Как проводятся налоговые проверки. Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю. Неоднократное изменение места нахождения фирмы

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля - это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков,
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации - по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными. Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг). В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет. А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него. Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах - умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

  • затраты должны иметь документальное подтверждение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2013 по делу № А03-14608/2012);
  • налогоплательщиком должна быть проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента (постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу № А40-81666/12-108-86);
  • должна быть доказана реальность взаимоотношений юридических лиц.

Если в рамках договора купли-продажи приобретается продукция, требующая специальных условий хранения или транспортировки, то в рамках встречной проверки контрагента также будут проведены мероприятия по проверке наличия соответствующих условий и технологий и самое главное знал ли налогоплательщик (либо в силу определенных обстоятельств должен был знать) о допущенных контрагентом нарушениях.

Рассматривая степень рисковости деятельности налогоплательщика необходимо, прежде всего, ориентироваться на открытые данные ФНС России. Так, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

Показатели деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

  1. Формальное применение специальных налоговых режимов (к примеру, вывод сотрудников бухгалтерии в штат отдельного юридического лица, применяющего УСН без изменения рабочего места и функционала сотрудников).
  2. Формальное заключение посреднических договоров, с целью отражения в прибыли только сумм комиссионного вознаграждения. В п. 8 приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указано, что одним из оснований признания налоговой выгоды необоснованной может являться построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  3. Отсутствие реальности сделки. Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу № А21-4402/2011 суд, отказывая налогоплательщику в вычетах по НДС, указал в т.ч. на отсутствие в материалах дела доказательств реального исполнения сделок по приобретению товаров у поставщиков (отсутствие особых условий хранения, транспортировки, подтверждения соответствующими сертификатами приобретения соответствующей продукции и т.д.).
  4. Необоснованное применение положений международных договоров об избежание двойного налогообложения. Так, стандартная схема оптимизации налогообложения при применении расчета процентов по займам с иностранными компаниями заключается в регистрации нерезидента в государстве, соглашение об избежание двойного налогообложения с которой предусматривало возможность отнесения в полном объеме процентов по займам при предоставлении сертификата налогового резидентства иностранного юридического лица. Задачей налогового органа в данном случае является необходимость доказывания фактического предоставления займа аффилированным лицом (постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11 по делу № А27-7455/2010).
  5. Взаимодействие налогоплательщика с «фирмами-однодневками» (постановление ФАС Московского округа от 29.05.2013 по делу № А40-94438/12-99-518).
  6. Неправомерное использование налоговых льгот.
  7. Уклонение налогоплательщика от предоставления необходимых для налогового контроля документов.
  8. Формальное занижение уплачиваемых на таможне обязательных платежей.

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

Выездная ревизия призвана контролировать правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов организациями. Порядок ее проведения регламентирует ст. 89 НК, ведомственный Регламент ИФНС, нормативная база субъектов РФ, методические рекомендации, утвержденные налоговой службой. Главная цель ревизии - обеспечить в полном объеме поступление налогов в бюджет. В данной статье мы рассмотрим как проходит выездная налоговая проверка ООО.

Порядок проведения выездной проверки

Контрольные процедуры осуществляются на территории предприятия.Ревизия назначается руководителем налоговой (ИФНС). Решение должно включать следующую информацию:

  • Наименование ИФНС;
  • Реквизиты решения;
  • Название, ИНН и КПП проверяемойкомпании;
  • Период, который охватывает ревизия;
  • Перечень проверяемых налогов;
  • ФИО, должности и ранги проверяющих;
  • Подпись с расшифровкой вынесшего решение лица, его должность и ранг.

Документ вручают руководству или доверенному лицу ООО. День его составления и будет датой начала ревизии. Правильно оформленное решение - основание для допуска ревизоров на территорию субъекта.

Вместе с этим документом фирма получает требование на предоставление бумаг. Контролеры вправе запрашивать любые документы, касающиеся исчисления налогов и их уплаты.

С 30.07.2013 ревизоры вправе запрашивать у организации любые бумаги по сделкам с контрагентами, в т. ч. первичные документы (п. 5 ст. 93.1 НК РФ ).

