектировщики

Разработка архитектурной, строительной, технологической и сметной документации

Архитектурные мастерские

Проектные организации

Изыскательские организации

3.Производители и поставщики основных ресурсов производства

Производство строительных материалов, изделий и конструкций, строительных машин и механизмов, технологического, энергетического и другого оборудования

Заводы, предприятия

4.Подрядчики (строительно-монтажные организации)

Производство строительно-монтажных работ.

Сдача в эксплуатацию строительной продукции

Общества с ограниченной ответственностью

Акционерные общества

Государственные предприятия

5.Инновационные организации

Разработка и внедрение научно-технических новшеств и инноваций

Консультативные фирмы

6.Институциональные рыночные структуры

Обеспечение обращения инвестиций в сфере производства

Банки, кредитные организации

Институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании т.п.)

7.Логистические фирмы

Формирование потоков материалов, комплектация, упаковка, доставка, складирование строительных материалов, изделий, конструкций и др.

Оптовые базы

Комплектующие организации

Консультативные фирмы

Любой региональный строительный комплекс России является сложной многоуровневой системой, состоящей из ряда взаимосвязанных экономических подсистем, которые обладают определенной независимостью и самостоятельностью в выборе оптимального режима своего функционирования. Это отражается на поведении системы в целом. Поэтому и требуется осуществление внешнего регулирующего воздействия на отдельные элементы системы в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов.

Необходимо выбрать общий режим функционирования, когда система достигает определенного оптимума при одновременном сохранении для подсистем выбора режима их самостоятельной деятельности.

Эффективная деятельность регионального строительного комплекса основывается на балансе инвестиционного спроса и инвестиционного предложения. Инвестиционный спрос возникает в том случае, если у субъектов инвестиционного процесса (потенциальных инвесторов) появляется свободный капитал, или источники привлечения капитала при условии возникшего интереса, или потребности в объектах инвестиционно-строительной деятельности, т.е. продукции строительного комплекса.

Инвестиционное предложение возникает при наличии необходимости в привлеченных средствах инвесторов. Эффективность деятельности строительного комплекса обуславливается той ситуацией, сложившейся на рынке инвестиционного капитала, когда инвестиционный спрос соответствует инвестиционному предложению. Если данное условие не выполняется, то либо процесса инвестирования не происходит, либо спрос удовлетворяется путем привлечения капитала инвесторов из других регионов.

Особенности функционирования регионального строительного комплекса вытекают из специфики строительства как вида производственной деятельности. Он постоянно ощущает на себе влияние постоянных и переменных факторов, таких как географическое положение региона, влияющее на технологию производства строительных работ, наличие сырья в регионе, степень развития инфраструктуры, наличие развитой нормативно-законодательной базы, инвестиционный климат в регионе и пр. В технико-экономическом отношении строительство как отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства (рис. 1.2) .

Одна из особенностей строительного комплекса заключается в том, что большая часть инвестиционных проектов являются долгосрочными и среднесрочными уже на периоде осуществления процесса подготовки к строительству и самого строительства, а наличие периода окупаемости может увеличить срок реализации проекта в несколько раз.

Эффективное функционирование и развитие строительного комплекса зависит от интереса региональных органов власти, проявляющегося в грамотной разработке и реализации стратегии развития, заключающейся в формировании структуры управления региональным инвестиционно-строительным комплексом, создании различных инвестиционных программ, участии регионального правительства в инвестиционных проектах в качестве инвестора или поручителя.

Рис. 1.2. Технико-экономические особенности строительства

Предыдущая

Введение

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

3. Проблемы и пути их решения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одной из основных задач экономической политики на всех уровнях управления является выявление отраслей или иных групп предприятий - потенциальных точек роста и формирование комплекса мероприятий по стимулированию их развития. В качестве одного из факторов роста региональной экономики часто рассматривается развитие предприятий строительного комплекса. Для народнохозяйственной системы региона инвестиционно-строительный комплекс является одним из ключевых элементов. Он объединяет множество участников для решения основных задач регионального планирования: удовлетворения потребностей в улучшении уровня жизни населения, развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, поиска источников финансирования реализации целей развития территории.

