Судебные способы защиты прав налогоплательщиков. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков. Судебный способ защиты прав налогоплательщиков

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогопла­тельщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Для судов всех видов рассмот­рение налоговых споров является одной из самых сложных ка­тегорий дел, поскольку судьи должны владеть не только нало­говым, но и почти всем финансовым законодательством а так­же разбираться в правилах ведения бухгалтерского учета осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщи­ков:

1) признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;

2) признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим федеральному закону и, следовательно, не­действующим или не подлежащим применению;

3) признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненорма­тивного акта налогового органа, иного государственного орга­на или органа местного самоуправления, противоречащего за­кону и нарушающего права и законные интересы налогопла­тельщика;

4) отмена арбитражными судами или судами общей юрис­дикции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или ор­гана местного самоуправления, противоречащего закону и на­рушающего права и законные интересы налогоплательщика;

5) неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;

6) пресечение действий должностного лица налогового орга­на или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;

7) принуждение налоговых органов, иных органов государ­ственной власти или их должностных лиц к выполнению зако­нодательно установленных обязанностей, от выполнения кото­рых они уклоняются;

8) признание не подлежащим исполнению инкассового по­ручения (распоряжения) налогового или другого органа на спи­сание в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;

9) возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспор­ном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;

10) взыскание процентов за несвоевременный возврат из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбо­ра, пеней;

11) возмещение убытков, причиненных незаконными реше­ниями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Одновременно названные способы судебной защиты явля­ются предметами исковых требований налогоплательщиков.


После вступления в действие части первой НК РФ порядок определения подведомственности налоговых споров претерпел существенные изменения. Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действия или бездействия их долж­ностных лиц организациями и индивидуальными предприни­мателями подведомственны арбитражным судам, а физически­ми лицами, не являющимися индивидуальными предпринима­телями, - судам общей юрисдикции.

Нормы НК РФ о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в совместном поста­новлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некото­рых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В постановлении разъяснено, что налоговые споры подлежат рассмотрению ар­битражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции - в порядке, преду­смотренном гл. 24" ГПК РФ и Законом Рф «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан».

Значительная часть дел, возникающих из налоговых право­отношений, рассматривается арбитражными судами. Стать­ей 29.АПК РФ к подведомственности арбитражных судов от­несено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных право­отношений. Арбитражные суды рассматривают следующие ка­тегории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затраги­вающих права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов госу­дарственной власти субъектов РФ, органов местного само­управления, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интере­сы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности;

3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;

4) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции, поскольку количественный состав субъектов, об­ращающихся в данные суды, намного больше. В частности, Конституционный Суд РФ в определении от 1 июля 1999 г. № 111-О по жалобе гражданина Варганова В. В. на нарушение его конституционных прав налоговым законодательством отме­тил, что гражданин-предприниматель вправе защитить свои права как налогоплательщика в арбитражном суде. Также под­лежат восстановлению арбитражным судом конституционные права налогоплательщиков, нарушенные неправильным приме­нением закона.

Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме от 21 июня 1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения спо­ров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налого­выми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора».

По общему правилу (ст. 35 АПК РФ) иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действия или без­действие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органам местного самоуправления, вытекающие из нало­говых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд со­ответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение.

Статья 138 НК РФ устанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров - принцип определения надлежащего ответчика. Согласно названному принципу по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком следует привлекать налоговый орган, независимо от того, кем именно подписан оспариваемый акт - руководителем налогового орга­на, его заместителем или иным должностным лицом. По делу об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налогового органа надлежащим ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые дейст­вия или которое бездействовало.

Правоприменительная практика рассмотрения налоговых споров показывает, что в судебном процессе неизбежно рас­сматриваются вопросы:

Применения материальных норм законодательства о нало­гах и сборах;

Применения процессуальных норм, послуживших пово­дом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведе­ния налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания недоимки или пени

Юридической квалификации статуса, характера финансо­во-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях вы­явления налоговых последствий этих операций.

Составной частью судебного порядка защиты прав налого­плательщиков является исполнение судебных решений. Общие правила исполнения судебных решений установлены Феде­ральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном про­изводстве». Особенности исполнения судебных решений по налоговым спорам регулируются НК РФ, согласно которому сумма излишне взысканного налоговым органом налога и на­численные на эту сумму проценты подлежат возврату налого­вым органом в течение одного месяца после вынесения судеб­ного решения (п. 5 ст. 79 НК РФ). Важной гарантией реально­сти восстановления нарушенных прав налогоплательщиков

является положение о начале течения срока возврата денежных средств - один месяц со дня вынесения, а не вступления в за­конную силу решения суда. Соответствующие денежные сум­мы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выпла­чиваются за счет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.