Срок выездной налоговой проверки

Виды выездных проверок

В зависимости от особенностей проведения выездные проверки делятся на несколько видов.

Критерий Вид выездной проверки Характеристика
Метод проверки Сплошная Проверяются все документы.
Выборочная Бумаги запрашиваются выборочно.
Проверяемые налоги Комплексные Проверка соблюдения всех норм НК.
Тематические Проверка отдельных налогов.
Целевая Ревизия одного из направлений деятельности.
Объект проверки Проверка ООО Проверяется сама фирма.
Проверка филиала Проверяется филиал (представительство) компании.
Повторная ревизия Проверка работы ИФНС Вышестоящая структура проверяет, как ИФНС провела первоначальную ревизию.
В связи со сдачей уточненки Проводится, если в уточненке сумма налога меньше первоначального значения.
Способ организации Плановая Налоговая уведомляет о своем прибытии заранее.
Внеплановая Ревизоры приезжают без предупреждения.

Особенности проведения проверки

При отсутствии помещения для выполнения контрольных процедур,ревизия может проводиться в ИФНС или в арендуемом фирмой помещении. Этот факт должен быть зафиксирован: ставится отметка в акте или решении ИФНС.

Срок ревизии может продлеваться до 4-6 месяцев в отдельных случаях:

  • Проверяется крупнейшая компания;
  • Форс-мажорные обстоятельства;
  • Необходимость дополнительных процедур;
  • Несвоевременное представление документов фирмой;
  • Наличие у компании обособленных подразделений.

Если компания уклоняется от получения документов от ревизоров, их высылают заказным письмом. Датой принятия будет шестой день после отправки.

Контролеры не могут проводить более двух выездов к ООО за 1 год. Запрещено проводить повторную выездную ревизию по одинаковым налогам за проверенный ранее период. Исключениями являются ликвидация или реорганизация ООО либо проверка ревизионной работы ИФНС вышестоящей структурой (см. → ).

Если ревизия назначена по причине представления уточненки, то проверяться будет тот период, за который она сдана, даже если он выходит за рамки 3-летнего ограничения.

Причины назначения ревизии

При отборе кандидатов для проверки, ИФНС анализирует информацию об организации из внутренних и внешних источников.

Ежегодно ИФНС составляет план проведения контрольных мероприятий. В него попадают фирмы, имеющие следующие критерии отбора:

  1. Низкая налоговая нагрузка, т. е. соотношение перечисленных налогов и суммы выручки фирмы.
  2. Отчетность отражает убыточность фирмы в течение двух и более лет.
  3. Средний заработок на фирме в месяц ниже аналогичного показателя по данному субъекту РФ. Цифры приводит сайт Росстата.
  4. Регулярное приближение к границам значений показателей, дающих право на использование спец режимов по налогам.
  5. Рост расходов от реализации опережающими темпами по сравнению сдоходами.
  6. Вычет достигает 89% в год от величины начисленного НДС.
  7. Непредставление разъяснений на запрос ИФНС о несоответствии цифр в отчетности.
  8. Неоднократная смена обслуживающейналоговой.
  9. Отклонение показателя рентабельности более чем на 10% от среднестатистического по данной отрасли.
  10. Осуществление деятельности с высоким налоговым риском. Сотрудничество с недобросовестными партнерами.
  11. Часто представляют уточненку.
  12. После корректировки НДС не сдают уточнения по налогу на прибыль.

Пример #1. Оценка и планирование выездных налоговых проверок

Рассмотрим порядок планирования выездных ревизий на примере четырех фирм.

Фирма

Показатели организаций

Сдача отчетности Уплата НДС Уплата налога на прибыль Применение спецрежимов Дополнительные данные
№ 1 Регулярно Да Да Нет
№ 2 Нет Нет Нет Получены деньги за услуги
№ 3 Нерегулярно Нет Нет Упрощенка Штат - 98 человек
№ 4 Регулярно Вычет Убыток Убытки; НДС к возмещению

Фирма 1 - добросовестная компания. Находится на общем налогообложении, отчитывается своевременно, имеет прибыль. Организация не имеет показателей, свидетельствующих о нарушении НК. Ревизия нецелесообразна.

