Требования к проектированию генеральных планов промышленных предприятий. Требования пожарной безопасности к производственным зданиям. А) требования к генеральному плану

Друзья, вы все, конечно, знаете этот гост по оформлению генплана , мы все им пользуемся, и он для нас также важен, как и прочие приоритетные нормы по проектированию.

В этой статье я приведу описание тех планов-чертежей, которые расположились у нас в конце этого документа и представлены, как примеры к руководству. Для чего это я делаю? а для того, чтобы вам было легко понятно и сразу дошло, что должно и чего не должно быть на том или ином плане-чертеже. Начну я с самого начала и не с рабочей документации, а с проектной и проясню там некоторые важные моменты.
Проектная документация оформляется в соответствии с ПП РФ №87. Листаж графической части таков: ситуационной план, схема планировочной организации земельного участка, план земляных масс, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения. Листаж рабочей документации: общие данные, разбивочный план, план организации рельефа, план земляных масс, план благоустройства территории, сводный план инженерных сетей.
Видно из перечисленного, что у стадии П и Р есть общие листы. Ниже я перечислю все листы и постараюсь дать каждому описание: что конкретно должно быть отображено на каждом из них.

Лист - Ситуационный план. (стадия П)


На ситуационном плане показывается аэрофотоснимок большого масштаба места проведения работ, так чтобы была видна отчетливо граница участка и прилегающая территория. Территория и здания в границе участка штрихуются и подписываются выносками. И в правом верхнем углу листа приводится тоже самое место, но в еще большем масштабе (как бы миниатюра), таком чтобы наш выделенный участок превратился приблизительно в квадратик со стороной 0,5см.

Ситуационный план (пример) :

Лист - Общие данные. (стадия Р)


На общих данных приводят ведомость чертежей основного комплекта, ведомость ссылочных и прилагаемых документов, технико-экономические показатели генплана(в табличной или свободной форме) и текстовая часть.

Общие данные (пример) :

Лист - Схема планировочной организации земельного участка. (стадия П)


Самый невнятный лист стадии П. По 87 ПП на нем нужно указать практически все: благоустройство, организацию рельефа, разбивку, демонтаж объектов. Тогда этот лист будет перенасыщен информацией и для удобства его разбивают на разные листы, как и в стадии Р. Сейчас принято на листе ПЗУ указывать следующую информацию: границу участка по ГПЗУ с координатами по углам, объект строительства, все проезды, площадки и тротуары, координационные оси объектов и их привязку (координатную или линейную), этот лист можно и немного разукрасить штриховками (проезды, тротуары, газоны, объекты строительства). Также на лист приводится экспликация зданий и сооружений или ведомость жилых и общественных зданий и сооружений. Условные обозначения соответствующие вашим проездам, тротуарам и прочему. И надпись над штампом о принадлежности ГПЗУ и топографической съемке, т.е. кем и когда разработаны.

Лист ПЗУ (пример):

Лист - Разбивочный план. (стадия Р)


На разбивочном плане показывают все проектируемые объекты с характерными координационными осями, все проектируемые проезды, границу участка по ГПЗУ. И, конечно, линейную или координатную привязку проектируемых объектов на местности. Разбивочный план еще называют горизонтальной планировкой.

Разбивочный план (пример из ГОСТа):

как видно, на листе показаны следующие элементы: здания и проезды, оси зданий и проездов, отметки "нулей" зданий, координаты углов зданий (заметим, что у прямоугольного в плане здания даны координаты только двух противоположных углов - это достаточное условие), надземная эстакада, водопропускная канава (лоток), ограждение, репер, откосы, подпорная стенка, у зданий показана отмостка, проёмы входов и пандус у ворот, красная линия. Разбивка произведена путем нанесения на чертеж строительной сетки 0А-0Б, обозначена линейная ширина проездов, указаны радиусы поворотов, соответствующая координатная привязка осей проездов, эстакады и прочих элементов. Еще хочу сказать, что строительная сетка не обязательна, если вы хотите дать координатную привязку, если речь идет о координатной привязки в системе Х и У. Главное условие верного соответствия координат - это соответствие топографической съёмки местной системе координат МСК.

Лист - План организации рельефа . (стадия Р)


План организации рельефа в проектных отметках (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: Строительную сетку 0А-0Б можно не показывать. Стрелочками показаны направления поверхностного водоотвода.

Лист - План организации рельефа. (стадия Р)


Этот чертеж делается на основе разбивочного плана, без показа осей и их элементов привязки. Указываются все элементы для водоотведения: лотки, каналы, водопропускные трубы. Вертикальная планировка осуществляется на плане при помощи: проектных отметок(характерно для стадии П), проектных горизонталей (характерно для стадии Р).

План организации рельефа в проектных горизонталях (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: И так что тут показано: угловые отметки по углам здания(ставятся по углу отмостки), показывается абсолютная отметка нуля здания, прочерчиваются красные(проектные) горизонтали по территории участка(проставляются берг-штрихи с отметкой после целого), не забываем и про горизонтали по проездам. На проездах показаны уклоноуказатели, над стрелкой показатель уклона в промиллях, под стрелочкой расстояние участка в метрах. Как посчитать показатель уклона в промиллях: берем разность красных отметок на участке и делим её на расстояние этого участка. Пример: если между отметками получилось разность 0,3м, а расстояние между ними 25м, то уклон между ними 12 промилле. Обратите внимание, что показатели берутся в метрах. Говорится так: уклон 12 промилле или 12 тысячных.

