Сравниваем налоги в Беларуси и других странах мира. Что важнее: размер ставок или их количество? Подоходный налог в рб Как начисляют подоходный налог в беларуси

Подоходный налог – это общегосударственный налог, который взимается с доходов граждан, то есть с физических лиц, независимо от рода деятельности, гражданства и иных критериев. За счет него формируется 10% бюджета страны.

Процент выплат варьируется и сегодня составляет от 9 до 16%. Существует немало льгот, которыми могут воспользоваться граждане разных категорий.

Ставка подоходного налога

Подоходными выплатами облагаются только физические лица, компаниям государство предлагает иные условия взаимодействия – например, налог на прибыль, и прочие выплаты. Если частное лицо занимается сдачей квартиры в аренду или другого объекта недвижимости, то данный налог устанавливается Советом депутатов и относится к постоянным. В остальных ситуациях процентная ставка представлена следующим образом:

  • физическим лицам и занимающимся предпринимательской деятельностью, связанной с Парком высоких технологий – 9%;
  • физическим лицам, работающим по найму – 13%
  • гражданам, чья работа связана с нотариальной или адвокатской сферой – 16%;
  • на прибыль от дивидендов различного характера – 13%.

Если налогоплательщики имеют несколько источников дохода, то они сами занимаются расчетом суммы подоходной выплаты. Наемные же работники освобождаются от этой обязанности. За них это делают бухгалтера компаний и организаций, в которых они работают.

Льготы по подоходному налогу

Для некоторых категорий граждан существуют дополнительные льготы. Их именуют вычетами, и они применяются к тем сотрудникам, которые по каким-либо причинам имеют возможность не оплачивать подоходный налог. Льготы распространяются на следующие категории лиц:

  • имеющих льготный кредит на покупку квартиры или дома;
  • получивших в отчетном периоде доход не больше 620 бел. рублей;
  • имеющих на иждивении детей несовершеннолетнего возраста;
  • инвалидов 1 или 2 группы, инвалидов детства и тем, кто воспитывает детей-инвалидов;
  • ветеранам Великой Отечественной войны и Героям СССР.

Выплаты вычета для той или иной категории позволяют сэкономить до 13% от дохода, который они получают.

Кроме стандартных, существуют еще следующие виды вычетов:

  1. профессиональные;
  2. социальные;
  3. имущественные.

В рамках первого возмещаются расходы, связанные с непосредственной предпринимательской деятельностью налогоплательщика. Обязательно документальное подтверждение понесенных расходов. Социальный вычет актуален для тех, кто в отчетном периоде не имел постоянного места работы. Данный вид востребован при оплате обучения – самого налогоплательщика или члена его семьи. Имущественный предоставляется тем, кто не имеет в отчетном периоде постоянного рода деятельности. Таким образом, компенсируются расходы по строительству жилья или покупкой жилищных облигаций.

Когда не нужно платить налог

Освобождаются от уплаты:

  • подарки, выигрыши в различных лотереях и играх;
  • сдача материалов вторичного сырья на перерабатывающее предприятие;
  • доходы, которые получены по наследству;
  • недвижимость и денег, полученных в подарок.

Как рассчитать подоходный налог?

Чтобы определить налоговую базу, следует учесть все доходы гражданина. Причем речь идет как о денежных, так и тех, что получены в натуральной форме. Исчисление осуществляются самостоятельно, если только вы не являетесь наемным работником.

Налоговую базу определяет нарастающий каждый квартал итог, известный как доходы, уменьшенные на сумму тех доходов, что имеют освобождение от налога и вычетов (если они есть).

В качестве примера можно рассмотреть расчет подоходного налога, когда у человека двое несовершеннолетних детей. Допустим, что его заработок ежемесячно составляет 4 000 рублей, т.е. меньше, чем 4 420, поэтому можно рассчитывать на вычет в 730. На каждого ребенка положен вычет в сумме 410. В итоге: 4 000 - 730 - 410 - 410 = 2 450. Именно из этой суммы исчисляется сумма подоходного налога. Для этого необходимо выполнить следующее действие: 2 450 руб. х 0,13% = 318,5 руб.

Налоговая база подоходного налога прописывается в декларации, которая подается не позднее 20 числа месяца, который следует за отчетным.

Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. В консолидированном бюджете 2007 г. он составил 6,5%, или 3,1% к ВВП. В 2008 г. его доля в доходах бюджета была определена на уровне 6,8%, или 3,03% к ВВП.

Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой - формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Беларуси во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран .

Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога с физических лиц регламентируется указанным законом.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица:

Граждане Республики Беларусь;

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь (если продолжительность их нахождения превышает 183 дня в календарном году);

Лица, не относящиеся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее).

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как в денежной (в белорусских рублях и иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности.

Круг доходов, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, достаточно широк. Основными из них являются следующие:

Заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам, аспирантам и докторантам.

Доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в том числе авторским договорам.

Дополнительные доходы от индексации.

Доходы, образующиеся в результате оплаты за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, разного рода абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях.

Суммы, полученные под отчет при условии, что в установленные законодательством сроки налоговому агенту не представлены документы и отчеты об их расходовании, не сданы израсходованные остатки таких сумм и в пределах 30-дневного периода со дня истечения указанного срока налоговым агентом не принято распоряжение об удержании задолженности по ним.

Сумма превышения размера квартирной платы и тарифов, устанавливаемых с учетом льгот для населения, проживающего в домах государственного и частного жилищного фонда, над фактически вносимой физическими лицами платы за проживание в жилых помещениях.