Фирма 2 - зарегистрирована, но не платит налоги и не отчитывается. По данным другой ИФНС, организация получила средства за услуги от учредителя-физлица. Итог: обязательное включение в план выездных проверок.

Фирма 3 - работает на УСН, отчеты сдает нерегулярно. Госстатистика сообщила о средней численности за прошлые 3 года: 98 человек. Показатель близок к границе нормы (100 чел.) Проверка необходима.

Фирма 4 - отчеты сдает. В течение 5 лет деятельность убыточная. Суммы НДС постоянно показаны к возмещению. Вывод: камералка по НДС и выездной контроль.

Дополнительные процедуры

В ходе выездного контроля инспекторы могут прибегнуть к дополнительным контрольным мероприятиям.

Название процедуры

Описание

Статья НК РФ

Истребование бумаг Необходимо для налогового контроля; ревизоры вправе изучитьоригиналы документов. 93, 93.1
Выемка Применяется для выявления и подтверждения нарушений норм НК. 94
Осмотр Осмотр территорий, имущества, помещений. 91, 92
Инвентаризация Сопоставление сведений в документах фактическому наличию имущества и обязательств. 89
Экспертиза и заключение Участие специалиста и оформление его выводов, если они значимы для ревизии. 95
Допрос/вызов свидетеля Проводится допрос свидетелей или они вызываются для дачи показаний. 90
Услуги переводчика Используют для перевода иностранных документов. 97

Также в ходе выездного контроля используют данные камеральных проверок и встречную выездную ревизию контрагентов организации.

Объем дополнительных процедур инспекторов при проведении ревизии закреплен ст. 90-98 НК РФ. При осмотре помещений обязательно присутствие третьих лиц (понятых). Ими не могут быть сотрудники ИФНС.

Все дополнительные мероприятия должны проводиться ревизорами в соответствии с законодательством. Доказательства, обнаруженные с нарушениями норм НК, не могут быть использованы в суде.

Какие результаты выездных налоговых проверок?

В последний день ревизии налоговики составляют и выдают организации справку, а в последующие два месяца – акт о результатах проверки. Он содержит итоговую информацию о проведенном контроле, рекомендации, выявленные нарушения, меры ответственности с указанием статей законодательства.

При несогласии с итогами ревизии налогоплательщику следует подписать акт. Свои возражения можно подать в ИФНС в письменном виде. Следует приложить копии оправдательных документов с подписями и печатями. Сделать это нужно в 30-дневный период со дня подписи в акте.

Акт вручается представителю фирмы лично. При уклонении от его получения ИФНС вправе выслать его заказным письмом.

Основные характеристики рассмотрения материалов ревизии приведены в таблице.

После рассмотрения материалов ревизии выносится решение: привлечь фирму к ответственности или нет. ИФНС может назначить проведение дополнительных действий. Если фирма привлекается к ответственности, ей направляют требование на уплату задолженности, пеней и штрафов.

По итогам ревизии ООО могут привлечь к налоговой, административной или уголовной ответственности. Оспорить результат ревизии компания может в вышестоящей инспекции, обратиться в Арбитраж или в обеих инстанциях.

Пример #2. Срок исковой давности при налоговой проверке

В ООО «Стужа» с 26.11.2015 началась выездная ревизия. Проверяющие обнаружили ряд нарушений, связанных с перечислением авансов по налогу на имущество. Привлечь компанию к ответственности они не вправе. Санкция распространяется исключительно на неуплату налога, а не авансов по нему. Если со дня совершения правонарушения до дня оформления решения прошло 3 года, фирма не может привлекаться к ответственности. Срок исковой давности истек.

Как снизить риски и вероятность налоговой проверки?

