Негативные последствия урбанизации для общества. Урбанизация и ее последствия. Процесс урбанизации и его особенности

Урбанизация (франц. Urbanisation, от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, выражающийся в преимущественном сосредоточении населения, экономики, культуры и т. д. в крупных городах, с одной стороны, с другой -распространение стандартов городской культуры и в целом образа жизни на сельскую местность. Интенсификация данного процесса тесно связана с индустриализацией. Урбанизация оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), его демографическую и социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др. Исторически урбанизация была обусловлена необходимостью и эффективностью концентрации различных форм и видов деятельности {материальной и духовной), общения, усиления взаимосвязей между различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Она способствовала преодолению культурной и социальной отсталости в сельских поселениях, становлению современной экономики и т. д.

Процесс урбанизации прошел два этапа. Первый характеризуется большими перемещениями сельского населения в города, ростом числа городов, концентрацией и накоплением экономического, культурного потенциала в крупных городах. На втором этапе происходит распространение сложившихся стандартов городской культуры через средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и их освоение населением мелких городов и сельских поселений. Урбанизация резко изменила характер расселения населения - его точечная форма заменилась агломерациями. Вокруг крупнейших городов образовались системы поселений, вовлекая в среду влияния все новые территории.

Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения - шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия - рост преступности, наркомания, проституция и т.д.

Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа:

1. начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;

2. первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;

3. вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Черты урбанизации Примеры проявления
1. Быстрые темпы роста городского населения За вторую половину XX века доля городского населения выросла на 16% (при этом ежегодно численность городского населения увеличивается на 50 млн чел.)
2. Концентрация населения преимущественно в больших городах В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к настоящему времени - более 2500

Число городов-миллионеров превысило 200. 20 городов мира имеют численность населения более 10 млн чел.

3. "Расползание" городов, расширение их территории Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк с численностью населения 16-20 млн чел.

Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн чел.), Токайдо (60 млн чел.) и др


При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации можно выделить:

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название "городской взрыв". Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации - переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs – город), исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни , культуру, размещение производит, сил, расселение и т.д. У. оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

В 3–1-м тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. В городах средневековья и эпохи Возрождения формировались элементы капиталистического способа производства, буржуазной культуры. Усиление процесса У. в 19 в. вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, интенсификации сельского хозяйства, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д. К. Маркс отмечал роль «городских отношений», проникновение которых в деревню характеризует «новейшую историю» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470).

Городского население СССР между 1926 и началом 1975 выросло почти в 5,8 раза, с 26,3 млн. до 153,1 млн. чел. К середине 1976 его доля составила 62%.

Доля городского населения по другим районам мира составляла (к 1970): в зарубежной Европе – 63,6%, зарубежной Азии – 24,7%, Африке – 22,3%, Сев. Америке – 74,5%, Латинской Америке – 56,2%, Австралии и Океании – 67,9% всего населения. По отдельным развитым капиталистическим странам доля городского населения составляла: в США – 73,5%, ФРГ – 82,2%, Великобритании – 79,1%, Франции – 70% (1968), Италии – 51,5%. За 1965–70 число горожан в мире росло в 1,5–2,5 раза быстрее, чем всё население мира (см. табл. 1).

Табл. 1. – Динамика городского населения мира в 1800–1970

Год Всё население мира, млн. чел. Городское население, млн. чел. Доля во всем населении мира, %
Всего в т. ч. в городах с населением: Всего городского населения населения городов, имеющих:
20 тыс. чел. и более 100 тыс. чел. и более 20 тыс. чел. и более 100 тыс. чел. и более
1800 906 29,3 23,5 16,6 3,0 2,4 1,7
1850 1171 80,8 54,3 29,0 6,4 4,3 2,3
1900 1608 224,4 151,8 90,8 13,6 9,2 5,5
1950 2400 706,4 566,7 406,0 28,2 22,7 16,2
1970 3628 1399,0 1169,5 863,9 38,6 32,2 23,8

У., развитие городов вызываются объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения, усилением связей между различными сферами производства, науки и культуры, что, в свою очередь, повышает интенсивность и эффективность социальных процессов. Наиболее эффективно эти процессы протекают в крупнейших городских центрах, больших городах, где особенно плодотворно взаимодействие социально-политических, экономических и научно-технических факторов, культурных традиций, различных слоев населения и т.д. Именно в крупнейших городских центрах возникли и концентрировались передовые социальные идеи и движения. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали роль городов в развитии рабочего движения (см. там же т. 2, с. 354; т. 23, с. 514). «Столицы или вообще крупнейшие торгово-промышленные центры..., – писал В. И. Ленин, – в значительной степени решают политическую судьбу народа...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40, с. 6–7).

На современном этапе У. наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах (100 тыс. чел. и более). В СССР в 1970 в таких городах проживало 31,2% всего населения, в Великобритании – 45,6%, в Японии – 48,2%. Особое место в этом процессе занимает рост городов-«миллионеров», число которых в мире составляет около 150, в том числе в СССР – 14 (1976).

Процесс У. имеет две стороны, или «фазы». В первой «фазе» происходит концентрация и накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создаёт условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сельскими поселениями, что, в свою очередь, даёт новый импульс для наращивания потенциала главных центров.

Эффективность функционирования этого двуединого процесса зависит от социально-экономической природы общества. При капитализме взаимодействие двух сторон У. оказывается нарушенным; социальная разобщённость противостоит интегративной природе У., столкновение антагонистических интересов классов и социальных групп, частная собственность на землю, противоположность центров и застойной периферии рождают кризис городов. Процесс У. носит стихийный характер. В больших городах капиталистических стран становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто и т.д. В связи с этим в буржуазном обществе усиливаются антигородские настроения (например, «антиурбанизм» в США).

Важную роль играет процесс У. в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к «городскому» труду сельского населения, ограниченность материальных ресурсов и т.д.) он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

При социализме создаются реальные предпосылки для управления У., гармоничного взаимодействия обеих её сторон. Позитивные закономерности городских процессов, интегративные тенденции У. находят благоприятную основу в системе общественных отношений социалистического общества. У., большие города играют ведущую роль в усилении социальной однородности социалистического общества, распространении передовой морали, преодолении патриархальных пережитков и т.д. Возникающие в силу объективной неравномерности городских процессов различия в концентрации населения, распределении потенциала отдельных городов, неодинаковость воздействия на природную среду в больших и малых поселениях, а также др. внутренние противоречия и сложности У. (проблемы транспорта, шума, уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью народно-хозяйственного и социального планирования на основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого, пропорционального развития всех поселений. Расширяется процесс освоения всеми членами общества, всеми районами страны высших материальных и духовных ценностей, накапливаемых в крупнейших экономических и культурных центрах. Таким образом, становится возможным использовать преимущества У. с одновременной нейтрализацией её негативных последствий.

