Характеристика операций с материальными ценностями мобилизационного резерва. Прошу дать разъяснения по учету операций, а также по начислению НДС по этим операциям(с примерами из судебной практики и разъяснениями налоговых органов). История формирования го

В порядке заимствования;

В порядке разбронирования;

для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

для оказания гуманитарной помощи;

для оказания регулирующего воздействия на рынок;

для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Для оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

2. Выпуск из государственного резерва материальных ценностей, хранящихся в организациях, входящих в систему государственного резерва, в целях освежения запасов государственного резерва осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.

Освежение запасов государственного резерва может осуществляться в форме переработки материальных ценностей в продукцию, входящую в номенклатуру материальных ценностей государственного резерва, с последующей закладкой в государственный резерв.

Освежение запасов государственного резерва, находящегося у ответственных хранителей, и замена материальных ценностей государственного резерва осуществляются ответственными хранителями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Для отдельных видов материальных ценностей государственного резерва Правительством Российской Федерации может устанавливаться иной порядок освежения запасов государственного резерва и замены материальных ценностей государственного резерва.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования производится на основании акта Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок и сроки их возврата.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При выдаче материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования получатель (заемщик) представляет гарантийное обязательство по возврату материальных ценностей в государственный резерв.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва, кроме неснижаемого запаса, в порядке заимствования на срок не более шести месяцев и до 20 процентов объема материальных ценностей, находящихся в государственном резерве на начало текущего года, может производиться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. В указанном случае порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок их возврата, а также порядок взаиморасчетов определяются на договорной основе.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования осуществляется на основании договоров, заключенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, или его территориальным органом с получателями.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. Размер этой платы определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных из государственного резерва материальных ценностей и не может превышать размер действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации. Разбронированные материальные ценности государственного резерва до их выпуска составляют имущество казны Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации, данному на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим изданием акта Правительства Российской Федерации. Восполнение в государственном резерве запасов материальных ценностей осуществляется в установленные Правительством Российской Федерации сроки за счет их получателей или в ином порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для оказания гуманитарной помощи осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации с последующим изданием акта Правительства Российской Федерации.

Вопрос: 1. Согласно пп. 1, 4, 5 п. 1 ст. 9, пп. 14 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; п. 4 ст. 11, п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами без привлечения бюджетных средств.

В соответствии с номенклатурой материальных ценностей и объемов их накопления в мобрезерве, утвержденной Федеральным агентством по энергетике, в ООО находится материальный запас мобилизационного резерва (мобрезерв). На основании инструкции по длительному хранению материальных ценностей периодически происходит освежение этого запаса.

При этом стоимостная оценка внереализационных доходов равна внереализационным расходам.

Кроме того, ООО проводит текущий ремонт складов, где хранятся материальные ценности, относящиеся к мобрезерву.

Материальные ценности, заложенные в мобрезерв в порядке освежения были включены ООО в Перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета (форма N 3) на основании рекомендаций, изложенных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2005 г. N 03-06-02-02/68, и направлены для согласования в Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго).

Представленный Перечень был рассмотрен, но в согласовании было отказано и сообщено, что включение в состав внереализационных расходов стоимости материалов, заложенных в мобилизационный резерв в порядке освежения, является необоснованным, поскольку выпущенные в результате материалы использованы в производстве.

2. Между ООО и Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу ежегодно заключается государственный контракт на возмещение затрат, связанных с выполнением мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва, являющейся неотъемлемой частью исполнения государственного оборонного заказа

Фактические затраты ООО по хранению материалов II группы гораздо выше лимитов финансирования, выделенных из федерального бюджета Российской Федерации.

1. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли ООО по вышеизложенным ситуациям:

Внереализационные доходы;

Внереализационные расходы;

Текущий ремонт складов, где хранятся материальные ценности, относящиеся к мобрезерву, как затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана;

Фактические затраты по хранению материалов II группы, превышающие сумму компенсации из федерального бюджета, как затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана?

2. Какие документы по вышеизложенным ситуациям являются основанием для признания указанных расходов принимаемыми для целей налогообложения прибыли;

3. Какие затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджета, можно отнести к обоснованным для включения в состав внереализационных расходов в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с проведением мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанием государственного мобилизационного резерва, и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 17 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять расходы на содержание мощностей и объектов для выполнения мобилизационного плана, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан Российской Федерации установлены Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Мобилизационная подготовка в Российской Федерации - комплекс мероприятий, проводимых, в частности, в организациях в мирное время, по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В области мобилизационной подготовки и мобилизации организации обязаны организовывать и проводить мероприятия и работы, которые были предусмотрены статьей 9 вышеназванного Федерального закона.

Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, был установлен Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России, Минфином России, МНС России 02.12.2002 N N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3.

