Россия: Будущее «зеленой» энергетики поставлено под сомнение. Зеленая экономика - экономика будущего Определения «зеленой» экономики

Пока в мире наращивают мощности возобновляемых источников энергии, российские власти решают, продолжать ли ее поддержку. Эта неопределенность беспокоит участников рынка, которым в случае отмены соответствующей госпрограммы придется плохо.

Нерешительность российских властей вызвана появлением возможного избытка мощностей в электроэнергетике, при котором, по их словам, солнечные панели или ветряные мельницы окажутся не нужны.

В отличие от других стран, где альтернативная энергетика направлена на снижение негативного влияния на природу, Россия хочет развивать производства для завоевания мирового рынка оборудования «зеленой» энергетики. Правда, особых успехов на этом поприще пока достичь не удалось, и перспективы туманны: многие европейские компании, пошедшие по аналогичному пути, уже закрылись из-за невозможности выиграть конкуренцию с Китаем в этом вопросе.

Место России в мировой «зеленой» энергетике

Рекордный рост мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире зафиксировали в 2017 году специалисты международной ассоциации REN21, которая была создана для изучения такой энергетики. Суммарная мощность «зеленых» электростанций увеличилась почти на 9% (на 178 ГВт) по сравнению с 2016 годом, говорится в отчете организации. Наибольший прирост обеспечили новые солнечные электростанции (55%), мощность которых превысила появившиеся в этом году атомные энергетические объекты, а также объекты, работающие на традиционных источниках энергии.

На фоне общемировых цифр вклад России более чем скромный. По данным Минэнерго, в 2017 году введено в эксплуатацию 100 МВт солнечных электростанций, а также первый крупный ветропарк в Ульяновской области мощностью 35 МВт. В общем объеме генерации альтернативная энергетика в России занимает 0,23% (1 ГВт).

Для сравнения: мощность альтернативной энергетики в мире достигла 2195 ГВт (26,5% мировой электроэнергии).

При этом эксперты REN21 обращают внимание, что развитие такой энергетики напрямую зависит от политической воли. Но для властей России это не является первостепенной задачей в сфере энергетики.

«Мы не гонимся за объемом мощности, это не является основной задачей в России, — заявил в июне 2018 года первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер. — И понятно почему: у нас есть традиционные источники энергии, они пока более дешевые и для наших потребителей являются более эффективными».

Как началось развитие «зеленой» энергетики

Альтернативная энергетика в России должна была получить стимул к развитию благодаря господдержке. В 2009 году правительство утвердило соответствующую программу до 2020 года (впоследствии ее продлили до 2024 года). Для привлечения инвесторов в энергетику (не только в «альтернативную») разработали механизм, который позволяет инвесторам окупать расходы за счет повышения стоимости своих услуг (максимум на 10%) в течение 15 лет. То есть фактически господдержка заключается в финансировании таких проектов из кармана потребителей.

Первые современные солнечные и ветровые электростанции появились только в 2015 году, а в следующие два года на рынок возобновляемых источников энергии вышли крупные, в том числе иностранные инвесторы. В 2018 году даже возникла конкуренция на рынке таких электростанций. На конкурсе по отбору проектов для оптового рынка электроэнергии объем заявок по ветровым станциям в 2,5 раза превышал квоту (при лимите в 830 МВт было подано заявок на 2,2 ГВт), по солнцу — в 3,5 раза (554 МВт против 150 МВт).

Кто развивает альтернативную энергетику

Основной игрок на российском рынке солнечной энергетики — компания «Хевел», совместное предприятие Реновы и Роснано, которое занимается производством и установкой солнечных электростанций. Судя по ее сайту, в России у компании около 16 крупных станций, которые поставляют электроэнергию в общую сеть или питают крупные объекты (как, например, нефтеперерабатывающий завод Лукойла в Волгограде).

Контекст

Энергетика определяет российскую политику Меркель

Le Figaro 24.05.2018

Россия и ядерная энергетика

EurasiaNet 22.06.2017

Энергетика как детонатор...

Українська правда 29.03.2016

Энергетика и политика

Birgün 15.01.2016 В мае 2018 года компания заявила о планах строительства в Калмыкии солнечной электростанции мощностью 75 МВт. Для выполнения обязательств по локализации производства в 2017 году «Хевел» провела модернизацию завода солнечных модулей в Чувашии, вдвое увеличив его мощность (до 160 МВт). В 2019 году компания планирует начать выпуск двухсторонних солнечных модулей.

Второй крупный игрок на рынке солнечной энергетики — ООО «Солар Системс» (дочерняя фирма китайской Amur Sirius). В сентябре 2017 года она запустила первую солнечную станцию на 15 МВт в Астраханской области, в мае 2018 года — вторую. До 2020 года компания планирует построить 17 солнечных парков общей мощностью 335 МВт в Астраханской и Волгоградской областях, Ставропольском крае, и республиках Калмыкия и Башкортостан. Суммарный объем инвестиций во все ее проекты — 44 млрд рублей.

Для локализации производства кремниевых слитков и пластин, используемых в солнечных модулях, в 2016 году компания построила завод «Солар Кремниевые технологии» в Московской области.

На рынке ветроэнергетики три крупных игрока — Росатом, финская компания Фортум и итальянская Энел. В 2017 году Фортум и Роснано учредили Фонд развития ветроэнергетики, который сразу получил право на строительство ветряных электростанций на 1 ГВт в семи регионах России. В январе 2018 года Фортум и Роснано запустили в Ульяновской области первый в стране подключенный к оптовому рынку ветропарк мощностью 35 МВт. Поставщиком оборудования стала датская фирма Вестас, которую также привлекли к локализации производства оборудования для ветроэнергетики.

Предпринимаются значительные усилия по локализации производства комплектующих для ветроэнергетических установок.

В ноябре 2017 года компания Новавинд (дочернее предприятие Росатома) и голландский производитель ветроустановок Лагервэй создали совместное предприятие «Ред винд». Компания отвечает за поставки ветроустановок «под ключ» и послепродажную поддержку, а также займется реализацией программы локализации производства. Другая «дочка» Росатома — «ВетроОГК» — занимается строительством ветропарков. Как сообщает пресс-служба губернатора Ставропольского края, ВетроОГК планирует построить в регионе четыре ветропарка суммарной мощностью 260 МВт за 26 миллиардов рублей.