Лист - План земляных масс. (стадия Р и П)


План земляных масс (ПЗМ) делается после того, как согласован и утвержден план организации рельефа, потому как, если будет внесено малейшее изменение в высотные отметки, то это повлечет и изменение в плане земляных масс. На плане земляных масс указывают только внешние контуры зданий, квадратную сетку и элементы оформления этих квадратов, соответственно для самого подсчета объемом земли.

План земляных масс (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: Иногда бывает так, что подсыпка или планировка на месте самого пятна здания не требуется, тогда внутри здания мы оставляем пустое место и грунт не считаем. В ведомости учтем только вытесненный грунт из под фундаментов зданий и сооружений. Разбивку сетки квадратов лучше указывать от угла будущего здания, а точнее от пересечения его двух осей. Но как видно из примера, у нас показана строительная сетка, значит разбивку ведем от координаты начала сетки 0А-0Б.

Лист - План благоустройства территории. (стадия Р)


План благоустройства делается на основе разбивочного без показа осей и осевых привязок. Проставляются все размеры (лучше чтобы это были цепочки) проездов, расстояний от края стен до проездов и прочие линейные размеры. Производится штриховка или маркировка элементов благоустройства (по типам конструкций проездов, тротуаров, газона) и выноска их обозначений. Также на лист выносятся соответствующие им ведомости.

План озеленения (пример из ГОСТа):

План МАФ (пример из ГОСТа):

План проездов и тротуаров (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: План благоустройства территории тут разбит на 3 отдельных чертежа. Это не воспрещается. Здесь мои комментарии минимальны. Обратим внимание только на некоторые факты, это отсутствие геоподосновы и отсутствие координационных осей зданий. На плане проездов и тротуаров приведены привязки линейных размеров от внешней границы стены здания. Это очень важно! Не надо в самом начале делать отступы проездов здания от осей, можете попасть в неприятную ситуацию. Наносите на генплан здание в соответствии с планами от строителей. Ведь у стены здания есть толщина, да к тому же архитекторы могут еще сделать и отступ от стены во внутрь (из-за колонн к примеру). Все это может в конце вылиться в то, что, к примеру, вы брали минимальный отступ проезда 5м. от оси, но когда строители на площадке начнут делать разбивку это расстояние уменьшится после на толщину стены и её отступ. Всё, размер станет не по норме. Как следствие суд, штрафные санкции и т.п.

Лист - Сводный план инженерных сетей. (стадия Р и П)


Сводный план инженерных сетей (СПС) проектируете не вы, я имею ввиду сами инженерные коммуникации (сети). Вы лишь сводите предоставленные вам уже готовые спроектированные материалы от смежных отделов (электриков, сантехников, теплотехников, линейщиков и т.п.) на сводный план инженерных сетей и дорабатываете его. Когда свели всё на один план тогда вы анализируете и выявляете места, где сети пошли спорным/неверным образом: наложились друг на друга, пересеклись, прошли в неположенном месте. Хоть это и не ваша работа проверять технические аспекты прокладки сетей, все равно убедитесь, что они прошли хотя бы не через здание. Если выявлено, на ваш взгляд, спорное место, то обратите на него внимание тех смежников, которые приложили к нему руки. Такие коллизии, бывают часто из-за того, что отделы смежников находятся в разных местах офиса или вовсе работали субподрядчики и из-за этого они могли не согласовать между собой свои сети, как это зачастую и бывает.

Сводный план инженерных сетей (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: На этом плане можно увидеть условное обозначение дождеприемного колодца, замаркированного Д5 и Д6. Также на чертеже указана подземно сеть канализации К1, ливневка К2 и водопровод В1. Показана надземная эстакада на опорах по номером 23, подпорная стенка 24. Теплотрасса Т1 и Т2 проложена в канале подземно. Показаны водоотводные лотки. Также хочу отметить, что тут следовало бы указать координаты вершин поворотов инженерных коммуникаций. Не принципиально, но в экспертизе могут даже это потребовать, особенно, если объект промышленного назначения. Также нужно показать и координаты точек присоединения проектируемых сетей к существующим коммуникациям и точки присоединения к объектам. Координаты углов зданий можно не показывать, они уже показаны на разбивочном чертеже - информацию дублировать не надо. Координаты могут быть вида Х;У так и по сетке 0А;0Б.
Что касается оформления, принято так: саму геодезическую основу сделать черно-белой или серой. Проектируемые сети конечно выделить соответствующим цветом. Все цвета и обозначения таких сетей вы скачаете у меня в разделе "Файлы DWG" или сразу

Генеральному плану в проекте отводится особо важное место, так как он решает вопросы организации территории новых или реконструируемых предприятий. В процессе проектирования генерального плана промышленного предприятия со всей полнотой раскрываются производственно-технологические связи, диктующие то или иное взаимное расположение на площадке производственных зданий и сооружений.

Площадка предприятия по функциональному использованию разделяется на четыре основные зоны: предзаводскую, производственную, подсобную и складскую. В каждой зоне производственные здания целесообразно располагать компактно, с минимально допустимыми санитарными и противопожарными разрывами между ними при наименьшей протяженности дорог и инженерных сетей. Так, санитарный разрыв между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должен составлять не менее наибольшей высоты (от уровня земли до карниза) противостоящих зданий.

