Новые индустриальные государства список. Понятие, сущность, основные черты нис. Общие черты новых индустриальных стран

Почти все мировые мощности А.ЭС сосредоточены в небольшом числе промышленно развитых и новых индустриальных стран США, Франции, Японии, ФРГ, Канаде, Бразилии, Великобритании, Швеции, Южной Корее, а. также в бывших советских республиках, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, эти страны (за исключением Канады, Великобритании и СССР) являются импортерами нефти развитие атомной энергетики понадобилось им для уменьшения зависимости от импорта нефти. Во-вторых, АЭС - это с технической точки зрения самый сложный способ производства электроэнергии строительство АЭС оказалось по плечу ядерным державам и странам с высоким техническим уровнем производства. В-третьих, АЭС отличаются высокой капиталоемкостью, поэтому строительство их могут позволить себе страны, располагающие крупными инвестиционными ресурсами.  


В XX веке ряд стран, отставших от экономически процветающих стран, избрали догоняющий путь развития, заключающийся в перескакивании через некоторые стадии развития потребительской сферы. Например, Япония приступила к индустриализации, совсем не имея продуктивного животноводства, ограничивая потребление продуктов питания животного происхождения дарами моря. Догоняющий nyi-s развития избрали во второй половине XX века новые индустриальные страны . В настоящее время догоняющего пути развития придерживается Китай. Данный путь в XX веке избрала и Россия в начале века политику индустриализации начал премьер-министр С.Ю.Витте, а в конце 20-х годов ее продолжили большевики.  

Товары можно продавать не только на внутреннем, но и на внешних рынках . На основе именно этого принципа в 60-80-е годы успешно развивалась экономика новых индустриальных стран (Южной Кореи, Сингапура и др.). Стоимость рабочей силы в НИС была ниже, чем в США, Западной Европе и Японии, что позволяло им наращивать производство и экспорт товаров . Но рост производства не мог не сопровождаться ростом заработной платы . Поэтому и новые индустриальные страны постепенно начали терять свое основное преимущество и оружие конкурентной борьбы на мировых рынках - дешевизну рабочей силы.  

Исторический опыт показал, что страны с экспортно ориентированной экономикой (это прежде всего НИС) более уязвимы от "зигзагов" роста и развития мировой экономики , чем страны, экономика которых в своем развитии ориентирована на внутренний рынок (например, США). Поэтому хотя заработная плата в новых индустриальных странах и находится все еще на более низком уровне, чем в промышленно развитых странах, НИС, подобно Японии, уже вступили в полосу экономического застоя.  

Снижение доходов от экспорта нефти в два-три раза станет тяжким бременем для экономики стран ОПЕК. Расходы же в ПРС при увеличении цены нефти в два-три раза составят лишь 2-3% от ВВП. Большие расходы понесут развивающиеся и новые индустриальные страны , где расходы на импорт нефти и нефтепродуктов остаются значительными.  

Основными производителями пластмасс являются промышленно развитые страны. В 1996 г. восемь ПРС (США, Япония, ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Канада и Великобритания) в сумме произвели 84790 тыс. т пластмасс. Все более важные позиции на мировом рынке пластмасс занимают новые индустриальные страны Азии. В 1996 г. Южная Корея и Тайвань вместе произвели 11842 тыс. т этой продукции. На долю 10 перечисленных стран в 1996 г. пришлось более 3/4 мирового производства пластмасс.  

Проблема поддержания стабильных отношений в международной торговле является ключевой для Японии. Но ее внешнеторговые связи крайне далеки от стабильности. Торговые конфликты, возникающие по поводу экспорта японских телевизоров, стального проката и автомобилей, теперь распространяются и на продукцию новейших отраслей , такую как полупроводниковые компоненты и ЭВМ. Следует учитывать, что причины этих хронических, периодически обостряющихся торговых противоречий имеют структурный и долгосрочный характер, так как существует опасность, что в сферу этих конфликтов будут втянуты развивающиеся страны , достигшие наиболее высокого экономического уровня (так называемые новые индустриальные страны), и проблема получит глобальный характер.  

Во-первых, затяжной спад в мировой экономике находит выход в широком распространении протекционистских настроений. Во-вторых, произошла дестабилизация таких систем, как свобода торговли , плавающие валютные курсы и т. д. В-третьих, замедление роста спроса на внутреннем рынке Японии вместе с заниженным курсом иены усиливает ориентацию японской промышленности на экспортные рынки и тем самым увеличивает несбалансированность торговых платежей между Японией и США, Японией и Западной Европой , Японией и . В-четвертых, внешнеторговые проблемы имеют также свой структурный аспект, который состоит в том, что между промышленно развитыми странами возникли большие различия в уровнях конкурентоспособности по отраслям (эти различия имеют структурное происхождение). В-пятых, среди торговых партнеров Японии возросло число стран с нестабильными социально-политическими условиями, хотя международный престиж Японии как торговой державы в то же время очень заметно вырос.  

Ситуация складывается таким образом, что диспропорции в торговле Японии с Соединенными Штатами, Западной Европой и новыми индустриальными странами принимают угрожающие размеры. Конфликты по поводу экспорта отдельных товаров - это неизбежные последствия прогрессивных сдвигов в промышленной структуре. Япония периодически принимает меры для ослабления этих противоречий, и меры эти дают свои результаты, но общие размеры диспропорций так велики, что радикальные рецепты здесь непригодны, так как это структурная проблема, не поддающаяся быстрому разрешению.  

Одна из причин, почему для Японии этот показатель так низок, состоит в длительной тенденции заменять импорт отечественным производством . Японцы с трудом отвыкают от мысли, что импорт - это что-то нежелательное. К тому же как только импорт какого-либо товара начинает расти, японские фирмы быстро разрабатывают и выбрасывают на рынок его отечественные варианты. В Японии стараются производить на месте все, что возможно с технической точки зрения . Кроме того, в пределах умеренных цен далеко не всякая продукция массового спроса из Соединенных Штатов, Западной Европы или новых индустриальных стран может конкурировать с японской по качеству.  

Во-первых, ни в одной стране нет такой готовности осваивать и улучшать иностранную технологию - опережать своих учителей. Западная традиция не предполагает стремления к усовершенствованию, а новые индустриальные страны еще не накопили достаточного опыта.  

Во-вторых, в Японии улучшение производственных технологий обычно ведется непосредственно на заводах, в цехах, а не в научно-исследовательских лабораториях, что не принято ни в странах Запада, ни в новых индустриальных странах . Трудно рассчитывать на то, что они пойдут тем же путем и смогут добиться такого качества и надежности, какими отличаются японские изделия.  

В табл. 11 показано географическое распределение экспорта технологий из Японии. Большая часть экспорта устойчиво направляется в развивающиеся и новые индустриальные страны Азии, но растет вывоз и в развитые страны, который достиг уже почти трети общего объема.  

