Система национальных счетов: понятие, основные теоретические принципы и методология. Основные категории снс В соответствии с принятой системой национальных счетов

Переход к международной методо­логии учета и статистики вносит существенные изменения в со­держание понятий и категорий, применяемых в отечественной статистической практике, и предполагает необходимость внедре­ния новых.

Изменились представления о производственной экономичес­кой деятельности, ее границах и результатах; появились понятия экономики - «внутренняя и национальная», а с ними - «валовой внутренний и валовой национальный продукт»; пересмотрено от­ношение к сфере производства услуг и ее участию в общественном производстве; уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практи­ки деление экономики на сектора; требуют уточнения такие поня­тия, как результаты экономической деятельности, продукты, то­вары и услуги; нуждаются в пояснении понятия «трансферты, ре­зиденты и нерезиденты, экономическая территория» и др.

Экономические функции - основные народнохозяйствен­ные процессы: производство, потребление и накопление, пос­редничество в перераспределении доходов и др.;

Экономические операции - те элементарные экономичес­кие акты, которые совершают хозяйственные единицы (эконо­мические агенты) в процессе выполнения экономических функ­ций;

Экономические агенты - субъекты экономических опера­ций, принимающие различные хозяйственные решения;

Объекты экономических операций - товары, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.

До современной версии СНС при изучении результатов эко­номической деятельности в международной статистической практике использовались понятия «внутренняя и национальная экономика», что обусловливает определение соответствующих результатов экономической деятельности - валового внутренне­го и валового национального продуктов. В методологии СНС эти различия не проводятся. Однако в практике статисти­ки некоторых стран рассчитываются оба показателя, например в США, Японии и др.

Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономи­ческой территории данной страны как резидентов, так и нерези­дентов.

Национальная экономика охватывает деятельность только ре­зидентов независимо от их местонахождения: на территории дан­ной страны или за ее пределами.

Для определения границ внутренней экономики в СНС ис­пользуются следующие понятия:

Экономическая территория; %

Резидент;

Центр экономического интереса.

Понятие «экономическая территория» данной страны не пол­ностью совпадает с понятием «территория», принятым для поли­тических целей, т. е. с ее официальными административными границами.


Под экономической территорией понимается территория, ад­министративно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно переме­щаться. К экономической территории данной страны также от­носятся:

Воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в от­ношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т. п.;

Так называемые «территориальные анклавы» за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительственными уч­реждениями данной страны (на основе аренды или собственнос­ти) для дипломатических, военных, научных или других целей, например посольства, консульства и другие дипломатические уч­реждения.

Свободные зоны, или предприятия данной страны, функцио­нирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

Экономическая территория данной страны не включает тер­риториальные анклавы других стран или международных органи­заций на территории данной страны.

В характеристике результатов экономической деятельности, оцениваемых на основе показателей валового внутреннего и ва­лового национального продукта, принципиальное значение име­ют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов.

Резидент - институционная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической террито­рии, т.е. которая занимается или собирается заниматься эконо­мической деятельностью либо операциями в значительном масштабе в течение неопределенного или длительного периода времени (год и более). Другими словами, резиденты - это предп­риятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в эко­номической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года), а также лица, про­живающие на территории страны больше года.

Резиденты - предприятия данной страны - это единицы, за­нятые производством на экономической территории данной страны, включая совместные, смешанные предприятия, филиа­лы зарубежных фирм, корпораций и т. д.

Понятие «резидент» не совпадает с понятием «гражданство или национальность».

К резидентам данной страны относятся лица, проживающие на ее территории, за исключением лиц, приезжающих на относи­тельно короткий срок, т. е. меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих и т. д.); исключаются также члены иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений, состав воинских подразделений других стран, находящихся на территории данной страны. К ка­тегории резидентов данной страны относятся ее граждане, наня­тые посольствами, консульствами других стран, расположенны­ми на ее территории.

Студенты-иностранцы рассматриваются как резиденты той страны, откуда они приехали, независимо от продолжительности Учебы, если они не теряют экономических связей со своей стра­ной.

Экипажи самолетов, кораблей (функционирующие за преде­лами данной страны), которые остаются членами домашних хо­зяйств - резидентов данной страны, относятся к ее резидентам.

Сотрудники международных организаций, находящихся в данной стране, являются резидентами страны, где они работают в качестве международных служащих, если время их пребывания не меньше года.