Налоговая ревизия может привести к неблагоприятным последствиям для ООО. Минимизировать риск ее назначения можно, придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. Представлять отчетность без ошибок, в установленные сроки и в полном объеме.
  2. Своевременно перечислять налоги.
  3. Не избегать общения с налоговиками. Оперативно давать разъяснения по возникшим вопросам.
  4. Хранить надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие факты расходов.
  5. Оценивать деятельность ООО на критерии риска.
  6. Тщательно подбирать контрагентов.
  7. При необходимости обращаться за помощью к специалистам бухгалтерского и юридического профиля.

Ответы на актуальные вопросы по выездной налоговой проверке

Вопрос №1. В день завершения выездной налоговой ревизии ООО получило вместе со справкой о ее окончании, требование о представлении бумаг для проверки. Правомерно ли это?

Данные действия налоговиков правомерны. Если запрошенные бумаги фирма не представит, то применяются штрафные санкции: 200 р. за каждый документ, в отношении директора - штраф 300-500 р.

Вопрос №2. Вправе ли фирма сменить свой юридический адрес в период выполнения выездногоконтроля?

Да, вправе.ИФНС может вынести решение о назначении ревизии даже в день снятия организации с учета. При внесении изменений в ЕГРЮЛ о местонахождении ООО ревизия все равно будет продолжаться. Решение по ее итогам приметпрежняя налоговая.

Вопрос №3. Препятствует ли ревизия ИФНС ликвидации фирмы?

Начиная с 31.03.2015, если фирма находится в процессе ликвидации и проводится ее выездная ревизия, то регистрирующий орган уведомляют о составлении баланса по ликвидации только после вступления в силу решения по итогам ревизии.Также регистрация не производится до принятия решения по судебному иску.

Итак, ликвидационные действия юрлица возможны только после вынесения итогов ревизии.

Вопрос №4. Могут ли проводить ревизию лица, не фигурирующие в решении?

Не могут. При изменениях в составе проверяющих, это должно оформляться новым решением о проведении ревизии.

Вопрос №5. Какой смысл имеет указание в решении видов налогов, которые будут проверяться?

Представителю проверяемой компанииследует внимательно ознакомиться с текстом решения. Например, если в решении отражен НДС, а ошибки обнаружены по налогу на прибыль, то привлечение к ответственности в части прибыли может быть признано неправомерным, т. к. этот налог не был отражен в решении. Аналогично обстоят дела и с выявлением нарушений за пределами проверяемого периода. В данных случаях налоговики должны вынести новое решение.

Выездные ревизии - это самое действенное и распространенное мероприятие налогового контроля для пополнения бюджета. Чтобы они не застали врасплох и не принесли негативных последствий, следует вести учет грамотно: в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Portrait of an exhausted businessman covering his head with his laptop

Выездная налоговая проверка – это действенная форма контроля и один из разновидностей налоговой ревизии предприятия, организации, фирмы, компании, ООО. В данной статье разберемся подробнее, что это такое, каков порядок ее проведения и как часто она происходит, что конкретно проверяется инспекцией, сколько по времени длится плановая ревизия, как она проходит и можно ли узнать о ее приближении заранее.

Выездная нп, что это, что проверяет, основания

Данный вид инспектирования осуществляется на основании приказа начальника налогового органа либо его заместителя. Инспектора в этом случае выезжают непосредственно к месту проведения проверки, которая может быть двух видов:

  • Сплошная – когда досконально исследуется вся налоговая документация (в частности при ликвидации ООО);
  • Выборочная – инспектирование обращено на какой-то один или несколько пунктов налоговой статьи.

Чаще всего в практике используется первый метод, как более достоверный и точный. Кроме того, при выборочной проверке ее выводы зачастую признаются недействительными. Перед проведением данный процедуры, как правило, вначале делают предпроверочный анализ организации.

Выездная налоговая проверка - это процедура, знакомая практически любому предпринимателю. Достаточно хлопотная, отвлекающая временные и трудовые ресурсы, и очень рискованная, от результатов проведения которой зависит дальнейшая жизнь предприятия, а так же возможно другие негативные моменты, связанные с ответственностью руководителей и учредителей предприятия.

Кстати, на сайте налоговиков ВНП называется полезной процедурой.