Сумма арендной платы, получаемой арендодателем, а также стоимость улучшений имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением отдельных случаев).

Суммы, полученные физическими лицами под залог имущества, включая предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг и не возвращенные в установленные сроки.

Суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физическое лицо из средств юридических лиц и (или) предпринимателей, за исключением случаев, когда нанимателями производится обязательное страхование своих работников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также по договорам добровольного страхования дополнительных пенсий и гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным физическим лицам без наступления страхового случая .

По законодательству РБ не относятся к доходам суммы полученных им страховых выплат, суммы возмещенных страховщиками расходов физического лица - страхователя, произведенных в связи с расследованием обстоятельств страхового события, суммы в возмещение причиненного физическим лицом вреда и некоторые другие.

Доходы в натуральной форме для целей налогообложения учитываются по регулируемым ценам (тарифам), а при их отсутствии - по свободным ценам (тарифам) на дату исчисления дохода физического лица у данного юридического лица или предпринимателя (источника выплаты дохода).

Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату их получения.

Уплата налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится по желанию плательщика в белорусских рублях или иностранной валюте, покупаемой банками Республики Беларусь.

Совокупный годовой доход определяется по окончании календарного года как общая сумма всех доходов (кроме доходов, не включаемых в облагаемый совокупный годовой доход) физического лица, полученных от всех источников за календарный год.

Система льгот по подоходному налогу имеет очень широкий спектр действия. Законодательство Республики Беларусь освобождает от обложения подоходным налогом целый ряд доходов физических лиц и видов выплат.

Предоставляемые льготы относятся к различным категориям граждан и преследуют различные цели. В соответствии с законодательством Республики Беларусь налогоплательщики имеют право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные льготы. Данные признаки могут быть положены в основу группировки множества льгот для лучшего восприятия этой сложной системы.

Не подлежат налогообложению следующие доходы.

1. Пенсии, стипендии, пособия, алименты;

2. Доходы от выполнения отдельных работ и видов деятельности

3. Субсидии;

4. Доходы, получаемые физическими лицами от возмездного отчуждения;

5. Наследство, дарение, безвозмездная помощь;

6. Выигрыши, проценты, премии, вознаграждения, призы;

7. Материальная помощь и другие выплаты на цели социальной защиты;

8. Компенсационные выплаты;

9. Льготы для лиц из числа военнослужащих, состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, подразделений по чрезвычайным ситуациям и государственных служащих при выполнении ими служебных обязанностей;

10. Различного рода компенсационные выплаты, не подлежащие налогообложению.

В целях налогообложения из дохода вычитаются стандартные вычеты: до января 2009 г. это были доходы в размере базовой величины за каждый месяц года, доходы на содержание детей и иждивенцев в размере 2-кратной базовой величины на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца за каждый месяц года и др. Однако, с изменением налогового законодательства в текущем году размер вычета был увеличен более чем в 7 раз -- с 35 000 руб. (одна БВ) в истекшем году до 250 000 руб. в месяц с 1 января 2009 г., но применяется он только для плательщиков, доходы которых не превышают 1 500 000 руб. в месяц или 18 000 000 руб. за год.

Ответственность за правомерность получения указанных вычетов возлагается на физическое лицо.

Устранение двойного налогообложения

Доходы, полученные за границей гражданами Республики Беларусь, а также постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Республике Беларусь.

При этом суммы подоходного налога, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств гражданами Республики Беларусь, а также постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, засчитываются при уплате подоходного налога в Республике Беларусь.

Эти положения распространяются также на налог с доходов от осуществления видов деятельности, по которым установлены фиксированные суммы налога. Размер засчитываемых сумм налога, уплаченных за границей, не может превышать фиксированных сумм налога, исчисленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

Ранее в соответствии с законом действовала шкала ставок (сумм) налога, замененная впоследствии на единую налоговую ставку в 12%, о которой будет сказано ниже.

Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года

К доходам по месту основной работы относятся любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами:

Состоящими в трудовых и связанных с ними отношениях с юридическими лицами и предпринимателями, основанных на трудовом договоре, а также на членстве в кооперативах, предприятиях, товариществах и организациях;

Являющимися адвокатами;

Работающими на предприятиях с иностранными инвестициями и у иностранных юридических лиц, в их филиалах, отделениях, представительствах и в учреждениях, создаваемых на территории Республики Беларусь с участием иностранных организаций, фирм и органов управления, в международных объединениях и организациях, иностранных фирмах, банках и их представительствах, в дипломатических, консульских и иных официальных представительствах иностранных государств;

Военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в связи с исполнением обязанностей несения службы;

Работающими (включая священнослужителей) в религиозных организациях.

В доход физического лица нарастающим итогом включаются получаемые от юридического лица и предпринимателя по месту основной работы (службы, учебы) доходы от выполнения трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, а также от выполнения работ по гражданско-правовым договорам и другие доходы.

Налог исчисляется и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, являющимися налоговыми агентами, ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года.

Налог исчисляется и удерживается с облагаемого дохода физического лица, исчисленного как сумма его дохода, уменьшенная на величину доходов, не подлежащих налогообложению (льготируемых) по существующим ставкам, с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Налог исчисляется по доходам того месяца, за который производится выплата, и удерживается при выдаче дохода за этот месяц.

Налог с премий и вознаграждений любого характера и периодичности удерживается либо при их выплате из фактически начисленных сумм премий и вознаграждений по установленным ставкам без осуществления социальных вычетов, либо с вычетом доходов в размере определенном законодательством.

