Развитие экономической мысли в древней греции. Бакалавр экономики (хрестоматия) т.2: экономическая мысль древней греции. I. экономическая теория

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в 8-6 вв. до н. э. полис? город-государство, представляющий собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государствееное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В 5 в. до н. э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа).Расцвет греческой экономической мысли пришелся на 4 в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. негражданами.

В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430 ? 355 гг. до н. э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение « О доходах », в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос » (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. В своих трудах «Домострой», «О доходах», высказывал мысль, где главной отраслью экономики считал земледелие. Он давал рекомендации по управлению хозяйством и руководству рабами. Ксенофонт является идеологом натурального хозяйства, поэтому к ремёслам, физическому труду относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданин полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, ? земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т. е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

Платон . Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении Платона (жившим в 427-347 гг. до н. э.; был учеником Сократа) - «Политика или государство» , социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. Автор обосновывает прирожденное неравенство людей, а именно деление на свободных и рабов, и считает такое деление данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, и поэтому разделение труда, обязанностей? естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: 1)философы (правители), 2)воины, 3)ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере? в сельском хозяйстве (земледельцы), ремесле, торговле (торговцы); рабы находятся вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач? управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. По мнению Платона, земледелие играет важную роль в экономике, но ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда? государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. К крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков - постыдной. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег? меру ценности (стоимости).

Аристотель . Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) - ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т. е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика» . Аристотель являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Экономические явления рассматривал с точки зрения наибольшей пользы, поэтому все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Все что расшатывало и разлагало хозяйство, он считал противодейственно и относил к хрематистике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами - соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Ростовщичество Аристотель считал « по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Именно он рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению. Рабы, по мнению Аристотеля, ? это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как от домашних животных. Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, а другие? рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым? если в рабов превращают греков.

Заслугой Аристотеля была попытка вникнуть в суть экономических явлений и вскрыть их закономерности, тем самым он положил начало экономическому анализу. И хотя он не смог объяснить происхождение и сущность денег, однако смог правильно связать их с развитием обмена, что положило начало рассмотрению функций денег как средство обращения и как мера стоимости. Заслуга Аристотеля в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов (одной из таких проблем являлась «справедливая цена»).

Введение

Околопяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островахв восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыгратьвеличайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов).Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участиелишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцевсумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народнаходился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Грециявновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельноегосударство.

Казалосьбы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особойполитической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однакоименно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такогорасцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более позднимгосударствам.

Этастрана играла особую роль на политической и экономической карте того времени.Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживаютдетального изучения и могут быть интересны с точки зрения современнойэкономики.

Основнаяцель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития ДревнейГреции.

Задачиданного реферата:

·охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;

·указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;

·проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей

Наибольшуюроль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведенияизвестных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Экономическиевзгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческогофилософа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной какруководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовалдомоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отрасльюрабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое онквалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственнойдеятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам иторговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным толькодля рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонтдопускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой»содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственнойдеятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов.Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие,пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.

Ксенофонтстал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большоевнимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление,как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонтвпервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком .

Экономическиеидеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона(427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство».Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражениев проекте идеального государства. Платон рассматривал государство каксообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежностиделения государства на две части: на богатых и бедных.

Платонуделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его какестественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенстволюдей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самойприродой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а ихэксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданамимогли быть только греки.

Главнойотраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и кремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве,базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, котораяпризвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платонотносился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основноминостранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились натри сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одноиз этих сословий .

Наибольшийвклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древностиАристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделялплатоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом,он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и другихпроизведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти,сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей нарабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свободабыла уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своейприроде могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп(классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс,4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, невключавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественнымразделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способнытолько к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшимсвободным, включался в их имущество.

Выдающейсязаслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попыткапроникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Онположил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определениюпредмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Аристотельрассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, чтосоответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое.Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывалаисточники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономикаобеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможностирасширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовалоподдержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель,отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивнойторговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю и относил её к экономике.

Представляетинтерес то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товарапринималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научнообъяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их сразвитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве мерыстоимости и средства обращения.

2.Этапы экономического развития и роль государства вэкономике Древней Греции

2.1.Древняя Греция в XI-VI вв. до н.э.

Еслипроанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Онохватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IXвв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века частоназывают гомеровским периодом, так как наряду с археологическими даннымиосновным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и«Одиссея», приписываемые Гомеру.

