Управление антикризисными проектами. Антикризисный план мероприятий. Программа выхода из экономического кризиса в РФ

1. Причины необходимости антикризисного планирования

2. Общие правила и положения антикризисного планирования.

1. Причины необходимости антикризисного планирования

Каждая компания, каким бы видом деятельности и в какой бы отрасли она ни занималась, должна осуществлять планирование проблемных ситуаций и кризисов. Кризисные ситуации являются естественной, органичной частью процесса развития, и ключ к успеху в бизнесе – это умение эффективно преодолевать их. Наиболее успешные предприятия – это в большинстве своем те, которые имели план действий в случае наступления неизбежного кризиса и прошли через этот путь, обретя новый опыт и новую силу. Чрезвычайно успешные организации – те которые благодаря планированию и использованию своих сильных сторон смогли превратить угрожающие проблемы в позитивные возможности.

Это довольно очевидный вывод не так уж широко известен руководству большинства компаний. По данным Дж. Капонигро из 500 компаний ежегодно отмечаемых авторитетным журналом для деловых кругов Forbes толькоот 5 до 10% разрабатывают формальный план управления во время кризиса . Для российских компаний этот показатель существенно ниже. Некоторый оптимизм в этом отношении вселяет тот факт, что все большее количество организаций приобретает опыт кризисного планирования и успевает оценить его благоприятные последствия.

Причины, по которым организации должны осуществлять антикризисное планирование.

1. Кризисные ситуации случаются в каждой компании.

2. Многие кризисы можно предотвратить или значительно уменьшить их воздействие до того, как они причинят существенный ущерб.

3. Правильно подготовленная организация будет действовать более сфокусированно, решительно, и эффективно в случае наступления кризиса.

4. Когда происходит кризис, нужно принять множество решений, совершить значительное количество действий и подготовить много информационных материалов. Большую часть этой работы можно проделать заранее, без спешки, тщательно обсудив и взвесив все альтернативы.

5. Вклад персонала организации в принятие антикризисных решений будет существенным, если заранее создать для этого необходимые условия.

Причины отказа от антикризисного планирования чаще всего носят субъективный характер (т.е. целиком и полностью определяются мнениями, настроениями высшего руководства организации) и просты до банальности. Представим их в виде суждений некоторого руководителя, который объясняет, почему ему не нужно антикризисное планирование, и сделаем соответствующие комментарии.

1. «Кризис никогда не наступит в нашей компании». Многие владельцы компаний и менеджеры представляют кризисы только как глобальные и разрушительные явления, о которых пишут газеты и снимают телерепортажи (например, катастрофический ураган, крушение поезда или авиакатастрофа). Они сразу отметают возможность того, что нечто подобное может затронуть их бизнес, забывая при этом о более типичных, менее заметных кризисах, которые происходят почти в каждой организации и ставят точку в деятельности сотен тысяч компаний в год. Менеджеры зачастую не видят, что кризис может разрастись из проблем, связанных с качеством продукции, из отношений с клиентами, сотрудниками или акционерами.

2. «У нас в организации хорошо налажено управление, и во время кризиса мы сможем обойтись без плана». Антикризисное планирование исходит из того, что кризис – совершенно особая форма существования организации, когда не все управленческие навыки, пригодные для «мирной» жизни, хорошо «работают». Для успешного управления кризисом часто необходимо сменить стиль принятия решений и управления в целом, внести изменения в систему контроля, мотивации, управления финансовыми и другими ресурсными потоками. Если руководитель проявляет прекрасные управленческие навыки, еще не факт, что он также хорошо сможет справляться с управлением в кризисной ситуации.

3. «У нас нет времени строить планы относительно того, что может никогда не случиться». Почти все люди любят откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Однако большинство этих вещей не делается и завтра. Но если в обыденной жизни такая практика не создает особых проблем, то в АКУ она недопустима. Антикризисное планирование часто оказывается последним в списке дел, когда кажется, что повседневные заботы так насущны, а возможность кризиса так мала. Такая «экономия» времени впоследствии обернется несоизмеримыми потерями, в том числе и времени.

4. «В нашей отрасли промышленности кризисы просто не случаются». Часто руководители готовы признать, что кризисы происходят в других сферах, таких как защита окружающей среды, химическая промышленность или транспорт, и убеждены, что в их отрасли кризисов никогда не будет. Истина же состоит в том, что проблемы есть в любом бизнесе и, когда им не уделяется должного внимания, они превращаются в полновесный кризис. Хотя некоторые типы кризисов более характерны для одних сфер, чем для других, кризисные ситуации затрагивают все виды бизнеса во всех отраслях.

5. «Все кризисы разные, поэтому планировать их невозможно». Действительно, у каждого кризиса своя динамика возникновения и развития, поэтому их влияние на организации различно. Однако, можно определить типы наиболее характерных для конкретной компании кризисов, а потом убедиться, что ее руководство хорошо подготовлено к ним. Антикризисное планирование при этих обстоятельствах не только возможно, но и необходимо.

