Впервые понятие человеческий капитал использовал. Человеческий капитал это в экономике. Проблемы человеческого капитала в современном мире

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением, прежде всего экономики образования и труда. В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле "одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе". В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В "Экономической энциклопедии" человеческий капитал определяется как "особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт. Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования.

Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

1. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

2. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;


3. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

4. Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

5. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

6. Человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;

7. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности.

Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал . Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого количества определений и видов "человеческого капитала", это понятие, как многие термины, представляет собой "метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку". Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Разработали теорию человеческого капитала сторонники свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Теодор Шульц и Гари Беккер. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике - Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. К числу исследователей, внесших наибольший вклад в развитие теории человеческого капитала, относятся также М. Блауг, М. Гроссман, Дж. Минцер, М. Перлмен, Л. Туроу, Ф. Уэлч, Б. Чизуик, Дж. Кендрик, Р. Солоу, Р. Лукас, Ц. Грилихес, С. Фабрикант, И.Фишер, Э. Денисон и др. экономисты, социологи и историки. Вложил существенный вклад в создание теории и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г. Среди современных отечественных исследователей проблем человеческого капитала можно отметить С.А.Дятлова, Р.И.Капелюшникова, М.М.Критского, С.А.Курганского и других.

Концепция «человеческого капитала» базируется на двух самостоятельных теориях:

1) Теория «инвестиций в человека» была первой из представлений западных экономистов о воспроизводстве производительных способностей человека. Ее авторы – Ф.Махлуп (Принстонский университет), Б.Вейсброд (Висконсинский университет), Р.Уикстра (Колорадский университет), С.Боулс (Гарвардский университет), М.Блауг (Лондонский университет), Б.Флейшер (университет штата Огайо), Р.Кэмпбэлл и Б.Сиджел (Орегонский университет) и др. Экономисты этого течения исходят из кейнсианского постулата о всемогуществе инвестиций. Предметом исследования рассматриваемой концепции являются как внутренняя структура самого «человеческого капитала», так и специфические процессы его формирования и развития.

М.Блауг полагал, что человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе.
С точки зрения У.Боуэна - человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческий существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Ф.Махлуп писал о том, что неусовершенствованный труд может отличаться от усовершенствованного, ставшего более производительным, благодоря вложениям, которую увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования и составляют человеческий капитал.

2)Авторами теории «производства человеческого капитала» являются Теодор Шульц и Йорем Бен-Порет (Чикагский университет), Гари Беккер и Джекоб Минцер (Колумбийский университет), Л.Туроу (Массачусетский технологический институт), Ричард Пэлмэн (Висконсинский университет), Цви Грилихес (Гарвардский университет) и др. Эту теорию считают основополагающей для западной экономической мысли.

Шульц (Schultz) Теодор-Уильям (1902-1998) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979). Родился недалеко от г. Арлингтона (штат Южная Дакота, США). Учился в колледже, аспирантуре Висконсинского университета, где в 1930 г. получил ученую степень доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства». Преподавательскую деятельность начал в колледже штата Айова. Через четыре года возглавил кафедру экономической социологии. С 1943 г. и на протяжении почти сорока лет он - профессор экономики Чикагского университета. Деятельность преподавателя соединял с активной научно-исследовательской работой. В 1945 г. подготовил сборник с материалами конференции «Продовольствие для мира», в котором особенное внимание уделено факторам поставки продуктов питания, вопросам структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы, профессиональной квалификации фермеров, технологии сельскохозяйственного производства и направлению инвестиций в фермерское хозяйство. В работе «Сельское хозяйство в нестабильной экономике» (1945) он выступил против неграмотного использования земли, поскольку это приводит к эрозии грунтов и другим негативным последствиям для аграрной экономики.

В 1949-1967 гг. Т.-В. Шульц - член совета директоров Национального бюро экономических исследований США, затем - экономический консультант Международного банка реконструкции и развития, Продовольственной и сельскохозяйственной организаций ООН (ФАО), нескольких государственных ведомств и организаций.

Среди его наиболее известных работ - «Производство и благополучие сельского хозяйства», «Преобразование традиционного сельского хозяйства» (1964), «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981) и др.

Американская экономическая ассоциация наградила Т.-В. Шульца медалью имени Ф. Волкера. Он - почетный профессор Чикагского университета; ему присвоены почетные ученые степени Иллинойским, Висконсинским, Дижонским, Мичиганским, Северо-Каролинским университетами и Чилийским католическим университетом.

Согласно теории человеческого капитала в производстве взаимодействуют два фактора - физический капитал (средства производства) и человеческий капитал (приобретенные знания, навыки, энергия, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг). Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Т.-В. Шульц утверждал, что человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. А человеческим он становится потому, что он - составляющая часть человека.

По мнению ученого, человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой - вещественному капиталу. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал. Т.-В. Шульц убежден, что с учетом вклада труда в выпуск продукции производственные возможности человека выше всех других форм богатства вместе взятых. Особенность этого капитала, по мнениию ученого, заключается в том, что независимо от источников формирования (собственных, государственных или частных) его использование контролируется самими собственниками.

Микроэкономический фундамент теории человеческого капитала был заложен Г.-С. Беккером.

Беккер (Becker) Гарри-Стэнли (род 1930) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992). Родился в г. Потсвил (Пенсильвания, США). В 1948 учился в Высшей школе Дж. Мэдисона в Нью-Йорке. В 1951 г. окончил Принстонский университет. Его научная карьера связана с Колумбийским (1957-1969) и Чикагским университетами. В 1957 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором.