На современном этапе У. меняется характер концентрации населения, её «точечная» форма уступает место агломерациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы поселений, вовлекая в орбиту непосредственного влияния главных центров экономики и культуры страны всё новые районы. В СССР число агломераций (по некоторым оценкам) приближается к 70 (см. табл. 2).

Табл. 2. – Некоторые крупнейшие городские агломерации СССР (1970)

Наименование Площадь, тыс. км 2 Количество городских поселений Численность населения, млн. чел.
всего городское сельское
Московская 8,4 81 10,6 9,7 0,9
Ленинградская 6,6 55 4,4 4,3 0,1
Горьковская 3,2 28 1,9 1,8 0,1
Донецкая 4,1 61 1,8 1,7 0,1
Харьковская 4,5 46 1,7 1,6 0,1
Свердловская 4,3 32 1,6 1,5 0,1

У., «городские отношения» стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в развитом социалистическом обществе. На современном этапе, в эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп социалистического общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, общей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная подвижность населения усиливают «транслокальные» тенденции городской культуры. Снижается значение местной деятельности в городе, «соседских» контактов. Повышается роль центров крупнейших городов и агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные тенденции становятся одним из основных факторов интеграции социально-пространственного организма города. К. Маркс писал, что «само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470). В условиях социалистического общества реализуется возможность наиболее полного включения человека (наряду с семейными, производственными и др. группами и коллективами) в единое городское сообщество.

Особую роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой информации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. При социализме в районах крупнейших городов и агломераций создаются предпосылки и для преодоления ограниченно-потребительского отношения к природной среде. Природа становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологических, социально-культурных, градостроительных и др. проблем требует постоянного совершенствования управления этим процессом в социалистическом обществе. Овладение наиболее существенными закономерностями и механизмами У. повышает эффективность этого управления.

Двадцать первый век – это век урбанизации, когда происходит стремительное изменение не только самого человека, но и изменение системы ценностей, норм поведения, интеллекта. Такое явление охватывает социальную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру. Понять, что такое урбанизация, не сложно, важно узнать, какие последствия она несет.

Урбанизация - что это?

Урбанизация – это увеличение городских поселений и распространение городского образа жизни на всю часть поселений. Урбанизация – это многосторонний процесс, в основу которого положены исторически сложившиеся формы общественного и территориального разделения труда. Урбанизация означает рост больших городов, повышение городского населения в стране. Такое сосредоточение тесно связано с ложной урбанизацией.

В разных странах увеличение поселений проходит с различной динамикой, поэтому все страны мира условно делят на три группы:

Согласно такому разделению Канаду по уровню урбанизации относят к четвертому десятку, здесь ее уровень составляет более 80%. В России уровень составляет 73%, хотя увеличение поселений не всегда связано с положительными моментами. В нашей стране такой уровень возник из-за значительных противоречий:

  • неспособности принимающих городов адекватно решить вопрос с миграцией;
  • сложного экономического положения;
  • нестабильности в политической сфере;
  • неравенства в развитии регионов, когда жители из деревень стремятся в мегаполисы.

Ложная урбанизация

Ложная урбанизация – это стремительный рост населения, при этом такое явление не сопровождается достаточным ростом числа рабочих мест, поэтому появляются толпы безработных людей, а недостаток жилья приводит к появлению неблагоустроенных городских окраин, где царят антисанитарные условия. Такое явление нередко затрагивает страны Африки и Латинской Америки, где наряду с высокой концентрацией населения уровень жизни везде низкий. Возросшая социальная напряженность увеличивает рост преступности.

Причины урбанизации

Мировая урбанизация привела к тому, что сельское население из близлежащих сел и мелких городов все чаще обращается в крупные города по бытовым или культурным вопросам. Существуют следующие причины урбанизации в настоящее время:

  1. Развитие промышленного производства в крупных городах.
  2. Избыток рабочей силы.
  3. Более благоприятные условия проживания в больших городах по сравнению с сельскими.
  4. Формирование широких пригородных зон.

Плюсы и минусы урбанизации

Качество городской жизни имеет прямую связь с тем, насколько обоснованным является уровень увеличения поселений, положительные и отрицательные стороны урбанизации. Если резко повышается этот уровень, качество городской жизни значительно падает, в городе исчезают рабочие места. Поэтому здесь важное место занимают инфраструктура города и уровень торговли, уровень дохода городских жителей, их обеспеченность. Также еще одним фактором городской жизни является экологическая безопасность, ее уровень.

Чтобы понять, что такое урбанизация, необходимо посмотреть на ее положительные и отрицательные стороны. Например, у России сейчас протекает тяжелый переходный период, когда в селе происходят необратимые процессы. Только с помощью определенной государственной политики, сбалансированного расселения народа в городах возможно сохранить общенациональные традиции, культуру.

Плюсы урбанизации

Большая часть населения проживает в больших городах и причиной тому послужили положительные стороны урбанизации:

  • Повышение производительности труда;
  • Создание мест для научных исследований и отдыха;
  • Квалифицированная медицинская помощь;
  • Санитарно-гигиенические условия.

Минусы урбанизации

На сегодняшний день поселения начали резко возрастать. Этот процесс сопровождается ростом крупных городов, загрязнением окружающей среды, ухудшением условий проживания в регионах. В атмосфере больших городов содержится больше концентрации токсичных веществ по сравнению с сельскими местностями. Все это вызвало отрицательные стороны урбанизации и привело к:

  • нарушению равновесия в распределении населения на территории;
  • поглощению крупными городами самых плодородных и продуктивных участков планеты;
  • экологическому нарушению;
  • шумовому загрязнению;
  • проблемам транспорта;
  • уплотнению застроек;
  • снижению рождаемости;
  • росту безработицы.

Урбанизация и ее последствия

По причине того, что большая часть сельских жителей перебралась в большие города, сельское хозяйство перестало удовлетворять все потребности населения. И для того чтобы повысить урожайность почв производства начали использование искусственных удобрений. Такой нерациональный подход привел к тому, что почва перенасытилась соединениями тяжелых металлов. В двадцатом веке население потеряло устойчивость в процессе прироста. Влияние урбанизации привело к крупномасштабному развитию энергетики, промышленности и сельского хозяйства.