6. «У нас разработана прекрасная программа связей с общественностью. Нам не нужно делать что-либо еще для антикризисного планирования». Удачная программа по связям с общественностью при общей стабильности и результативности работы организации обеспечивает надежное основание для выживания в кризисе. Однако в полной мере использовать это преимущество можно, лишь дополнив его антикризисным планированием. В этом случае организация будет наилучшим образом подготовлена к АКУ.

7. «Мы не можем позволить себе взять на работу дополнительно еще одного сотрудника, который будет заниматься антикризисным планированием». Это действительно проблема для малых и средних фирм, для которых содержание дополнительно еще одного высококвалифицированного (и потому высокооплачиваемого) специалиста - непомерная нагрузка. Есть два пути решения этой проблемы: 1) назначить кого-нибудь по совместительству ответственным за антикризисное планирование, предоставив ему время и возможности для самостоятельного изучения методов АКУ посредством чтения книг и посещения занятий в школе бизнеса или в университете; 2) обратиться в консалтинговую фирму соответствующего профиля, чтобы она разработала такую программу. Объективный взгляд третьей стороны в лице опытного специалиста в области АКУ будет полезен и обеспечит завершенность антикризисного плана.

8. «Наша компания не может позволить себе платить кому-либо за осуществление антикризисного планирования». Напомним, что цена за осуществление антикризисного планирования не стабильна (и, тем более, не стабильно высока), а зависит от ряда факторов. Во-первых, от объема рынка, на котором действует компания. Чем больше рынок и чем он разнообразнее (в том числе территориально), тем дороже будет стоить работа. Во-вторых, от опыта компании в области АКУ – она может самостоятельно проделать значительную часть работы, особенно такой, которая не требует специальных антикризисных знаний и навыков. В-третьих, от того, какое решение будет принято руководством: желает ли оно, чтобы консалтинговая фирма просто разработала проект, а сотрудники организации его воплотили или чтобы фирма осуществляла весь проект от начала до конца, т.е. осуществляла не только разработку проекта, но и внедрение и контроль.

9. «Мы никогда раньше не занимались кризисным планированием и очень успешно существовали без него». На это можно возразить, что хотя прошлый успех для многих организаций является залогом сегодняшней безопасности, к сожалению, есть и оборотная сторона медали – излишняя самоуверенность. Недальновидная убежденность руководства в том, что если компания прекрасно существовала до сего дня, то вряд ли кризис как-то ее затронет. Всегда необходимо исходить из того, что неизбежный кризис рано или поздно постучится в дверь, и быть во всеоружии.

Понятие кризиса

Кризис в последние годы – это достаточно частое явление не только для нашего государства, но и для всего мира. Кризис может наступать в различных областях хозяйствования, но чаще всего он возникает из-за нестабильной и неустойчивой экономики, которая господствует в той или иной стране. Ввиду этого самым распространенным считается экономический кризис.

Определение 1

Экономический кризис – это процесс на рынке, который сопровождается различными негативными тенденциями финансового и экономического плана.

Экономический кризис признан самым распространенным среди всех видов кризисов.

Последний экономический кризис, который разразился в нашей стране был в 2012 году, его последствия до сих пор сказываются на экономике и жизни населения. Надо отметить, что не столько серьезен порою сам кризис, сколько его пост период, когда экономика находится в упадке, социальная деятельность вообще на минимуме, потеряно большинство внешнеторговых связей, экспорт и его показатели снижаются.

Последствия экономического кризиса представлены на рисунке 1:

Рисунок 1. Последствия экономического кризиса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Все кризисы в экономике приводят к обнищанию населения страны, общему экономическому упадку и ослаблению позиций на общемировом рынке.

Антикризисные проекты

Экономический кризис отражается на всем и на всех видах деятельности, поэтому каждая компания или отрасль деятельности стремится создать и действовать в рамках антикризисной политики, утвержденной руководством.

Определение 2

Антикризисные проекты – это план действий, в рамках основной стратегии компании, для повышения финансовой и экономической эффективности работы предприятия на рынке в определенный период времени (во время кризиса).

Антикризисные проекты разрабатываются на предприятии в тот момент, когда в компании наступают тяжелые времена, а именно:

  • Когда начинают резко падать основные финансово – экономические показатели (рентабельность, платежеспособность, выручка, прибыль и т.д.);
  • Когда инвесторы начинают забирать свои активы из компании, объясняя это невыгодностью и неэффективностью вложений;
  • Когда часть активных потребителей начинает уходить к конкурентам и т.д.