В практике налоговой деятельности часто встречаются слу­чаи наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающихся тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излиш­не взысканные налоги и пени. В данной ситуации п. 1 ст. 79 НК РФ предписывает сначала произвести зачет в счет погаше­ния недоимки, а затем возвратить налогоплательщику остав­шуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.

С 15 сентября в России заработал новый Кодекс административного судопроизводства (КАС). По нему можно оспаривать нормативные документы и подзаконные акты, принятые органами управления всех уровней. Однако порядок обжалования решений налоговой службы и внебюджетных фондов, принятых в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, прописан в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, и, несмотря на появление КАС, остался неизменным.

Защита прав налогоплательщиков. Право на обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов

В Налоговый кодекс РФ включен отдельный раздел , регламентирующий возмож­ность и порядок обжалования актов налоговых органов и дейст­вий или бездействия их должностных лиц. Обозначенный раз­дел VII объединяет две группы норм:

    • глава 19 «Порядок обжа­лования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» и
    • глава 20 «Рассмотрение жалобы и при­нятие решения по ней».

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель­щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

В зависимости от различий в материальных нормах и про­цессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплатель­щиков :

    1. президентский;
    2. административный;
    3. судебный;
    4. самозащита прав.

Подробнее

Президенту РФ могут быть обжало­ваны любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Данный способ предполагает упрощенное производство по поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъ­ектов налоговых правоотношений.

Судебный способ регламентирован ГПК РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ, а также Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1. Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гра­жданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препят­ствия для осуществления его прав и свобод. Юридические ли­ца - субъекты налогового права - вправе обращаться за судеб­ной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.

Способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

    • признание Конституционным Судом РФ неконституционным законодательного акта полностью или в части;
    • признание судом общей юрисдикции противоречащим фе­деральному закону и, следовательно, недействующим или не под­лежащим применению закона субъекта РФ;
    • признание арбитражными судами или судами общей юрис­дикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нару­шающего права и законные интересы налогоплательщика;
    • отмена арбитражными судами или судами общей юрисдик­ции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа ме­стного самоуправления, противоречащего закону и нарушающегоправа и законные интересы налогоплательщика;
    • неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
    • пресечение действий должностного лица налогового орга­на или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
    • принуждение налоговых органов, иных органов государст­венной власти или их должностных лиц к выполнению законо­дательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
    • признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на спи­сание в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета на­логоплательщика;
    • возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов;
    • взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени;
    • возмещение убытков, причиненных незаконными реше­ниями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Значительная часть дел, возникающих из налоговых право­отношений, рассматривается арбитражными судами. Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Арбит­ражные суда рассматривают следующие категории дел, связан­ных с осуществлением организациями и гражданами предпри­нимательской и иной экономической деятельности:

    • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности;
    • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государ­ственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправле­ния, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих
      предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;
    • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рас­смотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» от 21 июня 1999 г. №42 указал, что «спо­ры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного нало­га, подведомственны арбитражным судам независимо от осно­вания возникновения спора».

По общему правилу (ст. 35 АПК РФ) иск предъявляется по месту нахождения налогового органа , акты, действия или бездей­ствие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органам местного самоуправления, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд соответст­вующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, при­нявшего оспариваемое решение.

Статья 138 НК РФ устанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров - принцип определения над­лежащего ответчика :

    • по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком следует привле­кать налоговый орган независимо от того, кем именно подписан оспариваемый акт;
    • по делу об обжало­вании действий или бездействия должностных лиц налогового органа надлежащим ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.

Правоприменительная практика рассмотрения налоговых спо­ров показывает, что в судебном процессе неизбежно рассматри­ваются следующие вопросы:

    1. применение материальных норм законодательства о налогах и сборах;
    2. применение процессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведе­ния налоговой проверки, производство по делу о налого­вом правонарушении, порядок взыскания недоимки или пени и т.д.;
    3. юридическая квалификация статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.