Иные качества у жителей Сингапура, население которого на 80% китайского происхождения. Они обладают честолюбием, адаптивностью, быстрой реакцией, но они не имеют традиций и навыков длительного обучения и накопления профессиональных знаний и мастерства. Инженерно-технический персонал в новых индустриальных странах часто меняет работу, гонится за высокой зарплатой и социальным статусом , переходя из фирмы в фирму поэтому и фирмы не могут накапливать технологический опыт.  

Быстрота реакции и адаптивность - необходимые качества для развития современных технологий , это развитие, особенно в электронике, идет скачкообразно, и любая фирма, которая не может обновлять продукцию, скоро останется позади своих конкурентов. Японские фирмы обладают в целом высокой адаптивностью. В новых индустриальных странах это свойство развито гораздо меньше традиционный темп жизни, неторопливый и размеренный, несопоставим с лихорадочным темпом, который в Японии задается конкуренцией.  

Но нельзя не отметить, что между Японией и догоняющими ее странами сейчас сложилось иное соотношение, чем то, которое существовало в послевоенные годы между Японией и странами Запада. В течение трех послевоенных десятилетий темпы экономического роста стран Западной Европы и США выглядели на фоне японских темпов достаточно скромно. Но новые индустриальные страны при всех успехах в освоении современных технологий , очевидно, не обладают большим запасом хода Япония сохраняет превосходство в темпах технического прогресса и перед ними.  

Согласно данным демографической статистики, на протяжении последних 25-30 лет в индустриальных странах Америки и Европы свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно уносящая миллионы жизней. Поражения сердечно-сосудистой системы являются причинами более 50% всех смертных случаев. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами психического напряжения . Долгое время полагали, что Японии психологические стрессы неведомы. Ныне общеизвестна печальная истина японцы - не исключение, они жертвы того же недуга. Вызывают его самые разнообразные факторы, среди которых, между прочим, и высокая степень интенсивности труда .  

В докладе делается вывод, что разрыв в развитии экономики стран Азии и индустриальных стран к 1970 г. увеличится, поскольку темпы экономического роста стран Азии значительно отстают от темпов развития индустриальных стран. В странах Азии производство на душу населения возрастает за десятилетний период лишь на 16 долл. (с 83 до 99 долл.), в то время как в индустриальных странах, по оценке, оно увеличится более чем на 500 долл. (с 1505 до 2031 долл.).  

Несколько лет назад, в 1963 г., экономическая комиссия ООН для стран Африки констатировала 2, что средний доход на душу населения в Африке (без ЮАР) в 12 раз ниже, чем в индустриальных странах. Для того чтобы достигнуть современного уровня производства на душу населения промышленно развитых стран, африканским государствам необходимо увеличить сельскохозяйственное производство вдвое, а выпуск промышленной продукции - в 25 раз.  

Другая проблема, стоявшая перед картелем, заключалась в том, что правительства становились все более причастны к деятельности нефтяной промышленности . Уголь, сталь и железные дороги , эти традиционные командные высоты экономики индустриальных стран, всегда подвергались строгому официальному контролю. Поэтому нефть, приобретавшая все более важное значение, неизбежно должна была также подпасть под государственный контроль.  

Фактически конкретные переговоры, состоявшиеся в 1971 г., проводились в другой плоскости. И потребители, и нефтяные компании меньше беспокоились об окончательном урегулировании вопроса о ценах, чем о срочной необходимости добиться какой-то стабильности политики ценообразования и поставок, в условиях которой мог бы происходить дальнейший рост торговли нефтью. С одной стороны, цена все еще не была достаточно важным фактором в издержках индустриальных стран, чтобы вызвать конфронтацию по этому вопросу, а нефтяные компании, пока они могли перекладывать любое повышение цен на плечи потребителей, не были в конечном счете настолько заинтересованы в этой проблеме лично, чтобы довести ее до предела, который грозил бы им самоуничтожением.  

За три десятка лет, если не больше, индустриальные страны Запада и развивающийся мир привыкли ко все увеличивавшемуся притоку импортной нефти, необходимой для развития экономики. Теперь же рынок покупателя внезапно стал рынком продавца, где  

Производители, испытав свою силу на рынке, теперь стали быстро принимать меры к тому, чтобы полностью взять в свои руки эффективный контроль над добычей нефти путем пересмотра соглашений об их участии в добыче, немедленной национализации и установления совершенно новых договорных условий. Обнажив однажды меч экономической войны, никто уже не мог быть твердо уверен в том, когда он будет пущен в ход снова. Взяв в свои руки контроль над ценами, страны-производители не могли уже с уверенностью сказать, как они используют свою власть в будущем, надолго ли сохранится их единство в ОПЕК, что они станут делать с огромными излишками средств, которые кое-кто из них получит в результате увеличения своих доходов, и как они рассортируют свои отношения с индустриальными странами Запада и, что еще сложнее, с остальными странами развивающегося мира.  

Оглядываясь назад, можно также отметить, что поразительно быстрый переход индустриальных стран после войны на использование нефти как главного источника энергии. неизбежно должен был создать большие трудности для всей системы из-за разрыва между ценами на нефть и ценами на другие виды энергии. Хотя вполне можно было утверждать, как это кое-кто и делал, что цена на нефть была все еще слишком высока для потребителя по сравнению с ее себестоимостью, действительно важным моментом было ее соотношение со стоимостью других видов топлива. Если бы запасы нефти были неисчерпаемыми, а ее географическое распределение безграничным (а фактически это не так), то неизбежно должно было наступить время, когда источники снабжения нефти стали бы истощаться, а цена на углеводороды подскочила бы в тот или иной момент до уровня стоимости заменяющих видов топлива. В этом смысле арабские страны-производители лишь приблизили такой момент акциями, предпринятыми ими в 1973 г. Они не создали этого положения искусственно, без всякого основания.  

Высокий износ оборудования, отсутствие инвестиций для их воспроизводства, тяжелое финансовое положение предприятий и сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке привели к спаду объемов производства лесопродукции. Сокращение объемов производства на предприятиях - потребителях лесопродукции (более чем на 40%) вызвано также несоответствием номенклатуры производства структуре спроса, формируемого в возрастающей степени стандартами качества продукции индустриальных стран под воздействием демонстрационного эффекта.  

Курс на включение России в международное экономическое сотрудничество должен использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов , а для радикальной структурной перестройки российской экономики, ибо одной из наиболее острых проблем нашей промышленности выступает необходимость обновления основного капитала . В условиях почти полного износа производственных фондов не только усиливаются тенденции превращения российской экономики в придаток индустриальных стран, но и возрастает риск экологической катастрофы. Отсюда госрегулирование промышленности должно максимально способствовать всем формам обновления капитала (налоговые льготы на инвестиции, либерализация тарифов на ввоз оборудования). Это позволит предприятиям сконцентрировать определенные финансовые ресурсы для технологической модернизации и реконструкции производства.  

НИС - Новые индустриальные страны  

В-трстьих, японские изделия отличаются высоким качеством исполнения и отделки, которое отвечает самым взыскательным требованиям японских потребителей. Работать на японский рынок нелегко для фирм развитых стран и практически невозможно для предприятий новых индустриальных стран.  