Кризис в компании наступает в тот момент, когда планируемые результаты финансовой деятельности не оправдались, а точнее полученный доход не превысил затрат на мероприятия. К такому эффекту могло привести ряд действий компании:

  1. Не было четкого плана действий, каждый этап которого приводил бы к определенному результату деятельности;
  2. Затраты на проект не были полностью правильно подсчитаны, ввиду чего произошел перерасход денежных средств;
  3. Запланированное время на проект не соответствует реальному ходу деятельности.

Все эти компоненты прямым образом влияют на несостоятельность проекта, вызывая тем самым кризисные события. Мало того, помимо всего прочего, внешняя экономическая политика и внутренняя также влияет на все эти пункты.

Замечание 2

Антикризисные проекты, создаваемые компаниями, призваны влиять на ход событий, налаживая экономический и финансовый климат в организации.

Проект создается ведущими экономистами компании, под контролем и утверждением руководящего состава фирмы. Проект необходим для четкого распределения обязанностей внутри коллектива, для достижения вполне определенных целей и задач.

На создание проекта уходит немало времени, так как необходимо сначала проанализировать ход событий, выявить негативные явления, влияющие на деятельность компании, причем как внутри предприятия, так и из внешней среды.

Антикризисные проекты преследуют следующие основные цели: повышение эффективности проекта за счет новых антикризисных мероприятий; повышение производительности труда по проекту; повышение финансовых показателей по проекту; уменьшение риска по итоговым показателям проекта.

Таким образом, антикризисные проекты – это обязательная часть деятельности предприятия, желающего восстановить нормальные результаты своей деятельности в целом или по отдельному направлению в бизнесе.

Управление антикризисными проектами

Управление антикризисными проектами имеет свои особенности, здесь важно не только определять дальнейшее направление деятельности компании в конкретном вопросе, но и постоянный контроль и анализ.

Управление антикризисными проектами подразумевает:

  • Составление антикризисных мероприятий, которые отвечают заданной проблеме и находят свое отражение в итоговых результатах проекта;
  • Реализация предложенных антикризисных мероприятий с соблюдением всех норм и правил проекта;
  • Анализ реализуемых антикризисных мероприятий. Анализ необходимо проводить периодически, по каждому отдельно взятому мероприятию и по всему проекту в комплексе;
  • Подведение итогов и выявление недочетов. В данном случае управление подразумевает расчет итоговых показателей с целью определения реальной обстановки по проекту;
  • Корректировка проекта с учетом возникших обстоятельств. Если проект не отвечает заявленным результатам, то в данном случае есть необходимость корректировать мероприятия, делая их более эффективными и адаптированными к условиям проекта.

Управлением антикризисных проектов обычно занимается ведущий менеджер компании, который обладает необходимой информацией по проекту. Желательно чтобы он участвовал в его разработке.

В ходе реализации управления антикризисным проектом менеджер обязан действовать в рамках определенных инструкций по данному проекту, чтобы достичь желаемого результата. В ходе работы менеджер управляет всеми подразделениями рабочих, которые необходимы в проекте, всеми информационными мероприятиями, расчетными и аналитическими.

Суть антикризисного управления представлена на рисунке 2:

Рисунок 2. Управление антикризисными проектами. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, управление антикризисными проектами достаточно сложный процесс, требующий определенных знаний и умений. Чаще всего на предприятии реализацией управленческих обязанностей по проекту занимается ведущий менеджер, в основные функции которого входит управлять, реализовывать, анализировать и адаптировать проект к кризисным условиям. В случае успешного управления проект станет эффективным и начнет приносить желаемый доход компании, невзирая на кризисные условия реализации.

Приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в 2016 году названы: исполнение социальных обязательств, поддержка уровня жизни и благосостояния граждан РФ, а также стабильное экономическое развитие. Чиновники определились с мерами преодоления кризиса, а также с объемом их финансирования из федерального бюджета.

Правительство России утвердило План действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Документ уже подписал Премьер-министр России Дмитрий Медведев. В Плане предусмотрены действия всех министерств и ведомств на 2016 год, а также объемы финансирования необходимых антикризисных мер из федерального бюджета. Объемы и источники дополнительного финансирования чиновники собираются определить по итогам работы в 1 квартале 2016 года. Документ имеет вид таблицы, которая состоит из семи столбцов. В каждом из них определены:
  • действия чиновников;
  • документы, необходимые для обеспечения этих действий;
  • сроки исполнения;
  • ответственные за исполнение министерства и ведомства;
  • объем и источники финансирования (основные и дополнительные);
  • ожидаемый результат.