Единица, занятая в производстве за границей длительное вре­мя, приобретает там центр экономического интереса и становит­ся резидентской корпорацией, даже если не имеет отдельного юридического статуса.

Строительные бригады данной страны, работающие времен­но в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были делегированы, и являются их частью.

Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жи­тельства за границей, даже если они временно находятся на тер­ритории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представи­тельства с дипломатическими привилегиями.

Экономическое производство - физический процесс, деятель­ность, выполняемая под контролем институционной единицы, при которой осуществляются затраты труда или капитала, про­дуктов и услуг для производства других продуктов и услуг, т. е. труд и активы используются для трансформации затрат товаров и услуг в выпуск новых продуктов и услуг.

Производственная деятельность в соответствии с принципа­ми СНС включает производство продуктов и услуг рыноч­ных и нерыночных, т. е. предоставляемых бесплатно или реали­зуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос. Она включает производственную деятельность предприятий, производящих товары и услуги, деятельность государственных учреждений и организаций, деятельность общественных организаций. Также в ее состав входит производственная деятельность домашних хо­зяйств, результатом которой является продукция личных под­собных хозяйств населения: индивидуальная трудовая деятель­ность; строительство собственными силами и различные услуги (торговые, посреднические и т. п.); проживание в собственном жилище и т. д.

В производственную деятельность домашних хозяйств вклю­чается производство всех продуктов независимо от того, проданы они или использованы для собственного потребления. Бесплат­ные услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), кроме услуг по проживанию в собственном жилище, в производственную дея­тельность не включаются. Производственная деятельность вклю­чает как легальную, так и нелегальную деятельность, которая воплощается в производстве товаров и услуг.

Классификация видов хозяйственной деятельности и производи­телей товаров и услуг определяет границы производства валового внутреннего продукта.

Деятельность, включаемая в границы производства СНС 1993 г., может быть определена следующим образом:

Индивидуальное или коллективное производство продуктов и услуг, которые предназначены для конечного использования или производства других товаров и услуг, используемых в про­цессе получения иных товаров и услуг (промежуточное потреб­ление), а также накопления и экспорта (включая нерыночные услуги);

Производство всех товаров, которые производители остав­ляют для собственного конечного потребления или валового на­копления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя;

Производство услуг, предназначенных для собственного потребления в домашних хозяйствах, а также услуг, выполняемых оплачиваемой домашней прислугой, и услуг по проживанию в собственном жилище.

В соответствии с положением СНС об учете в показа­телях результатов экономической деятельности следует провести четкие границы между результатами функционирования теневой экономики и запрещенными видами деятельности.

В понятие «производство» по методологии СНС вклю­чаются все виды деятельности, в том числе:

Незаконное производство;

Скрытое производство и подпольная экономика;

Любые поставки товаров и услуг между заведениями, при­надлежащими одному и тому же предприятию, так как они счи­таются частью продукции предприятия как единого целого;

Незавершенное производство;

Производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой домашней прислугой;

Капитальный ремонт и строительство индивидуальных жи­лищ, рыночные индивидуальные услуги, выполненные собствен­ными силами;

Услуги по использованию домашними хозяйствами, госуда­рственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.

Особой проблемой является включение методологией СНС в состав экономической деятельности и ее результатов практичес­ки функционирующую теневую экономику и юридически запре­щенных видов деятельности.

Рекомендуется теневую экономику отграничить от крими­нальной, не связанной с движением продуктов, доходов, активов и не являющейся предметом исследования СНС, а рассматри­вать в рамках моральной (неэкономической) статистики.

Исключаются из понятия «производство»:

Домашние услуги - уборка и техническое обслуживание собственного жилья, включая мелкий ремонт; обслуживание предметов длительного пользования, используемых для потреби­тельских нужд; приготовление и подача пищи; уход за больными, детьми и т.д.;

Деятельность, результаты которой не являются ее целью, т. е. побочные продукты процессов производства, являющиеся сами по себе вполне легальными, но которые могут оказать воздей­ствие на другие институционные единицы, помимо потребителей продукта. Основными примерами такой деятельности могут слу­жить выброс загрязнителей, образование мусора и т. п. К этой ка­тегории могут быть также отнесены взятки и вымогательства в связи с поставкой товаров и услуг; кража продукции до того, как производители доставят ее покупателю.