Третью группу составляют уже освоенные промышленные технологии, а также те новые технологии , которые начинают широко входить в производство. К ним относится производство черных металлов, автомобилей, видеомагнитофонов, персональных компьютеров . Здесь возможно сотрудничество в разработке изделий, а также чисто производственная кооперация . Как уже говорилось в главе I, в индустриальных странах все виды этих технологий (сверхбольшие интегральные схемы, средства волоконно-оптической связи, думающие роботы, аморфные материалы, высокофункциональные полимеры и т. д.) явля-  

Комбинат Пхохан - современное предприятие с годовой мощностью 8,5 млн. т. Он построен и-пущен при техническом сотрудничестве Синниппон сэйтэцу и других японских металлургических компаний. Это яркий пример эффекта бумеранга. Но и в других отраслях, таких, как текстильная промышленность и производство бытовых электроприборов, можно найти много примеров того, как изделия, выпущенные в новых индустриальных странах Азии с помощью японской технологии, находят хороший сбыт на внутренпем рынке Японии.  

Это результат тех различий в путях исторического развития, о которых говорилось в главе VI. Япония начала проводить политику индустриализации вскоре после переворота Мэйдзп, лишь ненамного отстав от Западной Европы и США, и накопила колоссальный технический опыт. Он несравним с опытом новых индустриальных Стран , идущих по этому пути всего 15-20 лет.  

Ведь, согласно новейшим расчетам экспертов Организации экономического сотрудничества и. развития (ОЭСР), куда входят все индустриальные страны капитала, для надлежащего роста их топливного хозяйства необходимо в течение 1976-1985 гг. вложить в эту отрасль 1,2-1,6 триллиона долл.1 - сумму, примерно равную валовому национальному продукту Японии, ФРГ и Франции, вместе взятых, а чтобы эта колоссальная сумма не оказалась выброшенной на ветер, то есть могла окупиться и принести прибыль, необходимо поддерживать оптовые цены основного вида топлива - нефти - на уровне не ниже 80-90 долл. за тонну. Кстати, когда страны ОПЕК повысили с 1 января 1974 г. цены своей нефти до 86 долл. за тонну, они назвали как одни из главных аргументов в пользу этого именно необходимость сделать рентабельной разработку немалых запасов топлива в западных странах - и тем самым предотвратить угрозу быстрого истощения нефтяных ресурсов в странах ОПЕК- Сторонниками новых и еще более  

Смотреть страницы где упоминается термин Индустриальные страны

:                   Микроэкономика глобальный подход (1996) -- [

Новые индустриальные страны (НИС). Общие черты

Новые индустриальные страны (НИС) - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой, со всеми присущими последней чертами. К ним относятся следующие:

  • o ПИС "первой волны": Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их также называют "азиатские тигры" или "драконы");
  • o НИС "второй волны": Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай ("латиноамериканские пумы");
  • o НИС "третьей волны": Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • o НИС "четвертой волны": Китай, Филиппины, Вьетнам.

Отметим, в анализе все эти страны (исключая НИС "первой волны") входят в состав PC. В процессе развития этих групп стран выявились две континентальные модели.

Первая - это азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок на базе заимствованных технологий, с сильной государственной поддержкой.

Вторая - это латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение на базе привлечения американских TНK и ТНБ. При этом все эти новые индустриальные страны выявили некоторые характерные особенности в развитии, в частности следующие.

Они демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС первой волны), а в период глобального кризиса в большинстве из них не произошло глубокого спада, наблюдалось лишь падение темпов роста.

Ведущей отраслью в этих странах является обрабатывающая промышленность.

Во всех этих странах действует экспортоориентированная стратегия, отсюда - повышенное значение внешних рынков.

Эти страны вовлечены в активную региональную интеграцию (ЛАИ, МЕРКОСУР, АСЕАН и др.)

В ряде этих стран происходит процесс динамичного образования собственных ТНК, успешно конкурирующих с ТНК ведущих стран мира.

Большое внимание в НИС уделяется образованию и науке, развитию современных технологий и в целом наращиванию человеческого потенциала.

В этих странах необычайно эффективно развивается использование высоких технологий на базе кластерного подхода и отчасти аутсорсинга.

Все эти страны весьма привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового секторов и создания в них благоприятного "делового климата".

Главная отличительная черта, служащая своего рода визитной карточкой этих стран, - производство бытовой техники и компьютеров, одежды, обуви, игрушек, причем в крупных объемах для экспорта на мировые рынки.

Все эти страны ускоренно развивают международную туристскую индустрию, включающую элементы деловых и коммерческих услуг.

Страны с переходной экономикой. Общие черты

Страны с переходной экономикой - это государства, появившиеся в результате распада: во-первых, восточноевропейского сегмента мирового социализма, а это страны - участницы СЭВ; во-вторых - СССР; в-третьих - Югославии.

В настоящее время к их числу относится группа из 28 государств: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Молдавия, Македония, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Черногория, Чехия, Хорватия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония (ранее мы отметили, что в докладе МВФ-2010 Чехия включена в состав развитых стран).

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние, которое свойственно национальной экономике на этапе смены (заучены) существующих общественно-экономических отношений на другие, качественно противоположные первым, т.е. это трансформационный процесс, когда социалистическая экономическая система стала заменяться капиталистической экономической системой. При этом следует отметить, что по уровню социально-экономического развития почти все эти страны (за исключением Албании) к началу перехода относились к среднеразвитым странам и многие из них (по качеству факторов производства) мало уступали некоторым членам Европейского союза (например, Испании, а тем более Португалии и Греции); они были более развиты, чем, например, Кипр или Мальта. И, очевидно, можно было рассчитывать на относительную безболезненность переходной стадии с точки зрения сохранения уровня жизни населения в период этого трансформационного процесса. В основном это были индустриальные и индустриально-аграрные страны с высоким уровнем развития человеческого капитала.

Однако многие из них (с конца 1980-х - начала 1990-х гг.), избрав своей целью переход к капитализму, но не имея о нем представления и конкретных этапных задач на пути продвижения к ней, осуществили откат назад (деиндустриализацию ). Почти все они оказались в короткие сроки крупными должниками западных банков и банковских пулов при сравнительно небольших валютных резервах. Для большинства этих стран стало характерным резкое сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку, в целом на социальные цели. В результате снижения уровня рождаемости и сокращения жизни значительно сократились темпы роста трудоспособного населения; во многих из этих стран высока безработица. Отсюда - высокий уровень международной миграции рабочей силы; особенно это характерно для ряда стран СНГ (Армении, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, отчасти Украины). В новых членах ЕС высока доля оттока трудоспособного населения в "старые страны", в частности из Румынии, Прибалтики, Полыни и Венгрии

В рассматриваемой группе стран имеются значительные особенности, и они достаточно рельефны, что позволяет условно разделить всю эту группу на две подгруппы:

  • 1) страны Центральной Европы и Прибалтики;
  • 2) участники СНГ.

