Учет затрат на содержание автотранспорта. Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета. Можно ли учеть при налогообложении прибыли расходы на стоянку

На сельскохозяйственных предприятиях широкое применение находит автотранспорт. Его используют для завоза необходимых в производстве материалов (нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей и т. п.), вывоза продукции, на внутрихозяйственных перевозках и т. д.

Учет затрат по эксплуатации и содержанию автотранспорта ведут на субсчете 3 «Автопарк» счета 23. На данном субсчете учитывают затраты по грузовому, легковому, пассажирскому автотранспорту и автомашинам специального назначения. Затраты учитывают по следующим статьям:

1. "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды";

    "Работы и услуги";

    "Организация производства и управление";

    "Прочие затраты".

Первичный учет работы грузового автотранспорта ведут в путевом листе грузового автомобиля. Путевой лист является основным документом учета работы грузового автотранспорта. Его выдают шоферам, как правило, на один день или смену при условии сдачи шофером предыдущего путевого листа.

Имеются несколько форм путевого листа автомобиля: путевой лист грузового автомобиля при сдельной оплате шоферов (ф. № 4с), при повременной оплате (ф. № 4п) и путевой лист легкового автомобиля (ф. № 3). На сельскохозяйственных предприятиях преимущественно применяется форма путевого листа при сдельной оплате и в отдельных случаях - при повременной оплате.

При наличии в хозяйстве автобусов может применяться специализированный путевой лист автобуса не общего пользования (ф. № 6-спец.), а при междугородних перевозках грузов автотранспортом - специализированная форма путевого листа № 4м.

Данные из путевых листов переносят в накопительную ведомость учета затрат (ф. № 301-АПК), На каждую автомашину и шофера открыт отдельный бланк, где записывают все основные реквизиты из путевых листов в хронологической последовательности; часы в наряде с расшифровкой (в движении, в простое, под погрузкой), число ездок с грузом, пробег, перевезено грузов, сделано тонно-километров по направлениям перевозок.

В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и выполненной работы автотранспорта, при необходимости составляют сводную ведомость (по той же форме), а затем лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по автотранспорту), в котором отражают постатейно (с набором по корреспондирующим счетам) затраты автотранспорта. Записи делают с разбивкой: грузовой автотранспорт, легковой, машины специального назначения, пассажирский автотранспорт, ремонт и замена авторезины, цеховые расходы. В конце месяца цеховые расходы, а также расходы на ремонт и замену авторезины относят комплексными статьями в затраты автотранспорта.

Распределение цеховых расходов между грузовым, легковым и пассажирским автотранспортом производят пропорционально машино-дням работы. В лицевом счете (производственном отчете) также учитывают объем выполненных автотранспортом работ в тонно-километрах и оценке по плановой себестоимости их по грузовому автотранспорту и в километрах пробега и их плановой себестоимости по пассажирскому транспорту. Плановая себестоимость работ грузового автотранспорта в конце года доводится до фактической.

В приложении к лицевому счету (производственному отчету) отражают распределение затрат автотранспорта по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение делают пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального назначения - пропорционально количеству машино-дней работы.

Данные лицевого счета (производственного отчета) являются основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК. При рассредоточении автотранспорта в подразделениях хозяйства из лицевых счетов (производственных отчетов) подразделений данные переносят в сводный лицевой счет (производственный отчет) по автотранспорту хозяйства в целом.

При записях по дебету счета 23, субсчет 3 "Автопарк" кредитуют следующие счета:

02 "Амортизация основных средств" - на суммы начисленной амортизации;

10 "Материалы", субсчета 3 "Топливо" и 5 "Запасные части" - на стоимость израсходованных нефтепродуктов, авторезины и запасных частей, использованных взамен износившихся, субсчет 9 - на стоимость мелкого инвентаря, спецодежды и спецобуви;

23 "Вспомогательные производства" - на стоимость выполненных работ и услуг других вспомогательных производств;

50 "Касса" - на сумму оплаченных мелких расходов (приобретение номерных знаков) и т. п.;

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на суммы, начисленные за услуги сторонних организаций;

    "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" -на суммы отчислений по социальному страхованию, а также впенсионный фонд и на медицинское страхование;

    "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы начисленной оплаты труда;

    "Расчеты с подотчетными лицами" - на суммы оплаченных расходов через подотчетных лиц;

96 "Резервы предстоящих расходов" - на суммы отчислений в ремонтный фонд (если такие отчисления производятся в хозяйстве) и суммы начисленного резерва на отпуска.

При записях по кредиту счета 23, субсчет 3 "Автопарк", дебетуют следующие счета:

10, 11 - на стоимость перевозок по доставке материальных ценностей;

20 "Основное производство", субсчета 1 "Растениеводство", 2 "Животноводство", 3 "Промышленное производство" - на стоимость услуг, оказанных основным отраслям и промышленному производству;

23 "Вспомогательные производства" - на стоимость услуг, оказанных другим вспомогательным производствам;

25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" - на стоимость перевозок общепроизводственного и общехозяйственного назначения;

29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - на стоимость перевозок для прочих производств и хозяйств;

90 "Продажи" - на стоимость перевозок на сторону и по реализации продукции.

