Без шансов на выплату. Пятерка стран с самым высоким госдолгом. Кому должны страны мира? Отношение долга к ввп по странам

Привлечение денежных средств посредствам внешних займов – достаточно распространенная практика среди государственных экономических институтов. Иностранный капитал служит для улучшения финансовых показателей государства, формируя при этом внешний долг страны. Международные заимствования способны как оздоровить экономику отдельно взятого государства, так и привести ее к серьезным проблемам и стать причиной кризиса. Государственная задолженность влияет на размеры гражданских налогов и является одной из причин снижения темпов экономического развития.

Что такое внешний долг

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Основные разновидности внешнего долга

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:
  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.
Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Различить два представленных понятия несложно, под госдолгом понимается общая (совокупная) задолженность государства перед кредиторами, работающими на внутреннем и внешнем рынках. При определении размера государственного долга страны не учитываются средства, одолженные самим государством. Задолженность перед государственными институтами не влияет на отчетные показатели госдолга.

Соответственно внешний госдолг является составной частью госдолга в целом. Данное понятие объединяет задолженность и обязательства по выплате процентов, взятые государством в пользу иностранных финансовых структур. На большую часть мирового государственного долга имеют права такие организации как:

  • МБРиР;
  • ЕБРиР;
  • АВФ и т.д.
Первые две структуры являются основными кредиторами большинства существующих в мире государств. Деятельность представленных организаций не ограничивается предоставлением займов, в их интересах проведение структурных корректировок экономик стран претендентов на получение средств. Кроме процентов по государственному долгу, банк развития и реконструкции, также, как и валютный фонд, получают возможность внедрения в иностранную систему собственных сотрудников для управления и изменения основных экономических и социальных моделей.

Такие организации как арабский валютный фонд или ЕБРиР, имеют схожий функционал и возможности, но работают на меньшей территории ограниченной национальными, экономическими интересами. Следует упомянуть неформальные структуры решающие вопросы финансового характера на мировом уровне, не имея статуса международной финансовой организации.

К таковым можно отнести Лондонский и Парижский клубы, первый создан банками, второй объединяет правительства стран с наиболее развитыми экономиками. В частном порядке, на заседаниях клубов может решаться судьба внутреннего или внешнего долга страны, на условиях, устраивающих стороны или одну из сторон встречи. Обязательное соответствие условий сделки общечеловеческим принципам морали, не гарантируется.

Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:
  • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
  • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
  • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
  • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
Степень экономического влияния кредитора зависит от размера долга в процентном соотношении к ВВП. При достижении размера долга в 30%, правительство ограничивается в новых займах на действующих условиях. Одним из чаще предпринимаем шагов кредитора является увеличение процента собственного вознаграждения, то есть кредитные программы становятся дороже.

В момент, когда экономика заемщика достигает определенных «низов», международный фонд предлагает собственного специалиста, для консультации ведущих экономических управленцев должника, допустивших возникновение существующих проблем. Кроме этого внешний государственный долг оказывает прямое влияние бюджет, провоцируя возникновение дефицита. Недостаточный объем капитала в экономике, определяет новые займы как необходимость.

Население страны, попавшей в «долговой замкнутый круг» ощущает на себе ценовое давление и вынуждено платить по завышенным налоговым ставкам, а также покупать дорогие продукты. Следующим шагом правительства станет девальвация национальной валюты, как правило именно это рекомендуют международные эксперты, работающие при правительстве по кредитному контракту. Подобная ситуация создает опасную социальную обстановку, в стране могут начаться массовые беспорядки граждан, потерявших возможность жить прежней жизнью.

Страны с самым маленьким внешним долгом

Характерные показатели внешнего госдолга

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:

  • объем долга по отношению к ВВП;
  • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
  • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
  • уровень ликвидности и возможность платить.
Многие кредиторы считают важнейшим, показатель отношения долга к размеру ВВП. Также важен показатель долг/экспортная прибыль. При росте показателя выше 275% может быть запущена процедура списания долгов с государства. Рост данного показателя приводит к изменению условий выдачи займов.
Обслуживанием долга занимаются эксперты администрирования и мониторинга. Система выполняет регулирующие функции затрагивая такие моменты как: величина долга и ее пороговые значения, условия предоставления денежных средств и разработка методов снижения долговой нагрузки путем погашения долга или его реструктуризации.

При правильном регулировании могут быть решены задачи по следующим направлениям:

  • ограничение долговой нагрузки;
  • снижения стоимости заимствований;
  • увеличение гарантий исполнения взятых обязательств.

К используемым методам можно отнести управление длительностью кредитного договора, реструктуризацию внешнего государственного долга и переход на более выгодные программы, и т.д. Различают три основных системы погашения долга: финансовая – работает от реализации проектов и получения дополнительной прибыли; бюджетная – исполнение долговых обязательств за счет средств государственного бюджета. Также может применяться комбинированная система.