Своеобразие первой группы обусловлено тем, что, во-первых, история восточноевропейского социализма началась сравнительно поздно, после Второй мировой войны, а предшествовавший период их капиталистического развития оставил глубокие корневые основания. Это способствовало более удачным подходам в современной капиталистической их трансформации в 1990-е гг. Во-вторых, эта группа стран оказалась в зоне повышенного внимания со стороны Евросоюза, страны которого оказали существенное влияние на их экономическую политику в благоприятном направлении и с позитивными результатами, а также серьезную финансовую помощь.

Другая ситуация сложилась в бывших союзных республиках СССР, и в частности в группе Содружества (СНГ). Это - "классические" социалистические страны, индустриальное развитие которых всецело пришлось на эпоху СССР; большинство из них сумели сделать громадный шаг от феодальных отношений к современной индустриальной эпохе благодаря исключительно СССР и в его составе.

Определяющую роль в трансформационном процессе в них в 1990-х гг. играла Россия: либертарианские методы экономической политики, применяемые российской исполнительной властью, подчас бездумно включались их правительствами в осуществляющиеся преобразования (за редкими исключениями). Отсюда - указанный выше откат назад, процессы деиндустриализации , сопровождавшиеся в некоторых новых государствах как внутренними вооруженными конфликтами, так и межгосударственными локальными войнами на всем протяжении 1990-х гг. и даже в начале первого десятилетия XXI в.

Одна из главных ошибок правительств СНГ заключалась в демонтаже социальной политики, уровень и качество которой в целом были серьезным достижением, она в свое время послужила опытом для стран ЕС при создании ими государства всеобщего благоденствия. С начала XXI в. ситуация стала медленно, но постепенно улучшаться почти во всех странах региона. В Центральной Азии и на Кавказе были прекращены вооруженные конфликты (конфликт между Арменией и Азербайджаном), капиталистические экономические отношения в целом пробивали себе дорогу через джунгли бюрократических препятствий; заработали рынки товаров, услуг, денежные (валютные) рынки и т.д. В России, Казахстане, Азербайджане, Туркмении позитивные сдвиги в определяющей мере были связаны с огромными потоками нефтедолларов (и доходами от нефти и газа) как следствие повышения цен на мировых рынках на эти стратегические товары. Белоруссия сумела не допустить существенного спада и нарастила потенциал развития. В результате в 2001-2008 гг. страны - члены СНГ добились лучших с начала переходного периода коллективных экономических результатов. Во всех странах - членах СНГ (кроме Киргизии и Таджикистана) был зарегистрирован положительный рост, что объяснялось, как отмечено выше, главным образом повышением цен на нефть и газ, а это сказалось и на межреспубликанской хозяйственной динамике; интенсификацией торгового обмена между ними и формированием достаточно устойчивых связей с разными центрами мировой экономики (Россия, Украина, Грузия, Молдавия - со странами ЕС, центральноазиатские участники СНГ - с Россией, Китаем, Японией, Ираном, арабскими странами, Турцией, Белоруссия - с Россией и другими участниками СНГ).

Темпы роста в этих странах в 2001-2008 гг. (до развертывания в них глобального кризиса) были достаточно высокими (свыше 5%), отмечались определенные признаки укрепления промышленного производства. В более общем плане экономический рост опирался на некоторое повышение внутреннего спроса, сохраняющийся приток ПИИ и связанных с ним инвестиций и дальнейшее перемещение в этот регион производственных мощностей Западных стран, Японии и Китая (связанных, в том числе, с ТЭК). Почти все эти государства тесно связаны с мировой экономикой и поэтому оказались в тяжелом положении, когда с осени 2008 г. были втянуты в глобальный кризис. При этом наибольший спад производства и рост безработицы были характерны для России, Украины и Казахстана, поскольку их экономики были особенно тесно вплетены в ткань новых схем международного разделения труда при доминировании могучих западных ТИК и ТНБ.

Важной чертой стран с переходной экономикой, в том числе субъектов СНГ, является то, что объектом государственного регулирования выступает вся экономическая система независимо от того, какие лозунги провозглашались (например, "уход государства из экономики"). Это регулирование осуществлялось в широком диапазоне: в одних странах его объектом выступает, как подчеркнуто выше, вся система хозяйства, в других - отдельные отрасли или конкретные жизненно важные компании или сферы, которые без участия государства принципиально не могут быть созданы, либо сам модернизационный процесс. В целом же можно выделить следующие общие черты, свойственные переходному периоду:

  • o переходная экономика представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики - это своеобразная "смесь", сочетание административно-бюрократических начал и капиталистической рыночной системы с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности;
  • o такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости и неравновесия системы имеют свои причины: это трансформация в другую систему для достижения лучших экономических и социальных результатов. Но это - теоретически, в практике же отдельных стран основной задачей правящих элит выступает сохранение целостности политической системы , которая обеспечивает их присутствие во власти. Задачи же улучшения материального положения населения и модернизации экономики рассматриваются как второстепенные;
  • o переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В странах - участницах СНГ, в том числе в России, оставшиеся "по наследству" структурные элементы предыдущей системы, в частности государственные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, предприятия торговли, кооперативы и пр., оказались разрушенными, но полноценных "заменителей", в том числе массового развития частных мелких предприятий, не появилось. Тем не менее в этих странах формируются новые структуры: крупные компании, причем не как следствие успешного развития мелких частников, а как результат произвольного наделения избранных лиц факторами производства; коммерческие банки, промышленные монополии, а также фермерские хозяйства, которые, однако, получили повсюду слабое развитие. Отсюда - множество дисбалансов, слабая отраслевая диверсификация и повышенное значение импорта;
  • o переходной экономике свойственны качественные изменения системных общественных отношений, прежде всего отношений собственности, причем в достаточно короткое время. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей формирующихся отношений капиталистической системы. Однако последние еще носят неустойчивый характер и их плотность слабая, а часто они проявляются в деформированных формах - отражая ошибки и непродуманность решений властей. Последние часто неизбежны, если проявляются в рамках в целом адекватной экономической политики, но приобретают устойчивость и масштабность, если такая политика ошибочна в долгосрочном плане. Она не формирует базу для сбалансированного и устойчивого роста, движима субъективными или идеологическими мотивами, стремлением немедленно перескочить в стадию развитого капитализма;
  • o отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований, они захватывают основы существующего строя. При этом ясно и то, что эти отношения должны соответствовать интересам общества. Но в России (и ряде других стран СНГ) интересы общества по большей части не совпадали с реформаторскими преобразованиями высшей исполнительной власти, которая не учитывала мнения большинства населения страны. В частности, такая политика привела к масштабной дифференциации общества, когда незначительная его часть (менее 3%) сконцентрировала в своих руках большую часть национального богатства, а большинство населения не получило ничего и по-прежнему, как при социализме, надеется исключительно на всесильное государство - левиафан и вождей наций;
  • o характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или слабое, недоразвитое состояние институтов рынка. В большинстве участников СНГ это прежде всего отсутствие реального конкурентного рынка, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом, тотальная коррупция, мощная бюрократия, использующая административные методы власти для обогащения, рэкет местных властей, правоохранительных органов и организованной преступности. Отсюда - слабое развитие мелкого предпринимательства, его "неплотность", в то время как в развитых странах это предпринимательство - мощная платформа, на которой стоят средние и крупные предприятия. Мелкое предпринимательство - это фундамент современного капитализма, если этот слой узок, то сама новая капиталистическая экономика в целом носит неустойчивый характер (в силу слабости "фундамента").