Фактическая себестоимость тонно-километра определяется в конце года. Для этого подсчитывают общую сумму фактических затрат, учтенных по дебету счета, за вычетом стоимости отработанного масла и других возвратных материалов, и делят ее на количество тонно-километров, выполненных автотранспортом без работ по самообслуживанию. По пассажирскому автотранспорту исчисляют себестоимость одного машино-дня по перевозке людей, по специальным машинам нетранспортного назначения - одного машино-дня работы специальных машин.

После составления расчета себестоимости услуг автотранспорта и определения фактической себестоимости тонно-километра плановая себестоимость перевозок, по которой учитывались выполненные работы в течение года на счетах затрат, доводится до фактической путем дополнительной записи (если выявлен перерасход) или сторнировочной записи (при экономии). При равномерном использовании автотранспорта в течение года по кредиту счета возможно ежемесячное списание фактических затрат. По кредиту счета 23, субсчет 4 "Автомобильный транспорт", кроме списания выполненных работ отражают стоимость оприходованного отработанного масла от автомашин, изношенной авторезины, металлолома в корреспонденции с соответствующими счетами по учету материальных ценностей (счет 10), удержания за перерасход нефтепродуктов - в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Изношенные запасные части, непригодные для восстановления, приходуют как металлолом на счет 10.

Документ:

Материал подготовлен специалистами издательства ООО "Баланс-Клуб"

Расходы на содержание автотранспорта

Современное учреждение, заведение трудно сегодня представить без транспортного средства, предназначенного для обеспечения хозяйственных и других потребностей. Какие расходы, связанные с содержанием такого средства, и в каких размерах учреждение может включить в смету доходов и расходов? С этим вопросом читатели обращались в нашу редакцию неоднократно.

В настоящей консультации на конкретном примере мы предлагаем рассмотреть один из вариантов планирования расходов по коду экономической классификации расходов 1135 "Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств".

Планирование расходов на содержание автотранспорта бюджетных учреждений осуществляется по коду экономической классификации расходов 1135 "Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств".

По этому коду, согласно Приказу № 194, предусмотрены расходы:

Доставку работников на работу собственным и арендованным транспортом, учащихся общеобразовательных школ на обучение;

Приобретение горюче-смазочных материалов;

Текущий ремонт автомобилей и транспортных средств, их планово-техническое обслуживание;

Приобретение запчастей, уплату налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, страхование и медицинский осмотр водителей;

Аренду транспортных средств и т. п.

Объемы расходов на вышеперечисленные цели исчисляются исходя из основных показателей заведения, его функций, задач, а также наличия транспортных средств, их технических характеристик и технического состояния.

На балансе учреждения находятся следующие транспортные средства.

Таблица 1


п/
п
Модель (марка) транспортного средства Коли-
чество автомо-
билей
Год выпус-
ка
Техническое состояние Ожидаемый пробег в 2005 году, км Рабочий объем двигателя, см куб.
1. "Ланос" ТА-486 1 2001 Рабочее 8980 1 598
2. ГАЗ-32213 "Газель" 1 2000 То же 10635 2300
3. ГАЗ-52-04 1 1998 -"- 4580 4750
4. ВАЗ-2101 1 1993 Нерабочее, подлежит списанию - 1 198

Объем ассигнований на содержание этих транспортных средств, которые следует предусмотреть сметой доходов и расходов на 2005 год, рассчитаем по направлениям расходов.

Расходы на приобретение
горюче-смазочных материалов

Исчисление суммы ассигнований на приобретение горюче-смазочных материалов осуществляется по нормам, предусмотренным Приказом № 43.

Указанные нормы зависят от марки автомобиля, его километража и условий эксплуатации. Кроме того, упомянутым Приказом предусмотрена система корректирующих коэффициентов, которые устанавливаются с учетом дорожных, климатических и эксплуатационных факторов.

Отметим, что конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах устанавливаются приказом руководителя предприятия, учреждения или организации. В нашем примере нормы расходов горючего на 100 км пробега будут составлять:

Таблица 2

Расчет объема расходов на приобретение смазочных материалов произведем по нормам, предусмотренным п. 2.3 вышеупомянутого Приказа. Следовательно, расходы смазочных материалов будут составлять:

Моторного масла - до 1,8 л/100 л;

Трансмиссионного масла - до 0,15 л/100 л;

Специального масла - до 0,05 л/100 л;

Пластичного масла - до 0,1 кг/100 л.

С учетом предполагаемого километража пробега в течение 2005 года горюче-смазочных материалов положено приобрести:

Таблица 3


п
п
Модель (модификация автомобиля) Ожида-
емый пробег, км
Горючее Масло
Бензин марки
А-95, л
Бензин марки
А-76, л
мотор-
ное, л
транс-
мис-
сион-
ное, л
спе-
циаль-
ное, л
плас-
тич-
ное, кг
1. "Ланос" ТА-486 8980 853 - 15,3 1,3 0,4 0,8
2. ГАЗ-32213 "Газель" 10635 - 2063 36,6 3,0 1,0 2,0
3. ГАЗ-52-04 4580 - 1 008 18,1 1,5 0,5 1,0
Всего 24 195 853 3071 70 5,8 1,9 3,8

Теперь рассчитаем сумму ассигнований, необходимую для приобретения исчисленного количества горюче-смазочных материалов. Для этого объемы бензина и масла, указанные в вышеприведенной таблице, умножим на цены, действовавшие на время составления сметы.