Экологические последствия урбанизации

Урбанизация считается главным фактором загрязнения окружающей среды, жители больших городов называют их смогополисами, они на 75% загрязняют атмосферу. Ученые исследовали химическое влияние урбанизации на природу и выяснили, что шлейф загрязняющего воздействия от крупных городов прослеживается еще на расстоянии пятидесяти километров. Недостаток необходимых средств служит тяжелым препятствием на пути к улучшению городской среды, переход к малоотходным технологиям, строительство перерабатывающих комбинатов.

Автомобиль является самым большим источником загрязнения атмосферы. Главный вред исходит от угарного газа, помимо этого люди ощущают на себе негативное влияние углеводов, окислов азота, фотохимических окислителях. Урбанизированный человек ежедневно подвергается кислородной недостаточности, раздражению слизистых оболочек, глубоких отделов дыхательных путей, в результате чего может возникнуть отек легких, простуда, бронхит, рак легких, коронарная болезнь, врожденные пороки.


Влияние урбанизации на биосферу

Прирост городских поселений отрицательно воздействует на биосферу, из года в год такое воздействие возрастает. Выхлопные газы транспортных средств, выбросы промышленных предприятий, тепло и электростанции – все это следствия урбанизации, из-за чего в атмосферу попадает диоксид азота, сероводород, озон, предельные углеводороды, бензапирен, пыль. В крупных городах мира уже перестали обращать внимание на смог. Не многие до конца понимают, что такое урбанизация, и какую опасность несет. Если бы улицы городов озеленили, отрицательное воздействие на биосферу снизилось.

По мере того как нарастает техносферизация, удаляются естественные первоосновы биосферы, которая отвечает за воспроизводство и распространение жизни на Земле. Вместе с тем, как человечество постепенно переходит к техногенезу, биосферное биологическое вещество существенно трансформируется, что отрицательно сказывается на формирующихся из него организмах. Искусственно созданные техносферно-биологические компоненты могут самостоятельно эволюционировать и их невозможно устранить из естественной среды.

Влияние урбанизации на здоровье населения

Создавая урбанистическую систему, люди создают вокруг себя искусственную среду, повышающую комфорт жизни. Но это отрывает людей от естественной природной среды и нарушает природные экосистемы. Негативное влияние урбанизации на здоровье человека проявляется тем, что понижается физическая активность, питание становится нерациональным, некачественные продукты приводят к появлению ожирения и диабета, развиваются сердечно сосудистые заболевания. Городская среда негативно влияет на физическое и психосоматическое здоровье людей.

Самые урбанизированные страны

В древности самый урбанизированный город был Иерихоном, где девять тысячелетий назад проживало приблизительно две тысячи человек. Сегодня такое количество можно отнести к крупному селу или небольшому городку. Если свести количество проживающих в десяти самых населенных городах планеты к одному целому, то сумма составит почти двести шестьдесят миллионов человек, а это 4% всего населения планеты.

Понятие и последствия урбанизации


1. Урбанизация.

2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов.

3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.

4. Применение улучшенных и альтернативных видов топлива.

5. Альтернативные виды транспорта.

6. Загрязнение воды в городах.

7. Влияние урбанизации на животных.

Заключение.

Список литературы

1. Урбанизация

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs - город) – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

В 3 – 1 тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. Усиление процесса урбанизации в XIX веке вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д.

На современном этапе урбанизации наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах. Особое место в этом процессе занимает рост городов – «миллионеров».

Процесс урбанизации имеет 2 стороны, или «фазы». В первой «фазе» происходит накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создает условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти достижения осваиваются другими, не центральными городами, и сельскими поселениями, что, в свою очередь, дает новый импульс для наращивания потенциала главных центров.

Процесс урбанизации носит стихийный характер. В больших городах становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб и т.д.

Важную роль играет процесс урбанизации в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

Урбанизация, «городские отношения» стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в обществе. В эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, обшей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д.

Особую роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. Природа становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов

1. Увеличение плотности населения.

2. В крупных городах на 15 % снижается инсоляция (количество солнечной энергии).

3. Увеличивается количество осадков.

4. Увеличивается количество тумана (на 30 % летом и на 100 % зимой).

5. Увеличивается заболеваемость инфекционными заболеваниями.

6. Увеличивается заболеваемость онкологическими заболеваниями.

7. Накопление твердых отходов.

8. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.

9. Загрязнение воды в городах.

10. Сокращение численности животных, растений.

3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах

Проблема чистоты атмосферы не нова. Она возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на угле, а затем на нефти. В течение практически двух столетий задымление воздуха носило местный характер. Дым и копоть сравнительно редких заводских, фабричных и паровозных труб почти полностью рассеивались на большом пространстве. Однако быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в ХХ веке привел к такому увеличению объемов и токсичности выбросов, которые уже не могут «растворены» в атмосфере до безвредных для природной среды и человека концентраций.

Крупные города являются центрами промышленности, в которых широко используется автомобильный транспорт. А как известно, и промышленность, и автомобили выбрасывают в атмосферу города газы, резко ухудшающие экологическую обстановку.

Основными причинами сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта, являются:

· отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;

· выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;

· слабый контроль за качеством реализуемого моторного топлива;

· недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;

· въезд на территорию городов большегрузного транспорта;

· отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей среды на транспорте.

В Москве, где живет около 9 млн. человек, в 2001 году зарегистрировано 2,7 млн. автомобилей. За год в воздух столицы выбрасывается более 2 млн. тонн загрязняющих химических веществ, по 205 кг на каждого москвича. В 1999 году 90 % этих выбросов создавал автомобильный транспорт. Сейчас в городе запрещено использовать этилированный бензин (содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец: 0,41 – 0,82 г/л), создающий особо вредные выбросы (соединения свинца), внедряется экологический сертификат на каждый автомобиль, нейтрализаторы выхлопных газов.

В 1995 году в 150 российских городах опасные автомобильные выбросы превалировали над промышленными. Автотранспорт ежегодно выбрасывал в атмосферу 16,6 млн. тонн загрязняющих веществ – это 40% всех опасных выбросов на территории страны. В 1994 году экологический ущерб России от воздействия транспортно-дорожного комплекса составил 4,8 млрд. долларов. В 1997 году Минздрав РФ сообщил, что 50 млн. россиян проживали в условиях десятикратного превышения ПДК вредных веществ в воздухе, половина которого исходит от автотранспорта.

