Безработица, ее типы. Измерение безработицы. Экономические издержки безработицы. Издержки безработицы и направления Измерение безработицы ее типы экономические издержки безработицы

Повышение уровня безработицы означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные. Потери в периоды высокой безработицы - это самые большие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие, например, появления монополии.

К основным экономическим издержкам безработицы причисляют:

Прямые потери в личных доходах и снижение уровня жизни населения (а точнее, конкретных людей, ставших безработными, а также членов их семей);

Сокращение доходной части федерального бюджета (сказываются уменьшения налоговых поступлений и снижение выручки от реализации товаров и услуг);

Недополученный выпуск продукции (это отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы; чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

Рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей (сюда относят выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.).

Безработица по сути своей является не просто отсутствием работы, а серьезной экономическая проблемой, оказывающей довольно сильное воздействие на каждого человека и влияющей на его экономическое, социальное и психологическое состояние. Потеря работы для человека, как правило, означает снижение уровня жизни, а также наносит серьезную психологическую травму. Как писалось выше, потеря работы провоцирует личность на стресс, т.к. воспринимается человеком как своего рода «указание» на его бесполезность, - он становится маргиналом, не приносит пользы обществу, не может обеспечить себя и свою семью, а, в силу мизерного размера пособия по безработице, не живет, а выживает на средства от государства. Безусловно, столкновение с безработицей сказывается на средней продолжительности жизни и состоянии здоровья (причём, далеко не в лучшую сторону), и, как следствие, на уровне смертности. К тому же, потеря работы ведёт потере самоуважение, возникновению различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии), появлению ощущения безнадежности и пристрастия к алкоголю, в котором человек стремится «утопить горе». Это и будет социальными или внеэкономическими издержками безработицы. К ним можно причислить:

Маргинализацию общества, потерю квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у людей, оставшихся без работы;

Падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;

Ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и попыток суицида;

Обострение социальной напряженности, общественные беспорядки;

Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические просто огромны. Никакими материальными благами не выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Ученые обнаружили связь между безработицей и тюремным заключением. Изучение уголовных дел показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, а рецидивы объясняются отсутствием работы (о нежелании работодателей трудоустраивать бывших заключённых писалось выше). Во время безработицы работникам и их семьям приходится жить на сбережения, продавать вещи, жить на пособие по социальному обеспечению. В связи с этим появилось новое определение в экономике - “порог терпимости” (когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге). Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает этот порог, в результате чего подростки сбегают из дома, иждивенцев помещают в приюты, семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Не вызывает сомнений, что в данной ситуации необходимы государственные меры, направленные на снижение уровня безработицы. И такие меры существуют. 22 Декабря 2009 г. в здании «ИТАР-ТАСС» в режиме он-лайн была проведена пресс-конференция с участием заместителя Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Вовченко Алексея Витальевича. Тема конференции называлась «О ходе реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации». На конференции А.В.Вовченко отвечал на вопросы о государственной программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, утверждённой постановлением правительства РФ №289 от 31 декабря 2008 года. Вышеупомянутая программа предусматривает финансирование за счет федеральных средств региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на сокращение числа безработных. Прежде всего, это 4 основных блока:

Опережающее обучение;

Общественные временные работы;

Содействие в переезде в другую местность;

Содействие в самозанятости безработных граждан.

В целом все эти меры направлены именно на тех работников, которые находятся или находились под угрозой увольнения (находящиеся в режиме сокращенной рабочей недели либо работающие с выданными на руки уведомлениями о предстоящем высвобождении). Меры направлены на то, чтобы поддержать доходы этих людей, перенацелить их на другую работу посредством мероприятий по опережающему обучению, стимулировать уже существующих безработных на открытие собственного дела, на развитие малого и среднего предпринимательства, либо на переезд в другую местность с целью поиска другой работы. За время реализации программ в субъектах в общей сложности в Российской Федерации приняло участие более 2 миллионов человек. По данной программе более 10 000 человек воспользовались возможностью переезда для работы в другую местность. И за счет средств программы были компенсированы им расходы на проезд, расходы на проживание в течение первых трёх месяцев в этом новом месте и суточные расходы.

На протяжении реализации всего комплекса мер по программе, конечно, возникали вопросы, не всегда представители субъектов РФ понимали, как конкретно то или иное мероприятие надо реализовывать. Были опасения, востребованы ли будут эти средства, действительно ли их достаточно, в достаточном объеме они заложены. Но практика реализации 2009 года показала, что, в большинстве своём, и прогнозы, и расчеты, и технология реализации были сделаны верно, программа принесла свои плоды: сохранённые рабочие места, повышенная квалификация, диверсификация трудовых навыков, самозанятость. Следовательно, в настоящее время через региональный орган занятости населения можно попасть под действие данной государственной программы, стать её активным участником и получить непосредственную государственную помощь.

