В каком разделе баланса отражаются задолженности перед бюджетом? Налоговая задолженность Кредиторская задолженность по налогам и сборам

По итогам 2017 г. задолженность российских налогоплательщиков перед бюджетом существенно сократилась. Однако основной механизм ее сокращения – ужесточение процедур взыскания, что нередко приводит к потере бизнеса компании-должника. Вместе с тем, задачи развития бизнеса требуют иной работы с налоговой задолженностью, включая упрощение процедур ее реструктуризации, а также ее списания для ряда категорий налогоплательщиков.

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

Задолженность перед кредиторами – это объединенная сумма обязательств (долгов) предприятия перед различными юридическими и частными лицами. Разберемся, какие статьи ее формируют и как фиксируют в отчетных формах.

Из чего складывается кредиторская задолженность в балансе

Кредиторами компании обычно выступают организации, с которыми она контактирует:

  • контрагенты – поставщики, заказчики, подрядчики, арендодатели, страховщики и др.;
  • контролирующие органы, госбюджет и внебюджетные фонды.

В связи с правилами ведения бухгалтерского учета, персонал фирмы периодически становится кредитором, поскольку начисленная зарплата выдается следующим месяцем. В составе кредиторской задолженности могут фигурировать и подотчетные суммы, когда МОЛ приобретает ценности ли услуг для хозяйственных нужд фирмы, превышая размер выданных авансов.

Кроме того, в этот блок обязательств входят суммы счетов по поставкам в кредит или рассрочку, причитающиеся к получению в будущем.

Кредиторская задолженность: строка в балансе

В каком разделе баланса отражается кредиторская задолженность? Как и все обязательства фирмы, она фиксируется в пассиве баланса. Ей отведена строка 1520 в пятом разделе пассива. В этой строке генерируются данные о задолженности, сформированной на окончание отчетного периода. Срок погашения этих обязательств составляет не более 12 месяцев, поэтому их классифицируют как краткосрочные.

Долгосрочная кредиторская задолженность в балансе занимает отдельный четвертый раздел пассива, отделенный от краткосрочных обязательств. Сюда относят суммы займов и кредитов, взятых компанией на длительный период (более 1 года), оценочные, прочие обязательства.

В отличие от долгов кредиторам, дебиторская задолженность указывается в активе баланса, поскольку представляет собой долю имущества компании, принадлежащую ей, но временно находящуюся у других предприятий. Впоследствии долги дебиторов оплачиваются деньгами или поставками/услугами (в зависимости от условий договоров).

Вернемся к строке 1520. В ней суммируются конечные кредитовые сальдо по счетам:

  • сч. 60 «Расчеты с поставщиками/подрядчиками» по суммам за приобретенные, но пока не оплаченные фирмой ТМЦ/услуги;
  • сч. 62 «Расчеты с покупателями/заказчиками» по поступившим авансовым платежам в счет оговоренных будущих поставок;
  • сч. 68 «Расчеты по налогам/сборам» по налогам, предназначенным к уплате в бюджет;
  • сч. 69 «Расчеты по соцстрахованию и соцобеспечению» по начисленным взносам для уплаты в фонды;
  • сч. 70 «Расчеты по оплате труда» по суммам зарплаты сотрудников компании, рассчитанной к выплате;
  • сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по суммам, выплаченным материально-ответственными лицами за приобретенные ими МЦ в рамках перерасхода выданного аванса;
  • сч. 75 «Расчеты с учредителями» по насчитанным, но еще не выданным дивидендам;
  • сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами/кредиторами» по прочим долгам. Например, к ней могут относиться суммы штрафных санкций, предъявленных за нарушение условий соглашений.

Иными словами, состав кредиторской задолженности в балансе весьма разнообразен, и объединяет целый блок расчетов, характерных для любого предприятия.

Особенности формирования кредиторской задолженности

При составлении баланса бухгалтер не вправе свернуть суммы дебиторской и кредиторской задолженности. Указывать задолженность (даже при условии наличия по одному контрагенту дебетового и кредитового сальдо) следует развернуто: в активе баланса – дебиторскую, в пассиве – кредиторскую.

