Камеральная проверка проводится. Чем занимается отдел камеральных проверок налоговой службы. Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

    ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

    документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

    документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

    документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

    решения (постановления) налоговых органов;

    заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

    материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

    иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

    первичные документы;

    регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Камеральная налоговая проверка: подробности для бухгалтера

  • Налоговый контроль выходит за рамки

    Истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки Наиболее популярными требованиями налоговых органов... сведений являются запросы по итогам камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка проводится на основании представленных... Важно отметить, что при проведении камеральной налоговой проверки инспектор рассматривает в декларации правильность... какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка; признаки, ...

  • Очередное усовершенствование налогового администрирования

    2019 года: в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абз. 2 п... 84 НК РФ). Налоговый контроль Камеральная налоговая проверка по НДФЛ Изменения, внесенные в... проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации... . 230 НК РФ; теперь камеральная налоговая проверка может быть проведена без представления... продажи или дарения недвижимого имущества. Камеральная налоговая проверка будет проводиться на основе имеющихся...

  • Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль

    Каковы особенности проведения камеральной налоговой проверки (далее – КНП) по налогу на... данном материале. Каковы особенности проведения камеральной налоговой проверки (далее – КНП) по налогу на...

  • Возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки: общие правила составления

    Видов (ст. 87 НК РФ): камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Из п... налоговой проверки. По результатам же камеральной налоговой проверки акт составляется не всегда, а... видов (ст. 87 НК РФ): камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Из п... налоговой проверки. По результатам же камеральной налоговой проверки акт составляется не всегда, а...

  • Первичные документы при камеральной проверке декларации по НДС

    88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать... . 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у...

  • Обзор основных изменений НК РФ, которые внесены законом № 325-ФЗ

    ...), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 ... дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период... и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п... , проводящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе декларации по НДС...

  • Дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период...

  • Новые подходы к мероприятиям налогового контроля

    Всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов... решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до... декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной... .2018. Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным...

  • ... % больше показателя 2017 года. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с... из 100 привлекаются для проведения камеральной налоговой проверки. Проведенный анализ показывает, что... их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 ... до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем. Рис. 10. ... размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа...

После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

Как проводится проверка

Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки.

Что это за ошибки:

1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

Требование представить пояснения к отчетности - не повод для штрафа

Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность.

Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки.

Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.

Примечание редакции:
стоит добавить, что высшие судьи считают штраф в рассматриваемом случае правомерным. По мнению ВС РФ, если налогоплательщик устранит нарушения после того, как налоговики вышлют ему требование представить пояснения к отчетности, то ответственности за недоплату налога ему не избежать (определения от 27.03.2017 № 305-КГ17-1782, от 10.10.2016 № 305-КГ16-12560).

В каком виде нужно представлять пояснения к декларациям и расчетам

Если в ходе камеральной проверки налоговики найдут ошибки либо несоответствия в представленной отчетности, они вправе запросить у налогоплательщика пояснения. У проверяемого лица есть 5 дней на представление пояснений либо корректировку сданных ранее форм.

Если неточности найдены проверяющими в декларации по прибыли, имуществу или транспорту, а также НДФЛ-отчетности, то подать пояснения можно в любом виде (на бумаге или по ТКС). А вот если налоговая недовольна НДС-декларацией, то объясниться с ИФНС нужно исключительно в виртуальном виде по установленному ФНС РФ формату. В противном случае пояснения будут считаться непредставленными и последует штраф.

Напомним, что центральный аппарат ФНС РФ в решении по жалобе налогоплательщика утверждал, что ИФНС на местах должны принимать НДС-пояснения в любом электронном виде, но они необязательно должны соответствовать формату.

Как отправить НДС-пояснения при наличии нескольких адресов

Компании (ИП), сдающие электронные НДС-декларации, представляют в ИФНС по ее требованию пояснения в такой же форме и по формату, определенному ФНС РФ (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

Эта обязанность появилась с начала 2017 года.

Сдать бумажные пояснения — это все равно, что не сдать их вообще.

При этом закон разрешает компаниям пользоваться услугами нескольких операторов ЭДО, поэтому у фирмы может быть не один электронный адрес.

Формируя ответ с пояснениями, компания может сама указать идентификатор декларации, отображенный в квитанции о приеме (извещении о вводе НДС-отчета).

Также не возбраняется сообщить налоговикам о том адресе, на который надо направлять корреспонденцию по ТКС.