Социальный блок

Планом предусмотрены дополнительные меры по содействию занятости населения в виде недопущения роста безработицы. На это чиновники готовы потратить 3 млрд рублей из дополнительных источников. Ими, видимо, станут региональные бюджеты, поскольку речь идет об участниках региональных программ. Те граждане, которые все же окажутся в числе безработных, смогут рассчитывать на дополнительные социальные выплаты из бюджетов субъектов РФ. На эти цели чиновники запланировали субвенции из федерального бюджета в размере 5,5 млрд рублей. Кроме того, Правительство собирается продолжить выплаты наличных средств из материнского капитала, начиная со 2 квартала 2016 года. Но получить эти деньги смогут не все, а только нуждающиеся семьи. Разработать соответствующий закон поручено Минтруду и Минфину. Им поручено найти источники финансирования этого мероприятия, так как в плане не указан ни объем средств, ни откуда они могут быть направлены. Этим же министерствам, с участием Пенсионного фонда России поручено изыскать возможности и внести предложения по дополнительной индексации пенсий по итогам первого полугодия 2016 года. Объемы финансирования станут известны после доклада чиновников по итогам 1 квартала 2016 года. Планом предусмотрены также меры, направленные на сохранение необходимого финансирования госпрограмм по поддержке инвалидов и тяжело больных людей. На компенсацию расходов по приобретению средств реабилитации инвалидов, с учетом их подорожания, Правительство РФ потратит из федерального бюджета 29,8 млрд рублей. На лекарственное обеспечение граждан источники финансирования и объем ассигнований пока не определены. Аналогичная ситуация сложилась с запланированной на первое полугодие господдержкой производителей отечественных лекарств. Однако, значительные суммы средств, как за счет федерального бюджета (88.59 млрд руб.), так и за счет дополнительных источников (49.1 млрд руб.), чиновники собираются направить на обновление парка санитарного автотранспорта в связи с высокой степенью его износа. Такие меры позиционируются кабмином как поддержка отечественного автопрома. При этом отдельно на поддержку тяжелого машиностроения из дополнительных источников будет выделено 10 млрд рублей, а на выпуск отечественных легковых машин - 1,4 млрд рублей. Будут продолжены такие программы, как "Жилье для российской семьи" и субсидирование ипотеки в новостройках. Если на первую чиновники еще не нашли денег, то на вторую будет истрачено 16,5 млрд рублей. 3,5 млрд рублей из федерального бюджета будут направлены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. А Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства поручено простимулировать льготное кредитование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем субсидирования процентной ставки за счет своих доходов. Чиновники считают, что таким образом строительные компании получат необходимую загрузку.

Экономический блок

Среди субсидированных направлений межрегиональных перевозок на которое Правительство РФ выделило 0,4 млрд рублей из дополнительных источников, в этом году нет Крыма. Чиновники решили поддержать туристические потоки на Дальний Восток, а также развитие автобусного маршрута "Золотое кольцо России". Промышленным предприятиям кабинет министров обещает субсидировать выплату процентов по кредитам, взятым на пополнение оборотных средств и финансирование развития производства. На эти цели будет истрачено 2,2 млрд рублей из дополнительных источников, и помощь получат 150 предприятий. Вместе с тем, 0,2 млрд рублей из федерального бюджета будет направлено на создание агентства по технологическому развитию, которое будет курировать промышленность и обеспечивать эффективный трансфер технологий. Планом предусмотрено создание дополнительных мест в общеобразовательных школах, поддержка ОАО РЖД, ФГУП "ГКНПЦ имени М.В.Хруничева", ПАО "ГТЛК", "Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также сельского хозяйства и развития внутреннего туризма. 310 млрд рублей из федерального бюджета чиновники направят на предоставление кредитов регионам РФ. 7,2 млрд рублей получат на свое развитие моногорода. Чиновники обещают поддержку отечественным производителям товаров народного потребления, а также финансирование программ в области инновационных технологий и модернизации промышленности. Не забыты в плане кабмина и промышленные кластеры. Для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса из федерального бюджета выделено 11,1 млрд рублей. Эти средства пойдут на создание создание новых предприятий и модернизацию существующих. Кроме того, в числе мер по недопущению необратимых кризисных явлений в секторах экономики, чиновники собираются расширить практику реализации проектов государственно-частного партнерства и обеспечить снижение административного давления на бизнес. В частности, расширить основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за экономические преступления, ограничить проверки бизнеса, а также установить законодательные норм по взиманию неналоговых платежей с субъектов предпринимательской деятельности и ввести ряд других мер, о которых много говорят, но в реальности бизнес их пока не ощущает. Федеральные органы исполнительной власти вместе с органами исполнительной власти субъектов РФ, Банком России и всеми заинтересованными организациями должны обеспечить выполнение пунктов плана в установленные сроки и каждый месяц отчитывать об их реализации в Минэкономразвития России.

Справочные материалы по антикризисному управлению

Как перестать орать "все плохо" и с чего начать системные изменения в бизнесе.

Не бойся ошибаться - неудача в семь раз полезнее успеха


М.Е. Литвак

Сегодня уже глупо зарываться в песок и делать вид, что финансового кризиса в России нет. Более того, сегодня не стоит уже кивать на Америку, где все началось, поскольку обнажились сугубо российские проблемы. И касаются они не только состояния фондового рынка и банковской системы. Проблемы носят системный характер и не решаются в одночасье.

