Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий кизлярского района республики дагестан. Площадь сельскохозяйственных угодий Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения рф


В соответствии со Статьей 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли по целевому назначению подразделяются на категории. Первой среди них упоминается категория земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения сформулировано в Статье 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ. Таковыми признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В этой же статье установлен состав земель сельскохозяйственного назначения ─ сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения РФ

Составляющие около четверти всей территории Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения по своей доле в общем объеме земельных ресурсов уступают только землям лесного фонда, занимающим больше половины площади страны.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, сады, виноградники, пруды для разведения рыбы и т. д.

Несмотря на то, что Россия ─ один из мировых лидеров по площади пашни, распахано всего лишь около 8% ее территории. Это примерно в три раза меньше, чем в США и в шесть раз меньше чем в Индии. Хотя есть субъекты Федерации, где распахано свыше половины всей территории, ─ Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская области; Краснодарский и Ставропольский края.

Надо сказать, что сельскохозяйственные угодья находятся не только внутри категории земель сельскохозяйственного назначения. Они составляют весомую долю в землях населенных пунктов. Есть сельскохозяйственные угодья в таких категориях, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Наибольшую долю различные виды земель сельскохозяйственного назначения занимают на Юге страны ─ в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Наименьшую ─ в суровой Сибири и малоосвоенном Дальнем Востоке. Основные сельскохозяйственные регионы с обилием пахотных земель сконцентрированы преимущественно в Центре и на Юге европейской части, в Среднем и Нижнем Поволжье, и в меньшей степени на юге Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории располагаются за чертой поселений и выступают как основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На 1 января 2010 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 4345,9 тыс.га или 86,4% земель республики. К данной категории отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

В состав земель сельскохозяйственного назначения вошли земли, переданные в ведение сельских администраций и расположенные за чертой населенных пунктов. Эти земли были изъяты у сельскохозяйственных предприятий на начальном этапе их реформирования.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в Республике Дагестан в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Формирование фонда осуществляется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, свободных от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, а также за счет невостребованных земель летних пастбищ.

Земли сельскохозяйственного назначения состоят из сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий, отнесенных к данной категории земель, на начало 2010 года составила 3220,7 тыс.га (74,1 %). Большую часть сельскохозяйственных угодий занимает пастбища 2543,6 тыс. га или (78,9%) с/х угодий, 467,6 тыс.га (14,5 %) занимают пашня, а остальную площадь - многолетние насаждения, сенокосы и залежь.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 1125,2 тыс.га. Это земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, замкнутыми водоемами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства и прочими землями.

Распределение земель данной категории по угодьям представлено в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям.

Площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в разных административных районах республики колеблется от 98 % до 62 % от общей площади района. Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по районам представлено в таблице 3.4 .

Таблица 3.4 Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по административным районам Республики Дагестан на 1 января 2009 года

Общая площадь района, га

Площадь земель с/х назначения, га

% от общей площади района

Бабаюртовский

Кизлярский

Ногайский

Тарумовский

Хасавюртовский

Кизилюртовский

Дербентский

Каякентский

Карабудахкентский

Магарамкентский

Буйнакский

Казбековский

Сулейман-Стальский

Кайтагский

Новолакский

Сергокалинский

Табасаранский

Агульский

Акушинский

Ахвахский

Ахтынский

Ботлихский

Гергебильский

Гумбетовский

Гунибский

Дахадаевский

Кулинский

Курахский

Левашинский

Рутульский

Шамильский

Тляратинский

Унцукульский

Хунзахский

Цунтинский

Цумадинский

Чародинский

г.Махачкала

г.Хасавюрт

г.Дербент

г.Буйнакск

г.Кизилюрт

г.Южно-Сухокумск

г.Дагестанские Огни

г.Каспийск

г.Избербаш

Докузпаринский

Кумторкалинский

В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т.п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, могут составлять от 18% и выше.

Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения. Изменение установленного состава земельных участков и видов пользования со стороны землепользователей не допускается и требует принятия специального решения.

Планирование землепользования осуществляется в порядке разработки и принятия различного рода целевых программ, схем расселения на территории РФ, схем природопользования. К примеру, предусматривается, что в Генеральной схеме расселения на территории РФ определяются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 31 Градостроительного кодекса).

Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр.

Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999г. по сравнению с 1998г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

Основная причина такого сокращения -- перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллективных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.

С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ министерством сельского хозяйства РФ разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения". Концепция, в том числе, предусматривает законодательное установление критериев ненадлежащего использования земельных участков. Возможно, что в случае принятия таких законопроектов изъятия не носили бы массовый характер. Закон применялся бы в самых вопиющих случаях и к самым нерадивым, не договороспособным собственникам с давней историей противостояния с региональной властью. Но все равно, наличие такого инструмента отъема собственности в корне изменило бы рынок земель сельскохозяйственного назначения в России. Законопроекты были направлены из Минсельхоза на рассмотрение Правительства.

Более того, ведомством был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве" и разработаны "Основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения", реализация которых предусмотрена Планом действий Минсельхоза РФ, утверждённым Министром сельского хозяйства 10 ноября 2008 года. В дополнение к вышесказанному, в целях осуществления государственного мониторинга тем же министерством разработан и согласован с рядом ведомств проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства».

В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению". Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение "признаков неиспользования земельного участка по назначению".

Сейчас в Государственной думе на разных стадиях рассмотрения находится 8 законопроектов, являющихся плодом творчества законодательных собраний субъектов Российской федерации. В основном они носят уточняющий законодательство характер и направлены, по мнению разработчиков, на улучшение прав владельцев земельных долей.

Сельскохозяйственные площади входят в число аграрного сектора и представляют особую ценность для экономики России. От качества почвы и степени освоения территорий зависит количество произведенных сельскохозяйственных товаров. Разберемся, что из себя представляет площадь сельскохозяйственных угодий и какие правовые особенности присущи отношениям с землей.

Структура сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья предназначены для использования в аграрном секторе и не подлежат застройке нецелевыми сооружениями. Иными словами, доли используются лишь в качестве посева, удобрения, сбора, обработки и хранения сельскохозяйственных культур.

Площадь сельскохозяйственных угодий включает в свой состав самостоятельные единицы земельных наделов:

  • Пашни. Используются для ежегодного засева и удобрения почвы.
  • Сенокосы. Участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные для скоса травы в заготовительный период.
  • Пастбища. Растительный участок сельскохозяйственной площади, используемый в качестве кормовой базы для КРГ.
  • Залежи. Незадействованные пустующие сельскохозяйственные доли, которые не подвергались засеву и удобрению.
  • Насаждения. Территория, освоенная под высадку растительно-древесных пород и дальнейшего сбора урожая.

Площадь сельскохозяйственных угодий представляет собой совокупность вышеназванных земель. Общий размер посевных территорий определяется путем измерения каждого из входящих в состав наделов. При расчете площади учитываются не только пашни и пастбища, но и участки, засеянные многолетними растениями.

Характеристика сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья входят в состав аграрного комплекса России и представляют собой площади, предназначенные для выращивания плодоносных культур. Объем посевных территорий и продуктивность сельскохозяйственных угодий являются важнейшими факторами успешного ведения дела.

Сельскохозяйственные угодья отличаются высоким уровнем минеральных удобрений. За счет входящих в состав химических примесей, почва способна выдерживать сразу несколько урожайных посевов в году.

Структура площади сельскохозяйственных угодий представлена пашнями, сенокосом, пастбищами, залежами и зелеными насаждениями. Объекты подлежат государственной охране. Особую важность представляет кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, которая определяет особенности почвы и общую стоимость используемых наделов.