Расчеты долга чаще всего проводятся в долларах США, допустимо использование национальной валюты или одной из валют, формируемых общую внешнюю задолженность. Для получения более точных показателей, применяется процентная система. На текущий момент, наибольшую задолженность имеет экономика Соединенных Штатов, страна должна кредиторам более $14,59 трлн. Суммарное значение мирового внешнего долга превышает $54 трлн, именно столько страны должны фондам и прочим международным кредиторам.

Список стран по внешнему долгу

Место в мире

Процент долга от ВВП

1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа - Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Косово 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао 0

Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн . Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше — $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык — это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. — огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП — доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП: Таблица

Примечание Владимира Зыкова. Кому не хочется смотреть большую таблицу, скажу: Украина - 22 место, 92,31% ВВП; Беларусь - 48 место, 68,89%; Польша - 86 место, 52,85%; Россия - 175 место, 19,43%.






















По данным МВФ. Обновлено 14.08.2018
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна — $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.

Максим Котов, «Школа Инвестора».

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.


Уровни долгов стран мира

На фоне разгорающегося очередного кризиса долгов давайте обсудим вместе вот и этот вопрос.

Вот такие данные совсем недавно очередной раз всполошили интернет-сообщества, неустанно следящие за успехами или провалами российских властей:

"Внешний долг России в прошлом году вырос на 83 млрд 408 млн долларов, или на 15,4% и на 1 января 2013 года составил 623 млрд 963 млн долларов по сравнению с 540 млрд 555 млн долларов на 1 января 2012 года, свидетельствуют данные Банка России." (пруф)

Ужас? Или нет? Как это понимать? Да чего только мы не слышим периодически: и про фискальные обрывы, и про периодический дефолт США, и про полное банкротство Греции, даже высчитывали, какой высоты будет гора денег, которые составляют госдолг США.

Каждый из вас наверное хотя бы один раз задумывался над таким вопросом: а кому они все должны? Практически каждая страна что то должна, и многие из них должны уже непомерные суммы (мне кажется уже никто и не рассчитывает, что долг будет погашен). Если обратиться к мозговитым экономистам они нам тут выдвинут свои теории, которые мы все равно не поймем. Давайте все вместе попробуем разобраться в этом как нибудь по проще, так сказать для обывателя и на ярких примерах...


Для начала напомню, как возникает государственный долг. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитором и процентом по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В реальной действительности расходная часть превышает доходную, в результате чего образуется бюджетный дефицит. Самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 2-3 % ВВП).

Для покрытия дефицита бюджета правительства, государство обращается за кредитом к национальным банкам, а также выпуском государственных ценных бумаг - облигаций. В результате чего появляется и растет государственный долг , т.к. государственные облигации и кредит - это долговые обязательства государства.

Под внешним долгом понимаются обязательства государства, возникающие в иностранной валюте. Это могут быть кредиты правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, еще это могут быть иностранные инвестиции.

Последнее время в частности очень много говорят о тяжелой ситуации в Еврозоне. То там "бабахнет", то тут. Греция то выходит, то не выходит. Давайте посмотрим на взаимное проникновение долгов для начала в Европе. Данные немного устаревшие, но тенденция похода и понять суть вопроса будет достаточна...

Это официальное исследование ESCP Europe 2011 года о перекрестном проникновении долгов в Европе.

Стрелочки показывают, кто кому и сколько должен, толщина стрелок - размеры межгосударственных долгов, круги с названиями стран - общий объем долга (площадь круга пропорциональна размеру суммарного долга страны). Обратите внимание на Англию и Италию

Но среди прочего видно, что имеются и встречные долги. В современной банковской системе это считается нормальным - когда все должны всем. Любой разумный человек в такой ситуации предложит упростить картинку, произведя встречные взаимозачёты. Ну что же - давайте их произведем.

При этом надо понимать, что в реальности взаимозачесть долги нельзя - они выданы с разными условиями, разными сроками погашения и так далее, кроме того, такой взаимозачёт занулит или серьезно подрежет оборотные средства многих финансовых организаций - что вызовет коллапс платежей и последующий нарастающий ком всеобщего кризиса. Там много разных нюансов.

Но виртуально мы можем сделать такой - сугубо формально-цифровой - взаимозачёт. Посмотрим на результат:


Отлично видно, что долг Франции практически обнулился. А ей должны - очень много Италия, несколько меньше Германия, и еще меньше (но тоже много) Испания. В общем, если у кого с долгами все хорошо - так это у Франции.

А вот у кого совсем большие проблемы - тоже видно отлично, это Англия. Англия должна Германии и Испании гигантские (и примерно равные) суммы, а ей мало кто и мало что должен.