Можно, конечно, пытаться анализировать ситуацию, разгадывать "игру интересов" или делать прогнозы...

Но этот материал о том - ЧТО ДЕЛАТЬ для сохранения и укрепления бизнеса тем, кто остро ощутил на себе влияние кризиса.

Будем последовательны. Начнем с причин, понимание которых необходимо для выбора модели и стратегии поведения.

Что произошло?

Искусственная перекапитализация экономики (при отсутствии официально такого термина он четко отражает суть происходящего).

Несколько секторов экономики живут на "широкую ногу", искусственно удерживая цены, вызывая их гонку. Непомерно дорогой бензин, недвижимость, кредиты...

При этом:

  1. отсутствие в экономике "длинных денег". Несмотря на многие публичные заверения о доступности кредитов, реально малый (и не только малый) бизнес задыхается, имея возможность использовать только череду коротких займов.
  2. политические риски, которые усиливают существующие внутренние проблемы. В России и так было мало иностранных денег. Сейчас еще и наши выводятся. И такие события как война в Осетии еще больше сдерживают этот процесс.

Факты, с которыми мы имеем дело

  1. закредитованность как юридических, так и физических лиц.
  2. Региональная экспансия банков и политика предоставления относительно дешевых кредитов позволили бизнесу формировать планы развития.
  3. Но банковская система, увы, не продемонстрировала устойчивости. Чуть плохо … и у нас остался 1 банк, доверие к которому ограничивается "хорошей памятью". И это заставляет людей опять прятать деньги под матрасы.
  4. Россия продолжает оставаться сырьевой страной очень зависимой от динамики цен на него. За время удержания высоких цен на нефть, технологический сектор экономики, способный обеспечить устойчивость экономики, так и не развился. Зато появилось огромное количество "мыльных пузырей".
  5. В России очень мало эффективных компаний. Менеджмент разбалован и не строит экономически выгодных схем бизнеса.
  6. Ситуацию усугубляет принцип принятия решений исходя из политических задач, в ущерб экономическим интересам, где государственные компании задают тон.

Следствия

  1. кризис ликвидности/кризис доверия

  2. Запас экономической прочности оказался минимален: вопреки всем исследованиям средний класс в России так и не сформировался. Нарушение cash-flow в 1 месяц оказывается очень критичным. Особенно, в сегодняшних условиях, когда занять деньги просто не у кого. Те, у кого деньги есть, никому не верят и выжидают более выгодной ситуации.
  3. вынужденное сокращение или остановка производства

Что делать?

Предлагаемые ниже действия - системный свод наиболее эффективных антикризисных мер, позволяющих сохранить профиль бизнеса и его управляемость, укрепить экономическую систему компании и обеспечить руководителям гибкость при принятии решений.

Скажу, может быть, простую и где-то банальную вещь - НАЛИЧИЕ ПЛАНА - позволяет действовать последовательно и не поддаваться внешнему эмоциональному фону.

А ПЛАН - это не набор антикризисных мер, а четкая и понятная последовательность действий, которая приводит к ожидаемому результату.

ПЛАН - это альтернатива действий при благоприятном, нормальном или же неблагоприятном развитии ситуации. И хорошо, если он сделан не в пожарном режиме. Надо быть готовым принимать решения, поэтому оценивать и рассматривать надо все варианты.

Еще одна простая вещь - ПЛАН - это то, что НАПИСАНО РУКОВОДИТЕЛЕМ НА БУМАГЕ (а не то, что находиться в голове или в бумагах у сотрудников).

Что делать? Ключевые решения

  1. Сосредоточить усилия на тех позициях (продуктах, услугах, клиентах, рынках), на которых можно заработать быстрее и выгоднее.

В текущей ситуации перед маркетингом компании стоит непростая задача: определить, что рынок готов покупать, в каких объемах и за какую цену?

Прежде всего, нужно оперативно пересмотреть ассортимент. Из текущего продуктового портфеля следует исключить то, что сейчас не продается. Проработать возможные варианты модификации продукта/услуги (если это возможно), которые востребованы рынком и обеспечат быстрые продажи.

Следующий шаг - оценка потенциала продаж в других регионах и переориентация усилий по продажам (если это действительно выгодно).

Возможно, в некоторых случаях пойти на снижение цен, если это позволит получить "живые" деньги быстро.

Корректировка дальнейших действий должна строиться на основе:

  • мониторинга макроэкономических показателей;
  • оценки действий лидеров и аутсайдеров вашего рынка;
  • мониторинга соседних или схожих с вашим рынков;
  • отслеживания поведения конкурентов;
  • анализа выполнения отдельных мероприятий плана и построение причинно-следственных связей.

  • Снижать издержки
  • Оперативные антикризисные меры, позволяющие снизить издержки компании, не затрагивая основного бизнес-процесса, следует осуществлять по следующим направлениям:

  • Анализ существующих инвестиционных проектов.
  • Приостановить те из них, которые в ближайшее время не дадут положительного денежного потока.

