Фонд консолидации банковского сектора. Экстренная консолидация банковского сектора Закон о фонде консолидации банковского сектора

ЦБ продолжает экстренную консолидацию банковского сектора. Одна страна - один банк. Санация Бинбанка и «Открытия» делает из ЦБ главного банкира страны.

Новый механизм санации, который ЦБ применил к банку «ФК Открытие», а с 21 сентября и к Бинбанку, радикально меняет саму конфигурацию банковского сектора в России. Из мегарегулятора Банк России превращается в главного участника системы. А она сама все больше переходит в режим ручного управления.

Вслед за «ФК Открытие» Банк России может приступить к операции спасения еще одного банка из «высшей лиги», пусть и не входящего в список системообразующих, - Бинбанка. Эта кредитная организация занимает 12-е место по активам на 1 сентября 2017 года. О спасении попросил сам собственник банка.

Утром 20 сентября циркулировавшие среди участников рынка не один день слухи о больших проблемах и возможной санации Бинбанка как банка из так называемого московского кольца начали обретать плоть и кровь.

«Собственник Бинбанка обратился к Банку России с просьбой рассмотреть возможность санации через Фонд консолидации банковского сектора. Мы примем решение по этому вопросу в ближайшее время» , - сказали Банки.ру в пресс-службе регулятора.


Микаил Шишханов, с 20 сентября возглавляет совет директоров Бинбанка

«Сейчас мы находимся в активной переговорной стадии с Банком России. Наша цель - при поддержке ЦБ через Фонд консолидации банковского сектора провести эффективное финансовое оздоровление Бинбанка и Рост Банка. Это оптимальный вариант, который полностью гарантирует соблюдение интересов всех клиентов Бинбанка, включая каждого вкладчика» , - заявил в свою очередь Микаил Шишханов, который с 20 сентября «внезапно» принял решение возглавить совет директоров Бинбанка. Причем на этом посту он сменил главную фигуру в семейном бизнесе - Михаила Гуцериева. Сам Гуцериев по просьбе Шишханова возглавил совет директоров Бинбанка совсем недавно, в марте 2017 года.

«Уверен, совместные действия регулятора и команды Бинбанка позволят сделать все необходимое для защиты интересов всех клиентов», - сообщил Шишханов. Кроме того, он публично признал, что «не рассчитал бизнес-силы». По его словам, «проблемы Рост Банка, взятого на санацию, и МДМ Банка оказались намного серьезнее, чем предполагалось в условиях падающего рынка и сложившейся экономической конъюнктуры».

Сразу на просьбу Бинбанка о санации Банк России не ответил. В середине дня 20 сентября на сайте регулятора появилось скупое сообщение: «Банк России принял решение о предоставлении Бинбанку средств для поддержания ликвидности на основании обращения кредитной организации» .

Без указания суммы и условий, на которых она предоставлена. По некоторым сведениям, речь шла о 120 млрд рублей. Понятно, что после такого транша речи об отзыве лицензии идти уже не могло - это прямо бы угрожало репутации самого Банка России.

По виду это очень напоминало экстренное вливание ЦБ ликвидности в «Открытие» незадолго до принятия решения о санации банка. С той лишь разницей, что в случае с «Открытием» ни банк, ни регулятор не афишировали, что ведут переговоры о санации.

Санация, как и было сказано

Рано утром 21 сентября источник в Бинбанке рассказал Банки.ру, что сообщение регулятора о санации можно ожидать в районе 9 утра по московскому времени. Оно появилось около 9:20 под названием .

Как и в случае с «Открытием», Банк России становится основным инвестором Бинбанка и Рост Банка, используя средства Фонда консолидации банковского сектора. В банки введена временная администрация ЦБ.

«Реализация мер по повышению финансовой устойчивости банков осуществляется в сотрудничестве с действующими собственниками и руководителями банков, что позволит обеспечить непрерывность их деятельности на рынке банковских услуг и осуществить в последующем все необходимые мероприятия с целью дальнейшего развития деятельности банков» , - говорится в сообщении регулятора.

По сообщению ЦБ, «ПАО «Бинбанк» и АО «Рост Банк», а также иные банки группы - АО «Бинбанк Диджитал» (г. Москва) и АО «Уралприватбанк» (г. Екатеринбург) - продолжат работу в обычном режиме, исполняя свои обязательства и совершая новые сделки. Банк России будет оказывать финансовую поддержку банкам группы, гарантируя непрерывность их деятельности».

Как и в случае с «Открытием», мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится. Механизм конвертации средств кредиторов в акции (bail-in) не применяется.

Новый председатель правления Бинбанка Евгений Давыдович, утвержденный в этой должности в начале недели, призвал клиентов не беспокоиться и заверил, что банк продолжит работать в обычном режиме. Разумеется, уже при новом собственнике - Банке России.