При исчислении налога за месяц его сумма определяется исходя из начисленного дохода нарастающим итогом с начала календарного года по существующим ставкам с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Если суммы премий и вознаграждений любого характера и периодичности начислены в размерах менее сумм, вычитаемых из дохода физического лица (социальных вычетов), то в момент их выплаты налог не удерживается.

При уходе работника в отпуск налог исчисляется с начисленного с начала календарного года дохода и начисленной суммы отпускных (вне зависимости, за какой месяц календарного года они причитаются), с учетом не облагаемых налогом доходов.

Суммы, начисленные за время отпуска, приходящегося на следующий календарный год, включаются в доход нового календарного года.

Аналогичный порядок применяется при начислении пособий по временной нетрудоспособности.

Дополнительные доходы от индексации подлежат налогообложению по совокупности с доходами того календарного года, в котором они начислены.

Не удерживается налог с доходов по гражданско-правовым договорам, выплачиваемым физическим лицам при предъявлении ими свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя в Республике Беларусь.

При выплате указанным лицам доходов без удержания причитающихся сумм налога в документе на перечисление денежных средств на текущий (расчетный) счет предпринимателя указываются учетный номер плательщика (УНП), присвоенный предпринимателю, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, наименование органа, его выдавшего. При выплате доходов наличными денежными средствами аналогичные сведения указываются в расходном кассовом ордере.

Во всех случаях удержание налога производится с начисленного дохода, подлежащего налогообложению, независимо от того, производятся из этого дохода какие-либо удержания по распоряжению самого работника или по решению суда либо иных органов.

Юридические лица и предприниматели обязаны предъявлять платежные документы, а банки, соответственно, перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога с доходов физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов нанимателей в банке причитающихся работникам сумм, а также при получении денежных средств на выплату премий и вознаграждений любого характера и периодичности.

Юридические лица и предприниматели, производящие оплату труда из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или в натуральной форме, предъявляют платежные документы на перечисление в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, а банки, соответственно, исполняют их не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда в расчете за месяц.

При недостаточности денежных средств на счетах юридических лиц и предпринимателей, необходимых для оплаты труда и выплаты других доходов и для одновременного перечисления в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, налог перечисляется в размере пропорционально остатку денежных средств на счете, о чем делается запись в платежной инструкции учреждению банка на перечисление налога в бюджет.

Сумма налога, перечисляемая при получении средств для оплаты труда в расчете за месяц, не может быть ниже 9% от размера средств, фактически полученных в банке и направленных для оплаты труда за месяц.

Чеки на получение средств для оплаты труда и других доходов оплачиваются, а платежные инструкции на перечисление средств на счета физических лиц (кроме предпринимателей) исполняются учреждениями банков только при одновременном перечислении в бюджет налога,

При предъявлении в учреждение банка чека на выдачу средств для оплаты труда работникам, уходящим в отпуск либо уволенным, выплат по гражданско-правовым договорам, выплат заработной платы за первую половину месяца и т.п. (кроме премий и вознаграждений любого характера и периодичности) в промежуточные периоды между установленными сроками выдачи заработной платы платежные инструкции на перечисление налога могут не представляться, и эти суммы налога перечисляются в установленные для нанимателей сроки в расчете за месяц при выдаче заработной платы за вторую половину месяца. Если сроки выдачи заработной платы не установлены, то платежные инструкции на перечисление представляются в учреждение банка одновременно с представлением чека на получение средств для оплаты труда и других доходов.

Запрещается перечисление налога с доходов физических лиц за счет денежных средств юридических лиц и предпринимателей (за исключением случаев выдачи ссуд, займов, кредитов).

Юридические лица и предприниматели, нарушившие установленный порядок перечисления налога, привлекаются налоговым органом к ответственности в виде штрафа в размере уплаченных сумм налога. При этом подлежащий налогообложению доход физических лиц увеличивается на сумму налога, уплаченного налоговым агентом.

Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года

К данной категории доходов относятся любые доходы, получаемые физическими лицами не по месту основной работы (службы, учебы) от юридических лиц и предпринимателей. К ним относятся также доходы, полученные физическими лицами по прежнему месту основной работы (службы, учебы) после их увольнения или в тех случаях, когда физическое лицо не имеет основного места работы (службы, учебы).

Налогообложение доходов иностранных граждан, лиц без гражданства

В целях налогообложения иностранные граждане и лица без гражданства подразделяются на постоянно находящихся на территории Республики Беларусь и не относящихся к постоянно находящимся.

Определение облагаемого дохода, исчисление и удержание налога с доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, которые рассматриваются как постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, производятся в общем, выше описанном порядке.

Не подлежат обложению подоходным налогом лишь некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства: члены персонала представительства иностранного государства, имеющие дипломатический и консульский статус, члены административно-технического персонала представительства, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Беларусь, - по всем доходам, кроме доходов из источников в Республике Беларусь, не связанных с дипломатической и консульской службой.

Льготы по подоходному налогу с доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно находящихся на территории Республики Беларусь, предоставляются в таком же порядке, как и для граждан Республики Беларусь.

Доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, является любой доход, выплачиваемый (выдаваемый) юридическими лицами, предпринимателями или физическими лицами, расположенными на территории Республики Беларусь.