  • Использование альтернативных видов сырья/материалов (которые можно купить дешевле или в рассрочку). Оговорюсь, что сделать это можно не во всех случаях, но если возможно, то этой мерой не следует пренебрегать. В некоторых случаях даже некоторое снижение качества (при адекватных ценах) приносит реальный эффект.
  • Провести инвентаризацию /ревизию (если это еще не делается регулярно): выявить излишки материальных запасов и по возможности продать (неликвиды, металлолом, остатки сырья и т.д. - все, что не будет использоваться в течение 3-6 месяцев.)
  • Ужесточить финансовую дисциплину. Правило: сбыт по предоплате, а снабжение в кредит - актуально как никогда.
  • Оттягивание сроков оплаты поставщикам - это антикризисная мера кратковременная и локальная и по сути проблемы не решает.

    Оперативным решением для бизнеса, где цепочка "производитель - конечный потребитель" короткая, может стать создание т.н. "цепочки доверия". Суть ее проста: конечный потребитель называет, сколько продукции он точно продаст, а все поставщики по цепочке корректируют свои планы выпуска. После этого договариваются о порядке получения оплаты от конечного потребителя и о распределении полученной суммы по всем поставщикам.

    Да, хлопотно, да затратно. Но подкрепление юридической ответственности личной повышает гарантии своевременных платежей.

  • Повышать производительность, оптимизировать структуру и численность.
  • Задача повышения производительности труда в одночасье не решается. И полагать, что в ситуации кризиса это произойдет - не совсем верно. Хотя усилия в этом направлении надо предпринимать.

    Если в антикризисном плане не предусмотрено изменение схемы бизнеса, то надо постараться сохранить тех, кто связан с основным производством, не изменяя уровень оплаты труда рядового персонала.

    Резерв оптимизации следует "искать" в системе оплаты труда , компенсаций и льгот высшего административного звена. Кроме этого пересмотреть структуру, максимально исключив лишние управленческие уровни и дублирование функций.

  • Снижать накладные расходы. Пересматривать существующие нормативы и выбирать более экономичные варианты. Накладные расходы - это группа статей, которая, как правило, имеет резерв для снижения, без оказания влияния на основное производство (если речь, конечно, не идет о закрытии бизнеса или о смене его формы).
  • В этом случае принцип сокращения накладных расходов следующий: сократить все, что связано с обслуживанием (до предела, когда начнет страдать основное производство).

    Меньшие накладные расходы, использование аутсорсинга и аутстаффинга, кооперация с конкурентами и партнерами - все это возможные варианты организации работы. При этом под контролем остается основной бизнес-процесс, деятельность с наибольшей добавленной стоимостью.

    Перечисленные антикризисные меры - основа для составления ПЛАНА. И в условиях быстро меняющейся ситуации надо быть готовым оперативно вносить в него изменения.

    Для того, чтобы антикризисный план реально стал рабочим инструментом, а не способом манипуляции, ответственность за его реализацию должна быть ЛИЧНО ЗАКРЕПЛЕНА. Критерий выбора - человек, не заинтересованный в лоббировании интересов функциональных подразделений, в отдельных ситуациях вплоть до введения антикризисного управляющего (управления).

    Если предпринятые антикризисные меры не обеспечивают нужного результата: объем рынка падает, и продажи не обеспечивают выход выше точки безубыточности, - то это сигнал для перехода на новую, альтернативную модель бизнеса.

    И, наконец, последний вариант: если рынок "схлопывается" полностью - надо быть готовым к ликвидации или продаже. И это тоже бизнес-решение. Выгодная продажа бизнеса - вариант, при котором можно сохранить его профиль и схему. И такие варианты в запасе должны быть.

    Вместо заключения

    Про рынок "Всё падает" - это эмоциональная реакция на ситуацию. Всё - "падать" не может. Это очень узкий взгляд на рынок.

    Что падает? Какова ситуация у соседей? Какова ситуация на других рынках? - ответы на эти вопросы выводят на конкретные действия.

    Про доверие

    Почему клиенты замолчали? Боятся? Ждут изменения цены или условий?

    Личное общение позволяет восстановить доверие.

    МЕТКИ:

    ) по поводу этого документа, ну а мы попробуем посмотреть на него более серьезно.

    На первый взгляд это вполне адекватный документ для страны, в экономике которой доминирует государственный сектор. В нем перечислены основные направления действий правительства и соответствующих органов государственной власти. Также план содержит перечень конкретных мероприятий, которые должны быть выполнены в течение ближайших месяцев.

