Контрольная работа анализ экономики монголии. Промышленность монголии Виды хозяйственной деятельности монголии

Монголия — государство, которое расположено в Восточной Азии, граничит с Россией, Китаем и не имеет выхода к морю. Обширные территории страны, часть из которых мало пригодна для жизни, заселены неравномерно. При этом Монголия может похвастаться быстрыми темпами развития экономики и довольно высоким уровнем жизни населения. В большинстве международных организаций Монголия имеет статус наблюдателя.

Краткая история государства

Первые попытки становления Монгольского государства предпринимались разобщенными племенами, заселившими территорию современной Монголии еще 850 тысяч лет назад, в 4-м веке до нашей эры. Хунны тогда объединились для борьбы с китайскими племенами и правили в монгольской степи до 93 года до нашей эры. Позже Хуннскую империю сменили несколько киргизских, тюркских и монгольских ханств. Ни одному из них не удалось надолго закрепиться на монгольских землях: кочевой образ жизни, воинственность и недостаточно авторитетная власть — все это стало причиной разобщенности.

Более стабильный союз племен вошел в историю под названием Хамаг Монгол и стал основой будущей Монгольской империи во главе с Чингисханом. Но уже с конца XIII века культурные различия, смерть сильнейшего правителя, бесконечный передел власти и неоднородность заселения государства стали причиной начала распада Золотой Орды.

Следующие несколько веков монгольские степи занимали различные правители, империи и народности: империя Юань, династия Северная Юань, китайская империя Цин, управляемая маньчжурской династией, - до 1911 года. Когда в Китае прогремела Синьхайская революция, положившая конец империи, а в самой Монголии поднялась национальная революция, на территории современной Монголии государственности как таковой не существовало.

Новая Монголия в 1915 году была признана автономной частью Китайской республики, а через девять лет повторно (в первый раз в 1911-м) была провозглашена независимость государства. Однако до конца Второй мировой войны независимость Монголии признавалась разве что СССР.

Для Монгольской Народной Республики были характерны некоторые черты Советской власти: репрессии, коллективизация, уничтожение монастырей, а позже и перестройка. Агрессия Японии отражалась совместными действиями СССР и Монголии. Современная история Монголии началась с принятием новой Конституции в 1992 году и изменением политического курса.

Государственное устройство и политика

Монголия, население которой отличается разнообразием, является парламентской республикой. Глава государства — президент, исполнительная власть представлена правительством, законодательная — парламентом, который именуется Великим государственным хуралом. На местах власть остается в руках местных самоуправлений, которые избираются сроком на четыре года.

В 2008 году в Монголии произошел внутриполитический кризис, который спровоцировал массовые беспорядки в столице государства (Улан-Баторе) и стал причиной смены правительства и перевыборов президента. В настоящее время президентом государства является Цахиагийн Элбэгдорж, правящая партия — Монгольская Народная Партия (МНП).

География Монголии

По территории государство занимает девятнадцатое место в мире, являясь довольно большим. Площадь Монголии составляет 1 564 116 км², что соизмеримо, например, половине Якутии. Большую часть страны (по географическим особенностям) занимает равнина с несколькими возвышающимися хребтами и горными массивами. В южной части Монголии расположена пустыня Гоби.

Все источники пресной воды берут начало в горах и питаются несколькими крупными притоками. В Монголии насчитывается большое количество озер, многие из которых являются временными, т. е. образуются в период дождей и исчезают при засухе.

Площадь Монголии и расположение государства делают климат резко континентальным. Средняя температура в зимнее время года колеблется от -25 до -35 градусов, летом находится в пределах тех же значений со знаком плюс. Количество осадков уменьшается с северо-запада на юг.

Административное деление государства

Монголия, население которой неравномерно расселено по территории государства, делится на 21 аймак, имеющих в своем составе в общей сложности 329 сомонов, и столицу Улан-Батор. Крупнейшим городом ожидаемо является столица, насчитывающая полтора миллиона постоянных жителей. За административным центром по численности населения следуют аймак Хувсгел (114 тысяч человек), Дорноговь (109 тысяч человек) и Уверхангай (100 тысяч человек).

Характерной особенностью Монголии является наличие временных поселений, в связи с чем используется отличная от стандартной адресная система. Так, в Монголии нет привычных названий городов, улиц, номеров домов и квартир, а адреса заменены цифровыми кодами, которые позволяют установить местонахождение объекта на местности с точностью до одного метра. При этом чем длиннее код, тем точнее можно установить местонахождение объекта. Система подходит для использования в глобальном масштабе, активно применяется в цифровой картографии и навигационных системах.

Экономика Монголии

Экономика Монголии развивается необычайно динамично, а само государство является крупнейшим рынком сбыта во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По последним прогнозам экономика государства будет расти минимум на 15% в год в краткосрочной перспективе.

Основные отрасли промышленности Монголии представлены:

  • добычей полезных ископаемых (20% ВВП) и минеральных ресурсов ;
  • сельским хозяйством (16% ВВП);
  • транспортом (13%);
  • торговлей (также 13%).

Рассматривая занятость населения, можно отметить, что большая часть трудоспособных граждан трудоустроены в сельском хозяйстве (41%), чуть меньше в сфере услуг (29%) и торговле (14%).

На импорт Монголия (население при этом обеспечено всем необходимым) отправляет нефтепродукты, оборудование (как промышленное, так и индустриальное) и товары широкого потребления. Основными партнерами в международной торговле являются Россия, Китай, Япония и Южная Корея.

Финансовый сектор

Центральный банк имеет те же функции, что и подобные учреждения в других государствах. Валюта Монголии — монгольский тугрик, который был введен в обращение еще в 1925 году. На сегодняшний день обменный курс в среднем такой: 2405 тугриков = 1 доллару США. Несмотря на то что существует национальная валюта Монголии, в обращении находятся также американский доллар (используется практически во всех сферах, кроме оплаты государственных услуг) и российский рубль или евро, которые принимают в небольших магазинах (преимущественно в столице) и на рынках.