Правовые отношения в сфере сельского хозяйства закреплены в Земельном кодексе РФ. Так, согласно п. 1 ст. 77, сельскохозяйственными землями признаются угодья, расположенные вне населенных пунктов и использующиеся в качестве сельскохозяйственных посевных площадей. Еще одной особенностью с/х долей является их целевое назначение.

В соответствии с ЗК РФ, площади сельскохозяйственных угодий имеют два типа:

  • Основные угодья - используются строго по назначению для выращивания культур.
  • Вспомогательные земли - территории, на которых расположены с/х объекты. Категория выделяется такими местностями, как болота, леса, древесно-кустарниковая растительность, магистрали, площади под сооружения и др.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, вспомогательные доли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и не содержать объекты, выпадающие из сельскохозяйственного цикла производства.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Ценными сельхоз угодьями считаются плодородные почвы. Определить степень продуктивности земли помогает государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, которая проводится согласно регламенту.

Бонитировка почв - процедура определения качества посевных территорий, которая выражается в учете природных факторов и степени освоенности угодий.

Бонитировка позволяет определить, насколько одна почва отличается от другой. Важной особенностей процедуры является опора на черноземный состав земель. Расчет проводится лишь в тех регионах, где отмечен наиболее высокий уровень сельхоз достижений, включая техническое оснащение.

Агрономическая оценка почв составляет важную основу для определения наиболее пригодных для посева площадей. После выявления уровня чернозема, специалисты формируют базу ценных сельскохозяйственных угодий.

Следует заметить, что государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий учитывает плодородие почвы по шкале балла бонитета. Важным фактором выступает экономическое плодородие.

Бонитировка проводится как для сельскохозяйственных угодий, так и для вспомогательных земель. В расчет берутся:

  • местоположение земли;
  • степень освоенности региона;
  • природно-климатические условия;
  • ежегодные экономические доходы с земель;
  • перспективы роста доходов;
  • техническое оснащение и др.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий заносится в земельный кадастр и входит в число наиболее важных экономических показателей.

Перевод сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья - это земельные участки, приносящие доход от возделывания почвы и взращивания плодоносных культур. Но плодородия угодий можно достичь лишь при регулярном уходе за наделами. Отсутствие мероприятий по удобрению, регулярному засеву, орошению и поддержанию сельскохозяйственного производства изнашивают почву, делая ее малопригодной для сельскохозяйственных нужд.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий регулирует вопросы перехода земель из сельскохозяйственных в другие категории. Однако, земельный фонд сельскохозяйственного назначения знает строго ограниченное количество случаев возможности перехода:

  • не использование почвы для с/х назначения;
  • перевод земли в особо охраняемую зону;
  • расширение зоны оседлости;
  • проведение застройки в непригодных для с/х засева районах;
  • перевод непригодных участков в лесной или водный фонд;
  • перемещение угодий в земли запаса;
  • прокладка коммуникационных узлов;
  • признание территории историко-культурным наследием;
  • разведка местоположений полезных ископаемых.

В соответствии со ст.7 ФЗ №172-ФЗ, сельскохозяйственные угодья не переводятся в другую категорию:

  • при ограничении на перевод земли;
  • при отрицательном заключении специалиста по оценке почвы;
  • при нецелевом назначении долей.
  • при иных причинах, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон дает исчерпывающий перечень возможности перевода земли в другие категории. Для обеспечения перевода следует подготовить список документов, включая максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, переходящих из одной группы земель в другую. Но при этом важно помнить, что законодательство налагает запрет на переход особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в связи с их важной целевой ролью.

В России сельское хозяйство всегда являлось основной отраслью экономики. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации . Плодородные почвы, представляют собой бесценное народное достояние. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой важности нуждаются в особой защи- те. Однако в настоящее время более 41 млн га сельскохозяйственных угодий не обрабатывается, что составляет 18% от всех земель сельскохозяйственного назначения, а около 26% земельных долей остаются невостребованными. По данным Счетной палаты общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России за 2008-2011 г.г. сократилась на 9,8 млн га . По состоянию на 1 января 2011 г. земли сельскохозяйственного назначения в России составляют 23,0% (393,4 млн га), а площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 19,6 млн га .