С 1970 г. Г.-С. Беккер работал заведующим кафедрой общественных наук и социологии в Чикагском университете. Преподавал в Гуверовском институте Стэнфордского университета. Сотрудничал с еженедельником «Business Week».

Он - активный сторонник рыночной экономики. В его наследии немало трудов: «Экономическая теория дискриминации» (1957), «Трактат о семье» (1985), «Теория рациональных ожиданий» (1988), «Человеческий капитал» (1990), «Рациональные ожидания и эффект цены потребления» (1991), «Фертильность и экономика» (1992), «Обучение, труд, качество рабочей силы и экономика» (1992) и др.

Сквозная идея трудов ученого заключается в том, что, принимая решения в своей повседневной жизни, человек руководствуется экономическими рассуждениями, хотя не всегда это осознает. Он утверждает, что рынок идей и мотивов функционирует по тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция. Это относится и к таким вопросам, как венчание, создание семьи, обучение, выбор профессии. Экономической оценке и измерению, по его мнению, поддаются и многие психологические явления, как, например, удовлетворенность-неудовлетворенность материальным положением, проявление зависти, альтруизма, эгоизма и др.

Оппоненты Г.-С. Беккера утверждают, что, акцентируя внимание на экономических расчетах, он приуменьшает значение моральных факторов. Однако на это у ученого есть ответ: моральные ценности у разных людей разные, и пройдет немало времени, пока они станут одинаковыми, если такое когда-либо будет возможным. Личную же экономическую выгоду стремится получить человек с любой моралью и интеллектуальным уровнем.

В 1987 г. Г.-С. Беккер был избран президентом Американской экономической ассоциации. Он - член Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук США, Национальной академии образования США, национальных и международных обществ, редактор экономических журналов, а также почетный доктор Стэнфордского, Чикагского, Иллинойского, Еврейского университетов.

Отправным пунктом для Г.-С. Беккера было представление, что при вложении средств в профподготовку и образование ученики и их родители действуют рационально, учитывая все выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сравнивают ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковских вкладах, дивидендами от ценных бумаг). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, они принимают решение: продолжать образование или прекратить его. Нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между разными типами и уровнями обучения, а также между системой образования и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.

Г.-С. Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.

Г.-С. Беккер считал, что низкоквалифицированный работник становится капиталистом не вследствие диффузии (распыления) собственности на акции корпораций (хотя такая точка зрения популярна). Происходит это путем приобретения знаний и квалификации, которые имеют экономическую ценность. Ученый был убежден, что необразованность - самый серьезный фактор, который сдерживает экономический рост.

Ученый настаивает на отличии между специальными и общими инвестициями в человека (и шире - между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка дает работнику знания и навыки, которые повышают будущую производительность ее получателя только в фирме, его обучающей (разные формы ротационных программ, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые повышают производительность ее получателя независимо от фирмы, на которой он работает (обучение работе на персональном компьютере).

По мнению Г.-С. Беккера, вложения в образование граждан, в медицинское обслуживание, в частности в детское, в социальные программы, направленные на сохранение, поддержку, пополнение кадров, равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Значит, согласно его теории, поддержка предпринимателями школ и вузов - не благотворительность, а забота о будущем государства

Как утверждает Г.-С. Беккер, общая подготовка определенным образом оплачивается самими работниками. Стремясь повысить свою квалификацию, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, а позже имеют доход от общей подготовки. Ведь если бы обучение финансировали фирмы, то каждый раз при увольнении таких работников они избавлялись бы от своих вложений в них. И наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и они же получают доход от нее. При увольнении по инициативе фирмы издержки несли бы работники. В итоге общий человеческий капитал, как правило, вырабатывают особенные «фирмы» (школы, колледжи), а специальный - формируется непосредственно на рабочих местах.

Термин «специальный человеческий капитал» помог понять, почему работники с большим стажем работы на одном месте реже меняют место работы, и почему заполнение вакансий происходит в фирмах преимущественно путем внутренних передвижений по службе, а не путем найма на внешнем рынке.

Исследовав проблемы человеческого капитала, Г.-С. Беккер стал одним из основателей новых разделов экономической теории - экономики дискриминации, экономики внешнего хозяйствования, экономики преступления и др. Он перекинул «мостик» от экономики к социологии, демографии, криминалистике; первым внедрил принцип рационального и оптимального поведения в тех отраслях, где, как считали раньше исследователи, господствовали привычки и иррациональность.

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть, с точки зрения экономической теории, затратным фактором. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются затратными. Уже со второй половины ХХ в. отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно и кардинально изменилось, и данная экономическая категория стала основным достижением, прежде всего, экономики образования и труда. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду -- образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчёты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы -- затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Впервые термин «человеческий капитал» появился в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера.

Г. Беккер рассматривал человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и умений человека, а по определению Т. Шульца человеческий капитал - это приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями. Однако Т. Шульц и Г. Беккер уделили больше внимания тому, чтобы объяснить и отстоять идею равноправной с материальными ресурсами роли человеческого капитала в создании совокупного общественного продукта.

За создание «основ теории человеческого капитала» американские ученые были удостоены Нобелевской премии по экономике -- Теодор Шульц в 1979 г., Гэри Беккер в 1992 г. Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие человеческого капитала.

