Методики определения эффективности реализации дополнительных образовательных (общеобразовательных) программ. Современные проблемы науки и образования 10 признаков эффективности результативности дополнительном образовании детей

1

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные различными аспектами оценки результативности и эффективности образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Рассматриваются различные определения понятия «эффективность», проводится анализ различных экспертно-аналитических методов для оценки эффективности и результативности. Наиболее предпочтительным является построение сбалансированной системы показателей, которая позволяет провести комплексную оценку каждой сетевой образовательной программы, оценить ее для разных заинтересованных сторон, определить влияния на финансовые показатели деятельности организации, удовлетворенность потребителей, на качество подготовки выпускников. В качестве инструментария при формировании системы показателей использован метод анализа иерархий Т. Саати. В статье вводятся две иерархические системы показателей оценки результативности и эффективности, критерии и шкалы для каждого показателя. Предлагаются два решающих правила для определения, можно ли признать конкретную сетевую программу результативной и эффективной.

решающее правило

метод анализа иерархий

сбалансированная система показателей

результативность

‘эффективность

сетевая форма реализации образовательных программ

1. Бадеева Е.А. Университетское планирование в рамках процессного подхода[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rae.ru/monographs/169(дата обращения: 12.11.2013).

2. Гаврилов С.И., Гусева А.И., Воронцова А.Н. Инструментарий для оценки качества информационно-образовательных ресурсов// Аудит и финансовый анализ, 2010. - №6. - С. 353-358

3. Киреев В.С. Метод иерархий Саати в системе оценки инновационности образовательных проектов// Программные продукты и системы, 2011. - № 4. – С. 188-190

4. Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/818(дата обращения: 12.11.2013).

5. Программа конкурентоспособности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mephi.ru/about/competitiveness (дата обращения: 12.11.2013).

6. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети / Пер.с англ.- М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации // Российская газета, 31 декабря 2012 г, федеральный выпуск № 5976

Введение

Переход к новой версии Закона об образовании расширяет возможности по конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений . Обучение студентов по совместных образовательных программ с другими зарубежными университетами, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов становится доступным благодаря введению сетевой формы реализации образовательных программ.

При использовании такой новой формы всегда возникает вопрос, как оценить эффективность сетевой образовательной программы

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), как университет, победивший в открытом конкурсе на получение государственной поддержки для повышения своей конкурентоспособности и вхождения к 2020 г. в сто лучших университетов мира , приступил к активному формированию нормативно-методической базы для реализации образовательных программ в сетевой форме.

В этой связи, разработка методики выявления наличия и оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентоспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Понятия «эффективность» и «результативность»

В современной литературе существует различие между понятиями «эффективность» и «результативность». В самом общем виде эти различия формулируются следующим образом:

  • результативность отражает степень достижения запланированного результата;
  • эффективность показывает отношение полученных результатов кзатратам времени, финансовых идругих ресурсов для их достижения.

Как правило, для оценки подобных понятий используются экпертно-аналитические методы. В этом случае, аналитическим путем, на основе системного анализа, выявляется наборпоказателей, с помощью которого может проводится оценивание какого-либо свойства, вырабатывается система шкал оценивания и сами критерии оценки.

Экспертным путем находится согласованные оценки по значимости (весу) каждого показателя, определяются пороговые допустимые значения для показателей, формируется итоговая целевая функция для оценки.

Анализ, выбор и обоснование экспертно-аналитических методов оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ

Оценка результативности образовательной программы включает анализ достижения плановых значений показателей образовательного процесса. Для этого используется количественная методика оценки, которая включает:

  • оценку результативности выполнения плана работ по качеству реализации программы.
  • оценку результативности достижения целей программы.

Оценка результативности достижения целей образовательной программы позволит определить действия, необходимые для планирования улучшений, корректирующих либо предупреждающих действий для повышения качества образовательных услуг и достижения целей.

Если в основе оценки результативности образовательной программы лежит набор индикаторов, значение которых оценивается по двоичной шкале , то результативность выполнения плана работ по реализации сетевой образовательной программы может быть оценена по формуле:

n - количество целевых индикаторов;

xi - планируемое значение i-го целевого индикатора;

xфактi- фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.

Более сложным является вопрос оценки эффективности. Попытаемся исследовать понятие исуществующие экспертно-аналитические методы оценки эффективности. В табл. 1 приведены различные определения понятия эффективности

Табл. 1. Определение понятия эффективности

Источник

Понятие эффективности

ГОСТ Р ИСО 9000-2008

связь между достигнутым результатом ииспользованными ресурсами

Терминологический словарь вобласти управления качеством ВПО иСПО

· степень реализации запланированной деятельности идостижения запланированы результатов

· связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

Современный экономический словарь

· относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата кзатратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение

По эффектом понимается достигаемый результат вего материальном, денежном, социальном выражении

Большая советская энциклопедия

экономическая эффективность - отношение между получаемыми результатами производства (продукцией иматериальными услугами), содной стороны, изатратами труда исредств производства - с другой

Большой экономический словарь

Экономика иправо: словарь-справочник

· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение

Таким образом,под эффективностьюпонимается характеристика качества системы сточки зрения соотношения затрат ирезультатов ее функционирования.

Рассмотрим наиболее часто используемые методов оценки эффективности, представленные в , и возможности их дальнейшего использования к оценке сетевой формы реализации образовательных программ.

1. Оценка эффективности программы может быть проведена на основе выгод от ее внедрения, сертификации и функционирования. В этом случае проводится качественное сравнение запланированных и достигнутых результатов и исследование базируется на оценках представителей университета, которые носят субъективный характер и могут быть умышленно искажены.

2. Определение эффективности программы возможно на основе установления причинно-следственной связи между внедрением программы и экономическими показателями деятельности организации. В этом случае экономическая эффективность может определена, как разность между результатами и затратами или как отношение между этими величинами. Другой метод возможность вычислить эффективность как разность затрат до и после внедрения какого-либо мероприятия или набора мероприятий. В любом случае, такой подход является ограниченным, так как получение экономической выгоды не является основой деятельности для государственных учебных заведений.

3. Третья группа методов дает возможность оценить эффективность образовательной программы на основе индекса удовлетворенности потребителей. В рамках такого исследования выявляется эмпирическая взаимосвязь удовлетворенности потребителя иэкономических показателей деятельности организации. В данном случае проводится сбор данных удовлетворенности потребителей образовательных услуг университета, на основе которых может быть проведенаоценка эффективности сетевой образовательной программы. Нам представляется, что подобные исследования имеют чрезмерно узкий характер и могут оценить лишь один из аспектов реализации сетевых образовательных программ.

4. Оценка эффективности сетевых образовательныхпрограмм возможна на основе анализа добавленной стоимости (ДС). В этом случае проводится анализ деятельности и бизнес-процессов вуза сцелью определения размера стоимости, добавляемой врезультате совершения определенных операций ипроцессов, атакже полезности услуг по отношению ких потребителям. ДС может рассчитываться как отношение добавленной бизнес-процессом ценности для конечного потребителя к добавленной этим жебизнес-процессом стоимости для конечного потребителя.

