Суверенные долги стран. Единственные страны в мире, которые не имеют долгов. Россия обвалит экономику США, распродав американские гособлигации

Его возникновение связано с необходимостью финансирования бюджетного дефицита. Наш материал поможет понять, что такое государственный долг и каковы особенности этого показателя.

Понятие внешнего и внутреннего долга страны

Государственный долг — способ финансирования различных операций. Законодательные органы установили, что внешняя задолженность исчисляется в иностранной валюте, а внутренняя считается в рублях. Ее накопление приводит к дефициту бюджета, а значит к понижению уровня благосостояния граждан государства. Поэтому расчеты по государственному долгу, который бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным, необходимо проводить своевременно и в полном объеме. Это касается правил, которые действуют в Российской Федерации. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внешний и внутренний:

  • внешний долг. В эту группу входят кредиты из иностранных источников, проценты по ним, а также долги по внешнеторговым операциям;
  • внутренний долг. Он образуется по облигациям, ценным бумагам, не выплаченным компенсациям, кредитам, которые выданы стране банковскими учреждениями.

Наиболее обременительными для страны являются краткосрочные заимствования, так как по ним установлены высокие проценты. Если государство не может во время погасить такие кредиты, то прибегают к процедуре пролонгирования или консолидирования. У всех развитых стран объем государственного долга значительный. Самая большая задолженность в мире у США. Такой показатель является приемлемым, пока рост ВВП (валовой внутренний продукт) превышает объем обязательств по погашению.

Особенности управления государственным долгом

Страна обязана гасить займы, выплачивать проценты по кредитам, держать размер внутреннего и внешнего долга под контролем. Для выполнения этих функций внедрена специальная система управления, являющаяся одним из приоритетных направлений политики. Гарант платежеспособности — казна, которая обеспечивает погашение государственного долга. К методам управления внутренней и внешней задолженности относятся:

  • конверсия — изменение размера доходности долга, например, за счет уменьшения или снижения процентных ставок;
  • рефинансирование, то есть погашение долга за счет выпуска новых займов;
  • аннулирование — отказ от обязательств (это радикальная мера);
  • унификация — слияние нескольких займов в единый;
  • отсрочка — метод, используемый в случаях, когда стране выпуск новых займов не выгоден, не эффективен;
  • реструктуризация — погашение задолженности с одновременным проведением новых заимствований.

Управление государственным долгом — процесс непрерывный, при выполнении которого страна размещает ценные бумаги для привлечения достаточного объема финансирования, гасит текущие задолженности, проводит обслуживание долга. Используя административные и финансовые методы, государство стремиться добиться максимальной эффективности от использования привлеченных внешних и внутренних заимствований.

Управление государственным долгом России — задача, которую решает Правительство и Федеральное Собрание страны. Законодательные и исполнительные органы власти разрабатывают меры в отношении госдолга, устанавливают лимит заемных внутренних и внешних средств, определяют цели, на которые направляется финансирование. Комплексный подход помогает держать ситуацию под контролем.

Текущее экономическое положение в России подтверждает, что не так важен объем внутреннего и внешнего долга. Главенствующими показателями являются его структура, характеристики ВВП, валюта задолженности.

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

Госдолг стран мира в 2014 году продолжает неуклонно расти и все тяжелее бороться с этим явлением. Недавние события Кипра и Греции не дают забыть о тяжелых последствиях дефицита бюджета, когда для стабилизации ситуации людям не выплачивались заработные платы, что приводило к массовым забастовкам.

Государственным долгом страны называют финансовые займы правительства для погашения дефицита бюджета. Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП.

Вопрос размера госдолга стран мира нам с вами интересен, потому что мы можем увидеть рейтинг благополучных стран, в которых правительства работают на благо своего народа.

Информацию о размерах государственных долгов регулярно публикует на своем сайте Международный валютный фонд (IMF).

Если рассматривать ситуацию с госдолгами всех стран в общем, то можно увидеть, что на начало 2014 года мировой госдолг составил 56 триллионов долларов США. Самый большой – около 17,6 трлн. долларов США. На втором месте по размеру госдолга находится Япония с 9,8 трлн. долларов США. На третьем месте по размеру госдолга находится Китай со своими обязательствами на 3,9 трлн. долл. США. Правда, Китай проводит активную политику сокращения госдолга. В остальных крупных странах должниках госдолг находится на уровне 1 – 3 трлн. долларов.