ОбычноXI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны,по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другойстороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки длядальнейшего расцвета греческих государств.

Архаическийпериод характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющеевлияние на развитие греческой цивилизации:

Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного,Азовского морей;

Оформление полиса как особого типа общины.

Можновыделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитиеремёсел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, солигархическим устройством;

Торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремёсел,товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства,демократическим устройством.

ВXI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный типхозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некотороеусовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическимсошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скотсчитался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э.существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество,металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только наудовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развиваласьочень медленно и имела в основном меновой характер.

ВVIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительноизменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства,остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственногопроизводства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущеенаселение полисов стали одной из главных причин греческой колонизации.Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжениеметрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которыхболее соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможнымогородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает всебольше ориентироваться на рынок.

Ремесленноепроизводство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль вэтом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы иразвитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленнымицентрами.

Греческаяторговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаютсяпостоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленнуюпродукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья исельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морскаяторговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Основнойотличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членовгражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определялавнутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческихгородах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажуземли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан.Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватказемли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальнойдифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса).Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередкооканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираныстремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения,содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов .

2.2.Греческая экономика классического периода

(V-IVвв. до н.э.)

Согласнодревнеисторических сведений Vв. до н. э. - время высшего подъема греческойцивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство,достигает расцвета полис. Огромную роль сыграла победа в греко-персидскихвойнах (500-449 до н. э.), превратившая Афины в ведущее государство греческогомира. Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной(431-404 до н. э.) между извечными противниками - Афинами и Спартой, ускорившейразвитие товарно-денежных отношений и способствовавшей началу кризиса полиса вIV в. до н. э.

Основнойотраслью Греции по-прежнему оставалось сельское хозяйство: в экономики им былозанято большинство населения. Процессы, начавшиеся в сельском хозяйстве вVIII-VI вв. до н. э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарностьпроизводства, углубляется региональная специализация (например, греческиеполисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись поставщиками зерновых, Афины - оливкового масла, острова Хиос и Фасос - вина и т. д.). Однако полностьюнатуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательным как дляотдельных людей, так и для полисов оставался принцип автаркии - независимостиот окружающего мира, политической и экономической самостоятельности,самообеспеченности. Правда, в отличие от архаической эпохи, в V в. до н. э.признается, что все необходимое полису может быть обеспечено с помощьюторговли.

Всвязи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда,развитием, торговли в греческом ремесле в V в. до н. э. происходит расширениепроизводства, углубляется разделение труда. Особенно активно развиваютсяотрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производствокерамики.

Ещебольшее значение, чем в предшествующую эпоху, приобретает внешняя морскаяторговля. При этом греки, не пренебрегая посредничеством, широко вывозили своюсельскохозяйственную и особенно высококачественную ремесленную продукцию.

Основнымистатьями экспорта в другие страны являлись оливковое масло, вино, металлическиеизделия, керамика. В Грецию ввозили преимущественно продукты питания (особеннозерно, соленую рыбу), рабов, различные виды сырья (железо, медь, лес, смолу,меха, кожу, лен, слоновую кость и т. д.). В торговле отдельных греческихполисов друг с другом преобладали ремесленные изделия, на производстве которыхспециализировалась та или иная область. Основными центрами греческой внешнейторговли являлись Афины, Милет, Коринф .

Внутренняяторговля в греческих полисах была развита гораздо слабее. На городской рынок восновном приезжали крестьяне из окрестных деревень и продавалисельскохозяйственную продукцию в обмен на ремесленную.

Вбольшинстве греческих полисов не существовало организованного, приносившегопостоянный и значительный доход государственного хозяйства, не было прямогоналогообложения граждан. Отсутствие стабильного источника пополнениягосударственной казны отчасти компенсировалось добровольными пожертвованиями илитургиями - налогами с богатых граждан на нужды государства. В период войн совсех граждан взимался чрезвычайный военный налог - эйсфора.

Снабжениехлебом было важнейшим вопросом экономической политики большинства греческихполисов. В конце Vв. до н. э. во многих полисах из наиболее богатых гражданизбирались комиссии по закупке и распределению хлеба между гражданами. Подобноерегулирование в ряде случаев касалось также строительных материалов, дров,льна, масла и т. д.

Дляподдержания порядка на внутренних рынках во многих полисах назначались особыедолжностные лица, которые взимали пошлины, следили за качеством продуктов,правильностью мер и весов.