Во многих странах ужесточаются требования к выхлопным газам автомобилей. За последние 20 лет европейские нормы по оксидам углерода снижены в 20 раз, по углеводородам и оксидам азота – в 17 раз.

Ведутся работы по снижению количества топлива, сжигаемого в двигателях автомобилей, переводу автомобилей на газ и спирт с целью уменьшения вредных выбросов, созданию электромобилей, работающих без выхлопных газов. Однако на зарядку аккумуляторов таких автомобилей требуется затратить электрическую энергию, получаемую на тепловых или атомных электростанциях при соответствующем загрязнении окружающей среды.

В 2000 году мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд. единиц, из которых 83-85 % приходится на легковые автомобили, а 15-17 % – на грузовые автомобили и автобусы. Из общего числа легковых автомашин примерно 40 % сосредоточено в США, 10 % - в Японии и 20 % - в четырех европейских странах: ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. На каждую 1000 жителей в 2001 году в среднем приходилось: в США – 534 автомобиля, Франции – 454, в Великобритании – 322, в России – 167 автомашин.

Если поставить все существующие сегодня в мире автомобили бампер к бамперу, они составят ленту в 4 млн. км, которой 100 раз можно обмотать земной шар по экватору.

Загрязнением атмосферы обусловлено до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров. Если исключить из рассмотрения двуокись углерода СО 2 , то в нашей стране в 1994 году 30 % выбросов в атмосферу приходилось на двуокись серы, 10 % - на окислы азота, 25 % - на пыль. Пыль – это сложная смесь частиц, многие из них токсичны (включают мышьяк, ртуть, свинец, медь и прочие вредные металлы), вызывают аллергию, ослабление иммунитета, болезни дыхательных путей. В год в мире выбросы пыли оцениваются в 175 млн. тонн. Твердые и жидкие частицы, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, называются аэрозолями. Они воспринимаются в виде дыма (аэрозоль с твердыми частицами), тумана (аэрозоль с жидкими частицами), мглы или дымки. Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические и цементные заводы, промышленные отвалы, взрывные работы.

В 1991 году, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, 70 % городских жителей Земли дышали воздухом, который вреден для здоровья из-за высокого уровня смога, двуокиси серы, окиси азота и других загрязнений. Смог – это густой туман, возникающий в результате выбросов в атмосферу двуокиси азота, озона, углеводородов и других веществ, вступающих в реакции под действием солнечного света (фотохимический смог). Его возникновению способствуют определенные метеорологические условия: отсутствие ветра и дождя, а также температурная инверсия. Во время смога ухудшается самочувствие людей, резко увеличивается число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, возникают эпидемии гриппа.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Урбанизация и ее влияние на население

Реферат по курсу

«Социальная демография и этнография»

Выполнила: студентка 1 курса

очного отделения Кучиева А.Ф.

Проверила: к.г.н., доцент Плющ И.В.

Красноярск 2008

ВВЕДЕНИЕ

1. УРБАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ЧЕРТЫ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2. УРОВНИ И ТЕМПЫ,ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРБАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современные процессы роста, состава и размещения населения вызывают много сложных проблем. Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации. Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась, прежде всего, в рамках формационных особенностей развития систем производства и расселения при значительной недооценке её глобальных закономерностей и социально-культурных и цивилизационных основ 1 . Утвердился и тщательно оберегался философски несостоятельный подход, согласно которому урбанизация (как и другие социальные процессы) легкоуправляема, потому что её закономерности якобы устанавливаются руководителями в зависимости от тех или иных выдвигаемых ими целей.

Вот почему оценка советской урбанизации имела черты крайней субъективности, односторонности, а игнорирование мирового опыта было удобно для переоценки бесспорных количественных успехов урбанизации в СССР в 30-80-х гг. До серьёзного же анализа её качественных сторон (образа и условий жизни горожан, их культуры, состояния городской среды, её разнообразия и т.д.), сути и стратегии развития дело обычно не доходило. Указанный подход, напрямую связавающий многие десятилетия с теорией формаций в советском обществе вобщем и в экономической и социальной географии в том числе, определил неверные представления об «узко-производственной базе» урбанизации.

В последние годы, когда всё чаще встречаются попытки в разных областях науки осмыслить общественное развитие в рамках иных концепций (философско-антропологической, глобально-экономической, социокультурной, экологической, цивилизационной) и др., представляется наиболее плодотворным для изучения урбанизации использовать антропокультурный подход. При таком подходе основу урбанизации составляет сам человек со всеми возможными параметрами его жизни, прежде всего связанными с развитием культуры и цивилизации в их широком понимании и на глобальном уровне.

1. УРБАНИЗАЦИЯ,ЕЕ ЧЕРТЫ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Урбанизация - (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация – многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда. В более узком, статистико-демографическом понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (так называемая урбанизация в узком смысле слова или урбанизация населения) 2 . Предпосылками урбанизации можно считать - рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

      естественного прироста городского населения;

      преобразования сельских населённых пунктов в городские;

      формирования широких пригородных зон;

      миграции из сельской местности в городскую.

Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.) 3 .

Первые города появились в 3–1 тысячелетии до н.э. в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В Античном мире такие города, как Вавилон, Афины, Карфаген, Рим, Александрия играли огромную роль. В городах Средневековья и Эпохи Возрождения формировались элементы буржуазной цивилизации. С развитием капитализма объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась основной причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе урбанизации в экономически развитых странах мира отмечается преобладание крупногородских форм поселений.

Развитие процесса урбанизации тесно связано с особенностями формирования городского населения и роста городов: естественным приростом самого городского населения, включением в городскую черту или отнесением в административное подчинение пригородных территорий (включая города, поселки и села); преобразованием сельских населенных пунктов в городские. Фактически рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах – центрах тяготения этих зон (так называемые городские агломерации).