Все эти и другие глобальные процессы привели к новой конфигурации в расстановке международных глобальных игроков в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Самой могущественной из которых была первая индустриальная держава мира - Великобритания. Европейцы освоили почти весь мир, превратили остальные страны в колонии, рынки сбыта своих товаров.

К началу XX века число индустриальных стран увеличилось. При этом возрастающую роль в мировых делах начали играть неевропейские страны - США и вступившая на путь индустриального развития Япония.

В целом, из общей численности населения мира в 1680 млн. человек в индустриальных , индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных странах в начале XX века проживало около 700 млн. человек. Около 600 млн. проживали в колониях (в том числе, примерно, 400 млн. - в британских).

Особое место занимала группа государств с общей численностью населения около 380 млн. человек, которые формально являлись независимыми, но фактически находились в положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам, Египет, Корея, ряд других. Признаками полуколонии выступали, как правило, принятие ее властями неравноправных условий торговли, предоставление особых привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям в случае совершения преступлений. Полуколониями становились страны, неспособные в силу военно-технической отсталости, слабости цен-тральной власти противостоять колониальным империям, но в то же время избежавшие полного завоевания. Это происходило из-за конкуренции индустриальных держав, создававших помехи друг другу, особого геополитического положения полуколоний, затруднявшего их завоевание.

§ 1. Индустриальные страны: Обострение противоречий

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития стало не только увеличение числа индустриальных стран, но и разделение их на две группы, первой и второй волны модернизации, или органичного и догоняющего индустриального развития.

Страны первого эшелона индустриального развития .

Для этой группы стран, к которым относились Великобритания , Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии), было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства. Промышленный переворот, затем переход к Массовому, крупносерийному конвейерному производству происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. К их числу относились следующие.

Во-первых, зрелость товарно-денежных отношений, большая емкость внутреннего рынка, его готовность к поглощению больших объемов промышленной продукции.

Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации .

В-третьих, наличие многочисленного слоя неимущих, людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, а также - слоя предпринимателей, аккуму-лировавших капитал и готовых вложить его в производство.

Так, в Англии промышленный переворот начался в конце XVIII века. Тяжелая индустрия, ма-шиностроение, как самостоятельная отрасль, начали развиваться с 20-х гг. XIX века. Вслед за Англией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений благодаря притоку эмигрантов из Европы, обладающих ресурсами свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с плантационной системой земледелия южных штатов, основанной на рабстве, укрепившей единство внутреннего рынка страны. Франция , где традиционно существовало мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г.

Страны второго эшелона модернизации .

Германия, Россия, Италия, Япония, Австро-Венгрия задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии, со старейшими в Европе традициями мануфактурного производства, уже сложившимися в XIX веке центрами промышленности, главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриального развития ускорились. В России, Японии, Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение докапиталистических отношений в деревне, различных форм личной зависимости крестьянства от землевладельцев, ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Стимул к преобразованиям в Германии и Италии исходил от правящих кругов, стремящихся к дальнейшему укреплению позиций своих государств на международной арене, мечтавших о создании обширных колониальных империй.

В России одной из причин перехода к реформам стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции.

В Японии модернизации предшествовала выявившая ее беззащитность угроза бомбардировки ее портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри в 1854 г. Вынужденное принятие неравноправных условий торговли и отношений с иностранными державами означало превращение Японии в зависимую страну. Это вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате начавшейся революции Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором, вступила на путь реформ и индустриализации.

При большом многообразии стран второго эшелона индустриального развития выявился ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в период осуществления модернизации. Так, в 1913 г. в США государство распоряжалось лишь 9% валового национального продукта (ВНП), в то время как в Германии - 18%. Особая роль государства объяснялась следующим.

Во-первых, именно государство было главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были расширить сферу товарно-денежных отношений, сократить число малопроизводительных натуральных и полунатуральных хозяйств в деревне и тем самым обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке ранее удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства вынужденно прибегали к протекционизму, введению повышенных таможенных пошлин на импортную продукцию для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, при ограниченности внутренних ресурсов для модернизации, слабости отечествен-ного капитала государство непосредственно финансировало и организовывало строительство же-лезных дорог, создание фабрик и заводов. В России, а особенно в Германии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям. Типичным было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации в различных формах (прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов) была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше - в Германии и Италии.

Большинство стран, осуществлявших ускоренную модернизацию, не имело ей альтернативы, поскольку им угрожало превращение во второразрядные, зависимые государства. Так, Япония лишь в 1911 г. избавилась от всех навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие стран второго эшелона индустриализации было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Обострение противоречий мирового развития.

Одной из причин роста противоречий было увеличение числа индустриальных стран, поскольку промышленный капитал каждой из них стремился отвоевать себе место на национальном и мировом рынках. Даже когда Англия была основной «промышленной мастерской мира», в 1825, 1836, 1847 гг., она сталкивалась с кризисами перепроизводства. Все открытые ей рынки не могли поглотить произведенной ею продукции. В 1857 г. разразился первый общемировой промышленный кризис, поразивший не только Великобританию, но и другие страны, вступившие на путь индустриального развития. Между промышленным капиталом этих стран обострилась борьба за внешние рынки, от обладания которыми зависело благополучие становящихся индустриальными стран.

Емкость мировых рынков постепенно возрастала. Во-первых, это было связано с повышением уровня жизни в индустриальных странах (особенно емким и динамичным в начале века считался внутренний рынок США). Во-вторых, с эрозией натурального и полунатурального хозяйства колоний и зависимых стран, развитием на их территориях товарно-денежных отношений, что ускоряло формирование общемирового рынка, расширяло потребительский спрос. В то же время развитие мировых рынков постоянно отставало от возрастающих возможностей производства продукции, что обусловливало углубление экономических кризисов. Кризисом ознаменовалось на-ступление нового, XX, века. Сползание к кризису наметилось накануне первой мировой войны 1914-1918 гг.

Кризисы ускоряли концентрацию и централизацию капитала, содействовали разорению слабых и малоэффективных предприятий и, с этой точки зрения, способствовали повышению конкурентоспособности экономики. В то же время, вызывая рост безработицы, обострение социальных отношений, они создавали серьезные проблемы для индустриальных стран.

Наиболее болезненно социальные последствия кризисов сказывались в странах второго эшелона модернизации. В странах, позже остальных вступивших на путь капиталистического индустриального развития, социальные конфликты между трудом и капиталом сочетались с нерешенностью аграрного вопроса, продолжающейся борьбой крестьянства за завершение или более справедливое осуществление аграрной реформы. В странах же первого эшелона модернизации аграрный вопрос был так или иначе решен.