Внастоящее время IVв. до н. э. рассматривается как период кризиса классическогогреческого полиса. Проявлениями кризиса традиционной полисной структуры впервую очередь были изменения в земельных отношениях. С конца Vв. до н. э.очень широко распространяются сделки купли-продажи земли, которая в IVв. до н.э, рассматривается уже не как основа жизни гражданина, а как один из источниковдохода. Кроме того, в IV в. до н. э. все чаще нарушается исключительное правограждан на владение землей - отличившимся какими-либо заслугами метекампредоставляются привилегии, в том числе возможность приобретения земли и дома.Помимо этого с конца Vв. до н. э. распространяется аренда частных владений, апоскольку обработка чужой земли считалась позорной для гражданина, арендаторамистановятся в основном метеки и вольноотпущенники. Таким образом, негражданскоенаселение проникает в сферу земледелия, ранее практически закрытую для него.

Нарядус этим многие граждане начинают заниматься более прибыльными, чем земледелие,видами деятельности, ранее считавшимися недостойными гражданина: морскойторговлей, процентными ссудами, разработкой рудников и т. д.

Всеэто, а также бурное развитие ремесла и торговли, которыми в основном занималисьметеки, объективно приводит к усилению роли свободного негражданского населенияв экономике, социально-политической жизни полиса, к постепенному разрушениютрадиционной полисной структуры; главным мерилом ценности становятся деньги,именно они определяют положение человека в обществе.

Кризисгреческого полиса в IVв, до н. э. не был связан с экономическим упадком.Кризисные явления тесно связаны с развитием товарно-денежных отношений,стремлением к обогащению, развитием межполисных экономических связей. Именноэти процессы способствовали ослаблению тесной связи между гражданином и егополисом, создавали предпосылки для развития противоречий между частными и государственнымиинтересами, для столкновения различных социальных групп внутри гражданскогоколлектива .

2.3.Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)

Утрататесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грециейнезависимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын инаследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IVв. до н. э. крупнейшуюмировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силойв греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.

Какизвестно, государство Александра Македонского после его смерти распалась на рядгосударств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династияПтолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия иМесопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих,эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) ивосточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, икультурной сфер.

Такжеважную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между древними грекамии восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехническихприемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитиютехники и дальнейшей специализации в ремесле.

Вэтот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученыйАрхимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовуюводочерпательную машину и многое другое.

Вэпоху эллинизма центр экономической жизни переместился из материковой Греции иЭгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путяхосновывается множество новых городов. Крупными торговыми и ремесленнымицентрами были Александрия, Пергам на северо-западе Малой Азии, Аитиохия на рекеОронт в Сирии, Селевкия на реке Тигр в Месопотамии и др. В III- II вв. до н. э.эллинистические полисы переживали эпоху расцвета .

Городаявлялись административными единицами, в большинстве случаев в них сохранялисьорганы самоуправления, к ним приписывались земли, находящиеся в собственностигорода и частных лиц. Остальной земельный фонд считался государственным:существовали собственно царские земли, а также земли, пожалованные приближеннымцаря, храмам, переданные в держание воинам.

Вэллинистических государствах постепенно распространялось классическое рабство,однако наряду с ним существовало характерное для восточной экономики долговоерабство. В сельском хозяйстве количество рабов увеличилось, но в основном земляобрабатывалась членами сельских общин, находящимися в той или иной степенизависимости от государства. В ремесле наряду с частными существовалимастерские, работники которых также зависели от государства.

3. Организация производства Древней Греции

ВVIII-VIвв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства - начинает формироваться рабство классического типа, к Vв. до н. э. принявшееповсеместный характер. Этот процесс был связан с развитием товарногопроизводства. Войны, пиратство, торговля рабами (основные источники рабства)обеспечили резкое увеличение количества рабов. В V в. до н. э. рабыиспользуются во всех сферах производства, становятся основной рабочей силой иокончательно лишаются всех прав. Особенно активно труд рабов применялся времесленных мастерских - эргастериях. Среди ремесленных мастерских преобладалимелкие (от двух до десяти рабов), однако существовали и довольно крупныеэргастерии, в которых использовался труд примерно 50-100 рабов. Особенномасштабным было применение рабского труда в горном деле .

Всельском хозяйстве Греции рабский труд играл сравнительно небольшую роль, чтосвязано с двумя основными факторами: при выращивании и разведении трудоемкихкультур (винограда, олив, овощей) было невыгодно широко использовать низкопроизводительный труд рабов, а преобладание средних и мелких крестьянскиххозяйств исключало широкомасштабное применение рабского труда. Греческиекрестьяне, как правило, всей семьей обрабатывали землю, используя в качестве вспомогательного,труд 1-7 рабов; применялся также наемный труд, особенно во время сезонныхработ.