Доход от реализации товаров признается полученным от источников в Республике Беларусь, если местом их реализации признается территория Республики Беларусь. Любой иной доход признается полученным от источников в Республике Беларусь, если источником его выплаты являются иностранная организация, открывшая в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, белорусская организация, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и приравненные к ним в целях налогообложения лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь и в момент выплаты дохода находящиеся на ее территории.

Налогообложение доходов по трудовым договорам производится в общеустановленном порядке и по ставкам в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с предоставлением льгот.

Если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности

Плательщиками налога с доходов от предпринимательской деятельности являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также осуществляющие частную нотариальную деятельность.

Объектом обложения является доход, определяемый как разница между выручкой (в денежной и натуральной форме) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), доходами от внереализационных операций и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этих доходов. Суммы финансовых поступлений, включаемые и не включаемые в доход от предпринимательской деятельности определяются в соответствии с Законом.

Состав расходов и порядок их исключения из выручки определены Положением о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Образовавшаяся сумма переплаты по налогу подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по установленной форме.

Основанием для составления налоговой декларации (расчета) являются данные налогового учета, базирующегося на данных учета доходов и расходов предпринимательской деятельности, который осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями.

Налоговая декларация (расчет) представляется независимо от наличия у предпринимателя налогового обязательства за соответствующий отчетный квартал.

Налоговая декларация (расчет) не представляется предпринимателем, если он не осуществлял предпринимательской деятельности с начала календарного года и не получил доходов, подлежащих обложению в соответствии с настоящим разделом. Основанием для освобождения от представления налоговой декларации (расчета) в указанных случаях является справка, составленная должностным лицом налогового органа на основании устного сообщения предпринимателя. Составление указанной справки не освобождает предпринимателя от ответственности за непредставление налоговой декларации (расчета) в установленные сроки при фактическом осуществлении деятельности, налогообложение доходов от которой осуществляется в порядке, установленном настоящим разделом.

Прекращение предпринимательской деятельности в установленном порядке в течение отчетного квартала не освобождает предпринимателя от представления налоговой декларации (расчета) за указанный квартал и налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе. За последующие отчетные кварталы года начиная с квартала, следующего за отчетным, в котором прекращена деятельность, налоговая декларация (расчет) не представляется.

Если срок представления налоговой декларации (расчета) приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, он переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

Налог уплачивается не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если срок уплаты налога приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, он переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

Индивидуальные предприниматели осуществляют декларирование совокупного годового дохода в соответствии с действующим общим порядком декларирования доходов физическими лицами.

Установлено, что индивидуальные предприниматели, использующие наемных работников, при получении в банке денежных средств для оплаты труда в расчете за месяц одновременно представляют в банк платежные поручения на перечисление в бюджет фактически удержанных в соответствии с законодательством сумм подоходного налога, но не ниже 9% от фактически полученных в банке средств для оплаты труда.

Налогообложение других доходов

К другим доходам относятся доходы физических лиц, не отнесенные к рассмотренным ранее категориям доходов, налогообложение которых в соответствии с Законом не возложено на источник выплаты дохода.

Они включают доходы, полученные за границей или из-за границы (независимо от вида таких доходов) , а также доходы, полученные от физических лиц, не являющихся предпринимателями, в том числе по трудовым и гражданско-правовым договорам, другие доходы, удержание налога с которых не возложено на налоговых агентов.

Налог исчисляется с суммы облагаемого дохода, размер которого определяется с учетом законодательно установленных льгот.

Для физических лиц, получивших авторские вознаграждения, доходы от сдачи в аренду, наем имущества, в том числе жилых (нежилых) помещений, доходы от возмездного отчуждения имущества, облагаемый доход уменьшается на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с получением хода.

При получении дохода в течение года физические лица в 30-дневный срок со дня получения дохода представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по установленной форме, в которой указывают размер фактически полученного дохода и размер предполагаемого дохода до конца календарного года.

Представление указанной декларации (расчета) не требуется, если предполагаемый на текущий год доход указан в декларации о совокупном годовом доходе за истекший календарный год, на основании которого плательщику исчислены суммы налога за текущий год.

Не требуется также представление декларации при получении доходов, не подлежащих налогообложению в связи с отнесением их к категории льготируемых доходов.

Физические лица, для которых деятельность по сдаче другим физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений не является предпринимательской, обязаны до установленного в договоре аренды или найма жилого (нежилого) помещения срока предоставления таких помещений в аренду или наем зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или (для договоров поднайма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда) в жилищно-эксплуатационной организации, осуществляющей эксплуатацию соответствующего жилого дома.

Налоговый орган осуществляет расчет налога и вручает плательщику налоговое сообщение в 15-дневный срок со дня представления физическим лицом декларации (расчета).

В случае, если до конца календарного года получение дохода не предполагается (прекратился источник дохода либо получение дохода носило разовый характер), в налоговой декларации (расчете) указывается нулевой предполагаемый доход и исчисление налога производится из фактического дохода согласно представленной налоговой декларации (расчету). Уплата налога производится через месяц после вручения налогового сообщения на уплату налога.

Исчисленные в течение года суммы налога уплачиваются равными долями по ненаступившим срокам уплаты (по истечении установленных сроков уплата налога производится через месяц после вручения налогового сообщения на уплату налога).

При превышении в течение года дохода, исходя из которого исчислены суммы налога, физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) в 5-дневный срок по истечении месяца, в котором произошло увеличение дохода. Доплата по налогу производится по ненаступившим срокам. Исчисление сумм налога производится в 15-дневный срок со дня представления физическим лицом налоговой декларации (расчета). В случае прекращения извлечения дохода в течение года физическое лицо в 5-дневный срок с момента прекращения извлечения дохода вправе представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о полученных доходах. Перерасчет налога, взыскание, уплата или возврат исчисленных сумм производятся в 15-дневный срок со дня представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

Однако это не освобождает плательщика от представления налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе за истекший год.