Плохое положение и у Италии - она много должна Франции, а ей никто ничего существенного не должен.

Как ни странно, у Испании всё не так уж безвыходно - она должна французам и немцам, но еще больше ей самой должны англичане, да и долги Португалии тоже немаленькие. Ну а у немцев и тем более практически аллес орднунг - да, долг перед Францией велик, но гораздо больше должны Германии та же Англия и Испания.

Конечно, сам по себе объём долга не важен - важно его соотношение с ВВП страны. Именно из-за этого соотношения катастрофа создалась сначала в Греции, Португалии и Ирландии (PIG). Но главный пузырь европейских долгов затаился в Англии. Он еще покажет себя.


данные за 2011 год

А вот про соотношение с ВВП это очень интересный и зачастую забываемый многими момент. Тут то мы как раз и подойдем к оценке новости, которая была в начале поста.

В опубликованном в середине мая экономическом докладе Еврокомиссии в 2013г. прогнозируется рост госдолга у подавляющего большинства государств еврозоны, в частности у Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии. Служба аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC) провела исследование объемов госдолга разных стран мира и прогнозов их увеличения.

В 2010 г. совокупный государственный долг стран мира превысил 41 трлн долл., но на тот момент увеличение объема обязательств можно было оправдать желанием правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к докризисным уровням. По итогам 2011г. статистические отчеты продемонстрировали положительную динамику различных экономических показателей, в том числе прирост ВВП многих стран. Однако правительственные долги 50 крупнейших экономик мира тоже выросли и достигли суммы 55 трлн долл. Совокупная внешняя задолженность указанных государств перешагнула за 65 трлн долл. Таким образом, экономический рост в минувшем году был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у не резидентов.


Как видно из таблицы, лидеры рейтинга стран по объему внешнего долга в большинстве случаев занимают те же позиции, что и годом ранее. Внешний долг Соединенных Штатов по итогам 2011г. стал равен объему ВВП, но в рейтинге по этому показателю США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии почти в 11 раз больше, чем объем ВВП, Великобритании - в 5 раз, Нидерландов и Гонконга - в 4 раза. Только у Японии показатель внешнего долга ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговой ситуации этой страны. Уровень японского государственного долга зашкаливает, как показано в таблице ниже.


По сравнению с результатами 2010г. в первой десятке все остались на своих местах, за исключением Великобритании и Китая. Последнему удалось сократить суверенный долг на 5%, что позволило ему поменяться местами с Великобританией, которая долги продолжает наращивать (+17%). Кроме того, в первой десятке у КНР лучшее соотношение государственного долга и ВВП (25,8%).

Госдолг США продолжает расти, и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но необходимо понимать, что американская экономика является крупнейшей в мире, кроме того, у Соединенных Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода. А значит, даже при сохраняющейся тенденции к увеличению долговой нагрузки у американской экономики остаются возможности для роста.

Япония с госдолгом на уровне 226% ВВП лидирует в мире

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии, где объем государственного долга к ВВП составляет 226%. Страна продолжает бороться с последствиями цунами преимущественно путем внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель долговой нагрузки. Следом за Японией по этому показателю идет Греция, на третьем месте находится Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011г. ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии - на 8% и 9% соответственно. В целом для еврозоны 2011г. сложился довольно удачно - экономический рост наблюдался во всех странах блока за исключением Греции (-1%).


Источник: Данные МВФ, расчеты WOC

Самый высокий уровень долговой нагрузки на одного жителя зафиксирован также в Японии - 105 тыс. долл. государственного долга. У Ирландии, занимающей второе место, этот показатель ниже более чем вдвое (49,9 тыс. долл.). Как видно из рейтинга, за прошедший год долговая нагрузка в первой двадцатке в среднем выросла более чем на 10%, за исключением Швеции и Португалии, где наблюдается небольшое снижение этого показателя (на 4% и 2% соответственно).

Россия по всем трем показателям находится на хороших позициях. Уровень внешнего долга к ВВП у страны не превышает 30%, его рост за год составил всего 6%. Уровень государственного долга еще ниже и не превышает 10% ВВП, а на каждого россиянина приходится 1247 долл. долга. Как видно из таблицы ниже, практически вся задолженность покрывается международными резервами.


Источник: Данные CIA, расчеты WOC

В течение нескольких лет первая тройка в рейтинге по объему международных резервов не менялась, а между третьим и четвертым местом оставался довольно существенный разрыв. Но по итогам 2011г. Саудовская Аравия обогнала Россию и заняла третье место. По всей видимости, правительство этой арабской страны наращивает резерв на черный день, когда нефть закончится. Чтобы попасть на второе место, Саудовской Аравии необходимо удвоить резервный фонд. Это возможно, если цены на нефть будут оставаться высокими, а Япония для решения внутренних проблем начнет использовать золотовалютные запасы.