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Земли данной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Под целевым назначением следует понимать особое направление использования земель, в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения в России составляет (по данным 2010 г.) 197,3 млн. га.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. К ним относятся пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Их использование не по целевому назначению допускается только в исключительных случаях, например, если эти земли нужно использовать для целей обороны, строительства школ и больниц и т.д. (ст. 79 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения определяется двумя группами норм. К первой группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение площади земли, используемой в сельскохозяйственном производстве. Так, статьей 79 ЗК РФ запрещается и ограничивается изъятие земель из сельскохозяйственного производства и рекомендуется предоставлять для не сельскохозяйственного производства земли худшего качества или не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Ко второй группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и содержащиеся в различных нормативных правовых актах, в первую очередь, в ЗК РФ. Так, главой II «Охрана земель» определяются обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области охраны земель .

Земля является основой жизни и деятельности народов Российской Федерации, основной компонент и фундаментальный природный ресурс окружающей среды. Без земли невозможно использовать такие природные ресурсы как недра, воды, леса, животный и растительный мир.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил нормативы качества окружающей среды, некоторые из них применимы по отношению к земельным участкам, например, нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в почве, а также нормативы применения минеральных веществ и агрохимикатов. Закон предусматривает также экологические требования при ведении сельскохозяйственных (мелиоративных) работ.

Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в «Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства», утв. Роскомземом 29.03.1994 №3-14-1/404:

плодородие почв - это способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах и обеспечить их урожайность;

воспроизводство плодородия почв - это сохранение плодородия земель посредством выполнения соответствующих мероприятий;

загрязнение почв - это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов и биологических веществ в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и плодородие почв.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определяет мероприятия по нормированию плодородия земель, учету показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их мониторингу и контролю над воспроизводством земель.

Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» можно назвать среди нормативных актов, которые создают правовые гарантии для обеспечения сохранения плодородных качественных характеристик земли. Однако закон носит достаточно декларативный характер, так как в нём не определены особые требования при выполнении мелиоративных работ, а также не устанавливается процедура исполнения соответствующих работ.

Статья 78 ЗК РФ закрепляет перечень субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а именно: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

S некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;

S опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться как гражданам для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания, отдыхе, решения других социальных, культурных, оздоровительных задач (для огородничества, сенокошения, пастьбы скота) , а также юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако основную массу сельскохозяйственных земель занимают предприятия и организации, непосредственно ведущие аграрное производство, сельские товаропроизводители. Их правовой статус различен.

Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со статьями 60-90 ГК РФ различают следующие коммерческие сельскохозяйственные предприятия: хозяйственные общества, товарищества, кооперативы. Цель этих предприятий - получение прибыли посредством сельскохозяйственной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации», производственный кооператив создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, выполненной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Создаются они, прежде всего, для обслуживания своих членов потребительского кооператива в его хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы могут быть перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, сбытовыми (торговыми), обслуживающими (которые выполняют мелиоративные и другие работы), снабженческими, садоводческими, огородническими, животноводческими, кредитными, страховыми и другими. Законом установлено, что не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими и др. должно осуществляться для членов данных кооперативов. При этом извлечение прибыли - не главная цель деятельности потребительского кооператива, поэтому они по закону относятся к некоммерческим организациям.

Лицо, вступающее, в сельскохозяйственный кооператив любого вида вносит паевой взнос (пай) - имущественный взнос в паевой фонд кооператива деньгами и, земельными участками, земельными или имущественными долями или другим имуществом, или имущественными правами, имеющими денежную оценку. При выходе из кооператива члену должна быть выплачена полная стоимость пая или выдано имущества, соответствующего его паю.