Все суммы краткосрочной кредиторской задолженности детализируют по виду и структуре (к примеру, перед поставщиками, бюджетом, фондами). Подобная аналитическая справка указывается в разделах 5.3 и 5.4 пояснений к балансу. В них дебиторская и кредиторская задолженность расписывается подробно, поскольку в балансе фиксируется лишь общая сумма задолженности на конец периода по всем краткосрочным обязательствам.

Как посчитать кредиторскую задолженность в балансе: пример

По регистрам бухучета, сформированным на окончание отчетного года, определены конечные сальдо по счетам:

Счет

Сальдо

Итого

В балансовой строке 1520 фигурировать будет 378 123 руб. поскольку законодательство требует развернуто указывать суммы долгов дебиторов и обязательств перед кредиторами. Уменьшить сумму кредиторской задолженности на долг дебитора нельзя, поэтому сумма 44620 руб. будет отражаться в строке 1230 второго раздела актива баланса.

Таким образом, кредиторская задолженность в балансеэто суммированный долг компании со сроком погашения до 1 года перед различными кредиторами.

Задолженность по налогам и сборам - это показатель, характеризующий, какую сумму компания обязана перечислить государству. Она может быть текущей или просроченной. Как правильно отразить ее в учете и отчетности, что делать, если вы не согласны с данными налоговой инспекции о долгах компании, - расскажем в нашей статье.

Долги по фискальным платежам компании могут быть:

  • текущими — возникающими по причинам, о которых мы расскажем ниже;
  • просроченными — если организация действительно несвоевременно перечисляет фискальные сборы.

Правила бухгалтерского учета

Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н . Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.

Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.

Отражение в бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность формируется по формам, утвержденным Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н . Задолженность по налогам и сборам в балансе отражается в составе кредиторской задолженности в разделе V:

Если величина долга перед бюджетом существенна, то компания отражает сведения о нем обособленно. Уровень существенности определяется организацией в учетной политике. В этом случае вводится в состав баланса дополнительная строка.

Как сверить данные с ИФНС

Как минимум раз в год (при проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности) необходимо сверить данные компании по налоговым долгам с данными ИФНС. Рекомендуем это делать чаще. Это не сложно, особенно если у вашей организации подключен ЭДО с инспекцией или зарегистрирован личный кабинет на официальном сайте ФНС .

Для подтверждения задолженности необходимо подписать с инспекцией акты сверки по всем фискальным платежам. Это может занять некоторое время. Для оперативной проверки удобно использовать документ «Справка о состоянии расчетов» . В одной форме сведены сведения о сальдо расчетов по всем платежам.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Если вы обнаружили, что в регистрах ФНС отражено неверное сальдо расчетов, то его необходимо исправить. Ведь отсутствие задолженности по налогам и сборам позволяет компании получить кредит, участвовать в тендерах, заключать госконтракты. А ее наличие может привести к отказу банка в предоставлении заемных средств, а покупателей и заказчиков — от заключения контрактов.

Для исправления ошибки необходимо установить причину ее возникновения. Для этого можно заказать в ФНС «Выписку операций по расчету с бюджетом» по фискальному сбору с ошибочным сальдо. Если ИФНС неправильно отразила начисление или не отразила перечисление налогового платежа, напишите заявление о необходимости исправления и приложите подтверждающие документы. Заявление составляется в произвольной форме и предоставляется в инспекцию лично, почтой или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же плательщик пренебрегает этой своей обязанностью и не уплачивает налоги/сборы, то возникает задолженность по налогам и сборам, которую налоговики, в свою очередь, имеют право взыскивать (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика - за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46 , ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Урегулирование задолженности по налогам и сборам физлица

Обычному физлицу (не ИП) так же, как и организации/ИП при наличии недоимки выставляется требование об уплате. Если же физлицо его проигнорировал, то налоговики вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств и иного имущества физлица (ст. 48 НК РФ).

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве . Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с