В государствах, где противоречия между предпринимателями и наемными работниками дали о себе знать еще в прошлом веке, обострялись постепенно, был накоплен опыт проведения гибкой социальной политики. Борьба трудящихся за улучшение условий труда и повышение зарплаты велась в рамках, определенных законом, на основе торга и компромиссов между профсоюзами и предпринимателями. При этом сохранение стабильности в обществе во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на снижение остроты социальных проблем. Там, где наемным работникам гарантировалось пенсионное обеспечение, вводилась система страхования от несчастных случаев, создавались приемлемые условия доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и т.д., у трудящихся не возникало стимула к выражению социального протеста.

В странах второго эшелона модернизации государство не только не имело опыта и средств для решения социальных проблем, но и, неся большие расходы на поддержку отечественного производства, вынужденно шло на непопулярные меры, повышая налоги, изыскивая иные меры пополнения казны за счет населения.

Показательно, что именно Россия, располагавшая намного меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны, пережила в XX веке наибольшие потрясения. Так, производство национального дохода на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составляло лишь 350 долл., в то время как в Японии - 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании - по 1700 долл., в США - 2325 долл.

Важнейшим источником решения внутренних проблем для стран первой волны модернизации, особенно Англии и Франции, были колониальные империи. Самую обширную в мире колониальную империю удалось создать Великобритании. В ее владениях проживало более четверти населения мира, их территория превысила площадь метрополии почти в 100 раз. Второй колониальной державой мира стала Франция, поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай.

Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту, так и широкие слои населения метрополий. Бедняки, безработные, не находя работы в метрополиях, эмигрировали в колонии. Этому способствовали возникающие алмазные и золотые лихорадки, раздача земель на льготных условиях. Постоянный отток избыточной рабочей силы снижал уровень социальной напряженности. Колонии были стабильным, гарантированным рынком сбыта продукции, что отчасти смягчало остроту кризисов для метрополий.

Оборотной стороной процветания стала постоянная утечка капиталов. Высокий уровень жизни вел к удорожанию рабочей силы, что делало невыгодным вложение средств в экономику собственно метрополий. Для ее развития не было и стимулов, поскольку рынки колоний оказались не слишком требовательны к ассортименту и качеству продукции. Британские банкиры предпочитали вкладывать деньги в колонии, доминионы (колонии, населенные преимущественно выходцами из метрополии и получившие возможности самоуправления, Канада - в 1867 г., Австралия - в 1901 г., Новая Зеландия - в 1907 г.), а также в экономику США. Французский капитал вклады-вался в государственные займы тех стран, где можно было быстро получить высокие прибыли, в частности России.

Так, в экономике прежде наиболее развитых стран мира наметились тенденции к застою, она утратила динамизм, темпы ее роста замедлились. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией, и это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами. Это обусловило возникновение несоответствия, противоречия между уровнями развития индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними.

Попытка решения этого противоречия в начале XX века в условиях, когда первичный раздел мира уже завершился, приняла форму борьбы за передел колоний, рынков сбыта товаров. Первой войной новой эпохи за передел мира была испано-американская (1898), в итоге которой США захватили у Испании Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам, предоставили Кубе независимость. Второй - англо-бурская (1899-1902), в результате которой Англия установила полный контроль над Югом Африки, захватив республики Трансвааль и Оранжевую, основанные выходцами из Голландии.

Наибольшую активность и агрессивность в колониальной политике в начале века проявляли Германия, Япония и Италия. По мере обострения конкурентной борьбы на мировых рынках активизировалась колониальная политика, усиливалось соперничество ведущих держав на мировой арене.

Возрастающую остроту стали приобретать противоречия между метрополиями и народами колониальных и зависимых стран. С развитием в этих странах товарно-денежных отношений, возникновением прослойки национальной буржуазии, интеллигенции, получившей европейское образование, усиливались движения протеста против колониального статуса. Антиколониальные движения нередко поддерживались извне странами, стремившимися к переделам мира, расширению собственных сфер влияния. Так, США накануне войны с Испанией проявляли солидарность с освободительным движением на Филиппинах и Кубе, что, однако, не помешало им после победы включить эти страны в орбиту собственного влияния. В Японии был популярен лозунг «Азия для азиатов», подразумевавший, что страны Азии должны освободиться от господства белых колонизаторов и войти в японскую сферу влияния.

Таблица 1 .
Изменение удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве, 1860-1913 гг.

Таблица 2.""
Численность населении колониальных владений (в млн. чел.), 1875-1914 гг.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные группы стран мира по уровню их индустриального развития в начале XX века. Какое место среди них занимала Россия?

2. Какие черты были присущи странам первого эшелона индустриализации?

3. Что отливало страны второго эшелона модернизации от наиболее развитых индустриальных государств?

Индустриальные страны оказали на мировую экономику более чем ощутимое влияние. Они двигали прогресс и меняли статус конкретных регионов. Поэтому история и особенности этих государств заслуживают внимания.

Что стоит понимать под индустриализацией

Когда используется данный термин, речь идет об экономическом процессе, суть которого сводится к переходу от аграрно-ремесленного к большому машинному производству. Именно этот факт и является ключевым признаком, по которому определяются индустриальные страны мира.

Стоит отметить и следующую особенность: как только машинное производство начинает преобладать в государстве, развитие экономики переходит в экстенсивный режим. Переход конкретной страны в категорию индустриальных обусловлен воздействием такого фактора, как развитие новых технологий и естественных наук в промышленности. Особенно активными такие перемены являются в сфере производства энергии и металлургии.

Фактически любая индустриальная страна является продуктом грамотного проведения реформ в сфере законодательства и политики. При этом, разумеется, не обходится без формирования значительной сырьевой базы и привлечения большого количества дешевой рабочей силы.

Следствием подобных процессов является тот факт, что над первичным (сельское хозяйство, добыча ресурсов) начинает преобладать вторичный (сектор переработки сырья). Индустриализация способствует динамичному развитию научных дисциплин и последующему внедрению их в производственный сегмент. Это, в свою очередь, позволяет ощутимо повысить доходы населения.

Первая индустриальная страна

Если посмотреть на исторические данные, то можно сделать очевидный вывод: на передовой индустриального движения были именно США. В конце 19 - начале 20 века здесь была создана большая база для динамичного индустриального роста, которому способствовал ощутимый приток рабочей силы. Составляющими данной базы являлись значительные сырьевые ресурсы, отсутствие устаревшего оборудования и обеспечение абсолютной свободы для экономической деятельности.

Рассматривая историю развития нужно отметить, что ощутимые сдвиги в этой сфере произошли в начале ХХ века. Проявились они посредством роста темпов развития тяжелой промышленности. Этому факту способствовали и построенные железнодорожные трансконтинентальные линии.

Такая индустриальная страна, как США, интересна тем, что именно она стала первым государством в истории мирового экономического развития, на территории которого был зафиксирован следующий факт: удельный вес тяжелой промышленности превысил остальные показатели общей промышленной продукции. Другие страны смогли выйти на такой уровень значительно позже.

