Инвестиционно-строительный комплекс. Тема работы: Проблемы инвестиционно-строительного комплекса Основные структурные элементы инвестиционно строительного комплекса рф

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом инвестиционно-строительный комплекс , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 20 за период c 2009 по 2017 год).

1. Файзуллин И.Э., Крыгина А.М., Крыгина Н.М.
// Жилищные стратегии. (№ 1 / 2017).
В статье приведены результаты исследования использования стратегий инновационного развития предприятий территориальных инвестиционно-строительных комплексов. Проанализированы основные проблемные аспекты развития строительной отрасли с учетом кризисных процессов разных уровней в экономике, с выявлением группы факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций. Проведен анализ инновационных стратегий предприятий региональных ИСК. Показана применимость синергетической инновационной стратегии при реализации воспроизводственных процессов жилищной эконедвижимости, с учетом специфики объектов данного класса.

Файзуллин И.Э., Крыгина А.М., Крыгина Н.М. Развитие экожилищного строительства как эффективный инструмент формирования инновационных стратегий развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса // Жилищные стратегии. – 2017. – Том 4. – № 1. – с. 9-22. – doi: 10.18334/zhs.4.1.38052 .

2. Зайнуллина Д.Р., Григорьева К.И.

В статье анализируются системные проблемы инвестиционно-строительного комплекса, которые привели к кризисным явлениям. Авторами сделана попытка доказать взаимосвязь между активизацией инновационного процесса в инвестиционно-строительном комплексе и выходом последнего из кризиса. Так же проанализировано влияние успешного развития строительной отрасли на улучшение регионального инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для развития инноваций в регионе.

Зайнуллина Д.Р., Григорьева К.И. Активизация инвестиционно-строительного комплекса как фактора инновационного развития региона // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 2953–2962. – doi: 10.18334/rp.17.21.36912 .

3. Абдуханова Н.Г., Мухаметвалеева Р.Р.
// Российское предпринимательство. (№ 21 / 2016).
Статья посвящена анализу текущего состояния девелопмента в инвестиционно-строительном комплексе. Обосновано понятие «девелопмент» как способ организации и управления строительным производством. Рассмотрены проблемы и перспективы развития девелопмента в инвестиционно-строительном комплексе, а также роль девелопмента в социально-экономическом аспекте.

Абдуханова Н.Г., Мухаметвалеева Р.Р. Девелопмент в инвестиционно-строительном комплексе // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 3023–3028. – doi: 10.18334/rp.17.21.36914 .

7. Гареев И.Ф., Рожков В.Л., Котдусова А.Г.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2015).

В статье представлена характеристика жилищного строительства и динамика его основных показателей. По результатам проведенного исследования раскрыта взаимосвязь результатов инвестиционно-строительной деятельности с основными его составляющими. Полученные выводы могут быть полезны при выработке стратегии развития инвестиционно-строительного комплекса.

Гареев И.Ф., Рожков В.Л., Котдусова А.Г. Основные тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – с. 3149-3158. – doi: 10.18334/rp.16.19.1967 .

13. Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2014).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием строительного комплекса, необходимостью разработки плана и этапов подготовки развития строительного комплекса. Представлены факторы, оказывающие влияние на инвестиционно-строительный комплекс, а также анализ развития рынка недвижимости в городе Казань.

Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И. Развитие инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – с. 135-145. – url: .

15. Гареев И.Ф., Орлов В.Я.
// Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).
На финансовом рынке к настоящему времени присутствуют инструменты коллективного инвестирования, позволяющие вовлечь ресурсы граждан на рынок недвижимости. В статье раскрывается вопросы функционирования фондов недвижимости, требующие дальнейшего совершенствования.

Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Направления развития института коллективных инвестиций в строительную отрасль // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 100-107. – url: .

19. Файзуллин И.Э., Федоренко О.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
Анализ потенциала кластеризации Республики Татарстан позволил выявить приоритетные виды экономической деятельности, готовые для создания кластеров, в число которых входит инвестиционно-строительный комплекс. Однако на данном этапе созданию полноценного кластера в этой отрасли препятствует недостаточное развитие родственных и поддерживающих сфер деятельности. Как должна решаться эта проблема? Какими должны быть условия и методология построения кластеров? Читайте об этом в статье.