    Изучив этот документ, можно выделить несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

    1. Кризис есть

    Правительство официально признало, что кризис есть. По их мнению, он выражается в следующем:

    • Инфляции,
    • Росте цен на социально значимые товары,
    • Отрицательных темпах роста экономики,
    • Макроэкономической нестабильности,
    • Ненормальной ситуации на валютном рынке,
    • Нестабильной работе системообразующих организаций,
    • Напряженности на рынке труда.

    Правительство пишет, что кризис обусловлен «сильным влиянием неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры» и косвенно упоминает, что эта конъюнктура сохранится как минимум до конца 2017 года. Если внешняя политика нашего государства сохранит свое сегодняшнее направление, то с таким утверждением правительства нельзя не согласиться. Более того, сегодняшняя внешняя политика, в первую очередь в вопросе Украины, скорее всего приведет к еще большему санкционному и экономическому давлению, чем сейчас, что в свою очередь еще сильнее дестабилизирует экономику.

    2. Нужно что-то делать

    Правительство перечисляет направления своей деятельности, среди которых указаны поддержка импортозамещения, содействие развитию малого и среднего бизнеса, оптимизация бюджетных затрат, привлечение иностранных (читай вражеских) инвестиций и другие нужные и полезные действия. Все это можно выполнить только при условии существования эффективной системы государственного управления и доверия к ней граждан и инвесторов.

    Существующая же сегодня система государственного управления и принципы ее работы, напротив, будут препятствовать выполнению этих задач.

    • «Рост частных инвестиций» невозможен без кардинального изменения принципов и этики взаимодействия бюрократического аппарата с частным бизнесом. Не бизнес должен работать на госаппарат, а наоборот. Невозможен рост без уверенности инвесторов в политической стабильности. Никаких крупных иностранных инвестиций не будет как минимум до отмены большинства санкций.
    • «Поддержка импортозамещения... в том числе высокотехнологичных, товаров» невозможна без уверенности российских производителей в том, что рынок будет закрыт для иностранных товаров надолго, а поддержка сохранится. Никто не будет вкладывать в местное производство помидоров или микросхем только потому, что так нужно для импортозамещения в ближайшие пару лет, а после снятия санкций иностранные производители вернутся на рынок и закономерно победят местные компании в конкурентной борьбе.
    • «Привлечение оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью» - в условиях санкций и кризиса такие ресурсы с приемлемой стоимостью могут быть только государственными, что дает широкие возможности для коррупции и повышает риск того, что деньги просто не вернут. Не возвращать деньги частному банку гораздо сложнее, чем нашему государству, поскольку в государстве собственник (пострадавший) размыт и действия по по иску и взысканию средств гораздо слабее.
    • «Оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат» сильно затруднена, когда чиновничий аппарат заинтересован в неэффективных затратах. Чем больше непрозрачных, проектных и «инновационных» затрат будет в бюджетах, тем больше денежных средств можно на них «распилить».
    • «Диверсификация экономики» невозможна без снижения доли государственного сектора. Государство не может взять и создать конкурентоспособный завод по производству холодильников, фабрику обуви и даже эффективную компанию по добыче нефти не может создать . При этом мы наблюдаем расширение госсектора за счет фактического изъятия компаний из частной собственности в пользу государственной.

    3. Давайте потратим много денег

    К плану прилагается большой список конкретных действий с указанием сроков, ответственных ведомств и, самое главное, объемов государственного финансирования, всего на сумму около 2.3 триллиона рублей. Можно назвать эту сумму «стартовой», поскольку для части действий объемы финансирования еще не определены.

    Например, в этом списке мы можем увидеть следующие крупные вливания денежных средств и другие действия:

    • Агентство по Страхованию Вкладов (АСВ) распределит 1 триллион рублей на докапитализацию банков. При этом 830 миллиардов из этого триллиона уже распределены по 27 банкам, у которых были замечены проблемы. А ведь эти проблемы у 27 банков возникли в отсутствии какой-либо существенной паники у вкладчиков. Рискнем предположить, что средства, оставшиеся в АСВ, не смогут покрыть ее обязательства перед физическими лицами в случае последующих проблем у нескольких крупных банков.
    • Внешэкономбанк (ВЭБ) получит 300 млрд рублей для увеличения кредитования организаций реального сектора экономики. Некоторый опыт кредитования крупных проектов у ВЭБ уже есть - убытки банка от финансирования Олимпиады оцениваются в 175 млрд рублей.
    • 200 млрд рублей отводится под государственные гарантии по кредитам юридических лиц и возможные реструктуризации таких кредитов. Это значит, что государство готовится выплачивать кредит за какое-то юрлицо, которое этот кредит сейчас возьмет, а завтра не вернет. Или государство будет нести расходы из-за изменения условий кредита, который кто-то когда-то взял, а сейчас вернуть не может. Будем надеяться, что правительство даст эти деньги тому, кому действительно нужно сохранить действующий бизнес, а не членам какого-нибудь «кооператива» и их друзьям. Впрочем, у нас уже почти весь бизнес в руках «кооператива».
    • Для компаний, участвующих в госзакупках (поставляющих товары и услуги государству), предусматривается возможность получения 80% авансов, списания неустоек за невыполнение условий, а также изменения сроков поставки. Это означает, что некоторым компаниям, по усмотрению органов государственной власти, могут быть списаны штрафы за непоставку товаров вовремя, или на год отсрочена поставка товара, или выплачен 80% аванс, потому что этой компании денег занять негде.
    • 188 млрд рублей будет выделено на индексацию пенсий с 1 февраля 2015 г. Если разделить эту сумму на количество граждан, получающих пенсию, то увеличение ежемесячной пенсии составит около 400 рублей. При этом средняя пенсия в РФ составляет около 11 тыс. рублей или около 160 долларов. Среднюю пенсию в, например, Германии мы приводить не будем.
    • 50 млрд рублей выделено на дополнительную поддержку сельского хозяйства. Сельское хозяйство поддерживать совсем нетрудно, вот Роснефти нужно гораздо больше денег - 1.3 триллиона рублей.