Госдолг стран мира в начале 2014 года

  1. США – 17,61 трлн. долларов
  2. Япония – 9,87 трлн. долларов
  3. Китай – 3,89 трлн. долларов
  4. Германия – 2,60 трлн. долларов
  5. Италия – 2,33 трлн. долларов
  6. Франция – 2,11 трлн. долларов
  7. Великобритания – 2,06 трлн. долларов
  8. Бразилия – 1,32 трлн. долларов
  9. Испания – 1,23 трлн. долларов
  10. Канада – 1,2 трлн. долларов

У Японии самое высокое соотношение размера госдолга к ВВП – 242%. То есть, государственные обязательства Японии в 2 раза больше собственного ВВП. Как вы помните, Японию очень сильно подкосил цунами в 2011 году, который спровоцировал аварию на станции Фукусима. Япония вынуждена была увеличить свой госдолг за счет внутренних заимствований в национальной валюте, для борьбы с последствиями катастрофы.

После Японии, не утешительная ситуация с размером госдолга по отношению к ВВП в Греции, которая для борьбы с финансовым кризисом столько долгов, что даже ходили разговоры о возможном дефолте Греции, так как этот показатель достиг – 174%. На третьем месте в рейтинге госдолгов по отношению к ВВП находится Италия с показателем 133%. Однако, финансовые аналитики отмечают, что Италия имеет все шансы устоять, поскольку имеет долгосрочные государственные ценные бумаги с длинным сроком обращения. К тому же, государственные долги Италии в виде государственных облигаций, в большинстве своем, принадлежать внутренним инвесторам.

Госдолг стран мира по отношению к ВВП

  1. Япония – 242,3%
  2. Греция – 174%
  3. Италия – 133,1%
  4. Португалия – 125,3%
  5. Ирландия – 121,0%
  6. США – 107,3%
  7. Сингапур – 106,2%
  8. Бельгия – 101,2%
  9. Испания – 99,1%
  10. Великобритания – 95,6%

Госдолг стран мира на душу населения

  1. Япония – 99,7 тыс. долларов
  2. Ирландия – 60,4 тыс. долларов
  3. США – 58,6 тыс. долларов
  4. Сингапур – 57 тыс. долларов
  5. Бельгия – 47,8 тыс. долларов
  6. Италия – 46,8 тыс. долларов
  7. Канада – 45,5 тыс. долларов
  8. Франция – 42,4 тыс. долларов
  9. Великобритания – 38,9 тыс. долларов
  10. Швейцария – 38,6 тыс. долларов

У ведущих экономистов и политиков развитых стран все чаще возникают опасения очередных банкротств. Опасение экономистов оправдывается по причине наличия в экономиках развитых стран процессов замедления экономического роста, сокращение доходов, и как последствие – рост государственных долгов.

Почему возникает дефицит бюджета и рост госдолга?

К распространенным причинам роста госдолга в странах мира, экономисты относят увеличение расходов на поддержание социальных и военных программ, постоянное стимулирование экономик для борьбы с последствиями финансового кризиса, снижение деловой активности и пр.

Несмотря на попытки всех стран мира сократить свои госдолги, размер дефицита бюджета неуклонно растет. Наибольшую опасность роста государственного долга экономисты прогнозируют Японии, Греции, Португалии, США, Нидерландам и Ирландии. Среди других развитых стран, продолжат увеличение госдолга Великобритания и Франция.

Какие меры предпринимают правительства государств, чтобы сократить темпы роста госдолга?

  • Пытаются сохранить размер госдолга на предыдущем уровне, как бы замедлить его рост, за счет развития экономики страны.
  • Пересматривают структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны.
  • Многие страны пробуют уменьшить стоимость госдолга за счет увеличения срока заимствования.
  • Намериваются вовремя погашать текущий размер госдолга перед заемщиком, чтобы не было штрафных санкций, и оставалась положительная кредитная история.
  • Направляют заемные средства на развитие экономики своей страны.
  • Улучшают систему контроля за расходом заемных средств, что позволяет оптимизировать расходы в целом и найти дополнительные способы экономии.
  • Координируют долговую политику государства с финансовой и экономической политикой.
  • Организовывают совместные саммиты с другими государствами в целях поиска оптимальных мер для сокращения госдолга.
  • Разрабатывают и применяют разные методы управление госдолгом.