Противопожарные разрывы между производственными зданиями и сооружениями устаиваются в зависимости от степени огнестойкости противостоящих зданий согласно СНиП 2. 01. 02. Наименьшая величина разрыва - 9 м.

Зонирование территории позволяет достигать наиболее рационального решения планировки промышленного предприятия по условиям организации производственного процесса, а также санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Для соблюдения условий зонирования следует выполнять следующие требования:

  • · здания с производствами повышенной пожароопасности располагать с подветренной стороны заводской территории;
  • · механические цеха машиностроительных заводов группировать с заготовительными (литейными, кузнечными);
  • · складские сооружения, а также заготовительные цеха располагать в местах, удобных для ввода железнодорожных путей;
  • · вспомогательные цеха рекомендуется стыковать с основными цехами;
  • · энергетические цеха (ТЭЦ, склады топлива, компрессорные и т.п.) размещать совместно с группой заготовительных цехов вблизи ввода железнодорожных путей;
  • · группу зданий обслуживания (столовая, поликлиника, административно-хозяйственные здания и т.п.) располагать у главного входа на предприятие, на предзаводской площади.

Приёмы планировки и застройки территории предприятия весьма разнообразны и зависят от требований технологического процесса, этажности основных зданий и их размеров. Наиболее распространённой является так называемая панельная застройка, при которой производственные здания располагаются по всей территории предприятия по прямоугольной сетке улиц и проездов. Расстановка зданий в пределах панели должна быть чёткой и организованной, желательно, чтобы ширина панелей была одинаковой и кратной 6 метрам.

К каждому зданию должны быть предусмотрены удобные подъезды (не менее двух) и проходы к бытовым помещениям. Ширина проездов при двухстороннем движении должна быть не менее 6 м, одностороннем - 3,5 м. Радиус закругления дорог - 10 м. Ширина тротуаров должна быть кратной 0,75 м, но быть не менее 2,25 м. Для зданий с наибольшей численностью работающих для подходов могут использоваться дороги.

На генплане каждого предприятия должны быть показаны пожарные водоёмы (или место установки гидрантов), зоны кратковременного отдыха, объекты гражданской обороны.

Въезды в предзаводскую зону осуществляют с городских магистралей, где помимо удобных подходов для рабочих и служащих к предприятиям следует предусмотреть стоянку для личного транспорта (на 15 - 25 автомобилей) и автомобилей данного предприятия (на 3 - 4 служебные машины).

Таблица Значение объемно-планировочных параметров промышленных зданий

Параметры здания

Вид покрытия (перекрытия)

Пролеты, м

Высота, м

Шаг колонн, м

Длина здания, м

Грузоподъ-ёмность крана, т

СХЕМА 1 - одноэтажное, однопролетное, с мостовым краном

СХЕМА 2 - одноэтажное, однопролетное, с двумя подвесными кранами

Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м

Панели из профнастила длиной 6 м по фермам

Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам

СХЕМА 3 - одноэтажное, двухпролетное, с мостовыми кранами

Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м

Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам

СХЕМА 4 - одноэтажное, двухпролетное, с подвесными кранами

Железобетонные ребрис-тые плиты длиной 6 и 12 м

Панели из профнастила длиной 6 и 12 м по фермам

Плиты из профнастила длиной 3 м по прогонам

Плиты-оболочки типа КЖС длиной 18 и 24 м

Длинномерные плиты типа 2Т длиной 18 и 24 м

С подстропильными фер-мами по среднему ряду колонн и ж/б плитами покрытия длиной 6 м

СХЕМА 5 - многоэтажное, двухпролетное, с балочным перекрытием

Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опи-ранием на полки ригелей

Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опи-ранием по верху ригелей

СХЕМА 6 - многоэтажное, трехпролетное, с подвесными кранами и увеличенным пролетом в верхнем этаже

Покрытие:железобетонные ребристые плиты - 6 м Перекрытие: плиты с круглыми пустотами с опиранием на полки ригелей

Покрытие:железобетонные ребристые плиты - 6 м Перекрытие: плиты с круглыми пустотами с опиранием по верху ригелей

СХЕМА 7 - многоэтажное, с межферменными этажами

Железобетонные плиты с круглыми пустотами с опиранием на полки ригелей по нижнему поясу и ребристые плиты по верхнему поясу ферм

Участки специализированных любительских спортклубов следует проектировать с учетом общих требований СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений” и рекомендуется размещать на свободных территориях в границах сформировавшихся городских и районных центров. При этом должны быть продуманы транспортно-пешеходные и функциональные связи, которые обеспечивают гармоничное слияние нового здания со сложившейся архитектурной средой.

Необходимо, чтобы организация прилегающих площадей и улиц предусматривала наилучшие условия функционирования объекта и обеспечивала удобный доступ к нему, как пешеходов, так и граждан на личном транспорте.

При этом необходимо ориентироваться на следующие требования к генеральному плану:

  • * Четкое зонирование территории в соответствии с функциональными блоками ФЦ;
  • * Удобные подходы к главным входам в ФЦ и подъезды к его хозяйственной зоне;
  • * Комплексное благоустройство территории включая: МАФ, зоны отдыха и общения, озеленение.
  • * Автомобильные стоянки и участки для временной парковки автомобилей индивидуального пользования из расчета 11 стоянок на 100 чел.

