Камеральная налоговая проверка где проводится. Камеральная проверка: что выявляют налоговики в сданной отчетности. Истребование документов у проверяемой компании

Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.

Необходимые сведения

Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.

Основные определения

Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.

Кем она проводится

Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.

Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.

Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.

Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.

Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.

Предмет проверок

Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.

Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.

Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.

Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.

Выполняемые задачи

Задачами камеральной проверки является:

Проведение визуальной проверки Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты
Проведение логического контроля Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов
Проведение проверки согласованности значений Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины

Преследуемая цель

Цель:

  • контролировать, соблюдается ли плательщиком налогов законодательство о налогах и сборах;
  • выявлять суммы не перечисленного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • взыскивать сумму неуплаченного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • привлечь виновника к ответственности налогового или административного характера за совершенные нарушения;
  • подготовить сведения, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков налога для проведения выездной проверки налоговой службой;
  • проверить, правомерно ли используются и .

Действующая нормативная база

Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.

О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .

Особенности проведения процедуры налоговыми органами

Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?

Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.

В зависимости от субъекта

Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.

Юридические лица

Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.

Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .

Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.

Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.

Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.

Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.

Физические лица

Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.

Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .

Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.

Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.

Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().

Индивидуальные предприниматели

Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.

Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки

Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:

Выделяют такие этапы проведения проверки:

  1. Принимается и регистрируется декларация.
  2. Далее следует осуществление арифметического и камерального контроля поданной декларации.
  3. Проводятся мероприятия по проверке отчетности.
  4. Завершается камеральная проверка. Составляется акт.

В акте отражают:

  • дату и номер;
  • ФИО должностного лица, что проводило проверку;
  • название фирмы, декларация которой проверялась;
  • регистрационные номера таких документов;
  • список мероприятий, которые проведены;
  • дату, когда проверка начата и окончена;
  • обнаруженные правонарушения;
  • результат проверки, меры ответственности.

Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.

Истребование документов

Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.

Это возможно в таком случае:

Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы
Нужно подтвердить наличие прав на льготу Документально
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость Стоит представить справки, которые подтвердят такое право

Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.

Часто возникающие вопросы

Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.

Особенности в зависимости от налогообложения

Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.

Налог на имущество организаций

При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.

Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.

Проверка осуществляется визуально. Проверяется:

  • наличие всех реквизитов в бланках;
  • четкость заполненной информации;
  • арифметические подсчеты итоговой суммы налога;
  • обоснованность использования льгот.

Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:

  1. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов при снятии с учета ОС до их продажи.
  2. Не вовремя оприходуется ТМЦ.
  3. Не отражаются в учете приобретенные основные средства.
  4. Не включается в расчеты среднегодовых показателей ОС, что были сданы в .
  5. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов на размер несписанных взносов по выбывшим объектам.

По транспортному взысканию

При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.

У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.

Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.

Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?

В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .

На что еще будет смотреть налоговые работники:

  1. Инспектор проверит и коэффициенты, которые рассчитываются предприятиями, что в отчетном периоде . Но такой транспорт должен быть в собственности не более года.
  2. Пересматриваются ставки, используемые при расчете . При возникновении спорной ситуации стоит опираться на нормы ().
  3. Проверяется правильность пересчета базы налога из метрической единицы в лошадиные силы. Придерживаются правил п. 19 рекомендация по , что приняты правительством .

По налогу на прибыль

Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:

  • проверки данных, отраженных в декларации;
  • экономического анализа декларации.

Первая стадия имеет такие направления:

Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля

Вторая стадия включает:

Общее направление проведения анализа экономического плана Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться
Анализ базы налога Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду
Производственный анализ, также анализируется продажа товара Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара

При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .

Стоит помнить о таких особенностях:

  1. При заполнении декларации вручную, проверьте, нет ли арифметической ошибки, и соответствуют ли суммы листа 02 и Приложения к такому листу. Если заполнение осуществляется автоматическим способом, такие проверки не проводятся.
  2. При заявлении льгот будьте готовы дать пояснения по вопросам занижения базы налога или ставки.
  3. При проверке прибыль (по налогу на прибыль) сверяется с доходом, что отражается в .

Могут возникнуть вопросы:

Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки)
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж)
Представить пояснения придется и в том случае Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02
Если осуществляется убыток прошлых периодов Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом ()
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом
Даются пояснения и при получении целевого финансирования Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы)
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д.

Акцент на налоговой декларации

Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().

Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.

Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.

Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?

Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.

Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.

Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .

Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:

  • на протяжении 10 дней будет составлено акт проверки согласно ст. 100 НК;
  • в течение следующих 5 дней такой документ вручается плательщику налога;
  • плательщик имеет право на предоставление возражения в течение месяца;
  • на протяжении 10 дней рассматриваются возражения и выносится решение.
  • проводится по решению налоговой структуры выездная проверка или назначается мера наказания за нарушения.

Если повторная

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.

Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .

Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе

Нюансы при закрытии ИП

Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.

Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.

Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.

Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.

Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.

Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.

Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.

Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2020 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Какие документы могут потребовать

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Наиболее распространенный тип аудиторской проверки, проводимой налоговыми органами, – камеральная. Ее проходят все налогоплательщики без исключения. Давайте разберемся, как выполняется камеральная налоговая проверка , какими тонкостями обладает и о чем должен быть осведомлен налогоплательщик, чтобы успешно пройти ее?

Камеральная и выездная налоговая проверка: основные отличия

Налоговая проверка – это особая форма контроля, которая бывает камеральной (то есть проводится в помещении) и выездной. Налоговый контроль и камеральные налоговые проверки осуществляют должностные лица ФНС с целью оценки соблюдения предпринимателями законов РФ. При этом проверяют службы не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов и лиц, уплачивающих разные налоговые сборы.

Проверка – эффективный инструмент контроля. С ее помощью легче достичь единых параметров в применении правовых норм, правил налогообложения и следования им. Как было отмечено выше, существуют следующие проверки:

  • камеральные;
  • выездные.

Проведение камеральных проверок обусловлено основанием ст. 88 НК РФ . Они выполняются отделом камеральных проверок ФНС на основании каждой сданной декларации или отчетной документации. О планируемом мероприятии налогоплательщика не уведомляют. Кроме того, камеральная налоговая проверка (НК РФ) не требует специального разрешения руководства инспекции. Процедура может осуществляться в течение трех месяцев. На внесение изменений в декларацию в соответствии с запросом налоговой инспекции дается пять дней. Акт камеральной налоговой проверки составляют только в том случае, если выявляются нарушения. Важно грамотно и верно заполнить этот документ, образец есть в каждом отделении налоговой службы.

Проведение выездных проверок носит выборочный характер. Они осуществляются в разные отчетные периоды и по разным типам налогов. Выездные проверки проводят как на территории налогоплательщиков, так и в ФНС (в зависимости от желания проверяемого). Чтобы начать процедуру, нужно получить у руководства налоговой соответствующее разрешение. В обязательном порядке следует уведомить налогоплательщика о предстоящем мероприятии. Подобные процедуры проводятся максимум дважды в год, а срок каждой из них может составлять 2–6 месяцев. Когда инспекция завершается, налогоплательщику выдают справку о выполненных действиях, составляют акт камеральной налоговой проверки и выносят определенное решение вне зависимости от того, выявлены недочеты в работе организации или нет.

Материалы для скачивания:

Какие цели преследует камеральная налоговая проверка

Одной из форм аудита ФНС является камеральная налоговая проверка, при которой , декларации организаций и индивидуальных предпринимателей. Данный вид контроля имеет отличительную черту – для его проведения ФНС никуда выезжать не нужно.

Если сравнивать выездную и камеральную проверку, последняя более эффективна, так как дает возможность захватить больше организаций и ИП благодаря своим особенностям.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. Контролю подлежат декларации, расчетные операции по авансовым платежам, ряд справок и заявлений. Проводится анализ всех документов о начислении и уплате налогов. Отчетность по данной проверке может быть представлена как в электронном, так и в бумажном виде. Если в проверяемой компании работает свыше 100 человек, отчет обязательно должен быть электронным (это правило действует с 2008 года).

Цели проведения камеральной проверки – это:

  • контроль над следованием налогоплательщиками НК РФ;
  • выявление сумм невнесенных или частично внесенных отчислений по действующим нарушениям;
  • взыскание неуплаченных или частично оплаченных долгов перед ФНС;
  • привлечение нарушителей к ответственности налогового или административного характера; сбор сведений для правильного отбора организаций и ИП для выездных проверок;
  • контроль над правомерным использованием вычетов и льгот.

Чтобы достичь этих целей, ФНС должна решать определенные задачи, а именно:

  • проверять правильность оформления бухгалтерских отчетов;
  • подсчитывать показатели по налогам, перечисляемым в казну государства;
  • контролировать своевременность передачи расчетов в ФНС;
  • выявлять неверные данные в отчетной документации;
  • проверять согласованность значений в налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • выявлять факты нарушений порядка, установленного НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с действующим НК РФ. Ее порядок и правила отражены в ст. 31, 87 И 88 НК РФ.

По ст. 87 НК РФ проверке подлежат:

  • организации;
  • физлица;
  • физлица, являющиеся ИП, без образования юрлица.

Камеральная налоговая проверка (абз. 1 ст. 88) предполагает рассмотрение документации и налоговых деклараций, предоставляемых налогоплательщиком. Эти документы – основание для начисления и внесения налоговых сборов. Специалисты, осуществляющие данную процедуру, оценивают также документацию о работе проверяемого, которая есть в ФНС.

Основные виды камеральных налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка в 2017 году, как и в предыдущие периоды, делится на несколько видов. Рассмотрим их.

Формальная проверка

При формальной камеральной проверке уполномоченные лица смотрят, есть ли на предприятии все формы отчетов и документации, установленные законодательством (к примеру, документации, которая подтверждает наличие налоговых льгот или экспорт товаров, и т. д.).