Наконец, в феврале 2018 года дочерняя фирма итальянской Энел, «Энел Россия», подписала соглашение о строительстве ветропарка мощностью 90 МВт в Ростовской области. Инвестиции в проект составят 132 млн евро. Поставкой оборудования, а затем и локализацией производства для будущего ветропарка займется международный концерн Siemens Gamesa. Ввод ветропарка в эксплуатацию запланирован в 2020 году.

Кроме этого, компания «Энел Россия» хочет реализовать в Ставропольском крае проекты в сфере ветроэнергетики на 300 МВт. Соглашение об этом подписано с властями региона в мае 2018 года.

Что тормозит развитие «зеленой» энергетики

Участников рынка возобновляемых источников энергии волнует дальнейшая судьба программы господдержки, которая заканчивается в 2024 году. Правительство еще не определилось с дальнейшим курсом. «Энергетика — высокоинерционная отрасль, поэтому сегодня всех волнует, что будет за горизонтом 2024 года. Ошибка при определении его [механизма поддержки] объема на период 2025-2035 годов может подорвать все полученные результаты», — написал на своей странице в фейсбуке глава Роснано Анатолий Чубайс.

Причины, по которым власти затягивают решение о продлении программы, определил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер в июне 2018 года. Он заявил, что ведомство планирует продолжить программу, сейчас обсуждается ее объем и размеры. Однако, по его мнению, основная проблема заключается в снижении динамики электропотребления в стране. При базовом сценарии оно будет расти всего на 0,5% в год вместо прогнозируемых ранее 3-4%. В таких условиях может возникнуть избыток мощностей.

«Мы построили современные генерации, при этом у нас за [более] 20 ГВт невостребованных энергомощностей. Самый важный вопрос — кто за это заплатит», — добавил Текслер.

Компенсации инвесторам в сфере ветряной энергетики платит не государство, а потребители электроэнергии, в частности крупные промышленные предприятия, за счет повышенных тарифов.

«То есть крупные участники рынка должны сбрасываться на развитие возобновляемой энергетики в России. Данный механизм скорее похож на кнут, чем на пряник, и не приводит к органическому рыночному развитию альтернативной энергетики», — сообщил Илья Завалеев, директор компании HPBS, которая занимается консалтингом в сфере «зеленых» проектов и энергоэффективности.

Следует отметить, что власти России поддерживают альтернативную энергетику не по той же причине, по которой это происходит в других странах. В большинстве развитых государств это связано с желанием снизить негативное влияние на окружающую среду, в то время как в России главная цель — создать технологическую и производственную базу, которая будет конкурировать на мировом рынке энергетического оборудования. Этим, видимо, объясняется и введения жестких требований к локализации оборудования, и штрафные санкции за нарушение этого обязательства.

«Важно, чтобы российские солнечные панели и ветростанции стали экспортным продуктом и были востребованы в мире как лучшие образцы», — заявил Текслер.

Однако эти цели могут оказаться несколько оптимистичными.

В связи с таким курсом российских властей следует указать на банкротство немецкой компании Соларуорд — последнего в Германии крупного производителя солнечных батарей, который, как и многие другие европейские компании, не выдержал конкуренции с китайскими производителями.

Кроме того, по расчетам Роснано, даже если государство продлит программу поддержки до 2035 года, доля «зеленой» генерации в России достигнет скоромных 5%. А если сроки действия программы будут сокращены, это приведет к цепочке банкротств компаний, работающих в сфере альтернативной энергии. За этим может последовать обвал всего сектора с последующей утерей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что не только поставит крест на планах по налаживанию масштабного экспорта, но приведет к полному переходу на импорт оборудования, заявили в компании.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Зеленая» экономика – особая модель экономики

Старая «модель ресурсоемкой экономики» приведет к увеличению расходов и снижению производительности. Продолжающиеся до сих пор кризисы являются показателями этой модели и, наконец, образуют идею новой модели «зеленой экономики», в которой материальное благополучие не обеспечивается неизбежно за счет увеличивающихся экологических рисков, экологических дефицитов и социального неравенства.

В рамках Конференции Рио+20 государства согласились создать концепцию «зеленой» экономики как важный инструмент устойчивого развития.

Концепция «зеленой» экономики – это модель, которая ведет к улучшению здоровья и социальной справедливости населения, а также к значительному снижению опасных воздействий на окружающую среду и к снижению экологического дефицита. Таким образом, «зеленая» экономика, в ее простейшей форме, может рассматриваться как низкоуглеродная, ресурсосберегающая и социально инклюзивная модель экономики.

Концепция «зеленой экономики» не заменяет концепцию устойчивого развития, но наблюдается широкое признание того, что достижение устойчивости почти полностью основывается на получении экономического права.

Определения «зеленой» экономики

Большинство интерпретаций «зеленой» экономики признают, что экосистемы, экономика, благополучие населения и связанные с ними виды капитала тесно связаны между собой.

Программа Организации объединенных наций по охране окружающей среды (UNEP) определяет «зеленую» экономику как инструмент, приводящий к повышению благосостояния людей и социального равенства, и значительно снижающий неблагоприятное воздействие на окружающую среду и риски экологической деградации.

ОЭСР разработала и ввела концепцию «зеленого роста», определив ее как максимальное обеспечение экономического роста и развития, не оказывая воздействия на количество и качество природных активов и используя потенциал роста, который возникает при переходе к «зеленой» экономике. То есть, «зеленый рост» - это рост ВВП, который подчиняется «зеленым» условиям и делает упор на «зеленые» секторы как на новые двигатели роста.

«Зеленый» рост представляет собой как проблему, так и возможность для рынка труда, который, в свою очередь, является основным фактором возможного «зеленого» роста. Динамика ответных мер и хорошее функционирование рынков труда играют ключевую роль в облегчении перехода к «зеленой» и ресурсоэффективной экономике. Переход к устойчивой экономике приводит к изменениям, некоторые из них довольно серьезные, в структурах трудоустройства и в профессиональных профилях рабочих.