По окончании года, не позднее 1 марта, физические лица обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о фактически полученных доходах за истекший календарный год по установленной форме по совокупности с другими доходами.

В случае, если физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают фиксированную сумму подоходного налога в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Беларусь, то представление налоговой декларации (расчета) о фактически полученных доходах за истекший календарный год не требуется, за исключением случаев, когда они обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о совокупном доходе по другим основаниям.

В целях защиты экономических интересов государства и обеспечения своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц Указом Президента Республики Беларусь установлены дополнительные меры для получения информации о доходах граждан, поступающих из-за границы.

В частности, операторы почтовой связи и банки должны представлять в налоговые органы по месту своей постановки на учет (либо по месту нахождения) сведения о выданных или перечисленных ими денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором указанные денежные средства были выданы или перечислены физическим лицам.

Особенности налогообложения отдельных доходов

К особым доходам, имеющим специфику в налогообложении, относятся:

Доходы, получаемые физическими лицами в виде дивидендов по акциям, а также доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе);

Доходы физических лиц, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица. При этом указанные доходы подлежат налогообложению в части их превышения над обложенными налогом доходами физического лица, использованными им на создание (приобретение) доли (пая) в уставном фонде юридического лица посредством внесения вклада, паевого взноса, приобретения акций; выплата налога не имеет места в случае, если доля (вклад, пай) физического лица в уставном фонде (имуществе) реорганизуемого юридического лица направляется на формирование уставного фонда вновь образующегося юридического лица, учредителем (участником), собственником имущества которого является это физическое лицо;

Доходы, выплачиваемые за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата;

Выданные физическим лицам ссуды, займы, кредиты, (кроме выданных лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилых помещений) юридическими лицами (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выдающих ссуды, займы, кредиты физическим лицам). При этом уплаченный юридическим лицом за счет собственных средств налог не уменьшает размера выданных физическому лицу ссуды, займа, кредита.

По мере погашения физическими лицами долга по ссудам, займам, кредитам ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившим его юридическим лицам. Возврат осуществляется юридическим лицом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, - в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на причитающуюся к возврату. Эти правила не применяются в случае, когда заем имеет характер коммерческого.

В случае невозврата ссуды, займа, кредита налог с сумм, полученных по договорам ссуды, займа, кредита, подлежит уплате физическими лицами. После уплаты налога физическими лицами осуществляется возврат юридическим лицам сумм налога, уплаченных ими при предоставлении ссуды, займа, кредита.

При исчислении налога с перечисленных доходов льготы не применяются.

Налог с вышеперечисленных доходов удерживается источником выплаты и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором они были выплачены.

Указанные доходы в совокупный доход не включаются и декларированию не подлежат.

Исчисление налога с доходов, перечисленных в настоящей главе, получаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, производится с учетом положений международных договоров.

Декларирование физическими лицами совокупного годового дохода, порядок перерасчета и уплаты налога по совокупному годовому доходу

По окончании календарного года физические лица (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь), получившие доходы, подлежащие декларированию, обязаны не позднее 1 марта представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе за истекший календарный год.

Прекращение предпринимательской деятельности в установленном порядке в течение года не освобождает физическое лицо от обязательного представления по истечении календарного года налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе.

Требование об обязательном представлении налоговой декларации не распространяется на физических лиц:

Получивших в истекшем календарном году доходы только по месту основной работы (службы, учебы);

Получивших доходы только от одного источника (юридического лица или предпринимателя) по гражданско-правовым договорам;

Получивших только доходы, не подлежащие налогообложению;

Получивших только доходы, которые освобождены от обязательного декларирования (в частности, доходы, отнесенные к категории «отдельные доходы»).

Названные категории физических лиц вправе представить налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе в случае неиспользования права на получение льгот и вычетов по налогу в течение года.

От представления налоговых деклараций (расчетов) о совокупном годовом доходе независимо от размера полученного дохода не освобождаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, частную нотариальную деятельность, а также лица, имеющие доходы, отнесенные законом к категории «других доходов» (за исключением уплачивающих фиксированные суммы подоходного налога, если они не обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе по другим основаниям).

Льготируемые доходы, для которых установлены предельные размеры, в декларации отражаются в случаях, когда доходы превысили такие пределы.

Если физическое лицо обнаружило в поданной им налоговой декларации (расчете) о совокупном годовом доходе неполноту сведений или ошибки, приведшие к занижению подлежащей уплате суммы налога, то оно вправе представить до 15 апреля уточненную налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе и уплатить недостающую сумму налога не позднее 15 мая.

По истечении календарного года налоговыми органами производится перерасчет налога исходя из совокупного годового дохода, исчисленного как сумма всех доходов физического лица, полученных от всех источников, уменьшенная на доходы, подлежащие льготированию.

В облагаемый совокупный годовой доход не включаются доходы, по которым законодательством Республики Беларусь установлены фиксированные суммы налога, доходы от осуществления предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществлялось в порядке, установленном для субъектов малого предпринимательства, применяющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь упрощенную систему налогообложения, а также доходы, для которых установлен иной порядок налогообложения.

В облагаемый совокупный годовой доход не включаются также доходы, освобожденные от декларирования.