Можно заключить, что экономические и социальные издержки безработицы несомненно важны. Безработица оставляет свой след не только на материальном, но и на психико - эмоциональном состоянии людей. В настоящий момент наше государство реализовывает комплексные программы, направленные на снижение уровня безработицы. И, стоит отметить, данные программы показывают довольно неплохие результаты.

Экономические издержки безработицы состоят в недоиспользовании трудовых ресурсов общества, в недополучении значительной части товаров и услуг, уменьшении объема валового национального продукта. Согласно закону Оукена, 1% прироста безработицы сверхъестественного уровня приводит к 2,5%-му увеличению отставания ВНП. Не менее значимы социальные, издержки, хотя они не всегда поддаются учету. По свидетельству американских специалистов, потеря работы связана с психической травмой, уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Для человека, потерявшего работу, - это всегда личная драма: резко падает материальное благосостояние семьи, меняется социальный статус (быть безработным - непрестижно), начинаются нелады в семье, растет количество разводов, психических заболеваний, самоубийств, ухудшается криминогенная ситуация. Итак, социальные и экономические издержки безработицы исключительно велики. Однако можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных лозунгов социалистических партий и профсоюзов. Экономика, в которой одновременно занято все трудоспособное население, больше проигрывает, чем выигрывает. Во-первых, добиться такого положения можно только с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам, в том числе работодателям. Ограничение же экономической свободы ведет к худшему использованию ресурсов страны, замедлению роста благосостояния граждан, подрывает саму основу нормального функционирования рыночного механизма. Во-вторых, в такой экономике резко замедлится перестройка структуры производства, обусловленной изменениями спроса и внедрением достижений НТР. Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Положение дел на рынке труда не должно вызывать беспокойство, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходит с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли. Это нормально, если часть людей не работает, потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Итак, если безработица неизбежна, то задачей государства является минимизация ее отрицательных последствий, ограничение ее масштабов и продолжительности. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей, оставшихся без работы, и содействие трудоустройству. Социальная защита безработных осуществляется в основном в форме выплаты пособия по безработице. Как правило, его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и вносившие определенное время взносы в фонд занятости. И, наконец, еще одной формой социальной защиты является поддержание минимального прожиточного уровня; она применяется в тех случаях, когда человек не работает и не может по какой-то причине получать пособие или помощь по безработице или уже заканчивается срок их получения. Другое направление - содействие трудоустройству лиц, потерявших работу или еще не приступавших к ней, - выступает в форме организации и постоянного совершенствования системы информации, создания новых рабочих мест в госсекторе и организации общественных работ, льготного поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, остро нуждающихся в социальной защите, обеспечения деятельности бирж труда. Биржи труда (службы, центры занятости) создаются для реализации государственной политики занятости населения. Биржи ведут учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, информируют граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспеченности рабочей силой, оказывают людям помощь в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку населения в специальных учебных центрах. Именно биржа занимается регистрацией безработных и выдает им пособия по безработице. Признавая значительные возможности государства в регулировании занятости, надо все же заметить здесь наличие мощною лимитирующего фактора: увеличивая занятость до определенного уровня, государство может этим спровоцировать усиление инфляции.

Циклические колебания в экономике сопровождаются изменением уровня занятости. Во время спадов занятость снижается в результате снижающегося объема производства. В стадии подъема растет деловая активность в экономике и занятость увеличивается. В национальной экономике возникает проблема занятости и безработицы.

Статистика безработицы относит любого человека к одной из трех групп:

    Работающие (занятые).

    Безработные.

    Находящиеся вне совокупной рабочей силы.

Занятость – это любой вид деятельности граждан, не запрещенный законом, и приносящий им доход.

Безработица – социально-экономическое явление, присущее рыночной экономике, когда часть рабочей силы (экономически активного населения) не находит себе применения на производстве согласно полученной специальности и становится незанятой.

Б езработный по определению МОТ (Международной Организации Труда) это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г. № 125-З):

«Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней».

Таким образом, к безработным относятся временно не занятые, имеющие такие признаки, как трудоспособный возраст, способность и готовность трудиться, отсутствие подходящей работы, и осуществляющие усилия по ее поиску.

Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров (работ, услуг).

Численность экономически активного населения включает занятых в экономике и безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите.

Для определения официального уровня безработицы необходимо количество безработных, зарегистрированных официальными службами, соотнести с количеством рабочей силы и выразить это в процентах по следующей формуле:

Для получения сведений о реальных масштабах безработицы используются балансовые методы, выборочные опросы семей об отношении к занятости и др.