Кстати, цены в Монголии приятно удивляют туристов. Приобрести памятные сувениры, изделия из натуральной шерсти и кожи, ковры в столице можно по стоимости ниже, чем в России. На продукты питания цены умеренные. Так, обед обойдется в среднем в 6-7 долларов.

Население государства: общая характеристика

Население Монголии характеризуется моноэтничностью, преобладающим количеством городского населения (даже несмотря на большую занятость в сельском хозяйстве), положительным естественным приростом, большим количеством диалектов в языковой принадлежности населения и разнообразным религиозным составом.

Численность населения государства

Численность населения Монголии по данным на 2015 год составляет 3 миллиона 57 тысяч человек. На жителей столицы приходится одна треть общей численности граждан. Подробнее характер расселения граждан по территории государства будет рассмотрен ниже.

Естественный прирост населения составляет 28 человек на 1000 граждан в год. Данный факт позволил численности населения Монголии увеличиться в четыре раза в период с 1950 по 2007 год. Еще в 1918 году численность населения Монголии составляла всего 647 тысяч человек, а к 1969 уже вдвое больше. Сколько-нибудь верных данных о количестве жителей до 1918 года не сохранилось вследствие трудной истории становления государственности, когда территории Монголии входили в состав других стран, а коренное население притеснялось.

Плотность и расселение жителей

Средняя плотность населения Монголии составляет почти 2 человека на один квадратный километр. Этот показатель стал причиной размещения государства на последнем месте (195-я строка) в списке по плотности населения стран мира. Наиболее плотно (5-6 человек на квадратный километр) в Монголии заселены долина реки Орхон и горные районы Хангая — наиболее пригодные для жизни территории западнее столицы.

Обширные территории (40%) государства являются малопригодными для комфортной жизни вследствие природных особенностей. Плотность населения составляет рекордные один человек на 10-15 квадратных километров, часть территорий и вовсе остается незаселенной.

Этнический и национальный состав

Монголия (население составляют преимущественно представители монгольской группы) — моноэтническое государство. Доминирующая этническая группа разделяется на несколько родов тюркского происхождения, субэтносы и близкие этнографические группы.

Помимо коренного населения, в общей сложности составляющего чуть более 82%, в стране проживают тюрки, русские и китайцы. Русских в Монголии насчитывается всего полторы тысячи человек, тогда как еще в конце 80-х проживало целых 20 тысяч. Бежали в соседнее государство преимущественно старообрядцы, спасающиеся от религиозных преследований на родине. Китайцев на данный момент проживает в Монголии несколько сотен, в 60-х годах же число выходцев из Китая в Монголии доходило до 25 тысяч человек.

Язык и письменность в Монголии

Разнообразие близкородственных этнических групп предопределяет незначительные, но все же выраженные языковые отличия. Государственный (монгольский) включает в себя несколько диалектов:

  • ойратский;
  • непосредственно монгольский;
  • бурятский;
  • хамниганский.

Распространены и тюркские диалекты:

  • казахский;
  • тувинский;
  • цаатанско-сойотский.

Преподавание в столице государства ведется также на казахском.

В 1945 году монгольский язык был переведен на кириллицу с добавлением еще двух отличающихся букв. Старомонгольский на сегодняшний день не используется, хотя попытки восстановления языка неоднократно предпринимались. В религиозных практиках и по сей день широко используется тибетский, на котором в прошлых веках были написаны художественные произведения, религиозные и научные трактаты.

Религиозная принадлежность населения

Основной религией в Монголии является модифицированный буддизм (53%). При этом в столице большинство христианских, а не буддийских храмов (197 против 63). Большую часть населения составляют атеисты (38%). Религиозное разнообразие представлено также исламом, шаманизмом, христианством и некоторыми другими религиями.

Уровень жизни населения

Монголия, уровень жизни населения которой в большинстве источников остается за гранью повествования, является довольно развитым государством со стабильной экономикой. До сих пор в стране остались люди, ведущие кочевой образ жизни, но их существование облегчают многочисленные блага цивилизации. Столица же похожа на большинство современных городов. Так, сегодня Монголия уверенно открывает для себя “окно в большой мир”.

ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»

Кафедра мировой экономики

Контрольная работа

по дисциплине

«Мировая экономика»

«Анализ экономики Монголии»

Выполнила:

студентка 3 курса ФФ

группы 2308

Бухадеева Е.Б.

Проверил: К.э.н.

Автурханов Э.М.

Г. Москва

    Этапы экономического развития……………………………………………...3

    Тип экономического развития…………………………………………………5

    Уровень экономического развития……………………………………………6

    Социальная структура экономики………………………………………….....6

    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП………………7

    Промышленность………………………………………………………………7

    Сельское хозяйство………………………………………………………….....9

    Минеральные ресурсы…………………………………………………………9

    Транспорт……………………………………………………………………...10

    Связь……………………………………………………………………….11

    Качество и использование рабочей силы……………………………….12

    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции ……………………………………………………………………………………12

    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………13

    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Монголия – страна, не имеющая выхода к морю и находящаяся в Восточно-Центральной Азии, граничит с Россией на севере и Китаем на юге, западе и востоке. С площадью 1 564 116 км² и численностью населения около 2,9 млн. чел Монголия является страной, занимающей 19 место в мире по площади, но в тот же момент является одной из самых слабозаселенных стран. Около 20 % всего населения страны живут менее чем на 1,25$ в день.

Экономика Монголии традиционно основана на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия также имеет обширные месторождения полезных ископаемых: меди, угля, молибдена, олова, вольфрама, золота, на разработку которых приходится большая часть промышленного производства.