ЦБ готовился к худшему

29 августа Банк России принял решение о санации банка «ФК Открытие» через Фонд консолидации банковского сектора и фактически объявил, что становится собственником кредитной организации. И уже с 1 сентября ввел .

Тогда ЦБ сообщил, что банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью, смогут обратиться за такой помощью в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках стандартных инструментов Банка России. Новый механизм создан по аналогии с широко распространенным в международной практике механизмом экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). Банк России будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости.

Для рассмотрения Банком России вопроса о предоставлении ликвидности в рамках МЭПЛ банк обращается с ходатайством в подразделение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью данного банка. К ходатайству банк, в частности, должен приложить информацию о причинах возникновения потребности в МЭПЛ, а также прогнозный график притоков и оттоков денежных средств в течение предполагаемого срока привлечения ликвидности, свидетельствующий о способности банка решить возникшие проблемы («стратегия выхода» из МЭПЛ). В случае с Бинбанком такой вариант кажется маловероятным.

А вот если другие банки, видя ситуацию с «Открытием» и Бинбанком, захотят обратиться к ЦБ как к последнему и единственному спасителю, МЭПЛ может для кого-то сыграть роль спасательного круга.

Материалы по теме: Выпускаются новые банкноты 200 и 2000 рублей

В любом случае, похоже, слово «консолидация» в названии нового фонда, который теперь спасает гибнущие крупные банки, следует воспринимать с предельной буквальностью. ЦБ именно консолидирует сектор: если раньше крупные банки поглощали более мелкие (в том числе с помощью явно провалившегося прежнего механизма санации ), то теперь таким поглощением занимается сам регулятор. И если кроме Сбербанка и группы ВТБ в России скоро появится новая, третья гигантская государственная банковская группа из тех кредитных организаций, которые теперь санирует ЦБ, это станет вполне логичным развитием событий. Найти в обозримом будущем стороннего покупателя таких гигантских банков с такими проблемами будет крайне трудно. Неслучайно Михаил Задорнов, назначенный председателем правления «ФК Открытие», заявил, что на исправление ситуации в банке уйдет 3-4 года.

«А сейчас всё, приехали»

Банки.ру спросил у экспертов, как изменит российскую банковскую систему санация Бинбанка и «ФК Открытие»:


Олег Вьюгин, председатель совета директоров ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции», член наблюдательного совета ПАО «Московская биржа», бывший председатель совета директоров МДМ-Банка:

Олег Вьюгин, председатель совета директоров ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции»

Через три-четыре года в российской банковской системе будет большой госсектор плюс банки, которые попадут под санацию и из них будут строить большой государственный банк. Потому что потом, скорее всего, эти активы на рынке не продать. Скорее всего, если создадут систему управления, их акции на рынок потихоньку выпустят, и они станут полугосударственными или негосударственными. Но это не очень короткий путь.

Останутся небольшие банки, которые нашли нишу в этой жизни - у которых мощный акционер с интересом. Например, у «Роснефти» есть интерес к ВБРР - они его поддерживают и будут развивать. А может быть, частный акционер, который будет развивать банк, как правило, на региональном уровне. Таких банков немного, но они могут быть. Ну и несколько крупных частных банков, заметных на рынке.

Кризис в банковской системе был раньше - в 2008-2009 годах и отчасти в 2014-2015 годах. А сейчас мы наблюдаем его последствия, государство вынуждено принимать меры. Если посмотреть на кризис с американскими банками - власти отреагировали быстро. Британцы взяли под государство все банки, кроме двух, купировали проблему. В нашем случае по каким-то обстоятельствам это было сильно отложено. Пытались решить проблему какими-то полумерами - например, триллион добавили в капиталы (программа докапитализации банков из топ-30 в рамках антикризисного плана ЦБ) после 2014-2015 годов, что было абсолютно недостаточно. А сейчас придется действовать решительнее и масштабнее.

Не отошел ли ЦБ от принципов повышения конкуренции? От принципов конкуренции отошли очень давно, когда вместо приватизации госбанков стали их развивать и поддерживать. Это было уже десять лет назад. И, к сожалению, мы тоже пожинаем плоды этой ситуации, отказа от мер, которые политически казались опасными и рискованными. А сейчас всё, приехали. Уже и приватизировать Сбербанк очень сложно в этой ситуации.

Почему санация, а не отзыв? Когда у банка большие обязательства и требования кредиторов, санация выглядит лучше, чем отзыв лицензии, поскольку надо выплачивать большие средства и могут быть большие потери. Особенно у тех, у кого средства не застрахованы: у корпораций и других организаций. Так что шаг вполне понятный. Один раз американцы сделали это с Lehman Brothers - получили по полной программе и поняли, что ни под каким страхом смерти этого делать нельзя. Сейчас по такой же логике у нас все развивается.


Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка:

Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка

Такие крупные банки, как «Открытие» и «Бин», начали просить о помощи именно сейчас, потому что появился закон о фонде консолидации. И ЦБ взялся за проблемы, для которых раньше не было инструмента.

В ближайшие годы в России останется 50-100 банков, а банковских групп - еще меньше. Возможны различные сценарии. Но и в частном секторе, и в государственном, и в сегменте иностранных банков останутся только те, кто умеет зарабатывать много и одновременно прозрачно. В какой-то момент доля частных активов в банковской системе может упасть до 10-12%, но затем будет расти. Наиболее сильные частные банки будут расти, привлекая и зарабатывая капитал. Государство же после волны огосударствления активно приступит к избавлению от ненужных госбанков, но это перспектива пяти лет.

Лучшие банки выигрывают, слабые - выбывают. Для вкладчиков никаких последствий не будет. Сейчас нет банковского кризиса, так как страдают не клиенты, а собственники банков и владельцы суборда.

Проблемы в банковской системе накапливались 20 лет. Соответственно, теперь требуется не менее десяти лет для ее полного оздоровления, чтобы не вызывать шоки.

«В целом ситуация напряженная»
Председатель правления банка из топ-100, на условиях анонимности:

Никто не ожидал, что Гуцериев попросит ЦБ о санации Бинбанка. Не удивлюсь, что в этой истории есть интрига, что, к примеру, им дадут беззалоговый кредит, а дальше уже, мол, работайте сами. На самом деле получается очень нехороший прецедент. Сейчас очень важна политическая оценка этих событий.

Для России с ее задачами, которые поставил президент (например, развитие малого и среднего бизнеса), огосударствление банковского сектора - серьезная системная проблема. Ведь источники фондирования малого и среднего бизнеса будут только частными, со всеми вытекающими ограничениями.

Для частных вкладчиков сокращение числа банков обернется сокращением комплексного предложения. Продукты не будут столь многообразными. До сих пор рынок развивался в условиях жесткой конкуренции. Частные банки вынуждены внедрять передовые технологии, тогда как госбанки могут работать гораздо медленнее. Посмотрите на Россельхозбанк - он никуда не спешит. Другое дело - Сбербанк, управляемый амбициями Германа Оскаровича (Грефа). Но Греф не вечен.

Материалы по теме: Легко дают, сами себе?

В то же время госбанки имеют в развитии много внутренних и внешних ограничений, особенно в виде санкций. Поэтому существенное наращивание доли государства в секторе не приведет ни к чему позитивному. Потому что никто не знает, как тот же Сбербанк будет фондироваться в рамках четвертого пакета санкций: расчет только на внутренние ресурсы в условиях свободно конвертируемого рубля. В целом ситуация напряженная.

Если государство хочет оставить этот сегмент экономики частным, то банковская система должна быть представлена надежными частными банками. Я не отрицаю, что слабые активы - системная проблема частных банков и сектор надо лечить. Но заниматься этим надо системно, пруденциально, работая индивидуально с каждым банком. У ЦБ есть все инструменты для этого.

«У ЦБ нет других альтернатив, кроме как перехватывать ручное управление»
Валентин Попов, директор финансово-экономического департамента РосЕвроБанка:

На текущий момент говорить о полноценном кризисе в банковской сфере преждевременно. Спасение «ФК Открытие» и Бинбанка - это, скорее, отголоски банковского кризиса 2013 года. Безусловно, решение ЦБ начать спасать банки сделало его ключевым игроком в оперативном банковском бизнесе, а АСВ ушло на второй план. Ситуация в банковской системе сейчас довольно сложная, и в таких условиях у ЦБ нет других альтернатив, кроме как перехватывать ручное управление.


Дмитрий Феденков, начальник аналитического управления Нордеа Банка:

Есть определенные формальные критерии кризиса - в частности, объем потраченных государством средств на поддержку стабильности в банковской системе. На сегодняшний день этот показатель достаточно объективно отражает кризисные явления в секторе. С другой стороны, кризис - явление, которое затрагивает практически каждого участника. Последние события на банковском рынке были заметными, поскольку их участниками стали очень крупные банки. Однако нельзя говорить, что они отражают общую тенденцию в отрасли.

ЦБ всегда был и останется ключевым игроком в банковском бизнесе, причем и как «кредитор последней инстанции», готовый подставить при необходимости плечо, и как строгий регулятор, пресекающий недобросовестное поведение в банковской среде.

Конкуренция и саморегулирование рынка - важные факторы развития в любой отрасли. Однако, если речь идет о финансовой стабильности в системе в целом, вмешательство в рыночные процессы в большинстве случаев оправданно на 100%.