В соответствии с пунктом 3.4 указанного Положения организации подготавливают по установленным формам План проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4), и Смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации, в разрезе статей затрат по перечню работ по мобилизационной подготовке, предусмотренных Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (форма N 5).

Вопрос: ОАО является ответственным хранителем материальных ценностей государственного резерва.

Материальные ценности государственного резерва составляют государственную казну.

Ответственный хранитель в обязательном порядке осуществляет операции по освежению и замене материальных ценностей государственного резерва.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, указанные субъекты производят самостоятельно без привлечения дополнительных бюджетных средств.

При приобретении материальных ценностей государственного резерва, составляющего казну Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата налога на добавленную стоимость осуществляется покупателями этих материальных ценностей, являющимися в данном случае налоговыми агентами.

Однако, при осуществлении операций по освежению и замене нефтепродуктов между ответственным хранителем и управлением Росрезерва не возникает денежных расчетов, и ответственный хранитель не имеет возможности удержать из выплачиваемых сумм НДС и произвести его уплату в бюджет.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса.

На основании п. 3 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычетам при условии, что товары были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, и при их приобретении он уплатил налог на добавленную стоимость в бюджет.

Исходя из изложенной ситуации, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Обязан ли налоговый агент при проведении операций освежения и замены нефтепродуктов без привлечения дополнительных бюджетных средств производить удержание и перечисление НДС в бюджет со стоимости выпускаемых нефтепродуктов? Если да, то за чей счет производится уплата НДС, учитывая, что налоговый агент передает в государственный резерв равное количество нефтепродуктов, а не денежные средства?

2. Будет ли налоговый агент иметь право на вычет НДС со стоимости приобретаемых в рамках освежения и замены нефтепродуктов, если он в соответствии со ст. 24 НК РФ сообщил в налоговый орган о невозможности удержания НДС?

Ответ: В связи с письмом о порядке применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по освежению и замене материальных ценностей, заложенных в государственный резерв, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе обмен товарами).

На основании статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" освежение запасов государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей, а замена материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий. При этом выпуск материальных ценностей из государственного резерва - это реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.

Учитывая изложенное, при выпуске материальных ценностей из государственного резерва в процессе освежения или при замене материальных ценностей государственного резерва возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что в рамках освежения запасов государственного резерва или замены материальных ценностей государственного резерва осуществляется операция по реализации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющими государственную казну Российской Федерации (реализация материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва), при осуществлении которой налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым агентом - покупателем указанного имущества на основании абзаца второго пункта 3 статьи 161 Кодекса, а также операция по реализации материальных ценностей, закладываемых в государственный резерв, также являющаяся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса. В связи с этим при освежении запасов государственного резерва или замене материальных ценностей государственного резерва организация, получающая из него материальные ценности с одновременной поставкой в государственный резерв аналогичного имущества, должна исполнять обязанности как налогового агента по налогу на добавленную стоимость, так и налогоплательщика по этому налогу.

Что касается применения налоговым агентом вычетов по налогу на добавленную стоимость, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии приобретения налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, одним из оснований для применения налоговым агентом вычетов по налогу на добавленную стоимость является уплата в бюджет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. N 03-07-11/48

Обзор документа

Выпуск материальных ценностей из госрезерва - это их реализация или передача (в т. ч. безвозмездная) на определенных условиях. Освежение запасов госрезерва - это выпуск матценностей из него при одновременной поставке и закладке туда равного количества аналогичной продукции. Замена названных ценностей - выпуск материальных ценностей при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий.

При выпуске материальных ценностей из госрезерва в процессе освежения или при их замене возникает объект обложения НДС.

В рамках освежения запасов госрезерва или замены его матценностей осуществляются 2 операции по реализации товаров. Первая - реализация матценностей, закладываемых в госрезерв. Вторая - реализация товаров, выпускаемых из него. При осуществлении последней из операций НДС уплачивается налоговым агентом-покупателем указанного имущества. Следовательно, при освежении запасов госрезерва организация, получающая из него материальные ценности с одновременной поставкой туда аналогичного имущества, должна исполнять обязанности как плательщика НДС, так и налогового агента.

Вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога агентами, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, одно из оснований для применения агентом вычетов по НДС - внесение в бюджет налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Основные термины и определения:

- поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;

- закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;

- выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;

- ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;

- освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного пока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установ­ленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов;

- заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв рав­ного количества аналогичных материальных ценностей;

- разбронирование материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без после­ дующего возврата;

- замена материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначен­ных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запа­сов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размеща­ется на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).


Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заклю­чать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономи­ки, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации долж­ны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценно­стей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.

Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах Российской Федерации в соответствии с заключенными догово­рами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопле­ния в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, воз­врата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, яв­ляется одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включа­ется в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации по обобщенным за­явкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утвержде­ния Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку мате­риальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Ис­полнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика - окружные управ­ления Росрезерва, поставщика - предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответ­ствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми едини­цами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие матери­альные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов впредь до их выпуска из резерва.

Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:

Разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учрежде­ний военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;

Использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведенииученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты ихстоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния. При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;

Перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;

Проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;

Уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;

Разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов нако­пления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя. Наосновании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по Решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются Получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата. При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании за­просов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизацион­ного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим док­ладом в 10-дневный срок Правительству Российской Федерации и одно­временным внесением в установленном порядке проекта решения Прави­тельства Российской Федерации по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения произ­водится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени меж­ду выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Рос­сийской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разре­шать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накоп­ленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства Российской Федерации.

Учет и отчетность материальных ценностей мобилизационного резерва регламентируется «Инструкцией об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации» от 08.04.1993 года № М011-2/376 Комитета Российской Федерации по государственным резервам. Учет и отчетность по материальным ценностям мобилизационного резерва подробно изложены в IX разделе Инструкции по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, введенной в действие приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2005 года № 613дсп.

Основанием для организации учета и контроля за накоплением материальных ценностей в мобилизационном резерве Исполнителя является номенклатура материальных ценностей, размеры и сроки ее накопления, утвержденные Разработчиком плана и разработанная в соответствии с ней ведомость материальных ценностей (форма № 5), подлежащих накоплению в специфицированном виде (приложение 4 № 15). Ведомость подписывается председателем постоянной технической комиссии (ПТК), мобработником и утверждается руководством Исполнителя. Изменения в ведомость вносятся только на основании актов ПТК при изменении мобзадания.

Для осуществления контроля за количественной и качественной сохранностью материальных ценностей, подготовки и внедрения предложений и мероприятий, направленных на повышение уровня всей работы с ними, ежегодно приказом Исполнителя создается постоянная техническая комиссия (ПТК) в составе: председателя - ответственного лица Исполнителя и членов комиссии - сотрудников финансовой службы и мобилизационного подразделения. К участию в работе ПТК, при необходимости, могут привлекаться опытные специалисты из других учреждений и организаций.

Постоянная техническая комиссия организует свою работу согласно плану, утвержденному Исполнителем. Копии приказа о создании ПТК и плана

Ее работы ежегодно представляются Разработчику плана совместно с годовым отчетом (форма № 12) и объяснительной запиской.

На постоянную техническую комиссию возлагается контроль за:

Качественной и количественной сохранностью материальных ценностей;

Соблюдением правил и условий хранения, своевременностью освежения, замены и испытаний имущества;

Правильностью ведения складского и бухгалтерского учета;

Планированием, своевременностью и полнотой выполнения планов освежения (замены), консервации, поверок и клеймения и др.;

Выполнением мероприятий по ремонту и дооборудованию складских помещений.

Постоянная техническая комиссия:

Рассматривает и определяет цены на материальные ценности, подлежащие выпуску при проведении операций с имуществом, исходя из его качественного состояния, морального износа и в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых документов;

Готовит акты на списание имущества, пришедшего в негодное состояние в результате истечения сроков годности (хранения).

Результаты проверок ПТК оформляются актами, в которых перечисляются обнаруженные недостатки и вносятся предложения по их устранению с указанием сроков выполнения. Акты утверждаются Исполнителем. Предложения подлежат обязательному выполнению в установленные сроки.

Первичным документом по оформлению операций на закладку (отпуск) продукции на складе является акт о проведении операций на складе.

Первичным документом по оформлению операций с материальными ценностями при закладке (отпуске) у Исполнителя является акт по форме N 1 на закладку (выпуск) материальных ценностей, который оформляется на основании акта о проведении операции на складе на поступившее на склад имущество по планам накопления, освежения (замены), при выпуске сверхнормативных и не табельных материальных ценностей и при оформлении выпуска материальных ценностей на освежение с разрывом во времени.

Учет материальных ценностей по каждому наименованию, цене, марке и так далее на складе ведется в карточках учета материальных ценностей на складе по форме № 3 (приложение 4 № 16). Карточки заверяются подписью ответственного лица Исполнителя и скрепляются его гербовой печатью.

Учет материальных ценностей у Исполнителя осуществляется по карточкам учета материальных ценностей в медицинском центре органа управления здравоохранением по форме № 4 (приложение 4 № 18). Карточки заверяются подписью ответственного лица Исполнителя и скрепляются его гербовой печатью.

Приходование или списание материальных ценностей по карточкам учета на складе проводится на основании актов о проведении операции на складе. У Исполнителя - на основании акта на закладку (выпуск) материальных Ценностей по форме № 1.