5. К пятой группе методов относится оценка эффективности на основе сбалансированной системы показателей (ССП).Использование ССП дает возможность оценить эффективность сетевой образовательной программы для разных заинтересованных сторон: влияния на финансовые показатели деятельности организации, удовлетворенность потребителей, влияние на качество подготовки выпускников.

Исследование существующих методов оценки эффективности образовательных программ, позволяет сделать вывод отом, что наиболее предпочтительным подходом при оценке эффективности образовательной программы является метод на основе ССП, который дает возможность контролировать текущее состояние истратегическое развитие данного вида образовательных услуг.

Для выбора показателей и построения из них сбалансированной системы можно использовать многокритериальной оптимизации - метод анализа иерархий (МАИ)Т. Саати , который хорошо зарекомендовал себя в самых разных областях . МАИ дает возможность сформировать иерархию показателей, определить шкалы и критерии оценки результативности и эффективности, определит значимость (вес) каждого показателя.

Система показателей, шкалы и критерии оценки эффективности и результативности реализации образовательных программ в сетевой форме

По результатам проведенного анализа методов оценки результативности и особенностей сетевой формы реализации образовательных программ была сформирована следующая иерархияукрупненных групп показателейдля оценки результативности и эффективности (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия укрупненных групп показателей для оценки результативности и эффективности сетевых образовательных программ

В данном случае, при выделении показателей были учтены факторы, влияющие на качество подготовки кадров высшего профессионального образования в части:

Оценка результативности

По результатам проведенного анализа особенностей сетевых образовательных программ была сформирована следующая иерархия показателей и индикаторов.На верхнем уровне иерархии всего две группы укрупненных целевых индикаторов и показателей.

  • Достижение целей реализации сетевых программ
  • Оценка качества реализации программ.

В состав этих двух групп входят показатели и индикаторы, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Показатели и индикаторы для оценки результативности

Шкалы и значимость индикаторов и показателей оценки, полученные с помощью экспертных оценок и согласованные между собой, приведены в табл. 2.

Табл. 2.Иерархическая система показателей для оценки результативности сетевых образовательных программ

Показатели

Критерии оценки

Шкала:показателя

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ПРОГРАММ

I. Подготовка кадров с уникальными компетенциями.

1. Наличие документально подтвержденной потребности в подготовке кадров на стыке дисциплин по перспективным направлениям (заказ органов федеральной и региональной власти, отрасли, договоры о целевой подготовке для предприятий и др.).

2. Наличие уникальной научной школы в организации-партнере по сетевому взаимодействию.

3. Наличие в организации-партнере по сетевому взаимодействию, уникального оборудования, необходимого для подготовки специалистов.

4. Наличие учебно-методических материалов, ориентированных на подготовку и оценку дополнительных к ФГОС уникальных компетенций.

II. Подготовка кадров в соответствии с программами развития предприятий, отраслей, объединений работодателей

1. Наличие целевого заказа от предприятий, отраслей, ведомств и организаций-партнеров на подготовку специалистов по сетевой программе.

2. Наличие программы развития предприятия, организации, отрасли, в рамках которой предусмотрена подготовка кадров организациями-партнерами.

3. Наличие учебно-методических материалов (программ), ориентированных на совместную с предприятием-партнером подготовку (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) по сетевым образовательным программам.

III. Необходимость совместного использования современного (дорогостоящего) оборудования и иных ресурсов

1. Наличие образовательной программы, предполагающей использование при подготовке специалистов дорогостоящего оборудования, приобретение и обслуживание которого образовательной организацией самостоятельно невозможно или неэффективно.

2. Предусмотренная образовательной программой необходимость использования крупных культурных центров, лабораторий, полигонов (природных территорий) для качественной подготовки кадров, привлечения специалистов соответствующих организаций для реализации образовательного процесса.

IV. Подготовка кадров в соответствии с программами международного образовательного сотрудничества.

1. Наличие соглашения с зарубежным университетом (колледжем, научным центром и т.д.) о совместной реализации программ.

2. Наличие международных соглашений о совместной подготовке кадров для предприятий и организаций, находящихся за рубежом.

V. Количественные характеристики

1. Доля уникальных компетенций, приобретаемых выпускником сетевой образовательной программы в общем количестве компетенций ООП, %.

20 и более

2. Доля выпускников сетевой образовательной программы, трудоустроенных по профилю в течение года после выпуска, %.

3. Доля студентов, обучающихся по сетевой образовательной программе, принимающих участие в научных и инновационных проектах, %.

4. Доля студентов, обучающихся по сетевой образовательной программе, имеющих повышенные стипендии, гранты и иные общественно признанные достижения, %.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

I. Соблюдение государственных требований, предъявляемых к образовательным программам

1. Соответствие сетевой образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

2. Соответствие сетевой образовательной программы образовательным стандартам, устанавливаемым образовательной организацией самостоятельно.

II. Нормативное обеспечение

1. Наличие договора о сетевом взаимодействии организаций -партнеров в рамках образовательной программы.

2. Наличие ООП (включая учебные планы, отражающие распределение ответственности), утвержденной всеми организациями-партнерами сетевого обучения.

(с учетом качества)

III. Общественная профессиональная оценка

1. Наличие профессионально-общественной аккредитации образовательной программы

2. Наличие сертификации квалификаций выпускников.

* при отсутствии сетевая программа не реализуется, критический индикатор

Целевая функция оценивания результативности, с учетом значимости каждого из показателей, может быть сформирована следующим образом.

Результативность выполнения плана работ по достижению целей программы и требуемому уровню качества может быть оценена по формуле:

n - количество целевых показателя;

xк - фактическое значение критического показателя «Наличие договора о сетевом взаимодействии организаций -партнеров в рамках образовательной программы»;

xi- планируемое значение i-го целевого показателя;

Если значение результативности равно 0- образовательная программа реализоваться не может.

Максимальное значение целевой функции равно 1,8, это означает, что все показатели сетевой программы выполнены, а показатели группы «Количественные характеристики» перевыполнены.

Для принятия решения о результативности образовательной программы в качестве решающего правила можно использовать математический метод деления отрезка пополам. Тогда по полученному значению целевой функции можно выделить категории сетевых образовательных программ, представленных в табл.3.

Табл. 3. Решающее правила для оценки результативности сетевых образовательных программ

Значение целевой функции

Управленческое решение

Результативная программа

Не менее 0,75

Признать результативной

Результативная с замечаниями

Не менее, чем 0,5, но менее 0,75

Дляпринятие окончательного решения требуется дополнительное рассмотрение

Нерезультативная программа

Признать нерезультативной

Оценка эффективности

По результатам проведения анализа понятия эффективность и особенностей сетевой формы реализации образовательных программ была сформирована иерархия показателей, представленная на рис.3.

Рис. 3. Группы показателей для оценки эффективности

Более подробно шкалы и значимость индикаторов оценки, полученные с помощью экспертных оценок и согласованные между собой, приведены в табл. 4.