В более поздних работах среди ученых нет единого мнения по определению и содержанию «человеческого капитала», что можно объяснить сложностью и многогранностью этого явления. Именно поэтому существует большое количество определений данного понятия:

  • - по мнению У. Боуэна человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделен человек и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг;
  • - по мнению Эдвина Дж. Долана человеческий капитал - это капитал в виде умственных способностей, полученный через обучение или образование либо через практический опыт;
  • - по мнению М.М. Критского человеческий капитал - это всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию;
  • - Б.М Генкин и Б.Г. Юдин считают, что человеческий капитал характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность;
  • - по мнению А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, тем самым влияют на рост доходов данного человека;
  • - В.С. Ефимов рассматривает человеческий капитал как универсальную, самостоятельную составляющую «производственного процесса», обеспечивающую дополнительную стоимость продукта. Также он выделяет три аспекта человеческого капитала:
    • а) биологический аспект - сохранение человеческого капитала: демография + здоровье + активность;
    • б) социальный аспект - развитие человеческого капитала: образование + квалификация + социальная организованность + инициативность;
    • в) экономический аспект - капитализация человеческого капитала: системы производства + социальные институты + инфраструктура возможностей.

Обобщая вышеперечисленные определения человеческого капитала, можно выделить несколько основных подходов: большинство ученых под человеческим капиталом понимают набор навыков, умений и способностей человека, другие - только те, которые были получены через обучение, третьи определяют его через инвестиции и вложения в человека, которые обеспечивают накопления определенных способностей и качеств. Отдельные исследователи включают в него также социальные, психологические, мировоззренческие, культурные характеристики людей.

Само понятие человеческого капитала было введено для объяснения того, почему образование и опыт влияют на оплату труда, а также для понимания того, что определяет уровень образования, получаемый людьми.

Поскольку каждый человек, так или иначе, в своей жизни сталкивается с такими понятиями, как необходимость получения образования, нехватка опыта при устройстве на работу, уровень оплаты труда, то каждый способен субъективно определить понятие человеческого капитала.

Зачастую встречается определение человеческого капитала как творческого потенциала, физического, морально-психологического и социального здоровья, духовных качеств, способности к мобильности человека. Кроме того человеческий капитал подразумевает накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры, опыта, целесообразно используемых для производительной деятельности по созданию продукции и услуг, что увеличивает доходы человека, предприятия, общества.

Для более полного определения человеческого капитала следует учитывать следующие его особенности:

  • - в наши дни человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  • - формирование человеческого капитала требует больших затрат как от общества, так и от самого человека;
  • - человеческий капитал может быть накапливаемым (в плане знаний, навыков, способностей, опыта);
  • - человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • - инвестиции в человеческий капитал в будущем приносят его обладателю более высокий доход;
  • - человеческий капитал неотделим от его носителя - человека;
  • - несмотря на то, какие источники формируют человеческий капитал (государственные, семейные, честные), получение дохода и использование человеческого капитала контролируется человеком;
  • - функционирование человеческого капитала обусловлено свободным волеизлиянием человека, в зависимости от его предпочтений, мировоззрения и культуры.

В итоге можно сказать, что, человеческий капитал - это все, что касается людей, их интеллекта, знаний и опыта, включает в себя и другие качества, такие, как лояльность, мотивация и умение работать в команде. Несмотря на широкий интервал определений понятия человеческого капитала, его сущность ясна: человеческий капитал - определяется, как мера воплощенной в человеке способности приносить доход, которая включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Экономисты классифицируют виды человеческого капитала по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают:

  • - Потребительский капитал - создает поток услуг, потребляемых непосредственно. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения;
  • - Производительный капитал - создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:

  • - Живой капитал - включает в себя знания, воплощенные в человеке;
  • - Неживой капитал - создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • - Институциональный капитал - состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить:

  • - специальный человеческий капитал;
  • - общий человеческий капитал.

Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены.

В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Как производительный фактор человеческий капитал можно разделить по степени эффективности на отрицательный (разрушительный) человеческий капитал и положительный (созидательный) человеческий капитал.

Отрицательный человеческий капитал -- это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает человеческий капитал. Коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного и просто бездельники -- это потерянные для общества и семьи инвестиции в них. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации -- её элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо застоя или даже регресса.

Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала.

Положительный человеческий капитал (созидательный) - определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В частности, в развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения, в повышение качества и доступности информации.

Таким образом, при существовании большого количества определений и видов человеческого капитала, это понятие, как многие термины, представляет собой «метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку».

Возникновение теории человеческого капитала было обусловлено потребностью более глубокого понимания действия факторов производства, в частности природы необычайно высокой доли изменений совокупного выпуска, не объясненной количественным приростом используемых факторов производства – труда и капитала, а также необходимостью предложить универсальную трактовку феномена неравенства доходов.

Экономический подход к человеческому поведению получил распространение благодаря двум нобелевским лауреатам – Т. Шульцу и Г. Беккеру. В научный оборот было введено понятие "человеческий капитал" как совокупность качеств, навыков, способностей и знаний человека, используемых им в производственных (для получения дохода) либо потребительских целях. Этот капитал называется человеческим , потому что воплощен в личности человека; он является капиталом, потому что служит источником или будущих доходов, или будущего потребления, или и того, и другого вместе.

Человеческий капитал, так же как и физический капитал, представляет собой благо длительного пользования, но он может морально устаревать, физически изнашиваться, причем морально устаревать он может еще до того, как произойдет его физический износ, его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении комплементарных (взаимодополняющих) производственных факторов и в спросе на их совместные продукты.