Оченьактивно рабы использовались как домашняя прислуга, секретари и пр. Рабов моглисдавать в аренду, некоторых отпускали на оброк. В таких случаях раб мог завестисвою мастерскую, наняться на какую-либо работу; хозяин в его жизнь невмешивался. Наряду с частными существовали и государственные рабы, например, вАфинах они несли полицейскую службу, замещали мелкие должности в городскойадминистрации: секретари, писцы, судебные приставы и пр.

4. Денежные отношения в Древней Греции

Нарубеже II-I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства ислабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял восновном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег всечаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубежеVII-VIвв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции,существовали две основные монетные системы - эгинская и эвбейская. Основойкаждой системы являлся талант - весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине - 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм - серебряных монет. Эгинскийстандарт был распространен на большей части территории Греции и острововЭгейского моря, эвбейский - на острове Эвбея, во многих западных греческихколониях, а также в двух крупнейших полисах - Коринфе и Афинах .

Вархаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, анесостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продатьза границу.

ВVв. до н. э. чеканка монеты охватывает весь греческий мир, в это времяначинается чеканка бронзовой мелкой разменной монеты. Правом чеканитьсобственную монету пользовались все независимые греческие полисы, поэтомунеудивительно, что развитие торговли в V в. до н. э. вызвало к жизни особуюпрофессию менял. Постепенно меняльные лавки начинают выполнять некоторыефункции, свойственные банкам: хранение денег, перевод различных сумм со счетаодного клиента на счет другого, выдача денежных ссуд. Обычный ссудный процентпод залог земли, городского дома составлял порядка 15%, процент по морскимкредитам (под более ненадежный залог кораблей и товаров) мог превышать30%.Менялы выполняли также некоторые функции нотариальных контор - у нихзаключались сделки, составлялись купчие, хранились документы.

Заключение

Гомеровскийпериод Древней Греции характеризуется господством натурального хозяйство, приэтом скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. В дальнейшем напервый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи.Рабство еще не получает широкого распространения.

Такимобразом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелкихполисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей,верхушка общества не была сильно выделена.

Вархаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии.Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянскиехозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось вгородах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение.Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, авместе с ним и долговое рабство.

ВVIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация, причиныкоторой следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения иконцентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поискрынков сбыта для своей продукции, потребность в металле, стремление грековпоставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба.

ВVIII-VIвв. до н. э. шло формирование полисов античной формы собственности. Полисобладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическимпринципом полиса была идея самообеспеченности.

Вклассический период основной чертой экономического развития стало господствополисов и распространения в торгово-ремесленных полисах рабства классическоготипа. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.

Вэтот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства. 30-35% отобщего населения составляли рабы.

Новымиявлениями в V в. до н. э. стали повышение товарности сельского хозяйства, ирегиональная специализация.

Впериод IV-I вв. до н.э. происходит дробление Греции на несколькоэллинистических государств, где происходит синтез греческих (эллинских) ивосточных элементов. Обмен опытом между греками и восточными народами сыгралважную роль в экономическом развитии. Увеличился рост товарности и торговогооборота.

Центрэкономической жизни перемещается из материковой Греции и Эгейского моря на юг ивосток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множествоновых городов.

Такжеэтот период характеризовался значительным развитием науки и техники,распространением классического и характерного для восточной экономики долговогорабства.

Такимобразом, в Греции сложился новый тип экономики, весьма отличный отэкономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивный, товарный,при сохранении натуральной основы. Он потребовал значительных вложений,высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создал очень благоприятныеусловия для самого существования греческого общества, а также развитиягреческой культуры.

Изучениеэкономики Древней Греции в данной работе позволяет увидеть, какую роль играетэкономическая наука в развитии такой мощной цивилизации, и, несомненно,изучение достоинств и недостатков поможет лучше разобраться в экономикесегодняшнего дня.

Список литературы

1.История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 2000. - 386с.

2.Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.

3.Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с.

4.Бор М.З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис, 1998. - 427с.

5.Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.:Россмэн, 2001. - 298с.

6.Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.

7.История экономических учений: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.П.Гуровой, С.Л. Сазановой. - Ульяновск: Мозаика, 2001. - 100с.

8.Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2002. - 468с.

9.Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2007. - 454с.