Для определения правильности заполнения учетных карточек проводится их сверка по состоянию на 1 июля и 1 января ежегодно, результаты которой оформляются актом произвольной формы, который подписывается работниками, ответственными за ведение указанных карточек. Выявленные расхождения должны быть устранены в кратчайший срок.

Карточки учета материальных ценностей по режиму учета, хранения и обращения приравниваются к документам строгой отчетности. Хранить их следует так, чтобы обеспечить сохранность. Учет карточек ведется в журнале регистрации карточек учета имущества, а их уничтожение оформляется актом.

Основанием для ведения учета и контроля за накоплением материальных ценностей у Исполнителя и на складе является Ведомость материальных ценностей, подлежащих накоплению во второй группе (в специфицированном виде) по форме № 5 (приложение 4 № 15), разрабатываемая на основании заданий, установленных Исполнителю соответствующим приказом Разработчика плана.

Ведомость в специфицированном виде для Исполнителя утверждается его руководителем, а ведомость, разрабатываемая для каждого склада, его начальником.

При изменении номенклатуры и объемов накопления материальных ценностей в эту ведомость систематически и своевременно вносят изменения.

Штабели, стеллажи, ячейки, в которых хранятся материальные ценности, должны быть занумерованы и на каждую закладку по специфицированной номенклатуре должен быть заполнен ярлык по форме № 2 (приложение 4 № 17). Ярлыки заполняются заведующим складом или кладовщиком по поступлении материальных ценностей на склад. Учет ярлыков ведется в журнале в возрастающей последовательности.

Учет материальных ценностей у Исполнителя ведется по карточкам форма № 4 (приложение 4 №18). Оприходование (списание) по карточке проводится на основании акта форма № 1 в суточный срок после его составления. Номера карточек формы № 3 и 4 должны соответствовать порядковым номерам материальных ценностей, указанным в графе 1 формы № 5. Если у Исполнителя имеется несколько складов, то дополнительно ведутся карточки по форме № 4 по каждому хранителю. Кроме того, для составления отчетных документов Исполнитель ведет сводные карточки по форме № 4 по каждой позиции в целом.

Сертификаты, паспорта и другие документы о качественном состоянии материальных ценностей должны храниться в отдельном деле.

Записи в карточках учета должны производиться аккуратно, четко и только чернилами, а при внесении исправлений - на полях соответствующей строки за подписью исполнителя делается оговорка «Исправленному верить».

Для определения правильности заполнения учетных карточек по форме № 3 и 4 необходимо проводить их сверку по состоянию на 1 июля и 1 января каждого года, а ее результаты оформляются актом, который подписывается работниками, ответственными за ведение указанных карточек.

Карточки по форме № 3 и 4 по режиму учета, хранения и обращения приравниваются к документам строгой отчетности и хранятся после выпуска материальных ценностей 3 года. Учет самих карточек ведется в специальном журнале, а их уничтожение оформляется актом, который хранится до минования надобности.

Исполнители ежегодно составляют отчет о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва по состоянию на 1 января по форме № 12 (приложение 4 № 19) и не позднее 10 января представляют в окружное управление Росрезерва и Разработчику плана. Порядок составления отчета о наличии материальных ценностей регламентируется Инструкцией об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобилизационного резерва Российской Федерации, 1993 года. В отчет включаются все материальные ценности, предусмотренные утвержденной номенклатурой накопления, независимо от их наличия, а также материальные ценности, не входящие в номенклатуру, но фактически хранящиеся в мобрезерве. Показатели отчета (количество, стоимость) округляются до второго знака после запятой.

К годовому отчету прилагается пояснительная записка по форме, утвержденной Разработчиком плана и согласованной с Росрезервом.

Ежегодно Исполнители по состоянию на 1 октября должны проводить инвентаризацию материальных ценностей мобилизационного резерва. Инвентаризация - периодический переучет наличия материальных ценностей мобилизационного резерва с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия данным учета. Для проведения инвентаризации ежегодно приказом Исполнителя назначается инвентаризационная комиссия. В приказе определяются задачи, цели и сроки ее проведения. Порядок определения наличия материальных ценностей и сверки с учетными документами, а также качественного состояния и соответствия целям, для которых они предназначены, определяется комиссией, исходя из видов материальных ценностей, способа хранения, их состояния и назначения. По результатам инвентаризации комиссия составляет сличительную ведомость, акт и ведомость результатов инвентаризации по формам № 9,10 и 14 (приложения 4 № 20; 21 и 22), которые составляются на каждом складе в двух экземплярах, один экземпляр направляется Исполнителю для составления сводных данных. Акт инвентаризации утверждается приказом Исполнителя. В приказе должны быть определены сроки устранения вскрытых недостатков. Приказ, акт и ведомость по результатам инвентаризации в срок до 15 ноября Исполнитель направляет:

Окружному управлению Росрезерва;

Разработчику плана;

Один экземпляр хранится в делах Исполнителя.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с