Сравнительный анализ демографических аспектов развития процесса урбанизации в различных странах мира принято основывать на данных о росте урбанизированности населения – доли городского, или так называемого урбанизированного, населения. Поскольку критерий выделения городских поселений значительно различается по отдельным странам, для получения сопоставимых данных к городскому населению часто причисляют население всех поселений, достигших определенного уровня людности. В 2001 в поселениях с числом жителей свыше 5000 чел проживало более 1/3 населения земного шара (в начале 19 в. – менее 3%), в поселениях с людностью свыше 20000 чел. – более 1/4. В 1800 году доля городского населения во всем населении земного шара составляла около 3 %, в 1850 – 6,4%, в 1900 – 19,6%. С 1800 по 2000 она увеличилась почти в 18 раз (до 51,2%) 4 . Это при использовании национальных критериев выделения городских поселений динамика урбанизации населения выглядит следующим образом.

Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным – наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света – Австралии и Океании, Северной Америке и Европе преобладают жители городов; их догоняет быстро урбанизирующаяся Латинская Америка; в то же время население афро-азиатских стран благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Наиболее высокий процент городского населения имеют развитые страны первого мира: в Европе – Великобритания (91%), Швеция (87%), ФРГ (85%), Дания (84%), Франция (78%), Нидерланды (76%), Испания (74%), Бельгия (72%); в Северной Америке – США (77%) и Канада (76%); в Азии – Израиль (89%) и Япония (78%); в Австралии и Океании – Австралия (89%) и Новая Зеландия (85%); в Африке – ЮАР (50%). Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается. В России за 1913–2002 доля городского населения выросла более чем в 3,7 раза 5 . При этом урбанизированность населения в России существенно колеблется по регионам.

Для урбанизации характерна концентрация населения в больших и сверхбольших городах. Именно рост больших городов (с населением свыше 100 000 чел.), связанных с ними новых форм расселения и распространения городского образа жизни наиболее ярко отражают процесс урбанизации населения. В РСФСР, позже – Рф, население все более концентрировалось в больших городах. Если в 1926 в городах с числом жителей более 100 000 чел. проживало 36% городского населения, то в 1959 – 49%, в 1970 – 57%, в 1984 – около 61%, в 1999 – около 67%. В 1999 в России было 285 городов с населением свыше 100000 чел. Динамика городов-«миллионеров» в России: в 1897 – 2, в 1939 – 2, в 1959 – 3, в 1970 – 10, в 1980 – 20, в 2000 – 22. С 1959 по 1999 их население возросло с 14,7 до 39,6 млн. чел., или, соответственно, с 10,1 до 22,3% всего городского населения страны 6 . Процесс урбанизации в различных регионах и странах мира имеет свои особенности.

Современный тип урбанизации в развитых странах – это уже не столько быстрый темп роста доли городского населения, сколько особенно интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой основе новых пространственных форм городского населения – городских агломераций, мегалополисов. Экономически развитые страны в полной мере ощущают последствия стихийной урбанизации и неуправляемого роста сверхгородов. Кризис больших городов является закономерным следствием обострения социальных, культурно-цивилизационных и расово-этнических противоречий. Загрязнение воздуха и воды, обострение экологических проблем вызывает все большее беспокойство людей. Существуют серьезные проблемы в сфере использования территориального и жилищного фонда, инженерного оборудования. В некоторых крупных городах имеет место процесс некоторого обесценения недвижимой собственности. В США в 1960-х (а в 1970-х и в некоторых странах Западной Европы) отчетливо проявились процессы территориальной деконцентрации населения. Имеется ввиду не только перемещения населения из крупных городов в их пригородные зоны – процесс, широко развернувшийся еще в 1950-х, но и преобладающий рост городов в периферийных районах по сравнению с высокоурбанизированными. Во Франции, Швеции, Италии, Канаде происходит общий сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города в результате изменения направления миграции. В Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии, Австрии уже происходила убыль населения в крупнейших городах, причем из центров городов потоки мигрантов направлялись, главным образом, в их пригородные зоны. Во многих крупных городских агломерациях численность населения перестала увеличиваться и даже начала снижаться (зачастую за счет уменьшения численности населения городов-центров).

В развивающихся странах мира демографическому взрыву сопутствует «взрыв урбанистический». При сравнительно низких показателях урбанизированности населения многие развивающиеся страны отличаются относительно высокими темпами урбанизации. Несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян, надеющихся избавиться в них от голода и нищеты. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребности в рабочей силе. В результате урбанизация протекает быстрее, чем индустриализация, иммиграция из села в город увеличивает армию безработных и полубезработных, расширяет городские районы трущоб. В развивающихся странах происходит формирование многомиллионных городских агломераций (например, Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Калькутта, Бомбей и др.) 7 . Процесс урбанизации в развивающихся странах крайне противоречив: с одной стороны, он способствует прогрессу этих стран, приобщает новые миллионы людей к информационным и культурно-цивилизационным ресурсам современного мира; с другой – обостряет и без того очень серьезные социально-экономические проблемы, порожденные феноменом догоняющей модернизации и, что чрезвычайно важно, создает эффект демографического давления на большие города.

В России в советский период ее истории осуществлялась система мер, направленных на ограничение роста многих больших городов, прежде всего, крупнейших городских агломераций, развитие средних и малых городских поселений – центров систем расселения на уровне одного или нескольких смежных низовых административных районов. В то же время в процессе развития «опорного каркаса расселения» в ходе хозяйственного строительства и освоения новых территорий в ряде регионов страны сеть больших городов неуклонно расширялась (имеется ввиду, например, создание таких крупных индустриальных центров, как Тольятти, Набережные Челны, Волгодонск, развитие Тынды как центра освоения зоны БАМа в Сибири и др.).

Влияние урбанизации на демографические процессы проявляется в значительной мере в зависимости от территориальной дифференцированности городской среды, прежде всего от различия городов по величине и экономическому профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает. В дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. В некоторых странах третьего мира (например, в Египте) более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов. Почти во всех странах уровень рождаемости у городских жителей, недавно переехавших из сельской местности, выше, чем у давно живущих в городах (если адаптация сельских жителей в городах не сопряжена с большими трудностями). Уровень смертности на первых этапах развития урбанизации выше в городах, чем в сельской местности, что объясняется антисанитарными условиями жизнедеятельности концентрированных масс населения. Особенно высока младенческая смертность. Сельские жители, переезжающие в города, обычно плохо приспособлены к условиям городской жизни. Однако с течением времени различия в уровне смертности городского и сельского населения сокращаются. В развитых странах эти различия практически отсутствуют.