Файзуллин И.Э., Федоренко О.С. Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса на основе кластерного подхода // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 159-163. – url: .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу « »?

Введение

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

3. Проблемы и пути их решения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одной из основных задач экономической политики на всех уровнях управления является выявление отраслей или иных групп предприятий - потенциальных точек роста и формирование комплекса мероприятий по стимулированию их развития. В качестве одного из факторов роста региональной экономики часто рассматривается развитие предприятий строительного комплекса. Для народнохозяйственной системы региона инвестиционно-строительный комплекс является одним из ключевых элементов. Он объединяет множество участников для решения основных задач регионального планирования: удовлетворения потребностей в улучшении уровня жизни населения, развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, поиска источников финансирования реализации целей развития территории.

Социально-экономические преобразования в экономике РФ 1990-х годов затронули все отрасли и комплексы ее народного хозяйства, в том числе, инвестиционно-строительный комплекс, который испытал и значительный спад производства, и последующий его бурный рост. Одним из последствий децентрализации управления, разукрупнения строительного комплекса и приватизации строительных предприятий, произошедших в этот период, является отсутствие эффективного среднего звена координирования строительной деятельности.

В современных условиях под влиянием таких факторов, как реструктуризация производства, новейшие технологии в области строительной индустрии, процессы совершенствования технологической и воспроизводственной структуры инвестиций, происходит значительное увеличение разнообразия рынка строительного подряда и отношений его участников. Между тем, именно на региональном уровне преимущественно реализуется потенциал развития строительного комплекса.

В этой связи становится актуальной разработка особенностей и проблем инвестиционно-строительного комплекса именно на региональном уровне.

1. Теоретическая часть

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (ИСК) - включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звено комплекса - капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:

1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования);

2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;

3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.

Чтобы адекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК должен обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки и принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должна достигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которой технологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны в другую.

Другим не менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управления на поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционной сферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, в которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.

Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.

Особенности реформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.

Принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический (таблица 1).

Правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.

В российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.

Таблица 1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики регионов:

Отсутствие стабильного налогового законодательства;

Сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;

Необходимость принятия новых законов об амортизационной политике;

Остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам.

Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике.

С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест - объединение - главное управление министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.

Считается, что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.

Инвестиционно-строительный сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора «нефинансовых предприятий» и сектора «финансовых учреждений». Помимо перечисленных, в его состав входят также «сектор государственных учреждений» (частично) и «сектор домашних хозяйств». Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс и институциональные структуры.

На федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федеральный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представлен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комплекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.

В существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.

В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.