Отличие человеческого капитала от физического капитала состоит в неотделимости от носителя. Сам носитель человеческого капитала не может быть предметом купли-продажи, по крайней мере, в современном обществе. Его можно только арендовать, т.е. привлечь к работе по договору трудового найма.

Различаются следующие виды человеческого капитала .

Общий человеческий капитал – это знания и навыки безотносительно к тому, где они были получены, они могут быть использованы и на других рабочих местах.

Специфический человеческий капитал – это знания и навыки, имеющие ценность там, где они получены.

Производство общего человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, включая общее и специальное образование, улучшающее качество, повышающее уровень и запас знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется путем расходов на обучение для подготовки работников непосредственно на рабочих местах.

Человеческий капитал может быть положительным и отрицательным.

Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций.

Отрицательный человеческий капитал – часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций.

Накопление человеческого капитала зависит от имеющегося в данном обществе человеческого потенциала. Для его оценки используется широко применяемый в настоящее время индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который характеризует разные стороны развития общества. ИРЧП страны или региона отражает три ведущих фактора жизни: доход, долголетие, образованность.

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других экономических теорий, признающих то обстоятельство, что люди представляют собой для общества такой же капитал, как и машины. Теория человеческого капитала утверждает, что там, где выше качество и количество человеческого капитала, соответственно концентрируются финансовый и физический капиталы. А там где сформировался за столетия человеческий капитал низкого качества, не поможет даже большое его количество.

Особая роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит американскому ученому, лауреату Нобелевской премии Г. Беккеру, вклад которого состоит в усилении ее теоретического обоснования с позиций микроэкономического анализа и значительном расширении возможностей ее практического применения.

Историческая справка

Гэри Беккер родился в 1930 г. в Потстауне (штат Пенсильвания). После окончания в 1951 г. Принстонского университета работал в Принстонском, Колумбийском университетах. Получил степень доктора в Чикаго в 1955 г. После 1969 г. – профессор Чикагского университета, сотрудник Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. Будучи профессором экономики и социологии Чикагского университета, в 1992 гг. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за "распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение".

Г. Беккер стал основателем целого семейства новых разделов экономической теории – экономики дискриминации, теории человеческого капитала, экономики преступности, экономики домашнего хозяйства и др. Исследования Беккера в области экономического анализа семьи получили название "новой теории потребления" (new theory of consumption).

Г. Беккер разработал микроэкономические основания теории человеческого капитала в фундаментальной работе 1962 г. "Human Capital". Сформулированная в ней модель стала основой для всех последующих исследований в этой области. Любой работник в представлении Беккера может рассматриваться как комбинация одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем "человеческого капитала", соответственно его заработная плата (доход) – как сочетание рыночной цены сто простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций.

Совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на обучение, составляют инвестиции в человеческий капитал. Беккер обосновал возможность подсчитать прибыльность таких инвестиций как с позиций отдельного индивида, так и общества в целом, рассматривая этот процесс по аналогии с нормами прибыли на капитал.

Для оценки экономической эффективности образования для самого работника дополнительный доход от высшего образования определяется следующим образом: из доходов тех, кто окончил колледж, вычитались доходы работников со средним общим образованием. Образование прибыльно для работника в том случае, если разность между дополнительным доходом и реальной стоимостью затрат составляет положительную величину.

Таким образом, нормы отдачи выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.

Американский ученый, лауреат Нобелевской премии Т. Шульц1, исследуя проблемы восстановления экономик после войны, пришел к заключению, что скорость восстановления в разных странах была связана со здоровьем и образованием населения. Шульц доказал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера, способен накапливаться и воспроизводиться. Образование делает людей более производительными, а хорошее здравоохранение сохраняет инвестиции в образование и дает возможность производить.

Т. Шульцу и Г. Беккеру принадлежит заслуга популяризации идеи человеческого капитала, их усилия дали толчок многочисленным исследованиям и инициировали активную деятельность по мотивации инвестиций в профессиональное и техническое образование со стороны международных финансовых институтов.

Понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле одной из форм человеческого капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется при помощи инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку работников на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
Человеческий капитал определяется как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.
Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала, в качестве исходного понятия дает следующее определение: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». Среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. Экономическая способность, по его мнению, — представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений. Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала. Как считал Л. Туроу, потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека по поддержанию жизни.
В свою очередь, И. Бен-Порет определяет, что человеческий капитал можно рассматривать как особый фонд, функции которого — производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен любой машине как представительнице вещественного капитала.
Однако человеческие способности как капитальное благо существенно отличны от физических свойств машин. Аналогии между человеческим капиталом и физическим интересны и волнующи, замечает Л. Туроу, однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно так же, как физический капитал. Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. Неусовершенствованный труд нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал.
М.М. Критский определил человеческий капитал как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы — потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования этого феномена.
Отношение жизнедеятельности человека осуществляется как в потреблении, так и в производстве. Источником и формой обогащения человека в его жизнедеятельности выступает интеллектуальная деятельность. Человеческий капитал, отмечает Л. Г. Симкина, является основным элементом современной инновационной экономической системы. Поскольку интеллектуальная деятельность выступает источником увеличения потребления, постольку ее расширенное воспроизводство является воспроизводством основного экономического отношения — человеческого капитала как самообогащения жизнедеятельности. Раскрытие абсолютной и относительной форм обогащения жизнедеятельности через возвышение потребностей и способностей позволяет определить исторически конкретную форму человеческого капитала. Производительная форма человеческого капитала выступает как органическое единство двух составных частей — непосредственного труда и интеллектуальной деятельности. Эти части могут выступать либо как функции одного и того же субъекта, либо как организационно-экономические формы разных субъектов, вступающих друг с другом в обмен деятельностью.
Исследуя социально-экономические процессы, В.Н. Костюк определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющую ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить собственнику человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех собственника человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться значительно выше заработной платы в соответствующей отрасли.
При исследовании механизмов функционирования социально-трудовой сферы И.Г. Корогодин человеческий капитал определяет как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силы труда. Он считает, что важнейшим критерием, выражающим суть капитала, выступает его накопление. Именно капиталом во всех случаях являются накопленные средства (денежные, вещественные, информационные и др.), из которых люди рассчитывают извлечь доход. Люди увеличивают свои способности производителей и потребителей путем инвестиций в самих себя, а значительный рост инвестиций в человека изменяет структуру его доходов. Поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а накопленные свойства человека. Человек не может родиться с уже готовым капиталом. Его необходимо создать в процессе жизнедеятельности каждого индивидуума. А врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитала. Необходимо использовать функциональный подход, который характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но и с точки зрения его функционального предназначения, т.е. целевого использования. Поэтому, во-первых, человеческий капитал — это совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, накопленный запас навыков, знаний, способностей, которые рационально используются человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствуют росту производительности труда и производства. Во-вторых, рациональное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-третьих, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает, мотивирует (побуждает) человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков и знаний, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.
Человеческий капитал обладает специфическими особенностями:
. в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
. формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
. человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. накапливаемым;
. человеческий капитал физически изнашивается, экономически изменяет свою стоимость и может амортизироваться;
. человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
. человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности;
. независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение доходов контролируются самим человеком.

Формирование человеческого капитала

Человеческий капитал проявляется в различных формах.
Первая форма. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
Вторая форма. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
Третья форма. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связан с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию живого и неживого капитала (образовательные, финансовые учреждения).
Таким образом, по формированию и использованию человеческий капитал можно выделить как частный, или специальный, и общий. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той организации, где они были получены. Общий человеческий капитал представляет собой знания, опыт, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Виды человеческого капитала

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный, неликвидный (неотчужденный) и ликвидный (отчужденный) человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток непосредственно потребляемых услуг, и таким образом содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении человеку-потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Неотчужденный (неликвидный) человеческий капитал включает: капитал здоровья (биофизиологический, физический, психофизиологический, психический); культурно-нравственный капитал (этика, традиции, обычаи); трудовой капитал (опыт, навыки, умения); интеллектуальный капитал (творчество, образование); организационно-предпринимательский капитал (предприимчивость, деловые качества, новаторство, бережливость и др.).
Отчужденный (ликвидный) человеческий капитал включает: социальный капитал (социально-трудовые отношения); бренд-капитал (клиентский капитал) — предприятия, где основой взаимоотношений является «портфель договоров с клиентами»; организационный капитал (инновации, защита коммерческих прав и интеллектуальной собственности); структурный капитал (организационная структура
управления и издержки на ее формирование и совершенствование).

Классификация человеческого капитала

Классификация видов человеческого капитала осуществляется по разным основаниям и в разных целях.
Назначение классификации состоит в обосновании целевых программ как основы формирования и накопления человеческого потенциала.
Классификацию человеческого капитала можно представить как структуру его видов по уровням и принадлежности (собственности) (рис. 1).
Данная классификация видов человеческого капитала позволяет оценивать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень— индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень— человеческий капитал организации, фирмы) и общественного — государства в целом (макроуровень— национальный человеческий капитал). В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал.

Рис. 1. Классификация человеческого капитала по уровням и принадлежности (собственности)
Капитал здоровья. Физическая сила, выносливость, работоспособность, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку в любой сфере профессиональной деятельности. Сокращение (снижение) капитала здоровья сказывается на демографической ситуации, которую в настоящее время можно оценить как достаточно сложную. Численность населения России уменьшилась на 6,4 млн чел. с 148,2 млн чел. на 1 января 1991 г. до 141,8 млн чел. на 1 января 2010 г. и продолжает сокращаться.
Демографические показатели на перспективу позволяют оценить возможные количественные и структурны сдвиги в потенциале здоровья в первой четверти XXI в. (табл. 2).
Таблица 2 Ожидаемые демографические показатели в России