Специалисты проверяют, есть ли у налогоплательщика обязательные реквизиты, предусмотренные актами правового характера, и насколько четко они заполнены. Данные следует вносить ручкой, фломастером или способами машинной печати. Неоговоренных исправлений быть не должно. Если в предусмотренной для этого строке отсутствуют какие-то сведения, ставят прочерк или ссылку на то, что оснований для внесения информации нет.

Формальная камеральная налоговая проверка предполагает также проверку наличия подписи налогоплательщика (руководителя и главбуха) и их соответствия установленным стандартам. Выдается и второй экземпляр налоговой отчетности, где ФНС ставит отметку с датой получения отчета.

Арифметическая проверка

При арифметической камеральной проверке оценивают верность математических подсчетов определенных показателей (к примеру, облагаемой налогом прибыли). Арифметическая камеральная проверка предполагает контроль над верностью подсчетов финансовых результатов в документации по горизонтали и вертикали.

Нормативная проверка

При нормативной камеральной проверке инспекторы проверяют содержание документации, оценивая ее с позиции действующего законодательства. Благодаря нормативному контролю возможно выявление документации с незаконным содержанием, установление фактов необоснованного списания расходов на себестоимость товара, неверности использования налоговых ставок и т. п. Нормативная камеральная налоговая проверка проводится инспектором, который при ее выполнении опирается на нормативную базу о налогах и сборах.

Непосредственная камеральная проверка

Существует непосредственная камеральная налоговая проверка. Документы с цифровыми данными, служащими налогоплательщику основой для установки суммы размера налога для внесения в бюджет, подлежат тщательному анализу.

  • 12 оснований для проведения внеплановой выездной налоговой проверки: чек-лист

В какие сроки проводятся камеральные проверки налоговых органов

КНП, или камеральную проверку, выполняет территориальный налоговый орган по месту расположения ИФНС. В ходе мероприятий проверяются предприятия со всем формами собственности и организационными структурами. Камеральная налоговая проверка наделена следующими чертами:

  • предмет ее контроля ограничен;
  • в большей степени в рамках камеральной налоговой проверки проверяют соответствие одного налога законодательным нормам;
  • сроки камеральной налоговой проверки четко определены НК РФ и составляют три месяца;
  • документацию можно изучить и проверить на территории органа;
  • инспекторы имеют обширные права, в частности могут требовать документацию у самого налогоплательщика и его партнеров, проводить осмотры, экспертизы и досмотры. О праве выполнения проверки сказано в ст. 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка может осуществляться как с участием налогоплательщика, так и без него.

Первый вариант является углубленным. Налогоплательщику предъявляют решения и требования с подписью начальника ИФНС и равнозначных должностных лиц, то есть его замов.

Во втором варианте проверяют отчетность, переданную налогоплательщиком в налоговую службу. О том, что началась камеральная налоговая проверка, гражданин может узнать, только запросив пояснения или специальную документацию.

Именно камеральные отделы ИНФС проводят мероприятия и отвечают за них. В структуре есть отделы, разделенные по определенным видам налогов. Больше всего инспекторов работает в секциях камерального контроля по НДС. Проверка данного типа выполняется одним инспектором, который и отвечает за все процедуры: составляет требование, проверяет документы, осуществляет дополнительные мероприятия и оформляет результаты камеральной налоговой проверки.

Документация проверяемой организации передается в ИФНС на основании исключительно письменного требования. Если налогоплательщика не уведомляют о том, что планируется камеральная налоговая проверка, в течение процедуры он будет обязан лишь пояснить действующее положение дел по требованию инспектора.

На законодательном уровне сказано о сроке процедуры. Камеральная налоговая проверка проводится на протяжении трех месяцев со дня предъявления решения. При этом можно продлить ее сроки по уважительным причинам. К ним относят следующие обстоятельства:

  • необходимо провести дополнительные мероприятия по запросам и получению информации об обороте документации в партнерских организациях. Решение о встречной проверке направляют в инспекцию по месту нахождения партнера;
  • налогоплательщик должен предоставить уточненную декларацию по налогу за период, подлежащий проверке. Новую дату проверки исчисляют со дня, когда подан документ.

Нередко проверяют всю работу организации за последний трехлетний период. Документацию более раннего периода не контролируют, так как начинает действовать исковая давность.

Если в требовании указан срок проведения камеральной налоговой проверки, не соответствующий закону, гражданин имеет право оспаривания предоставления документов в законодательном порядке, обратившись к руководителю ИНФС или обжаловав это в суде.

У данной формы проверки отсутствуют ограничения по количеству применительно к одному лицу. При этом инспекции должны отличаться по разным параметрам: налогу, вопросу или периоду контроля. По одним и тем же налогам за один и тот же временной промежуток камеральная налоговая проверка не выполняется.

Место проведения мероприятия – территория ИФНС. Выезжают непосредственно в проверяемые организации только в порядке исключения, чаще всего проверяя возмещение НДС.