  1. Этапы экономического развития

Коммунистическая эпоха. Страна зависела от СССР в плане топлива, лекарств, вспомогательного сырья для заводов и электростанций. Бывший СССР также являлся главным потребителем монгольской промышленности. В конце 1980 года, правительство приступило к улучшению связей с некоммунистической Азией и странами Запада, было положено начало туризму. Содействие СССР, около одной трети ВВП, 80% всех международных отношений, исчезло практически за одну ночь в 1990-91 годах в период распада Советского Союза (1985-1991). Монголия была в глубоком спаде, который был продлен (МНРП) нежеланием Монгольской народно-революционной партии провести серьезные экономические реформы.

Переход к рыночной экономике. В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в трехмерном размере инфляции, роста безработицы, дефицита основных товаров и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.

Правительство DUC (Демократической союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.

Настоящее время. Зависимость Монголии от торговых отношений с Китаем значит, что мировой финансовый кризис скажется на монгольской экономике, что характеризуется серьезной задержкой в росте темпов роста экономики. Тем не менее, пока все страны находятся в процессе посткризисного восстановления экономики, Монголия страдает от зуда зимой (мор скота от мороза) 2009-2010 годов, в результате чего наблюдается снижение численности скота, что серьезно сказывается на производстве кашемира, на долю которого приходится около 7% экспортных доходов страны.

По данным Всемирного банка и оценкам МВФ, реальный рост ВВП сократился с 8% до 2,7% в 2009 году, а экспорт сократился на 26% с $ 2,5 млрд. до $ 1,9 млрд. после многообещающего устойчивого роста до 2008 года. Из-за этого прогнозируется, что от 20000 до 40000 чел. (0,7% и 1,4% населения соответственно) погибнут из-за бедности, чего бы не было, если не кризис.

В конце 2009 и начале 2010 года, однако, рынок начал восстанавливаться вновь. Выявив проблемы и научившись от своих предыдущих экономических неудач, правительство проводит законодательную реформу и ужесточает фискальную политику, что предполагает развитие экономики только в положительную сторону. В феврале 2010 года иностранные активы были высчитаны в 1569449 млн. долл. США в настоящее время формируются новые торговые соглашения, и иностранные инвесторы пристально следят за"азиатским волком", условным названием монгольской экономики. Этот термин был придуман "Ренессанс Капитал" в докладе «Blue Sky Opportunity». Они заявляют, что Монголия может стать новым азиатским тигром или безостановочным «монгольским волком», как они предпочитают называть экономику Моноголии. Недавние события в горнодобывающей промышленности и количественный рост иностранных инвесторов, подтверждает, что «монгольский волк» готов к прыжку. Агрессивное название термина отражает возможности развития в рынке капитала, а также хорошие перспективы в отрасли минеральных ресурсов. У монгольской экономики есть шанс сохранить свой титул быстрорастущей и развивающейся экономики.

За годы народной власти в Монголии создана промышленность, становящаяся важной отраслью народного хозяйства. Из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную. До революции 1921 г. в Монголии не было промышленности и не было рабочего класса. Переработка продуктов животноводства - обработка кожи, выделка овчин, катание войлока, а также кузнечное и столярное ремесло и другие виды производства - носили кустарный характер и обслуживали внутрихозяйственные потребности монгольского населения. Собственно монгольскими промышленными предприятиями являлось небольшое количество угольных шахт в урочище Налайха. В отдельных районах страны (бассейн pp. Иро, Хары и др.) иностранные капиталисты хищнически занимались добычей золота и драгоценных камней, им принадлежали также мелкие кустарные предприятия по первичной обработке шерсти и кожи, столярные, слесарные, кузнечные и другие мастерские. Страна целиком зависела от ввоза промышленной продукции из других стран.

Одной из основных задач Народного правительства было создание национальной промышленности, однако отсутствие достаточных средств и квалифицированных рабочих создавало большие трудности на этом пути. Существенную помощь в создании монгольской национальной промышленности с первых же лет монгольской революции стал оказывать Советский Союз.

Создание национальной промышленности было намечено в решениях III съезда МНРП и I Великого народного хурала МНР (1924 г.). Промышленность Монголии создавалась с самого начала как фундамент социалистического сектора народного хозяйства. В создании промышленности можно выделить два этапа, обусловленнных конкретно-историческими особенностями страны.

На первом этапе (1921 -1940 гг.) развивалась в основном легкая и пищевая промышленность, а также были заложены основы энергетической промышленности. В 1920-х годах развернулась стройка современных предприятий, занимающихся переработкой различных видов животноводческого сырья. К 1933 г. в Улан-Баторе вступили в строй механический и кирпичный заводы и электростанция, лесопильный завод на р. Иро и другие предприятия. В 1931 г. началось строительство самого крупного в Монголии предприятия легкой и пищевой промышленности - Улан- Баторского промышленного комбината и в 1934 г. было закончено его строительство. Это предприятие впоследствии стало кузницей кадров социалистической промышленности. В те же годы вступила в строй Хат- хыльская шерстомойная фабрика.

Успешное развитие легкой и пищевой промышленности требовало создания основ топливно-энергетической промышленности. Значительно были расширены и механизированы угольные копи в Налайхе. Были созданы новые угольные шахты - в районе Югоцзыря, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде и в других местах. В Улан-Баторе в 1939 г. был создан единый энергокомбинат, в аймаках вступали в эксплуатацию небольшие электростанции.

На первом этапе в республике также стали развиваться отдельные зачатки металлообрабатывающего производства (в 1928 г. создан механический завод с чугунолитейным цехом), промышленность строительных материалов, полиграфическая, золотообрабатывающая отрасли промышленности.

Так, в государственном секторе народного хозяйства за 1921-1940 гг. были созданы основы монгольской промышленности.