Еще одни изменения, которые неизбежно должна провести индустриальная страна,касаются политической и законодательной сферы. При этом неизбежной является необходимость наличия в достаточном количестве дешевой трудовой силы и сырьевых запасов.

Одна из ключевых целей производства в рамках индустриальной экономики - это выпуск как можно большего количества готовой продукции. Как результат, значительные объемы товара позволяют компаниям выходить на мировой рынок.

Изменение структуры тяжелой промышленности США

Учитывая, что Северная Америка - это территория, где пережила свое становление индустриальная страна, ставшей первой в таком формате экономики, стоит отметить следующую информацию: подобные изменения были достигнуты и посредством перемен в структуре тяжелой промышленности США.

Речь идет о воздействии научно-технического прогресса, который стал причиной появления и развития таких новых отраслей промышленности, как нефтяная, алюминиевая, электротехническая, резиновая, автомобильная и др. При этом производство автомобилей и переработка нефти оказали наиболее существенное влияние на развитие американской экономики.

Поскольку электрическое освещение быстро внедрялось в быт и производство, керосин стремительно терял свою актуальность. При этом спрос на нефть стабильно рос. Объясняется данный факт динамичным развитием автомобилестроения, что неизбежно вело к повышенному объему закупок бензина, для производства которого использовалась нефть.

Стоит отметить и тот факт, что именно внедрение автомобиля в жизнь граждан США оказало значительное влияние на структуру производства, позволив нефтеперерабатывающей промышленности стать доминирующей.

Изменения переживали и методики рациональной организации труда. На этот процесс ключевое влияние оказало развитие массового серийного производства. Речь идет прежде всего о поточном методе.

Именно благодаря этим факторам США начали определяться как индустриальная страна.

Другие представители индустриальной экономики

США, безусловно, стали первым государством, которое можно было причислить к индустриальным. Если рассматривать индустриальные страны 20 века, то удастся выделить две волны модернизации. Эти процессы можно назвать также органичным и догоняющим развитием.

К странам первого эшелона относятся США, Великобритания, Франция и другие небольшие европейские государства (скандинавские страны, Голландия, Бельгия). Развитие всех этих стран отличалось постепенным переходом к индустриальному типу производства. Сначала происходил за которым следовал переход к массовому и крупносерийному производству конвейерного типа.

Формированию таких процессов предшествовали определенные культурные и социально-экономические предпосылки:

Высокий уровень развития мануфактурного производства, которое подвергалось воздействию модернизации в первую очередь;

Зрелость товарно-денежных отношений, ведущая к зрелости внутреннего рынка и его способности поглощать значительные объемы промышленной продукции;

Ощутимый слой неимущих людей, не имеющих возможности зарабатывать другим способом, кроме предоставления своих услуг в качестве рабочей силы.

К последнему пункту можно отнести и тех предпринимателей, которые сумели накопить капитал и готовы были вложить его в актуальное производство.

Страны второго эшелона

Рассматривая индустриальные страны в начале 20 века, стоит выделить такие государства, как Австро-Венгрия, Япония, Россия, Италия и Германия. Их приобщение к индустриальному производству вследствие влияния некоторых факторов было несколько запоздавшим.

Несмотря на тот факт, что в направлении индустриализации двигалось много стран, развитие всех государств имело общие черты. Ключевой характеристикой при этом являлась значительное влияние правительства в период модернизации. Особую роль государства в данных процессах можно было объяснить следующими причинами.

1. Прежде всего, именно государство играло решающую роль в осуществлении реформ, целью которых было расширение товарно-денежных отношений, а также сокращение количества полунатуральных и натуральных хозяйств, отличавшихся низкой производительностью. Такая стратегия позволяла получить больше свободной рабочей силы для эффективного развития производства.

2. Чтобы понять, почему индустриальные страны всегда характеризовались значительной долей участия государства в процессе модернизации, стоит обратить внимание на такой фактор, как необходимость введения повышенных таможенных пошлин на ввоз импортной продукции. Такие меры могли быть произведены только на уровне законодательства. И благодаря подобной стратегии отечественные производители, которые стояли в начале своего развития, получали защиту и возможность быстро выйти на новый уровень товарооборота.

3. Третья причина, по которой активное участие государства в процессе модернизации было неизбежно, - это недостаток средств у предприятий для финансирования производства. Слабость отечественного капитала компенсировалась бюджетными средствами. Это выражалось в финансировании строительства фабрик, заводов и железных дорог. В некоторых случаях создавались даже смешанные банки и компании, с использованием государственного и порой иностранного капитала. Этот факт объясняет почему индустриальные страны, помимо вывоза продукции, были ориентированы на привлечение средств иностранных инвесторов. Особенно сильно повлияли такие инвестиции на процесс модернизации Японии, России и Австро-Венгрии.

Место индустриальных стран в современной экономике

Процесс модернизации не прекращал свое развитие. Благодаря этому успели сформироваться новые индустриальные страны. Списоких выглядит следующим образом:

  1. Сингапур,
  2. Южная Корея,
  3. Гонконг,
  4. Тайвань,
  5. Таиланд,
  6. Китай,
  7. Индонезия,
  8. Малайзия,
  9. Индия,
  10. Филиппины,
  11. Бруней,
  12. Вьетнам.

Первые четыре страны особенно выделяются на фоне остальных, по причине чего их называют На протяжении 80-х годов каждое из приведенных в списке выше государств показало свою способность обеспечить ежегодный рост экономики с отметкой выше 7%. Более того, они смогли добиться достаточно быстрого преодоления социально-экономической слаборазвитости и приблизиться к уровню стран, которые можно определить как развитые.

Критерии, по которым определяются индустриальные страны

ООН постоянно наблюдает за ситуацией в мире, уделяя особое внимание экономическому развитию различных регионов. У данной организации есть определенные критерии, при помощи которых они определяют новые индустриальные страны. Список их может пополнить только то государство, которое соответствует определенным стандартам в следующих категориях:

Объем экспорта промышленных изделий;

Размер на душу населения;

Удельный вес в ВВП (не должен быть менее 20%);

Объем инвестиций за пределами страны;

Среднегодовые темпы прироста ВВП.

По каждому из данных критериев и по всем суммарно индустриальные страны, список которых стабильно растет, должны значительно отличаться от других государств.

Особенности экономической модели НИС

Есть определенные причины как внутреннего, так и внешнего характера, которые оказали существенное влияние на экономическое развитие новых индустриальных стран.

Если говорить о внешних факторах экономического роста, характерных для всех стран, то прежде всего внимание стоит уделить следующему факту: независимо от того, какие индустриальные страны рассматриваются, их все будет объединять наличие интереса со стороны развитых промышленных государств. Причем речь идет как об экономических, так и политических интересах. В качестве примера можно привести явную заинтересованность, которую проявляет США по отношению к Южной Корее и Тайваню. Это объясняется тем, что данные регионы способствуют противостоянию коммунистическому режиму, который господствует в Восточной Азии.