Налоговый инспектор камеральных проверок может, руководствуясь ст. 92 НК РФ, осматривать территорию или проверяемый объект, если подтверждения лишь на основании документов недостаточно.

Осматривать территорию можно, только если присутствуют руководитель или другое должностное лицо. В качестве исключений иногда допрашивают должностных лиц, чтобы получить пояснения по темам, которые затрагивает камеральная налоговая проверка.

  • 22 признака, почему вас ждет выездная налоговая проверка

На каком основании возможно проведение камеральной налоговой проверки

Проверке всегда предшествует анализ, который проводит камеральный отдел ФНС. Его данные и становятся основанием для инспекции.

Камеральную проверку могут проводить из-за:

  • несоответствия информации, указанной в декларации за один из отчетных периодов;
  • нестыковки информации в отчетности одного типа, представленной по нескольким периодам;
  • заявления льготы по налогу;
  • представления декларации по налогам, заявляющей о возмещении из бюджетных средств или вычета в значительном размере;
  • подачи отчета со сведениями о пользовании природными ресурсами.

ИФНС проводит инспекции по внутреннему контролю, а также камеральные проверки, заменяющие проверки выездного типа малым и микроорганизациям.

Мероприятия проводят в отношении предприятий, которые:

  • используют спецрежимы ЕНВД или ПСН;
  • не имеют имущества и транспорта;
  • предоставляют нулевую отчетность.

Углубленная камеральная налоговая проверка проводится только на основании решения руководства ИФНС. Документация свидетельствует о начале контроля и вручается одному из должностных лиц организации. Сотрудник предприятия обязан расписаться в документе и указать дату его вручения.

Вместе с решением должностному лицу организации выдвигают требование передать определенную документацию. Как правило, ее перечень недостаточно конкретен и включает в себя фразу «иные документы», в связи с чем выполняется дополнительный запрос.

Подготовить и подать документы проверяемое лицо обязано в десятидневный срок. Если налогоплательщик пропускает указанный период или отказывается представлять сведения, ИФНС может применить к проверяемому наказание, опираясь на ст. 126 НК РФ.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки: основные этапы

Организация камеральных налоговых проверок не требует решения руководства налоговой инспекции. Мероприятие проводят уполномоченные должностные лица налоговой организации, используя свои служебные обязанности. Налогоплательщика о планируемой процедуре не уведомляют.

Начать камеральную инспекцию ФНС может в любой момент после подачи налогоплательщиком отчетности. При этом ее фактическое начало не имеет значения. Срок проведения камеральной налоговой проверки начинает истекать со следующего дня после передачи отчета.

В НК РФ ничего не сказано об этапах инспекции. Камеральная налоговая проверка (ст. 88) условно делится на несколько периодов.

Прием документов от проверяемого лица

Первый этап – проверка ФНС наличия необходимых документов, приложенных к декларации или расчетам, в соответствии с законом. После подтверждения наличия отчетов начинается камеральная налоговая проверка.

Организационные мероприятия и непосредственно проверка

ФНС выполняет следующие действия:

  • проверяет верность исчисления налогообложения;
  • проверяет логическую связь между показателями в отчетах и расчетах, требуемых для исчисления налогообложения;
  • проверяет сопоставимость отчетных данных с аналогичной информацией за предыдущий период отчета;
  • связывает показатели бухгалтерских отчетов и деклараций по налогам, отдельных данных в декларациях по налогам разных типов;
  • оценивает показатели бухгалтерских отчетов и деклараций по налогам на соответствие сведениям, которыми располагает ФНС, о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, взятым из иных источников.

Во время камеральной проверки налоговая служба вправе потребовать у проверяемого дополнительную информацию, документацию и пояснения, подтверждающие верность начисления и своевременность налоговых выплат. Таким правом ФНС наделена на основании ст. 31, 88 и 93 НК РФ.

ФНС вправе знакомиться с хозяйственными договорами, первичной бухгалтерской документацией, бухгалтерскими регистрами (журналами-ордерами, ведомостями, главной книгой), счетами-фактурами. Проверяемое лицо, у которого потребовали документацию, обязано предъявить заверенные копии.

Предъявляемые налогоплательщиком документы должны быть оформлены должным образом. Основные требования к оформлению – это:

  • удобочитаемый текст;
  • надежная папка, которая не может быть механически разрушена, и возможность свободно скопировать любой из листов;
  • нумерация всех листов и указание их общего количества при заверении.

Проверяемое лицо подает в ФНС сшивы документации плюс сопроводительное письмо.

Если налогоплательщик отказывается предоставлять необходимые документы или не передает их в указанное время, это расценивается как правонарушение. За это предусмотрен штраф, сумма которого составляет 200 руб. за каждый непредъявленный документ (по ст. 126 НК РФ).

При заявлении льгот в налоговой декларации ФНС запрашивает у проверяемого документацию, подтверждающую обоснованность их использования.