В качестве субъекта управления (государственных органо

Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. В законе `О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области` приводится следующее определение областной государственной инвестиционной политики: `комплекс организационных, правовых, финансово-экономических и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Челябинской области и направленных на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Челябинской области` .
Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики Челябинской области:
- отсутствие стабильного налогового законодательства;
- сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;
- необходимость принятия нового закона об амортизационной политике;
- остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам на рынке Челябинской области: - какие льготы и преференции можно предоставлять инвесторам по арендной плате на землю, -обеспечить равный доступ к получению земельных участков через конкурсные торги .
Таким образом, для повышения эффективности реализуемых органами государственной власти Челябинской области в рамках инвестиционной политики мероприятий необходимо совершенствование законодательства (в частности, регламентация лишь названных в законе механизмов регулирования и поддержки инвестиционной деятельности), обеспечение его стабильности, а также развитие информационно-консультационного обеспечения инвестиционной деятельности, поддержка становления новых источников финансирования инвестиционных проектов.
Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике .
С точки зрения управления экономикой страны понятие `строительный комплекс` как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали `трест - объе динение - главное управление - министерство`, что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономи ческое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением .
По мнению Л.В. Донцова , инвестиционно-строительная деятельность реализуется опреде ленной системой производственных, функциональных и институциональных струк тур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Инвестиционно-строительный сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора `нефинансовых предприятий` и сектора `финансовых учреждений`. Помимо перечисленных, в его состав входят также `сектор государственных учреждений` (частично) и сектор домашних хозяйств`. Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс и институциональные структуры.
На федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федераль ный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представ лен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комп лекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.
В статье Дерябина Я.В. в качестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями и строительством) рассматриваются следующие инстанции:
- органы общего управления инвестиционно-строительной деятельностью: законодательные органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, парламенты субъектов РФ); федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры (Правительство РФ и пра вительства ее субъектов); судебные органы государства (арбитражные суды);
- органы непосредственного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Росстрой);
- органы опосредованного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство имущественных отно шений, Министерство иностранных дел, Министерство по антимонопольной политике, Министерство промышлен ности, науки и технологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры, Федеральное казна чейство и его территориальные структуры, государственные и региональные внебюджетные фонды и др.);
- функциональные органы инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные с участием государства (государственные инвестиционные фонды, государственные инвестиционные и страховые компании, государствен ные специализированные инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).
Происходящие в инвестиционно-строительной сфере в после дние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства - федеральные службы - фе деральные агентства (рис. 1). Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти .

Инвестиционно-строительный комплекс с позиции теории систем

Половникова Надежда Анатольевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и

менеджмента в строительстве ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет» e-mail: [email protected] PolovnikovaNadezhdaAnatolievna Candidate of Economic Science, docent, docent of economy and management in building and construction department of Saint-Petersburg Government University

of Engineering and Economics

Аннотация Теория систем, возникшая еще в тридцатые годы ХХ века, не потеряла свою актуальность и в настоящее время. В статье как система рассмотрен инвестиционно-строительный комплекс, играющий важную роль в развитии регионов и страны в целом. Приводятся принципы, которые должны быть положены в основу управления и функционирования ИСК. Annotation Systems theory that has arisen still in the thirties of the XX century didn"t waste the urgency even today. In the article the investment and construction complex playing an important role in development of the regions and of the whole country is considered as a system. Principles that should be the basis of the investment and construction complex management and functioning are given.

Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, теория систем, система

Key words: investment and construction complex, systems theory, system Введение

Неослабевающий поток идей всякий раз задает направление развитию теорий познания.В настоящее время практические потребности выступили стимулятором для развития теории систем, возникшей еще в ХХ веке. Весь окружающий нас мир в целом является огромной системой, состоящей из целого

ряда систем.Целью данной статьи является изучение инвестиционностроительного комплекса как системы, выявление его особенностейи разработка рекомендаций по повышению эффективности его функционирования.

Неослабевающий поток идей всякий раз задает направление развитию теорий познания, ничто не может игнорировать теорию. Новые идеи и концепции, оказывают неоспоримое влияние на изменение в деловой среде.

Лучшие концепции, всегда самодостаточны, даже если они опираются на более ранние идеи, так как проверены реальностью и вытекают из фундаментальных всеобщих принципов, и помогают осмыслить мир вокруг нас. Многие идеи являются перелицованными версиями теорий - многолетников. Так в настоящее время практические потребности выступили стимулятором для развития теории систем.

Как самостоятельное научное направление, эта теория зародилась еще в тридцатые годы прошлого века; разрабатывалась многими учеными зарубежными и отечественными, но основоположником этой теории, практически, считается Л. Дон Берталанфи.

Весь мир - это единство систем, находящихся на разных уровнях развития. Каждая система - это элемент более крупной системы, каждый элемент, входящий в нее, является тоже системой, но более мелкой. Отсюда можно сделать вывод, что окружающий нас мир в целом - это огромная система, которая в свою очередь состоит из систем.

Наиболее сложной системой выступает общество. Окружающие нас системы - это природные биологические, совокупность искусственных систем, созданных человеком и наконец, сам человек. Практически каждый объект может быть рассмотрен как система.

Подходы к понятию «система» столь разнообразны, что их насчитывается далеко за сорок.