Точность оценки уровня безработицы затрудняется существованием частичной занятости, отсутствием сведений о потерявших надежду найти работу, ложной информации, «теневой» экономики. В силу этого более подробную, детализированную картину безработицы можно получить с помощью таких ее относительных показателей, как удельный вес молодежи, женщин или лиц с высшим образованием среди безработных, региональные уровни безработицы, количество безработных, претендующих на одно вакантное рабочее место, и др.

При классификации безработицы, прежде всего, выделяют: вынужденную и добровольную безработицу.

Добровольная безработица - люди, которые могут найти себе работу, но не хотят этого делать.

Вынужденная безработица - когда люди могут и желают работать, но по не зависящим от них обстоятельствам не находят работы.

В зависимости от причин выделяют несколько типов безработицы:

Фрикционная безработица (frictional unemployment ) связана с поиском, ожиданием работы. Термин «фрикционная безработица» используется в отношении работников, которые ищут работу или ждут ее получения в ближайшем будущем.

К данному типу относят тех, кто из-за неравномерности развития отраслей в экономике, оставив одно место работы, не может сразу же начать работать в другом месте; людей, находящихся в состоянии перехода с одного рабочего места на другое в связи с неудовлетворенностью заработком, условиями работы, социально-психологическим климатом в коллективе, месторасположением предприятия и др.; лиц, которые только начинают свою трудовую жизнь и заняты поиском работы.

С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а ее сокращение возможно по мере улучшения информационного обслуживания рынка труда, развития средств коммуникации.

Структурная безработица возникает в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупного предложения, связана со структурными преобразованиями в той или иной отрасли, в экономике в целом. Наиболее широко она проявляется в периоды внедрения результатов научно-технической революции в общественное производство. Структурная безработица имеет более продолжительный характер, чем фрикционная.

Суммарно фрикционная и структурная безработица образует естественную безработицу . Уровень этой безработицы часто называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей». Естественный уровень безработицы определяет уровень потенциального ВВП. В развитых странах в настоящее время он составляет 5-6 %.

Циклическая безработица появляется при высвобождении рабочей силы, вызванное общим спадом производства, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение занятости, и рост безработицы. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Когда отсутствует циклическая безработица, говорят, что экономика функционирует в условиях полной занятости.

Кроме того, существуют и другие типы безработицы .

Сезонная безработица , которая обусловлена сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.).

Региональная безработица , которая характерна для отдельных регионов в связи с какими-то демографическими, этническими и другими особенностями их развития.

Молодежная и женская безработица связана с дискриминацией на рынке труда отдельных социальных групп.

Скрытая безработица возникает в условиях неполного использования ресурсов, вызванного экономическим спадом или реструктуризацией производства. Предприятия не увольняют работников, а переводят их на сокращенный рабочий день, отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Социально-экономические последствия безработицы

Безработица несет в себе значительные отрицательные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с неучастием определенной части трудоспособного населения в общественном производстве общество безвозвратно теряет часть потенциально возможного выпуска продукции.

Отставание реального ВВП от потенциального его значения отражает его потери. Впервые исследовал и описал эти потери известный американский экономист Артур Оукен. На основе эмпирических исследований, проведенных в 60-е гг. ХХ в., он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и фактическим его значениями.

Установленную зависимость он выразил формулой:

ν п - ν ф / ν п = - β (U -U e ) (2)

где ν п - потенциальный ВВП;

ν ф - фактический ВВП;

U - фактический уровень безработицы, %;

U e - естественный уровень безработицы, %;

β - коэффициент Оукена.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена, согласно которому превышение фактического уровня безработицы над естественным на один процентный пункт приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на β %.

Коэффициент β устанавливается эмпирическим путем и в разных странах различен. Часто его значения попадают в интервал от 2 до 3 %, (как правило, 2,5 %) что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей.

По расчетам Оукена, в конце 60-х гг. ХХ в. уровень естественной безработицы в США составлял 4 %, коэффициент β был равен 3 %.

Безработица влечет за собой серьезные социальные, нравственно-психологические и политические проблемы, часто не поддающиеся количественной оценке.

Работа обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, престиж, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, организует рабочий день и создает определенный режим жизни. Потеряв работу, человек постепенно лишается всего этого и может «скатиться в яму» социальной и нравственно-психологической деградации.

К издержкам безработицы относят и усиление налогового бремени в стране в связи с необходимостью нахождения средств на выплату пособий по безработице.