Представим этот расчет в форме таблиц (таблицы 4 и 5).

Расчет суммы расходов на приобретение
горюче-смазочных материалов в 2005 году

Таблица 4

Бензин марки А-95 Бензин марки А-76 Всего, тыс. грн.
Объем, л Стоимость 1 л, грн. Сумма, тыс. грн. Объем, л Стоимость 1 л, грн. Сумма, тыс. грн.
853 2,90 2,5 3071 2,60 8,0 10,5

Смазочные материалы

Таблица 5

Масло
моторное трансмиссионное специальное пластичное
Объ-
ем, л
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
Объ-
ем, грн.
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
Объ-
ем, л
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
Объ-
ем, л
Стои-
мость 1 л, грн.
Сум-
ма, грн.
70 28,0 1 960 5,8 51,0 295,8 1,9 21,0 39,9 3,8 94 357,2

Следовательно, в смету расходов на приобретение горюче-смазочных материалов необходимо заложить 13,2 тыс. грн.

Расчет суммы налога, удерживаемого с
владельцев транспортных средств

Уплата данного налога предусмотрена Законом № 1963, а ставки и порядок его исчисления - ст. 3 вышеназванного Закона. Следует отметить, что учебные заведения государственной и коммунальной формы собственности, финансируемые из соответствующих бюджетов, имеют льготы по этому налогу относительно учебных транспортных средств при условии использования их в соответствии с уставной деятельностью, то есть по назначению. Под уставной деятельностью при этом понимается предоставление практических и теоретических навыков во время изучения таких предметов, как автодело и тракторное дело. Поэтому если учебного транспорта учреждение не имеет, то данный налог оно должно уплачивать на общих основаниях, исходя из отчетных данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января планового периода (ф. № 2-ТР, утвержденная Приказом № 389).

Сумма расходов на уплату этого налога исчисляется исходя:

Из объема двигателя (устанавливается на единицу объема, которая равна 100 см куб.);

Мощности двигателя (устанавливается на единицу мощности, которая равна 1 кВт);

Длины водного вида транспорта (устанавливается на единицу длины, которая равна 100 см).

В нашем примере расходы на уплату налога с владельцев транспортных средств в 2005 году будут составлять:

Таблица 6

№ п
п
Код транс-
портного средства
Модель и марка транспортного средства Объем цилиндров двигателя, см куб. Коли-
чество транс-
портных средств, ед.
Ставка налога в грн. в год с 100 см куб. Сумма, грн.
1. 8703 "Ланос" ТА-486 1 598 1 5,00 79,90
2. 8702 ГАЗ-32213 "Газель" 2300 1 3,60 82,80
3. 8704 ГАЗ-52-04 4750 1 10,00 475,0
4. 8703 ВАЗ-2101* 1 198 1 4,00 47,92
Всего 685,62
* Несмотря на то что в заведении имеется автомобиль марки ВАЗ-2101, который не используется и подлежит списанию, его нужно включать в расчет для уплаты налога.

Таким образом, можно утверждать, что сметой доходов и расходов на уплату данного налога, по данным нашего примера, следует предусмотреть 0,7 тыс. грн.

Обращаем внимание, что Законом № 2505 внесены изменения в ст. 3 Закона № 1963 относительно ставок налога на отдельные виды транспортных средств.

В нашем примере это касается автомобилей по коду транспортного средства:

87 02 - 5 грн. со 100 см куб.

87 04 - 15 грн. со 100 см куб.

Расчет суммы сбора за
загрязнение окружающей среды

Упомянутый сбор уплачивают все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, в ходе деятельности которых происходит загрязнение окружающей среды.

Порядок начисления и уплаты этого сбора определен Инструкцией № 162 (далее - Инструкция). Поскольку автомобили, которые находятся на балансе бюджетных организаций и используются в их деятельности, являются первичными источниками загрязнения, вышеназванный сбор они должны уплачивать на общих основаниях.

Объектом исчисления данного сбора являются объемы фактического использования видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества (п. 3.1 Инструкции).

Во время исчисления размера этого платежа, который осуществляется согласно соответствующей формуле, учитывается объем выброса загрязняющего вещества (горючего) в тоннах. Количество горючего, которое будет использовано в течение 2005 года, исчисляется в литрах. Таким образом, нам необходимо перевести показатель количества указанного горючего, представленного в литрах, в тонны.

Для этого нужно применить соответствующий коэффициент. Для бензина он составляет 0,74 кг/л (письмо Госкомстата № 293).