Помогут ли такие санации оздоровить банковскую систему? Безусловно. Оздоровление, как мы видели, может происходить и за счет ухода с рынка неблагонадежных или слабых игроков, и за счет санации. Банки, проходящие сейчас процедуру «интенсивной терапии», имеют все шансы по ее окончании вернуться в ряды сильных и надежных участников банковского сообщества.

Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:

Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:

На мой взгляд, наличие кризиса в системе очевидно. Здесь и кризис доверия, и кризис управления, и кризис избыточного регулирования, и кризис частных небольших банков. И теперь уже кризис крупных частных банковских групп, по тем или иным причинам не способных самостоятельно справиться с управлением. И стремительно нарастающий рост доли государства в секторе. Происходит стягивание ресурсной базы, активов и капитала, достигшее феноменальных масштабов. Из действующих на текущий момент 532 банков 166 по итогам работы за август убыточны. То есть убыточен каждый третий банк в России.

Не становится ли ЦБ ключевым игроком в оперативном банковском бизнесе? Около 60% от всех активов, капитала и прибыли приходится на топ-5 российских банков, 80% сосредоточено в банках топ-20. Остальные 500 банков довольствуются тем, что осталось. Доля государства в банковской системе уже достигает 70% и с большой вероятностью продолжит расти - этому будет способствовать Фонд консолидации банковского сектора.

Не является ли такой подход доказательством отхода ЦБ от принципов развития конкуренции в системе? Регулятор понимает, что равные условия конкуренции являются залогом успешного развития системы и экономики. Является ли наращивание доли государства в банковском секторе намеренным шагом или вынужденной мерой - неизвестно, и любые рассуждения на эту тему без доступа к соответствующей информации - не более чем предположения.

Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»:

В данной ситуации говорить об отходе регулятора от принципов развития конкуренции или огосударствлении банковского сектора не совсем уместно. Допустим, ЦБ не стал бы создавать новый механизм прямой санации и Фонд консолидации банковского сектора, придерживаясь принципов рынка. В таких условиях санировать «Открытие» и «Бин», занимающие соответственно седьмое и 12-е места по активам, пришлось бы одному из участников рынка. Допустим, что санаторы бы нашлись и получили на руки активы двух крупных кредитных организаций, а также санируемых этими организациями банков. Не исключаю, что при таком раскладе в перспективе двух, максимум трех лет санатор потребовался уже самому санатору. Это порочный круг передачи проблемных активов, разомкнуть который с использованием привычных механизмов оздоровления просто невозможно.

С другой стороны, банкротство крупных и уж тем более системно значимых участников рынка в текущих условиях невозможно. Да, пример Татфондбанка и его сателлитов, а также «Югры» показывает, что далеко не всегда определяющим фактором является масштаб. Мог ли ЦБ опробовать новые механизмы санации на Татфондбанке или «Югре»? Теоретически мог, но не стал, очевидно, взвесив все возможные риски.

На мой взгляд, также нельзя называть совпадением и то, что проблемы в «Открытии» и Бинбанке всплыли на поверхность аккурат к завершению работы по подготовке новых механизмов санации. Таких совпадений просто не бывает.

Увеличивает ли это значимость ЦБ? Безусловно, но стоит признать, что в текущей ситуации, когда от проблем не застрахованы даже крупнейшие игроки рынка, без средств Банка России и ручного управления справиться почти невозможно. Учитывая тот факт, что «спасение утопающих» требует все больше средств, а бесконтрольное накачивание банковского сектора через санаторов ликвидностью в перспективе чревато возникновением проблем куда более высокого уровня, винить регулятор в стремлении самостоятельно управлять собственными же средствами не стоит.

Материалы

С конца августа по середину декабря 2017 года Банк России объявил о начале санации трех частных банков, относящихся к разряду крупнейших, включая два системно значимые. Во всех случаях финансовое оздоровление начато по новой процедуре - де-факто за счет самого ЦБ РФ через Фонд консолидации банковского сектора. Что из себя представляет новоиспеченный фонд, каковы полномочия его органов управления и оправдано ли его создание, чем новая схема санирования кредитных организаций лучше или хуже прежней?

Зачем и как создан ФКБС

До принятия датируемого 1 мая 2017 закона №84-ФЗ финансовым оздоровлением российских кредитных организаций занимались банки-санаторы, бравшие у Центробанка РФ на санирование льготные кредиты (на 10-15 лет под 0,51% годовых) через Агентство по страхованию вкладов.

Эффективность этой схемы оказалась низкой, поскольку одни банки после санации все равно были ликвидированы, а оздоровление других затянулось на долгие годы — и только единицам удалось вернуться к полноценной деятельности. Но самое печальное, что сразу несколько крупных кредитных организаций, активно занявшихся санированием и поглощением банков и страховых компаний, в итоге сами оказались на грани банкротства.