При проектировании специализированных спортклубов на обособленных участках рекомендуется в зависимости от состава сооружений выделять следующие основные зоны:

  • * зону крытых сооружений;
  • * зону открытых плоскостных сооружений;
  • * хозяйственную зону;
  • * зону отдыха.

На участке фитнес-центра при наличии достаточной территории рекомендуется дополнительно к основному составу сооружений предусмотреть 1-2 игровых площадки габаритами от 12х24 м.

Спортивные и физкультурно-оздоровительные здания и сооружения следует разме-щать на селитебной территории, в местах отдыха населения и на других специально выделен-ных земельных участках, обеспеченных удобными подъездами и подходами от остановок общественного транспорта согласно ДБН 360 с обязательным соблюдением шумового режима на прилегающей территории жилой застройки и обеспечением санитарных разрывов до жилых и общественных зданий согласно требованиям ДержСанПіН 173, п. 4.10, ДержСанПіН 203, СанПиН 42-128-4690, СанПиН 42-120-4948. Следует предусматривать места для транспортных средств инвалидов и удобные подходы к ним, обеспечивающие перемещение на креслах-колясках.

Площадь земельных участков спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений следует принимать исходя из суммы площадей застройки основных и вспомогательных сооружений, а также площадей, занимаемых проездами, автостоянками, пешеходными дорожками и озеленением.

Благоустройство территории спортивных и физкультурно-оздоровительных зданий и сооружений, подъезды и пешеходные дорожки должны проектироваться с учетом требований ДБН 360, ДБН Б.2-4 и ВСН 62.

Проезды и пешеходные дорожки следует предусматривать ко всем сооружениям, распо-лагаемым на земельном участке крытых сооружений и спортивных комплексов. Проезды должны иметь усовершенствованное облегченное или капитальное покрытие. Пешеходные дорожки, тротуары и пандусы, которые используют инвалиды на креслах-колясках, должны иметь твердое, шероховатое покрытие, которое в случае намокания не становится скользким. Ширина пешеходных дорожек должна приниматься не менее 1,8 м. Продольный их уклон не должен превышать 5 %, а поперечный - 1 %. В местах перепада уровней между горизонтальными участками пешеходных путей следует предусматривать устройство пандусов и лестниц. Уклон каждого марша пандуса не должен превышать 8 %, а его длина должна быть не более 10 м. Ширина пандуса должна быть: при одностороннем движении - не менее 1,0 м; при двустороннем движении - не менее 1,8 м. Если продольный уклон превышает обозначенные границы для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, следует предусматривать специальные дорожки и пандусы.

Ширина путей движения зрителей по территории спортивного сооружения должна приниматься из расчета 1 м на 500 зрителей.

У входов для зрителей в здания крытых спортивных сооружений следует предусмат-ривать свободные площадки из расчета 0,3 м2 на одного зрителя, приходящегося на данный вход.

Расстояние от спортивных и физкультурно-оздоровительных зданий и сооружений и их комплексов до других зданий и сооружений следует принимать в соответствиями с требованиями ДБН 360 и расчетом шумового режима по СНиП ІІ-12.

Земельный участок спортивного и физкультурно-оздоровительного сооружения дол-жен иметь не менее двух въездов (включая хозяйственный) и двух входов.

Стоянки автомобилей проектируются согласно требованиям ВСН 01. При использовании спортивного сооружения инвалидами они должны находиться не далее 40 м от входа в это сооружение и иметь с ним удобную связь. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Здания спортивных залов и крытых бассейнов следует размещать с отступом от красной линии застройки не менее 6 м при условии размещения окон спортивных залов со стороны дворового фасада или обособления спортивного сооружения от улицы полосой зеленых насаждений шириной не меньше 4 м. При расположении спортивных залов и крытых бассейнов в комплексе с открытыми спортивными сооружениями следует предусматривать при них соответствующие вспомогательные помещения, обеспечивающие обслуживание занимающихся на площадках.

По периметру участка следует предусматривать полосы зеленых насаждений шириной не менее 3 м. Общая площадь озеленения участка открытого бассейна должна составлять не менее 35 % площади земельного участка. Не допускается размещение участков физкультурно-оздоровительных учреждений массовых типов на территории промышленных зон, санитарно-защитных зон промышленных предприятий, железных дорог и автомагистралей

Сооружения физкультурно-оздоровительных клубов микрорайонов следует размещать в пределах жилых территорий микрорайонов и кварталов с включением крытых сооружений в структуру жилых зданий в качестве встроенно-пристроенных и пристроенных помещений с учетом требований 1.7 этих Норм или кооперированных зданий общественных центров местного значения.

В районах центра, на при магистральных территориях срединной зоны и периферии, в районах сложившейся застройки и районах реконструкции жилого фонда допускается размещение крытых сооружений физкультурно-оздоровительных клубов микрорайонов в блоках-пристройках к существующим общеобразовательным школам, обслуживающим как школьников, так и население.

В случаях строительства в микрорайонах школ нового типа, включающих в свою структуру физкультурно-оздоровительные сооружения для занятий школьников и населения, сооружения физкультурно-оздоровительных клубов микрорайонов допускается не предусматривать.

6.1. Нормативы настоящего раздела содержат основные требования к компоновке генерального плана и пожарной безопасности к проектируемым и реконструируемым зданиям и сооружениям нефтедобывающей промышленности, а отдельные требования приводятся в соответствующих разделах настоящих Норм.