В итоге Америка оказала этим двум государствам значительную военную и экономическую поддержку, которая создала своего рода импульс для динамичного развития данных государств. Вот почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, во многом ориентированы на иностранные инвестиции.

Что касается южноазиатских стран, то их прогресс обусловлен активной поддержкой со стороны Японии, в последние десятилетия открывавшей многочисленные филиалы корпораций, которые создавали новые рабочие места и поднимали уровень промышленности в целом.

Стоит отметить и тот факт, что в новых индустриальных странах, расположенных на территории Азии, большая часть предпринимательского капитала была направлена на сырьевые отрасли и обрабатывающую промышленность.

Что касается латиноамериканских стран, то в этом регионе вложение средств было ориентировано не только на обрабатывающую промышленность, но также и на сферу услуг, равно как и торговлю.

При этом нельзя не заметить факт глобальной экономической экспансии зарубежного частного капитала. Вот почему индустриальные страны помимо собственных ресурсов фактически в каждой экономической отрасли имеют определенный процент иностранного капитала.

Латиноамериканская модель НИС

В современной экономике выделяются две ключевые модели, посредством которых можно охарактеризовать структуру и принципы развития современных индустриальных стран. Речь идет о латиноамериканской и азиатской системе.

Первая модель ориентирована на импортозамещение, во второй акцент поставлен на экспорте. Другими словами, некоторые страны ориентированы на внутренний рынок, другие же получают основную часть капитала посредством экспорта.

Это один из ответов на вопрос, почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, активно ориентированы на замещение импорта. Все сводится к использованию конкретной модели. При этом стоит отметить, что стратегия насыщения внутреннего рынка национальным продуктом помогла многим государствам получить экономический прогресс. Для этого необходимо было провести диверсификацию хозяйственной структуры в стране. В итоге были сформированы важные производственные мощности, и значительно возрос уровень самообеспеченности во многих сферах.

Фактически в каждой стране, которая сделала акцент на развитии производства, позволяющего эффективно замещать импортные товары, со временем фиксируется серьезный кризис. В качестве причин подобного итога стоит определить потерю эффективности и гибкости экономической системы, которая обусловлена отсутствием иностранной конкуренции.

Таким странам трудно занять уверенную позицию на мировом рынке по причине отсутствия отраслей-локомотивов, выводящих сферу производства на новый уровень эффективности и актуальности.

В качестве примера можно привести страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика). Эти государства сумели диверсифицировать национальную экономику таким образом, чтобы выйти на значительное место в рамках мирового рынка. Но они все же не сумели догнать в своем уровне экономического прогресса ориентированные на экспорт.

Азиатский опыт

Экспортно-ориентированную модель, которая была реализована НИС Азии, можно определить как наиболее эффективную и достаточно гибкую. При этом стоит отметить факт параллельного импортозамещения, которое грамотно сочеталось с основной схемой экономического развития. Удивительно, но, как оказалось, две модели, имеющие разные акценты, могут совмещаться достаточно эффективно. При этом, в зависимости от конкретного периода, приоритет может отдаваться наиболее актуальной из них.

Но неизменным остается тот факт, что перед тем как государство перейдет к этапу динамичной экспортной экспансии, оно должно пройти импортозамещение и грамотно стабилизировать его процент в общей экономической модели.

Для азиатских НИС было характерно развитие трудоемких экспортно-ориентированных производств. Со временем акценты сместились на капиталоемкие высокотехнологичные отрасли. На данный момент главная цель таких стран в рамках действующей экономической стратегии - это выпуск продукции, которую можно охарактеризовать, как наукоемкую. В свою очередь, малорентабельные и трудоемкие производства отдаются новым индустриальным странам второй волны.

Таким образом, можно сделать вывод, что от экономической стратегии конкретной индустриальной страны зависит ее место на мировом рынке.

В которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Исходные новые индустриальные страны :

Новейшие индустриальные страны :

Перспективные индустриальные страны из Группы одиннадцати :

  • Нигерия , Египет , Пакистан , Бангладеш , Вьетнам

Существует две основные модели НИС :

  • Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
  • Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

  • демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
  • ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
  • экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
  • активная интеграция (ЛАИ , АТЭС , МЕРКОСУР);
  • образование собственных ТНК , не уступающих ТНК ведущих стран мира;
  • большое внимание уделяется образованию;
  • использование высоких технологий;
  • привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
  • главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ледрю дез Эссар, Франсуа Рош
  • Мехдишехр

Смотреть что такое "Новые индустриальные страны" в других словарях:

    НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ - (new industrializing countries) ряд стран в Южной Европе, Азии и Латинской Америке, которые, начиная с 1960 х гг., развивали индустриальные производственные мощности. В Европе наиболее часто относят к данной категории Испанию, Португалию и… … Большой толковый социологический словарь

    НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ - НИС (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран; Аргентина, Бразилия, Гонконг,… …

    Новые индустриальные страны - NEWLY INDUSTRIALIZING COUNTRIES (NIC) Развивающиеся страны, которые быстрыми темпами наращивают промышленное производство и все меньше опираются на сырьевой сектор. В число этих стран традиционно включают Бразилию, Мексику, Китай, Индию, Малайзию … Словарь-справочник по экономике

    НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия возник ряд отраслей промышленного производства, в том числе в обрабатывающей промышленности, в результате чего повысился уровень их экономического развития и они существенно расширили … Внешнеэкономический толковый словарь

    новые индустриальные страны - (НИС) Страны с быстроразвивающейся промышленной экономикой. Некоторые примеры НИС: Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Мексика, Аргентина и Чили. Для НИС типично установление политики свободного рынка, которая поощряет экспорт в… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    новые индустриальные страны - (НИС), типологическая группировка развивающихся стран современного мира, характеризующихся поступательным и динамичным экономическим развитием, макроэкономические показатели которых приближаются к присущим развитым странам. НИС располагаются… … Географическая энциклопедия

    Новые индустриальные страны - (НИС) этот термин впервые введен в научный оборот западными экономистами экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые объединили под этим понятием Испанию, Португалию, Грецию, Бразилию, Мексику, Тайвань,… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Новые индустриальные страны (НИС) - азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС первой волны относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань.… … Словарь бизнес-терминов

    НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ НИС - НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НИС (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран:… … Юридическая энциклопедия

    НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НИС - (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран; Аргентина, Бразилия, Гонконг,… … Энциклопедический словарь экономики и права

 
Статьи по теме:
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и
Индекс покупательной способности (ИПС)
Покупательная способность (платежеспособность) является одним из наиважнейших экономических показателей. Она обратно пропорциональна количеству денег, необходимых на приобретение различных товаров и услуг. Другими словами, покупательская способность показ
Образец иска о принудительном обмене жилого помещения
8. Переустройство и перепланировка жилого помещения. 9. Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. 11. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Аренда жилых помещений. 12. Условия и порядок принятия граждан на учет для улучшения жилищ