На втором социалистическом этапе монгольской революции ("с 1940 г.) успешно развивается промышленность Монголии. Партия и правительство уделяют развитию промышленности огромное внимание. Размер капиталовложений в промышленность в 1960 г. возрос в 16 раз по сравнению с 1941 г. С 1940 по 1960 г. (за 20 лет) валовая продукция промышленности увеличилась в 7.5 раза. Производство отдельных видов промышленной продукции на душу населения в 1960 г. возросло в следующих размерах по сравнению с 1940 г.: электроэнергии - в 7.2 раза, угля - в 2.8 раза, крипича - в 27 раз, шерстяных тканей - в 4 раза, обуви кожаной - в 3.3 раза.

Развитие промышленности ведет к изменению ее доли в экономике страны. Если в 1940 г. удельный вес продукции промышленности составлял 17% всей валовой продукции народного хозяйства, то в 1960 г. он достиг 34.4%.

Пищевая промышленность в настоящее время дает свыше 40% всей промышленной продукции. Развиваются различные отрасли пищевой промышленности, такие как маслодельная, молочная, мясоперерабатывающая и т. д. В аймаках сооружены сотни маслозаводов и сепараторных пунктов. Раньше Монголия не производила товарного сливочного масла, а сейчас она его экспортирует.

Улан-Баторский промкомбинат - наиболее крупное предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственные продукты. В него входит целый комплекс заводов и фабрик, оснащенных новейшей техникой. Здесь имеются шерстомойная, суконная, камвольная, валяльно-войлочная, обувная, шорная и текстильная фабрики, овчинно-шубный, кожевенный, хромовый, шевровый заводы и другие производства. Промкомбинат выпускает и войлок, различные шерстяные ткани, драп, сукно, обувь всевозможных моделей, валенки, прекрасные одеяла из верблюжьей шерсти, пальто, сумки и т. д. Его изделия становятся важной статьей экспорта. Комбинат непрерывно расширяется. По мере роста комбината отдельные цеха его выделялись в самостоятельные новые предприятия.

Улан-Баторский молочный завод в сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. На нем механизированы и автоматизированы все технологические процессы. Он выпускает пастеризованное молоко, кефир, сливки, сливочное масло, творог, сырки, мороженое и другие молочные продукты. Около Улан-Батора работает крупный мясокомбинат, оборудованный современной высокопроизводительной техникой. На базе полуфабрикатов комбината работают, кроме колбасного завода, предприятия по изготовлению консервов, мыла, костяных изделий и пр. Значительная часть продукции мясоперерабатывающей промышленности идет на экспорт.

Теперь пищевая промышленность МНР представлена мясным, маслодельным, хлебо-кондитерским, спирто-водочным, рыбным и другими производствами. В Улан-Баторе работает также кондитерская фабрика, в Сухэ-Баторе - молокозавод, во многих районах республики - производство хлебо-кондитерское, колбасное и др.

В последние годы в республике появилась одна новая отрасль пищевой промышленности - мукомольная. Вступили в строй действующие мельничный комбинат им. XXII съезда КПСС в Улан-Баторе (25 тыс. т муки в год) и ряд других механизированных мукомольных предприятий в аймаках. Монголия сейчас полностью обеспечивает потребность населения в муке за счет собственного производства. Все процессы производства в мукомольной промышленности механизированы.

В последние годы в стране успешно развивается также энергетическая, каменноугольная, нефтяная, металлообрабатывающая, горнорудная, строительная, деревообрабатывающая, бумажная, полиграфическая и фармацевтическая и др. отрасли промышленности.

Среднегодовой прирост промышленной продукции составил в 1948- 1952 гг. 1.4%, а в 1958-1960 гг. 17.9%.

Темпы роста промышленности Монголии, как менее развитой в экономическом отношении страны, значительно превышают темпы роста других социалистических стран, что шаг за шагом приближает промышленное развитие МНР к уровню передовых.

В создании и развитии промышленности монголы справедливо видят основу развития всех других отраслей народного хозяйства. Например, успешное развитие химико-фармацевтической и биопромышленности имеет огромное значение для интенсификации животноводческого хозяйства.

Развитие промышленности Монголии определяется топливно-энергетическим балансом, где основное место занимает угольная промышленность. Сейчас в МНР открыто уже 13 крупных месторождений бурого и каменного угля, в том числе и коксующегося. Наиболее значительная добыча высокосортного угля производится в Налайхинском районе, недалеко от Улан-Батора. Имеются угольные шахты в Тумэн-Цогто, Баин-Булаке, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде, Дзун-Булаке и Табан-Тологое. В некоторых районах страны, в частности в Убур-Хангайском и Сухэ-Баторском аймаках, были открыты угольные шахты, которые начали обеспечивать потребность не только своих аймаков, но и некоторых соседних. Благодаря сдаче в эксплуатацию новых шахт и оснащению новой техникой старых добыча угля по республике возросла на 15.9% по сравнению с 1961 г. В районе Дархана, в бассейне р. Щарын-Гола, монгольские геологи нашли запасы высококачественного каменного угля. Здесь же обнаружены залежи железной руды, асбеста, извести и других ценных ископаемых. Для использования этих природных ресурсов в районе Дархана Селенгинского аймака строится промышленно-энергетический комплекс. В результате освоения Шарын-Гольского угольного бассейна Монголия полностью может обеспечить углем потребности народного хозяйства республики. «Цветком дружбы» называется в Монголии новый г. Дархан. В строительстве этих комплексных предприятий большую помощь Монголии оказывают страны - участники Совета экономической взаимопомощи социалистических стран. С помощью Советского Союза строятся главные объекты комплекса - угольный разрез, железнодорожная ветка, высоковольтная линия электропередач и элеватор. Здесь зарождается новый социалистический город - крупный промышленный и культурный центр страны.

С ростом топливной базы и в целом промышленности увеличивается производство электроэнергии. В большинстве аймачных центров и в госхозах работают местные электростанции. Электрификация страны способствует механизации и автоматизации производства.