Кроме нормативных требований настоящих Норм, при проектировании пожарной защиты объектов необходимо руководствоваться следующими документами:

  • «Генеральные планы промышленных предприятий»;
  • «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»;
  • «Производственные здания промышленных предприятий»;
  • «Газоснабжение. Внутренние и наружные устройства»;
  • «Сооружения промышленных предприятий»;
  • «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий»;
  • «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)»;
  • «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;
  • «Склады нефти и нефтепродуктов»;
  • «Магистральные трубопроводы»;
  • «Предприятия по обслуживанию автомобилей»;
  • «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

а) ТРЕБОВАНИЯ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ

6.2. Следует разрабатывать схему генерального плана месторождения на базе данных технологической схемы (проекта) разработки нефтяного месторождения с учетом схем развития нефтедобывающей отрасли и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам.

6.3. Схема генерального плана месторождения составляется на картах землепользователей, как правило, в масштабе 1:25000, с учетом требований Основ земельного, водного и других законодательств СССР и союзных республик, в два этапа:

  1. предварительная - в составе обосновывающих материалов к акту выбора площадок и трасс;
  2. окончательная - после утверждения акта выбора площадок и трасс в установленном порядке, с учетом замечаний всех землепользователей.

6.4. Схема генерального плана должна предусматривать размещение на территории месторождения устьев нефтяных, газовых, нагнетательных и других одиночных скважин, кустов скважин, ЗУ, ДНС, СУ, УПС, КНС, ВРП, КС, подстанций и других объектов, а также инженерных коммуникаций (автодорог, нефте- и газопроводов, водоводов, линий электропередачи, связи, телемеханики, катодной защиты и др.), обеспечивающих технологические и производственные процессы сбора и транспорта продукции нефтяных скважин с учетом существующих в данном районе транспортных связей мощностей ЦПС, УПН, ГБЗ, НПЗ, направления внешнего транспорта нефти, газа и воды, источников снабжения электроэнергией, теплом, водой, воздухом и др.

6.5. При разработке схемы генерального плана необходимо учитывать:

  • бригадную и промысловую форму организации эксплуатации месторождений в соответствии с «Положением о бригаде по добыче нефти …» Миннефтепрома;
  • возможность расширения и реконструкции технологических систем;
  • проведение технических мероприятий по интенсификации производственных процессов добычи, сбора, транспорта нефти и газа.

6.6. Генеральный план предприятий, объектов, зданий и сооружений обустройства месторождения следует проектировать в соответствии с требованиями норм «Генеральные планы промышленных предприятий» и других, указанных в общей части настоящего раздела, а также требованиями настоящих Норм.

Планировочные решения генерального плана должны разрабатываться с учетом технологического зонирования установок, блоков, зданий и сооружений.

Размещение производственных и вспомогательных зданий и сооружений в зонах необходимо производить по их функциональному и технологическому назначению и с учетом взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности их.

6.7. Подъездные и внутриплощадочные железные и автомобильные дороги к объектам, зданиям и сооружениям следует проектировать в соответствии с требованиями норм «Железные дороги колеи 1520 мм», «Автомобильные дороги», «Инструкции по проектированию автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири» Миннефтепрома.

6.8. Размеры площадок под строительство предприятий, объектов зданий и сооружений определяются из условия размещения технологических сооружений, сооружений подсобно-вспомогательного назначения и инженерных коммуникаций с учетом требований противопожарных и санитарных норм.

Плотность застройки предприятий и отдельных объектов должна соответствовать значениям, указанным в нормах «Генеральные планы промышленных предприятий». Площади участков нефтяных и газовых скважин должны приниматься в соответствии с «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» Миннефтепрома.

Ширина полосы земель для строительства линейных сооружений должна быть не более указанных: в «Нормах отвода земель для магистральных трубопроводов», «Нормах отвода земель для линий связи», «Нормах отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4 - 500 кВ», «Нормах отвода земель для автомобильных дорог».

6.9. Площадки ЦПС, базы производственного обслуживания (БПО), НГДУ, УБР, УРБ, базы управлений технологического транспорта (УТТ) и спецтехники, трубно-инструментальные базы и другие здания и сооружения вспомогательного назначения для обслуживания нефтяного месторождения (ЦДНГ, вертолетные площадки и др.), а также вахтовые поселки могут располагаться как на территории месторождения, так и за ее пределами.

6.10. При размещении предприятий, объектов, зданий и сооружений нефтедобычи на прибрежных участках рек и других водоемов планировочные отметки площадок для строительства их следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока с вероятностью его превышения:

  • для сооружений, в которых производственный процесс непосредственно связан с извлечением нефти из недр (устья нефтяных и газовых скважин, замерные установки), - один раз в 25 лет;
  • для ЦПС, ДНС, газокомпрессорных станций, сепарационных установок, УПН, УПС, КНС и электроподстанций - один раз в 50 лет.

6.11. Объекты обустройства нефтяных месторождений следует размещать от соседних предприятий на расстояниях, указанных в таблице 19, с учетом возможности кооперирования с этими предприятиями по строительству инженерных сетей и автомобильных дорог.

6.12. При разработке генерального плана предприятий, зданий и сооружений обустройства месторождений расстояния от технологических установок и сооружений до РУ, ТП, блоков управления КИПиА и операторных должны определяться согласно требованиям ПУЭ-76, раздел VII, с учетом плотности горючего газа по отношению к плотности воздуха, определяемой технологическим расчетом в проекте.