Роль прокуратуры при защите прав налогоплательщиков

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), составляет единую централизованную систему, осуществляет над­зор за исполнением действующих на территории России зако­нов, предпринимает меры, направленные на устранение их на­рушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другими направлениями в функции прокуратуры входит осу­ществление надзора за исполнением финансового законодатель­ства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение: от органов представительной или исполнительной власти, фи­нансовых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов в валютных отношениях и т.д.

Для выполнения функции надзора за исполнением норм на­логового права органы прокуратуры вправе проводить проверки исполнения и соблюдения финансового законодательства. По­добные проверки проводятся в связи с поступающими в проку­ратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах налоговых правонарушений.

В соответствии со ст. 137 НК РФ со стороны налогопла­тельщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера:

    1. ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать их права;
    2. нормативные правовые акты налоговых органов обжа­луются в порядке, предусмотренном не самим Кодексом, а иным федеральным законодательством.

Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обо­значенные в Налоговом кодексе РФ:

    • решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст. 40);
    • решения о взыскании налога, сбо­ра, а также пени за счет денежных средств, находящихся на сче­тах в банках (п. 3 ст. 46);
    • инкассовые поручения на перечисле­ние налога в бюджет (п. 2 ст. 46);
    • решения об отказе в предос­тавлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);
    • решения о приостановлении операций по банков­ским счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 76);
    • решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77);
    • и др.

Кроме названных ненормативных актов обжалованию под­лежат и решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.

Не подлежат обжалованию в административном или судеб­ном порядке:

    • акты налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат обязательных для налогоплательщиков предпи­саний, влекущих юридические последствия.

Налогоплательщик имеет право оспаривать:

    1. правомерность действий или бездействия должностных лиц налоговых органов, если последствиями такого поведения стали нарушения закон­ных прав и интересов подателя заявления;
    2. создание незаконных препятствий осуществлению права собственности или иных вещ­ных прав, а также свобод; возложение дополнительных обязанностей или иных незаконных имущественных обременении;
    3. не­законное привлечение к налоговой ответственности.

Действия должностных лиц налоговых органов, нарушающие права налогоплательщиков и, следовательно, подлежащие обжа­лованию, могут выражаться в различного рода поступках:

    • прове­дении контрольных мероприятий с нарушением налогово-процессуальных норм,
    • предъявлении требования об уплате налога или сбора,
    • предъявлении письменного налогового уведомления об уплате налога и т.д.

Бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, чаще всего выражается в уклонении от возврата излишне взысканных сумм налога, сбора или пени.

Порядок обжалования решений и действий налоговых органов

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Таким образом, административный (досудебный) порядок обжалования является обязательным.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится путем подачи искового заявления:

  1. организациями и индивидуальными предпринимателями - в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством ;
  2. физическими лицами , не являющимися индивидуальными предпринимателями, - в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение.

По общему правилу обжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лиц не приостанавлива­ет исполнения обжалуемого акта или действия.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом (в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством РФ), а в случае обжалования в вышестоящий налоговый орган - могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ, а также Регламент ом рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

"Налоговый вестник", 2010, N 8

Вопрос защиты прав налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами неизменно вызывает интерес в обществе. Нормы налогового законодательства, регулирующего отношения в сфере налогового контроля, уже неоднократно становились предметом судебного исследования. Практически любой акт высших судебных инстанций по данной тематике становится значимым явлением в юридическом мире. В анализируемом Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.04.2010 N 17413/09 рассматривается вопрос выбора способа защиты нарушенного права налогоплательщика в случае его несогласия с бесспорным списанием с расчетного счета налогов и пеней на основании инкассового поручения.

Как следует из текста Постановления, апелляционная и кассационная инстанции при рассмотрении заявления налогоплательщика пришли к выводу, что его право на обращение в суд с требованием о возврате сумм незаконно взысканных налога, пеней, сбора и штрафа возникает при условии принятия им мер к досудебному урегулированию спора с налоговыми органами.

Президиум ВАС РФ не согласился с такой позицией, указав следующее: в случае возникновения спора относительно возврата излишне взысканных налога, пеней, сбора и штрафа налогоплательщик может самостоятельно выбирать способ защиты своего нарушенного права, и закон не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Данная позиция Президиума ВАС РФ является абсолютно правильной и не противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

С момента принятия в 1998 г. Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах предусматривает следующие способы защиты прав налогоплательщика:

  • защита прав в административном порядке;
  • защита прав в судебном порядке;
  • самозащита.