Социально-экономические преобразования в экономике РФ 1990-х годов затронули все отрасли и комплексы ее народного хозяйства, в том числе, инвестиционно-строительный комплекс, который испытал и значительный спад производства, и последующий его бурный рост. Одним из последствий децентрализации управления, разукрупнения строительного комплекса и приватизации строительных предприятий, произошедших в этот период, является отсутствие эффективного среднего звена координирования строительной деятельности.

В современных условиях под влиянием таких факторов, как реструктуризация производства, новейшие технологии в области строительной индустрии, процессы совершенствования технологической и воспроизводственной структуры инвестиций, происходит значительное увеличение разнообразия рынка строительного подряда и отношений его участников. Между тем, именно на региональном уровне преимущественно реализуется потенциал развития строительного комплекса.

В этой связи становится актуальной разработка особенностей и проблем инвестиционно-строительного комплекса именно на региональном уровне.

1. Теоретическая часть

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (ИСК) - включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звено комплекса - капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:

1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования);

2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;

3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.

Чтобы адекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК должен обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки и принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должна достигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которой технологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны в другую.

Другим не менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управления на поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционной сферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, в которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.

Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.

Особенности реформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.

Принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический (таблица 1).

Правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.

В российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.

Таблица 1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики регионов:

Отсутствие стабильного налогового законодательства;

Сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;

Необходимость принятия новых законов об амортизационной политике;

Остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам.

Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике.

С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест - объединение - главное управление министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.

Считается, что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.

Инвестиционно-строительный сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора «нефинансовых предприятий» и сектора «финансовых учреждений». Помимо перечисленных, в его состав входят также «сектор государственных учреждений» (частично) и «сектор домашних хозяйств». Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс и институциональные структуры.

На федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федеральный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представлен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комплекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.

В существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.

В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.

В качестве субъекта управления (государственных органо

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом инвестиционно-строительный комплекс , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 20 за период c 2009 по 2017 год).

1. Файзуллин И.Э., Крыгина А.М., Крыгина Н.М.
// Жилищные стратегии. (№ 1 / 2017).
В статье приведены результаты исследования использования стратегий инновационного развития предприятий территориальных инвестиционно-строительных комплексов. Проанализированы основные проблемные аспекты развития строительной отрасли с учетом кризисных процессов разных уровней в экономике, с выявлением группы факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций. Проведен анализ инновационных стратегий предприятий региональных ИСК. Показана применимость синергетической инновационной стратегии при реализации воспроизводственных процессов жилищной эконедвижимости, с учетом специфики объектов данного класса.

Файзуллин И.Э., Крыгина А.М., Крыгина Н.М. Развитие экожилищного строительства как эффективный инструмент формирования инновационных стратегий развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса // Жилищные стратегии. – 2017. – Том 4. – № 1. – с. 9-22. – doi: 10.18334/zhs.4.1.38052 .

2. Зайнуллина Д.Р., Григорьева К.И.

В статье анализируются системные проблемы инвестиционно-строительного комплекса, которые привели к кризисным явлениям. Авторами сделана попытка доказать взаимосвязь между активизацией инновационного процесса в инвестиционно-строительном комплексе и выходом последнего из кризиса. Так же проанализировано влияние успешного развития строительной отрасли на улучшение регионального инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для развития инноваций в регионе.

Зайнуллина Д.Р., Григорьева К.И. Активизация инвестиционно-строительного комплекса как фактора инновационного развития региона // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 2953–2962. – doi: 10.18334/rp.17.21.36912 .

3. Абдуханова Н.Г., Мухаметвалеева Р.Р.
// Российское предпринимательство. (№ 21 / 2016).
Статья посвящена анализу текущего состояния девелопмента в инвестиционно-строительном комплексе. Обосновано понятие «девелопмент» как способ организации и управления строительным производством. Рассмотрены проблемы и перспективы развития девелопмента в инвестиционно-строительном комплексе, а также роль девелопмента в социально-экономическом аспекте.

Абдуханова Н.Г., Мухаметвалеева Р.Р. Девелопмент в инвестиционно-строительном комплексе // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 3023–3028. – doi: 10.18334/rp.17.21.36914 .

7. Гареев И.Ф., Рожков В.Л., Котдусова А.Г.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2015).