Основные принципы «зеленой» экономики UNEP

Справедливость и объективность, как в рамках одного поколения, так и между поколениями;
Согласованность с принципами устойчивого развития;
Превентивный подход к социальным воздействиям и воздействиям на окружающую среду;
Оценка природного и социального капитала, например, интернационализации внешних расходов, зеленого учета, расходов на протяжении всего срока эксплуатации и совершенствования управления;
Устойчивое и эффективное использование ресурсов, потребление и производство;
Потребность в достижении существующих макроэкономических целей посредством создания «зеленых» рабочих мест, искоренения нищеты, повышения конкурентоспособности и роста в ключевых секторах.

Принципы «зеленой» экономики для Беларуси (предложение проекта)

1. Дальнейшее развитие природоохранного законодательства и применение наиболее успешных практик в вопросах управления воздухом, водой, почвами и обращения с отходами.

2. Расширение сектора органического сельского хозяйства, введение сертификатов на органическую продукцию в стране и увеличение импорта органической продукции.

3. Продвижение решений по эко-инновациям, основанным на высоком исследовательском потенциале Республики Беларусь.

4. Использование законодательных и экономических инструментов для смягчения последствий изменения климата и поддержки мер по адаптации.

5. Введение мероприятий по энергоэффективности в городах Республики Беларусь.

6. Привлечение прямых иностранных инвестиций и создание «зеленых» рабочих мест.


Современный мир просто «заболел» «зеленым» строительством, «чистыми» технологиями. Все новые сектора охватывает «зеленое», они становятся более востребованными в быту, в жизни, производственной и строительной практике. Сертификаты «зеленых» стандартов сегодня получают строящиеся жилые комплексы, офисные и производственные здания, поселки и города. Сторонники «зеленых» подходов и технологий поддерживаются государством, получают финансирование международных организаций и экологических фондов. Небольшой опыт показывает, что «зеленый» бизнес не просто экологичен и ответственен социально, но и социально и экономически оправдан.

В чем состоит феномен «зеленой» экономики?

Природа и человек рассматриваются «зеленой экономикой» как пара взаимозависимых, не-разрывных и взаимосвязанных понятий. Человек сам по себе не может существовать, он су-ществует как органичный элемент мироздания и природы.

Неизбежность «озеленения» экономики

1. Обреченность демографическая.


Уже сегодня всем ясно, что главная причина сокращения рождаемости – урбанизация. Индустриализация и урбанизация по всему миру, не зависимо от вероисповедания, климатических условий и уровня жизни ведет к снижению демографи-ческих показателей нации, отражается на ее экологическом и социальном здоровье.

Современный город – огромнейший мутагенный фактор. Плотная многоквартирная, много-этажная застройка – «каменные джунгли» почти полностью вырывают людей из природных биоценозов и отрицательно сказываются на биологическом приросте населения. Сниженный иммунитет современного поколения, низкокачественные продукты питания, загрязненные вода и воздух, электрические поля, шумы в мегаполисах умножаются на повышенную преступность, травмы, пьянство, аварии, увеличение потенциально возможных техногенных катастроф – транспортные, энергетические, продовольственные и т.д.

Демографическое положение в России сильно изменилось за последние полвека. Но данные перемены нельзя обозначить «демографической катастрофой». Основным направлением в данной сфере является не сокращение количества населения, а административное, географи-ческое и образовательное разногласия в распределении рабочих мест, рук и жилья.

С одной стороны наблюдается дефицит трудовых ресурсов на Дальнем Востоке и в Сибири, а с другой стороны – переизбыток человеческих ресурсов, но недостаток квалифицирован-ной рабочей силы в Европейской части нашей страны. Существует проблема затрудненной мобильности рабочей силы и отсутствия нормальной социальной инфраструктуры для соз-дания условий для данной мобильности.

Есть даже печальный афоризм: «Города – опухоли на теле земли». Однако, цифры твердят о том, что нас привлекает, просто зомбирует городской образ жизни: всемирный уровень ур-банизации в 1950 году – 28,8%, в 2005 – 48,6%. Эти же цифры в развитых странах: 52,6% и 73,9%, в России – 44,1 и 72,9%, в Украине – 35,5 и 67,8%. Все больше людей отживают всю жизнь в искусственном мире, созданном человеком, который зачастую становится враждеб-ным существованию самого человека.

В послевоенные годы исторически сложившаяся инфраструктура и архитектура множества городов России не служит самой подходящей средой проживания для человека – и как по-пуляции, и как личности, и как социума. Новая стратегия государства по внедрению демо-графической политики должна быть сосредоточена на человеке, его интересе, потребностях, качестве и образе жизни.

Деурбанизация – безальтернативное направление развития градостроения по всему миру, безальтернативный метод решения проблем в области демографии.
Опыт наших предков доказывает – здоровые дети и полноценная семья развиваются нор-мально в доме усадебного типа на большом участке с лесом, водоемом, огородом или садом под окнами в сельских поселениях, небольших городах, в природной защищенности от раз-личных социальных катаклизмов.

Это самое подходящее место для воспитания детей. Следующее поколение людей, которые рождены и воспитаны в аналогичных «зеленых» поселениях, имеющих повышенный уро-вень духовного развития, начнет новый этап в развитии общества людей.

2. Коммунальный и жилищно-строительный кризисы.


Цифры выхода из строя старого жилья в нашей стране сегодня приравниваются к цифрам вводимого жилья. Из строя уже выбывают «хрущевки», пик их выбытия совпадет с 2010-2020 годами. Нас ожидает невероятный жилищный кризис. Затраты на ремонт жилья будут приравниваться к расходам на строительство. Изношены коммуникации и сети, которые уже не справляются с возрастаю-щими нагрузками (аварии на дорогах, пробки, вода и воздух, не соответствующие экологи-ческим нормам, свалки мусора, повышение тарифов и услуг).