В нашем примере бюджетная организация находится в областном центре и использует автомобили, работающие на бензине. Проектом сметы на 2005 год учреждением предусматривается приобрести 3 924 литра бензина. В упомянутом городе проживает более 1 млн. человек.

При таких условиях расчет суммы сбора, которую положено заплатить за загрязнение окружающей среды, будет следующим:

3 924 л х 0,74 кг/л: 1 000 = 2 904 т;

2 904 тн х 4,5* грн. х 1,25** х 1,8*** = 29,40 грн.

Следовательно, в смету расходов на 2005 год следует заложить расходы на оплату сбора за загрязнение окружающей среды в сумме 0,03 тыс. грн.

Заметим, что в 2005 году, согласно постановлению № 1790, к нормативам сбора за загрязнение окружающей природной среды будет применяться коэффициент 1,082. Вводится этот коэффициент с I квартала текущего года.

Расходы на проведение техосмотра

Проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств осуществляется на основании Положения, утвержденного Приказом № 102.

Размеры платежей за проведение технического осмотра, определенные Приказом № 549, отражены в табл. 7.

Таблица 7

№ п/п Название платежа Сумма, грн.
1. Техосмотр автомобилей 7,50
2. Проверка технического состояния с применением диагностического оборудования 34,00
3. Стоимость талона о прохождении технического осмотра 11,89
Всего 53,39

Исходя из того, что в заведении на учете (по статотчету) находится 4 автомобиля, 3 из которых - в рабочем состоянии, в смету расходов на проведение техосмотра следует включить 160 грн., или 0,2 тыс. грн. (53,39 х 3) = 160,17 (грн.).

Расходы на страхование владельцев
транспортных средств

Основным документом по вопросам страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является Закон № 1961.

Размер страхового платежа рассчитывается путем умножения базового платежа на корректирующие и дополнительные коэффициенты. Величины этих коэффициентов, как предусмотрено разделом VII упомянутого Закона, зависят от типа транспортного средства, а также типа и срока действия договора, других факторов.

Размеры страховых платежей утверждены согласно требованиям Закона № 1961. Воспользовавшись предложенными этим Законом размерами страховых платежей 1-го типа договора, исчислим сумму ассигнований для обеспечения страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2005 год.

В нашем примере (исходя из Распоряжения № 3099) они будут составлять:

Для "Ланоса" ТА-486 - 206,96 грн.;

ГАЗ-32213 "Газель" - 886,13 грн.;

ГАЗ-52-04 - 542,17 грн.

Таким образом, для осуществления указанных расходов сметой следует предусмотреть 1,6 тыс. грн. (206,96 + 886,13 + 542,17).

Прочие расходы

Исчислим сумму расходов на проведение текущего ремонта автомобилей, их планово-техническое обслуживание, а также на приобретение запчастей к транспортным средствам, которые предусмотрено использовать для замены непригодных и сработанных агрегатов, узлов и деталей.

Напомним, что текущий ремонт осуществляется в целях обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене или восстановлении отдельных его частей. Он может выполняться по заявкам или по результатам диагностирования агрегатным или обезличенным способом или другим способом (Приказ № 102).

Текущий ремонт дорожных транспортных средств состоит в выполнении работ, связанных с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Другие виды ремонта этих средств относятся к текущим.

Порядок проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей изложен в Положении № 102. Допустим, что в течение 2005 года будет осуществляться профилактический ремонт и техническое обслуживание автомобилей заведения, о котором речь идет в нашем примере, на базе СТО.

Согласно договору, заключенному между заведением и СТО, сумма стоимости указанных работ составляет 0,6 тыс. грн.

Кроме того, в 2005 году заведение должно приобрести запчасти и материалы:

Фильтры смазочные - на сумму 36 грн. (2 шт. х 18 грн.);

Фильтры воздушные - 106 грн. (2 шт. х х 53 грн.);

Стартер - 170 грн. (1 шт. х 170 грн.);

Жидкость тормозную - 51 грн. (3 л х 17 грн.);

Концентрат охлаждающей жидкости - 50 грн. (2 л х 25 грн.).

Расходы на вышеуказанное будут составлять 1 013 грн., или 1,0 тыс. грн.

Распределим все исчисленные нами суммы расходов по направлениям их использования (табл. 8).

Расчет расходов на 2005 год по коду 1135
"Оплата транспортных услуг и содержание
транспортных средств"

Таблица 8

Транс-
портные
средства
заведе-
ния
Расходы на приоб-
ретение горючего
и сма-
зочных
материалов,
тыс. грн.
Уплата налогов и сборов Сумма
страхо-
вания,
тыс. грн.
Приоб-
ретение запчастей
и другие
расходы,
тыс. грн.
Всего,
тыс. грн.
с вла-
дельцев
транс-
портных средств,
тыс. грн.
за загряз-
нение окружа-
ющей среды,
тыс. грн.
За техни-
ческий
осмотр,
тыс. грн.
13,2 0,7 0,03 0,2 1,6 1,0 16,7

Следовательно, в смету доходов и расходов, составленную на 2005 год, по КЭКР 1135 следует включить 16,7 тыс. грн.

__________________

* Норматив сбора в грн./т (приложение № 1 к Порядку № 303).