В статье представлена характеристика жилищного строительства и динамика его основных показателей. По результатам проведенного исследования раскрыта взаимосвязь результатов инвестиционно-строительной деятельности с основными его составляющими. Полученные выводы могут быть полезны при выработке стратегии развития инвестиционно-строительного комплекса.

Гареев И.Ф., Рожков В.Л., Котдусова А.Г. Основные тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – с. 3149-3158. – doi: 10.18334/rp.16.19.1967 .

13. Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2014).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием строительного комплекса, необходимостью разработки плана и этапов подготовки развития строительного комплекса. Представлены факторы, оказывающие влияние на инвестиционно-строительный комплекс, а также анализ развития рынка недвижимости в городе Казань.

Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И. Развитие инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – с. 135-145. – url: .

15. Гареев И.Ф., Орлов В.Я.
// Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).
На финансовом рынке к настоящему времени присутствуют инструменты коллективного инвестирования, позволяющие вовлечь ресурсы граждан на рынок недвижимости. В статье раскрывается вопросы функционирования фондов недвижимости, требующие дальнейшего совершенствования.

Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Направления развития института коллективных инвестиций в строительную отрасль // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 100-107. – url: .

19. Файзуллин И.Э., Федоренко О.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
Анализ потенциала кластеризации Республики Татарстан позволил выявить приоритетные виды экономической деятельности, готовые для создания кластеров, в число которых входит инвестиционно-строительный комплекс. Однако на данном этапе созданию полноценного кластера в этой отрасли препятствует недостаточное развитие родственных и поддерживающих сфер деятельности. Как должна решаться эта проблема? Какими должны быть условия и методология построения кластеров? Читайте об этом в статье.

Файзуллин И.Э., Федоренко О.С. Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса на основе кластерного подхода // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 159-163. – url: .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу « »?

Инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) - включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звено комплекса - капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа: 1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования); 2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость; 3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.

17. Особенности строительной политики в стране.

См. Вопрос №4

18. Принципы рыночной экономики как основы формирования требований к управлению в строительной организации.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

– единство экономического пространства;

– свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

– поддержка конкуренции.

19. Предмет, содержание и цель анализа и проектирования су в строительстве.

Для того чтобы организационную форму аппарата управления строительным производством время от времени приводить в соответствие с непрерывно изменяющейся структурой предмета управления, необходимо систематически изучать организационные свойства и состояния производственной системы, условия и результаты хозяйственной деятельности ее хозрасчетных подразделений, а также определять эффективности системы управления в целом. Процесс такого изучения объектов исследования с выявлением слабых звеньев организации и причин дезорганизации системы управления принято называть диагностическим анализом. Диагностический анализ – это метод исследования организационных систем, использующий при диагностике системный подход, качественную и количественную оценку свойств и состояний организации, а также причин дезорганизации ее структурных образований и появления организационных патологий. Т.о., предмет диагностического анализа – это свойства, состояния, условия и результаты функционирования системы управления в целом относительно любого предмета управления либо при более глубоком изучении организационных противоречий производства объекта и субъекта управления или их отдельных подсистем и элементов в частности. Задачами экономического анализа рабочих параметров производственной системы состоит в том, чтобы изучить организацию управления под углом зрения оценки ее эффективности и соответствия направления работы каждого хозрасчетного подразделения его целевому назначению, интересам организации, ассоциации или всего общества, рачительного использования трудовых и материально-технических ресурсов; выяснить действительно ли подразделения организации работали эффективно, добиваясь планируемых результатов ценой наименьших общественных издержек производства и сохранения экологической среды. Структурный анализ информационных и материальных потоков производственной системы (с точки зрения информационных характеристик) осуществляется для оценки адекватности системы управления структуре управляемого объекта. Организационное проектирование – это структурообразующий способ процесса организации, начинающийся на стадии организации идей и завершающийся в процессе организации идей, вещей и людей в реальном времени и пространстве. Ему присущи все структурные элементы и атрибуты процесса организации. Результатом организационного проектирования служит проект в форме альбома организационных документов, отображающих многообразие организационных решений.

    Состав и последовательность этапов проектирования ОСУ строит.организацией

Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования.