Табл. 4.Иерархическая система показателей для оценки эффективности сетевых образовательных программ

Оценка эффективности реализации программ

Критерии

I. Востребованность сетевых образовательных у потребителей

1. Ежегодная потребность в специалистах, обучающихся по сетевой программе, подтвержденная заказом предприятий, отрасли и др. (количество человек)

50 и более

2. Количество соглашений между образовательной организацией и предприятиями на подготовку специалистов по сетевой образовательной программе

3. Количество обучающихся по сетевой образовательной программе по заказу предприятий

100 и более

4. Конкурс при приеме на сетевую образовательную программу

5. Средний балл ЕГЭ для поступивших на сетевую программу (средний балл диплома бакалавра/специалиста для поступивших в магистратуру, приведенный к 100)

6. Доля софинансирования в общих затратах на сетевую образовательную программу, %

10 и более

20 и более

30 и более

40 и более

II. Эффективность использования сетевых ресурсов.

1. Доля зачетных единиц, реализующихся при участии организаций-партнеров сетевого взаимодействия (%)

10 и более

15 и более

20 и более

25 и более

30 и более

2. Доля зачетных единиц, реализующихся с использованием лабораторного оборудования организаций-партнеров сетевого взаимодействия (%)

0,5 и более

1,5 и более

2,5 и более

7,5 и более

10 и более

12,5 и более

15 и более

3. Доля привлеченных преподавателей из организаций-партнеров сетевого взаимодействия к общему числу преподавателей данной ООП (%)

10 и более

20 и более

30 и более

40 и более

4. Количество участвующих в программе ведущих ученых - представителей ведущих научных школ организаций-партнеров, академиков, лауреатов премий и т.д.

III. Существенное повышение качества подготовки

1. Доля (%) преподавателей, имеющих научную степень, привлекаемых к реализации сетевой образовательной программы из организаций-партнеров в общем объеме

10 и более

15 и более

20 и более

2. Доля задействованного в учебном процессе лабораторного оборудования, предоставленного организациями-партнерами сетевого взаимодействия, %

50 и более

3. Доля учебно-методических комплексов дисциплин, модернизированных при участии организаций-партнеров сетевого взаимодействия, %.

50 и более

Целевая функция оценивания эффективности, с учетом значимости каждого из показателей, может быть сформирована следующим образом.Эффективность реализации программы в сетевой форме оцениваетсяпо формуле:

n - количество целевых показателей;

wi - вес i-го целевого показателя;

xi - планируемое значение i-го целевого показателя;

xфактi- фактическая количественная оценка i-го целевого показателя.

Если значение целевой функции равно 0, то образовательная программа реализоваться не может.

Если значение целевой функции меньше 1, то фактические значения наиболее весомых показателей отстают от плана. В этом случае, нужно определить допустимо возможный диапазон отставания. Экспертным путем эта граница была установлена, как 20%.

Если значение целевой функции больше или равно 1, это означает, что может быть два случая:все показатели сетевой программы выполнены и часть перевыполнена или перевыполненное значение некоторых показателей компенсирует невыполнение других.

Во втором случае необходимо определить максимально допустимое отклонение от планового значения показателя в случае невыполнения. Экспертным путем этот разрыв был установлен в 25%.

Для принятия решения об эффективности образовательной программы можно использовать сложное решающее правило, представленное в табл. 5.

Табл. 5. Решающее правила для оценки эффективности сетевых образовательных программ

Основное условие -значение целевой функции

Дополнительные условия

Управленческое решение

Эффективная сетевая программа

Не менее 1

для каждого показателя

Признать эффективной

Эффективная сетевая программа с замечаниями

Не менее 1

Для ряда показателей

Требуется дополнительное рассмотрение

Недостаточно эффективная сетевая программа

Не менее 1

Для большинства показателей

Менее 1, но более 0,8

Не существенно

Требуется применения антикризисных мер

Неэффективная сетевая программа

Не существенно

Признать неэффективной

Заключение

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно утверждать, что в качестве подхода к комплексной оценке таких понятий, как «результативность» и «эффективность» сетевых образовательных программ, наиболее предпочтительна сбалансированная система показателей.

На основе сбалансированной системы показателей разработана методика оценки, включающая в себя иерархическую систему показателей, включающая в себя критерии шкалу оценки для каждого показателя, значимость показателей и целевые функции оценки результативности и эффективности сетевых образовательных программ. Предложены два решающих правила для принятия решения о признании конкретной образовательной программыэффективной и результативной.

Предложенная методика ориентирована на то, чтобы совместная реализация сетевых образовательных программ с крупными научно-исследовательскими организациями, медицинскими организациями, организациями культуры, физкультурно-спортивными и т.д., ведущими отечественными и зарубежными университетами, стала общей практикой для российских высших учебных заведений.

Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015годы

Рецензенты:

Духанина Л.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Гусева А.И., Весна Е.Б. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11000 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Е.Н. Никитина

Статья поступила в редакцию в июне 2008 г.

Аннотация

ПОКАЗАТЕЛИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере

специального образования)

В статье рассматривается общий подход к разработке системы показателей и целевых индикаторов эффективности и результативности предоставления образовательных услуг с учетом зарубежного опыта. Проанализированы более 80 показателей, собранных в 56 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в семи субъектах Российской Федерации. Используя целевые индикаторы и показатели предоставления образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, можно контролировать эффективность бюджетных расходов в осуществлении образовательной политики города, района, региона. Это позволит своевременно обнаруживать слабые места в финансировании стандартной образовательной услуги, контролировать уровень доступности качественного образования, соблюдение социальной справедливости. Применение системы показателей и целевых индикаторов способствует оптимизации расходов на коррекционное образование и эффективному распределению ограниченных бюджетных ресурсов.

Реформирование системы образования в соответствии с новыми целями и задачами, стоящими перед ней по программе модернизации, предполагает разработку и использование набора показателей и целевых индикаторов, позволяющих отследить как состояние системы, так и происходящие изменения, оценить эффективность и результативность предоставления услуг общего образования.

Е.Н. Никитина

В рамках исследования, проводившегося Центром универсальных программ совместно с Центром социальных исследований и инноваций на территории 7 субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Красноярский край, Воронежская, Пензенская, Саратовская, Тульская области), была предложена система показателей и индикаторов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Основной вопрос при формировании такой системы - определение целей производимых изменений и поиск показателей и индикаторов, отслеживающих степень их достижения. Всего было разработано и апробировано более 80 показателей и индикаторов.

Набор показателей разрабатывается таким образом, чтобы как можно более полно отразить фактическую ситуацию в предоставлении специальных образовательных услуг. В отличие от показателей целевые индикаторы задают уровень, который должен быть достигнут. Целевое значение индикатора определяется исходя как из законодательных норм, так и из фактических значений апробированных показателей.

Обучение детей в коррекционных образовательных учреждениях, а также создание особых условий для детей с теми или иными отклонениями в развитии в обычных образовательных учреждениях - технологический процесс, который при переходе к формированию бюджетов на нормативно-подушевой основе, когда финансируется услуга, а не сеть учреждений, требует регулирования и мониторинга.

Чтобы эффективно управлять технологическим процессом, необходима ясная и точная информация о его функционировании. Реализация ключевого принципа современных систем качества - «непрерывные улучшения» - требует постоянного анализа текущей ситуации и внесения корректировок.