Таким образом, в СНС экономическое производство охватывает практически все виды деятельности по производству товаров и услуг, за исключением деятельности домашних хо­зяйств по оказанию услуг для собственного потребления (приго­товление пищи, уборка помещений, воспитание детей и т. п.). Вместе с тем это не является отступлением от общего принципа, а вызвано преимущественно практическими сложностями опре­деления объемов и оценки этих видов деятельности. Рекоменду­ется их исчислять в дополнительных таблицах.

Что же касается деятельности домашних хозяйств по оказа­нию жилищных услуг для собственного потребления, то она вхо­дит в сферу экономического производства.

Рыночное производство состоит из:

Товаров и услуг, производимых и продаваемых в один и тот же период по ценам, которые оказывают значительное воздей­ствие на спрос на эти продукты;

Товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру в один и тот же период на другие товары, услуги и активы;

Товаров и услуг, производимых и предоставляемых в один и тот же период работодателями своим рабочим в качестве оплаты труда в натуральной форме;

Товаров и услуг, производимых одним заведением и постав­ляемых другому заведению, принадлежащих одному и тому же предприятию, для использования последним в производстве в том же или последующих периодах;

Готовой продукции, произведенной в данный период, и не­завершенного производства данного периода, поступающих в за­пасы материальных оборотных средств у производителя перед их предстоящей продажей, обменом по бартеру, использованием в качестве оплаты труда работников или для поставок между заве­дениями в последующий период.

Нерыночное производство состоит из:

Товаров и услуг, производимых в данный период и оставляе­мых владельцами заведений или предприятий для их собственно­го конечного потребления или валового накопления основного капитала;

Услуг по использованию домашними хозяйствами и неры­ночными производителями собственных зданий;

Товаров и услуг, производимых в данный период и предос­тавляемых бесплатно или по ценам, не оказывающим значитель­ного воздействия на спрос, включая коллективные услуги, пре­доставляемые обществу в целом;

Готовой продукции и незавершенного производства данно­го периода, использованных на прирост материальных запасов.

Группировки и классификации СНС

В основе построения СНС в международной практике лежит представление о национальной экономике, как о системе с определенной струк­турой, с определенным взаимодействием связующих звеньев и элементов. Поэтому перед статистикой ставится задача характе­ристики структуры экономики по разным признакам. Поскольку СНС пользуется категориями, как правило, сводными, компле­ксными, обобщающими, то их развернутая характеристика тре­бует широкого применения метода группировок. Почти все пока­затели СНС разрабатываются в различных группировках.

В национальном счетоводстве используются различные клас­сификации:

Классификация экономики по сферам деятельности и от­раслям;

Классификация институционных единиц по секторам;

Классификация всех видов экономической деятельности;

Классификация продуктов и услуг;

Классификация производителей (отрасли производства то­варов, производители государственных услуг, частных некоммер­ческих услуг домашним хозяйствам, услуг домашних хозяйств друг другу и др.).

Группировка экономики по сферам деятельности и отраслям

С позиций характеристики результатов экономической деятель­ности в СНС принципиальное значение имеет для отечественной практики концепция деления экономики на сферы деятельности.

Переход к международной методологии статистики значи­тельно расширил границы производственной экономической де­ятельности за счет включения в нее сферы производства услуг. Это изменило представление о делении экономики на сферы де­ятельности: обе сферы признаны производственными.

Это деление экономической деятельности отражает объек­тивную реальность. В основе этой группировки лежит различие в результатах труда. Так, результатом функционирования сферы производства материальных благ являются продукты, имеющие вещественную форму (включая такие ее виды, как пар и газ), а результатом функционирования сферы услуг - услуги, оказывае­мые всему обществу или его отдельным членам и коллективам.

Классификация экономики по отраслям определяется в настоя­щее время ОКОНХ - российским классификатором отраслей на­родного хозяйства, который представляет собой систематизиро­ванную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых в системе общественного разделения труда.

Классификационными единицами являются самостоятельные предприятия и организации, а классификационными признаками в ОКОНХ - виды деятельности, специализация хозяйств и вид ис­пользуемого сырья, характер трудовой деятельности и технологи­ческого процесса. С помощью ОКОНХ изучаются структура на­родного хозяйства, межотраслевые связи и пропорции, характе­ризуются уровень развития отраслей и их вклад в создание ВВП.