На первом этапе проектирования происходит выбор матрично-штабной модели, которая подлежит детальному рассмотрению и является необходимой для выполне­ния последующих этапов. Таким образом реализуется первая теоретическая предпосылка, выявленная в ре­зультате предпроектного обследования.

На втором этапе осуществляется распределение управленческих решений по уровням в рамках матрично-штабной структуры.

Третий этап - это собственно процесс проектиро­вания структуры управления. Он основан на исследо­вании возможности проектирования того или иного варианта структуры для выбранного объекта управле­ния. Вопрос о формировании любой структуры управ­ления будет зависеть от того, насколько целесообразно присутствие в ней функционального, тематического либо координирующего уровней. Под целесообразно­стью в данном случае понимается степень загрузки ру­ководителя, принимающего решения.

На четвертом этапе происходит окончательный выбор варианта структуры и все даль­нейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры.

На пятом этапе решается вопрос о формировании состава подразделений на уровнях в пределах выбранной структуры. Эта задача предполагает определение состава и численности руководителей и исполнителей, необхо­димых для принятия и подготовки управленческих ре­шений. Поставка этой задачи связана с тем, что крите­рием создания любой организационной единицы - от­дела или службы - является норма управляемости. Формирование структурных подразделений в конечном итоге будет зависеть от того, насколько полученная чис­ленность руководителей и исполнителей соответствует норме управляемости.

На шестом этапе принимается решение о внедрении данной структуры и утверждении схемы управления.

Три последующих этапа - седьмой, восьмой и девятый представляют собой организационное регламентирование, на котором осуществляется разработка документации, регламентирующей деятельность отдельных исполнителей, подразделений и системы управления в целом.

    Методы построения и совершенствования ОСУ

Под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней управления, находящихся в отношениях подчиненности и связанности .

Формирование организационной структуры управления основано на использовании в комплексе следующих методов:

Метод структуризации целей;

Функционально-ориентированный метод;

Экспертно-аналитический;

Метод аналогий.

1. Метод структуризации целей. Предусматривает выработку иерархической системы целей организации и последующий анализ структуры управления с точки зрения её соответствия системе целей.

2. Функциональный метод. В его основе заложено формирование аппарата управления через выделение хозяйственных функций управления в организации, управленческих действий и их распределение по структурным подразделениям организации.

3. Экспертно‑аналитический метод. Состоит в обследовании и аналитическом изучении организации с тем, чтобы выявить специфические особенности и проблемы в работе организации, выработать рекомендации по её рациональному формированию.

4. Метод аналогий. Состоит в использовании организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками с проектируемой организацией.

Применение комплекса методов позволяет:

Сформировать иерархическую систему целей и задач;

Выделить организационно-обособленные блоки и подразделения проектируемого органа;

Рационально распределить полномочия и ответственность, функции и управленческие действия между уровнями и структурными подразделениями;

Определить отношения проектируемой структуры её подразделений с внешней средой.

На основе проведенного обследования и анализа действующей ОСУ разрабатывается обоснование для проведения работ по сов-нию ОСУ, что может быть представлено в виде записки или доклада. Отображается: 1. обоснование цели сов-ния ОСУ. 2. основные методы и принципы сов-ния ОСУ. 3. обоснование новых орг решений. 4. в записке должен быть перечень док-тов для разработки или пересмотра существующей ОСУ. 5. перечень мероприятий по орг, нормативному, методическому, информационному сов-нию ОСУ. Проект по сов-нию ОСУ должен включать: 1. структуру ОСУ. 2. обновление положений о СП и должностных инструкциях. 3. проект должен включать механизм взаимодействия СП. 4. меры по подбору и подготовке кадров. 5. меры по преодоления возможных противоречий.

23.Виды организационных структур управления

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема ОСУ отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: – линейные (административное подчинение); – функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); – межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: – линейная; – функциональная; – линейно-функциональная; – матричная; – дивизиональная; – множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного.

Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная.

24. Управление ипотекой . ИПОТЕКА - залог недвижимого имущества, главным образом земли и строений, с целью получения ипотечной ссуды. Ипотека представляет такой вид залога, при котором закладываемое имущество не передается в руки кредитора, а остается у должника. Под ипотекой понимают также долг по ипотечному кредиту.

25 Этапы проектирования ОСУ.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно–целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с