** Корректирующий коэффициент, который учитывает народнохозяйственное значение населенного пункта (приложение № 2 табл. 2.2 к Порядку № 303).

*** Корректирующий коэффициент, который учитывает численность жителей населенного пункта (приложение № 2 табл. 2.1 к Порядку № 303).

Перечень документов

1. Закон № 1961 - Закон Украины от 01.07.04 г. № 1961-IV "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", с изменениями.

2. Закон № 1963 - Закон Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов", с изменениями.

3. Закон № 2505 - Закон Украины от 25.03.05 г. № 2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и другие законодательные акты".

4. Постановление № 303 - постановление КМУ от 01.03.99 г. № 303 "Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора".

5. Постановление № 1790 - постановление КМУ от 31.12.04 г. № 1790 "О внесении изменений в приложение № 1 к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора".

6. Приказ № 43 - приказ Минтранса Украины от 10.02.98 г. № 43 "Об утверждении норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", с изменениями.

7. Приказ № 102 - приказ Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102 "Об утверждении Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта".

8. Приказ № 194 - приказ Госказначейства Украины от 04.11.04 г. № 194 "Об утверждении Разъяснений относительно применения экономической классификации расходов бюджета и Разъяснений относительно применения классификации кредитования бюджета".

9. Приказ № 293 - приказ Госкомитета статистики Украины от 06.09.2000 г. № 293 "Об утверждении методики расчета выбросов загрязняющих веществ в воздух автотранспортом, который используется субъектами хозяйственной деятельности и другими юридическими лицами всех форм собственности".

10. Приказ № 389 - приказ Госкомстата Украины от 18.06.04 г. № 389 "Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по автомобильному транспорту".

11. Приказ № 549 - приказ Министерства внутренних дел Украины от 16.07.01 г. № 549/333/147 "Об утверждении размеров платы за услуги, предоставляемые подразделениями Государственной автомобильной инспекции МВД Украины, и порядка ее взимания".

12. Инструкция № 162 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей среды, утвержденная совместным приказом Минохраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379.

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности . А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН . Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль , о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН . Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН . Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль , ни для расчета налога при УСН .

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном http://mfportal.garant.ru/

Расходы на содержание автотранспорта могут отражаться в общем бюджете затрат. Но если компания занимается автоперевозками или имеет собственный транспортный парк, то бюджет расходов на содержание автотранспорта ей необходим. Рассмотрим схему бюджета расходов на содержание автотранспорта.

На схеме ниже представлена схема связи бюджета расходов на содержание автотранспорта с другими бюджетами компании.

Взаимосвязь бюджета расходов на содержание автотранспорта с другими планами

Бюджет расходов на содержание автотранспорта. Состав показателей

Основные статьи бюджета – горюче-смазочные материалы (ГСМ), заработная плата водительского состава, износ автотранспортных средств и резины, техническое обслуживание и ремонт, хранение и мойка, страхование, медицинское освидетельствование водителей (см. таблицу). При его составлении необходимо учитывать плановое выбытие автотранспортных средств в связи с окончанием срока службы или реализацией, покупку новых, а также график ремонта. Возможные аналитические разрезы – группы и виды транспорта, структурные подразделения.

Бюджет расходов на содержание автотранспорта на первый квартал, тыс. руб.

№ п/п Статьи расходов Всего Грузовые
автомобили
Легковые
автомобили
Спецтехника Тракторы Плавсредства
1 Заработная плата 457 200 45 120 80 12
2 Начисления на заработную плату 119 52 12 31 21 3
3 ГСМ 100 44 16 18 20 2
4 Амортизация автотранспортного средства 28 15 3 4 5 1
5 Износ резины 15 2 1 6 6 0
6 Техническое обслуживание 143 34 25 38 43 3
7 Ремонт 219 56 40 56 65 2
8 Прочие расходы 6 2 1 2 1 0
Итого 1087 405 143 275 241 23

Подготовка бюджета расходов на содержание автотранспорта

Расчет потребности в ГСМ проводится исходя из планируемого пробега автотранспортного средства, а также норм и сезонности потребления горюче-смазочных материалов. Заработная плата водительского состава определяется в соответствии с действующим штатным расписанием, количеством единиц техники и данными о предполагаемых изменениях в уровне оплаты труда. Износ автотранспортного средства – на основе его балансовой стоимости и нормы амортизационных отчислений. Расходы на техническое обслуживание (ТО) – исходя из технических характеристик автомобиля и рекомендованных предприятием-изготовителем норм обслуживания, а также стоимости ТО.

Стоимость ремонта автотранспорта может планироваться на основе среднестатистических данных за прошлые периоды как определенный процент от остаточной стоимости автомобиля или определяться по результатам диагностики. Стоит отметить, что при ремонте собственными силами в данной статье расходов следует также учесть затраты на приобретение запасных частей, расходных материалов, заработную плату ремонтных рабочих, амортизацию оборудования, используемого при ремонте, а также накладные расходы. Если к ремонту привлекается сторонняя компания, стоимость ее услуг будет отражаться в статье «Услуги сторонних организаций по ремонту».