По мере развития урбанизации роль миграции в росте городского населения постепенно снижается. Интенсивность же территориальной подвижности населения в целом растет, особенно – интенсивность маятниковых миграций. Основную роль в формировании городского населения России в течение многих лет играли миграции из сельской местности в города и преобразования сел в городские поселения. Однако с течением времени значение естественного прироста в формировании населения городов увеличивается: в 1927–1938 его доля составляла 18%, в 1939–1958 – 20%, в 1959–1969 – 40%, в 1970–1979 – 43%, в 1980–2000 – 49% 8 . В условиях, когда темпы естественного прироста снижаются, замедляются и темпы прироста городского населения.

Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран:

1). Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37 раза.

2). Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т.к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации. Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.

3). "Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда, когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров) возникают пояса городов - спутников 9 . Такие образования называются городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных, занимающихся этой проблемой. Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка.

2. УРОВНИ И ТЕМПЫ, ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРБАНИЗАЦИИ.

Как говорилось выше, урбанизация это процесс, а любой процесс может подразделяться на более мелкие структурные образования, например уровни.

Условные уровни урбанизации:

      Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

      Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

      Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

      Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72%.

Вот примеры некоторых стран, в которых можно наблюдать подобную ситуацию: - Слабоурбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Среднеурбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высокоурбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка 10 .Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны.

В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

Очень часто в различных СМИ сообщается о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной. Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом.

Вероятно, Вы знаете о так называемой "проблеме больших городов", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.

Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов.

Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т.к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса.

В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов загрязнения окружающей среды. Именно с ней связано более 75% общего объёма загрязнения. Большие города существенно влияют на экологическую обстановку данного региона 11 . Жители в шутку называют их "смогополисами ".

По данным химических исследований, проведенных обществом " Greenpeace ", шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстояние до 50 км, охватывая площадь в 800 - 1000 квадратных километров 12 . В последнее время официальные органы и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды. Однако развивающиеся страны в условиях крайнего недостатка средств не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство перерабатывающих вторсырьё комбинатов.

В экономически развитых странах прилагаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, принимают участие демографы, экологи, географы, экономисты, социологи, в общем, все, кому небезразлична будущность всего человечества. Пока люди не управляют процессом урбанизации, но для человека нет ничего невозможного, и в скором времени урбанизация будет взята под контроль.

Один из этапов урбанизации - субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д 13 . Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное - места приложения труда.

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 50-х годах. В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

Процесс субурбаницации нельзя толковать однозначно положительно. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к. общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара.

Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом, ослабляется (для некоторых видов работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее - информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от.англ. Rural - сельский, лат. urbanus - городской) - распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании 14 . Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов.

В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, возникло понятие «ложная урбанизация». Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Существуют два отличных вида на перспективы урбанизации как глобального процесса:

    процесс урбанизации близок к закату, наступает период деконцентрации, а с ним и “дезурбанизации”;

    урбанизация будет развиваться и впредь, но её содержание, формы и пространственные структуры заметно меняются по мере эволюции самого процесса в странах разного типа 15 . На взгляд автора, урбанизация имеет большие временные перспективы. С позиций антропокультурного подхода к урбанизации как феномену культуры и цивилизации её исторические рамки значительно расширяются и в ретроспективе, и в перспективе.

Урбанизации не может быть “слишком много”, как нельзя этого сказать о культуре или прогрессе. Но пределы концентрации населения, конечно, существуют, и речь, следовательно, надо вести о его разумной пространственной организации на различных этапах урбанизации в той или иной стране.

Снижение концентрации населения в городских агломерациях развитых стран – закономерное явление. Ведь кривая концентрации не может подниматься беспредельно. Это отнюдь не означает упадка крупных городских агломераций. Напротив, число их возрастает, ибо увеличивается количество населённых пунктов, привлекающих население. Таким образом, городские агломерации остаются основной формой пространственной организации расселения, своего рода опорным каркасом территории развитых стран.

Новый этап урбанизации дал основание некоторым учёным на Западе, говорить о крутом переломе в характере урбанизации, смене тенденций, начале нового периода “дезурбанизации”. Такие взгляды стали весьма распространёнными в США и Западной Европе 16 . Но речь идёт всё-таки не о дезурбанизации, а о дальнейшем углублении и территориальном расширении процесса урбанизации, который на новом этапе пространственной эволюции принимает новые формы и всё активнее вовлекает в свою орбиту малые города и сельскую глубинку. Но это отнюдь не контрурбанизация, а следующая закономерная стадия урбанизации, обусловленная рядом факторов – демографических, экологических, социальных, экономических, пространственных.

Этой же точки зрения придерживаются и демографы ООН. В своих прогнозах, весьма высокопрофессиональных, они дают дальнейшее заметное увеличение численности горожан в мире для первой четверти XXI в. – на 73,1%. Конечно, это увеличение существенно уступает динамике городского населения мира в XIX и XX вв., но прирост горожан останется достаточно весомым 17 . Правда, значительная часть этого прироста будет приходиться на развивающиеся страны, но и в развитых странах городское население, моим расчетам, возрастёт на 15% в первой четверти XXI века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урбанизация неоднозначно действует на человеческое общество: с одной стороны, город предоставляет человеку ряд общественно-экономических, социально-бытовых и культурных преимуществ, что положитель­но сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность для лучшей реализации профессиональных и творческих способностей, с другой - человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействи­ями - загрязненным воздухом, шумом и вибрацией, ограниченной жилпло­щадью, усложненной системой снабжения, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением со множеством незнакомых людей - все это неблагоприятно сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Положение усугубляется тем, что города-гиганты развивались стихийно и, как правило, без учета биологических потребностей и психологических особенностей человека. Современный большой город с его громадными прямоугольными зданиями из стекла и бетона, вдоль и поперек пересеченный транспортными магистралями с бесконечным потоком автомобилей, ограниченными возможностями пешего передвижения, непрерывным шумом и бесконечной сутолокой подавляет биологическую природу человека, лишает необходимой физической нагрузки, угнетает его психику. Усталость накапливается и реализуется в нарушении тех или иных функций организма.

Проблемы, связанные с урбанизацией, необходимо решать не отдельными частными мероприятиями, изыскивая скороспелые и малоэффективные решения, а разработав комплекс взаимосвязанных социальных, экологических, технических и других мер. Во всех случаях человек и окружающая среда должны рассматриваться как единое целое.

СПИСОК ЛИТЕРАТРУЫ

1. Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы. – М.: «Наука», 1978. – 367 с.

