Налоговый кодекс ст 238. Вопрос о налогообложении компенсационных выплат работникам организаций (применение п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ). И все-таки, вопрос остается спорным

Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 238 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральными законами от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ и от 29 декабря 2006 г. N 257-ФЗ пункт 1 статьи 238 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

1. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ пункт 1 статьи 238 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 7.1, вступающим в силу с 1 января 2009 г.

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

15) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

3. В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Проблемная ситуация: Потребительский кооператив просит дать разъяснения касательно ст.238 НК РФ. Согласно пп.8 п.1 указанной статьи освобождены от обложения ЕСН суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. При этом в приведенном списке организационно-правовых форм не указаны потребительские кооперативы. Просим разъяснить, почему в пп.8 п.1 ст.238 НК РФ не упомянуты потребительские кооперативы, учитывая, что эта организационно-правовая форма прямо предусмотрена действующим Гражданским кодексом, в отличие от перечисленных в ст.238 НК РФ.

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от обложения единым социальным налогом сумм, выплачиваемых за счет членских взносов потребительских кооперативов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных кооперативов, и сообщает следующее.

В соответствии с пп.8 п.1 ст.238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Данный перечень является исчерпывающим, потребительские кооперативы в него не включены.

Однако необходимо отметить, что согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 Кодекса. Поэтому суммы, выплачиваемые за счет членских взносов организаций, указанных в вышеназванном пп.8 п.1 ст.238 Кодекса, лицам, выполняющим работы (услуги) для перечисленных организаций, не являются объектом обложения ни единым социальным налогом, ни страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Такая ситуация приводит к тому, что работники указанных организаций, получающие выплаты за счет членских взносов, не имеют права на включение данных выплат в средний заработок для исчисления государственной пенсии, а работники-пенсионеры - на перерасчет пенсии. Кроме того, для штатных работников таких организаций вообще ликвидируется источник их пенсионного и социального обеспечения. В связи с этим в настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности исключения пп.8 из п.1 ст.238 Кодекса.

Вопрос:

Налогообложение выплат для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (по тексту - тяжелые).

Ответ:

С учетом представленного мнения* финансового директора организации, в котором достаточно подробно раскрыт вопрос о начислении ЕСН и НДФЛ на выплаты компенсаций и предоставлении дополнительных отпусков сотрудникам организации занятым на работах с вредными условиями труда, считаем необходимым изложить собственную позицию по данному вопросу.

*Мнение финдиректора изложено после ответа на вопрос.

На основании Письма ФНС РФ от 12.10.2007 г. № 04-1-05/002762 «О НДФЛ и ЕСН» следует, что статья 146 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.

Доплаты:

Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Компенсации:

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 ТК РФ имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект соответствующего постановления Правительства РФ об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития РФ.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569.

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК.

В связи с изложенным выше Письмом ФНС, а также, учитывая аналогичную позицию Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 г. № 106, приведенную ниже (в позиции автора вопроса), можно сделать следующие обоснованные выводы:

    НК РФ не признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.164 ТК РФ - компенсационными. Поэтому такие выплаты подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом, надо отметить, что случаи предоставления таких гарантий и компенсаций (перечисленные в ст.165 ТК РФ) по своему смыслу не являются компенсациями, связанными с вредными условиями труда работников, например:

    • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.
  1. НК РФ признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.219 ТК РФ - компенсационными. Соответственно, данные выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом отмечаем, что данные выплаты непосредственно связаны с вредными условиями труда работников, по этому, по своему смыслу, являются компенсационными.


    Однако, для того чтобы обоснованно использовать нормы п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ и не начислять на указанные компенсации ЕСН и НДФЛ, необходимо, чтобы данные выплаты были предусмотрены в картах аттестации рабочих мест, имеющихся в организации.

    Обращаем ваше внимание, что в случае если в организации рабочие места не аттестованы то, доплаты за вредные условия труда не относятся к компенсациям, а являются оплатой труда в повышенном размере и облагаются ЕСН и НДФЛ. Данный вывод изложен в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.09.2007 г. № Ф09-7081/07-С2. Таким образом, данные карт аттестации, с нашей точки зрения, и будут являться основополагающим обстоятельством для признания выплат работникам с вредными условиями труда, компенсациями и применении к ним п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.


    На заметку *

    Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.

    За невыполнение требований законодательства по охране труда, в том числе за отсутствие результатов аттестации рабочих мест, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф:

  2. Помимо прочего, необходимо составить перечень выплат компенсационного характера, на основании данных карт аттестации и закрепить его в Коллективном договоре. В последствии, рекомендуем предусматривать такие компенсации в трудовых договорах с работниками, условия труда которых являются вредными. При этом, отметим, что в трудовом договоре не достаточно сделать ссылку на локально-нормативный акт, предусматривающий такие компенсации. Необходимо поименовать (перечислить) в трудовом договоре (индивидуально - по указанной в договоре должности) все компенсации, предполагающиеся к выплате вашему работнику.


    По нашему мнению, данные обстоятельства могут являться достаточным основанием для предупреждения нежелательных налоговых последствий, связанных с применением организацией норм п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.

С вопросом о сроках проведения данных мероприятий в рамках организации, рекомендуем определиться самостоятельно.

*Мнение Финдиректора ООО «С»:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ устанавливает освобождение от налогообложения:

1/ЕСН

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

  1. Не подлежат налогообложению:
    2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

2/НДФЛ

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Обращаем внимание, что в НК РФ прямо не установлен перечень компенсаций за работу в тяжелых условиях труда и необходимым условием, чтобы выплаты освобождались от налогообложения ЕСН и НДФЛ, они должны быть установлены действующим законодательством.