  • Составляем бюджет расходов на оплату труда и Бюджет расходов на управление персоналом

Расходы на хранение и мойку автомашин можно рассчитать исходя из потребности в данных услугах и их средней стоимости в регионе. Если же эти работы выполняются собственными силами, к затратам относят стоимость расходных материалов, моющих средств, заработную плату с начислениями, амортизацию моющего оборудования.

Расходы на страхование автотранспорта включают как минимум стои­мость обязательного страхования (ОСАГО). Она планируется исходя из количества единиц автотранспортных средств (с учетом выбытия и поступления) и их технических характеристик. Последние также учитываются при расчете суммы транспортного налога.

К затратам на медицинское освидетельствование водителей относятся оплата услуг медицинских учреждений (стоимость определяется в соответствии с заключенными договорами) или при наличии собственной медицинской службы – затраты, связанные с освидетельствованием. Бюджет расходов на содержание автотранспорта составляет автотранспортная служба совместно с планово-экономическим отделом.

К косвенным расходы ООО «Грузоперевозчик 18» относятся канцелярские товары, почтовые услуги, интернет, зарплата ИТР.

Годовой фонд заработной платы административно-управленческого персонала, вспомогательных рабочих и ремонтных рабочих гаража определяется исходя из месячных окладов с учетом премий, отпускных и отчисления в социальные фонды. Общехозяйственные расходы составляют в среднем 30 % от всех прямых эксплуатационных затрат подвижного состава:

где ФО.ТР - фонд оплаты труда водителей с начислениями, руб.;

Зт - затраты на топливо, руб.;

Зсм - затраты на смазочные материалы, руб.;

Аот - амортизационные отчисления, руб.;

3ТОиР - затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей, руб.;

Зш - затраты на восстановление износа и ремонт шин, руб.

Для определения общей суммы затрат по каждой марке автомобиля необходимо распределить общехозяйственные расходы.

Поскольку общехозяйственные расходы по своей экономической сути являются постоянными, т.е. не зависят от объема выполненных услуг, то, как правило, по маркам автомобилей их распределяют пропорционально инвентарным автомобиле-дням.

Распределение общехозяйственных затрат по маркам автомобилей автотранспортного предприятия целесообразно выполнить в форме таблицы ниже.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Канцтовары-это косвенные, общехозяйственные расходы.

В бухучете канцтовары учитываются в составе материалов на счете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» . Приобретение канцтоваров оформляется и отражается в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материалов. Включать в состав основных средств канцтовары, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев (ножницы, калькуляторы и т.п.) - это зависит от стоимости канцтоваров, а также от положений учетной политики для целей бухучета.

В пункте 4 ПБУ 6/01, где приведены обязательные признаки основных средств, нет стоимостного критерия.

Отпуск канцтоваров со склада в подразделения организации необходимо оформляется требованием-накладной по форме № М-11. Одновременно с составлением требования-накладной по форме № М-11 делается проводка:

Дебет 23 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10-9 - отнесена на затраты стоимость израсходованных канцтоваров.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Кассовый чек является документом, подтверждающим факт оплаты товара. Кроме кассового чека у организации должен быть документ, подтверждающий фактическое получение товаров, в котором должно быть указано наименование, количество и стоимость поставленных товаров.

Минфин России считает, что расходы на закупку товаров (работ, услуг) не могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только на основании счета-фактуры, поскольку этот документ применяется исключительно для целей исчисления НДС (см. Письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/4/35 и от 25.06.2007 N 03-03-06/1/392).

Канцтовары по товарным чекам проходят в расход при УСН, если в чеке присутствуют все реквизиты и можно определить налогоплательщика, который продал товар. Канцтовары должны быть расписаны по наименованиям (ручки, карандаши, скрепки и т.д.), расписано количество, цена, сумма. Если чек на канцтовары «обезличенный», то он будет убран при проверке.

ПОЧТА, ТЕЛЕФОН

Почтовые расходы учитываются как косвенные, согласно статьи 346.16. Порядок определения расходов: при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

· Пп. 18 п. 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ предусмотрено включение в расходы затрат на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также затраты на оплату услуг связи. Деятельность в области связи на территории РФ регулируется Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г.).

Почтовые расходы учитываю в полном объеме.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О связи»:

  • 1) абонент - это пользователь услуг связи, с которым был заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
  • 2) услуга связи - это деятельность по приему, хранению передаче, обработке, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Выделение абоненту телефонного номера - это тоже элемент оказания услуг телефонной связи, т. к. оказание услуг связи и ее получение без выделения номера и подключения к телефонной сети невозможно. Из этого следует, что оплата за получение (выделение) телефонных номеров должна признаваться расходами на услуги телефонной связи, поскольку фактически организация становится пользователем услуг связи, которому выделены абонентские номера и с которым заключается договор на оказание услуг связи.