Р. Акофф, Ф. Эмери определяли систему как множество взаимосвязанных

элементов, каждый из которых прямо или косвенно связан с каждым другим

элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми.

И.М. Верещагин определил систему как «организованный комплекс средств достижения цели». Н.Г. Белопольский, считаетчто это часть материального мира, созданная природой и человеком, развитие и совершенствование которой зависит от взаимодействия с окружающей средой.

Отечественные ученые А.М. Кориков и Е.Н. Сафьянов дают два определения систем: дескриптивное (описательное) и конструктивное.

Если первое понятие объясняет, как отличить системный объект от несистемного, то есть дает понятие системы вообще, то второй помогает строить систему, выделить ее из среды, то есть дает определение конкретной системы, основываясь на рассмотрении структур системы определяемой ее функции. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, система - это совокупность взаимосвязанных между собой объектов, которые образуют единое целое, обладающее свойствами не присущим отдельным составляющим объекта, если их рассматривать в отдельности.

С учетом конструктивного определения система - это некоторая целостная совокупность, состоящая из отдельных элементов, которые связаны между собой материальными, энергетическими или информационным связями, в результате чего эта совокупность имеет некоторые специфические свойства не присущие в полной мере каждому из входящих в него элементов.

Наиболее оправданный подход к понятию «система» - это совокупность дескриптивного и конструктивного определений.

При одной структуре системы, состав элементов может быть разный, так как одни и те же операции могут выполняться разными элементами или состав операций и их последовательность может изменяться, а состав элементов оставаться постоянным, если свойств имеющихся элементов достаточно для обеспечения изменения структуры. Элементы и подсистемы могут принадлежать сразу нескольким системам, которые будут связаны между собой этими элементами и выполняемыми ими операциями

Как не существует единого подхода к определению системы, так и тенденции к разработке систем различны. Согласно одним система это философская категория, ведущая к усовершенствованию познавательного процесса, согласно другим система должна вырасти на изучении натуральных систем, и затем стать конкретным инструментом исследования, третьи предполагают математическую формализацию, четвертые - системный подход и анализ социально-экономических систем с этой точки зрения.

Для характеристики систем используются различные аспекты. Так для характеристики такой сложной системы, как общество В.Г. Афанасьев предлагал использовать шесть взаимоувязанных аспектов: системно-

компонентный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-интегративный, системно-коммуникативный и системно-генетический или исторический. По мнению специалистов, данная совокупность соответствующих аспектов, может быть использована и для систем являющихся ее частью. «Наполнение» же аспектов определяется спецификой системы . Остановимся на каждом из аспектов. Системно-компонентный аспект отражает изучение состава системы на основе выделения ее компонентов (подсистем и элементов). Системно-структурный предполагает представление структуры системы на основе выделения связей компонентов. Структура -внутренняя форма системы, определяющая способ взаимодействия составляющих ее компонентов. Она зависит от параметров элементов системы, связывает и преобразует их, придавая целостность системе, и обуславливает возникновение новых качеств не присущих отдельным компонентам системы. Системно-функциональный аспект предполагает выделение функциональных взаимосвязей в системе на основе определения координации и субординации компонентов. Системно-интегративный предполагает выделение системообразующих механизмов, дающих объединению компонентов новое качество. Механизм интегративности может быть представлен как совместный результат структурности, коммуникативности и функциональности.

Системно-коммуникативный предполагает выделение взаимодействия сис-

темы с окружением, внешней средой и другими системами при ее функционировании, а также выделение факторов и взаимосвязей. Системногенетический или исторический предусматривает изучение развития системы на основе изучения ее ретроспективы и перспективы, то есть рассмотрение ее в непрерывном развитии.

Рассмотрим инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) с позиции теории систем.

Остановимся на самом понятии инвестиционно-строительный комплекс. Оно появилось в период развития рыночных отношений. В плановой экономике инвестиционно-строительная деятельность представляла процесс освоения государственных капитальных вложений, направленных на расширенное воспроизводство государственной собственности (государство являлось основным инвестором). В данных условиях деятельность по созданию строительных объектов рассматривалась как строительная, так как инвестиции в современном их значении фактически не осуществлялись.