10.Фишер С. Экономика. - М.: Дело, 1998. - 278с.

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/

Cам термин «экономика» («домоводство») пришел к нам из древнегреческого (оikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).

Лучшими достижениями экономической мысли Античности (конец V–IV в. до н.э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (хотя А. В. Аникин в своей книге «Юность науки» говорит еще об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера как подлинной энциклопедии жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей) .

Ксенофонт (430–354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа отражены в его трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение .

Платон (428–347 гг. до н.э.). Отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы» . Возникновение самого государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.

В сочинении «Государство» речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия), обеспечивая общественные интересы. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

В сочинении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности), предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.



Аристотель (384–322 гг. до н.э.) также предложил свой проект идеального государства. В своих трудах «Никомахова этика» , «Политика» , подобно Ксенофонту и Платону, деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический объясняется им исключительно «законами природы».

В концепции об экономике и хрематистике классифицируются все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли. Естественная сфера (экономика) представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Неестественная сфера (хрематистика) основывается на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами» .

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что возникшие в результате соглашения между людьми деньги представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

Гениальные догадки высказал Аристотель при анализе торговли, а также законов обмена («Никомахова этика»). Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая – нет. Ясного ответа у него мы не найдем, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассуждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:

обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру ;

общей мерой при обмене является потребность ,которую на практике заменяют деньги (монета ),причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;

обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ ;

совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной ) жизни ,которая без справедливых обменов невозможна.

Текст Аристотеля дал повод для противоречивых толкований. Одни взяли за основу тезис о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ – и стали связывать идеи Аристотеля с такими концепциями цены товара, как теория издержек производства и трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс).

Другие толковали идеи, высказывания Аристотеля, опираясь на его тезис о потребности как общей мере при обмене, пытались установить связь его идей с различными теориями и авторами, выводящими цену из полезности благ (христианский богослов Августин Блаженный (V в.), философы XVIII в. Э. Кондильяк (Франция) и И. Бентам (Англия), маржиналисты).

Следует обратить внимание, что «обе эти традиции в восприятии идей великого греческого мыслителя сложились позднее и несут на себе печать анахронизма, т.е. оторванности от эпохи и обстоятельств, в которых работал сам Аристотель. В его время не было ни конкурентных рынков, которые явно или неявно предполагаются теориями полезности, ни нормирования трудозатрат, без которого трудно говорить о прямом приравнивании различных видов труда (работ). Аристотель писал об обмене в контексте общинной жизни – о чем говорит пример, который он использовал: обмен между строителем дома и башмачником. Это вовсе не обмен между случайно встретившимися торговцами. Речь шла о повторяющихся отношениях. Обмен считался справедливым, если позволял обеим сторонам и дальше поддерживать отношения. И забота о согласованности производимых работ с потребностями, и требование безубыточности обмена – это принципы, обеспечивающие устойчивость разделения труда в общине» .

Значение идей древнегреческих мыслителей в том, что они положили начало «позитивной» науке, сделали первые шаги в области теоретического осмысления экономического устройства греческого общества.

Греческий историк и философ Ксенофонт (444--355 гг. до н. э.) - идеолог класса рабовладельцев. Он оправдывал рабство, рассматривая его как естественное явление. Ксенофонт являлся ревностным защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Особенно возвеличивал он сельское хозяйство, старался показать в своих работах, что благополучие народа зависит только от земледелия. Посредством земледелия, говорил он, "люди добывают себе все, что нужно для жизни".

"Земледелие -- мать и кормилица всех искусств" (1), т. е. всех отраслей хозяйства. Кроме того, он считал земледелие наиболее приятной и здоровой отраслью хозяйства, поскольку работы здесь производятся в поле, на чистом воздухе.

По мнению Ксенофонта, надо различать труд руководителей и труд исполнителей. К труду исполнителей он относил физический труд. Труд руководителей Ксенофонт считал делом свободных людей, а труд исполнителей (физический труд) -- делом рабов. В таком подходе ярко проявляется презрительное отношение Ксенофонта к физическому труду.