Доступ к сети Интернет является универсальной услугой связи (статья 57 ФЗ «О связи»). Услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. Таким образом, расходы по оплате доступа к сети Интернет и по обслуживанию адреса электронной почты относятся к расходам по оплате услуг связи. В связи с этим такие расходы могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения при условии соответствия данных видов расходов положениям статьи 252 Налогового Кодекса РФ - они должны быть экономически обоснованными и осуществляться для деятельности, направленной на получение дохода, подлежащего налогообложению (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/78 «О расходах на Интернет при применении упрощенной системы налогообложения»).

В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26.

Зарплата должна быть начислена и выплачена, чтобы быть отнесенной на косвенные расходы. Из этого следует, что сумма аванса при выплате становиться выплаченной. В конце месяца, когда начисляется зарплата, в расходы принимается только сумма аванса. После выплаты зарплаты принимается в расходы зарплата за минусом аванса.

Заработная плата управленческого персонала списывается в дебет балансового счета 26. Заработная плата списывается полностью в себестоимость продаж отчетного периода - Д 90.2 К 26. Зарплата управленческого персонала с точки зрения налогового учета относится к прямым расходам, при втором варианте - к косвенным расходам.

Себестоимость

Под себестоимостью понимают затраты, приходящиеся на единицу продукции. В себестоимость входят потребленные оборотные средства, доля основных фондов в виде амортизационных отчислений, заработная плата работающих и отчисления на социальные нужды сёбестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Она служит важнейшим элементом отражения хозяйственной деятельности предприятия. На себестоимость влияет много различных факторов (размер партий грузов, тип подвижного состава, расстояние перевозки, способ производства погрузочно-разгрузочных работ, обеспеченность загрузки подвижного состава в обратном направлении, организация управления перевозками), поэтому ее величина может быть неодинакова для автотранспортных предприятий выполняющих одни и те же перевозки.

На автомобильном транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности. При этом выделяются индивидуальная и отраслевая себестоимости. Индивидуальная себестоимость формируется на автотранспортном предприятии и отражает конкретные расходы по осуществлению перевозок или услуг. Отраслевая себестоимость представляет собой среднюю себестоимость продукции по отрасли и определяется делением расходов всех ПАТ отрасли на общий объем перевозок. При определении себестоимости перевозок учитываются расходы, связанные с перемещением грузов и пассажиров, однако не все элементы транспортного процесса находят отражение в себестоимости автомобильных перевозок. К ним относятся расходы на погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения подвижного состава. При выборе эффективного вида транспорта по, осуществлению перевозок грузов в себестоимости необходимо учитывать и эти элементы транспортного процесса.

Полная себестоимость перевозок в руб. на единицу продукции определяется по формуле:

Спол = (Сэк + Сдор + Спр) / W

где Сэк - сумма эксплуатационных расходов подвижного состава

Сдор - сумма расходов по ремонту и содержанию дорог, руб.;

Спр - сумма расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, руб.;

W - объем транспортной продукции (ткм, пасс.-км, платньк километры).

Расчет эксплуатационных расходов. Эксплуатационные расходы включают в себя переменные и постоянные расходы, а также заработную плату водителей.

Переменные расходы рассчитываются на 1 км пробега и включают затраты на топливо для автомобилей, смазочные и1 другие эксплуатационные материалы, затраты на восстановление износа i ремонт шин, затраты на ТО и ТР подвижного состава, амортизационные отчисления по подвижному составу.

Постоянные расходы рассчитываются в рублях на 1 авт-ч работы и включают: расходы на амортизацию подвижного состава.

После того, как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость автомобильных перевозок делением сумм* расходов У^ Р по содержанию автомобильного парка за определенный период времени на выполненную транспортную работу за тоже время.

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на автомобильном транспорте

Под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.

Действие

Обоснование

Результат

Отпускная цена (без НДС)

Прайс-лист продавца

Затраты на доставку к месту постоянной дислокации

Приложение 1 (строка 4, столбец 5)

686000 руб.Ч3,6 %

Балансовая стоимость

686000 руб. + 24696 руб.

Годовой режим эксплуатации машины

Обоснование 1

Годовой пробег

Амортизационные отчисления

Обоснование 2

в расчете на год

710696 руб.Ч0,2 %Ч40000 км: 1000

в расчете на час работы

56856 руб. : 2260 час

25,2 руб./час

Затраты на выполнение текущего техобслуживания и капитального ремонта

Обоснование 3

Трудоемкость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год

Приложение 2 (строка 13, столбец 3)

1,05 чел.-часЧ2260 час

2373 чел.-час/год

в том числе капитальный ремонт

Обоснование 3 (п. 2.1)

2373 чел.-час/годЧ20 %

475 чел.-час/год

Заработная плата ремонтных рабочих

Обоснование 3

43,7 руб./час

Стоимость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год без учета запчастей и материалов

п. 6.1Чп. 6.2

2373 чел.-час/годЧ43,7 руб./час

103700 руб./год

Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и техобслуживания

Обоснование 3 (п. 4)