Во многих случаях отсутствие соответствующей информации - главная причина возникающих проблем. Ценность информации определяется ее достоверностью, полнотой и своевременностью. Для того чтобы получать полезную информацию о процессе, необходимо определиться с ответами на такие вопросы: какие данные необходимы, где и как получать данные, как использовать информацию для принятия решений?

При ответе на первый вопрос можно обратиться к методу причинно-следственного анализа, из которого следует, что на любой стадии любого технологического процесса необходимо собирать данные:

О документации, в соответствии с которой происходят события;

Персонале, непосредственно выполняющем работу;

Используемых материальных ресурсах;

Задействованном оборудовании;

Условиях реализации процесса.

Второй вопрос является ключевым и наиболее сложным. Для его эффективного решения необходима тщательная детализация

Практика

процессов вплоть до конкретного исполнителя, что позволит определиться с ответом на вопрос «где». При ответе на вопрос «как» необходимо учитывать специфику процесса. Очевидно, что получение надежной информации невозможно без стандартизации процессов. При этом стандарты должны не только полностью детализировать процесс, но и четко определять место получения, метод регистрации и способ обобщения информации. Так, введение подушевого норматива в образовании является одной из форм стандартизации, позволяющей учесть в показателях как общее, так и особенное.

Собрав данные, необходимо решить вопрос, как использовать информацию для принятия решений. Очевидно, что цель состоит в разработке комплекса мер, направленного на улучшение процессов. Собранная и обработанная информация позволит выявить слабые места, на которые прежде всего необходимо обращать внимание.

В результате учета и использования полученной информации принимаемые решения:

Должны стать более объективными и конкретными, так как будут основаны на документированных фактах;

Позволят повысить эффективность процесса непрерывных улучшений, так как будут направлены на устранение наиболее слабых мест, установленных объективно;

Позволят вовлечь в процесс управления качеством весь персонал.

Вопрос эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг является едва ли не основным при анализе бюджетных расходов вообще и в образовании в частности. Образование становится самой крупной статьей расходов консолидированных бюджетов субъектов федерации в социальной сфере.

Общепринятым способом разработки показателей и индикаторов предоставления услуг, широко применяемым и в развитых странах, например в Англии , является выделение трех основных характеристик результата деятельности: экономии, эффективности и результативности.

Экономия - это приобретение человеческих и материальных ресурсов надлежащего качества и в надлежащем количестве с наименьшими издержками.

Эффективность - это получение максимального результата при заданном наборе ресурсов или использование минимальных ресурсов для получения необходимого количества и качества предоставляемых услуг.

Результативность - это удовлетворение потребностей граждан, решение поставленных задач, достижение намеченных целей в результате осуществления программы или выполнения работы. Другими словами, результативность оценивает, достигает ли реально данная услуга тех целей, которые перед ней поставлены.

Для обеспечения сопоставимости данных в рамках исследовательской работы Центра универсальных программ были проанали-

Е.Н. Никитина

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг...

зированы показатели, собираемые органами статистики. Сбор первичной информации осуществлялся по типовым формам государственной статистической отчетности.

Особое внимание уделялось показателям, характеризующим финансирование, состояние материально-технической базы образовательных учреждений, численность и состав педагогических и медицинских работников, реализацию образовательных программ как главные аспекты деятельности образовательных учреждений .

В качестве основной меры результативности рассматривались степень доступности (на сегодня не является стандартным показателем для системы образования) и уровень эффективности предоставленной услуги . Неравенство в финансировании образовательных учреждений - первый признак неравенства в доступе к услугам образования. Введение нормативного финансирования повышает доступность обучения благодаря предоставлению равных финансовых возможностей и повышению прозрачности при финансировании. Таким образом, снижение дифференциации расходов на учащегося - также показатель результативности.

Разработанные в рамках исследования целевые индикаторы в комплексе отражают эффективность и результативность предоставления услуг в образовательных учреждениях разных типов и видов, а также соответствие уровня материально-технической базы потребностям детей и доступность программ обучения.

Анализ информации по 7 субъектам Российской Федерации проводился с использованием следующих критериев оценки: адекватность, достаточность и актуальность предложенных целевых индикаторов.

Адекватность целевых индикаторов - это уровень соответствия создаваемой с помощью полученной информации системы целевых индикаторов реальному процессу предоставления образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ).

Достаточность целевых индикаторов - показатель деятельности, выражаемый в виде отношения числа разработанных целевых индикаторов к суммарному числу возможных целевых индикаторов. Число возможных индикаторов определяется путем суммирования разработанных индикаторов с дополнительными индикаторами, предложенными регионами в ходе проведения апробации, при этом оно ограничивается целями использования индикаторов.

Актуальность целевых индикаторов - важность, значительность целевых индикаторов в настоящее время для использования их в процессе предоставления образовательных услуг ЛОВЗ, современность, злободневность использования целевых индикаторов.

По результатам апробации системы показателей и целевых индикаторов эффективности и результативности предоставления об-

Практика

разовательных услуг ЛОВЗ были выделены 4 группы целевых индикаторов с точки зрения их оценки по критериям адекватности, достаточности и актуальности.

I группа (44% от общего числа целевых индикаторов) - статистика ведется на уровне образовательного учреждения, например: доля расходов на приобретение специальных средств обучения в общем объеме расходов специального (коррекционного) образовательного учреждения (СКОУ) по группам заболеваний, среднее время использования оборудованных спортивных ресурсов учащимися СКОУ и пр.

Эти индикаторы крайне актуальны для образовательных учреждений, поэтому даже при отсутствии статистики по ним на уровне региона образовательные учреждения самостоятельно ведут сбор информации.

II группа (6%) - статистика ведется на уровне региона, например: коэффициент дифференциации удельных расходов по фонду оплаты труда (ФОТ) педагогического персонала на учащегося, коэффициент дифференциации удельных расходов по ФОТ учебно-вспомогательного персонала на учащегося, коэффициент дифференциации удельных расходов на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, и пр.

Эти индикаторы актуальны для межрегиональных и межмуниципальных сравнений, адекватно отражают степень доступности образовательных услуг для ЛОВЗ.

III группа (5%) - статистика не собирается, например: доля вакансий от общего количества ставок педагогов, обучающих ЛОВЗ, доля расходов на инновационные программы для ЛОВЗ от общих расходов учреждения, процент ЛОВЗ, которые обучаются интегрированно по образовательным программам в обычных классах/груп-пах, и пр.

Эти индикаторы актуальны и адекватны с точки зрения мониторинга качества предоставления образовательной услуги ЛОВЗ по критерию социальной значимости результатов, они отражают специфику финансирования обучения ЛОВЗ. Их отсутствие в государственной статистике обедняет систему целевых индикаторов.

IV группа (45%) - сведения собираются систематически органами государственной статистики на всех уровнях.

По результатам апробации мы выявили различные способы определения значений индикаторов:

1) целевые значения индикаторов могут устанавливаться законодательно, например показатели предельной наполняемости, соотношения ФОТ педагогического и непедагогического персонала и т.п.;

2) при низкой дифференциации фактических значений целевым индикатором может быть среднее, максимальное или минимальное значение по региону или муниципалитету (в зависимости от целевых установок).