Одновременно Ксенофонт подчеркивал целесообразность расчленения производственного процесса на отдельные операции и распределения их между большим количеством работников. Это, по его убеждению, ведет к улучшению качества производимых вещей. Обед, изготовленный на царской кухне, говорил он,

1. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. АН СССР, 1935. Стр. 269--271 грек ксенофонт цицерон экономический

вкуснее обеда, изготовленного на кухне простых людей, потому что на кухне у царя существует широкое разделение труда: там не один повар, а несколько десятков поваров, каждый из которых специализируется на одной операции, на изготовлении одного блюда, в результате чего получается блюдо лучшего качества. На кухне простых людей нет разделения труда, там один повар изготовляет все блюда, поэтому приготовленная там пища не может быть столь же вкусной, как пища, вышедшая из царской кухни. Ксенофонта интересовало разделение труда лишь как условие улучшения качества производимых продуктов.

Тем самым разделение труда Ксенофонт рассматривал только под углом зрения его влияния на потребительную стоимость, а не на стоимость. Ксенофонт выступал противником крупной торговли и ростовщичества, считая, что они ведут к разрушению натурального хозяйства. Что касается мелкой торговли, то в ней он видел средство к удовлетворению потребностей населения и допускал ее для крупных городов, где общественное разделение труда получило значительное развитие и где поэтому спрос достаточно велик, чтобы оправдать существование торговли. Ксенофонт, следовательно, обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка. Маркс отмечал, что "Ксенофонт знает, что масштаб разделения труда зависит от размеров рынка" (1). Мысли Ксенофонта о связи между разделением труда и развитием товарного обращения дали Марксу основание указать на наличие у Ксенофонта "буржуазного инстинкта".

Ксенофонт различал двоякое назначение вещи. Вещь, по мнению Ксенофонта, с одной стороны, представляет собой полезность, а с другой стороны, обладает способностью обмениваться на другую вещь. Но эта вторая сторона - меновая стоимость не вызывает интереса у Ксенофонта, симпатии которого на стороне натурального хозяйства. В его глазах ценность вещи зависит от ее полезности. Только полезные предметы обладают ценностью.

Рассматривая торговлю, Ксенофонт касался и роли денег. Он отмечал, что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Наибольшее значение он придавал функции накопления, сокровища. Он считал, что накопленные деньги (серебро) всегда можно превратить в любые предметы потребления, в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет. Ксенофонт отмечал также, что серебро как денежный материал никогда не может быть в избытке, а поэтому в стремлении людей к его приобретению нет границ.

1. К. Маркс. Капитал, т. I, 1953, стр. 375.

Платон (427--347 гг. до н. э.)-- крупнейший греческий философ жил в период, когда экономика Греции и афинская демократия переживали кризис, сопровождавшийся резким обострением классовой борьбы между рабами и рабовладельцами. Платон был идеологом крупных рабовладельцев и ярым противником афинской демократии.

Яркое выражение его реакционные взгляды нашли в проекте идеального государства -- рабовладельческой аристократической республики. Такое государство он рисовал в своем сочинении "Политика или Государство". В нем раскрываются и экономические взгляды Платона.

Свое сочинение Платон начинает с характеристики причин возникновения государства, которое он отождествляет с обществом. Причину возникновения государства он видит в противоречии между многообразными потребностями человека и его способностью лишь к одному виду труда.

Разделение труда в обществе Платон рассматривал как естественное явление и объяснял его тем, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Исходя из этого, он считал, что люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей, которая становится возможной только при наличии сообщества людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство -- это сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия.

Платоновское идеальное государство представляет собой сообщество трех сословий (классов): философов, воинов и низшего сословия -- земледельцев и ремесленников. Рабы, игравшие главную роль в производстве, сословия не составляют, так как Платон не считал их гражданами, а рассматривал как орудие производства.

Во главе этого государства должны стоять философы -- они управляют государством. Воины охраняют государство и заботятся о расширении его границ. Низшее сословие -- земледельцы и ремесленники вместе с рабами должны заниматься физическим трудом и результатами своего труда содержать высшие сословия.

Высшие сословия, по мнению Платона, не должны иметь собственности и должны жить на "коммунистических" началах. Дети их должны жить отдельно от родителей и воспитываться государством. Мотивируется это положение тем, что задачей высших сословий является управление государством, а потому они должны быть свободны от житейских забот и от собственнических инстинктов, которые порождают раздоры, алчность, эгоизм, препятствующие идеальному управлению государством.

Платоновский "коммунизм" реакционен. Обобществление не распространялось на средства производства, предполагалось только обобществление средств потребления для высших классов за счет эксплуатации низшего сословия и рабов.