2. Медведков В. М. Демография: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

3. Население Росии. 2001. Девятый ежегодный демографический доклад / под ред. А. Г. Вишневского. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 216 с.

4. Стеценко С. Г. Демографическая статистика / С. Г. Стеценко, И. В. Казаченко. – Киев: «Кифара», 1984. – 205 с.

5. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции: сб. ст. – М.: «Наука», 2002. – 342 с.

6. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред.А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 1600 с.,ил.

7. Википедия [Электронный ресурс]: электрон. энцикл. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

1 Араб-Оглы, Э.О. Демографические и экологические прогнозы. – М., 1978. – С. 47.

2 Советский Энциклопедический словарь / под ред. Прохорова, А.М. – М., 1983. – С.1381.

НаРеферат >> Экология

... ее влияние на экологию 12 2 Международные экономические отношения и их влияние на ... высокопродуктивных земель, поглощаемых урбанизацией . Во всех регионах... потребностями индустриализации и тенденциями роста населения и будущем десятилетии потребности в...

  1. Введение………………………………………………………… ……… 2
  2. Последствия урбанизации………………………………………………. 3
  3. Методы устранения последствий урбанизации………………………..6
  4. Заключение…………………………………………………… ………….8
  5. Список используемой литературы………………………………………9

ВВЕДЕНИЕ

"Быть может, эмигранту, обезумевшему от продажи газет среди асфальтовых полей Парижа, вспоминается российский проселок очаровательной подробностью родного пейзажа: в лужице сидит месяц, громко молятся сверчки, и позванивает пустое ведро, подвешенное к мужицкой телеге. Но месячному свету дано уже другое назначение. Месяц сможет отлично сиять на гудроновых шоссе. Автомобильные сирены и клаксоны заменят симфонический звон крестьянского ведерка. А сверчков можно будет слушать в специальных заповедниках..." [Ильф, Петров, 1956]

Ускоренное развитие сети городов, особенно больших, явилось социальной, экономической и географической необходимостью и привело к глубокому преобразованию населения. Этот процесс получил название урбанизации. На урбанизированных территориях сосредоточилось 45% всего населения мира. Строительство городов с течением времени не перестает расти, оказывая возрастающее влияние на всю окружающую их местность.

Городское население увеличивается главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские.

Предпосылками урбанизации являются:

Концентрация в городах промышленности;

Развитие культурных и политических функций городов;

Углубление территориального разделения труда.

Для урбанизации характерны:

Приток в города сельского населения;

Концентрация населения в крупных городах;

Возрастающая маятниковая миграция населения;

Возникновение городских агломераций и мегалополисов.

Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В

большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское

население быстро увеличивается. Это явление получило название городского

взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения

городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

Естественно подобного масштаба процесс не мог пройти без последствий.

ПОСЛЕДСТВИЯ УРБАНИЗАЦИИ

Урбанизация не однозначный процесс, кроме очевидных выгод от концентрации населения и их хозяйственной деятельности проявляются и отрицательные последствия урбанизации: экономические, социальные и экологические, которым нужно уделять особое внимание.

С началом урбанизации ухудшаются условия существования людей и других организмов: на огромных пространствах разрушаются естественные экосистемы, истощается озоновый слой, иссякают и загрязняются пресные воды, деградируют земли, быстро нарастает исчезновение биологических видов. Все эти изменения сказываются на здоровье людей.

  1. Механизм негативных процессов в городах.

Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения - шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия - рост преступности, наркомания, проституция и т.д.

Люди эволюционно генетически адаптированы к сельской жизни. Концентрируют их в городах, главным образом, экономические потребности. Однако это отнюдь не ведет к автоматической биологической, этологической, этнической, социальной и трудовой адаптации. Все факторы городской среды – природные и социальные – историко-функционально непривычны человеку, противоречат его генетической и социальной наследственности, дискомфортны. Осознание этого факта не происходит в силу ослепленности экономическим комфортом, который однобок и не может компенсировать других потребностей человека. Повышенная этажность, дальность поездок на работу, загрязненность среды, большая плотность населения, отсутствие зелени, привычных в сельской местности животных и т.д. приводят в итоге к наследственным и ненаследственным болезням, травматизму, агрессивности, алкоголизму, комплексной дезадаптивности. Увеличиваются вложения в здравоохрание и другие социальные механизмы, влекущие людей в города. Миграция сельского населения в города существенно влияет на многие аспекты нашего существования в мире. Деревни и села покидает главным образом молодежь, стремящаяся в городе найти работу или продолжить образование. Каждое хозяйство теряет таким образом одного-двух работников. Однако и в городе жизнь становится труднее из-за перенаселенности, жилищного кризиса, плохих бытовых условий, неналаженности городского хозяйства, невозможности найти работу. Вследствие этого намечается и другая тенденция - возврат небольшой части мигрантов в родные деревни, где есть жилье, участок земли, обеспечивающий самые минимальные потребности в пище. Стимулом для возвращения сельских мигрантов может служить увеличение продуктивности хозяйств или рост денежных доходов при благоприятной политике цен. Однако при высоких темпах роста сельского населения и неизменных традиционных методах ведения хозяйства массовый возврат мигрантов может усилить процессы деградации природной среды. Многие исследователи видят главное средство сокращения миграций и безработицы в выравнивании доходов городских и сельских жителей. Иначе «машина урбанизации» скорее «перемалывает» вновь прибывших. Города превращаются в бессмысленную «мясорубку».

С 1950-х гг. мировую науку обогатил факт, названный английскими

исследователями «грустью новых городов». Он заключается в том, что горожане, переселенные из, казалось бы, малокомфортных старых кварталов в новые, созданные по всем правилам архитектурного искусства, чаще болеют и раньше умирают, чем в прежних местах жизни. Полагают,

что причина этого явления лежит в уменьшенной плотности застройки,

потере контактов с близкой с детства местностью и людьми, связана

с ухудшением сферы быта (отсутствие «лавки за углом») и тому подобными

причинами. Даже новые большие города типа «городов-садов» в общем-то строятся на интуитивных нормативах и порой вопреки уже выверенным соотношениям между застроенной территорией и зелеными зонами.