В настоящее время ИСК как любая система представляет собой объединение элементовдля достижения определённой цели (например, создание комфортных условий проживания, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, развитию транспортной системы, реорганизации производственных территорий). Понятие конкретной системы связано с определённой целью, а цель с определённой системой. Объединение элементов в систему осуществляется на основы прямых, предназначенных для передачи вещества, энергии, информации от одного элемента к другому; обратных и нейтральных связей, не связанных непосредственно с функционирование системы (могут рассматриваться как резервные). По своему характеру эти связи могут быть вещественными, энергетическими, информационными или смешанными.

Характерным для инвестиционно-строительного комплекса является то, что его элементы и подсистемы принадлежат различным системам (напри-мер,интегрированные бизнес-структуры могут принадлежать к различным

видам экономической деятельности; так же элементами различных систем

будут и предприятия участвующие в возведении сразу нескольких объектов, осуществляющие свою деятельность в разных регионах и странах). Инвестиционно-строительный комплекс с одной стороны это самостоятельная воспроизводственная система, с другой это часть системы более высокого порядка - страны в целом.

Данный комплекс является неотъемлемой частью развития любого города, региона или страны в целом, играет одну из важных ролей в достижении стратегических целей, связанных с решением целого комплекса задач в экономике, социальной сфере, экологии, развитии инфраструктуры. Так на строительство зданий и сооружений в 2010 году в РФ было направлено 54,0% инвестиций в основной капитал. Доля работ, выполненных организациями всех форм собственности по виду экономической деятельности «Строительство» в РФ в 2010 году составила 5,7 % ВВП. Было введено 216,5 тыс. зданий, их общий строительный объем составил 397,4 млн. кубических метров, общая площадь - 91,5 млн. кв. метров, в том числе 93,2% составили здания жилого назначения. Увеличился ввод в действие образовательных учреждений среднего профессионального образования в 5,2 раза, библиотек - в 2,7 раза, домов отдыха - на 68,4%, санаториев - на 56,7%, образовательных учреждений высшего профессионального образования - на 42,1%, больничных учреждений - на 38,1%, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 21,4%, дошкольных образовательных учреждений - на 17,5%, тепловых сетей на 23,3%, канализационных сетей - на 34,6%.

Инвестиционно-строительный комплекс целостная система, все составляющие которой функционируют и развиваются как системно-структурные элементы этой системы, находящиеся во взаимосвязи друг с другом, а так же происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы. ИСК это многоуровневая и много субъектная система, призванная удовлетворять потребности как отдельных членов общества, их групп, предприятий, регионов, так и государства в целом.Для него характерна высокая степень неопределенности имманентных связей и отношений.

Это открытая, изменяющаяся система, которая отличается относительной подвижностью и гибкостью, но зачастую, в конкретной реализации неустойчивыми внутренними и внешними связями. Как открытая «живая» система ИСК обладает способностью к сознательному изменению, к саморазвитию, для достижения своей цели.

На ее формирование и развитие влияет множество факторов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера. Все это обуславливает возникновение новых субъектов (участников), новых уровней, образующих в свою очередь новые подсистемы и их совокупности. Существенное влияние на его функционирование оказывают природно-климатические, географические, социокультурные и другие факторы.

Как экономическая система ИСК обладает своим механизмом хозяйствования, ориентирующимся на общественные и хозяйственные институты (административные нормы, обычая, правила, законы).

Кроме того ИСК - это система социальная, так как ее главный элемент - это люди, их интересы, выбор, то есть при выполнении ею и ее элементами своих функций необходимо учитывать кто, когда, где и для кого осуществили данную деятельность. Как производственно-хозяйственная система ИСК не зависимо от правовой и пространственной организации представляет собой совокупность простых и сложных производственных единиц. Средой формирования, которых, как и системы в целом является государство, с присущими ему специфическими чертами.