Потребление электроэнергии увеличится в 1965 г. в 3.5 раза по сравнению с 1960 г., а средний годовой прирост мощности электростанций - на 28%. В 1961 -1965 гг. будет проведено пятое расширение Улан-Баторской ТЭЦ, построена Толгойтинская электростанция близ Улан-Батора. Намечается строительство электростанций в Селенгинском, Баян-Улэгэй- еком и других аймаках, а также в Дзунхаре и Хархорине. Мощность электростанций в стране увеличится в 1.7 раза, а сельских дизельных электростанций - в 2 раза.

Появилась нефтяная промышленность, совершенно новая отрасль индустрии, о существовании которой не могли знать в дореволюционной Монголии. В Восточной Гоби в последнее время создан крупный нефтяной промысел. Здесь вырос молодой белокаменный город нефтянников - Дзунбаян, с культурно-бытовыми объектами и даже с плавательным бассейном. В настоящее время Монголия производит около половины потребляемого в стране бензина. Нефтяная промышленность удовлетворяет значительную часть потребностей страны.

Горнодобывающая промышленность МНР дает золото, марганец, вольфрам, магнитный железняк, свинец, горный хрусталь, бирюзу и другие цветные и драгоценные металлы, различные соли и т. д. На месте богатых залежей полезных ископаемых строятся горнорудные предприятия. Монголия экспортирует вольфрам, плавиковый шпат, редкие и цветные металлы и т. д.

Металлообрабатывающая промышленность МНР представлена механическим заводом с чугунолитейным цехом. Завод выпускает культиваторы, окучники, транспортные и конные грабли, чугунное литье.

В республике добываются мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. На базе этих сырьевых ресурсов развивается промышленность строительных материалов. За последние годы сдано в эксплуатацию несколько заводов по производ- " ству извести, цемента, шифера, кирпича и других строительных материалов, в том числе домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе, комбинат крупнопанельного домостроения в Улан-Баторе, стекольный завод в Налайхе, Толгойтинский кирпичный завод, кирпичный, железобетонный заводы в Улан-Баторе. Успешно работает первый в стране стекольный завод, который выпускает посуду техническую и бытового назначения, а также художественное стекло, вазы и другие изделия. В цехах широко применяется комплексная механизация. Завод оборудован современной техникой. В 1960 г. промышленность стройматериалов МНР выпустила столько продукции, сколько ее было получено за все предыдущие пятилетки Следует отметить, что промышленность строительных материалов играет важную роль в переходе монголов на оседлость. С каждым годом все больше строится благоустроенных домов, школ, больниц, культурно-бытовых учреждений в монгольских городах и х^допах.

Техническая оснащенность всех промышленных предприятий непрерывно улучшается, в чем большую помощь Монголии оказывают Советский Союз и другие страны социализма.

Развитие промышленности в Монгольской Народной Республике влекло за собой возникновение и развитие рабочего класса. Как указывалось выше, к началу революции в феодальной Монголии основными классами являлись светские и духовные феодалы и крепостные араты.

Монгольский рабочий класс зародился лишь в условиях народно- демократического этапа революции. Он складывался под руководством Монгольской народно-революционной партии на предприятиях, где господствовала социалистическая собственность на средства производства. Поэтому его возникновение сопровождалось рядом особенностей, отличных от возникновения рабочего класса в условиях буржуазного общества. Монгольский рабочий класс не знал капиталистической эксплуатации, он формировался как носитель социалистических производственных отношений. Развиваясь в содружестве с трудовыми аратами, он стал ведущей силой в борьбе монгольского народа за постепенный переход к социализму.

На формирование монгольского рабочего класса благотворное влияние оказывал и советский рабочий класс. Монгольские национальные кадры рабочих готовились различными путями. С одной стороны, они приобретали опыт и знания на своем производстве, работая непосредственно под руководством советских мастеров, обучались в специальных кружках и технических учебных заведениях МНР, с другой - многие рабочие, инженеры и техники получали и получают образование в Советском Союзе. За последние годы важную роль в подготовке национальных кадров рабочих стали играть открытые при крупных предприятиях и организациях учебные комбинаты. Так, в 1951 г. такой комбинат был организован при

Улан-Баторской железной дороге; задачей его является подготовка кадров железнодорожников разных специальностей. В 1954 г. открыт учебный комбинат при нефтяных промыслах Зунбаина в Восточно-Гобийском аймаке. Распространенной формой обучения рабочих, а также повышения их квалификации без отрыва от производства являются кружки техминимума и повышения квалификации, организуемые на предприятиях. Монгольские рабочие также изучают опыт рабочих других социалистических стран.

В стремлении повысить экономическую мощь родины рабочие соревнуются за лучшее выполнение производственных планов, борются за рационализацию производственных процессов, за экономию материалов и средств.

Торговля

Успехи в области промышленного и сельскохозяйственного производства способствовали росту товарооборота, который осуществляется по преимуществу государственными и кооперативными организациями.

До 1921 г. внутренняя и внешняя торговля в Монголии находилась почти полностью в руках иностранных капиталистов; еще в 1927 г. удельный вес иностранных фирм в общем обороте достигал 67%; к началу 1930 г. иностранные фирмы были уже вытеснены с монгольского рынка. С этого времени как внутренняя, так и внешняя торговля стала находиться в основном в руках монгольских организаций, хотя вместе с тем допускалась и частная торговля. В 1951 г. удельный вес частной торговли не превышал 6% объема организованной торговли. Кооперативная торговля в республике осуществляется потребительской и промысловой кооперацией. Количество пайщиков кооперации достигает 250 тыс.

С каждым годом увеличивается объем внешней торговли республики. МНР вывозит скот, мясо, шерсть, кожу, пушнину, масло, некоторые виды полезных ископаемых. Из-за границы МНР получает промышленное оборудование, сельскохозяйственные машины, средства транспорта и связи, чай, сахар, табак, ткани и др. Главное место во внешней торговле МНР занимает Советский Союз. За последний период развиваются экономические связи со всеми социалистическими и многими капиталистическими государствами.