Е.Н. Никитина

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг...

Для определения значений целевых индикаторов были проведены расчеты по 56 учреждениям 7 субъектов Российской Федерации. В табл. 1 приведены некоторые значения показателей, на основе которых могут определяться целевые значения индикаторов эффективности.

Таблица 1 Показатели эффективности финансирования обучения лиц

с ограниченными возможностями здоровья, 2007 г. (пример)

Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации Минимум Максимум

Количество учащихся на одного педагога, человек 4 1,76 0,50 2 7

Количество учащихся на одного работника учебно-вспомогательного персонала, человек 8 3,52 0,42 3 12

Количество учащихся на одного работника административно-управленческого и обслуживающего персонала, человек 10 5,46 0,56 3 17

Доля фонда оплаты труда педагогов в общем ФОТ учреждения 0,42 0,06 0,13 0,36 0,50

Доля фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала в общем ФОТ учреждения 0,18 0,06 0,32 0,11 0,25

Коэффициент вариации больше 0,33 показывает, что по соответствующим значениям показателя дифференциация высока. В этом случае использование усредненных значений по данным показателям для определения значения целевых индикаторов на уровне региона невозможно. Здесь подходит вариант минимального, максимального либо иного нормативно установленного значения индикатора.

В результате проведенной работы удалось построить комплексную систему оценки эффективности и результативности предоставления образовательных услуг ЛОВЗ и дать рекомендации регионам для дальнейшего использования данной системы.

В основе предложенной системы показателей и индикаторов лежит общий классификационный подход, используемый большинством развитых западных стран для увязывания показателей затрат и показателей результата: показатели и индикаторы затрат (input), продукта (output), результата (outcome), результативности (effectiveness), эффективности (efficiency, productivity). С использованием такой классификации показатели и целевые индикаторы, которые могут использоваться в комплексе в области специального (коррекционного) образования, представлены в табл. 3. Такая классификация показателей была предложена фондом «Ин-

Практика

ститут экономики города» на основе изучения опыта использования показателей в странах Запада .

Показатели эффективности и результативности предоставления образовательных услуг дают фактологическую картину для анализа, а также позволяют государственному или местному органу власти планировать величины этих показателей на среднесрочную перспективу (примерно на 3 года вперед) с целью достижения целевых индикаторов.

Средние величины по некоторым проанализированным показателям за 2007 г. по 7 регионам, от которых можно отталкиваться при планировании на трехлетнюю перспективу, приведены в табл. 2.

Таблица 2 Показатели эффективности финансирования обучения лиц

с ограниченными возможностями здоровья, 2007 г.

(выборка по проанализированным регионам)

Количество учащихся на одного педагога (фактическое), человек 3,27 6,09 2,47 3,25 3,20 1,89 3,10

Доля фонда оплаты труда педагогов в общем ФОТ учреждения 0,50 0,35 н/д 0,42 0,48 0,71 0,46

Доля фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала в общем ФОТ учреждения 0,16 0,20 н/д 0,17 0,27 0,05 0,20

Доля фонда оплаты труда в общих расходах учреждения за год 0,67 0,62 0,56 0,62 0,65 0,69 0,62

Площадь учебных помещений на одного учащегося, кв. м 13,20 5,98 7,04 10,15 7,65 4,27 9,20

Площадь спортивных залов на одного учащегося, кв. м 1,80 0,38 1,51 0,86 0,80 1,08 1,01

Отношение плановой мощности здания к фактической наполняемости СКОУ 2,13 1,37 н/д 1,07 0,98 1,13 1,10

Е.Н. Никитина

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг...

Окончание табл.2

Тульская область Карачаево- Черкесская Республика Пензенская область Саратовская область Красноярский край Кабардино- Балкарская Республика Воронежская область

Средняя наполняемость классов в СКОУ, человек 8,89 8,47 8,02 7,66 9,61 7,00 8,12

Удельные расходы на одного учащегося по образовательному учреждению в целом, руб. в год 66 435,30 97 386,05 133 470,80 93 927,87 132 675,02 107 753,44 н/д

Удельные расходы на одного учащегося c ограниченными возможностями здоровья по ФОТ педагогов, преподающих в классах/груп-ппах для ЛОВЗ, руб. в год 19 627,27 21 384,94 26250,00 24 651,43 34 601,15 52 108,23 н/д

Удельные расходы на содержание зданий и коммунальные расходы на единицу площади, руб. в год 558,37 1 050,37 211,21 510,45 1 978,55 397,13 н/д

В результате разграничения бюджетных полномочий начиная с 2003 г. отменялись многие нормы федерального законодательства, напрямую влияющие на стоимость образовательной услуги, оказываемой ЛОВЗ (например, единая тарифная сетка, надбавки к заработной плате педагогам, работающим с ЛОВЗ, и т.д.). Все эти нормы влияли на целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг в специальном (коррекционном) образовании.

Часть федеральных норм осталась, но нормативно-правовые акты, вводившие их, в настоящее время не могут использоваться даже в качестве рекомендательных при определении нормативных затрат для регионов и муниципалитетов. Это такие нормы, как наполняемость классов, соотношение ставок групп персонала и т.п. Это тоже затрудняет определение целевых индикаторов на региональном и муниципальном уровне.

Необходимо отметить, что отличие индикаторов от показателей состоит в том, что индикаторы задают уровень, который должен быть достигнут. Норма, которая должна быть реализована,

Практика

может быть либо установлена в законодательном порядке, как в случае с санитарно-гигиеническими стандартами, либо найдена практическим путем.

Например, в качестве целевой установки может быть выбрано «повышение уровня успеваемости на 1 балл» или «уменьшение количества пропусков уроков по болезни на 15%». Такие целевые индикаторы позволяют не только сравнивать учреждения между собой, но и выполнять требования о «достижении личных результатов», что важно, так как сравнение учреждений между собой может быть затруднено отсутствием сопоставимости исходной информации.

В табл. 3 приведены показатели и индикаторы, которые могут быть использованы как критерии оценки деятельности по предоставлению услуг в образовательном учреждении .

Таблица 3

Критерии оценки деятельности образовательного учреждения

Целевые индикаторы

Законодательно установленная норма1 Ориентировочная норма

Отсутствует Ориентир на среднее соотношение по развитым странам

По примерным типовым штатам в зависимости от размера школы Может устанавливаться исходя из нормативного соотношения штатной численности административного, обслуживающего и прочего персонала с численностью педагогического персонала,несу-щего учебную нагрузку

В процентах к средней номинальной начисленной заработной плате в субъекте РФ Устанавливается регионом

Отсутствует Может устанавливаться на муниципальном или региональном уровне

Показатели (факт, план)

Показатели затрат (оценка ресурсов, которые требуются для предоставления образовательной услуги не ниже гарантированного минимума)

Обеспеченность школ современными материалами и оборудованием

Коэффициент - соотношение численности ученики/учитель

Численность персонала, занимающегося администрированием, обслуживанием здания и другой работой, не связанной с преподаванием

Средняя номинальная начисленная заработная плата учителей образовательных учреждений

Доля преподавателей в образовательных учреждениях, прошедших повышение квалификации и переподготовку в текущем году, в общей их численности

1 Нормы федерального законодательства.