Защита прав налогоплательщика в административном порядке

Как установлено ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

До 1 января 2009 г. законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо ограничений для обращения налогоплательщика в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, и он имел право обратиться в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд за защитой своих прав, равно как и обжаловать решение (действие или бездействие) одновременно и в административном, и в судебном порядке.

С 1 января 2009 г. не все ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в суд, минуя стадию досудебного урегулирования спора. Оставляя в стороне дискуссию о нарушении данными поправками в НК РФ права на судебную защиту, предусмотренного ст. 46 Конституции РФ, следует отметить: в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок урегулирования спора установлен для следующих видов решений, принимаемых налоговыми органами по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, вышеназванные решения налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе, т.к. обращение налогоплательщика в суд с указанным требованием, минуя вышестоящий налоговый орган, в соответствии со ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ будет являться основанием для оставления такого заявления арбитражным судом без рассмотрения.

Из вышесказанного можно сделать вывод: обжалование любых других ненормативных актов налоговых органов, кроме вышеназванных решений, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа в административном порядке не является обязательным. Например , требование об уплате налога, пени, штрафа, вынесенное на основании вышеназванных решений налогового органа, и иные правоприменительные акты, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушаются его права и законные интересы, могут быть обжалованы непосредственно в судебном порядке, минуя вышестоящий налоговый орган.

Данные выводы подтверждаются Президиумом ВАС РФ в анализируемом Постановлении: п. 3 ст. 79 НК РФ "предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов, сборов, пеней и штрафов излишне, то есть неосновательно и незаконно".

Однако налогоплательщики скептически относятся к вышеназванной обязательной досудебной административной процедуре обжалования решений налоговых органов, т.к. сегодня, к сожалению, обращение в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу - неэффективный способ защиты своих прав. Налоговые органы зачастую отказываются изменять решения, явно противоречащие нормам законодательства о налогах и сборах, и налогоплательщику ничего не остается, как обратиться в суд.

Думается, повышению эффективности административного порядка обжалования могло бы способствовать возложение на налоговый орган обязанности возмещать не только государственную пошлину, но и судебные издержки, а также изменение подхода налоговых органов к налоговому контролю: от "запугивания" налогоплательщиков и повышения собираемости налогов любой ценой к адекватному и взвешенному подходу при проведении мероприятий налогового контроля, ведь зачастую "количество" не означает "качество". Такой подход позволил бы существенно снизить нагрузку на суды, вынужденные рассматривать огромное количество налоговых споров, поскольку в условиях современных экономических реалий налогоплательщики все чаще и чаще не готовы "без боя" расставаться со своими денежными средствами и идут в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Защита прав налогоплательщика в судебном порядке

Как уже указывалось, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, в т.ч. в международные судебные органы.

Данная конституционная гарантия означает, что налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, а суд обязан рассмотреть заявление и принять законное, справедливое и обоснованное решение.

Положения о судебной защите прав налогоплательщиков закреплены в ст. ст. 138 и 142 НК РФ. Так, в соответствии со ст. 138 акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. А ст. 142 НК РФ уточняет: заявления об обжаловании актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

В суде защиту прав налогоплательщика можно осуществить путем подачи следующих заявлений:

  • о признании недействительным ненормативных правовых актов налогового органа (должностного лица);
  • о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа (должностного лица налогового органа);
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта, а также процентов на эти суммы;
  • о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом;
  • о зачете излишне взысканных налоговым органом денежных средств в счет предстоящих платежей либо задолженности по налогу, пеням и штрафам;
  • о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику или налоговому агенту в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа;
  • о признании недействующим нормативного правового акта налогового органа (должностного лица), не соответствующего НК РФ или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В качестве особого вида судебного способа защиты прав налогоплательщиков следует рассматривать обращение в Конституционный Суд РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение Конституции РФ конкретизировано в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно ст. 96 данного Закона правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица. А в соответствии со ст. 97 данного Закона жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

  • закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Юридические лица также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за защитой нарушенных прав. Данный вывод следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П: организации являются объединениями - юридическими лицами, созданными гражданами для совместной реализации конституционных прав; нарушение прав организаций влечет нарушение прав граждан - учредителей данного юридического лица.

Однако обратиться в Конституционный Суд РФ за защитой своих прав и законных интересов налогоплательщик может только после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.