В ИСК как системе постоянно происходит взаимодействие входящих в неё субъектов, являющихся организационными социально-экономическими системами, которым свойственны свои цели и задачи, а так же методы и приемы их осуществления.

Каждый хозяйственный субъект ИСК сам по себе является сложной системой имеющей свою внутреннюю жизнь имеющим свои законы и контакт с внешним миром, но ни один хозяйственный объект не может обойтись без взаимодействия с другим.

ИСК как система носит динамический характер, т.е. постоянно находиться в движении: создаются новые и разрушаются старые взаимодействия между субъектами бизнес-процесса. Взаимодействие субъектов ИСК связано с укреплением взаимодействия во всех направлениях - вертикальном и горизонтальном. Надо отметить, что акцент все более переноситься на горизонтальное направление. Каждый из субъектов зависит от партнера, при этом конкуренция частично преобразуется в доверительные отношения.

Системные отношения, как правило, носят упорядоченный и организованный характер, но возможны исключения. Функционирование и развитие экономической системы всегда направлено на достижение общесистемной цели, которые обеспечивают развитие и выживание системы. Для сохранения структурной целостности и динамического развития системы необходимо согласованное функционирование ее элементов (подсистем), соответствие их современному состоянию развития производства и потребностей потребителей, с учетом природно-географической национальной среды, социальной среды.Погоня за прибылью внутри ИСК, стремление к монополизму отдельных крупных компаний в ряде регионов, антагонизм в системе между ее элементами (участниками) ведет к гибели системы.

С развитием рыночных отношений, ростом конкуренции любой хозяйственный объект или экономическая система подвержены влиянию мировой системы, не исключения и ИСК, даже если его участники не имеют намерений осуществлять международные операции в ближайшей перспективе, так как надо принимать во внимание иностранные фирмы, работающие или стремящиеся проникнуть на российский рынок.

Для обеспечения структурной целостности и динамической согласованности функционирования подсистем необходимо, что каждая из них соответствовала новым условиям хозяйствования, состоянию развития производства, потребностей, научно-техническому прогрессу, растущим масштабам производства и экономики. В основе управления и функционирования ИСК должны быть положены такие принципы как: принцип эффективного управления,

как всей системой, так и ее элементами; принципы финансовой дисциплины и прозрачности структуры собственности; принципы информационной открытости и гарантии прав; принципы эффективного контроля и справедливого вознаграждения; принцип законности и этичности; принцип активного содействия; принцип обоснованности и учета интересов всех участников системы.

Упорядоченность во взаимодействии множества элементов (участников) инвестиционно-строительного процесса устанавливалась на основе степени их содействия в получении целой системой (ИСК и государством в целом) полезного результата. Взаимодействие должно представлять полную кооперацию элементов, и в систему должны входить только те элементы, которые вносят свою долю в получение этого запрограммированного полезного результата, а их взаимоотношения принимают характер взаимного содействия в его получении.

Заключение

Инвестиционно-строительный комплекс - это сложная социальноэкономическая, производственно-хозяйственная, открытая система, включающая большое количество участников, имеющая свои особенности и влияющая на развитие регионов и страны в целом. Каждый участник ИСК сам по себе является сложной системой, имеющей свои цели и задачи и использующей для их решения различные методы и приемы. Существенное влияние на ИСК оказывают общественные и правовые институты страны, а на результаты деятельности данной системы природно-климатические, географические и другие особенности. Для обеспечения структурной целостности и динамической согласованности функционирования ИСК, как системы необходимо, чтобы каждый ее компонент соответствовал новым условиям хозяйствования, состоянию развития производства, потребностей, научнотехнического прогресса, растущим масштабам производства и экономики. А для повышения эффективности функционирования в систему должны вхо-

дить только те элементы, которые вносят свою долю в получение этого необходимого полезного результата.

Библиографический список

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. М.: «Сов.радио» 1974. 272 с.

2. Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. Учебное пособие. - Томск, Изд-во ТГУ, 1989

3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. 368 с.

4. Ильичев А.В. Основы анализа эффективности и рисков целевых программ. Истоки, формализация, реализация. - М.: Научный мир, 2009. - 305 с.