Как представить пояснения к декларации: отвечает ФНС

Вопрос


Ответ


Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации

Если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в декларации покупателя и продавца и сообщить ИФНС об отсутствии ошибки

В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование, будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью инспекции. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме

Если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения, будет ли инспекция информировать об этом налогоплательщиков, или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, ИФНС вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля

Будет ли налоговый орган информировать налогоплательщика, если представленные пояснения устранили выявленные расхождения?

Нет, НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений

Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в инспекцию копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию

Может ли быть продлен срок представления пояснений?

Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений

Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений

Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации

В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях — уточненная налоговая декларация?

В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать уточненную декларацию. Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога к уплате, то «уточненку» подавать необязательно. В таких случаях может быть представлено пояснение

Каков срок представления пояснений в ответ на требование?

Пояснения представляются в течение 5 дней с момента передачи по ТКС в налоговый орган квитанции о приеме

Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Каков срок отправки квитанции о приеме данного требования?

Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать ИФНС квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по ТКС в течение 6 дней со дня отправки налоговым органом требования

«Уточненка», представленная в день проверки, на ее результаты не влияет

В последний день проверки организация подала скорректированную декларацию по НДС за контролируемый период.

Инспекторы факт сдачи «уточненки» в своем решении не отразили.

ФНС РФ, рассмотрев жалобу налогоплательщика, указала следующее: «уточненка» была отправлена в момент между составлением акта проверки и оформлением решения по ней.

НК РФ не предусматривает развитие таких событий.

Поэтому налоговики самостоятельно определяют регламент рассмотрения уточненной декларации:

  • проведение дополнительной проверки;
  • «камералка»;
  • повторный визит в организацию.

Учитывая то, что «уточненка» отражала сумму, доначисленную по результатам контроля, и факт неоплаты ее в бюджет, ФНС РФ признала решение инспекторов справедливым.

Подавать «уточненку» по прибыли можно, даже если сделку признали недействительной

В 2015 году банк совершил сделку по продаже недвижимости, которую суд позже признал недействительной. В связи с этим кредитное учреждение подало уточненную прибыльную декларацию за этот период.

ИФНС выразила несогласие с поданной декларацией. Тем не менее из-за признания сделки недействительной в соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ банк обязан был возместить покупателю все, что тот заплатил. Следовательно, банк лишился прибыли от сделки.

Банк подал «уточненку» по прибыли, так как в соответствии со ст. 81 НК налогоплательщик имеет право представить скорректированную отчетность, если он допустил огрехи в декларации, которые привели к переплате налога в бюджет.

По мнению ФНС РФ, в данном случае банк поступил правомерно.

За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

Камеральная проверка уплаты НДС имеет свои особенности. Большинство компаний по указанному налогу сдают электронную отчетность.

Как прописано в п. 3 ст. 33 НК РФ, запрошенные инспекцией пояснения к виртуальной декларации необходимо направить только в электронной форме по ТКС в утвержденном формате. Пояснения на бумаге не считаются представленными.

Если затребованные при «камералке» пояснения или уточненная декларация не представлены в 5-дневный срок, то последует штраф по ст. 129.1 НК РФ в размере 5 тыс. рублей, за повторный проступок в том же календарном году он вырастет до 20 тыс. рублей.

Недавно вышестоящий налоговый орган рассмотрел спор по вопросу уплаты 5-тысячного штрафа в пользу компании.

Она в марте получила требование о предоставлении пояснений к НДС-декларации за III квартал прошлого года. Пояснения были направлены в инспекцию вовремя по ТКС, но обычным письмом, к которому были прикреплены первичные документы.

Налоговики посчитали пояснения непредставленными, так как компанией не был соблюден формат письма, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. За это ей выставили штраф 5 тыс. рублей.

Вышестоящая налоговая инстанция отменила решение инспекции. Поскольку статья 88 НК РФ не предусматривает указаний на то, что неформализованные электронные пояснения не считаются представленными.

А статья. 129.1 Кодекса наказывает только за их непредставление, а не за нарушение электронного формата.

Поэтому компанию, направившую в ИФНС пояснения простым письмом по ТКС, нельзя привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

Решение Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@.

Примечание редакции:

данное решение поможет организациям, оказавшимся в подобных ситуациях, избежать штрафа без обращения в суд. Достаточно сослаться на него при появлении такой необходимости.

Напомним, что требование о представлении пояснений к декларации по НДС будет направлено, если налоговики выявят противоречия, несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика и его контрагента или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения.

Алгоритм заполнения пояснений зависит от факта наличия ошибок в декларации, приведших к занижению налога.

Если такая ошибка закралась, надо подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Прилагать к ней пояснения, раскрывающие причину неточностей, или нет - решает сама организация, ведь НК РФ не запрещает и такой вариант представления документов.