Отнесение предприятий и организаций к определенным от­раслевым группировкам осуществляется по основному виду их деятельности. Основным видом деятельности предприятия (орга­низации) является производство тех видов продукции, работ и услуг, которые имеют преобладающий удельный вес в составе продукции, работ и услуг, выполняемых для других предприятий и организаций или для населения. Основной вид деятельности определяется в соответствии с преобладанием удельного веса в составе добавленной стоимости или по другим признакам: чис­ленности работников, оплате труда и др.

В отечественной статистической практике существуют два понятия отраслей: хозяйственные и чистые.

Хозяйственная отрасль - сложившаяся совокупность предп­риятий и организаций, объединенных общностью функций, вы­полняемых ими в процессе общественного разделения труда.

В СНС к отрасли относятся все производители с однородным производством, т. е. производящие один вид либо группу одно­родных продуктов или услуг.

Отрасль - совокупность производственных единиц, называе­мых заведениями. При этом заведений являются обособленными структурными образованиями, способными от своего имени вла­деть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства. Это предприятия и подразделения предприятий, разме­щенные на одной территории (в одном лице), занятые преиму­щественно одним видом производственной (невспомогательной) Деятельности, в которой на долю основной деятельности прихо­дится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институцион­ная единица состоит из одного предприятия (заведения), эти две структуры совпадают. Предприятия, занимающиеся одновремен­но несколькими видами производственной (невспомогательной) деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям разде­ляются на заведения. На практике такое разделение осуществля­ется в зависимости от возможности получения информации об основных показателях деятельности заведения: объеме производ­ства, затратах, прибыли, численности занятых и т. п.

Набор видов деятельности, охватываемых отраслью, идентифицируется в соответствии с классификацией продуктов. От­расль производит только товары и услуги, которые определены в классификации.

Чистая отрасль определяется как совокупность единиц, про­изводящих один вид или группу однородных продуктов и услуг (одного и того же конечного назначения); в отечественной прак­тике она использовалась при характеристике межотраслевых производственных связей для расчета коэффициентов прямых и полных затрат одной отрасли на производство продукции или ус­луги другой отрасли. Именно это понятие и применяется в СНС.

В отечественной практике используется Общероссийский клас­сификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанный Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и Центром по эконо­мическим классификациям и введенный в январе 1994 г.

ОКДП входит в состав Единой системы классификации и коди­рования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). В России ОКДП разработан впервые. При его разработке были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная от­раслевая классификация - МСОК (International Standard Industrial Classification of Economic Actives - ISIC) и Международный клас­сификатор основных продуктов (КОП) - Central Product Classification (СРС).

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

Счет товаров и услуг,

Счет производства товаров и услуг,

Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

Субсчет текущих операций,

Субсчет капитальных затрат.

Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1


Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

Таблица 2.2



Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

Таблица 2.3


Система национальных счетов - система информации, используемая в странах с рыночной экономикой для описания и анализа развития экономики. Эта система была создана около 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах.
Создание СНС было вызвано потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для регулиро-вания рыночной экономикой. Показатели и классификации СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и меха-низмы функционирования.
В бывшем СССР для описания и анализа экономики применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Он был предназначен для анализа экономики, основанный на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. В условиях перехода России и стран СНГ к рыночной экономике возникла необходимость перехода от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.
Понятие национальное счетоводство было предложено голландским экономистом В. Клифором. Под этим термином он пони-мал систему таблиц, по форме напоминающих бухгалтерские счета и балансы, которые описывали экономику на макроуровне.
В системе национальных счетов используются важные приемы бухгалтерского учета (например, двойная запись операций) и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информацией для принятия управленческих решений. Од-нако есть и различия: в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне хозяйствующего субъек-та, т.е. на микроуровне, а в системе национальных счетов - для принятия решений, относящихся к экономике в целом.
В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции. Например, предприятие выпускает разнообразную продукцию, выплачивает заработную плату рабочим и платит налоги и т.п.
В экономическом процессе принимают участие не только предприятия, но и другие хозяйствующие субъекты (например, банки, страховые компании, различные инвестиционные фонды), органы государственного управления, различные некоммерческие ор-ганизации (профсоюзы, политические организации и другие). Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют между собой, обмениваясь товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости.
Чтобы понять, что происходит в экономике в целом и выявить результаты экономической деятельности, необходимо системати-зировать информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и об операциях, которые они осуществляют, об их активах и пассивах. С помощью особых правил и процедур в системе национальных счетов осуществляется такая систематизация информации.
Цель системы национальных счетов заключается в следующем:
1. описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;
2. установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потреб-ление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).
Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.
Эта информация необходима:
1. органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;
2. предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;
3. международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.
Международные организации не только собирают статистическую информацию в рамках системы национальных счетов, но и занимаются разработкой теории и методологии системы национальных счетов, международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является система национальных счетов с 1993 года, одобренная статистической комиссией ООН.
Система национальных счетов, реализуемая в российской статистике, основана на методологии европейской системы интегри-рованных экономических счетов с учетом специфики организации и функционирования рыночной экономики. Система нацио-нальных счетов опирается на некоторые концепции и правила обработки информации об экономических процессах, происходя-щих в экономике в целом.