5. Агеев, А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики/ А.Б. Агеев. - М.: Во-лтерсКлувер, 2010. - 288 с.

1. Akoff R., Jemeri F. On purposeful systems. Per. s angl.pod red. I. A. Ushakova. M.: «Sov. radio» 1974. 272 s.

2. Korikov A.M., Safijanova E.N. Fundamentals of the system analysis and systems theory: Tutorial. - Tomsk, publishing company TGU, 1989

3. Afanasiev V.G. System and society. - M.: Politizdat, 1980. 368 s.

4. Ilichev A.V. Fundamentals of the efficiency and risks analysis of target programs. Sources, formalization, realization. - M.: Nauchnyjmir, 2009. - 305 s.

5. Ageev, A.B. Creation of a modern corporate management system in joint-stock companies: theory and practice questions/ A.B. Ageev. - M.: Wolters Kluwer, 2010. - 288 s.

Переход к рыночным отношениям в российских условиях обусловил формирование экономически сложной внешней среды, которая оказывает отрицательное воздействие на процессы осуществления инвестиционно-строительной деятельности.

Деятельность предпринимательских организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «строительный комплекс». По мнению А.Н. Асаула, инвестиционно-строительный комплекс – совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

У А.И. Вахмистрова строительный комплекс определен как «сфера хозяйственной деятельности, связанная с расширенным воспроизводством основных производственных и непроизводственных фондов».

Под строительным комплексом следует понимать управляемую систему, являющую собой совокупность отраслей, подотраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечение воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

Управление экономикой со стороны государства в настоящее время представляет собой регулирование деятельности компаний в пределах исключительной компетенции государства. Важным элементом этого регулирования является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ.

При решении проблем повышения эффективности всех видов деятельности, вовлекаемых в инвестиционно-строительную сферу, под строительным комплексом следует понимать совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере .

Основными составляющими строительного комплекса, как правило, являются:

Инвесторы. Они могут быть кредиторами, заказчиками, покупателями готовой продукции и т.п.;

Проектировщики, разрабатывающие архитектурную, строительную, технологическую и сметную документацию;

Производители и поставщики основных ресурсов производства (материальных, технических, технологических и т.п.);

Строительно-монтажные организации. Их задачей является преобразование средств инвестиционной деятельности в основные средства. Строительно-монтажные организации объединяют деятельность инвесторов, заказчиков, проектировщиков, поставщиков материальных и технических ресурсов;

Инновационные организации, в которых разрабатываются научно-технические новшества и инновации с целью их последующего использования в процессе создания основного капитала;

Институциональные рыночные структуры, обеспечивающие обращение инвестиций в сфере производственного их использования в виде основного капитала;

Транспортные организации;

Логистические фирмы. Они обеспечивают наполнение товаропроводящей сети и доведение товаров и услуг до экономических субъектов инвестиционно-строительной деятельности .

Данный подход можно применить к строительному комплексу только в том случае, если его рассматривать изолированно. Но строительный комплекс – это не закрытая единица экономики, это система, существующая во взаимодействии с другими объектами экономики. И поэтому его изучение в отрыве от других составляющих экономического поля региона не только нерационально, но просто не имеет смысла. Основные субъекты строительства, такие как подрядчики и заказчики через подрядчиков, постоянно взаимодействуют с другими отраслями, получая от них продукты производства, необходимые для осуществления строительной деятельности. Поэтому имеет смысл выделить ряд отраслей, не входящих в полном составе в строительный комплекс, но без которых строительная отрасль прекратила бы свое существование. Такие отрасли называются смежными. К смежным можно отнести машиностроение, энергетику, нефтеперерабатывающую (в объеме производства ГСМ, используемого в процессе осуществления строительных работ) и др. отрасли. Таким образом, можно обозначить графически структуру строительного комплекса (рис. 1.1).

Все смежные отрасли можно разделить на две составляющие: часть смежных отраслей, входящей во внутреннюю среду СК, и другую часть смежных отраслей, входящую во внешнюю среду СК.