Сегодняшний горожанин походит на тяжело больного. Он прикован к «искусственной почке» (коммунальным службам, канализации) и «капельнице» (сети снабжения). Он находится в большой зависимости от экономических факторов, которые уже не поддаются контролю. Ни один город современного мира не способен полностью обеспечить себя, то есть не может быть назван «устойчивым».

Развитие «зеленой» экономики и поселений поможет решить вопрос дефицита доступного жилья методом смены концепции – малоэтажное и доступное строительство на экологиче-ски ответственную статью – возведение благополучных экологически поселений, где разум-но сочетаются стратегии экономичности и комфортности жилья. Возвращение людей к зем-ле совсем не означает удаление от цивилизации. Во-первых, в поселения поедут жить не все горожане. Во-вторых, решив переехать на свой участок земли, в свой дом, можно, как и раньше, работать на заводе или на другом рабочем месте.

Перенос акцента с возведения многоэтажных домов в густонаселенных мегаполисах на эко-логическую агломерацию «зеленых» поселений или городов-спутников, расположенных на безопасном экологически расстоянии от «большого» города – это и есть грамотный ответ человечества на демографический вызов необратимого процесса глобализации современной экономики.

«Большие» города будут существовать в виде промышленных и административных центров в окружении застройки автономных «зеленых» поселений.

3. Продовольственная небезопасность и необеспеченность.


Один из основных национальных интересов России – безопасность в области продовольствия. Человек, который постоянно живет в городе, не может быть здоровым в принципе, так как сорванная с куста ягодка хранит в себе энергию только в течение 15 минут, а овощи и фрукты – не дольше трех дней.

Любой продукт питания перед тем, как попасть на наш стол, в среднем проходит расстояние в 2000 километров, подвергаясь при этом действию разных техногенных факторов. Стоимость продовольствия в течение пяти лет повысилась примерно на 70%, а причина этого то, что Россия на 50% в собственном продовольственном обеспечении находится в зависимости от зарубежного продовольствия, она перестала кормить сама себя – это считается недопус-тимым для страны, желающей быть суверенной.

Мы понимаем при этом, что продовольственная безопасность – это ситуация, когда в любое время все люди экономически и физически имеют доступ к необходимому количеству безопасной пищи, требующейся для здоровой и активной жизни.

Анализ меню человека демонстрирует: у сельского жителя – 100% собственного чистого продукта, а у жителя города – 95% импортные суррогаты. Исследование данной проблемы, которая непременно скажется на будущих поколениях, никто не проводит.

«Зеленые» поселения или города-спутники, выпускающие натуральные продукты питания находятся в прямой близости к их потенциальному потребителю – это один из максимально эффективных методов гарантии продовольственной безопасности страны.

В нашей стране до сих пор больше половины всей сельскохозяйственной продукции выра-щивается в личных хозяйствах. Площадь, занимаемая ими, при этом составляет примерно 2,5% от всех сельскохозяйственных угодий. Урожайность, которой удается добиваться хо-зяевам таких малых участков, бывает в 10 раз больше средней урожайности аналогичных культур в крупных хозяйствах. А качество продуктов, которые выращены на удобренной органикой и ухоженной земле, на порядок выше, чем у тех, что выращены с использованием пестицидов и удобрений.

Продолжаем рассматривать аргументы неизбежности внедрения «зеленой» экономики в нашей стране.

4. Энергетическая «небезопасность».

Одна из основных задач в области становления «зеле-ной» экономики в ближайшие годы заключается в том, чтобы изменить взгляды людей на потребление энергии. Люди должны научиться относиться к ней как к ценному продукту, который нужно экономить. Тогда станут востребованными энергосберегающие технологии, возникнут умные энергетически эффективные дома.

Уже сегодня нужны определенные действия по изменению мировой экономики и, главное, со стороны энергопотребления и защиты природной окружающей среды.

Еще в декабре 2008 года была принята директива Европарламентом, согласно которой 27 стран ЕС к 2020 году планируют довести применение альтернативных источников энергии до 20% от всего объема. В отдельных странах Европы данный показатель уже переходит за 20%. В Дании, например, только ветряная энергетика обеспечивает 21,3% общей энергии в сети, в Швеции и Финляндии за счет биомассы происходит 20-25% выработки тепла. Миро-вые ежегодные показатели роста использования энергии солнца в среднем равно 60%, энер-гии ветра – 30%.

Достоинства приоритетного применения ВИЭ для всех стран неоспоримы:

Экологическая чистота: отсутствие выбросов;

Широта спектра возобновляемых энергетических источников;

Не происходит теплового загрязнения планеты;

Ресурсы: возможности альтернативных источников энергии превышают сегодняшние по-требности цивилизации во много раз;

Достаточно равномерное распределение по нашей планете, что уравнивает права на их при-менение всех народов;

Доступность всех ВИЭ повсеместно.

В сравнении со странами ЕС и США, применение возобновляемых энергетических источников в России сегодня на низком уровне. Сегодняшнюю ситуацию можно объяснить достаточной доступностью ископаемых энергетических носителей и слабой озабоченностью властей страны, населения и бизнеса экологической обстановкой. Одним из главных препятствий для оборудования генерирующих мощностей на основе ВИЭ является отсутствие положения о стимулирующем тарифе, по которому бы государство приобретало электроэнергию, полученную на базе ВИЭ.

На начало 2010 года общая мощность ветроустановок в России составляла 18 МВт, что рав-няется лишь 0,008% объектов, генерирующих энергию, в России (220 ГВт). За четыре года данный показатель повысился лишь на 4 МВт. Фонд ветряной энергетики состоит из 1600 малых установок, мощность которых варьируется от 0,1 до 30 кВт и 10 больших ветряных парков, обеспечивающих 90% общей мощности. В стране имеется более 20 изготовителей ветряных установок, но они все работают в области средних и малых генераторов – не более 500 кВт.

Россия на рынке фотовольтаики является экспортером продукции и сырья. Отсутствие внут-реннего потребления можно объяснить тем, что достаточные уровни радиации солнца в стране приходятся на сравнительно бедные области: Южную Сибирь, Юго-Запад, Дальний Восток. В результате на первую половину 2010 года общая мощность действующих фото-электрических станций составляла не более 1 МВт.