В 1952 г. МНР участвовала в Международном экономическом совещании в Москве, неоднократно принимала участие в международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве.

Транспорт и связь

До революции в Монголии транспорт и связь были развиты очень слабо. Бычья упряжка, вьючные верблюды и лошади были единственным видом транспорта. Служебная связь с аймаками и сомонами осуществлялась через уртоны - почтовые станции. Последние располагались на расстоянии 30-40 км друг от друга. До революции араты бесплатно предоставляли для уртонов лошадей, бесплатно перевозили феодалов, лам и чиновников, также бесплатно содержали их. Это было одной из тяжелых повинностей. Все аратские хозяйства, платящие государственный скотоводческий налог, привлекались к уртонной повинности. В 1949 г. правительством МНР эта повинность была совсем отменена. Перевозка государственных служащих осуществляется за счет государства.

В настоящее время созданы все современные виды транспорта и связи. Гужевой и вьючный транспорт, являвшийся до недавнего времени основным средством связи, сейчас носит подсобный характер. Регулярное автомобильное и воздушное Сообщение связывает все важнейшие районы страны. Имеется широкая сеть асфальтированных и грунтовых дорог, сооружены и сооружаются автомобильные и железнодорожные мосты. Во всех аймаках созданы автотранспортные базы, ремонтные мастерские, пункты снабжения и т. п. Автопарк страны насчитывает примерно 10 тыс. машин. На каждые 100 человек в МНР приходится больше машин, чем в некоторых капиталистических странах, а грузовых автомобилей на душу населения в 3.7 раза больше, чем в Иране, и в 15.5 раза больше, чем в Пакистане.

Развивается воздушный транспорт Монголии. В этом очень большую помощь оказал и оказывает Советский Союз. Сейчас создан гражданский авиафлот МНР, который обслуживает почтово-пассажирские перевозки между всеми аймаками и Улан-Батором. Монгольские летчики обслуживают международные трассы, соединяющие Улан-Батор с Москвой и столицами других стран. Улан-Баторский аэропорт принимает современные воздушные лайнеры, типа ИЛ-18 и др.

В 1956 г. вступила в эксплуатацию Трансмонгольская железнодорожная магистраль, которая связывает МНР с Советским Союзом и Китаем. По линии Трансмонгольской железной дороги возникли и строятся новые промышленные предприятия, города, поселки. Эти изменения особенно заметны в пустыне Гоби. Общая длина железных дорог в МНР составляет около 2000 км. Железные дороги МНР работают на тепловозной тяге. В конце 1960 г. на железные дороги приходилось 42% всех внутренних и внешних перевозок МНР.

Судоходство в стране развито слабо, из большого количества рек и озер оно имеется лишь на оз. Хубсугул (Косогол), на р. Селенге и частично ее притоке Орхоне. На водный транспорт приходится в среднем 7ю часть общего грузооборота. Он осуществляет главным образом внешнеторговые грузовые перевозки.

В Монголии есть все современные средства связи. Сдан в эксплуатацию ряд телефонных станций, устаревшие системы заменяются более современными. Вводится в действие автоматическая телефонная станция на 10 тыс. абонентов. Аймачные центры связаны со столицей и между собой телеграфом и телефоном. Телефонизированы и радиофицированы госхозы и СХО. Намечена сплошная радиофикация страны. В 1960 г. в Улан-Баторе сдана в эксплуатацию мощная центральная радиовещательная станция МНР, построенная при братской помощи Советского Союза. Она одновременно передает программы монгольского радиовещания на длинной волне и на коротких волнах. Создано Монцамэ - Монгольское телеграфное агентство.

Таким образом, транспорт и связь стали самостоятельной и новой для Монголии отраслью народного хозяйства, они занимают по техническому оснащению и энерговооруженности труда одно из первых мест. Быстрый рост всех отраслей промышленности вызовет дальнейшее развитие всех видов транспорта и связи. Общий объем грузооборота по всем видам транспорта увеличится за пятилетие на 90%, в том числе по железной дороге - на 11.5%, автотранспорту - в 2.9 раза, воздушному транспорту - в 1.6 раза.

Однако новые средства передвижения пока не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения, приспособленного к природным условиям страны.

Лошадь, бык, верблюд продолжают играть большую роль как верховые и вьючные животные, а также в отдельных районах, преимущественно в центральной и восточной частях страны, используются для запряжки в двухколесные телеги. Все монголы - мужчины, женщины и дети - великолепные наездники.

Прежде перевозка грузов в основном производилась только на быках и верблюдах. Быки впрягались в двухколесные деревянные телеги весьма примитивного устройства, в которых совершенно отсутствовали железные части; на верблюдах груз перевозился вьюками, запряжка их в телеги практиковалась лишь в некоторых районах восточной части страны.

Население обычно передвигалось по стране верхом, для чего служили в первую очередь лошади, использовались также быки и верблюды. Приучение лошадей к запряжке началось только после революции, причем здесь еще долгое время наблюдались остатки издавна сложившихся традиций особого почтительного отношения к лошади. Так, например, в телегу с запряженной лошадью хозяин предпочитал не садиться, а шел пешком рядом или ехал верхом на другой лошади. Новые средства передвижения, как указано выше, не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения. Особенности материальной культуры как результат многовекового опыта монгола-кочевника здесь выступают еще очень сильно. Они выражаются в устройстве вьючных и верховых седел, телег, в способах заседлывания и вьючения животных и др.