При этом, как утверждала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, банки-санаторы не создавали в санируемых организациях необходимые резервы и не гнушались переброски на них проблемных активов. Однако Эльвира скромно умалчивает о том, что в функции входит контроль за всеми банковскими организациями — так что если описанные шаги были сделаны, незамедлительно должны были последовать санкции от регулятора.

В итоге регулятор инициировал передачу оздоровления финансовых организаций от АСВ и частных банков-инвесторов Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), который будет действовать под управлением непосредственно Банка России. Днем рождения фонда стало 12 июля 2017 года, а 4 августа он получил лицензии ЦБ на управление: ценными бумагами, инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ.


Функции ООО «УК ФКБС»

Сам по себе фонд не имеет статуса юр. лица, а мероприятия по оздоровлению проблемных банков осуществляет ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». Общество стопроцентно подконтрольно единственному учредителю в лице Банка России. Де-факто оно является его автономным подразделением, но де-юре, согласно уставу - коммерческой организацией.

Устав Общества, размещенный на официальном сайте Фонда консолидации банковского сектора amfbc.ru, содержит перечень видов деятельности:

  • осуществление мер по предотвращению банкротства финансово-кредитных организаций с использованием средств, составляющих фонд;

  • доверительное управление паевыми фондами, создаваемыми для предотвращения упомянутого банкротства;

  • управление долями / акциями банковских организаций;

  • управление ценными бумагами;

  • доверительное управление денежными средствами, имуществом и имущественными правами, передаваемыми в управление Центробанком РФ (как временным собственником санируемых банков), а также имуществом и средствами, обретенными в процессе управления;

  • дилерская деятельность;

  • хранение и учет имущества, составляющего ПИФы;

  • другая не запрещенная российским законодательством деятельность, соответствующая целям ООО «УК ФКБС».

В целях санирования Общество исполняет функции временной администрации санируемых банков либо делегирует в ее состав своих работников, участвует в анализе финансового состояния банков и разработке плана финансового оздоровления банков под руководством регулятора.

Структура и капитал фонда

Высший орган управления ООО «УК Фонда консолидации банковского сектора» - не кто иной, как лично Центробанк РФ, оставивший за собой внушительный список полномочий.

Следующий по старшинству - Наблюдательный совет в составе трех служащих ЦБ и двух независимых членов коллегиального органа, председатель которого, по уставу ФКБС, избирается из троицы сотрудников регулятора.

Текущей деятельностью руководит единоличный исполнительный орган - генеральный директор управляющей компании. Первым гендиректором Общества в июле 2017 назначен Алексей Кузнецов, ранее в течение нескольких лет возглавлявший УК «ЕФГ управление активами» группы «Бин» («Сафмар»).

Проверку финансово-хозяйственной деятельности ФКБС не реже 1 раза в год проводит независимый аудитор, в любое время - ревизионная комиссия Общества.

Уставной капитал фонда составляет доля, внесенная ЦБ РФ как единственным участником ООО «УК ФКБС», равная 1,5 млрд рублей.

Помимо уставного капитала источниками средств и имущества ФКБС являются:

  • вклады единственного участника ООО;

  • доходы от оказываемых управляющей компанией услуг и выполненных работ;

  • иные поступления, не запрещенные законом и не противоречащие целям деятельности.

Основной источник денег на оздоровление крупнейших финорганизаций, требующее сотен миллиардов рублей - безусловно, вклады ЦБ, которые делаются через выкуп регулятором паевых фондов, создаваемых Обществом. Деньги вливаются в санируемые банки не единовременно, а по мере необходимости. Задача сотрудников УК ФКБС - умело управлять проблемными активами, играя роль антикризисных менеджеров.

Указанным способом регулятор инвестирует в капитал санируемых банков, становясь владельцем контрольного пакета акций. Планируется, что после успешной санации Банк России будет их продавать на открытых аукционах, притом не обязательно с извлечением прибыли.

Санации через ФКБС

В настоящее время (на начало 2018 года) продолжается санация через Фонд консолидации банковского сектора крупных финансово-кредитных структур согласно решениям ЦБ:

Функции временной администрации по управлению «Открытием» возложены на УК ФКБС только 29 ноября, Бинбанком и Промсвязьбанком - 15 декабря.

По словам первого замглавы ЦБ Дмитрия Тулина, санирование будет проходить в два этапа. Первый включает оценку финансового положения банка временной администрацией, составление и утверждение плана участия регулятора в предотвращении банкротства. На втором этапе уставный капитал банка уменьшается до реального размера имеющихся собственных средств, а если он отрицательный - до 1 рубля с дальнейшей эмиссией акций, не менее 75% которых будет принадлежать Банку России. Оздоровление будет завершаться прекращением работы временной администрации и созданием новых органов управления кредитной организации.