Как показывает практика, судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков является более эффективным по сравнению с административным, т.к. суд в отличие от налогового органа не является заинтересованным в увеличении показателей собираемости налогов, в стремлении к которым налоговые органы так часто пренебрегают правами и законными интересами налогоплательщиков. Однако данный способ защиты является и более затратным для налогоплательщика по сравнению с административным.

Самозащита

Налоговый кодекс РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21) наделяет налогоплательщика правом на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов, однако не определяет, в каких формах и в каком порядке можно реализовать это право, лишь устанавливает, что самозащита допустима путем невыполнения неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам.

Думается, на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации данный способ защиты прав не может быть достаточно эффективным и широко используемым, т.к. его "пассивный" механизм не позволяет адекватно отвечать на "выпады" налоговых органов.

Некоторые исследователи выделяют также в качестве способов защиты прав налогоплательщиков президентский и прокурорский. Однако, думается, в рамках данного анализа нет необходимости останавливаться на столь редко используемых налогоплательщиками на практике способах защиты прав.

Таким образом, проведенный выше анализ позволяет прийти к выводу: из всех доступных и наиболее часто используемых способов защиты прав налогоплательщиков судебный является наиболее эффективным. А анализируемое Постановление Президиума ВАС РФ еще раз доказывает: право налогоплательщика на судебную защиту прав и законных интересов чаще всего не обусловлено обязательной досудебной процедурой.

И.А.Панина

Старший консультант

отдела налогового и юридического

консультирования

КПМГ в России и СНГ

При обнаружении несоответствия размеров налогов и сборов или иных нарушений в области обложения налогом, например, незаконное приостановление операций по счетам в банке по инициативе налогового органа вы имеете право обжаловать данные решения и действия его должностных лиц в суде. Защита прав налогоплательщика в судебном порядке производится в установленной законодательством форме, которую каждый должен знать для защиты и умения отстаивания своих законных интересов.

Чтобы определить нарушены ваши права или нет, нужно знать, что налоги и сборы в России имеют под собой экономическую основу, то есть наличие имущества разного предназначения, а также наличие определенного дохода, с которого как физические, так и юридические лица обязаны их оплачивать. При наложении налога на субъект учитываются все объекты налогообложения. Нормативно правовые акты в России сформулированы, так что каждый имеет возможность ознакомиться с перечнем налогов и сборов обязательным к уплате.

Все налоги и сборы должны уплачиваться в соответствии с законом, основываться на равенстве (не учитывается индивидуальная способность уплаты сборов), всеобщности. Ни при каких условиях не могут носить дискриминационный характер и исходить из личной заинтересованности лиц, являющихся служащими налоговых органов. А также напрямую или косвенно ограничивать деятельность всех лиц на территории России, например, созданием препятствий для перемещения товаров или финансовых средств.

Все имеющие сомнения и противоречия нормативно правовых актов о налогах толкуются исключительно в пользу налогоплательщика.

Когда налогоплательщик может обратиться в суд

Решения должностных лиц, служащих в налоговых органах, а также их бездействия при возникших сомнениях в законности обжалуются сначала в вышестоящий орган, занимающегося взиманием налогов и только после этого в суд. Исключения составляют акты, принятые после рассмотрения жалоб и актов в исполнительном органе власти или органе по контролю и надзору в сфере налогов. При этом апелляционная жалоба может подаваться в налоговый орган и суд до ее вступления в законную силу.

Лицо может обратиться в суд и без наличия решения по его жалобе, в случае если срок принятия заключения прошел, а ответ так из налогового органа и не получен.

Срок решения для принятия по жалобе у налоговых органов составляет 15 суток со дня ее получения и может быть продлен в исключительных случаях, при необходимости получения дополнительных сведений еще на 15 суток. При этом лицу, подавшему жалобу, не поздней 3 дней должно быть направлено или вручено окончательное решение по его вопросу или решение о продлении срока рассмотрения.

Исключение составляют жалобы на обжалование актов о привлечение к ответственности лиц, за совершение правонарушения в налоговой сфере или об отказе в таком привлечении. Тогда срок составляет 1 месяц и может быть продлен по аналогичным основаниям еще на 1 месяц.

При обращении налогоплательщика в вышестоящий орган и вынесение решения, снова нарушающего его права, он может снова обратиться в вышестоящий уже над этим органом орган или в суд. А вот акты о решениях по поданным жалобам принятые исполнительным органом власти или по надзору в области налогов сразу обжалуются в судебном порядке.