Физическим лицам предоставляется право в течение календарного года производить уплату налога в виде авансовых платежей по совокупному годовому доходу.

Разница между исчисленной суммой налога по совокупному годовому доходу и суммами налога, уплаченными (удержанными) в течение года, подлежит уплате физическими лицами либо по их заявлению возврату или зачету им налоговыми органами не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Налоговый орган при получении сведений о доходах (расходах) физического лица, отличных от указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) о совокупном годовом доходе, в течение 30 дней со дня получения таких сведений, но не позднее чем за 5 дней до срока уплаты налога по совокупному годовому доходу (за исключением случаев, когда такие сведения поступили в налоговый орган менее чем за 5 дней до срока уплаты налога) производит перерасчет налога с учетом полученных сведений и уведомляет физическое лицо об изменившейся сумме налога и о необходимости представить уточненную налоговую декларацию (расчет).

Если такие сведения о доходах (расходах) физического лица получены после установленного срока уплаты налога или менее чем за 5 дней до срока уплаты, то налоговый орган в течение 15 дней направляет физическому лицу письменное уведомление о необходимости представления уточненной налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе.

Суммы налога с доходов физических лиц, не удержанные или не полностью удержанные налоговым агентом (юридическим лицом или предпринимателем), удерживаются налоговым агентом, но не более чем за три предшествующих года.

Излишне удержанные налоговым агентом суммы налога засчитываются в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическим лицам по их заявлению, но не более чем за три предшествующих года.

Неправильно исчисленные налоговым органом или плательщиком суммы налога взыскиваются или возвращаются либо засчитываются в уплату предстоящих платежей по заявлению плательщика, но не более чем за три предшествующих года.

Суммы налога, не уплаченные в результате занижения дохода либо непредставления налоговой декларации (расчета), взыскиваются за весь период занижения дохода либо непредставления налоговой декларации (расчета).

Порядок возврата излишне удержанных сумм налога и удержания неудержанных либо не полностью удержанных сумм налога определяется Правительством Республики Беларусь.

Обязанности физических лиц и их ответственность за нарушение налогового законодательства регламентируются Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 449-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», вступившим в силу с 1 января 2009 г., внесены существенные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями; далее -- Закон о подоходном налоге), в частности: изменены ставки подоходного налога и порядок их применения к доходам населения (физических лиц); изменены размер и порядок налоговых вычетов; определенные корректировки внесены в исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами и др.

Так, ст. 18 Закона о подоходном налоге изложена в новой редакции. Вместо действовавшей на протяжении последних 15 лет сложной прогрессивной шкалы ставок этого налога, согласно которой применяемые налоговые ставки увеличивались в зависимости от уровня получаемого годового дохода с 9 до 30 %, с 1 января 2009 г. введена ставка подоходного налога в размере 12 %.

Такая величина ставки отвечает всем необходимым критериям эффективного и справедливого налогообложения текущих доходов населения. В частности, ее применение обеспечивает:

Повышение социальной справедливости налогообложения и условия для легализации скрываемых от налогов доходов;

Достаточные налоговые поступления;

Упрощение процедур расчета и сбора налога.

Справедливость или принцип прогрессивности в данном случае достигается, во-первых, за счет того, что даже при одинаковых ставках для различных доходов сумма уплачиваемого налога всегда будет значительно большей для крупных доходов; во-вторых, при помощи установления так называемого необлагаемого минимума дохода (стандартного налогового вычета), с тем чтобы вывести из-под налогообложения низкооплачиваемые слои населения.

Именно для того, чтобы обеспечить равное и справедливое налогообложение и освободить от налога низкие доходы, существенные изменения внесены в систему применяемых стандартных налоговых вычетов, установленных ст. 13 действовавшей в 2008 г. редакции Закона о подоходном налоге. В частности, установленный подп. 1.1 ст. 13 Закона о подоходном налоге стандартный налоговый вычет (в действовавшей редакции в размере одной базовой величины (БВ) за каждый месяц налогового периода) увеличен более чем в 7 раз -- с 35 000 руб. (одна БВ) в истекшем году до 250 000 руб. в месяц с 1 января 2009 г., но применяется он только для плательщиков, доходы которых не превышают 1 500 000 руб. в месяц или 18 000 000 руб. за год. Такое ограничение должно выровнять условия применения относительно низкой единой ставки налога для малообеспеченных, средних и высокодоходных групп населения .

Выводы по второй главе:

1. Подоходному налогу в системе налогообложения физических лиц отводится особая роль. Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой - формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Республике Беларусь во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран.

2. Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. Указанный закон устанавливает плательщиков подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, объекты налогообложения, сроки взимания налога, устанавливает порядок декларирования полученных доходов и иные вопросы.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% - общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% - ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость - ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании - без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения - от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% - передача международным организациям.
  • 20% - выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Расчет подоходного налога подразумевает выявление суммы налогов, которыми облагаются доходы граждан в пользу государственной казны. Эта сумма уплачивается в бюджет и рассчитывается, как определенный процент от общего объема доходов лица. Различные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога определены законодательством.

Основным документом, на который опираются при расчете подоходного налога, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь. На сегодняшний день на территории страны применяются следующие ставки подоходного налога:

  • 13 % - на доходы, которые поступают в виде дивидендов;
  • 16% - на доходы, которые поступают от нотариальной, адвокатской или предпринимательской деятельности;
  • 9% - для ИП и физических лиц, которые работают в сфере высоких технологий;
  • 13% - для физических лиц на все прочие виды доходов;
  • Фиксированные суммы налога устанавливаются и на доходы, которые поступают от сдачи недвижимости в аренду (при условии, что доходы не превышают 6116 р. в год) - размер этих сумм определяется областным или столичным городским Советом депутатов.