Прогноз прироста государственного долга в 2012-2015гг.


Источник: Данные МВФ

Согласно ожиданиям МВФ, до 2015г. объем государственной задолженности будет продолжать увеличиваться. Лидерство по этому показателю сохранят за собой США - планку 20 трлн долл. страна преодолеет через три года. Япония сохранит за собой второе место, и к 2015г. ее правительственный долг превысит 15 трлн долл. Судя по тенденциям, уже к 2015г. суммарный долг первой десятки стран достигнет практически 55 трлн долл., то есть того объема, который на сегодняшний день составляют долги 50 государств.

Представляем вашему вниманию, данные ТОП 10 стран мира по объему ВВП в 2012 году, а также ВВП некоторых стран СНГ в 2012 году, подготовленные на основании Всемирной книги фактов ЦРУ (США). Согласно представленной информации, тройка лидеров по объему ВВП не изменилась, и по - прежнему первое место за США, второе за Китаем, а третье за Японией. Россия по объему ВВП поднялась с 10 места в 2011 году на 9 место в 2012 году, обогнав Индию. Кроме России в топ 100 стран мира с наибольшим объемом ВВП из стран СНГ вошли Украина, Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан.

Страны Объем ВВП, долл. США

1. США 15497,321 млрд.
2. Китай 7743,144 млрд.
3. Япония 6124,899 млрд.
4. Германия 3706,970 млрд.
5. Франция 2889,708 млрд.
6. Бразилия 2617,987 млрд.
7. Англия 2603,880 млрд.
8. Италия 2287,704 млрд.
9. Россия 2117,236 млрд.
10. Индия 2012,760 млрд.

32. Украина 359,900 млрд.
54. Казахстан 167,600 млрд.
61. Беларусь 105,200 млрд.
74. Азербайджан 65,410 млрд.
75. Узбекистан 64,150 млрд.

А теперь еще одна содержательная картинка из википедии! Кому интересно, может поискать нашу страну.

Под спойлером таблица всех стран мира, отсортированная по отношению внешнего долга к ВВП (в процентах)






Как мы видим внешний долг растет не сильно, а вот внутренний госдолг значительной сильнее.

Кстати, вот тут увидел занимательную флешку. НАЖИМАЙТЕ НА КАРТИНКУ НИЖЕ и можете видеть как менялись долги мира в прошлом и какой прогноз их ждет в будущем


А вот свежие новости Суверенный долг Италии достиг исторического максимума и превысил два триллиона евро Как сообщается в обнародованном сегодня сообщении Центробанка страны /Банка дИталия/, в октябре внешняя задолженность составила 2 трлн 14 млрд евро. (ссылка )

Ну в теме, которая касается долгов не могу обойти стороной самую интересную в этом плане страну - США. Помните, не так давно в интернетах все с любопытством разглядывали - как выглядит госдолг США.

Давайте вспомним это.




Ну или вот еще вариант по долгу США!


Если рассматривать каждую страну в отдельности, можно подумать, что она должна другой стране. Но нет, другие страны тоже кому-то должны… На самом деле ни для кого не секрет, что государства должны различным банковским структурам.

Любой здравомыслящий человек задается вопросом: «Почему бы государству просто не напечатать необходимое количество денег?» Самое удивительное, что ясный и четкий ответ на этот вопрос не может дать ни один высокопоставленный чиновник или маститый профессор экономики! Все они хором твердят заученную фразу о том, что если печатать деньги - будет инфляция. При этом, никто из них не может объяснить в чем разница: взять 10 млрд. у.е. в международном банке (продать облигации некой иностранной инвестиционной компании) или позаимствовать их у внутреннего потребителя путем выпуска облигаций на выгодных условиях, гарантом которого является само государство с его несметными природными ресурсами и землей.. Ведь эффект для экономики один - в нее попадет 10 млрд. у.е. Кстати, деньги можно в любое время изъять из экономики, при необходимости.

Инфляция определяется соотношением объема денежной массы и объема товарооборота, а откуда взялась денежная масса - это не имеет никакого значения, как не имеют значения пропорции составляющих товарооборота.

Вот еще одна интересная, но к сожалению не новая диаграмма взаимных долгов. Нажимайте на картинку и вы сможете выбрать страну для визуализации взаимного долга.


Абсолютно понятно, что экономически оправданы только внутренние заимствования, которые не увеличивают денежную базу и абсолютно не понятно, почему народ в лице государства должен зависеть от каких-то международных банковских корпораций и платить им.

К сожалению, надо признать, что правительства большинства развитых государств утратили возможность в полной мере осуществлять свою главную функцию - функцию управления. Центральные банки не подконтрольны правительствам, следовательно, они не могут быть полноценным инструментом для достижения национальных целей.

--

Вот что еще экономического посоветовал бы почитать:

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с