Выполняя камеральную проверку, ФНС нередко запрашивает информацию о партнерах проверяемого. ФНС может потребовать у контрагентов документацию, связанную с деятельностью проверяемого лица. Это будет встречной проверкой.

ФНС в таких случаях занимается изучением платежно-расчетных документов, договоров о поставке продукции (оказании услуг, проведении работ), счетов-фактур, банковских выписок по счетам и иной документации, непосредственно относящейся к деятельности проверяемого.

Если предприятие отказывается предоставлять документацию с информацией о проверяемом, уклоняется от предъявления или передает документы с ложными данными, это расценивается как налоговое правонарушение. По ст. 126 НК РФ сумма штрафа за него составляет 10 тыс. руб.

У ФНС есть право запросить в банке справку по операциям и счетам налогоплательщика. На выдачу таких сведений банку дается три дня после запроса.

Как в НК РФ, так и в ст. 15.6 КоАП РФ сказано об ответственности за пропуски сроков предоставления документации и иной информации для проверки. На основании ст. 15.6 КоАП РФ граждане, нарушившие данное предписание, обязаны заплатить штраф в размере 100–300 тыс. руб. Должностные лица в этом случае оплачивают штраф в размере 300–500 тыс. руб. Те же меры наказания действуют для налогоплательщика, отказывающегося предоставлять документы и данные или предоставляющего их в недостаточном количестве или в искаженном формате.

Оформление итогов проверки

То, как оформляются результаты камеральной налоговой проверки, зависит от наличия или отсутствия ошибок и противоречий сведений в документации. Если выездная инспекция подразумевает разработку акта по ее итогам, то при камеральной это не нужно согласно НК РФ. Составление документации требуется только при выявлении ошибок.

Если нарушений при проверке не установлено, инспекцию завершают в автоматическом режиме. Проверяющий ставит на декларации подпись с указанием даты на титульном листе. По закону сообщать проверяемому об отсутствии нарушений и завершении проверки ФНС не обязан.

Что делают, если при проверке выявляют нарушения:

  • составляют акт камеральной налоговой проверки в десятидневный срок со дня ее окончания (по ст. 100 НК РФ);
  • вручают проверяемому акт камеральной налоговой проверки не позже чем в пятидневный срок со дня разработки документа;
  • в течение месяца проверяемый наделен правом подачи возражения на акт камеральной налоговой проверки;
  • в десятидневный срок после завершения периода подачи возражений руководство ФНС должно ознакомиться с материалами проверки, возражениями проверяемого и решить, нужно ли привлекать налогоплательщика к ответственности за выявленные правонарушения или нет.

На акте должна стоять подпись сотрудников ФНС и проверяемых лиц.

Акт камеральной налоговой проверки включает в себя:

  • дату и номер акта;
  • инициалы и должности проверяющих граждан;
  • наименование налогоплательщика (в полном и сокращенном виде);
  • дату передачи декларации в ФНС;
  • регистрационный номер документа;
  • дату начала и завершения проверки;
  • список выполненных подконтрольных процедур;
  • выявленные факты налогового правонарушения;
  • результаты камеральной налоговой проверки, назначенную меру ответственности вместе с предложениями по устранению недочетов.

Акт камеральной налоговой проверки вручается налогоплательщику в течение пяти дней. Передать документ можно любым способом, в том числе лично. Если это невозможно или если проверяемый отклоняется от получения, ФНС направляет акт камеральной налоговой проверки почтой.

В НК РФ сказано об общем правиле, в соответствии с которым дата получения проверяемым лицом акта – шестой день со дня отправления документа почтой. Однако нередко случается так, что гражданин получает документ не в установленный срок по причинам, не зависящим от ФНС, и, как следствие, не может предоставить свои возражения в отведенный законом период.

Именно в связи с этим правильнее считать днем вручения непосредственно получение документа. Отследить факт получения можно по информации Почты России. По истечении десятидневного срока после вручения акта руководитель ФНС или его заместитель должен рассмотреть документацию, полученную, когда выполнялась камеральная налоговая проверка по НДС, НДФЛ и другим налогам.

Налогоплательщику следует обязательно узнать у проверяющего о дате рассмотрения итогов камеральной проверки. Если гражданин, извещенный о месте и дне проведения инспекции, отсутствует, это не является поводом изменить указанный срок. В этом случае результаты камеральной налоговой проверки рассматривают в его отсутствие.

Если проверяющий нуждается в дополнительной информации или изучении возникших обстоятельств, руководитель ФНС может провести дополнительные мероприятия по налоговому контролю. Данные процедуры следует осуществлять в период не более одного месяца. На основе изучения итогов инспекции проверяющий решает, стоит ли привлекать проверяемого к ответственности или нет.

Анализ итогов и принятие окончательного решения

Решение нужно принять не позже последней даты периода проведения инспекции, то есть не позднее трех месяцев с момента, как налогоплательщик предоставил налоговую декларацию и документацию, на основании которой исчисляются и уплачиваются налоги.