Те страны, которые сумели эффективно управлять своим госдолгом, смогли стабилизировать рыночное настроение и убрать панику бизнес кругов. Однако, большинство участников финансовых рынков и государственных деятелей боятся новой волны финансового кризиса, который углубит проблему выплаты госдолга.

Единственным способом выбраться всем странам мира из долговой ямы – это поднять развитие экономики собственных стран.

Правда, есть и другой путь временного решения роста госдолга – экономия на бюджетных издержках. Но это в свою очередь вызывает сокращение экономики и рост соотношении госдолга к ВВП.

Разговоры о бюджетных консолидациях экономисты многих стран ведут постоянно. Ведь государственные расходы развитых стран выросли после финансового кризиса и являются еще до сих пор не до конца оптимизированными. Поэтому, оптимизация бюджетных расходов государства крайне необходима в наши нелегкие времена.

Правда, единственной страной, которая успешно пошла по пути оптимизации бюджетных расходов является Ирландия. Большинство других стран мира только думают и планируют провести меры по сокращению бюджетных расходов.

Конечно, бюджетная консолидация не решит проблему сокращения госдолга сразу и кардинально. Ведь наполнить бюджет можно только разумной налоговой политикой и способствованием развитию реального сектора экономики.

Таким образом, мы с вами разобрали суть и значение госдолга стран мира для развития национальной экономики. Также, мы рассмотрели рейтинг госдолга стран мира в 2014 году, где проанализировали наибольших должников и их проблемы. Естественно, госдолг быстро не сократится в странах мира, для этого нужно создать благоприятные условия эффективного экономического развития. А с долгами государство рассчитается тогда, когда бизнес в стране будет процветать и платить налоги.


Совокупный объем достиг $53 трлн. Доля США в общемировых обязательствах составляет $17,3 трлн. или 33%.

По данным ООН в настоящее время в мире существует 195 государственных образований, который ведут самостоятельную экономическую политику. Из них только 5 живут совсем без долгов. В следующем обзоре представлены страны, которым удалось выжить без кредитов.

Интересный пример неразвитой экономики, которая прекрасно себя чувствует без внешних заимствований. В пересчете на душу населения ВВП этого архипелага составляет всего $8,1 тыс. Основными отраслями экономики Палау являются сельское хозяйство, рыбная ловля и туризм.

В этом карликовом государстве в пределах 62 кв. миль проживает всего 35 тыс. человек. Однако это не помешало создать одну из самых крепких экономик в мире: ВВП страны составляет почти $100 тыс. на душу населения. В Лихтенштейне больше зарегистрировано компаний, чем проживает граждан, поскольку здесь созданы исключительно благоприятные условия для ведения бизнеса. 2/3 рабочей силы в стране – это иностранцы из вполне благополучных стран Западной Европы.

Эта страна обрела государственность только в 1984 году, но сегодня является одной из самых благополучных в Юго-Восточной Азии. Все это благодаря запасам углеводородов, которые дают 90% ВВП (порядка $48 тыс. на душу населения). Исламская религия, жесткое законодательство и повсеместная дисциплина позволили Брунею жить без долгов.

4. Британские Виргинские острова

Этот архипелаг входит в состав Соединенного Королевства, но самостоятельно управляет своей экономикой. Важными статьями доходов этого государства являются туризм (ежегодно местные курорты посещают более 800 тыс. человек) и оффшорный статус юрисдикции. При этом население страны всего 25 тыс. человек.

Макао имеет статус автономии в составе Китая, что позволяет вести достаточно самостоятельную экономическую политику. Это также мировой центр игорного бизнеса, давно обогнавший по объему выручки (более $45 млрд. в год) американский Лас-Вегас. Несмотря на то, что в Макао проживает почти 560 тыс. человек, здесь очень высокий уровень и продолжительность жизни.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с