Почему полезной?

А потому, что, как пишут наши апологеты полезности ВНП, проводят процедуру обычно (?!) глубоко компетентные сотрудники налоговых органов, и по завершении предприниматель получит обоснованный отчет о нарушениях компании в области налогообложения и бухгалтерского учета. По сути, специалисты налоговых органов сделают бесплатный аудит организации. После ознакомления с допущенными ошибками предпринимателю нужно будет просто построить свою работу таким образом, чтобы не допускать их повторения в будущем. Вот так-то, уважаемые предприниматели. Для вас, с точки зрения налоговиков, это очень и очень полезно!

Однако это все потом, а сначала любому бизнесмену будет нелишним детальное знание того, как именно проводится данная процедура.

Налоговое законодательство по данному вопросу

Это Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, а также подзаконные акты налоговых органов, а так же других министерств и ведомств, ну, и, конечно, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Если руководствоваться п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ, при назначении проверки налоговики стараются выяснить: правильно ли предприниматель посчитал налоги и вовремя ли заплатил положенную сумму? Это достаточно широкое определение, позволяющее включить в объект пристального внимания проверяющих специалистов практически любой аспект деятельности компании.

Этапы проведения выездной налоговой проверки

Бдительным налоговым законодательством детально регламентированы условия и процесс проведения выездной налоговой проверки.

Данную процедуру можно условно разделить на вот такие этапы:

  1. Подготовительные мероприятия к проведению проверки
  2. Предъявление документа о проведении проверки
  3. Непосредственное осуществление ревизии на месте
  4. Оформление окончательных итогов проверки
  5. Обжалование итогов проверки

Давайте ознакомимся с указанными промежутками подробнее.

1) Подготовительные мероприятия к проведению проверки
Пунктом 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что для проведения налогового контроля требуется издание официального документа - решения руководителя налогового органа или его заместителя. Просто так, по желанию-хотению отдельного налоговика ревизию проводить запрещается.

Какие компании попадают «под прицел» налоговых органов и включаются в решение?

Обычно это компании, деятельность которых вызвала у налоговых органов сомнения в добросовестности уплаты положенных сборов.

Государство решило пристально рассмотреть их подозрительную активность под микроскопом выездной проверки. Например, на протяжении нескольких отчетных периодов данные по проведенным операциям не совпадают с отчетностью других контрагентов компании. Это сразу заставляет налоговую насторожиться.

Также к факторам, повышающим риск внезапного визита работников фискальных органов, относятся: убытки в отчетности на протяжении более, чем 2 лет, небольшая доходность, непомерно маленькие зарплаты работников, частые снятия и новые постановки на налоговый учет и т.п.

2) Предъявление документа о проведении проверки

Как указано в п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в документе о проведении проверки должна прозвучать следующая информация:

  • идентификационные данные проверяемой компании или физического лица: наименование, Ф. И. О. директора;
  • цель проведения ревизии - то есть вся деятельность компании по исчислению и уплате налогов в определенной сфере или в определенный промежуток времени;
  • период проверки;
  • идентификационные данные проверяющих лиц: должность, Ф. И. О.; если в состав проверяющей группы назначены сотрудники ОВД, сведения о них также указываются в решении.

Обычно проверяющих специалистов назначают несколько. Это напрямую рекомендовано Письмом ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Делается в целях обеспечения бесперебойной работы во время проверки, на случай ухода одного из проверяющих лиц (по причине увольнения, выхода в отпуск и т.д.).

На документе о назначении ревизии расписывается первое лицо фискального органа, затем на нем проставляется официальная печать.
Решение вручается директору компании под роспись. Подтверждение ознакомления с документом фиксируется на одном из экземпляров, директор проверяемой компании должен расписаться и указать дату получения документа.

Если передать решение непосредственно руководителю невозможно, то оно высылается заказным письмом по официальному месту нахождения компании.

Факт вручения решения и показа служебного удостоверения предоставляет проверяющим лицам возможность беспрепятственно пройти в помещения компании для проведения ревизии.