Е.Н. Никитина

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг...

Продолжение табл. 3

Целевые индикаторы

Показатели продукта (объем предоставляемых услуг) Средний размер класса на 1-й, 2-й, 3-й ступенях обучения 5-12 человек Возможна ориентация на меньшую наполняемость в малокомплектных сельских школах

Процент детей,обучающихся сверх государственного стандарта (на факультативных занятиях, в кружках) Отсутствует Может устанавливаться на муниципальном или региональном уровне

Количество часов кружковой работы Определяется исходя из норм федерального законодательства: размер школы, учебная педагогическая нагрузка, предусмотренные типовыми штатами ставки Возможно увеличение числа часов кружковой работы за счет дополнительных бюджетных и внебюджетных средств

Охват детей в возрасте 5-18 лет программами специального (коррекционного) образования Отсутствует Определяется на региональном уровне

Доля детей в возрасте 5-18 лет с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в общей их численности Отсутствует Может устанавливаться на муниципальном или региональном уровне

Показатели результата (польза от предоставления услуги) Процент поданных школами заявок на финансирование по стандарту, получивших одобрение Отсутствует Может устанавливаться на муниципальном или региональном уровне

Доля выпускников, продолживших обучение Отсутствует Может устанавливаться на муниципальном или региональном уровне

Доля выпускников образовательных учреждений, сдавших итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, в общей численности выпускников Отсутствует Может устанавливаться на муниципальном или региональном уровне

Практика

Окончание табл. 3

Целевые индикаторы

Показатели (факт, план) Законодательно установленная норма Ориентировочная норма

Показатели результа- Процент превышения числа По нормам СанПиН Ориентир на нормы феде-

тивности(степень дос- учеников по отношению к площадь учебного рального законодательст-

тижения общественно возможностям школ помещения на ребен- ва

значимых целей - ка - 3,5 кв. м

доступности и бесплатности) Процент школьных уроков, Отсутствует Основания для осуществ-

не проведенных ления «актировок» регла-

в течение года по причине ментируются местными

отмены занятий в связи и региональными законо-

с неблагоприятными погодными условиями дательными актами

Уровень посещаемости Отсутствует Сравнение со средними показателями по муниципалитету, региону,стране

Показатели эффектив- Доля финансовых средств, Отсутствует Сравнение со средними

ности (затраты, необ- переданных школе на поду- показателями по муници-

ходимые для получе- шевой основе палитету, региону, стране

ния результата) Затраты на централизован- Отсутствует Сравнение со средними

ное администрирование в показателями по региону,

расчете на одного ученика стране

Доля расходов на содержа- Отсутствует Сравнение со средними

ние зданий и ремонт показателями по муници-

в структуре расходов образовательного учреждения палитету, региону, стране

Удельные расходы на спе- Отсутствует Сравнение со средними

циальное(коррекционное) показателями по муници-

образование на единицу палитету, региону, стране

населения

Общая величина капиталь- Отсутствует Сравнение со средними

ных ресурсов в год в расче- показателями по муници-

те на одного ученика палитету, региону, стране

Общая величина подушевых Отсутствует (реко- Определяется на регио-

затрат мендательный харак- нальном и муниципальном

тер с целью расчета образовательных субвенций) уровне

Издержки на уборку здания Нормы примерных Ориентир на нормы феде-

в расчете на единицу пло- типовых штатов, Сан- рального законодательст-

щади ПиН ва и финансовые возможности муниципалитета

Затраты по содержанию Отсутствует Определяется на муници-

здания на единицу площади (электричество, водоснабжение, отопление и т.д.) пальном уровне

Е.Н. Никитина

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг...

В качестве примера приведем оценку значений некоторых показателей и индикаторов предоставления доступной бесплатной образовательной услуги в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на уровне не ниже конституционно гарантированного минимума.

Допустим, фактическое значение показателя «ученик/учитель» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении составляет 6 учеников на одного педагога. Этот показатель может быть оценен с помощью целевого индикатора, установленного в качестве ориентира на региональном или муниципальном уровне. Если установлен индикатор 5 учеников на одного учителя, то значение фактического показателя удовлетворяет максимальной потребности региона и (или) муниципалитета в педагогических кадрах с учетом заданного регионом уровня качества и эффективности предоставления бюджетных услуг. Значение фактического показателя 6: 1 в этом конкретном случае говорит о более высоком уровне эффективности использования бюджетных ресурсов, так как численность педагогов не превышает максимальной потребности для реализации программы коррекционного образования в полном объеме.

Еще пример. Допустим, доля фонда оплаты труда персонала, занимающегося администрированием, обслуживанием зданий и другой работой, не связанной с преподаванием, составляет 31%. Поскольку отсутствует федеральное законодательство, жестко регламентирующее эту норму, она должна устанавливаться самим регионом или муниципалитетом, администрация которого может определить долю ФОТ непедагогического персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений как исходя из сложившегося соотношения, так и опираясь на собственные представления об эффективном расходовании ограниченных средств местного бюджета. По примерным типовым штатам такое значение может быть оценено1 на уровне 30-35%. В рассматриваемую категорию не входит учебно-вспомогательный персонал.

Средняя наполняемость классов может сопоставляться с величиной, установленной в Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении , - это 5-12 человек. Наполняемость ниже 5 человек свидетельствует о неэффективном предоставлении образовательной услуги, ее можно рассматривать как сигнал к укрупнению классов при закладывании в норматив нормы 5-12 человек, как в Типовом положении. Если окажется, что укрупнение классов по тем или иным причинам невозможно, норма может быть снижена. В любом случае нормативная величина наполняемости коррекционных классов должна утверждаться регионом и (или) муниципалитетом.

По нормам СанПиН площадь учебного помещения на одного ребенка должна составлять 3,5 кв. м. Если фактическая величина ниже, то можно утверждать, что в специальном (коррекционном)

1 Экспертная оценка.

Практика

образовательном учреждении наблюдается нехватка учебных помещений: общее число детей превышает число мест в классах, удовлетворяющих нормам СанПиН.

Величина удельных расходов на специальное (коррекционное) образование в расчете на одного учащегося может сопоставляться с такими целевыми индикаторами, как средние удельные расходы на специальное (коррекционное) образование по Российской Федерации в группе регионов с одинаковым социально-экономическим положением или средние удельные расходы на общее образование по основным общеобразовательным программам в обычных классах общеобразовательных школ, умноженные на коэффициент удорожания стоимости обучения по специальным (коррекционным) программам в начальных и основных общеобразовательных школах.

Таким образом, используя целевые индикаторы и показатели эффективности и результативности предоставления образовательных услуг ЛОВЗ, можно контролировать уровень эффективности бюджетных расходов в осуществлении образовательной политики города, района, региона. Это позволит своевременно обнаруживать слабые места в финансировании стандартной образовательной услуги, контролировать доступность качественного образования, а также бюджетную обеспеченность коррекционного образования.