Водородная энергетика, невзирая на большой теоретически задел, продолжает оставаться без коммерчески реализованных продуктов.

В 2008 году на уровне государства была поставлена цель - к 2020 году сократить энергоем-кость экономики страны на 40%.

Сегодня главными методами сокращения потребления энергии в стране является обустрой-ство счетчиков энергетических ресурсов в частном секторе и в промышленности, а также замена обычных осветительных систем на энергосберегающие – светодиодные и люминес-центные лампы.

Проекты в сфере управления хранения и передачей электрической энергии в нашей стране пока менее актуальны. Нет законодательной основы для внедрения интеллектуальных энер-гетически систем в имеющуюся структуру транспортировки электроэнергии.


Энергетическая и продовольственная зависимости для большинства стран переходят второстепенный план, на первом месте оказывается технологическая зависимость. Сегодня технологический баланс (продажи своих технологий за рубеж превышают их покупку) положительный лишь в США, в других странах мира он пока отрицательный.

В России данная ситуация тоже требует серьезного осмысления. В первую очередь необходимо думать о результативности научной деятельности в инновационных областях «зеленой» экономики. Наше конкурентное преимущество – потенциально чистые технологии – для их реализации необходимо доказать на практике уникальность российских инновацион-ных разработок в области чистых технологий.

Понятие «чистые технологии» включает пять групп технологий:

Возобновляемые энергетические источники (фотовольтаика, ветроэнергетика, биомасса, биотопливо, биогаз, гелиотермальная энергетика) и альтернативная энергетика;

Экологичный транспорт (альтернативное топливо, гибриды и электромобили);

Системы управления электрической энергией (энергосбережение, умные энергосистемы, энергоэффективность);

Управление выбросами, отходами, водными и воздушными ресурсами (транспортировка, сбор, утилизация отходов и рециклинг);

Инновационные современные материалы и технологии (биологические технологии, нано-технологии, экологичные материалы).

Отечественная отрасль чистых технологий сегодня находится на первоначальной стадии коммерциализации имеющегося научного потенциала. Значительным тормозящим фактором является то, что нет стабильного развития в бизнесе, относительно низкий уровень доходов населения, а это определяет низкий потенциал отечественного внутреннего рынка.

6. Потребность в «зеленых» финансовых и инвестиционных решениях.


С 2002 по 2010 годы, невзирая на колебания экономики, смену премьеров, президентов и министров, ЦБ и Минфин удерживали ставку рефинансирования ЦБ (а значит, и кредитные ставки негосударственных банков) на уровне выше 10% в год. С 2000 по 2009 годы доля долгосрочных кредитных продуктов банков в числе инвестиций в основной капитал с 2,9% изменилась до 10,4% (в том числе 1,7% - от зарубежных банков), в развитых же странах она достигает 60-80%. В таких условиях сельское хозяйство, промышленность и инфраструктура не могут нормально развиваться.

С 2002 по 2010 год потребительская инфляция почти не опускалась ниже 10% ежегодно. В таких условиях не будет ни жилищного строительства, ни накоплений, ни ипотеки.

Благодаря реализации данной модели финансовой политики наблюдалось резкое торможение в развитии экономики. За последние 10 лет мы потеряли 4-6% роста ВВП, при этом со-хранялись низкие темпы роста строительства жилья, сельского хозяйства, промышленности, не говоря о запущенной инфраструктуре.
Финансовая политика государства, ориентированная экологически, должна способствовать развитию отраслей, которые в большей степени стимулируют развитие «зеленой» экономи-ки.

Исполнение экологических требований в финансовой политике заключается в том, чтобы посредством социально-экономических институтов гарантировать инвестиции в пять облас-тей:

Использование энергосберегающих технологий в ЖКХ, строительство, социальную среду;

Развитие ВИЭ;

Укрепление систем управления земельными и водными ресурсами, лесами;

Внедрение в использование экологически чистого транспорта;

Устойчивое развитие отечественного сельского хозяйства, а также генерирование органических продуктов питания.

Подобные меры помогут улучшить экологическое положение в стране, позволят спасти ок-ружающую среду от деградации, повысят занятость трудового населения путем создания рабочих мест.

В глобальной экономике складывается иная по качеству геополитическая и геоэкономиче-ская ситуация. Ясно, что мировая финансовая система эволюционирует, переходя от банковского кредитования к инвестиционному и банковскому посредничеству, таким образом, к более эффективному распределению доходов и рисков посредством инновационных рыноч-ных финансовых продуктов и инструментов.

7. Неразвитость систем самоуправления и кризис управления городским хозяйством.


В каждом общественном образовании, в «зеленых» поселениях в том числе, образуется полный спектр общественных отношений, которые описывают сегодняшнее цивилизованное общество. Это и хозяйственно-экономические отношения, социально-нравственные устои, административные, юридические отношения. Возникновение и развитие таких отношений ясно иллюстрирует само существование и становление общественного формирования, «зеленое» поселение в том числе. И не важно, на каком этапе развития оно сейчас находится, эффективное управление процессами в обществе является одним из ключевых приоритетов развития.

Рост местного самоуправления, социальных инноваций и инициатив в самоуправляемых обществах сообществах небольших размеров – это максимально эффективный путь для развития общества.

Города-спутники или "зеленые"поселения – это не та область, где могут действовать индустриальные монстры и госкорпорации. Хай-хьюм и хайтек образуются в микросообществах и реализуются тоже ими.

Можно противопоставить экологичный образ жизни «потребительскому» образу жизни, господствующему сейчас, но рост которого близок к исчерпанию во всех странах.

8. Проблема здоровья нации.


Главное преимущество «зеленых» поселений – решение про-блем здоровья.

За многие десятилетия экологи не смогли существенно затормозить процессы разрушения природы. Воздух и вода стали лишь грязнее, леса вырубаются, подземные воды уходят глубже в землю, мелеют реки, истощился плодородный слой земли. Массовая вырубка мас-сивов лесов в течение десятилетий привела к ветровой и водной эрозии сельскохозяйствен-ных земель. Полностью уничтожено видовое разнообразие растений.