Вьючное седло (янгирцаг) для коня и быка состоит из двух досок, соединенных между собой двумя массивными деревянными дужками. Доски и дужки про- сверлены и сшиты тонкими ремешками. Подпруга перекидывается через седло, и для неэ на досках вырезаны неглубокие выемки. К концам задних досок прикрепляется потфея (подхвостник). На спину животного сначала накладывается войлочный подседельник (токум), а поверх него укрепляется седло. Для верблюдов употребляется другая форма седла. Сначала для предохранения спины верблюда от стирания и ранения его горбы окутываются войлоком, к бокам прикладываются подушки (хом), набитые шерстью, и затем все это прижимается палками. Для укрепления вьюка на седле верблюда, его, дергая за поводок, заставляют лечь на землю.

В центральных и восточных районах верблюдов впрягают в двухколесные телеги, для этой цели употребляется специальное войлочное седло-хомут, которое надевается на передний горб верблюда.

При длительных переходах по песчаным и покрытым галькой местам подошвы верблюдов трескаются; в таких случаях верблюдов кладут на бок, связывают им ноги и подушкообразные подошвы ног подшивают кожей с помощью длинной кривой иглы.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Сегодня экономика Монголии развивается весьма динамично, страна является одним из самых перспективных рынков во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению экспертов Всемирного банка, Международного валютного фонда и других авторитетных организаций, эту страну относят к числу тех, в которых темпы экономического развития в ближайшее время будут одними из самых высоких. В частности, специалисты Всемирного банка считают, что в течение десяти последующих лет экономические показатели будут расти в среднем на 15 % каждый год.

Основные отрасли

Экономика Монголии сосредоточена в нескольких отраслях, это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Это даже при том, что большая часть людей проживает в городах. Значительную часть промышленного производства страны составляют: уголь, медь, олово, молибден, золото и вольфрам.

При этом еще несколько лет назад в стране было огромное число бедных. Еще в начале 2010 года почти 40 % населения жили ниже уровня бедности. В последние годы этот показатель сокращается активными темпами.

В структуре ВВП экономики Монголии большую часть занимает добыча полезных ископаемых, составляя почти 20 %. Лесоводство, сельское хозяйство и рыболовство занимают приблизительно 17 %, более 10 % приносит розничная оптовая торговля и сфера транспорта. Своя доля в ВВП есть и у обрабатывающего производства, недвижимости, связи и информационных технологий.

Большая часть трудоспособного населения сосредоточена в сельском хозяйстве (более 40 %), около трети работает в сфере услуг, почти 15 % - в сфере торговли. Остальные люди работают на производстве, в частном секторе, горнодобывающей промышленности.

Тип экономики

Чтобы разобраться в финансовом устройстве этого государства, важно понять, какая экономика в Монголии. Она находится в стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая при этом некое промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами. В настоящее время Монголия относится к странам с переходной экономикой.

При этом в ходе процесса трансформации происходит преобразование структуры производства, отношений собственности, инструментов управления.

Экономика Монголии - это пример экономики переходного типа. Распад социалистической системы в конце XX века коснулся и этого государства. Во всех странах, ранее входивших в соцлагерь, начался переход на рыночные отношения. Необходимость срочных реформ в стране созрела еще в 80-е годы. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, только ускорила этот процесс. Масштабные социально-экономические преобразования начали осуществляться после 1991 года.

Монголия - страна с переходной экономикой, которая активно развивается в последнее время. Здесь присутствуют все основные критерии для государства, находящегося на переходном этапе своего социально-экономического развития. Это приватизация и реорганизация, макроэкономическая стабилизация, либерализация. Построение рыночной экономики в Монголии - конечная цель, которую сегодня можно считать частично достигнутой.

Природные ресурсы

Для экономического развития Монголии природные ресурсы имеют большое значение, их здесь действительно много.

В частности, в стране три крупных месторождения бурого угля, на юге обнаружен каменный уголь высокого качества, геологические запасы которого, по предварительным оценкам, составляют несколько миллиардов тонн. Уже давно успешно разрабатываются месторождения и вольфрама, считающиеся средними по количеству запасов.

В горе Сокровищ добывают медно-молибденовую руду. Открытие этого полезного ископаемого привело к строительству крупного горно-обогатительного комбината, вокруг которого вырос целый город. Сегодня в Эрдэнэт проживает почти сто тысяч человек.

Важное место в экономическом развитии Монголии занимает одно из крупнейших в мире месторождений золотой руды, имеющее название Оюу-Толгой. В последнее время интерес инвесторов к этой стране повысился, так как большая часть земель здесь до сих пор геологами не изучена, значит, многие полезные ископаемые так до сих пор и не найдены.

Промышленность и машиностроение

Основные в экономике Монголии - это текстильное, суконное, шерстяное, кожевенное, овчинно-шубное, мясоперерабатывающее производство, производство строительных материалов. Страна занимает второе место в мире по производству кашемировой шерсти.

Машиностроение появилось сравнительно недавно, но уже успело занять определенное место в экономике Монголии. В стране в 2006 году вышел на линию первый троллейбус, выпущенный монгольскими инженерами. С 2009 года начался выпуск дуобусов - это транспортное средство, которое объединило в себе автобус и троллейбус, который может использоваться как на маршрутах с контактной сетью, так и без нее.

В 2012 году монгольскими инженерами был собран первый самолет в стране для национального перевозчика. В 2013 году совместно с Белоруссией удалось договориться о совместном производстве тракторов, также работают предприятия по выпуску дельталетов и автожиров. Сейчас планируется запустить компанию по выпуску трамваев на резиновых колесах. Это будет принципиально новый вид общественного транспорта, который сможет за один раз перевозить от 300 до 450 пассажиров.

Сельское хозяйство

Характеризуя кратко экономику Монголии, следует уделить достаточно внимания сельскому хозяйству. В стране суровый континентальный климат, поэтому данная отрасль остается уязвимой к холодам, засухе и другим стихийным бедствиям. В стране катастрофически мало пахотных земель, при этом около 80 % территорий используются под пастбища.