Для расчета подоходного налога все доходы от каждого источника складываются в единую налогооблагаемую базу, и та в дальнейшем становится основой для расчетов и выплат.

Основная масса плательщиков подоходного налога - это наемные работники различных предприятий. У них нет необходимости производить расчет подоходного налога или осуществлять его уплату самостоятельно. Эта работа, как правило, совершается бухгалтерами, работающими в компании. ИП и физлица, которые получают доход из разных источников, должны подавать декларацию о доходах самостоятельно.

Главная сложность при расчете подоходного налога состоит в том, чтобы правильно применить все одобренные законодательством вычеты из базы налогообложения. К таким вычетам относятся:

  • Суммы, уплаченные за путевки для оздоровления детей, который приобретаются за счет средств организации или ИП (в размере 776 р. на каждого ребёнка до совершеннолетия);
  • Доходы, получаемые от физических лиц из всех источников, общая сумма которых не должна превышать 6116 р.;
  • Помощь инвалидам и сиротам, которая в сумме не превышает размер в 12223 р. - за весь календарный год;
  • Доходы, которые не попадают под категорию оплаты труда - призы, подарки или материальная помощь не превышающая 1847 р. (122 р. из прочих источников).

Так же, при расчете подоходного налога, важно учесть все вычеты, на которые имеет право каждый плательщик:

  • Если сумма налогооблагаемого дохода составляет менее 620 р. в месяц, сумма налогового вычета определяется в 102 р.;
  • 30 р. вычета идет на каждого ребенка до 18 лет и на каждого иждивенца (57 р. - для опекунов, попечителей, приемных родителей, вдовы или вдовца);
  • 57 р. составляет вычет для родителей, которые имеют двоих и более детей или же детей-инвалидов.

При расчете подоходного налога вычет на сумму в 144 р. полагается следующим лицам:

  • Участникам ВОВ;
  • Инвалидам 1-й и 2-й группы, детям-инвалидам и инвалидам с детства;
  • Ликвидаторам и прочим лицам, пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС;
  • Льготникам, подпадающим под закон «О ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • Героям СССР, Героям Беларуси, Героям Отечества, Героям Социалистического Труда, Героям Трудовой Славы, Полным кавалерам ордена Славы.

Также вычету подлежат суммы страховых взносов, дополнительные пенсии и медицинские расходы на сумму до 3164 р., а также расходы, потраченные на приобретение жилья в лизинг.

Что таится за перечнем отчислений в расчетнике и почему наниматель может его скрывать? На вопросы сайт ответила налоговый консультант и бухгалтер Анна СТАДНИК.

- Какие вычеты производятся с зарплат всех работников? Все ли они делаются в пользу государства?

Наш работодатель - организация, которая выплачивает нам заработную плату, - является налоговым агентом. Это значит, что он не удерживает деньги с зарплат в свою пользу. Статус налогового агента говорит о том, что организация перечисляет налоги исключительно в бюджет.

Подоходный налог в стране уплачивается из зарплат работников по ставке 13% в общем случае. Для некоторых организаций (например, для резидентов Парка высоких технологий) применяется пониженная ставка в размере 9%. Это основные ставки подоходного налога.

В Фонд социальной защиты населения с работников организация удерживает 1%. Эта сумма перечисляется непосредственно в ФСЗН. Еще могут удерживаться профсоюзные взносы в размере 1%, однако они есть не в каждой организации.

Это все отчисления, касаемые налоговых платежей и платежей в бюджет.

- Что еще может удерживаться из заработной платы?

В расчетных листках отражены аванс, отпускные, а также другие вычеты, например, исполнительный лист (он направляется на работу по решению суда для возмещения ущерба или погашения долга . - Прим. авт. ).

Обязательные удержания - подоходный налог, пенсионный в ФСЗН и профсоюзный взнос, если он предусмотрен.

А остальные моменты - это внутренние договоренности работника и организации. Так, организация может оплачивать питание, а потом вычесть его стоимость из зарплаты. Либо эта сумма за питание может идти бонусом как выплата дохода в натуральной форме. Все зависит от того, как организовано все на конкретном предприятии.

Но самое важное, что обязан знать работник: все удержания по зарплате обязательно должны быть расписаны в расчетном листке. То есть наниматель не может указать «прочие удержания» без конкретных граф. Это нарушение.

- Что делать, если наниматель не выдает расчетные листки?

Статья 80 Трудового кодекса говорит о том, что наниматель обязан выдать расчетный листок. В противном случае - это нарушение законодательства. И за это предприятие может быть привлечено к административной ответственности и получить штраф в размере от 2 до 20 базовых величин. Другое дело - заинтересован ли работник поднять вопрос по расчетникам. По большей части сотрудники боятся каких-то неформальных отношений.

- По каким причинам наниматель может скрывать расчетный листок?

Объективных причин я не вижу. Есть организации, с которыми я работаю как бухгалтер, и мне не составляет труда сделать для моего заказчика расчетные листки, когда я делаю ведомость начисления зарплаты.

По моему мнению, если в организации не выдают расчетные листки, они нарушают законодательство о труде, а бухгалтер - свои должностные обязанности.