Платон считал экономической основой государства натуральное хозяйство, основанное на труде рабов. Провозглашая необходимость классов, выдвигая высший класс (рабовладельцев) в качестве руководителей "идеального государства" и отказывая рабам в признании их гражданами, Платон тем самым оправдывал рабство и весь рабовладельческий строй в целом. Платон в идеальном государстве допускал торговлю, деньги и сохранял класс купцов. Торговлю он выводил из неправильно понятого им разделения труда. В его представлении она являлась средством, служащим удовлетворению потребностей людей. Но вместе с тем Платон отрицательно относился к торговле, поскольку торговля использовалась как средство для извлечения прибыли. Он рассматривал ее как постыдное занятие к считал, что торговлей в идеальном государстве должны заниматься иностранцы (варвары).

В соответствии со своими натурально-хозяйственными позициями Платон не интересовался проблемами товарного производства -- стоимостью, деньгами. В его сочинениях нет даже элементов научной теории стоимости. Отсутствие научной теории стоимости определило и непонимание Платоном денег. Ош понимал и признавал только две функции денег: мерило стоимости и средство обращения.

Экономическая мысль древней Греции достигла вершины своего развития в произведениях Аристотеля.

Аристотель (384--322 гг. до н. э.) - крупнейший греческий философ. Маркс называет его "величайшим мыслителем древности". Аристотель был учеником Платона, но в отличие от Платона для него характерно колебание между идеализмом и материализмом.

Жил он в эпоху огромных политических потрясений и жестоких войн, закончившихся объединением под властью Македонии всех государств античного мира. Начавшийся кризис рабовладельческого строя еще более обострил классовую борьбу между рабами и рабовладельцами.

Аристотель считал, что политическая борьба и общественные потрясения обусловлены имущественным неравенством. Он отверг утопию Платона об "идеальном государств", строившемся на господстве рабовладельческой аристократии, и разработал теорию "лучшего государства", которое должно было основываться на господстве класса рабовладельцев среднего достатка. Он считал, что укрепление этой группы рабовладельцев до некоторой степени сгладит имущественное неравенство внутри этого класса и таким образом предотвратит разложение рабовладельческого общества. Но и это "лучшее государство" по своей природе рабовладельческое, поскольку там сохранялось рабство и власть в нем принадлежала рабовладельцам.

Политические и экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении "Политика" Аристотель создал теорию рабства.

Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает естественное разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять грубую работу -- физический труд, а умственный труд -- управление государством и осуществление государственной политики -- это дело свободных людей. "Природа устроила так,-- учил Аристотель,-- что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни" (1).

Рабов он, как и Платон, не считал гражданами, а приравнивал их к орудиям производства.

Аристотель подчеркивал свое презрительное отношение к физическому труду. Он заявлял, что "гражданская добродетель... подходит только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания" (2).

Для экономических взглядов Аристотеля, так же как и для Платона, характерна защита натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Но так как к этому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития в рабовладельческом обществе, то Аристотель устанавливал два вида богатства - богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство -- земледелие и ремесло. Этот вид богатства он называл естественным богатством, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей, а также и в силу того, что размеры этого богатства ограничены человеческими потребностями.

Второй вид богатства -- накопление денег -- он называл противоестественным, поскольку оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.

К естественным явлениям Аристотель относил все то, что отвечало интересам натурального рабовладельческого хозяйства, а к противоестественным -- все то, что противостояло интересам этого хозяйства.

Различая два вида богатства, Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства -- потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку в условиях имеющегося в обществе разделения труда она необходима для удовлетворения потребностей людей.

Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Живя в период более заметного развития товарно-денежных отношений в рабовладельческом обществе, Аристотель шел значительно дальше своих предшественников в анализе этих отношений. Исходя из двоякого понимания богатства, Аристотель рассматривал продукт как товар, который имеет двоякое назначение: "Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое" (1). Здесь он говорит о двух свойствах товара: об его потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для совершения обмена требуется, чтобы различные вещи были бы однородными и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Аристотель не вскрыл истинную основу равенства обмениваемых товаров. Он не мог понять, что в основе равенства товаров как стоимостей лежит специфически общественный труд, представляющий собою затрату рабочей силы в физиологическом смысле. Но его заслуга в том, что в основе обмена различных вещей он увидел равенство. "Гений Аристотеля,-- писал Маркс,-- обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства".

Аристотель не раскрыл и не мог раскрыть настоящей основы обмена - стоимости, поскольку в античном мире товарно-денежные отношения не были господствующими общественными отношениями.

Торговлю Аристотель рассматривал в историческом развитии. Он считал, что исходной формой торговли была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары непосредственно, без денег (Т--Т).