Выпасом домашнего скота занято большинство сельского населения. Преимущественно здесь разводят коз, овец, верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот. Стоит отметить, что это единственное современное государство в мире, в котором среди основных отраслей экономики до сих пор остается кочевое животноводство.

По количеству скота на душу населения Монголия занимает первое место в мире. Также здесь выращивают картофель, пшеницу, арбузы, помидоры, различные овощи. В целом, пахотных земель мало, в основном, они сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

В последнее время большая часть скота сконцентрировалась в руках нескольких влиятельных семей. С 1990 года действует закон об иностранных инвестициях, который позволяет владеть акциями различных монгольских предприятий гражданам других государств. Также были приняты новые законы, касающиеся банковских операций и налогообложения, долговых обязательств и кредитов.

Транспорт

В стране развит железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Решение о строительстве железной дороги было принято в 1915 году. Сейчас в стране две основные магистрали для поездов.

Монгольская железная дорога соединяет страну с Китаем, это кратчайший путь между Европой и Азией. Общая протяженность дорог приближается к двум тысячам километров.

Общая протяженность водных путей в стране всего около 600 километров. Судоходными считаются реки Орхон и Селенга, озеро Хубсугул. Монголия вторая страна в мире по площади (после Казахстана), которая не имеет прямого выхода ни к одному океану.

Но этот факт не помешал ей в 2003 году зарегистрировать собственный судовой регистр. Сегодня под монгольским флагом ходит уже примерно 400 судов, ежемесячно их число стремительно увеличивается.

Автомобильные дороги

Большинство автомобильных дорог здесь грунтовые или гравийные. Большинство дорог с твердым асфальтовым покрытием находятся в районе Улан-Батора, они ведут к китайской и русской границам.

Общая протяженность дорог в стране составляет почти 50 тысяч километров. Из них менее 10 тысяч километров - это дороги с твердым покрытием. В настоящее время в стране активно строят новые магистрали и модернизируют старые.

Авиация

В политике Монголии в экономике важную роль занимает авиационный транспорт. Всего в стране 80 аэропортов, при этом только 11 имеют посадочные полосы с твердым покрытием.

При этом расписание вылетов крайне нестабильное. Из-за сильных ветров рейсы постоянно отменяют или переносят. В Монголии официально зарегистрировано десять авиакомпаний, которые владеют 30 вертолетами и приблизительно 60 самолетами.

Существует воздушное такси - специальное средство общественного транспорта, которое перевозит пассажиров за фиксированную плату. От чартерных и других коммерческих рейсов воздушное такси отличается своей простотой. Например, отсутствует процедура длительной регистрации, время ожидания посадки минимальное. Как правило, достаточно прибыть в аэропорт за четверть часа до вылета, чтобы пройти все сокращенные процедуры таможенного контроля и оформления.

На таких воздушных судах нет стюардесс, кухонь и туалетов. В большинстве случаев в качестве таких такси используются малолитражные самолеты, а также вертолеты средней и малой грузоподъемности.

Туризм

Монголия активно стремится развивать туризм. В стране построено достаточно много гостиниц, путешественников, желающих приехать в эту экзотическую страну, становится все больше. Здесь есть два горнолыжных курорта, к тому большое количество исторических памятников буддийских монастырей, нетронутая природа.

Из иностранных туристов в Монголию приезжает больше всего гостей из России, Китая, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Также можно встретить достаточно много путешественников из Германии, Франции и Австралии.

В стране действует примерно 650 туроператоров, готовых обеспечить прием около одного миллиона туристов в год.

Экспорт

Важное место в экономическом развитии государства играет экспорт. Основными товарами, которые отправляют за границу, является концентрат молибдена и медь, кашемир, флюорит, кожа, шерсть, одежда, мясо. Недра страны богаты минеральными ресурсами. В частности, здесь много запасов олова, железной руды, угля, урана, меди, цинка, нефти, фосфора, молибдена, золота, вольфрама, полудрагоценных камней.

При этом более 80 % монгольского экспорта отправляется на территорию Китая. На втором месте - Канада. От 1 до 4 % доли экспорта приходится на страны Европейского Союза, Россию, Южную Корею.

Данное положение стало меняться после 2012 года, когда Монголию перестала устраивать экспортная зависимость от Китая. Правительство начало приостанавливать отдельные проекты сотрудничества с Поднебесной. Считается, что одним из поводов для этого стали попытки крупной китайской алюминиевой компании получить контрольный пакет акций одного из крупнейших монгольских поставщиков угля на территорию Китайской народной республики.

Импорт

В первую очередь в страну импортируют индустриальное и промышленное оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

Примерно треть импорта приходится на поставки из Российской Федерации, второе место прочно занимает Китай. Также массово в Монголию поставляют товары из Южной Кореи и Японии.

Монголия стремится постоянно избавляться от импортной зависимости. В частности, планируется в ближайшем будущем открыть первый на территории государства нефтеперерабатывающий комбинат.

Финансовый сектор

Официальная денежная единица Монголии называется монгольский тугрик. В настоящее время за один российский рубль можно купить 38 тугриков. Собственная валюта в стране появилась только в 1925 году. Причем денежные знаки изначально были изготовлены в Советском Союзе.

В большинство банков можно пользоваться кредитными картами, пункты обмена есть во всех гостиницах страны. Также в качестве оплаты здесь без проблем принимают чеки путешественника.

В 1991 году была открыта Монгольская фондовая биржа.

Доходы населения

На 2017 год средняя заработная плата в стране составила 240 тысяч тугриков в месяц, то есть менее шести с половиной тысяч рублей.

При этом в стране введен минимальный размер оплаты труда. Самую низкую почасовую или ежемесячную оплату труда по законодательству устанавливается правительство. В 2017 году минимальный размер оплаты труда как раз и составил 240 тысяч тугриков в месяц. При этом в Монголии только 7 % населения получает минимальную заработную плату. По сравнению с 2013 годом минимальный размер оплаты труда увеличился на четверть.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с