Если ФНС привлекает налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, в решении обозначаются обстоятельства дела и порядок их выявления при проверке. ФНС должна привести документацию и иную информацию, подтверждающую данный факт. Об обстоятельствах, отягчающих ответственность, также следует рассказать подробно.

В решении необходимо обозначить статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за то или иное правонарушение, и ответственность для данного налогоплательщика. ФНС приводит предложения по оплате невнесенного или внесенного не в полном объеме налога, оплате пени за просрочку платежей, начисленной на момент рассмотрения результатов, и т. д.

Если ФНС решает не привлекать налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, то указывает обстоятельства дела, которые помогла выявить камеральная налоговая проверка. Требуется приведение документов и иных данных, подтверждающих обстоятельства, а также фактов, исключающих ответственность проверяемого и установленных при производстве по делу о налоговом правонарушении. Кроме того, в решении указывают пункт ст. 109 НК РФ, по которому налогоплательщик не привлекается к ответственности. При выявлении неуплаты налога или его уплаты не в полном объеме решение должно содержать в себе предложения по оплате налога и пени за несвоевременную уплату, начисленную на момент рассмотрения.

Если ФНС решает провести дополнительные мероприятия по налоговому контролю, то указывает, почему и какие именно процедуры нужно осуществить.

Копию решения ФНС вручают проверяемому или его уполномоченному лицу под роспись. Ее можно передать по-другому, главное для ФНС – знать, когда именно налогоплательщик или его представитель получил документ. Если вручение подобными методами не представляется возможным, решение отправляют как заказное письмо, почтой.

По прошествии шестидневного срока после отправления считается, что письмо получено. В течение десяти дней после того, как вынесено решение, налоговая инспекция отправляет проверяемому требования уплатить не внесенный ранее или внесенный не в полном объеме налог вместе с пеней.

  • Что делать, если налоговая запросила детализацию звонков корпоративного мобильного телефона

Проведение камеральной проверки налоговыми органами в зависимости от налогообложения

Все компании используют разный порядок налогообложения. Налоговики в свою очередь учитывают все нюансы и тонкости при проверке налогообложения разных видов.

Налог на имущество предприятий

Проводя камеральную проверку по налогообложению на имущество предприятий, при оценке верности заполнения бланков расчетов проверяющие соблюдают определенные правила. Специалисты смотрят на верность расчетов и составления формы. Данная камеральная налоговая проверка является визуальной. Ей подлежат следующие параметры:

  • присутствие всех реквизитов на бланках;
  • четкость указанных сведений;
  • математические расчеты конечной суммы налога и обоснованность применения льгот.

Чаще всего ФНС фиксируют следующие виды нарушений:

  • занижение среднегодовой стоимости имущества с момента снятия с учета ОС до реализации;
  • несвоевременное оприходование ТМЦ;
  • отсутствие в учете информации о приобретенных основных средствах;
  • отсутствие в расчетах средних показателей ОС за год, сданных в аренду;
  • занижение среднегодовой стоимости имущества на размер несписанных взносов по выбывшему имуществу.

По транспортному взысканию

Проверяя декларацию, налоговики внимательно изучают второй раздел. Организация должна заполнять строку 050 и другие строки о технических характеристиках авто. ФНС такими данными не располагает, а потому будет руководствоваться имеющейся у нее информацией о регистрации транспортного средства, предоставленной ГИБДД.

При несоответствии указанных сведений налоговик потребует техпаспорт и документацию о регистрации авто. При несовпадении и этой информации инспекторы запросят сведения из ГИБДД.

Если у транспорта прямой собственник, сложностей не появится: при наличии авто налог обязателен. А что делать в случае с лизингом? Налоги уплачивает владелец авто. Более подробно об этом можно узнать в п. 2 ст. 20 3акона от 29.10.1998 г. № 164-Ф3.

Налоговики также выполнят следующие действия:

  • проверят коэффициенты, рассчитываемые компаниями, по покупке и продаже транспортных средств за отчетный период. Но эти машины должны являться собственностью предприятия не более 1 года;
  • пересмотрят ставки, применяемые для расчета налога на транспорт;
  • проверят верность пересчета налоговой базы из метрической единицы в лошадиные силы.

По налогу на прибыль

Налог данного типа служба проверяет в 2 этапа: проверяет данные декларации и проводит экономический анализ декларации.

ФНС может потребовать пояснения в следующих случаях:

  • при наличии дохода, облагаемого и не облагаемого налогом на прибыль. Необходимо заполнение Приложения № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что в ходе расчета налоговой базы не учитывается;
  • при проведении операций, не облагаемых налогом, следует помнить, что требуется заполнение раздела 7, который содержит в себе информацию об операциях, не облагаемых налогом на доход физлица;
  • при проведении операций с нулевой ставкой налогообложения предприятию необходимо регулярно давать объяснения по несовпадающим суммам (на момент отгрузки и применения нулевой ставки);
  • при наличии дохода во внереализационной прибыли предприятия, облагаемого налогом, в декларации он отображается в сроке о выручке от продаж;
  • при наличии убытков, отраженных в третьем приложении к стр. № 2;
  • при осуществлении убытков за прошлые периоды нужно проверить, действует ли десятилетний срок с момента принятия убытка в целях налогообложения (п. 2 ст. 283 НК РФ);
  • при получении целевого финансирования – в данном случае заполняют седьмой лист документа (тем более если речь идет о внушительных суммах);
  • при проведении расчета сумм по налогу на прибыль и авансов отдельных подразделений; здесь следует проверить верность расчетов налоговой базы и соответствие сумм налоговой базы по отделу и предприятию и т. д.