710696 руб.Ч11 %

78177 руб./год

Косвенные расходы по капитальному ремонту

Обоснование 7

п. 6.1.1Чп. 6.2Ч140 %

Годовые затраты

п. 6.3 + п. 6.4 + п. 6.5

103700 руб./год + 781776 руб./год + 29060 руб./год

210937 руб./год

Часовые затраты

210937 руб./год: 2260 час

93,3 руб./час

Заработная плата рабочих, занятых управлением машинами

Горюче-смазочные материалы и технологические жидкости

Обоснование 4

дизельное топливо

10,0 руб./кгЧ(1 + 15 %)Ч7,7 кг/часЧ1,04

92,1 руб./час

смазочные материалы

40 руб./кгЧ(1 + 15 %)Ч(0,063Ч7,7 кг/час)

22,3 руб./час

пластическая смазка

45 руб./кгЧ(1 + 15 %)Ч0,12 кг/час

6,2 руб./час

Стоимость автомобильных шин

Обоснование 6

10,6 руб./час

Часовая стоимость эксплуатации машин без з/платы машинистов

п. 5.2 + п. 6.7 + п. 7 + п. 8.1 + п. 8.2 + п. 8.3 + п. 9

25,2 + 93,3 + 92,1 + 22,3 + 6,2 + 10,6

249,7 руб./час

Калькуляция себестоимости ГАЗ-3302

Себестоимость - это все затраты, связанные с производством и реализацией, выраженные в денежных единицах.

При расчете калькуляции себестоимости все затраты распределяют в зависимости от их характера, назначения и экономической природы. Выделяют затраты на возмещение живого труда и овеществленного; прямые и косвенные; переменные и постоянные. Переменные калькулируются на 1 км. пробега, а постоянные на 1 час работы. Кроме того калькулируются затраты на 1 ткм, на 1 км. платного пробега, на 1 рубль выручки. В данной выпускной квалификационной работе затраты ООО «Грузоперевозчик 18» калькулируются на 1 час работы:

Статьи затрат

Смета, руб.

Калькуляция себестоимости

Амортизация на восстановление

Ремонтный фонд

Материалы

  • - топливо
  • - шины
  • - запчасти и материалы
  • - смазочные материалы
  • - прочие затраты
  • 224223
  • 24720
  • 81249
  • 19270
  • 36485
  • 148,22
  • 16,34
  • 53,71
  • 12,74
  • 24,12

Материалы

  • - топливо
  • - шины
  • - запчасти и материалы
  • - смазочные материалы
  • - прочие затраты
  • 224223
  • 24720
  • 81249
  • 19270
  • 36485
  • 148,22
  • 16,34
  • 53,71
  • 12,74
  • 24,12

Зарплата водителей и ремонтных рабочих

Начисления на зарплату

Накладные расходы

на 1 час работы: Sч = = 678,72 руб.

Инвентаризация основных средств

Инвентаризация - это прием ревизии, используемый для проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учета, а также для выяснения сохранности собственности в организации. При этом фактическое наличие ценностей записывается в инвентаризационные описи, на основании которых и данных бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессе инвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе объектов основных средств.

Проведение инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в учете осуществляются согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация основных средств является обязательной в следующих случаях:

  • * при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) - на дату составления бухгалтерского баланса;
  • * при выдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • * при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • * после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • * перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • * при выявлении факторов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • * в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризацию основных средств, кроме скота, проводят не менее одного раза в год и не ранее 1 октября отчетного года. Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды - не менее одного раза в 5 лет по состоянию на 1 декабря. Животных должны инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 31 декабря отчетного года).

Количество и сроки инвентаризаций определяются в организации руководителем, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным, и фиксируются в учетной политике.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой включают главных специалистов, бухгалтера и других, но не менее трех человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица. За правильность и своевременность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель организации и главный бухгалтер.

Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, акты о приеме-передаче объекта и т. д.). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

При проведении инвентаризации по основным средствам применяются следующие формы инвентаризационных описей:

  • * инвентаризационная опись основных средств (ф. № ИНВ-1);
  • * сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ-18) - применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета;
  • * акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ-10) - применяется при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования и других объектов основных средств.

Все документы составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии отдельно по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственным за сохранность объекта. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ-18).

Стоимость неучтенных объектов ставится на учет в экспертной оценке, ориентируясь на современную оценку их воспроизводства. Такие объекты в указанной оценке с отражением суммы износа (исходя из фактического состояния этих объектов) оформляются отдельным актом.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода объектов в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в негодность.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне организации, инвентаризируются по документам, подтверждающим их действительное местонахождение.

Если обнаружены излишки основных средств, то составляется проводка:

Дт счета 01 «Основные средства»,

Кт счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостача или порча основных средств отражается по:

Дт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кт счета 01 «Основные средства».

Одновременно списывается амортизация недостающего объекта основных средств:

Дт счета 02, Кт счета 94.

При невозможности отнесения недостающих основных средств на конкретных виновных лиц эти средства списываются по остаточной стоимости бухгалтерской проводкой:

Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы»,

Кт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Инвентаризация завершается составлением протокола. В нем указываются сведения о выявленных недостачах или излишках, в том числе о причинах их возникновения с указанием виновных лиц и мер, которые следует к ним применить. Протокол утверждает руководитель организации.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с