В целом демографический прогноз показывает, что даже в случае оптимистического сценария развития экономики и значительных вложений в социальную сферу сокращение населения к 2025 г. составит 7%. Заболеваемость, инвалидность, преждевременная смертность сокращает продолжительность жизни. Так, в 2004 г. продолжительность жизни мужчин в России составила 59 лет, что в масштабах страны было потерей около 33,4 млн человеколет труда или 1,1 млн трудоспособных мужчин. Экономические потери страны в этом году составили более 68,7 млрд руб.
Экономический ущерб от заболеваемости можно определить по каждому предприятию. Поданным статистики, на 100 человек, обратившихся в медицинские учреждения в год, приходится 67 больных. Потери рабочего времени по болезни в среднем составляют 20 дней в год. Значит, работник не создает продукции и не участвует в обеспечении прибыли. Ему необходимо платить больничные, нести расходы по его замене на производстве.
Для стимулирования прироста капитала здоровья многие фирмы используют премирование к отпускным (лечебное) работникамне болевшим в течение года. Стимулирующее значение имеет использование системы добровольного медицинского страхования за счет работодателя с учетом реальной экономии рабочего времени по болезни по сравнению со средними или нормативными уровнями.
Культурно-нравственный капитал означает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида, которые используются в процессе социально-трудовой деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.
Культурные характеристики индивида имеют ценностную оценку: социальную — качественные и количественные характеристики знаний, умений, квалификации, морально-нравственные качества, способности, образ и стиль жизни, имидж, социальные связи индивида; экономическую — совокупность затрат, связанных с развитием культурных характеристик индивида.
Использование человеком своего культурно-нравственного потенциала в процессе социально-трудовых действий реализует его в качестве человеческого капитала, позволяющего человеку стать субъектом труда и занять соответствующую своему культурному уровню профессиональную нишу, получить профессиональный статус, доступ к дополнительным доходам, превышающим затраты, связанные с воспроизводством работника и его семьи.
Только при определенных условиях деятельного использования культурные ценности, воплощенные в человеке, изменяют его профессиональный статус, превращаются в культурный капитал. Культурные потребительные стоимости превращаются в культурный капитал, лишь будучи встроенными в такие общественные отношения, при которых они становятся источником власти их собственника над другими участниками социального взаимодействия. Поэтому проявления человеческих свойств в форме культурно-нравственного капитала осуществляются в рамках всей совокупности социальных отношений общественного воспроизводства через систему рационального осмысленного действия человека.
Таким образом, высокая культура и нравственность человека постоянно необходимы в управлении и производстве, так же как квалификация и интеллект. Врачебная деонтология, педагогическая и деловая этика, кодекс чести руководителя и работников, трудовая и бытовая мораль создают здоровый нравственно-психологический климат в коллективах, повышают производительность труда и доходы. Репутация работника, имидж фирмы столь же важны для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях.
Трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных работников, для которых он зависит от применения современных технологий. Чем выше уровень механизации, автоматизации, компьютеризации, тем выше требования к трудовому капиталу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, знаниям, опыту и ответственности работника. Как отмечал академик С. Г. Струмилин, квалифицированный труд производительнее простого труда в 2—3 раза. Квалификация сама по себе является неотъемлемой частью трудового капитала и представляет собой степень профессиональной пригодности работника.
В начале XXI в. экономически активное население России составляло 71 млн чел., из них было занято в экономике 64,7 млн чел. или 91,1%, а безработных — 6,3 млн чел. Ситуация занятости трудовых ресурсов в период 2000—2010 гг. оставалась относительно стабильной с точки зрения предложения труда работников.
В периоде 2011 по 2025 г. характерно абсолютное и относительное сокращение населения в трудоспособном возрасте. В целом за этот период ожидается снижение численности трудоспособного населения на 14,3—15,5 млн чел. (табл. 3).
Таблица 3
Трудовые ресурсы на перспективу (доля населения, %)


Из табл. 3 видно, что нагрузка на трудоспособное население в динамике будет иметь волнообразный характер. Рост нагрузки за счет пожилых людей будет компенсирован сокращением численности населения моложе трудоспособного населения. Такое положение свидетельствует о старении населения и возникновении дополнительных социальных и экономических проблем. Кроме того, в различных секторах экономики существует значительная дифференциация занятости, т.е. в одних секторах имеются свободные рабочие места, в других — избыток. Одна из причин неравномерности занятости человеческих ресурсов состоит в том, что система подготовки в учебных заведениях не в полной мере отвечает требованиям экономики. Другая причина — существенная дифференциация в оплате труда, что способствует оттоку работников из низкооплачиваемых отраслей экономики. Третья — это сокращение и ликвидация производства в отраслях агропромышленного комплекса, легкой промышленности, машиностроения и др. Исходя из этого, в России может сохраняться длительное время структурная безработица, если не будет создана эффективная система подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики.
Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления трудовых навыков, умений, опыта и, самое главное, образования. Образование является главным способом воспроизводства квалифицированных работников.
Интеллектуальный капитал (лат. intellectus — мыслительная способность, восприятие) присущ только человеку, который не только обладает высокими мыслительными способностями, но и тонко чувствует и воспринимает красоту внешнего и внутреннего мира человека.
Интеллект — это система всех познавательных способностей индивида (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение), используемых для решения проблем и достижения целей.
Интеллектуальная, творческая деятельность является уникальным атрибутом человеческого ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов.
Талантливые высококвалифицированные научные работники, ученые получают высокие доходы от интеллектуальной собственности. В современном мире люди, обладающие большим объемом знаний, информации, занимают более выгодные места в трудовой и общественной жизнедеятельности.
Понятие интеллектуального капитала и связанное с ним понятие интеллектуальной собственности неотделимы от новой экономики. Это самые существенные компоненты, которые в наибольшей мере идентифицируют новую экономику. На этапе технологического развития они проявляются с такой интенсивностью, которая позволяет говорить о коренном отличии новой экономики от экономики промышленной индустрии, опирающейся на природно-сырьевые ресурсы и труд так называемого промышленно-производственного персонала.
Таким образом, интеллектуальный капитал подразумевает сумму тех знаний человеческих ресурсов организации, предприятия, компании, которые обеспечивают их конкурентность. Суммы знаний человек накапливает посредством постоянного образования.
Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. Например, в США рост образованности нации обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая, что расходуется на образование 6—7% от ВВП, видно, что инвестиции в образование являются высокоэффективными.
Намечаемое увеличение численности учащихся в профессиональной системе дает основание для оптимистических оценок, связанных с воспроизводством интеллектуального капитала и в целом человеческого потенциала (табл. 4).
О возрастании роли творческого начала в производстве свидетельствует рост доли специалистов в отраслях и на предприятиях. В начале XXI в. в отраслях народного хозяйства работало 11 млн специалистов с высшим образованием, 10,3 млн специалистов среднего уровня квалификации.
Таблица 4
Численность учащихся в России (млн чел.)