6.13. Наименьшие расстояния между зданиями и сооружениями объектов обустройства нефтяных месторождений должны приниматься по табл. 20, а от зданий и сооружений до подземных нефте - и газопроводов - по табл. 21.

6.14. Наименьшие расстояния между зданиями и сооружениями, размещаемыми на ЦПС, должны приниматься по табл. 22.

6.15. Расстояние от нефтеловушек, отстойных прудов и других сооружений систем канализации до вспомогательных и производственных зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием очистных сооружений, должны приниматься по табл. 22.

Наименьшие расстояния между зданиями и сооружениями систем канализации должны приниматься по табл. 23.

6.16. Наименьшие расстояния от зданий складов, навесов открытых площадок для хранения баллонов с кислородом, ацетиленом, азотом и хлором до зданий и сооружений с производствами категорий А, Б, В, Е должно быть не менее 50 м, до других производственных и вспомогательных зданий должно быть не менее:

  • при количестве баллонов менее 400 шт. - 20 м;
  • при количестве баллонов от 400 до 1200 шт. - 25 м.

Общая емкость складов для хранения баллонов не должна превышать 1200 шт., в том числе не более 400 баллонов, наполненных горючими газами.

Примечания: 1. Указанное количество баллонов дано для одного баллона емкостью 50 л, при меньшей емкости баллона должен быть произведен пересчет.

2. Совместное хранение баллонов с горючими газами и баллонов с кислородом не допускается.

6.17. Расстояния от аппаратов огневого нагрева (печи для нагрева нефти, нефтепродуктов, газа, воды и ангидрида), располагаемых вне здания, до других технологических аппаратов, зданий и сооружений цеха или установки, в состав которых входит печь, а также до эстакад, за исключением технологических трубопроводов, связывающих аппараты огневого нагрева с другими технологическими аппаратами, должны быть не менее указанных в табл. 24.

6.18. Расстояния, указанные в таблицах, определяются:

а) между производственными, подсобными и вспомогательными зданиями, установками, резервуарами и оборудованием - в свету между наружными стенами или конструкциями сооружений (без учета металлических лестниц);

б) для технологических эстакад и трубопроводов, проложенных без эстакад, - до крайнего трубопровода;

в) для внутриплощадочных железнодорожных путей - до оси ближайшего железнодорожного пути;

г) для внутриплощадочных автомобильных дорог - до края проезжей части дороги;

д) для факельных установок - до оси ствола факела;

е) при реконструкции существующих предприятий или технологических установок в случае невозможности точного соблюдения технических условий без больших материальных затрат по согласованию с организацией, утверждающей проект, допускаются отступления в части разрывов в пределах до 10 %.

6.19. Наружные технологические установки рекомендуется размещать со стороны глухой стены производственного здания.

В случае размещения открытых установок с производствами категорий А, Б, Е по обе стороны здания, с которыми они связаны (или одной установки между двумя зданиями), они должны располагаться от него на расстоянии не менее 8 м - при глухой стене, не менее 12 м - при стене с оконными проемами, независимо от площади, занимаемой зданиями и установками. Вторая установка или здание должны располагаться с учетом требований п. 2.90.

Между наружной установкой и зданием допускается располагать эстакаду для трубопроводов данной установки.

6.20. Расстояние от производственных зданий до аварийных или дренажных емкостей принимаются как для технологического оборудования, расположенного вне здания.

6.21. Наземную аварийную (дренажную) емкость, предназначенную для слива ЛВЖ и ГЖ из печей, следует ограждать несгораемой стеной или обвалованием высотой не менее 0,5 м и размещать на расстоянии не менее 15 м от площадки печей.

Подземная аварийная (дренажная) емкость должна размещаться на расстоянии не менее 9 м от площадки печей отдельно или совместно с другими дренажными емкостями (на одной площадке).

6.22. Территории ЦПС, УПН, резервуарных парков, складов ЛВЖ и ГЖ, ДНС, УПС и КС должны иметь ограждение высотой 2 м с воротами шириной 4,5 м.

Расстояние от ограждения до объектов с производствами категорий А, Б, В и Е должно быть не менее 5 м.

С наружной стороны вдоль границы УПН, резервуарных парков и складов ЛВЖ и ГЖ должна предусматриваться полоса шириной 10 м, свободным от наземных сетей.

6.23. Территория вокруг трубы факела ДНС должна быть ограждена земляным валом высотой 0,7 м, радиусом 15 м.

Территория вокруг ствола факела технологических сооружений ДНС высотой 30 м и более должна быть ограждена забором высотой 1,6 м из неколючей проволоки.

Расстояние от факельного ствола до ограждения, а также между факельными стволами должно приниматься по данным теплотехнического расчета, но не менее 30 м.

Территория вокруг свечи для сброса газа на КС, кустах скважин, одиночных газовых скважин, не ограждается.

6.24. Размещение емкостей газового конденсата (сепараторов, огнепреградителей и другого оборудования), а также устройство колодцев, приямков и других заглублений в пределах ограждения территории вокруг факела не допускается.

6.25. Надземную прокладку газопроводов от установок до трубы факела следует предусматривать на несгораемых опорах.

6.26. Территория устьев одиночной или куста скважин должна быть ограждена земляным валом высотой 1 м с шириной бровки по верху вала 0,5 м.