С появлением денег меновая торговля превращается в товарную - товары обмениваются на товары уже посредством денег (Т--Д--Т). По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли (Д--Т--Д). Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличивать деньги, или, как сн выражается, делать деньги, и считает, что она противоречит интересам натурального хозяйства.

За деньгами Аристотель признает функцию средства обращения и мерила стоимости. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. Он говорит, что тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно -- не для тех целей, для которых они созданы.

Древняя Греция дала миру замечательную плеяду ученых во многих областях науки - математике и геометрии, астрономии и механике, истории и философии. Именно у величайших древнегреческих философов мы находим первые в истории науки элементы теоретического анализа экономических отношений. Однако все, что можно выделить в их трудах как имеющее отношение к экономическим исследованиям, составляет лишь небольшую, «крайне незначительную», как подчеркивает Й. Шумпетер, часть научного наследия, оставленного нам древними греками.

Прежде всего необходимо сказать, что само слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. «Экономия» происходит от древнегреческого oikonomia (oikos - дом, nomos - правило, закон). В буквальном переводе oikonomia означает «искусство управлять домом», или «домоводство». Так называется сочинение греческого философа Ксенофонта (ок. 444-355 г. до н.э.). В русском переводе эта работа получила название «Домострой». В ней Ксенофонт рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства. Такой смысл в слова «экономия» и «экономика» вкладывали и другие древнегреческие философы, таким он оставался на протяжении длительного периода времени вплоть до XVI-XVII вв., начала становления капиталистической экономической системы и превращения рыночных отношений в господствующие. Следует, конечно, помнить, что само понятие домашнее хозяйство в те времена включало в себя гораздо более широкое содержание, чем сегодня. Домашнее хозяйство в Древней Греции представляло собой, как правило, крупное натуральное хозяйство, где трудилось много рабов и производилось почти все, что нужно для жизни.

Чтобы правильно понять круг рассматриваемых греческими философами экономических вопросов, необходимо кратко охарактеризовать, что собой представляла греческая экономика в V-IV вв. до н.э., т.е. определить собственно предмет анализа и проблемы, волновавшие греков.

В отличие от стран Древнего Востока рабство являлось основой экономики Древней Греции, труд рабов был решающим как в ремесленном, так и в сельскохозяйственном производстве. Рабы составляли около трети всего населения. Наибольшее количество рабов давали захватнические войны, хотя со временем в рабство стали попадать и греки. Основой античной системы хозяйства были рабовладельческие общины, главным образом в виде городов-полисов, представлявших собой отдельные государства. Полисы создавались на базе античной формы собственности, выступавшей в виде сочетания частной и общинной (позже государственной) собственности. Рост производства и региональная специализация стимулировали развитие торговли. Греция была важнейшим центром мировой торговли.

Можно выделить несколько ключевых экономических проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов: отношение к рабству и его моральное оправдание, пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства, соотношение натурального и товарного хозяйства, справедливость обмена и установление цены, роль денег в экономике.

Экономические проблемы Древней Греции периода кризиса рабовладельческого строя нашли свое отражение в трудах выдающегося философа Платона (427-348 г. до н.э.). Его отношение к существующему политическому и экономическому устройству общества, а следовательно, и его система социально-экономических взглядов отчетливо проявляются в проекте «идеального государства», изложенном в работах «Государство» и «Законы».

Рабовладельческий характер «идеального государства» не ставится Платоном под сомнение, но рабство должно быть уделом других народов. Он осуждает тех, кто владел рабами греческого происхождения. Свободное население Платон разделяет на три сословия: философы, которые управляют государством, воины и работники (демос) - земледельцы, ремесленники и купцы. Все общественное устройство базируется на строгом разделении труда, которое обеспечивает экономическую эффективность: земледелец не может заниматься ремеслом, а ремесленник может заниматься только одним видом ремесла.

Основой экономики должно быть натуральное хозяйство в рамках рабовладельческой общины, и Платон предлагал запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. К торговле и ростовщичеству Платон относился отрицательно, поскольку обогащение извращает нравы, и предлагал сделать посредническую торговлю делом лишь иностранцев. Чтобы противоречия между богатыми и бедными не ставили под угрозу устои «идеального государства», два высших сословия - философы и воины - не могли иметь частной собственности и даже прикасаться к золоту и серебру, а земля между земледельцами должна была распределяться равномерно.

Таким образом, с точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платона представляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Фактически это был проект сохранения и защиты греческого полиса как рабовладельческой общины в условиях, когда эта экономическая система вступила в период кризиса.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с