Камеральная налоговая проверка в случае закрытия ИП

У ФНС есть полномочия проведения налоговых проверок ИП и после закрытия и снятия с регистрации. Камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении индивидуального предпринимателя в течение трех лет со дня прекращения его деятельности.

Граждане закрывают ИП, но продолжают состоять на учете как физлица. Подобные проверки выполняют достаточно редко. ФНС интересуется лишь теми гражданами, по поводу работы которых есть определенные вопросы. Однако не исключены и проверки в отношении лиц, выбранных в случайном порядке.

В связи с этим стоит сохранять документацию и по завершении деятельности компании. Налоговики проводят камеральную проверку на территории ФНС и учитывают все сведения, которые предоставили как сам проверяемый, так и иные лица.

В случае верного заполнения декларации с соблюдением установленных законом правил и тщательной проверки сведений поводов для беспокойства у вас нет. Камеральная налоговая проверка опасна для тех, кто из-за невнимательности ошибается при расчетах или осознанно и безосновательно понижает размер налоговой базы.

Проблемы предприятия в ходе камеральной налоговой проверки

Иногда на проверке присутствует гендиректор. Его участие требуется, если нужно рассмотреть материалы дела, подписать акт камеральной налоговой проверки или получить решение по результатам инспекции. Руководитель – это лицо компании при рассмотрении налоговых вопросов (ст. 27 НК РФ). Но даже в описанных выше ситуациях вы можете возложить обязанность присутствия на уполномоченное лицо в соответствии со ст. 29 НК РФ. Требуется лишь оформить доверенность на главного бухгалтера или юриста организации.

Камеральная проверка грозит компании возникновением проблем в описанных ниже случаях.

Сотрудники налоговой службы не соблюдают сроки выполнения камеральной проверки. Как правило, камеральная проверка касается деклараций по НДС и налогу на прибыль. НДС подлежит обязательной инспекции, если ваше предприятие хочет вернуть налог из бюджета. Сроки камеральной налоговой проверки – 3 месяца. Нередко инспекторы нарушают установленный период. Но у них все равно есть возможность отсудить у вашего предприятия налоги, дополнительно начисленные при проверке. Об этом сказано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71.

Выход из ситуации: если по прошествии трехмесячного периода сотрудники ФНС не сообщат ни о каком решении, главному бухгалтеру вашей компании следует отправить письмо в налоговую, задав вопрос об итогах. Если ответа вновь не поступит, попросите главного бухгалтера или юриста подать в суд заявление о признании отсутствия действий со стороны налоговиков незаконным с требованием возместить НДС из бюджета.

Перечень запрашиваемых документов не соответствует закону или предмету проверки. Проводя инспекцию, налоговики могут запросить у вашего предприятия дополнительную документацию. В ст. 88 НК РФ сказано о перечне случаев, когда это возможно: к примеру, если вы используете определенные налоговые льготы. Но нередки ситуации, когда налоговый инспектор камеральных проверок просит документацию, не имеющую ничего общего с проверяемыми декларациями. К примеру, у предприятия «Беловопогрузтранс» инспекторы, проверяя декларацию НДС, потребовали предоставление должностных инструкций, штатного расписания, реестра акционеров, всевозможных расчетов и других данных. Однако суд вынес решение о незаконности данного требования (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.04.2007 г. № Ф04-1830/2007(32936-А27-6).

Выход из ситуации: при получении требования о предоставлении документации дайте главному бухгалтеру поручение проверить его на соответствие законодательству. Юрист может ознакомиться с судебной практикой. Может быть, есть дела, которые подтверждают, что требования инспекции по поводу запроса тех или иных документов не обоснованы.

Но даже если требование инспекторов законно, стоит задуматься, не расценят ли налоговики дополнительную документацию не в вашу пользу. Для подстраховки дайте главбуху указание по предоставлению в ФНС бумаг и необходимых вам пояснений. Следует подчеркнуть, что множество предприятий предпочитают дополнительное документальное подтверждение. Это дает возможность свести риски к минимуму и оправдать свои действия по поводу, к примеру, расходов с экономической точки зрения. Такими документами часто являются заключения экспертов о том, насколько проводимые операции целесообразны, запросы с ответами из разных госструктур, бизнес-планы предприятия, маркетинговая политика, внутренние приказы, справочная аналитическая информация, предоставленная как самим предприятием, так и экспертами извне. При оформлении данных документов с соблюдением законодательных требований вам как руководителю компании бояться нечего.