Порядок судопроизводства

Налогоплательщик для оспаривания актов налоговых органов, а также деятельности их должностных лиц, с целью защиты своих прав, должен обратиться в суд с требованием признания данных актов полностью или частично недействительными.

Защита прав юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, начинается с обращения в арбитражный суд, а физическими лицами в суд общей юрисдикции.

Защита прав налогоплательщика в судебном порядке производится путем подачи заявления в судебные органы в период не более 3 месяцев с момента, когда он узнал о нарушение его интересов и прав, связанных с налогообложением. Если данный срок был пропущен по причине, признанной уважительной, суд может его восстановить.

В заявление в суд в обязательном порядке должно быть указано:

  • наименование органа или его лица, которые приняли не соответствующий законодательству акт или совершили неправомерную деятельность;
  • сведения о самом акте, вызвавшем сомнения в его законности, его наименование, число, время его вынесения и его краткую суть;
  • перечень нарушенных прав и интересов;
  • законные акты, которые были нарушены;
  • требование лица о признании акта или деятельности должностного лица неправомерными.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • сведения об уведомлении других заинтересованных лиц о подаче заявления, а именно о направлении им его копии и приложенных документов, не имеющихся у других лиц;
  • сведения об уплате пошлины;
  • документы на которых лицо основывает свои требования;
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужна копия свидетельства о государственной регистрации;
  • документы (доверенность) подтверждающие представления интересов какого-либо лица или организации;
  • сведения, подтверждающие нарушение прав лица;
  • выписка из государственного реестра с наличием данных о месте нахождения ответчика.

Важно! Все документы должны иметь срок со дня выдачи на момент предоставления в суд не более чем 30 дней.

Допускается предоставления всех необходимых документов не только на бумажном, но и на электронном носителе.

При этом лицо, подавшее заявление, может ходатайствовать о приостановлении действия решения, которое оспаривает, и суд обязан удовлетворить это прошение.

В период 5 суток со дня подачи заявления в суд судья единолично принимает решение о принятии дела к своему производству, о чем выносит определение.

К производству принимается заявление при соблюдении всех необходимых условий, а именно наличия заявления со всеми нужными сведениями в нем, полным пакетом документов, а также наличием платёжных документов, подтверждающих уплату госпошлины.

В принятом определении судья указывает необходимые действия для совершения лицами, участвующими в судопроизводстве, время для их совершения, адрес сайта суда в сети «Интернет», телефоны суда, адрес электронной почты, по которому заинтересованные лица могут узнать всю необходимую информацию по их судопроизводству.

Копия определения направляется подавшему ее лицу и другим заинтересованным лицам по делу в течение 1 суток, а также прилагается копия искового заявления оспариваемого решения.

Дело об оспаривании решений и деятельности должностных лиц рассматриваются в суде, включая подготовки к судебным заседаниям не более 3 месяцев. При необходимости судьей этот срок продлевается до 6 месяцев.

Судебное разбирательство может состояться без наличия заинтересованных лиц, если они были надлежаще уведомлены и не явились в суд без уважительной причины, если их присутствие суд сочтет необязательным. В противном случае, если лица необходимы для установления важных фактов по рассматриваемому делу и не явились, на них может быть наложено обязательное прибытие и при неприбытии на лицо накладывается штраф.

Доказывание правоты оспариваемого акта лежит на органе и лицах его вынесшим. Если лица не предоставляют таких доказательств, суд вправе их истребовать по собственной инициативе.

По окончании судопроизводства суд может вынести решение о признании акта незаконным, а при признании законным, выносит определение об отказе в удовлетворении требований истца.

Перечень нарушенных прав налогоплательщиков наиболее часто рассматриваемых в суде

Налогоплательщик наиболее часто обращается в суд для достижения следующих целей:

– признание акта полностью или частично противоречащим Конституции РФ;

– признание акта, вынесенного субъектом РФ или налоговым органом, противоречащим федеральному закону;

– прекращения незаконной деятельности должностных лиц или, наоборот, к принуждению выполнения деятельности, которую они должны выполнять в соответствии с законодательством, так как вследствие их ненадлежащего поведения нарушаются права налогоплательщика;

– признание распоряжения на списание с банковского счета денежных недоимок, штрафов, пеней не подлежащего исполнению;

– возвращение незаконно списанных недоимок, пеней, штрафов, а также взыскание процентов за данные действия;

– возмещение убытков, возникших вследствие незаконных предписаний налоговых органов и их служащих.