Заключение

Как уверяют в ЦБ, санация «Открытия» (а значит, и других банков) будет продолжаться в течение 6-8 месяцев против 10-15 лет оздоровления по прежней схеме.

Если после санации на кредитные организации не найдется покупателей, они пополнят список крупных государственных банков. Такое огосударствление специалисты называют чрезмерным и потому неэффективным, но признают, что оно отвечает сегодняшнему тренду российской экономики. Время покажет, станет ли ФКБС и его политика более эффективным инструментом решения проблем в банковской сфере.

Для чего создан Фонд консолидации банковского сектора

Фонд консолидации банковского сектора: что это и как работает

Проблемы в финансовой системе России, так или иначе, затрагивают каждого инвестора. В банковском секторе они проявили себя наиболее остро. Схемы спасения банков периодически меняются и в нынешнем обзоре мы разберем актуальную на сегодняшний день – через Фонд консолидации банковского сектора.

Сейчас расскажу о следующем:

  • Для каких целей был создан Фонд консолидации банковского сектора;
  • Чем управляет и как работает ФКБС;
  • Чего ожидать от банковского сектора и как ФКБС может предотвратить его кризис.

Зачем был создан Фонд консолидации банковского сектора

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) создан в соответствии с законом 84-ФЗ от 1 мая 2017 года. Реальную деятельность Фонд ведет менее года, с 12 июля 2017. ФКБС является отдельным юридическим лицом и одновременно автономным подразделением . Оператором, реализующим решения совета директоров фонда на рынке, выступает Управляющая компания ФКБС. Она имеет статус НФО (некредитная финансовая организация) и организационно-правовую форму ООО, то есть является коммерческой. ЦБ значится единственным участником общества.

Прежняя схема «реанимации» проблемных банков была реализована через Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Оно руководило процедурой , назначало кризисных управляющих, выдавало банкам кредиты для выхода из сложной ситуации. Правом на санацию наделялись коммерческие банки, то есть более успешные конкуренты. Они брали в АСВ льготный кредит под 0.5% годовых. По сути, получали почти бесплатные «длинные» деньги на 10 лет. При этом для кредита черпалась из взносов всех банков – участников системы страхования вкладов. То есть тот, кто проводил санацию, получал выгоду за счет других игроков рынка. Заодно он скидывал на санируемый банк собственные плохие активы и забирал хорошие. Прямо скажем, «банк–санитар» не был заинтересован в возрождении своими руками обанкротившегося конкурента.

Несмотря на очевидную прибыльность сделки для банков-санаторов, нам не известно ни одного заметного случая успешного оздоровления проблемных банков. Почти все санируемые банки в конечном итоге были ликвидированы либо продолжают влачить жалкое существование. Более того, сами кредитные организации, взявшие на себя санацию конкурентов, также пришли к банкротству. Вспомним наиболее известные примеры:

  • ФК Открытие санировало банк Траст и Росгосстрах;
  • Бинбанк санировал МДМ, Рост, всего 9 банков;
  • Промсвязьбанк – Автовазбанк.

Еще более показательный пример – санация банка Советский. Его бывший санатор – Татфондбанк – тоже лишился лицензии в марте 2017.

Начались поиски путей решения вопроса. Откладывать было опасно, ведь общая сумма проблемных долгов в российских банках составила почти 4 трлн рублей или около 40% собственного капитала всего банковского сектора. По времени это совпало с обострением трудностей в банке Открытие и массовым оттоком средств из него. Он и стал первым, на ком в августе 2017 года была опробована новая схема. В сентябре то же самое проделали с Бинбанком, который сам попросил ЦБ о санации. В декабре 2017 очередь дошла до Промсвязьбанка из первой десятки рейтинга.

Последней нашумевшей историей стало введение временной администрации в Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ). Он был и остается крупнейшим частным банком в Дальневосточном регионе. Здесь использовались разные серые схемы, в том числе с , которые закладывались кредиторам вместо реальных активов. Векселя даже не печатались на бумажном носителе и выдавались в электронном виде. Экс-владелец банка Андрей Вдовин находится в бегах и заочно арестован. Кажущийся столь строгим, надзор со стороны регулятора не помог избежать этих проблем. Сейчас на спасение больших системно значимых банков ЦБ приходиться выделять сотни миллиардов рублей.