Из-за потери квалификации, снижения уровня профессионализма у длительно безработных снижается уровень заработной платы, после того как они находят себе работу, теряется привлекательность на рынке труда.

Вместе с тем безработица несет определенное положительное влияние на экономику.

Фрикционная безработица способствует перераспределению рабочей силы в места её наиболее эффективного использования с точки зрения предпринимателей и работников.

Структурная безработица способствует развитию различных форм повышения квалификации, переподготовки кадров, что приводит к качественному совершенствованию совокупной рабочей силы общества.

Наличие резервной армии труда оказывает стимулирующее воздействие на исполнение своих обязанностей работающими.

Безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с неучастием определенной части трудоспособного населения в общественном производстве безвозвратно теряется часть потенциально возможного выпуска продукции. Отставание реального ВВП от потенциального значения отражает его потери. Впервые эти потери исследовал и описал известный американский экономист Артур Оукен.

На основе эмпирических исследований, проведенных в 1960-х гг., он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и фактическим его значениями.

Установленную зависимость Оукен выразил формулой:

V n - V ф / V n = ? (U - U e)

§ V n -- потенциальный ВВП;

§ V ф -- фактический ВВП; U -- фактический уровень безработицы, %;

§ U е -- естественный уровень безработицы, %;

§ ? -- коэффициент Оукена.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена, согласно которому превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 процентный пункт приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на? процентов. Коэффициент? устанавливается эмпирическим путем и в каждой стране имеет свою величину.

Зачастую его значения попадают в интервал от 2 до 3 % (как правило, 2,5 %), что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей. По расчетам Оукена, в конце 1960-х гг. уровень естественной безработицы в США составлял 4 % , коэффициент J3 был равен 3 % . Из закона Оукена следует, что если в период спада объем ВВП сокращается на 3 %, то это; увеличивает циклическую безработицу на 1 процентный пункт, и наоборот, рост ВВП увеличивает занятость.

Изменения уровня занятости тесно связаны с изменениями реального ВВП, но они движутся в противоположных направлениях и между ними существует временной лаг -- изменения реального объема ВВП предшествуют изменениям в уровне занятости. Соответственно, статистика по безработице является запаздывающим показателем.

Безработица влечет за собой серьезные социальные, нравственно-психологические и политические проблемы, зачастую не поддающиеся количественной оценке. Никакими деньгами нельзя измерить масштабы тех лишений и потерь, которые несут безработные. Работа обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, престиж, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, организует рабочий день и создает определенный режим жизни. Потеряв работу, человек постепенно лишается всего этого и может оказаться на грани социальной и нравственно психологической деградации. Расчеты американских ученых показывают, что повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт вызывает рост явлений «социальной патологии» в обществе, а именно:

общей смертности -- на 2,0 %;

числа самоубийств -- 4,1 %;

убийств -- 5,7 %;

заключенных в тюрьмах -- 4,0 %;

психически больных -- 4,0 %.

Проявления депрессии и агрессивности отмечаются почти у каждого второго безработного. Негативно на социально-экономическую и нравственно-психологическую обстановку в стране контролирует не только наличие циклической безработицы, но и высокий уровень естественной безработицы.

К издержкам безработицы можно отнести и усиление налогового бремени в стране в связи с необходимостью изыскивать средства на выплату пособий по безработице. Если бы не помощь безработным, то можно было бы снизить налоговые ставки или переориентировать поступающие в бюджет средства на организацию различных социальных программ.

Вместе с тем безработица несет в себе некоторый положительный заряд. Во-первых, фрикционная безработица способствует перераспределению рабочей силы в места ее наиболее эффективного использования -- как с точки зрения предпринимателей, так и с точки зрения работников. Во-вторых, структурная безработица предполагает реализацию различных форм повышения квалификации, переподготовки кадров, которые положительно влияют на качественное совершенствование совокупной рабочей силы общества. В-третьих, наличие резервной армии труда оказывает стимулирующее воздействие на исполнение своих обязанностей занятыми на производстве. Однако вес это справедливо лишь для невысокого уровня естественной безработицы и для общества в целом. С точки зрения приоритета личности даже один вынужденно безработный - это уже потери в ее развитии. Поэтому практически все экономисты и политики единодушны в отрицательной оценке последствий безработицы.

Последствия безработицы

Последствия безработицы

Снижение доходов

Проблемы с психическим здоровьем

Потеря квалификации

Экономические последствия (потеря ВВП)

Ухудшение криминогенной ситуации

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности.

К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

1. недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

2. сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

3. прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

4. рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.



Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

где Y – фактический ВВП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВВП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, b - коэффициент Оукена (b > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Y t – фактический ВВП данного года, Y t - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВВП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с