Все сельскохозяйственные организации ведут производство на земле, но если сельскохозяйственная коммерческая организация может иметь земельный участок в собственности, то государственному и муниципальному сельскохозяйственному предприятию земельный участок предоставляется только в пользование или аренду. С этим связаны и различия в праве на землю лиц, работающих в таких предприятиях и организациях.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ). Собственность как экономическая категория сопутствует человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью простых способов присвоения, как владение и пользование .

В соответствии с пунктом 2 статьи 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В советское время права на землю предоставлялись в основном гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами. Однако было бы неверно считать, что единоличные крестьянские хозяйства с началом коллективизации прекратили свое существование. Действительно, количество их было незначительно, и они не играли практически никакой роли в аграрной экономике.

Аграрная реформа в России ставила своей целью создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства путём разгосударствления, реорганизации колхозов и совхозов и предоставления земли в собственность тем, кто ее обрабатывает. Однако правовое регулирование земельных отношений осуществлялось с большими трудностями, так как с применением преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений не учитывался личный интерес производителей сельскохозяйственной продукции. Так, постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР» устанавливались принудительные объемы указанных работ, не считаясь с экономикой хозяйств.

Земельное законодательство предусматривало передачу земли в коллективную собственность работников сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы были рассчитаны приходящиеся на каждого земельные паи (доли) причем работники, желающие выйти из состава колхоза (совхоза) для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, получили право на выделение ему причитающегося пая в натуре. При этом земля передавалась по средне районным нормам всем работникам, в том числе пенсионерам, работникам социальной сферы и др., и это подчас приводило к обострению социальной обстановки на селе.

В начале 90-х годов XX века в процессе приватизации земли сельскохозяйственных предприятий передавались членам коллектива предприятия на праве общей собственности. За членами коллектива предприятия бесплатно закреплялись условно выделенные в гектарах земельные доли, размер которых устанавливался местной администрацией. Сам факт владения земельной долей удостоверялся либо свидетельством права собственности члена коллектива на земельную долю, либо подтверждался соответствующей записью в книге учета собственников земельных долей. Владельцы вправе были распорядиться земельными долями, в том числе выделить их в натуре.

Впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27.12.1991 № 232 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Позднее постановлением Правительством РФ от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» регламентировался порядок реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными долями. Однако данные акты утратили силу с момента введения в действие нового ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель), которые в настоящее время определяют правила выдела земельной доли в натуре.

До настоящего времени владельцы земельных долей учредительные договоры не заключали, не подписывались, заявление от владельцев паев не отбирались, а сама земля фактически оставалась в пользовании вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Проблема оформления реальных долей заключалась в том, что пользователями сельскохозяйственной земли, находившейся в коллективной собственности крестьян, оставались сельскохозяйственные предприятия, которые испытывали финансовые трудности. В результате они не смогли привести землеустроительную документацию в соответствие с требованиями закона и оформить права владельцев земельных долей. Таким образом, владельцы, имеющие законные права собственности, выделить земельные доли в натуре не могли.

Права на землю сельскохозяйственных предприятий не были четко установлены, так как им также выдавались свидетельства на право общей собственности на земельный участок, а гражданско-правовые договоры между сельскохозяйственными предприятиями и членами их коллективов надлежащим образом не были оформлены .

Границы земельных массивов, в которых включены земельные доли, ни в натуре, ни на карте не обозначены, а также не учтены в государственном земельном кадастре. Вследствие чего часть земель колхозов и совхозов в общую долевую собственность граждан не передавалась, а была зачислена в фонд перераспределения земель района и опять же без определения границ этих земельных массивов, то есть разграничение частных земельных участков и государственных земель не проведено. Бывшие земли колхозов и совхозов используются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без оформления и регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах. Главы хозяйств добровольно выплачивают земельный налог за собственников земельных долей. Подобные действия можно признать незаконными, так как права на земельные доли не прошли государственную регистрацию.