Чем занимается ФКБС


Схема работы Фонда консолидации банковского сектора внешне выглядит просто. Банк России выкупает , за счет чего у него формируются средства для проведения санаций. Публично озвученная цель – после оздоровления продать банки в частные руки. Менеджеры УК выступают кризисными управляющими, назначаемыми во временную администрацию. Они проводят оценку финансового положения и распоряжаются активами взятого на санацию банка. При этом положительный финансовый результат не является обязательным условием. Тем не менее работа ФКБС по отчетности является прибыльной: за 2017 год фонд получил 15 895 тыс. рублей чистой прибыли за счет по облигациям и процентов на остатки. Конечно, на фоне полутора триллионов, потраченных на санацию, это статистическая погрешность.

По новой схеме деньги других банков заменены государствеными. Вместо кредита – прямое вливание капитала без участия посредников. Это снижает риск нецелевого использования денег, ранее оседавших на счетах банка–санатора. «Пациент» выпускает дополнительный пакет акций, которые по бросовым ценам скупает Управляющая компания ФКБС (не менее 75% всего пакета). Почему приобретает дешево? Потому что мало кто на рынке хочет приобретать акции с мусорным .

ЦБ по новой схеме становится фактическим собственником банка с долей 75%. При этом 25% могут остаться у прежних владельцев, но только если собственный капитал не достиг отрицательных значений. Тогда он номинально оценивается в 1 рубль и актив полностью переходит в собственность государства. Так произошло с Открытием, «дыра» в капитале которого достигала 190 млрд руб. Поэтому 99.9% акций банка принадлежат Центральному банку. Если санация пройдет успешно и банк начнет приносить стабильную прибыль, ЦБ может перепродать пакет акций прежним собственникам. Но пока таких случаев мы не знаем.

Стоит признать, что проблемная «троица» начала постепенно возвращать средства ЦБ. Например, в декабре 2017 Открытие вернул регулятору 150 млрд, остался должен 565 млрд. Успокаивающие заявления властей помогли возвратить или удержать часть напуганных корпоративных клиентов, приостановлен вывод частных вкладов. Продолжает относительно стабильно работать .

Предотвратит ли ФКБС финансовый кризис в России

Только на докапитализацию Открытия ЦБ запланировал выделить 1 трлн рублей (около 1% ВВП страны). Совокупный убыток банков, попавших под санацию ФКБС, составил 1.6 трлн рублей. Расходы Центробанка на санацию трех частных банковских групп составили 2,62 трлн руб., заявила Эльвира Набиуллина. Однако ЦБ посчитал эти затраты оправданными, поскольку спасение трех банков от банкротства позволило избежать потери 2.6 трлн рублей. В случае отзыва лицензий у крупнейших частных банков, в России мог наступить финансовый коллапс, сопоставимый по масштабам с кризисом 2008 года. Одновременно под банкротство рисковали попасть крупные , державшие в портфеле облигации и акции проблемных банков. Сложнсти уже возникли: у всех на слуху поспешная иммиграция в Лондон собственника группы О1 Бориса Минца (НПФ «Будущее» и др.).

Подсчеты эффективности мероприятий Центрального банка выглядят так. Фонд потратил на докапитализацию трех банков около 1.5 трлн рублей. Исходя из моделирования вероятных потерь 2.6 трлн (убытки держателей бумаг, кредиторов и т. п.), «спасено» более 1 триллиона. Работа ФКБС официально признана эффективной. Вливаниями денег власти избежали и политической проблемы в виде массовых протестов вкладчиков.

Что ждет банковский сектор в ближайшем будущем и какие кредитные организации стоят в очереди на помощь государства? Перечислим лишь некоторые крупные банки, находящиеся в неоднозначном финансовом положении и поставленные на особый контроль ЦБ:

  • Московский кредитный банк (МКБ) – входит в перечень системно значимых, фигурировал в нашумевшем «списке Гаврилова» наряду с Открытием, Бинбанком и Промсвязьбанком еще до их банкротства;
  • Уральский банк реконструкции и развития УБРР — испытывает трудности из-за выплат по старым вкладам под 12 13% годовых;
  • Банк Восточный – его облигации осенью 2017 года оценены ниже уровня BBB;
  • Русский Стандарт – убыточен из-за просроченных долгов физических лиц по кредитным картам.

Регулятор заявляет, что новая схема санации через ФКБС будет более экономичной, быстрой и эффективной. На практике все еще происходит наоборот. Но, возможно, мы пока не видим долгосрочного результата от прямого вливания крупных сумм. В мире есть опыт, например, «заливание» деньгами проблем больших банков и страховых компаний в США в период . Разница в том, что в Америке всего через пару лет после докапитализации активы были выкуплены обратно в частную собственность. В наших условиях, когда доля госсектора достигла 70% и продолжает расти, такой исход маловероятен.