Принципы организации «зеленых» поселений гарантируют человеку чистое с экологической точки зрения и полноценное питание, достаточную двигательную нагрузку, чистый воздух, значительно уменьшают психологическую нагрузку (отсутствует шум, напряженный ритм жизни), что формирует культуру здоровья и обеспечивает профилактику заболеваний.

Автономные «зеленые» поселения являются глобальным экологическим проектом, которое интересно государству.


В нашей стране от 30 до 40 миллионеров пенсионеров, из них лишь 10 миллионов живут в селах, все остальные живут в городах. Только в Москве проживает не-сколько миллионов неработающих, почему бы им не переехать в малобюджетные таунхауз-ные поселки, ближе к природе, на берега озер и рек с садом и огородом, где они бы могли жить в общении со сверстниками, при наличии комплекса социальных привилегий? Такие поселки должны строить пенсионные фонды, забирая в обмен на таунхаузы квартиры в го-родах.

Города для пенсионеров возводятся в Центральной и Латинской Америке, таким образом, государство благодарит пенсионеров за годы их труда. Самый привлекательный подобный проект – территория The Villages, находящаяся в 40 километрах от Орландо. Она состоит из множества поселений, предназначенных для активных пожилых людей. Множество таких поселений характеризуются форматом «55+», то есть здесь могут приобрести недвижимость только люди старше 55 лет. Главные преимущества: хорошая экология, безопасность, боль-шие возможности для отдыха и спорта.

Тем, кто полагает, что это будет «гетто» для пожилых людей, напомним, что, согласно про-гнозам демографов, через лет 20 таким «гетто» окажется вся страна, и американцы готовятся к тому, чтобы в таком «гетто» была обеспечена достойная старость.


Согласно утверждению Р. Эмерсона, «настоящим показателем цивилизации не является уровень образования и богатства, размер городов и количество урожая. Это нравственный образ человека, воспитанного своей страной».

В своем большинстве современный человек имеет целью потребление определенных вещей, товаров. Человек, обработанный рекламой, трудится в душном офисе на неинтересной рабо-те, питается фаст-фудом, от которого полнеет, и все ради того, чтобы вновь купить «мод-ную» синтетическую одежду, которая уже завтра станет не престижной. И эти «крысиные бега» будут длиться годами.

Цель «зеленых» поселений – формирование нового уклада жизни, который основан на сим-биозе природы и человека, перенаправление человечества с пути техногенного развития на путь духовный. Хотя то, что сегодня считается новым, является давно забытым старым. Так веками жили в России. Человек, у которого есть в собственности маленький участок Роди-ны, ближе и острее чувствует значение целостности своего государства, а также его интере-сы. Любовь к своему Отечеству для такого человека естественна, патриотизм имеет большое значение, а не является пустым звуком.

Гармоничные решения «зеленых» поселений

1. Экологический гуманизм. Современное человечество, оказавшееся в экологическом кри-зисе, не может пока найти пути выхода из него. Невзирая на какое-то успешное осуществ-ление альтернативных технологий и программ по внедрению безотходных производств, раз-витию законодательства, обеспечивающего экологическую защиту, человечество все еще не покинуло область экологического кризиса.

Становится все яснее, что основная экологическая проблема лежит не в озоновом слое Зем-ли, а в эстетических и ценностных представлениях общества и отдельного человека. Прин-ципы гуманизма, казавшиеся незыблемыми, должны координироваться не только с челове-ком, но и с природой. Тогда гуманизм теряет свое содержание и становится экологическим гуманизмом. Любовь человека, направленная эгоистически только не него, привела, в ре-зультате к экологическому кризису. Экологический гуманизм, в отличие от обычного гума-низма в природе видит существование человека. Природа есть бытие человека. Поэтому че-ловек обязан относиться к природе бережно, как к себе. «Зеленые» поселения, пропаганди-рующие здоровое развитие человека посредством восстановления его связи с природой уравновешивают не только отношения между человеком и природой, но и между людьми.

2. Человечество перед глобальными проблемами. Экологическая проблема. Оказывается, человек может существовать только в пределах достаточно узкого диапазона характеристик его физической среды, социосферы и биосферы. Поскольку человечество в образе ноосферы получило всепланетарный статус, то новые появляющиеся проблемы часто носят глобаль-ный характер. Имеется в виду предотвращение катастрофического засорения человеком природной среды, обеспечение человеческого общества необходимыми продовольственны-ми и энергетическими ресурсами, выход из экологического кризиса. При желании можно продолжить список проблем мирового значения человечества, они свойственны экономиче-ской, эстетической, социальной, политической и этической жизни человека.

Что нам предлагают «чистые» технологии, «зеленая» экономика, «зеленая» этика, «зеленые» инвестиции? Это то, что вполне можно назвать «зеленой» революцией, которая подразуме-вает переход человека из урбанизированной среды обитания в иную чистую экологически среду обитания, в экологические города, «зеленые» малоэтажные поселения автономного типа.

Естественно, стремление к «зеленой» экономике, «зеленой» революции, «зеленому» строи-тельству не является спасением от всех бед нашей цивилизации. Но это одни из возможных методов решения данных проблем.

Россия продолжает оставаться самой большой страной в мире, где имеется наибольшее ко-личество неосвоенных земель, это самая богатая страна лесом и пресной водой. Примером является Москва и Подмосковье. Четверть населения здесь проживает, мешая друг другу на небольшом кусочке земли, невзирая на то, что пустые земли простираются на десятки тысяч километров.

Для существенного качественного рывка вперед в этом направлении, освоении пустующих территорий, нужен комплексный анализ применительно к российской действительности. Основная задача – свести в одной точке малоиспользуемые потенциальные экологические богатства России и возможности современных технологий. Здесь должна идти речь не про-сто о «возрождении села». Необходимо создавать совершенно новые формы поселений, не-оагломераций, т.е. поселений сельского вида с современной инфраструктурой, - экологиче-ски чистых, социально гармоничных, ресурсно-эффективных, где будет возможность соче-тать экологический (воздух, вода, пища) и технологический (электричество, бытовая техни-ка, современный досуг) виды комфорта.