3) Непосредственное осуществление ревизии на месте

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Для того, чтобы провести проверку, законом предоставляется фиксированный срок. Так, п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что срок контроля должен не превышать 2 месяцев. Допускается продление до 4 месяцев. И как исключительная мера - 6 месяцев.
Срок начинает течь с момента подписания документа о назначении ревизии и заканчивается в момент подготовки справки о проверке.

Виды проверок. Какие бывают проверки?

Это могут быть:

  • сплошные (когда анализу подвергается вся документация) и выборочные (проверяющие смотрят только конкретный документ);
  • комплексные (проверяется порядок уплаты нескольких налогов или учета нескольких операций) и тематические (проверяется правильность перечисления лишь одного типа налога);
  • плановые (по заранее составленному плану) и внеплановые (компания отсутствует в плане, проверка осуществляется по отдельному запросу).

Процедуры, возможные при проверке

Какие мероприятия проводятся в процессе ревизии (раздел 5 Письма ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»)?

  • отправка уточнений в соответствующие инстанции зарубежных государств;
  • отправка уточнений в банк;
  • приглашение третьих лиц с целью опроса;
  • инвентаризация имущества проверяемой компании;
  • осуществление допроса свидетелей;
  • инспекция различных объектов;
  • истребование нужных документов;
  • выемка необходимых документов или предметов;
  • проведение экспертизы, назначаемой проверяющими лицами;
  • привлечение специалиста или переводчика.

После тщательного исследования документов у проверяющих лиц обычно возникают промежуточные вопросы. Они могут затребовать дополнительные материалы, поинтересоваться отдельными аспектами финансовой деятельности компании. Все это является признаками подготовки результатов ревизии.

4) Оформление окончательных итогов проверки

Итогом многочасовых усилий проверяющих лиц по проведению выездной налоговой проверки становится справка. В ней указываются основные сведения по проведенной ревизии: что проверялось, сколько времени заняло, кто именно осуществлял проверку? Справка под роспись вручается директору организации или его доверенному лицу.

Однако на этом ничего не заканчивается. Свои выводы и размышления проверяющие лица в окончательном виде формулируют в акте проведения проверки. Делается акт не позднее 2 месяцев с момента составления справки. В акте подводятся итоги проверки с подведением окончательной черты под вопросом: присутствуют ли нарушения? Согласно пп.9 п.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, копия акта предоставляется представителю компании.

Согласно п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ, к акту необходимо прилагать доказательную базу заявленных тезисов в виде подтверждающих документов.

На акте ставят росписи все участники ревизии.

А вот если акт отказывается подписывать проверяемое лицо, то в нем просто делается соответствующая отметка. В этом случае, скорее всего, налоговики и проверяемая компания в следующий раз встретятся уже в ходе процедуры обжалования результатов проверки.

5) Обжалование итогов выездной налоговой проверки

Пунктом 6 ст.100 Налогового кодекса РФ компании, имеющей возражения против обстоятельств, указанных в акте проверки, предоставлены возможности по обжалованию в течение 1 месяца с дня ознакомления с актом.

Изучив представленные возражения, фискальные органы в период до 10 дней (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ) решают:

  • наложить взыскания на виновную компанию;
  • аннулировать итоги ревизии, согласившись с возражениями;
  • еще раз проверить компанию досконально в период до 1 месяца.

При проведении заседаний по рассмотрению материалов проверки может присутствовать представитель проверяемой компании.
Если впоследствии проверяемое юридическое или физическое лицо будет несогласно с итогами принятых решений, оно в соответствии со 139.1 Налогового кодекса РФ имеет право апелляционного обжалования.

Подается жалоба сразу после вступления в силу решения, принятого налоговым органом.

Заключение

Таким образом, процесс проведения выездной налоговой проверки является многоэтапным и сложным явлением. Правильное оформление сопутствующих документов со стороны налоговых органов играет здесь огромную роль.

Наличие нарушений в оформлении документов может быть использовано против проверяющей стороны грамотными и опытными налоговыми юристами и налоговыми адвокатами, и помочь успешно обжаловать итоги проведенной ВНП.