Рассмотрим вопрос: Установлены ли Законодательством компенсации за тяжелые условия труда.

  1. Основные понятия и определения

    А) Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.(Статья 164 ТК РФ).


    Б) Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). (Статья 129 ТК РФ).

  2. Трудовой Кодекс РФ.

    Особенные права при работе в тяжелых и (или) вредных условиях труда - в ТК РФ.

    Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

    Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

    Каждый работник имеет право на:

    …компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


    Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.


    В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

По тексту ТК установлены:

  • Сокращенная продолжительность рабочего времени (Статья 92 ТК). Раздел IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 117 ТК). Раздел V. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  • Оплата в повышенном размере (Статья 146, 147 ТК) - Раздел ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Обращаю внимание, в Разделе VII. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ - не установлены гарантии и компенсации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

ВЫВОД. На мой взгляд, Законодатель, прописав права работников на компенсации, прямо не поименовав их в Разделе «Гарантии и Компенсации» ТК РФ, дал возможность разночтений для налогоплательщиков и органов.

В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА":

  1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
    • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
    • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
    • повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
  2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Таким образом, на мой взгляд, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 решает коллизии законодательства и устанавливает Компенсации предусмотренные статьей 219 ТК РФ, однако необходимо дождаться нормативного Акта Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Срок установлен 06.06.2009 (срок вступления Постановления- 06.12.2008).

И все-таки, вопрос остается спорным:

Во-первых - это сами определения: заработная плата и компенсация, установленные ТК РФ. Ведь в соответствии со ст129 ТК РФ заработной платы включает:

1/ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также 2/компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и 3/стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть Законодатель предусмотрел, что элементом заработной платы являются компенсационные выплаты. А заработная плата облагается НДФЛ и ЕСН.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.(Статья 164 ТК РФ). (Напомним, что ст.165 ТК компенсации установлены:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Во-вторых, доплаты и надбавки за вредные условия труда в полном размере учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль. То есть, ЕСН и НДФЛ прямо не устанавливают, а Прибыль прямо устанавливает, что доплаты за вредные условия труда - считать ОПЛАТОЙ ТРУДА.

Такая позиция (отказ) основана на рассмотрении обзора ВАС

Выдержка из ИНФОРМАЦИОННОГО ПИСЬМА Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106<ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВЗЫСКАНИЕМ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА.

«4. Компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.

В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой НК РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 НК РФ.

Однако необходимо отметить, что и информационной базе есть обнадеживающее письмо Минфин РФ от 12 октября 2007 г. N 04-1-05/002762 «О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ»

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Следует отметить, что статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника. Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. [Примечание ФИВ. Минфин рассматривает доп. выплаты и компенсации, как разные выплаты, однако. Постановлением Правительства РФ от 20.11.08 №870 - установлено, что к компенсациям относится повышение оплаты труда].

Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития России.

Примечание ФИВ. В настоящее время компенсации установлены выше приведенным постановлением РФ РФ от 20.11.2008 N 870

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса И.Ф.ГОЛИКОВ

Примечание ФИВ. Лицо, не уполномоченное для официальных разъяснений.

ВЫВОДЫ.

    Можно побиться за льготы по основанию 1/Статья 3 НК РФ часть 7. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)»

    1. Получить ответ от УФНС по Свердловской области. Основание. Статья 111 НК РФ. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

    1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

    3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа)…;

  1. Провести мероприятия на предприятии.
    1. Утвердить локальным актом перечень соответствующих работ.
    2. Провести аттестацию рабочих мест с определением конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда в соответствии ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 N 10577, Введен в действие с 01.09.2008года).
    3. Установить локальным Актом (в коллективном договоре либо Приложением с учетом мнения СТК). Статья 41 ТК РФ. «В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций».
    4. Фиксировать вид и размеры компенсаций в трудовом договоре. Статья 57 ТК РФ «В трудовом договоре указываются: компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте».

  2. Целесообразные сроки начала мероприятий после 06.06.2009 г., т.к., в соответствии, с п.2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 8702 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

На нашем предприятии в расчетных листках и соответственно в сводной ведомости по заработной плате отдельной строкой выделяется «доплата за вредность». Размер доплаты установлен в % к тарифной ставке, должностному окладу.

Действует Положение о системе доплат и надбавок к тарифным ставкам рабочих и должностным окладам служащих. В Коллективном договоре доплата за вредность отражена п.3.8.. В трудовых договорах работников указан конкретный размер доплаты за вредность. Согласно Положению за работы с тяжелыми и вредными условиями труда предусмотрена доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда для рабочих и служащих, поименованных в Перечне профессий. В настоящее время действуют следующие доплаты:

  • Мастер, старший мастер ПУ - 12%,
  • Плавильщик ПУ - 12%,
  • Слесарь-ремонтник - 8%,
  • Штукатур-маляр - 4 %,
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - 4%,
  • Машинист экскаватора - 4%,
  • Плавильщик лаборатории - 4%,
  • Контролер продукции- 4%,
  • Слесарь КИПиА - 4%,
  • Электрогазосварщик - 8%.

1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. Все виды компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных с:

o возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

o бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

o оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

o оплатой питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

o увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

o возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

o трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

o выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3. Cуммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

o физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

o членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

4. Cуммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством;

5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

6. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;


7. Суммы страховых платежей (взносов):

o по обязательному страхованию работников, осуществляемому в установленном порядке,

o по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

o по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

8. Cтоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

9. Cуммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний;

10. Cтоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

11. Cтоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

12. Cуммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с