Данные с расчетного листка должны соответствовать ведомости начисления заработной платы. В бухгалтерском учете необходимо, чтобы были одинаковые цифры, которые проверяет налоговая инспекция.

- Может ли отличаться ситуация в случае с «серыми» зарплатами?

При получении «серой» зарплаты работнику выдают деньги на руки, но все равно он должен расписаться в расходном кассовом ордере или в ведомости выплаты за конкретную цифру. Если он видит, что расписывается за другую сумму или не расписывается вовсе, то это показатель проблем в учете.

Здесь может иметь место финансовая неграмотность нанимателя, если он думает, что с сокрытием расчетного листка работник не сможет доказать «серую» зарплату. Но это все доказуемо.

- Как рассчитывается подоходный налог в 2019 году?

Для расчета подоходного налога в Беларуси применяется ставка в размере 13%. Однако если ваша итоговая сумма в расчетном листке ниже или равна 665 рублям (в 2019 году), то это позволяет воспользоваться стандартным вычетом на работника.

Как работает подоходный налог, е сли у работника нет детей и ему начислено 664 рубля?

Чтобы рассчитать подоходный налог в таком случае, нужно от всей суммы начисления (664 рубля) отнять стандартный налоговый вычет (110 рублей) и итог умножить на 13%. В результате подоходный налог составит 72 рубля 2 копейки. Это со стандартным налоговым вычетом на работника.

Важно понимать, что данный налоговый вычет предоставляет сотруднику не работодатель, а именно государство.

Чтобы понять, в чем выгода, рассмотрим вариант без применения стандартного налогового вычета.

Возьмем 664 и умножим эту сумму на 13. В таком случае подоходный налог составил бы 86 рублей 32 копейки.

Получается, что с применением вычета работник на руки получит 591 рубль 98 копеек, а без применения - 577 рублей 68 копеек. Выгода очевидна.

Еще хочу заметить, что вычет предоставляется только по основному месту работы. На второй работе (по совместительству, например) подоходный налог будет считаться в размере 13% от начисленной заработной платы, и вычеты тогда ни на детей, ни на учебу, ни на жилье не будут предоставляться.

Подоходный налог в РБ, если есть 1 ребенок

Существует стандартный налоговый вычет, который предоставляется на детей. Независимо от суммы начисленной заработной платы, если у нас есть один ребенок, то от зарплаты вычитается 32 рубля. Затем полученная сумма умножается на 13%.

Например, 664 рубля - начисленная зарплата по основному месту работы, и у работника есть один ребенок, то от 664 отнимается стандартный налоговый вычет на работника, затем отнимается 32 рубля на одного ребенка. В итоге получается 522 рубля. Эта сумма называется налогооблагаемой базой для подоходного налога. Ее необходимо умножить на 13%. Тогда подоходный налог составит 67 рублей 86 копеек.

Чтобы понять, сколько работник получит на руки, от 664 отнимем полученную сумму — 67,86. У нас получается 596 рублей 14 копеек. Далее из этой суммы удерживается 1%, то есть 6,64, в пенсионный фонд и 1% - в профсоюзный. Получаем следующий расчет: 664 — 67,86 — 6,64 — 6,64 = 582,86. То есть 582 рубля и 86 копеек работник получит на руки.

Подоходный налог-2019, если 2 и более детей

Если у работника двое и более детей, то в Беларуси предоставляется на каждого ребенка вычет - 61 рубль. Например, если двое детей, то 61 рубль необходимо умножить на 2. Соответственно, на двоих детей будет применяться вычет, составляющий 122 рубля. И если начисленная зарплата составляет 664 рубля, то от этой суммы отнимется стандартный вычет (110), а затем отнимется дополнительно 122 рубля. Таким образом подоходный налог будет еще меньше. Если у работника трое детей, то отнимется 183 рубля, и на руки сотрудник получит еще больше.

Если зарплата больше 665 рублей (например, тысяча), тогда стандартный налоговый вычет не применяется, однако вычеты на детей все равно остаются.

Вычеты могут отличаться, если у работника ребенок-инвалид, если он является одиноким родителем и в некоторых других индивидуальных случаях. Тем, кто хочет самостоятельно разобраться с этим вопросом, можно изучить статью 209 нового Налогового кодекса, в которой рассматриваются стандартные налоговые вычеты.

- Существуют ли еще какие-либо налоговые вычеты?

Да. Есть понятие «социальные налоговые вычеты». Здесь имеются в виду вычеты за обучение и страховки. Также есть имущественные налоговые вычеты - это когда мы говорим про стройку для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для последнего случая необходимо собрать пакет документов, и в таком случае эти вычеты будут применяться на любом месте работы. Знаю, что некоторые коммерческие организации сопротивляются предоставлять эти вычеты, но я рекомендую работникам настаивать на своем.

Если это предусмотрено Налоговым кодексом, значит, работник имеет на это право. Первым шагом для решения данного вопроса я бы рекомендовала обратиться в бухгалтерию за разъяснениями, почему и на каком основании вычеты не предоставляются. Возможно, имеют место человеческий фактор, ошибка или сбой в программном обеспечении. А следующим шагом, если вопрос не решается, обратиться к руководителю.

 
Статьи по теме:
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с
Страховые взносы совмещение усн и енвд
Индивидуальные предприниматели, согласно Налогового кодекса РФ, могут совмещать ЕНВД и УСН по отдельным видам деятельности. Данная возможность закреплена на законодательном уровне в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нашей сегодняшней публикации мы
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер , который назначается и освобождается от должности руководителем организации. Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и