Количество примеров отступления от критериев рациональности в обеспечении потребностей человека можно приумножить. В одних случаях

в жертву приносят индивидуальные нужды ради удовлетворения групповых

потребностей, в других причиной неадекватных решений служит

элементарная безграмотность в области экологии человека, вообще достижений современной экологии. Постоянный, хотя порою и неосознаваемый дискомфорт от пребывания в плотном окружении себе подобных, сопутствующий нам с дошкольных учреждений до кладбища ("досталось прописаться в тесноте на вечную квартиру коммунальную", как выразился поэт), не может проходить бесследно для человеческой психики, несмотря на всю ее колоссальную пластичность. Психологи называют это "эффектом плотности", "эффектом группы" - когда высокая скученность проживания сама по себе становится причиной хронического стресса и связанных с ним психических срывов. Так что бытовая агрессия, преступность и наркомания - эти "родовые" приметы миллионного города - могут иметь и такое био-социальное происхождение.

И, наконец, высокая концентрация технологических объектов и транспортных средств, помноженная на чрезвычайную плотность населения, делает городских жителей особенно уязвимыми во время эпидемий, аварий и стихийных бедствий. Так, в 1952 году в Лондоне вследствие сильного смога погибло одновременно около 4 тыс. человек и 20 тыс. получили отравления (самая крупная экологическая катастрофа, связанная со смогом) . А некоторые землетрясения уносят в городах порою десятки, а в недалеком прошлом - и сотни тысяч жизней.

Особый аспект урбанизации - это отрыв человека от его природных, национальных корней и испытываемое им чувство потерянности перед чуждой ему силой государственно- бюрократического аппарата, постепенно, в силу неизбежного усложнения управленческих инфраструктур, дистанцирующегося от остальной массы граждан.

В отдыхе вне угнетающей повседневной среды нуждаются все люди, и эта потребность с урбанизацией нашей жизни все время растет. В урбанизированных районах, например, фитонициды и другие биогенные летучие вещества значительно ниже биологических норм, местами в связи с дезадаптацией человека превращаются в аллергены. С расширением и углублением знаний возникают новые проблемы (радон в квартирах и домах, неизвестные ранее заболевания, загрязнение подземных вод нитратами и пестицидами, нерешенная проблема шума, «грусть новых городов» и т.п.).

  1. Последствия урбанизации в РФ.

Если разобрать проблемы урбанизации на конкретном примере, то несомненно стоит выделить нашу страну. Одна из характерных черт урбанизации России – соразмерность ее с процессом индустриализации. Вместе с развитием индустриализацией страна покрывалась сетью городов, возникавших на основе промышленных новостроек. Тем не менее, Российская федерация перед большинством стран имеет существенное преимущество – ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь ровняется 11 млн. кв. м. – около 65 % всей территории страны. Но Россию так же, как и другие экономически-развитые страны, не миновали последствия отрицательных факторов воздействия урбанизации.

Нарушение устойчивого климата в результате роста концентрации в атмосфере парниковых, озоноразрушающих и других газов, изменения альбедо поверхности Земли и нарушения континентального влагооборота. Это ведет к росту аномальных метеорологических явлений, неустойчивости и глобальным изменениям климата, нарушению солнечного спектра, опустыниванию, смещению географических зон и распространению на новые территории носителей опасных болезней.

Превращение таких возобновляемых ресурсов, как атмосферный воздух, пресная вода, почва в невозобновляемые, так как они теперь не воспроизводятся в прежнем количестве в пределах естественных колебаний.

Быстро нарастающее исчезновение биологических видов (в том числе имеющих промысловое и хозяйственное значение), которые также перестают быть возобновляемым ресурсом.

Распад генетических программ человека.

К экологическим угрозам добавляются национальные, региональные и локальные, такие, как:

Загрязнение атмосферного воздуха, которое превышает санитарно- гигиенические нормы более чем в 200 населенных пунктах и затрагивает половину населения страны. Наибольший вклад в загрязнения вносят выбросы энергетических и промышленных предприятий и автомобильного транспорта;

Ухудшение качества воды из-за высокого уровня загрязнения, вследствие сбросов сточных вод.

Возьмем для еще более конкретного примера столицу нашей страны Москву. В целом ситуация с количеством фабрик и заводов в Москве поразительно отличается от других мировых столиц, в которых их нет. В связи с этим возникает неотложная задача руководства нашей страны – сокращение промышленных выбросов а также уменьшение загазованности воздушной среды столицы, переводя часть транспорта на другой вид топлива, а в частности на сжиженный и сжатый газ (на некоторых видах транспорта можно увидеть наклейку «экологический транспорт»), а также путем законодательного введения каталитических дожигателей на автомобилях с бензиновым топливом. Эти очень эффективные устройства позволяют практически полностью устранить загрязнение воздуха выхлопными газами. Помимо промышленных автомобильных загрязнений, стоит отметить бытовое загрязнение атмосферы, связанное с возникающими противоречиями между нашими потребностями. Есть например, экономическое стремление купить автомобиль, и есть в то же время отрицательное его влияние на здоровье человека (угарный газ СО усваивается гемоглобином крови в 210 рез быстрее кислорода, происходит отравление свинцом, увеличиваются нервно-психические стрессы и т.д.)

МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ УРБАНИЗАЦИИ.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ.

Устранить или по возможности снизить отрицательное влияние последствий урбанизации – задача непростая и здесь время «играет» против человека. Для этого в стране безусловно разрабатываются и применяются различные способы решения этих проблем.

К методам устранения неблагоприятных последствий относятся:

Локальная чистка окружающей среды на территории наибольшей концентрации населения;

Сохранение не нарушенных хозяйственной деятельностью территорий с естественной биотой. Восстановление естественной природной среды на части нарушенной территории.

Рациональное использование природных ресурсов, в особенности возобновляемых на основе интенсивных и эффективных технологий

Своевременное выявление и прогнозирование глобальных (внешних) и глобальных (внутренних) экологических угроз на базе научных исследований в экологической сфере;

Международное сотрудничество и кооперация для предотвращения глобальных и трансграничных экологических угроз на основе защиты законных прав граждан и интересов России;

Разработка эффективных методов хранения и утилизации выведеного из боевого состава вооружения, рекультивации территорий, подверженных видам загрязнения, связанным с военной деятельностью, а также радиоактивному загрязнению;

Предотвращение завоза на территорию России для переработки и захоронения материалов, опасных для населения и окружающей среды;

 
Статьи по теме:
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и
Индекс покупательной способности (ИПС)
Покупательная способность (платежеспособность) является одним из наиважнейших экономических показателей. Она обратно пропорциональна количеству денег, необходимых на приобретение различных товаров и услуг. Другими словами, покупательская способность показ