6.27. Площадка кустов скважин с количеством более 8 скважин должна иметь не менее двух въездов, расположенных в разных концах по длинной стороне ее.

6.28. На площадках объектов следует проектировать открытую систему водоотвода. На земельных участках, не занятых зданиями и сооружениями, следует сохранять естественный рельеф и предусматривать вертикальную планировку только в случаях необходимости отвода поверхностных вод и прокладки инженерных сетей.

6.29. Для озеленения площадок открытых технологических установок следует проектировать только газоны.

6.30. Внутриплощадочные инженерные сети и коммуникации следует проектировать как единую систему с размещением их в отведенных технических полосах (коридорах).

6.31. Способ прокладки инженерных сетей (наземный, надземный или подземный) следует принимать с учетом требований соответствующих разделов настоящих Норм.

6.32. В одной траншее допускается прокладывать газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы и ингибиторопроводы. Расстояния между ними следует принимать исходя из условий их монтажа, ремонта и обслуживания.

Расстояния между технологическими трубопроводами, проложенными в земле, и зданиями и сооружениями определяются из условий удобства монтажа, эксплуатации и ремонта трубопроводов.

6.33. Расстояние от места забора воды (приемных колодцев) из водоемов должно быть не менее:

  • до зданий I и II степени огнестойкости - 10 м;
  • до зданий III, IV и V степени огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов - 30 м;
  • до зданий и сооружений с производствами категорий А, Б, В, Е по пожарной опасности - 20 м;
  • до резервуаров с горючими жидкостями - 40 м;
  • до резервуаров с легковоспламеняющимися жидкостями и сжиженными горючими газами - 60 м.

6.34. Приемные колодцы водоемов и колодцы с гидрантами должны располагаться на расстоянии не более 2 м от обочин автомобильных дорог, а при расположении их на расстоянии более 2 м должны иметь подъезды к ним с площадкой не менее 12×12 м.

6.35. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими объектов, находящихся в радиусе:

  • при наличии автонасосов - 200 м;
  • при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м и с учетом требований п. 6.58 настоящих Норм.

6.36. Дороги на площадках центральных пунктов сбора, подготовки нефти, газа и воды следует проектировать с обочинами, приподнятыми над планировочной поверхностью прилегающей территории не менее чем на 0,3 м. При невозможности выполнения этого требования дороги должны быть спланированы таким образом, чтобы разлившиеся нефтепродукты не могли попасть на дорогу (устройство кюветов и т. п.).

6.37. В пределах обочин внутриплощадочных автомобильных дорог допускается прокладка сетей противопожарного водопровода, связи, сигнализации, наружного освещения и силовых электрокабелей.

^

3.3 Исходные данные для проектирования и основные требования, предъявляемые к генеральному плану


Исходные данные. Проектант, приступая к работам по проектированию генерального плана, должен располагать рядом исходных данных. К ним относятся:

1. Сведения о составе завода с перечислением всех зданий и сооружений.

2. Сведения о размерах и технологической или служебной характеристике цехов и сооружений.

3. Данные о производственной связи цехов и устройств между собою, об объемах, весе и габаритах материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, передаваемых из одного цеха в другой, из одного здания в другое.

4. Материалы о топографических, геологических и климатических условиях площадки, выбранной для строительства предприятия, с приложением:

А) схемы районной планировки;

Б) ситуационного и геодезического планов местности;

В) плана шурфов и скважин, сделанных для проверки качества грунта выбранной площадки;

Г) геодезических разрезов.

5. Сведения об имеющихся вблизи предполагаемых к строительству промышленных предприятий (род продукции, мощность и пр.) транспортных, энергетических, санитарно-технических и других сооружений, которые можно было бы использовать и для проектируемого завода, т.к. объединение сетей нескольких заводов приводит к определенному снижению капитальных затрат.

6. Данные о расположенных по соседству от выбранной площадки населенных пунктах (количество жителей, род их занятий, жилая площадь, наличие культурно-бытовых объектов и т.д.) с целью выяснения возможности привлечения местного населения к работе на строящемся предприятии и уменьшения расходов на жилищное и культурно-бытовое строительство.
^

Требования, предъявляемые к генеральному плану


Рационально выполненный генеральный план машиностроительного завода должен удовлетворять целому ряду требований:

1. Размещение на площадке завода всех зданий и сооружений, а также рельсовых и безрельсовых дорог должно соответствовать требованиям производства и обеспечивать поток материалов, полуфабрикатов и готовых изделий по всем переделам технологического процесса наикратчайшим путем без возвратных и встречных движений.

2. Площадь завода должна быть максимально использована, для чего наряду с выполнением требований, изложенных в п.1, разрывы между зданиями делаются минимальными (но в пределах установленных норм). Мелкие и средние цехи блокируются, т.е. объединяются в общих зданиях, рационально подбирается транспорт с тем, чтобы он обеспечивал нужды производства, занимал возможно меньше места и т.д.

3. Цехи с однородным характером производства и одинаковыми требованиями санитарно-гигиенического и противопожарного характера зонируются, т.е. размещаются рядом. Зонирование цехов, как и блокирование, не должно нарушать поточность производства.

4. Людские потоки должны быть как можно более короткими: как из поселка и мест остановки городского транспорта до проходных, так и от проходных до мест работы, а от последних до пунктов питания и амбулаторий. Они должны по возможности не пересекать грузовых потоков и идти вдоль линий безрельсового транспорта, отделяясь от них зелеными насаждениями. Связь предприятия с населенным пунктом должна быть удобной.