Для принятия решений при выстраивании образовательной политики регион и муниципалитет создают собственную систему целевых индикаторов с учетом норм, утвержденных нормативно-правовыми актами вышестоящего уровня власти . Основная задача здесь - каждая вводимая норма на региональном или местном уровне должна подкрепляться нормативно-правовым документом.

Качественное и соответствующее их потребностям обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с обучением, интеграцией, социальной адаптацией ЛОВЗ, определения современных принципов и организационных подходов к ее решению. Поэтому оценка через систему целевых индикаторов эффективности и результативности предоставления образовательных услуг в рамках реализации различных программ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает первоочередное значение.

В субъектах Российской Федерации в настоящее время собирается большой объем информации, касающейся отдельных аспектов системы образования. Сведения получают как органы статистики, так и органы образования регионального и местного уровней. Большая часть информации собирается по образовательным учреждениям, однако комплексную оценку деятельности учреждения (от объема финансирования до конечных результатов) получить нельзя. Следовательно, практически невозможно без специ-

Е.Н. Никитина

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления услуг...

ального исследования оценить взаимосвязь материально-технического оснащения учреждения, квалификации преподавателей и других показателей наличия ресурсов с конечным результатом, а в итоге - и с качеством образования.

Показатели и целевые индикаторы эффективности и результативности предоставления образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимы по каждому уровню сферы образования, и это не только статистика, но и информация для внутреннего контроля, для принятия управленческих решений, способствующих улучшению текущей ситуации.

По результатам апробации предложенной системы целевых индикаторов и показателей эффективности и результативности предоставления образовательных услуг ЛОВЗ можно сделать выводы:

О возможности их применения не только на уровне субъекта Российской Федерации, но также на муниципальном уровне - если учредителем специального (коррекционного) учреждения является муниципалитет - и на уровне образовательного учреждения;

Возможности интегрирования показателей эффективности с целью проведения межрегиональных сравнений на уровне Федерации;

Возможности выстраивания образовательной политики в системе коррекционного образования на основе анализа целевых индикаторов и показателей эффективности в динамике;

Возможности применения рассмотренного подхода не только в сфере специального (коррекционного) образования, но и в отрасли образования в целом, включая федеральный уровень принятия решений, а также в других отраслях социальной сферы, в которых предоставляются бюджетные услуги населению.

1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

2. Материалы Audit Commission & Improvement and Development Agency (IDeA) «BVPP Local Performance Indicators», September 2001.

3. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.

4. Механизмы сочетания нормативного бюджетного финансирования и финансирования с учетом качества работы образовательных учреждений / под ред. Н.Г. Типенко. М., 2005.

5. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России: Докл. Центра фискальной политики. М.: Academia, 2002.

6. Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный докл. М.: Аспект-Пресс, 2003.

7. Агранович М.Л., Жарова Л.Н., Кожевникова О.Н. Системы образования регионов России: Сравнительный анализ на основе международных индикаторов. М.: Аспект-Пресс, 2004.

Литература

Практика

8. Целевые индикаторы и показатели эффективности механизма нормативного подушевого финансирования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы итогового семинара-совещания / под ред. Н.Г. Типенко. М, 2006.

9. Разработка и апробация системы целевых индикаторов и показателей эффективности перехода к механизму нормативного подушевого финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом качества обучения для учреждений всех уровней образования. Материалы отчета по проекту, подготовленного АНО «Центр социальных исследований и инноваций» совместно с ООО «Центр универсальных программ» по заказу Федерального агентства по образованию в 2007 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей, их руководителей и работников

Приказываю:

1. Утвердить показатели оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей в соответствии с приложением 1 настоящего приказа.

2. Утвердить показатели оценки эффективности деятельности руководителей государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей в соответствии с приложением 2 настоящего приказа.

3. Утвердить показатели оценки эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей в соответствии с приложением 3 настоящего приказа.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор
Д.В.ГРАМОТИН

Приложение N 1. Показатели и критерии оценки эффективности и результативности деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений дополнительного образования детей Тюменской области сфер "Физическая культура и спорт",...

Приложение N 1
к приказу
от 03.10.2013 N 276

Утверждаю
Директор департамента
по спорту и молодежной политике
Тюменской области
Д.В.ГРАМОТИН

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СФЕР "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ", "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА"

Выполнение учреждением государственного (муниципального) задания по показателям объема и качества

Выполнено в полном объеме/не в полном объеме

Ежеквартально

Оказание платных услуг

Оказываются платные услуги/не оказываются

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Обеспечение соответствия качества оказания государственных (муниципальных) услуг нормам законодательства и требованиям, установленным в государственном (муниципальном) задании

Соответствует нормам законодательства/не соответствует

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Удовлетворенность потребителей услуг качеством и доступностью предоставления услуг

Наличие/отсутствие жалоб потребителей услуг

Опрос потребителей услуг

Ежеквартально

Осуществление инновационной деятельности - внедрение новых форм, методик, технологий социального обслуживания

Осуществляется/не осуществляется

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Обеспечение информационной открытости учреждения

Наличие/отсутствие на официальном сайте учреждения обязательных сведений

Мониторинг сайтов

Ежеквартально

Популяризация деятельности учреждения, информирование населения о работе учреждения

Наличие/отсутствие официального сайта

Наличие/отсутствие стендов в Учреждении

Использование/неиспользование иных средств информационно-разъяснительной работы

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

2. Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения (20 баллов)

Своевременность предоставления отчетности

Соблюдение сроков предоставления отчетности/несоблюдение

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Выполнение утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Выполнен/не выполнен

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств

Отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, приведших к нецелевому и неэффективному расходованию средств в течение отчетного периода

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Целевое использование средств, полученных в виде субсидий на иные цели

Целевое/нецелевое использование средств

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Оценка состояния государственного (муниципального) имущества, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению государственного (муниципального) имущества

Отсутствуют нарушения законодательства/имеются нарушения законодательства в данной сфере

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

3. Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами (20 баллов)

Укомплектованность учреждения работниками, непосредственно оказывающими услуги

Укомплектованность 100%

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения

Соблюдение/несоблюдение

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Рост заработной платы работников учреждения по сравнению с прошлым финансовым годом за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

Наличие роста/отсутствие роста

Отчеты о среднемесячной заработной плате работников

Ежеквартально

Дисциплинарные взыскания и административные наказания в отношении директора учреждения

Наличие/отсутствие

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Приложение N 2. Показатели и критерии оценки эффективности и результативности деятельности руководителей государственных (муниципальных) автономных учреждений дополнительного образования детей Тюменской области сфер "Физическая культура и...