Концепции системы национальных счетов.
1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е. сферы, где происходит производство ВВП и нацио-нального дохода. Согласно концепциям системы национальных счетов экономическое производство включает следующие виды производства:
Ø Производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, сельскохозяйственных продуктов ферме-рами для собственного потребления);
Ø Для реализации;
Ø Деятельность финансовых посредников;
Ø Оказание нерыночных услуг организациям государственного управления (услуги в области управления, обороны, здраво-охранения, образования и т.д.);
Ø Оказание нерыночных услуг некоммерческим организациям, обслуживающим домашнее хозяйство;
Ø Оказание услуг наемной прислугой;
Ø Оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
2. Концепция системы национальных счетов, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (например, национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и другие) отражают политико-экономическое содержание поня-тия доход. Эта концепция разработана английским экономистом Хиксом. Согласно этой концепции доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.
3. Концепция системы национальных счетов заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. Согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, которые участвуют в создании стоимости наравне с трудом.
Важной особенностью системы национальных счетов является группировка всех хозяйствующих субъектов по институцио-нальным секторам.
В системе национальных счетов 1993 года различают следующие сектора:
1. нефинансовые предприятия;
2. финансовые предприятия (компании, занятые финансовым посредничеством и другими, связанными с ним финансовыми ус-лугами);
3. государственные учреждения, включающие все центральные и местные государственные учреждения и фонды социального обеспечения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства.
Для всех секторов в системе национальных счетов предусмотрен стандартный набор счетов, в котором фиксируются экономи-ческие операции, связанные с производством, образованием доходов, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.
Национальные счета представляют собой набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, и ее содержание отражает один из аспектов экономической деятельности. Каждая операция отражается на счетах дважды: один раз в ресурсах, другой - в использовании. Итоги операции на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая в экономическом анализе важна не только сама по себе, но и служит для перехода к следующему счету. Реализуемая в России система национальных счетов основана на методологии, рекомендованной ООН с учетом специфики организации и функционирования экономики.
В системе национальных счетов 1993 года действуют следующие счета:
1. Счета внутренней экономики:
Ø Счет производства;
Ø Счет образования доходов;
Ø Счета распределения доходов:
- счета распределения первичных доходов;
- счета вторичного распределения доходов;
Ø Счет использования располагаемого дохода;
Ø Счет операции с капиталом;
Ø Счет продуктов услуг;
2. Счета внешнеэкономических связей:
Ø счет текущих операций;
Ø счет капитальных затрат;
Ø финансовый счет.
Все счета являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом.
Два счета - производства и образования доходов - строятся для отдельных отраслей экономики. Информация, которая содер-жится в счетах, используется для получения важных макроэкономических показателей:
1. валовой внутренний продукт (ВВП);
2. валовой национальный доход (ВНД);
3. располагаемый национальный доход (РНД);
4. конечное потребление;
5. валовое накопление;
6. национальное сбережение;
7. национальное богатство;
Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов соответствует аналог, рассчитанный на уровне отдельных секторов экономики, отдельного производителя или хозяйствующего субъекта.
8. валовой выпуск (ВВ);
9. валовая добавленная стоимость (ВДС);
10. чистая добавленная стоимость (ЧДС);
11. прибыль валовая (ПВ);
12. прибыль чистая (ПЧ);
13. реализованная продукция (РП);
14. чистый смешенный доход (ЧСД);
15. предпринимательский доход (ПД);
16. основные и оборотные фонды и запасы.
Информация, содержащаяся в системе национальных счетов, позволяет проводить комплексный статистический анализ эконо-мических процессов, происходящих в России.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с