5. Обслуживающие и вспомогательные цехи, а также склады и энергетические устройства размещаются как можно ближе к обслуживаемым ими производственным цехам.

6. Расположение цехов, зданий и сооружений на заводе должно позволять создание заводских продольных и поперечных улиц. Это облегчает организацию транспорта, экономит средства на строительство завода, повышает использование территории.

Генеральный план должен обеспечить возможность расширения производства в соответствии с намеченными планами развития завода без нарушения основной идеи, заложенной проектантами в генплан и без сноса ранее возведенных капитальных зданий и сооружений. Проектант должен иметь ввиду, что в период проведения проектных работ могут отсутствовать перспективные планы развития предприятия на много лет вперед, а выпускаемая продукция через определенный промежуток времени может измениться коренным образом;

8. Размещение зданий и сооружений должно быть выполнено с учетом рельефа промышленной площадки и местных геологических и гидрогеологических факторов с целью обеспечения минимального объема земляных работ и максимального уменьшения стоимости строительства в целом.

9. Следует предусмотреть возможно более широкое использование типовых проектов, нормализованных строительных комплексов и деталей, обеспечение рациональной организации строительных работ в течение всего периода постройки завода.

10. Необходимо осуществить рациональное присоединение завода к магистралям МПС и шоссейным дорогам общегосударственного значения, а также энергетическим, санитарно-техническим и другим системам района.

11. Следует создать хороший архитектурный ансамбль как внутри завода, так и по фасаду, выходящему на улицы города. Предзаводская площадь не должна нарушать архитектурного ансамбля города.

12. Завод должен быть правильно ориентирован относительно господствующих ветров с тем, чтобы предохранить большинство цехов и городские жилые кварталы от дыма, газов и пыли, выделяемые некоторыми цехами.

Направление господствующих ветров определяют по так называемой розе ветров, т.е. по графическому изображению их повторяемости, а иногда и силы. Она строится на основании многолетних наблюдений за ветром, выполненных ближайшими метеостанциями.

При построении розы ветров (см.рис.1) из точки О по радиусам в направлениях, соответствующих частям света, в определенном масштабе откладывают количество дней в году (или за теплое время года), в течение которых ветер дует с данного направления. Она может быть выполнена в виде многоугольника или в виде радиус-векторов.

Рисунок 1.

К перечисленным выше пунктам, отображающим, требования к генеральному плану предприятия внутреннего порядка, имеется целый ряд требований, связанных с расположением завода в данном промышленном районе. К этим требованиям относятся: увязка выбора промплощадки, систем электроснабжения, водоснабжения и канализации проектируемого завода, подключения к транспортным общегосударственным магистралям, расселения работающих, строительство культурно-бытовых учреждений и т.п. мероприятий с планом экономического, технического и культурного развития района, в котором предполагается постройка нового предприятия.

Все эти вопросы тщательно рассматриваются одновременно с утверждением проекта генерального плана проектируемого завода.
^

3
.4. Методы застройки заводской территории по генеральному

плану


Основных методов застройки территории три:


  • -панельная;

  • -периметральная;

  • -сплошная.
1. Панельная застройка, наиболее применяющаяся для крупных заводов, заключается в расположении цехов на 2, 3, или 4 полосах земли. Каждая, из которых располагается на известном расстоянии друг от друга для создания продольных улиц.



Поскольку площади сравнительно много, при панельной застройке применяют в основном одноэтажные здания. Их располагают таким образом, чтобы завод имел не только продольные, но и поперечные улицы.

^ 2. Периметральный метод застройки используется в городах для машиностроительных заводов, изготавливающих небольшие изделия. Общая площадь такого завода не должна превышать размеры одного городского квартала. Как правило, площадь таких заводов не превышает 8 – 10 гектар. Так как выпускаемые изделия невелики, а площадь завода ограничена, здания по периметру делаются многоэтажными.

В

нутри двора могут располагаться одноэтажные постройки для установки тяжелого оборудования. По противопожарным правилам во двор должны вести двое ворот (а и в на схеме) и во дворе должен вписываться круг диаметром Д=10 метров для поворота пожарных машин.

^ 3. Сплошная застройка – тесно связана с блокированием цехов, когда в одном здании размещается несколько небольших цехов. Они блокируются с однородным производством: а) литейные цехи (чугунно – и цветолитейные); б) кузнечные (кузнечные, штамповые, прессовые, пружинно-ресорные); в) механосборочные (механические, холодно-штампованные и др.).

Блокирование цехов с разными технологическими процессами не рекомендуется.

Блокирование цехов позволяет уменьшить размеры зданий до 80%, а размер территории завода до 50% и протяжённость путей заводского транспорта до 30%. Одновременно улучшается возможность создания поточного производства, автоматизации и механизации производства.

Сблокированные здания должны строиться простой формы – прямоугольные или квадратные. Сложная форма зданий ведёт к ухудшению использования территории.

Блокирование цехов особенно большие результаты даёт в районах с суровыми климатическими условиями (длинные и холодные зимы, сильные ветры и т.д.). В этом случае уменьшение количества стен, окон и ворот резко улучшает эксплуатацию зданий. При отсутствии заготовительных цехов часто заводы располагают в одном или двух зданиях, которые занимают площадь 150-200 тысяч метров квадратных.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с