Современные требования к условиям и порядку выдела земельных участков в натуре предусмотрены статьями 11.2, 11.4-11.6, 68-69 ЗК РФ, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О межевании земель», статьей 13 Закона об обороте земель, главой 111 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также главой III Федерального закона от 18.06.2001 № 78- ФЗ «О землеустройстве».

Первоначально в нормативных актах употреблялся термин «земельный пай», затем «земельная доля» и «земельный пай» стали использоваться как идентичные понятия, а сейчас применяется преимущественно термин «земельная доля».

Понятие «земельная доля» и «имущественный пай» в законодательстве используются как тождественные, одинаково применимые и к земле, и к имуществу . Земельная доля является условной единицей, рассчитанной в гектарах или баллогектарах количества земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте земель, участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок (п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ).

Для выдела земельного участка участник долевой собственности обязан известить о своем намерении в письменной форме остальных

участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Федерации. Извещение должно содержать сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка и размер компенсации другим участникам долевой собственности в случаях, предусмотренных статьей 13 Закона об обороте земель. При отсутствии возражений остальных участников долевой собственности в течение месяца со дня публикации объявления местоположения выделяемого участка считается согласованным. Однако при наличии спора он подлежит разрешению в судебном порядке. Статья 17 Закона об обороте земель возлагает обязанность обеспечить определение границ на местности находящегося в общей долевой собственности земельных участков на участников долевой собственности.

Выдел земельного участка - это образование юридически нового земельного участка, формирование которого осуществляется в соответствии с требованиями землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке при перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (ст. 3 Закона о землеустройстве).

Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства (ст. 17 Закона об обороте земель).

Выдел земельного участка следует считать произведенным с момента согласования местоположения участка. Заключая договор с органом межевания, гражданин или юридическое лицо должно приложить исходные данные о земельном участке, содержащиеся в земельном кадастре:

S кадастровый план земельного участка; выписка из государственного земельного кадастра;

S протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия;

S постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент организации хозяйства.

Перечисленные документы предоставляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства. Регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав)). Однако при возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на один месяц, уведомив в письменной форме заявителя и обосновав такое решение (п. 2 ст. 19 Закона о регистрации прав).

Межевание земельных участков осуществляется на основе сведений государственного кадастра, землеустроительной, градостроительной документации. Только реально выделенные земельные доли из общей площади земельных участков могут быть объектами земельных и гражданских отношений, если их размер, не менее минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленного субъектами Российской Федерации (ст. 30 ЗК РФ).

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения является решение исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию. Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

В 2010 году в состав фонда перераспределения наиболее значительные площади таких земель были переведены в Амурской области (из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения было переведено 68,9 тыс. га) и Саратовской области (34,5 тыс. га). По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, не предоставленных в использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 1,9 млн. га и на отчётную дату составила 48,8 млн. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 38,3 тыс. га и составила 12,1 млн. га .

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

S агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий;

S земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

оказания государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях;

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству, а также вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за использование земли являются земельный налог (глава 31 Налогового кодекса РФ) и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ).

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

S 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Отдельные виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения регламентируется главой ХШ ЗК РФ.

В статье 13 ЗК РФ сдержаться специальные требования о нормировании качестваземель.
  • См.: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Лесной кодекс РФ от04.12.2006 № 200-ФЗ; Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасномобращении с пестицидами и агрохимикатами»; Федеральный закон от 15.04.1998№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобномхозяйстве»; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель илиземельных участков из одной категории в другую»; Постановление ПравительстваРФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и др.
  • См.: Толстой Ю.К. Общие положения о праве собственности. Гражданское право.Учебник: В 3 т. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.;Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. -С. 405.
  •  
    Статьи по теме:
    Льготное налогообложение доходов
    В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц. Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества. Закон
    Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
    Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
    Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
    В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
    Взаимосвязь инфляции и безработицы
    Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