Декларируется, что после предотвращения банкротства санируемый актив должен быть продан третьим лицам. В такой исход верится с трудом: частные банки в России заняты собственным выживанием и не имеют больших свободных средств. Наиболее успешные из них (как Альфа) активно прорабатывают способы , в том числе вывода бизнеса за рубеж. Что касается банков с иностранным капиталом, то время, когда они скупали российские активы, прошло. Покупателя государство в этих условиях скорее не ищет, а назначает из числа банков с государственным капиталом.

Очевидно, что через ФКБС будет продолжаться огосударствление банковской системы, что сделает её менее конкурентной и менее эффективной. Но это соответствует общему тренду в экономике. ФКБС неслучайно получил название фонда именно консолидации, а не «страхования» или «оздоровления». Нет сомнений, что банковскую систему ждет дальнейшая консолидация в руках государства. В 2019 году запланировано слияние Открытия и Бинбанка. Это значит, что ЦБ к этому времени не рассчитывает их продать.

P.S. Руководство ЦБ заверяет, что для клиентов банка, попавшего на санацию через ФКБС, нет никаких рисков. Лицензия не отзывается, все операции с физическими и юридическими лицами проводятся в обычном режиме, подключаются новые финансовые продукты и маркетинговые акции. Средства вкладчиков остаются застрахованными в АСВ. В любом случае советую не держать на счетах в одном банке более 1.4 млн рублей (или эквивалент в валюте), даже если ставка превышает среднерыночную.

Управляющую компанию (УК) при фонде консолидации банковского сектора, которая будет заниматься санациями банков, возглавит бывший гендиректор УК «ЕФГ управление активами» Алексей Кузнецов, пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы новой управляющей компании. Два человека, знакомых с Кузнецовым, подтвердили «Ведомостям» то, что новую работу он действительно нашел в Центробанке. Источники «Ведомостей» в мае этого года сообщали, что основной претендент на пост руководителя УК при фонде консолидации – директор департамента банковского надзора ЦБ Анна Орленко. Однако в пресс-службе регулятора не стали объяснять, почему выбор пал на другого кандидата.

Год назад председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что действующий механизм санации неэффективен и надо передать оздоровление банков от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и частных инвесторов фонду, которым будет управлять регулятор. По ее словам, ЦБ беспокоило, что «банки-санаторы пытались на санируемые банки перебросить проблемные активы, недосоздать резервы, потому что банкам на санации мы давали отсрочку по формированию резервов».

Примечательно, что группа «Бин», активами которой управляет ЕФГ, является одним из крупнейших санаторов, которая значительно нарастила активы за счет спасения банков по старой схеме. Участники рынка связывают УК с группой «Бин», хотя представители ЕФГ уверяют, что они никак не связаны.

ЕФГ занимается управлением активов частных пенсионных фондов (НПФ) группы «Сафмар», Кузнецов возглавлял компанию с 2012 по 2017 г. Как раз при нем группа «Бин» приобрела самый крупный свой пенсионный актив – НПФ Райффайзенбанка, который впоследствии был переименован в «Сафмар». Сейчас в пенсионную группу «Сафмар» помимо одноименного НПФ и «Доверия» входит «Моспромстрой-фонд». По данным RAEX, «ЕФГ управление активами» на конец 2016 г. управляла бумагами на 190,4 млрд руб., из которых 155,4 млрд руб. – пенсионные накопления.

«Это опорная УК группы «Бин», которая росла очень быстро, поэтому в управление ЕФГ переходили совершенно разные активы этой группы – как пенсионные, на которых она концентрируется сейчас, так и банковские», – замечает аналитик RAEX Павел Митрофанов. По его словам, даже сам процесс чистки и повышения качества портфеля НПФ напоминает то, чем, скорее всего, придется заняться в УК фонда консолидации.

УК будет управлять банками, которые попадут в фонд на финансовое оздоровление, однако полномочия руководителя УК фонда консолидации в законе не прописаны: там лишь указано, что, получив акции санируемых банков, УК будет создавать паевые инвестиционные фонды и продавать паи ЦБ. Регулятор может наделить УК функциями временной администрации. Представитель ЦБ лишь уточнил «Ведомостям», что капитал УК составит 1,5 млрд руб. и она начнет работать до конца июля.

Все основные решения, касающиеся деятельности фонда, все равно будут приниматься Центробанком, говорит член совета директоров группы «Сафмар» Олег Вьюгин. Правда, УК фонда консолидации – это не только управление бумагами санируемых банков, но и само управление деятельностью таких банков, что далеко выходит за полномочия классических компаний, добавляет он: «Такие специалисты на рынке стоят очень дорого, вряд ли столько можно будет заработать в Центробанке, однако это очень хорошая позиция для будущего карьерного роста». Судя по предыдущему опыту работы Кузнецова, его будущая деятельность не должна вызвать у него проблем, полагает директор департамента по подбору персонала для финансовых институтов агентства «Контакт» Андрей Захаров.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с