Тенденция зависимости образования и доходов человека примерно одинакова во всех странах. Это говорит о том, что в настоящее время не только выгодно получать образование, но и выгодно вкладывать в него деньги, так как образование вдобавок ко всему напрямую отражается на производительности труда, на эффективности производства в целом.
Организационно-предпринимательский капитал. Труд предпринимателя и менеджера имеет существенную специфику по сравнению с другими видами труда. Для ведения бизнеса или управления требуются предприимчивость и деловая смекалка, новаторство, организаторские способности и высокая ответственность, чувство бережливости и экономии, умение разумно рисковать, энергия и сила воли.
Предпринимательские привилегии — владение огромными ресурсами, ноу-хау, коммерческими секретами — позволяют превратить их в особый вид человеческого капитала — организационно-предпринимательский капитал.
Предпринимательством и управлением занимаются не только первые руководители, но и менеджеры среднего и линейного звена. Японский опыт свидетельствует о высокой творческой активности рабочих в кружках качества. В западных фирмах широко используются системы интрапренерства — внутрифирменного предпринимательства. Все это свидетельствует о том, что предпринимательскими способностями владеет не только узкий элитный слой собственников фирмы, но и наемные менеджеры, специалисты, рабочие.
Уровень предпринимательских способностей воплощается в величине собственного и контролируемого капитала. Это позволяет выделить малый, средний и крупный бизнес. Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса. Интервалы прибыльности вложений капитала и темпы экономического роста организаций говорят о реальной капитализации организационно-предпринимательских способностей работников.
Организационно-предпринимательский капитал — один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала. Инвестиции в его развитие являются все более продуктивными. Предприимчивостью обладают не все люди. Умение управлять, организовывать, создавать и вести успешно дело (бизнес) — сложная способность, изучением которой занимаются психологи, социологи, экономисты. В развитых странах доля предпринимателей во взрослом населении достигает 7—10%, в России — менее 2%.
Все эти виды человеческого капитала имеют одну общую черту. Все они неотчуждаемы от человека. Однако составляющие человеческого капитала неоднородны, т.е. в структуре данного капитала выделяются такие, которые могут отчуждаться от человеческой личности.
Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики. К. Маркс считал, что капитал бесплатно присваивает достижения науки, так же как и разделение труда. Разделение труда как элемент общественной организации производства является примером социального капитала, эффект от использования которого присваивается субъектами хозяйствования.
К элементам общественной организации относятся социальные нормы, доверие, так называемые социальные сети — совокупность общественных неформальных объединений, интерперсональные связи (личные, семейные, деловые). Их задача состоит в создании условий для координации и кооперации труда ради взаимной выгоды.
Социальный капитал связан с тем, что каждый человек встроен в систему социальных отношений. Это капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия и взаимопомощи, формируемого в пространстве межличностных (интерперсональных) экономических и трудовых отношений. Диалог, открытость позволяют людям учиться друг у друга. Этот процесс может быть охарактеризован как социальное обучение. Практически человеческие интеллектуальные преимущества состоят в знании, которое передается обществом и приобретается в процессе социализации, интеграции в систему общественных отношений. Эти знания характеризуют социальную квалификацию.
Асоциальный капитал — это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями. Он создается благодаря обмену знаниями, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный обмен. Такую среду, как отмечает М. Армстронг, с большей вероятностью можно обнаружить в организациях «без границ», где основное внимание уделяется горизонтальным процессам, командной работе и целевым группам, что позволяет передавать знания в процессе профессиональной деятельности. Социальный капитал — это человеческий капитал, способный реализовать свой потенциал.
Социальный капитал имеет ряд специфических черт. Во-первых, это всегда продукт организованного взаимодействия, поэтому он имеет общественную, а не индивидуальную природу. А. Портере отмечает, что экономический капитал находится на народных банковских счетах, человеческий капитал — в головах людей, социальный капитал присущ структуре их отношений. Для обладания социальным капиталом человек должен быть связан с другими, и эти другие являются фактическим источником его преимущества.
Во-вторых, социальный капитал как элемент функционирования социально-организованной общественной системы не может находиться в частной собственности, т.е. является общественным благом. Несмотря на то, что социальный капитал не является собственностью отдельной фирмы, он входит в структуру активов фирмы и используется каждым предприятием по мере возможности.
Так, накопленный социальный капитал России составляют, как отмечает В.А. Скворцова, формы сотрудничества, коллективизма, соборности. Примером негативного социального капитала является участие в криминальных сообществах, злоупотребление исключительным положением и т.п. Таким образом, к социальному капиталу имеют отношение все те факторы, которые создают возможность возникновения и развития социальных связей и обеспечивают их сохранение. Так, природные ресурсы и технологии, используемые фирмой, могут не изменяться, а ее социальный капитал может расти по мере развития внешних связей и имиджа фирмы.
Бренд-капитал. Отчуждаемым видом человеческого капитала можно считать клиентский, или бренд-капитал. Деятельность фирмы, обладающей клиентским капиталом, становится социально-экономической деятельностью, а саму фирму можно назвать «метапредприятием», вовлекающим пользователя в совместное создание и усовершенствование потребительских ценностей, ибо покупатель выступает судьей в последней инстанции всех созданных компанией продуктов и услуг.
