Презентация на тему "политика перестройки в экономики ссср". Политика перестройки в сфере экономики план-конспект урока по истории (11 класс) на тему Изменения в экономике и внутренней жизни

Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Общие цели: охарактеризовать политику перестройки.

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, про­водимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической дея­тельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения.

Дополнительные цели: провести сравнительный анализ по­литики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги пе­рестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сфе­рах общества, которые препятствовали перестройке.

Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ус­корения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис по­требления, кадровая революция.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития».

Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономиче­ской реформы.

1990 г. - Программа «500 дней».

Ход урока

I . Изучение нового материала.

    Продолжение курса Ю. В. Андропова.

    По пути экономических реформ.

1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.

С целью организации знаний и на основе знаний основной
школы сформулируйте краткую характеристику деятельности
Юрия Владимировича Андропова (см. §37, с. 353-356).

    кризис коммунистической идеологии и системы;

    инертность правящей бюрократии;

    нарастание социально-экономических и внешнеполитиче­ских трудностей;

    массовая неудовлетворенность своим положением;

    кризис системы потребления;

    кризис массового производства;

    кризис сельского хозяйства;

    стремление к переменам приобретает массовый характер;

    возникновение неформальных общественных течений, тре­бовавших демократизации социализма.

Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева:

/ этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР;

II этап -лето 1987 г. - 1990 г.

Вопросы обучающимся:

    Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направле­нии реформ?

В чем причина сложного выбора стратегии реформ в
СССР?

Дайте характеристику избранного курса на ускорение.

    Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался не­эффективен этот социально-экономический курс?

    В чем причина неэффективности политики ускорения?

    Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти по­пытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного зара­жения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либе­рального характера.

2. По пути экономических реформ.

Учитель делает определенные пояснения:

Уже в 1986 г. стало очевидно, что ускорение не получает­
ся, был выдвинут курс на «перестройку».

Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы ре­формы экономики в СССР (1985-1991 гг.)».

    Закрепление изученного материала.

(Тест)

Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"».

Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности».

  • Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
  • Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
  • Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
  • Формировать навыки исследовательской работы.

учащиеся должны уметь:

  • составлять таблицы;
  • характеризовать периоды в развитии перестройки;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
  • определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Перестройка – объективная необходимость.
  2. Первый этап перестроечных процессов.
  3. Второй этап перестроечных процессов.
  4. Результаты перестройки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу

«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос:

«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »

В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы.

На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:

– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.

  1. В экономической сфере –
    сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  2. В социальной сфере –
    достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).
  3. В политической сфере –
    Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока

«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.

III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1

Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.

Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.

Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.

Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.

Слайд 4. Задачи «Перестройки»

Слайд 5. Первые реформы в экономике.

Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:

Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.

Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?

Ребята аргументируют свой выбор.

Первый этап урока завершается выводом:

перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)

IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу

«Основные события 1985–1991 гг.»

Важнейшие политические мероприятия Национальные проблемы СССР
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г. избран М.С.Горбачёв.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный.

Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС.

Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан)

Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность – открытость и правдивость в освящении прошлого.

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Март 1988 г. – Публикация в газетах письма Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация антиперестроечных сил.

Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы.

Весна 1988 г. – начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й статьи Конституции.

Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике.

Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость.

12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий и организаций. Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа)

8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Экономическое развитие СССР.

Среднегодовые показатели, % 1981–1985 1986 1987 1988 1989 1990
Темпы прироста национального дохода 3,5 2,3 1,6 4,4 2,5 -4
Темпы прироста производительности труда 3 2,1 1,6 4,8 2,2 -3

I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)

Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.

Главная задача – остановить разложение социалистической системы.

Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)

– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.

– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)

Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.

Показ слайдов (10 – 13).

Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.

V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)

«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…

Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…

Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».

Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?

– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?

На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.

Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.

Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.

Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.

Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.

– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)

– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством, со строгим подчинением республик центру.

– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы,)

– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.

Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.

Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.

VIII. Показ слайдов 15–36 .

IX. Задание классу :

Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.

Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.

X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»

План сравнения При Н.С.Хрущёве В годы перестройки
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе
2. Отношение к гражданским правам и свободам
3. Отношение к политической оппозиции
4. Применение репрессий к политическим противникам
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п.
6. Основные преобразования в экономической сфере
7. Основные политические и социальные реформы.
8. Результаты реформ.