Проведение выездной налоговой проверки с сентября 2018 г. будет осуществляться по новым правилам. Процедура упрощается и становится более удобной для налогоплательщиков. Изменения предусмотрены нормами закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. Новшества распространяются на проверки, акты по которым будут датированы после 3 сентября этого года.

Выездная налоговая проверка: новые правила с 3 сентября 2018 года

Законодатели решили продлить срок подготовки субъектами хозяйствования (фирмами и ИП) документов, запрошенных налоговым органом для проверки по конкретной сделке (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее на их предоставление отводилось 5 дней, теперь удовлетворить просьбу налоговиков можно будет в течение 10 дней.

Сотрудники ФНС не смогут дважды истребовать документы, запрошенные ранее (независимо от основания их предоставления) – при поступлении повторного запроса налогоплательщик вправе ограничиться уведомлением ИФНС о более ранней отправке всех необходимых копий, справок и т.п. (с указанием получателя документации, даты и реквизитов предыдущего отправления). Исключение – если до второго запроса в ФНС направлялись подлинники на условиях их возврата (изменения внесены в п. 5 ст. 93 НК РФ).

По новым правилам, когда выездная налоговая проверка осуществляется с применением допроса свидетелей, инспекторы обязаны составлять копии протоколов и вручать их допрошенным лицам (новый пункт 6 ст. 90 НК РФ). Передача копий осуществляется под расписку. При отказе свидетеля от получения документа, в протоколе делаются соответствующие пометки. Если в роли свидетеля выступают члены трудового коллектива, они вправе передать такие протокольные сводки своему работодателю для ознакомления. Это даст дополнительные преимущества налогоплательщику при разработке тактики отстаивания интересов в суде.

В отношении выездной налоговой проверки изменения также коснулись следующих аспектов:

  • Появились дополнительные ограничительные факторы для повторных проверок (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Раньше налоговикам надо было придерживаться единственного параметра – временных рамок. По обновленным правилам инспекторы могут подвергать анализу только те данные, которые были откорректированы уточняющей декларацией (при условии, что по итогам проведения «уточненки» налоговые обязательства налогоплательщика уменьшились).
  • Проведение выездных проверок будет сопровождаться обязательным составлением дополнений к актам. Такие приложения должны присутствовать для отображения итогов всех реализованных дополнительных мероприятий. Вручение документов налогоплательщику осуществляется в течение 5 дней, после чего у проверяемого имеется 15 дней на то, чтобы оспорить итоги допмероприятий. Если документы передаются лично из рук в руки, налогоплательщик должен подтвердить этот факт собственноручной подписью. При уклонении от получения акта с приложениями документы направляются по почте заказным письмом. Полученными документы считаются на шестой день с момента их отправки (п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).
  • Выездная налоговая проверка в 2018 году должна стать более прозрачной и понятной для тех, чью деятельность проверяют. С этой целью налоговики по новым правилам обязаны предварительно представлять итоги проверки (в т.ч. дополнительных мероприятий) руководителю и главному бухгалтеру компании для ознакомления.

Дополнения к актам должны выдаваться всем проверяемым субъектам хозяйствования без исключения. Если речь идет об иностранной компании, у которой на территории РФ нет обособленных структур, документы направляются по почте заказным письмом. Адрес получателя в письме указывается тот, который зафиксирован в базе данных Единого госреестра налогоплательщиков. Датой фактического получения уведомления считаются двадцатые сутки, отсчитанные с момента отправки письма. Документы, которые были получены от налогоплательщика, к актам не прикладываются.

При появлении у налогоплательщика возражений в отношении содержимого дополнений или итогового акта они излагаются в письменной форме, после чего передаются в налоговую инспекцию. К обращению с возражениями могут быть приложены документальные обоснования недостоверности или неправомерности выводов налоговых инспекторов.

Сроки выездной налоговой проверки остаются без изменений, но с 2019 г. обновляются сроки камеральных проверок – в отношении НДС, исчисляемого российскими субъектами хозяйствования, проверка будет длиться не больше 2 месяцев.

 
Статьи по теме:
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и