Часто оспариваемым налогоплательщиками решением налоговых органов является решение о приостановлении операций по расходам на банковских счетах. Что отрицательно влияет на деятельность налогоплательщиков, чем и вызван наиболее часто возникающий вопрос, требующий решения в суде.

Все сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков имеются на сайте ФНС Российской Федерации.

Решение о приостановление операций по банковским счетам используется для исполнений предписаний о взыскании налога, а также при не предоставлении сведений на доходы физических лиц, работающих в организации. Приостановление означает прекращение операций по счету в форме расхода. Это решение принимает руководитель налогового органа сразу после вынесения предписания о взимании налога.

Приостановления по счетам налогоплательщиков используются при непредоставлении налогоплательщиком-организацией декларации, по истечении установленного законом периода в течение 10 суток и не позднее 3 лет, а также указания недостоверных сведений в предъявленной декларации. Решение направляется в банковскую организацию в электронной форме в срок не позднее следующих суток после его принятия.

Копия сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков вручается последнему в течения 1 суток после принятия данного решения.

Банк, в свою очередь, обязан предоставить налоговому органу данные о средствах не счете налогоплательщика в течение 3 суток со дня получения решения и с этого же дня операции по счету приостанавливаются.

Налогоплательщик, если на банковском счете финансовые средства превышают сумму необходимую для уплаты налогов, может подать заявление о снятие с этого счета приостановления и сообщить другие счета с нужными суммами.

При нарушении налоговым органом срока отмены данного решения или неправомерного его принятия, за каждый день начисляются проценты, уплачиваемые в пользу налогоплательщика.

Лица, имеющие право участвовать в судопроизводстве и их полномочия

Лицами, участвующими в судопроизводстве, считаются: стороны, заявители, заинтересованные лица, третьи лица, а также в случае необходимости государственные органы, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, прокурор, помощник судьи, секретарь суда.

Лица, имеющие право участвовать в судопроизводстве, могут знакомиться с материалами дела, осуществлять выписки, копировать материалы за свой счет, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в исследовании доказательств по делу, давать объяснения, приводя свои доводы, возражать против ходатайств иных участвующих лиц, задавать вопросы, получать судебные акты и их копии, знакомиться с особым мнением судьи; обжаловать судебные решения и другие.

Важное место в судопроизводстве занимают представители налогоплательщиков. При этом их присутствие в суде не лишает лицо права самому участвовать в судебном разбирательстве.

Законными представителями налогоплательщика физического лица являются родители, опекуны, попечители, усыновители, а также адвокаты и иные лица, оказывающие юридические услуги.

Законными представителями организации налогоплательщика будут лица: штатные сотрудники юридического лица, адвокаты, другие лица оказывающие юридические услуги, а также их органы на основании оформленной доверенности, учредительных документов.

В любом случае законными представителями налогоплательщика физического лица являются в судебном процессе только дееспособные лица с полномочиями, оформленными в надлежащем порядке на представительство.

Не могут являться представителями налогоплательщиков работники суда, следователи, прокуроры, и недееспособные люди (официально признанные таковыми).

Законными представителями организации налогоплательщика будут лица, у которых представления интересов налогоплательщиков в судебном процессе будут подтверждаться документами, с указанием их статуса и перечня полномочий. Также полномочия представителя могут содержаться в заявлении налогоплательщика, заявленного в судебном процессе, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Эти требования относятся и к представителям индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц имеет конституционное закрепление и предусмотрено также статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое судебное обжалование актов производится организациями и индивидуальными предпринимателями путем подачи искового заявления в арбитражный суд, а физическими лицами, не являющими-

ся индивидуальными предпринимателями, - путем обращения в суд общей юрисдикции. Налоговый кодекс не устанавливает порядок рассмотрения подобных исков, а содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел осуществляется в соответствии с положениями арбитражного и гражданского процессуального законодательства.

В некоторых странах, таких как США, Канада, Испания, действуют специальные налоговые суды, которым подведомственны все споры в сфере налогообложения. Так, в Испании нельзя, минуя налоговый суд, обращаться по налоговым спорам в гражданский суд1. А в Великобритании судопроизводство по спорам, возникающим по налогам на добавленную стоимость, ведет независимый трибунал, решения которого могут быть обжалованы в

Высшем суде.