Приложение N 2
к приказу
от 03.10.2013 N 276

Утверждаю
Директор департамента
по спорту и молодежной политике
Тюменской области
Д.В.ГРАМОТИН

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СФЕР "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ", "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА"

(в соответствии с типовыми формами Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 , )

Целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителя учреждения

Критерии оценки эффективности и результативности деятельности руководителя учреждения (единица измерения - баллы)

Форма отчетности, содержащая информацию о выполнении показателя

Периодичность представления отчетности

1. Основная деятельность учреждения (60 баллов)

Выполнение учреждением установленных плановых показателей бюджетной сметы (плановых значений финансово-хозяйственной деятельности учреждения), государственного задания в полном объеме <*>

Полнота, качество, своевременность

Отчет о результатах работы руководителя учреждения, информационно-аналитический отчет о реализации ГЗ

Ежеквартально

Сохранность контингента в соответствии с государственным (муниципальным) заданием

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Достижение показателей качества предоставления государственных услуг, выполнения работ, исполнения функций <*>

Удовлетворенность получателей услуг

Отчет о результатах работы руководителя учреждения, отчет о мониторинге оказания услуг (социологическое исследование), отзывы потребителей

Ежеквартально

Обеспечение безопасности при организации услуг в сфере дополнительного образования, проведении массовых мероприятий

Отсутствие инцидентов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

а) в части учреждений физической культуры и спорта

Результативность выступлений спортсменов на областных, российских и международных соревнованиях

Количество призовых мест (медалей)

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Увеличение численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Количество обучающихся по сравнению с прошлым отчетным периодом

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Увеличение численности обучающихся в возрасте 5 - 18 лет

Количество обучающихся по сравнению с прошлым отчетным периодом

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Представленность спортсменов в основном, резервном, молодежном составах сборных команд Российской Федерации (Тюменской области)

Численность спортсменов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Загруженность спортивных сооружений

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Взаимодействие со спортивными волонтерами, болельщиками и их объединениями

Массовость,

отсутствие инцидентов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

б) в части учреждений молодежной политики и профилактики

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях/доля обучающихся, занявших призовые места

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Увеличение количества занимающихся на регулярной основе по программам дополнительного образования и в объединениях клубного типа

Количество занимающихся по сравнению с прошлым отчетным периодом

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Осуществление инновационной деятельности учреждения

Наличие/отсутствие методических разработок, пилотных проектов, реализация инновационных программ дополнительного образования

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Реализация программы воспитательной работы учреждения

Реализуется/не реализуется

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Интеграция с другими учреждениями социальной сферы, некоммерческими организациями, бизнес-сообществом, учреждениями профессионального образования

Наличие совместно реализуемых проектов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

2. Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина (20 баллов)

Выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения <*>

Полнота, своевременность

Отчет о результатах работы руководителя учреждения, отчет о выполнении плана ФХД

Ежеквартально

Наличие сформированной стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения <*>

Осуществление стимулирующих выплат

Отчет о результатах работы руководителя учреждения

Ежеквартально

Рост заработной платы работников учреждения <*>

Плановость

Отчет о результатах работы руководителя учреждения, отчеты о среднемесячной заработной плате работников

Ежеквартально

Отсутствие просроченной кредиторской задолженности <*>

Отсутствие инцидентов

Отчет о результатах работы руководителя,

отчеты о выполнении плана ФХД

Ежеквартально

Проведение своевременной претензионной работы по заключенным государственным контрактам (договорам) в случае их неисполнения либо ненадлежащего исполнения <*>

Своевременность, результативность

Отчет о результатах работы руководителя

Ежеквартально

Привлечение внебюджетных средств, в т.ч. от оказания платных услуг

Рост объема

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Отсутствие предписаний контрольно-надзорных органов

Отсутствие инцидентов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Доля средств от приносящей доходы деятельности, направленных на развитие учреждения (капремонт, капстроительство, приобретение оборудования и т.н.)

Доля средств от приносящей доходы деятельности, направленных на развитие учреждения, в общем объеме этих средств

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Наличие положения учреждения о порядке премирования сотрудников

Наличие/отсутствие

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

3. Деятельность, направленная на работу с кадрами (20 баллов)

Готовность учреждения (в т.ч. в части помещений и специалистов) к эксплуатации оборудования, приобретенного по государственным контрактам, к дате исполнения этих контрактов <*>

Качество повышения квалификации, развитие актуальных компетенций

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Рост уровня профессиональной подготовки и квалификации специалистов, тренеров педагогов

Своевременность повышения квалификации

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Выполнение санитарно-эпидемиологических и иных специальных требований к отдельным категориям работников

Отсутствие инцидентов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Участие сотрудников в профессиональных конкурсах, соревнованиях

Доля участников, победителей, призеров от общего количества сотрудников/доля призеров от количества участников конкурсов

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

Реализация мероприятий по привлечению молодых специалистов (педагогов, тренеров, инструкторов-методистов)

Осуществляются/ не осуществляются

Отчеты о деятельности учреждения

Ежеквартально

________________

* Показатель постановления Правительства Тюменской области от 01.07.2013 N 226-п

Приложение N 3. Показатели и критерии оценки эффективности и результативности деятельности работников государственных (муниципальных) автономных учреждений дополнительного образования детей Тюменской области сфер "Физическая культура и...

Приложение N 3
к приказу
от 03.10.2013 N 276

Утверждаю
Директор департамента
по спорту и молодежной политике
Тюменской области
Д.В.ГРАМОТИН

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СФЕР "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ", "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА"

Целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителя учреждения

Критерии оценки эффективности и результативности деятельности руководителя учреждения (единица измерения - баллы)

Форма отчетности, содержащая информацию о выполнении показателя

Периодичность представления отчетности

(100 баллов)

Соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей

Исполнение/неисполнение

Ежеквартально

Наличие письменных обоснованных жалоб, обращений, содержащих критику

Отсутствие обоснованных жалоб

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Работа с детьми из социально неблагополучных семей

Наличие/отсутствие данной категории населения в группах (секциях, объединениях и т.д.)

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями

Реализуются/не реализуются

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся

Ведется/не ведется

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой диагностики)

Отслеживается/не отслеживается

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Участие и результаты участия обучающихся на конкурсах, соревнованиях областного, всероссийского и международного уровня

Доля участников конкурсов, соревнований различного уровня от общего количества обучающихся/Доля призеров и победителей от общего количества участников конкурсов и соревнований

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Организация дополнительных проектов, помимо основной деятельности

Реализуются/не реализуются

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки

Прохождение в установленные сроки курсов или программ повышения квалификации (не менее 72 часов)

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Количество разработанных, изданных методических рекомендаций, сборников, буклетов, памяток для населения с участием специалиста (тренера); выступление специалиста с докладами на конференциях, семинарах, совещаниях, круглых столах и т.д.

Наличие/отсутствие изданий

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

Ежеквартально

Обеспечение безопасности при проведении занятий и культурно-массовых мероприятий

Отсутствие инцидентов

Отчет руководителя структурного подразделения учреждения

 
Статьи по теме:
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и
Индекс покупательной способности (ИПС)
Покупательная способность (платежеспособность) является одним из наиважнейших экономических показателей. Она обратно пропорциональна количеству денег, необходимых на приобретение различных товаров и услуг. Другими словами, покупательская способность показ
Образец иска о принудительном обмене жилого помещения
8. Переустройство и перепланировка жилого помещения. 9. Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. 11. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Аренда жилых помещений. 12. Условия и порядок принятия граждан на учет для улучшения жилищ