    Большая часть выделенных средств пойдет на поддержку деятельности банков и компаний, включая частные. Такая поддержка могла бы быть эффективной, в случае отсутствия коррупционных факторов при принятии решений о выделении средств, реструктуризации долгов или отсрочек платежей для конкретных юридических лиц. Но РФ находится на 136 месте (из 174) по уровню коррупции, проигрывая Мозамбику и Никарагуа.

    Более того, сразу вспоминаются банки путинских друзей, которые после введения санкций стали даже прибыльней , чем были . Предположим, что в качестве компенсации за санкции через эти банки начали переводить еще больше бюджетных средств и средств госкорпораций, что и привело к росту прибыли.

    4. И пушки, и масло

    В Антикризисном плане правительства отдельно подчеркивается, что не предполагается снижение расходов на военную отрасль и сельское хозяйство. Возникают ассоциации с Северной Кореей, у которой значимые расходы и деятельность - это подкраска старого советского оружия и выращивание риса, чтобы население не померло с голоду.

    5. Прощай, красивая жизнь

    Правительство предусматривает сокращение расходов на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности. Мы очень надеемся, что с сегодняшнего дня мы больше ни разу не увидим закупку (или аренду) государственными органами автомобилей премиум класса или кроватей из вишни, покрытых у изголовья и изножья тонким слоем золота.

    6. Центр мира в Сколково

    Правительство не могло не включить в этот документ пункт о реализации «Национальной технологической инициативы» на базе Сколково и других наукоградов. Глядя на подпись под этим документом, становится понятно почему.

    7. Прочие мелочи

    И последнее. Как вы думаете, на каком месте стоит пункт «радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством»? На последнем.

    Таким образом, в сегодняшней ситуации с государственным управлением и коррупцией существует высокая вероятность того, что этот план не поможет стране выйти из кризиса, а будет лишь еще одним поводом для растраты государственных средств.

    Все эти действия будут результативными только в случае существенных внутри - и внешнеполитических изменений, таких как:

    • Выборы. Допуск к выборам оппозиционных кандидатов и партий любой направленности. В Рейкъявике (Исландия) пришли к власти анархо-сюрреалисты и прекрасно справились с выходом из тяжелого кризиса.
    • Децентрализация власти. Невозможно эффективно управлять огромной страной из Кремля в ручном режиме. Во время «сытых» лет, когда деньги никто не считал, на неэффективность можно было не обращать внимания, но сейчас от эффективности управления зависит выживание государства.
    • Возвращение региональных и местных выборов. Это повысит самостоятельность регионов и ответственность руководящих (выборных, а не назначаемых) лиц за принятые решения.
    • Изменение бюджетных денежных потоков. Прекращение практики перераспределения большинства денежных потоков государства через федеральные власти.
    • СМИ и открытость информации. Одна из основных форм контроля за деятельностью правительства и государственных органов - это возможность открыто публиковать и критиковать недостатки их деятельности, и тем самым влиять на качество их работы. Ситуация, когда глава государственной корпорации отказывается публиковать данные о своих доходах, - это просто невероятно.
    • Изменение направления внешней политики. Продолжение сегодняшней внешней политики приведет к еще большей изоляции, дальнейшему падению экономики, снижению уровня жизни и увеличению отставания России от развитых западных стран.

    Требование этих изменений присутствует в повестке « ».

    Некоторые эксперты считают, что сочетание антикризисных и политических требований - это плохая идея. Вот только кризис является закономерным результатом внешней и внутренней политики последних лет и оппозиция неоднократно об этом говорила.

    PS. Объективности ради дадим ссылку на новость государственного СМИ об утверждении антикризисного плана. Правда, из заголовка не очень понятно кто там по кому нанес удар..

     
    Статьи по теме:
    Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
    Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
    Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
    В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
    Взаимосвязь инфляции и безработицы
    Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
    Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
    Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с