Создание таких судов вызвано спецификой дел, связанных с налогообложением. Для их рассмотрения требуются знания различных отраслей права, экономики, бухгалтерского учета. За последнее время количество налоговых споров в России увеличилось. Разногласия с налоговыми органами возникают в деятельности каждого налогоплательщика, поэтому назначение специальных судей для решения налоговых споров имеет принципиальное значение для объективного и квалифицированного разрешения таких споров. В этих целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» учреждены коллегии по рассмотрению споров в сфере налогообложения, так называемые налоговые составы судей3. Такие составы созданы только в системе арбитражных судов. На практике в суды могут направляться исковые заявления с

требованиями:

о признании недействительным полностью или в какой-то части решения налогового органа, в том числе решения о взыскании недоимки (пени, штрафа) и др.;

о признании незаконными действий должностного лица на логового органа и обязывании указанного должностного лица со вершить соответствующие действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения;

3) о признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и обязывании его совершить определенные действия;

о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями налоговых органов (их должностных лиц);

о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации) физических лиц и возмещении причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;

о признании инкассового поручения налогового органа не подлежащим исполнению;

отмены обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращения производства по делу о налоговом правонарушении и некоторые другие.

Помимо ненормативных актов в судебном порядке обжалуются и нормативные акты налоговых органов. Порядок такого обжалования имеет определенные особенности, поскольку нормативные акты отличаются от ненормативных тем, что содержат правовые нормы, имеют многократное применение и направлены широкому кругу лиц. Ненормативные акты носят разовый характер и представляют собой акты применения норм и правил, установленных нормативными актами. Так, налогоплательщик вправе обжаловать в суд нормативные акты налоговых органов, если данные акты, по его мнению, налагают на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Особенностью обжалования нормативных актов налоговых органов является также то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют такие акты в арбитражном суде, при этом право на обжалование им было предоставлено только с введением Налогового кодекса Российской Федерации. Физические лица были наделены таким правом ранее Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в редакции Феде-рального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).

Нормативные акты, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, обжалуются организациями и индивидуальными предпринимателями в Московском городском арбитражном суде в соответствии со статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а физическими лицами - в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Действующие нормы законодательства Российской Федерации не содержат прямого указания на возможность судебного обжалования нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нарушающих права налогоплательщиков, однако в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» такие нормативные акты не составляют исключения из общего правила и могут быть обжалованы гражданами в судах общей юрисдикции.

Ненормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нарушающие, по мнению налогоплательщиков, их права, обжалуются: физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - в Верховном Суде Российской Федерации, а организациями и индивидуальными предпринимателями - в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. За последнее время для защиты своих прав налогоплательщики более активно стали использовать и Конституционный Суд Российской Федерации, куда могут обращаться как физические лица, так и организации.

По сравнению с административным порядком защиты судебный способ имеет также ряд преимуществ:

во-первых, более объективное рассмотрение спора, поскольку он разрешается вне налогового ведомства;

во-вторых, возможность принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде запрещения каких-либо действий налоговому органу, например списание недоимки и пени со счета налогоплательщика;

в-третьих, урегулированность всех стадий рассмотрения дела. процессуальным законодательством;

в-четвертых, возможность добиться более четких действий (а если потребуется, и дополнительных мер) налогового органа;

в-пятых, более доскональное изучение требований, а также участие в опросах специалистов, экспертов, вызываемых в суд;

в-шестых, в зависимости от характера исковых требований получение исполнительного листа и принудительного исполнения решения;

в-седьмых, конкретность в разъяснении ошибок, неправомерных действий самого налогоплательщика и др.

Однако основным преимуществом судебного способа защиты прав налогоплательщиков является более высокий процент удовлетворения их требований, чем при административном. Кроме того, после подписания в 1998 г. Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и вступления России в Совет Европы граждане, группы лиц (юридические лица) вправе обращаться с жалобами в Европейский суд по пра-вам человека. Принятие жалобы от физического или юридического лица возможно только после исчерпания всех средств правовой защиты прав в стране и недостижения желаемого для них результата. При этом жалобы на нарушение прав, в том числе и в сфере налогообложения, должны быть поданы в Европейский суд в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (ст. 35 Конвенции). В практике Суда уже имелись случаи разрешения споров, касающихся защиты прав налогоплательщиков. Ниже приведены образцы исковых заявлений.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с