В четвертой части статьи мы продолжим рассматривать доказательства гуманизма «зеле-ных» поселений.

3. «Зеленое» строительство. Согласно прогнозам аналитиков 2013 году «зеленое» строитель-ство займет примерно 20% рынка строительных услуг в мире. «Зеленое» строительство эко-логично, выгодно, комфортно, долговечно, достигается путем эффективного применения воды, энергии и других ресурсов; использования экологически чистых стройматериалов и технологий; снижается к минимуму воздействие техногенных факторов на людей, обеспечивается высокая эстетика поселений; достигается гармония природы с существованием человека, бизнесом, техническими решениями, государством.

Сегодня видна тенденция перехода от возведения отдельных «зеленых» строений к строи-тельству экологических городов, «зеленых» поселений. Только город в качестве живой сис-темы можно совершенствовать эффективно в плане энергоэффективности и экологии, толь-ко как целое, а не по частям.

Граждане «зеленых» поселений поддерживают связь с окружающим миром, они пользуются транспортом, рядом с ними находится мегаполис, городской центр, где есть все условия для работы, отдыха и жизни. Главные принципы формирования «зеленого» поселения – нахож-дение в ландшафте; равновесие в экологичском смысле – снижение влияния на окружаю-щую природу, вхождение в экологические циклы; использование ВИЭ; наличие социальной структуры; решение проблемы мусора; чистый экологически общественный транспорт; в основном малоэтажная застройка; максимальное озеленение; обеспечение условий ком-фортного проживания. Это все делает такие города привлекательными для множества лю-дей.
При формировании «зеленого» поселения сохраняются рощи, озера, лесопарки, ручьи с рас-тительностью в виде природных натуральных зон. Современные коммуникационные сред-ства позволяют обладать социальной активностью и информированностью, свойственной городу, находясь вне административной и индустриальной среды.

Первый пассивный современный дом (экодом) в Германии был возведен в 1991 году в г. Дармштадте под начальством В. Файста. Опыт его использования показал, что данное зда-ние на самом деле нуждается в минимальном количестве тепла: затраты на отопление такого дома составляет менее 1 литра топлива в жидком виде в год на 1 метр квадратный отап-ливаемой площади.

Главная особенность пассивного дома - пониженное потребление энергии (примерно 10% от удельной энергии на одну часть объема, которую потребляют современные здания). В идеале, энергетическая независимая система совсем не требует затрат на поддержание опти-мальной температуры. Отопление пассивного дома организуется посредством тепла, которое выделяют люди, проживающие в нем, бытовая техника и альтернативные энергетические источники (солнечные батареи).

В Западной Европе уже построено примерно 6 тысяч пассивных домов. Есть среди них и городские малоэтажные здания, и загородные особняки. Во всех странах Европы есть дома, построенные согласно пассивной технологии. Построены и целые экологические деревни из пассивных домов в Дании, Чехии, Финляндии.

В Германии, Дании и Финляндии разработаны специальные государственные целевые про-граммы по преобразованию всех объектов застройки к определенному пассивному уровню (дома с низким потреблением – до 30 кВт ч /м3 в год). Директива энергопоказателей в строительстве, принятая в 2009 году странами ЕС, требует, чтобы все новые здания к 2020 году были приближены к энергетической нейтральности.

4. Экологизация коммуникаций. Концепция транспорта экологически чистого подразумевает формирование особенного транспортного обслуживания в муниципальном хозяйстве «зеленого» поселения, являющегося автономным. Его функциями будут являться эксплуатация транспортных средств, ремонт и сопровождение, содержание и развитие соответствующей муниципальной инфраструктуры. Организация подобных локальных «зеленых» инфраструктур в транспортной среде сформирует прецеденты системного перехода к такому виду транспорта, а также обеспечат внутренний спрос на него.

5. ВИЭ. Россия обладает невероятными ресурсами геотермальной, ветровой, солнечной энергии, гидроэнергии, энергии биомассы. Технический потенциал ВИЭ приравнивается к 4,6 млрд. тонн у. е. топливных ресурсов в год, что превышает объем использования топлив-ных и энергетических ресурсов нашей страны в общем в пять раз. Их использование пред-ставляется и коммерчески, и экологически привлекательным.

В России множество регионов, где ВИЭ могут преобладать над привычными. Геотермаль-ные источники энергии есть на Курилах, на Камчатке. Ветроэнергетические проекты спо-собны конкурировать в прибрежной зоне Дальнего Востока и в степях Поволжья. В Восточ-ной Сибири и на Урале интересным является строительство гидроустановок небольших размеров. Применение биомассы в целях получения энергии имеет хороший экономический потенциал во многих областях России, тем более на северо-западе нашей страны, где пре-красно развито целлюлозно-бумажное производство.

Но роль ВИЭ не исчерпывается только энергетикой. В некоторых зарубежных источниках приводятся данные по экологическим положительным сторонам ВИЭ. Одна ветряная уста-новка (фотоэлектрическая станция, малая ГЭС) мощностью 500 кВт (1 млн. кВт ч/год) пре-дотвращает выбросы вредных соединений при выработке аналогичного количества электри-ческой энергии на тепловых станциях на угле в объемах: СО2 – 750-1250 тонн, двуокиси серы – до 8 т, оксидов азота – 3-6 т, а также пыли до 500 кг, золы – 40-70 т.

Известно, что при количестве населения 2,4% мирового, Россия имеет 12% общемировых запасов нефти, 16% угля и 35% газа, 14% урана. И это может создавать иллюзию, что нам не грозит энергетический кризис. Но острые энергетические ситуации создаются в некоторых областях России, да и применение всех имеющихся ресурсов органического топлива требует огромных финансовых вложений. Поэтому все проблемы, относящиеся к развитию возоб-новляемой энергетики во многих странах, также относятся и к России, несущей в себе свой-ства развитых и развивающихся стран.