У вас нет возможности подготовить требуемую документацию к установленному времени. Дополнительную документацию, запрашиваемую налоговиками, вы обязаны предоставить:

  • за пять дней при выявлении контролером ошибок, неточностей и противоречий в декларациях (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • за десять дней, если хотите возместить НДС и налоговые льготы (ст. 93 НК РФ).

Зачастую руководители предприятий сталкиваются с проблемой, которая заключается в невозможности подготовки документации к установленному времени (к примеру, если нужно предоставить очень много сведений). За несоблюдение сроков на проверяемых накладывается штраф в размере 50 руб. за каждый не предъявленный вовремя документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Выход из ситуации: если вы осознаете, что подать всю документацию в инспекцию не сможете, дайте главбуху поручение отправить в ФНС заявление с просьбой продлить срок. Несмотря на то что налоговики могут и не предоставить такую возможность, письмо станет аргументом в пользу вашего предприятия, если делом займется суд. Всегда нужно помнить, что сотрудники вашей организации обязаны своевременно и качественно выполнять законные требования ФНС.

Как обжаловать результат камеральной налоговой проверки

Если проверяемый отрицает нарушения или не согласен с вариантами их устранения, то имеет право подать возражения на акт камеральной налоговой проверки после его получения.

Форма предоставления возражений – письменная. Они должны быть поданы не позже чем через один календарный месяц со дня вручения акта. Срок рассмотрения – 30 дней с момента, когда налогоплательщик получил акт камеральной налоговой проверки. Решение выносят после изучения возражений.

Срок вступления решения ФНС в силу возникает через месяц после того, как налогоплательщик получил решение, если на него не подавали апелляционной жалобы.

Если вынесенное решение не устраивает гражданина, он может обжаловать его в апелляционном порядке. Вышестоящие инстанции рассматривают подобные заявления в течение 30 дней.

Срок вступления в силу решения, вынесенного вышестоящим органом, наступает со дня его подписания. Обжаловать такое постановление можно исключительно в суде.

В соответствии с ст.ст. 82, 87 и ст. 88 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) камеральная налоговая проверка является формой документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства, которая проводится по месту нахождения налогового органа.

Порядок осуществления камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом, продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено. По общему правилу, налоговая проверка осуществляется по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете. Налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика о начале проведения камеральной проверки.

О ее проведении налогоплательщики узнают, если в ходе проверки обнаружены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • выявлены несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
В случае обнаружения указанных несоответствий налогоплательщику направляется сообщение с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение пяти дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, необходимо отметить, что налоговый орган сам принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако в двух случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, проведение данного вида проверки является обязательным:

  • предоставление налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 1 ст. 176 НК РФ);
  • предоставление налогоплательщиком декларации по акцизам (п. 4 ст. 203 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие действия налогового органа:
  1. истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в ст. 93 НК РФ);
  2. истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);
  3. допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  4. проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  5. участие переводчика, эксперта (ст. 95, 97 НК РФ);
  6. осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (ст.ст. 91, 92 НК РФ).
В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Указанный акт составляется по установленной форме должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и не позднее чем через 5 дней вручается налогоплательщику.

ОБЖАЛОВАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Объектом камеральной налоговой проверки служит финансово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности.

Понятие "встречная проверка" было закреплено в статье 87 НК РФ, в соответствии с которой если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов) .

Основным признаком встречной проверки является ее производный характер, т.к. ее можно проводить только при проведении налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, когда возникает необходимость получения дополнительной информации.

Как правило, необходимость проведения встречных проверок возникает тогда, когда у налоговых органов имеются основания подозревать лицо в неоприходовании полученной выручки, в случаях отсутствия подтверждающих документов, в случае если документы контрагентов не совпадают с документами налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности. 2

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой проверки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально-обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.

Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерченного круга финансовых документов.

Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

Сравнительная характеристика камеральных и выездных налоговых проверок 3

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Территориальные налоговые органы

Налоговые органы всех уровней

Совокупность финансово – хозяйственных операций только за отчетный период

Совокупность финансово – хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих году проведения проверки

Основания для проведения

Специального разрешения не требуется

Решения руководителя налогового органа

Периодичность

Регулярно с периодичностью представления отчетности

Выборочно по мере необходимости

Сроки проведения проверки

Три месяца

От двух до шести месяцев без включения времени на приостановление проверки

Дата начала и окончания проверки

Начало – дата представления документов на проверку

Окончание – дата не регламентирована

Начало – дата решения налогового органа о начале проверки

Окончание – дата справки о проведении проверки

Место проведения

Место нахождения налогового органа

Место нахождения налогоплательщика

Все налогоплательщики

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Используемые мероприятия

Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика

Любые установленные НК РФ мероприятия

 
Статьи по теме:
Льготное налогообложение доходов
В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц. Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества. Закон
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