Еще в 1993 г. Э. Гроув сформулировал одно из необходимых условий выживания несовершенного конкурента в сильно конкурентной среде. Ведущие корпорации, а вслед за ними и остальные, в условиях несовершенной конкуренции вынуждены производить не просто конкретные товары и услуги, а сложные социальные комплексы типа «материальные продукты и услуги + их потребители + их предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительной обратной связи, когда рост спроса увеличивает спрос. После того как продукт завоевал значительную часть рынка, у населения появляется сильная побудительная причина продолжать покупать его модификации.
Примером эффективного использования клиентского капитала является операционная система Windows, которая установлена на большинстве компьютеров. Поэтому программисты стремятся разрабатывать программы прежде всего для этой системы, а затем уже для менее распространенной системы OS/2. В свою очередь, обилие новых прикладных программ повышает привлекательность Windows в глазах покупателей компьютеров, благодаря чему возникает эффект нарастающей положительной обратной связи. Нарушить эту связь не удается даже более совершенному продукту, если он вышел на рынок слишком поздно. Вместе с тем эту связь можно усилить, увеличив тем или иным способом объем продаж.
Общим правилом для многих компаний должен стать принцип: подарить (отдать бесплатно) потребителю какой-либо товар, с помощью которого он будет длительное время пользоваться платными услугами. В соответствии с этим принципом в США уже началась выборочная бесплатная раздача персональных компьютеров населению. Стремление к росту клиентского капитала превращает несовершенную конкуренцию отдельных производителей в инновационно-конкурентное содружество производителей и потребителей, воздействующее на весь комплекс общественных отношений.
Ориентация фирм на будущую прибыль заставляет их принимать участие в решении социальных задач, превращает их из чисто экономических в социально-экономические субъекты рыночных отношений. Этому способствует и активность таких образований, как общества потребителей, этнических меньшинств, представителей различных субкультур, направленная на получение представительства в правлениях фирм. Существование категории капитала клиентов особенно наглядно проявляется для страховых компаний и других финансовых предприятий, где основой деятельности выступает портфель договоров с клиентами, определяющий масштабы, структуру и динамику деятельности. В России пока в зачаточном состоянии находится бренд-капитал таких крупных корпораций, как РАО ЕЭС России, РАО «Газпром», РКС, НПО «Энергия» и др.
Структурный капитал. Конкурентная среда, в которой действуют фирмы в современной экономике, непрерывно изменяется под воздействием инноваций. Высокие темпы таких изменений усложняют условия, при которых фирма может добиться успеха. Одним из таких условий является наличие у фирмы значительного структурного капитала. Структурный капитал — это способность фирмы управлять своей организационной структурой, адаптируясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для фирмы направлении. Такой капитал тем больше, чем значительнее свободы сотрудников фирмы — носителей человеческого капитала. И тем ценнее, чем выше неопределенность и конкурентоспособность среды, в которой действует фирма. Эффективный структурный капитал фирмы может возникнуть только там, где идеи ценятся выше, чем положение на иерархической лестнице.
Примером фирмы, обладающей большим структурным капиталом, может служить мировой лидер по производству микропроцессоров компания Intel. Чтобы покрывать свои издержки и увеличивать прибыль, компания должна продавать все больше и больше процессоров каждой новой серии. Такая ситуация типична для любого несовершенного конкурента. Текущие издержки растут настолько стремительно, что угрожают свести к нулю всю будущую прибыль и превратить корпорацию в бесприбыльную. Чтобы такого не произошло, новая стоимость должна расти быстрее издержек. Это ставит существование фирмы в зависимость от быстро меняющихся предпочтений потребителей. Если рынок насыщен и достаточно конкурентен, то чем сильнее эти предпочтения, тем больше инновационная добавленная стоимость, и чем эти предпочтения слабее, тем она меньше. Добавленная стоимость исчезает, когда продукт или услуга теряют свою привлекательность в глазах потребителей.
Организационный капитал по своей сути — это систематизированная и формализованная компетентность компании плюс системы, усиливающие ее творческую эффективность, а также организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Организационный капитал включает в себя:
. во-первых, капитал инновации (защищенные коммерческие права, интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности), который обеспечивает способность компании к обновлению;
. во-вторых, капитал процессов (производства, сбыта, послепродажного сервиса и др.), деятельности, который формирует стоимость продукта.
Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация, а не ее отдельные работники. Его можно считать внедренными знаниями (институциализированными знаниями) которые можно хранить с помощью информационных технологий в доступных и легко расширяемых базах данных. Организационный капитал может включать в себя определенную информацию, которая записана в базах данных, в инструкциях и стандартах по выполнению процедур, или же неписаные знания, которыми можно овладеть, обменяться или, насколько возможно, кодифицировать.
Любые процессы или процедуры в организации созданы на основе знаний отдельных людей. Как замечают Дэвенпорт и Прусак, в теории, эти внедренные знания независимы от людей, которые их развивают — и, следовательно, они относительно стабильны — отдельный специалист может исчезнуть, но это не уменьшит запаса знаний, внедренных в компании. Организационный капитал создают люди. Но в то же время он принадлежит фирме и его можно развивать с помощью управления знаниями.
Таким образом, при существовании большого количества определений, форм и видов человеческий капитал является важнейшей составной частью современного производительного капитала, который представлен свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основны

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с