Барьеры и сложности на пути внедрения ВИЭ по степени важности можно распределить в таком порядке: экономический, психологический, технический, законодательный и инфор-мационно-организационный. На первое место при этом нужно поставить психологический барьер, так как психология человека – самый консервативный элемент. Невзирая на значи-тельные изменения в мире и в России, все еще многие люди на всех уровнях социального положения считают, что возобновляемая энергетика внимания не достойна и приравнивают ее к экзотической забаве.

Нормативно-правовые акты (которые уже приняты или находятся на этапах разработки) бу-дут способствовать росту производства энергии за счет ВИЭ.

Некоторые акты определяют целевые условия энергетики РФ, например:

Снижение энергетической емкости экономики до 40% к 2020 году от показателей 2007 года;

Повышение имеющегося объема ВИЭ до 6-7% в общей мощности источников генерации;

Увеличение доли альтернативных и возобновляемых энергетических источников к 2020 го-ду к 4,5% в годовом производстве электрической энергии.

Приняты и находятся на разных этапах разработки другие нормативно-правовые акты, глав-ная задача которых состоит в создании стимулов для развития ВИЭ, таких как: субсидии на технологическое подсоединение для генераторов, действующих на базе ВИЭ; квалификация поставщиков энергии за счет ВИЭ; поддержка оперативного функционирования генераторов на основе ВИЭ.

6. «Зеленые» инвестиции. Понятно, что ставить цели по развитию институтов обеспечения финансами проектов «зеленой» экономики в страновых, глобальных масштабах – неблаго-дарная и утопическая задача. Но создать среду, проводящую инвестиции на фоне группы компаний, общей партнерской сети, единой программы инвестирования – не просто инте-ресно, а необходимо, если одной из ключевых целей мы ставим применение новых методов организации заимствования с рынка мировых капиталов в качестве главного финансового инвестиционного источника для проектов «зеленой» экономики. Данный вид финансирова-ния называется «зелеными» инвестициями.

Эта отрасль сегодня переживает ранний этап своего жизненного цикла, и это является пре-имуществом, так как известно, что максимальную прибыль получат организации, которые продвигают на растущих рынках новые технологии. Вкладчики «зеленых» проектов, фон-дов, программ получат двойную выгоду: большую прибыль и удовлетворение потребности промышленности в системах защиты природной среды.

Следующий фактор роста – государственная поддержка. Правительства большинства стран активно начинают стимулировать «зеленые» инициативы и разработку программ по стиму-лированию креативных решений для повышения объемов использования экологической энергии. США направляют огромные средства в развитие современных технологий и в пре-доставление трудовых мест в отраслях, где обеспечивается повышение энергетической эф-фективности и сокращается выброс парниковых газов. Конечно, с целью экспортирования технологий в развивающиеся страны, главное, в Китай.

Сегодня «зеленые» инвестиции все же не очень эффективны экономически, программы пе-рехода на ВИЭ идут за счет налоговых льгот и дотаций от государства. Инвесторы, конечно, оптимистично настроены, но их интерес напрямую зависит от стимулов перехода к «зеле-ной» экономике в области законодательства, т.е. на возобновляемые источники энергии, ко-торые сегодня еще пока дороже по себестоимости киловатта, чем «нефтяная» электрическая энергия.

http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10905#.U0bvcV7WkW0
http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10909#.U0bvdF7WkW0
http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10914#.U0bvhl7WkW0
http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10926#.U0bvkl7WkW0

Зеленая – ориентированная на экологию – экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

Вопросы экологии

В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами «зеленая экономика». Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

Важными чертами «зеленой экономики» являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых

На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования во-зобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт» отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

Проблемы надзора

Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию «зеленого» курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

u Ликвидация государственной экологической экспертизы.

v Возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду.

w Отсутствие экономических стимулов для перехода на «зеленые» технологии.

x Государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды.

y Минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение «зеленого» законодательства.

Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве «работающих» методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

От ответственности не уйти

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Особое практическое применение получили ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами», 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» и 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»1.

Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 «Экологические преступления». В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 «Загрязнение вод», 254 «Порча земли», 258 «Незаконная охота» и т. д.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

Работаем на перспективу

Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разно-образия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разно-образия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн гектаров (п. 3 Основ).

Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй – является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV «Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития» Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные переме ны хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, г. Москва.

Экология - одна из наиболее актуальных проблем современности. Вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. В результате истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. В этом номере мы обратились к некоторым проблемам правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Но разговор не окончен...

Зеленая - ориентированная на экологию - экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

Вопросы экологии

В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами "зеленая экономика". Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

Важными чертами "зеленой экономики" являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых.

На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования возобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН "Энергетика и транспорт" отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

Проблемы надзора

Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию "зеленого" курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

  1. ликвидация государственной экологической экспертизы;
  2. возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду;
  3. отсутствие экономических стимулов для перехода на "зеленые" технологии;
  4. государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды;
  5. минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение "зеленого" законодательства.

Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве "работающих" методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

От ответственности не уйти

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Особое практическое применение получили ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами", 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" и 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах" <1>.

<1> "Подборка судебных решений по ст. ст. 8.2, 8.13, 8.21, 8.31 за 2011, 2012 гг. "ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения".

Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 "Экологические преступления". В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 "Загрязнение вод", 254 "Порча земли", 258 "Незаконная охота" и т.д.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

Работаем на перспективу

Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн. гектаров (п. 3 Основ).

Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй - является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV "Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития" Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные перемены хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

Таким образом, несмотря на упорство бизнеса, будущее планеты за "зелеными" технологиями. Россия активно вступает в международное сообщество, где приоритетом избран путь защиты, а не уничтожения природы. Глобализация заставляет многие страны пересматривать существующий путь в экономике и политике. РФ в данном вопросе не исключение. Уже сейчас можно говорить о сдвиге в лучшую сторону состояния экологии в нашей стране. Но из-за отсутствия благоприятного инвестиционного климата "зеленые проекты" с трудом пробиваются через тернии "сырьевых игл".

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с