IX. Выставление и комментирование оценок.

X. Домашнее задание

С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.

С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.

Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.


В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого.

11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов - «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По склад личности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.

Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин.

К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам.

Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки - около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.

Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике.

В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» - космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Таким образом, сложилась ситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.

Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики - планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.

Экономические преобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа.

I этап (1985 - 1986 гг.) - этап «ускорения социально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализм имеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом.

II этап (1987-1989 гг.) - этап либерализации экономики. Введение элементов рыночной экономики. Цель - совместить плановую экономику с рыночной экономикой.

III этап (1990-1991 гг.) - неудачные попытки проведения рыночных реформ.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор».

В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.

Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва - секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.

Антиалкогольная кампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте, увеличилась средняя продолжительность жизни.

Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута.

В феврале 1986 г. на XVII съезде КПСС вопрос ставился правильно: «Повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но одними призывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Ухудшению положения в экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.

Во время загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин. «Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.)…С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, … достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов… Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта».

26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей.

К началу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.). Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние.

Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск ТНП на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка - это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности».

Но хозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административной системой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Представление Горбачёва об экономике в значительной мере были мифологическими. В ноябре 1987 г. он заявляет, что необходимо вернуть «ленинскую концепцию строительства социализма». В связи с этим и выдвигается идея массового развития кооперации, взятая из работы В.И. Ленина «О кооперации». В СССР предлагается развивать новые формы хозяйства, особенно в сфере обслуживания и производстве ТНП - кооперативы, различные формы аренды государственной собственности, разрешается индивидуальная трудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развивать новые формы социалистической собственности».

Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня - 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства, продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути».

Горбачёв доводит до сведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчет и самоокупаемость: «…должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды, создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попытки командовать колхозами и совхозами».

«Радиальная экономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа в большей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленного производства в 1986-88 гг. составил 2,8% ежегодно, в 1989 г. - 2,4%, а в 1990 г. произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. А при этом изменения в структуре управления промышленностью фактически приводят к её хаосу.21 Уже в 1988 г. стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населения продуктами питания и ТНП. В 1989 г. начинает вводиться карточная-талонная система на отдельные продукты, в 1990-91 гг. она охватывает десятки продовольственных и непродовольственных товаров. Постепенно рынок ТНП захватывают кооперативные производители. Деятельность мелких частных производителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры и индивидуальные предприниматели не почти не платят налогов государству, так как не существует механизма сбора налогов. Место государства занимают банды рэкетиров.

В 1990 г. глава правительства Н. Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубоком кризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал, что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнем прошлого года в Азербайджане на 19%, Армении - 9%, Грузии - 8% и т.д. Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человеко-дней, а за 4 месяца 1990 г. - 9,5 млн.22 Дефицит государственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей.

Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Уже с 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальных пособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количество товаров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело к росту натурального обмена - бартерных сделок, что в свою очередь снизило собираемость налогов. В этой ситуации и была выдвинута «Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике». Её разработчиками были Н. Рыжков и В. Павлов. Она предусматривала медленный переход к рыночной экономике при господстве государственной собственности и жёсткого контроля государства в экономике. Был принят ряд законов, которые позволяли строить рыночную экономику: «Закон о собственности», разрешавший частную собственность, «Закон о банках», который позволял создавать частные и акционерные банки, «Закон об инвестиционной деятельности». В 1991 г. происходил окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционных процессов; инфляция 1991 г. достигала 10% в месяц, правительство во главе с В.Павловым 1 апреля 1991 г. объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказалась неэффективной. Осенью 1990 г. страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 г. с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставки помогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.

Справедливости ради, стоит отметить, что в 1991 г. рыночные механизмы всё же с трудом стали действовать. Возникают первые акционерные общества, крупные частные предприятия; советские кооператоры постепенно превращаются в сословие предпринимателей. Мафиозные группы и коррумпированное советское чиновничество стало осуществлять раздел целых отраслей экономики. Более того, была расхищена даже часть золотовалютных резервов страны. Таким образом, увеличивалась безработица, а обнищание основной части населения достигло крайнего предела, расцветал чёрный рынок. Таковы были результаты непродуманной и стихийной экономической политики.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с