Организационные формы строительных организаций и их функции представлены в табл. 1.1.

Рис.1.1. Схема регионального строительного комплекса с учетом смежных отраслей

Таблица 1.1

Характеристика основных функций и организационных форм организаций строительной отрасли

Участники

Основные функции

Организационные формы

1.Инвесторы, заказчики

Финансирование и кредитование инвестиций в основной капитал

Предприятия

Физические лица (население)

Банки, кредитные организации

Федеральные и местные органы исполнительной власти

2. Проектировщики

Разработка архитектурной, строительной, технологической и сметной документации

Архитектурные мастерские

Проектные организации

Изыскательские организации

3.Производители и поставщики основных ресурсов производства

Производство строительных материалов, изделий и конструкций, строительных машин и механизмов, технологического, энергетического и другого оборудования

Заводы, предприятия

4.Подрядчики (строительно-монтажные организации)

Производство строительно-монтажных работ.

Сдача в эксплуатацию строительной продукции

Общества с ограниченной ответственностью

Акционерные общества

Государственные предприятия

5.Инновационные организации

Разработка и внедрение научно-технических новшеств и инноваций

Консультативные фирмы

6.Институциональные рыночные структуры

Обеспечение обращения инвестиций в сфере производства

Банки, кредитные организации

Институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании т.п.)

7.Логистические фирмы

Формирование потоков материалов, комплектация, упаковка, доставка, складирование строительных материалов, изделий, конструкций и др.

Оптовые базы

Комплектующие организации

Консультативные фирмы

Любой региональный строительный комплекс России является сложной многоуровневой системой, состоящей из ряда взаимосвязанных экономических подсистем, которые обладают определенной независимостью и самостоятельностью в выборе оптимального режима своего функционирования. Это отражается на поведении системы в целом. Поэтому и требуется осуществление внешнего регулирующего воздействия на отдельные элементы системы в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов.

Необходимо выбрать общий режим функционирования, когда система достигает определенного оптимума при одновременном сохранении для подсистем выбора режима их самостоятельной деятельности.

Эффективная деятельность регионального строительного комплекса основывается на балансе инвестиционного спроса и инвестиционного предложения. Инвестиционный спрос возникает в том случае, если у субъектов инвестиционного процесса (потенциальных инвесторов) появляется свободный капитал, или источники привлечения капитала при условии возникшего интереса, или потребности в объектах инвестиционно-строительной деятельности, т.е. продукции строительного комплекса.

Инвестиционное предложение возникает при наличии необходимости в привлеченных средствах инвесторов. Эффективность деятельности строительного комплекса обуславливается той ситуацией, сложившейся на рынке инвестиционного капитала, когда инвестиционный спрос соответствует инвестиционному предложению. Если данное условие не выполняется, то либо процесса инвестирования не происходит, либо спрос удовлетворяется путем привлечения капитала инвесторов из других регионов.

Особенности функционирования регионального строительного комплекса вытекают из специфики строительства как вида производственной деятельности. Он постоянно ощущает на себе влияние постоянных и переменных факторов, таких как географическое положение региона, влияющее на технологию производства строительных работ, наличие сырья в регионе, степень развития инфраструктуры, наличие развитой нормативно-законодательной базы, инвестиционный климат в регионе и пр. В технико-экономическом отношении строительство как отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства (рис. 1.2) .

Одна из особенностей строительного комплекса заключается в том, что большая часть инвестиционных проектов являются долгосрочными и среднесрочными уже на периоде осуществления процесса подготовки к строительству и самого строительства, а наличие периода окупаемости может увеличить срок реализации проекта в несколько раз.

Эффективное функционирование и развитие строительного комплекса зависит от интереса региональных органов власти, проявляющегося в грамотной разработке и реализации стратегии развития, заключающейся в формировании структуры управления региональным инвестиционно-строительным комплексом, создании различных инвестиционных программ, участии регионального правительства в инвестиционных проектах в качестве инвестора или поручителя.

Рис. 1.2. Технико-экономические особенности строительства

Предыдущая
 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с