Если компания уверена в правильности заполнения отчетности, то в пояснениях это надо донести до контролеров. К примеру, раскрыть причину расхождений между «прибыльной» базой и НДС-базой (могли присутствовать операции, освобожденные от НДС) или причину несоответствия данных книги покупок и книги продаж контрагента (после сверки с ним). При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов.

Обнаруженные в отчете неточности, не повлиявшие на расчет налога или не занизившие его уплату, не приводят к необходимости подачи «уточненки». Это надо отразить в пояснениях.

Однако последнее правило работает не всегда. Для налоговых агентов установлен иной порядок уточнения расчетов, подробности - в следующем обзоре.

Порядок подачи «уточненок» иной, если налог платит налоговый агент

Финансисты напомнили специальную норму п. 6 ст. 81 НК РФ, которая обязывает налоговых агентов, в том числе по НДС, представлять уточненные расчеты в следующих случаях:

  • в поданной отчетности не отражены (неполностью отражены) какие-либо данные;
  • при завышении или занижении налоговых обязательств.

Минфин РФ разъяснил, что уточненная декларация должна содержать все те разделы, которые были заполнены в первичной отчетности, даже при отсутствии в них ошибок.

При составлении «уточненки» вносятся исправления в ранее заполненные разделы. При этом заполняются новые разделы, например, раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», если в первичной декларации он по ошибке не был заполнен.

Разделы, не требующие исправлений, остаются без изменений.

Письмо ФНС РФ от 11.01.2017 № АС-4-15/200.

Примечание редакции:

таким образом, для налоговых агентов не имеет значения, завышен или занижен платеж, чужой налог надо пересчитать в любом случае.

Компании - налоговому агенту при обнаружении искажений, указанных в письме, декларацию надо уточнить.

Это касается и расчета по форме 6-НДФЛ.

Например, если мартовская ошибка замечена в конце года после сдачи расчета по итогам 9 месяцев, то подавать придется три «уточненки»: за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ведь раздел 1 формы заполняется нарастающим итогом, и такая ошибка оказывается во всех расчетах, сданных за отчетные периоды (письмо ФНС РФ от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@).

Искажения в расчете приводят к штрафу в размере 500 рублей.

Пятидневный срок для подачи уточненной декларации установлен НК РФ только при выставлении налогового требования (пояснить или уточнить несоответствия). В других случаях срок не установлен. Но лучше ее подать пораньше, чтобы ошибка, занизившая сумму к уплате, не привела к штрафу в размере 20 процентов недоимки (ст. 122 НК РФ). Ведь налоговики могут первыми ее найти, тогда наказания не избежать.

Перед тем как представить «уточненку», надо уплатить недоимку и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

К убыточной декларации запросят пояснения, объясняющие размер убытка

Если в «прибыльной» декларации заявлен убыток, то такую отчетность налоговики не пропустят и потребуют пояснить причину отсутствия прибыли.

Так случилось и с компанией, заявившей по итогам I квартала прошлого года убыток в размере 285 тыс. рублей.

ИФНС выставила требование от 26.05.2016, в котором указала о необходимости в 5-дневный срок пояснить ситуацию либо внести исправления в декларацию.

Фирма сочла это требование незаконным и пыталась обжаловать действия инспекторов сначала в досудебном порядке. Но подмосковная УФНС лишь подтвердила компетенцию контролеров.

Пришлось идти в суд. Мнения судей разделились. Первая инстанция согласилась с компанией: налоговики не указали в требовании, какие конкретные пояснения они хотят видеть, поэтому организацию лишили возможности исполнить его.

Однако апелляция, а потом и кассация посчитали решение своих коллег ошибочным. Действия инспекторов судьи признали правомерными, не нарушающими права компании.

Судами установлено, что с 01.01.2014 в НК РФ появилась норма, дающая налоговикам право требовать пояснения о размере заявленного убытка. Также Кодекс обязывает хранить документы, подтверждающие его объем и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, в каждом налоговом периоде, в течение всего срока использования права корректировки базы на сумму убытка.

Если налоговики сомневаются, что фирма правильно уплатила налоги, они обязаны истребовать у нее дополнительные сведения, документы и информацию, чтобы исключить налоговое нарушение.

В случае декларирования убытка компания должна быть готова пояснить причины его появления, а также обосновать его размер.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 № Ф05-3940/2017.

Примечание редакции:

таким образом, бессмысленно оспаривать в суде правомерность направления требования пояснить убыток.

В пояснениях необходимо перечислить все обстоятельства, которые привели к отрицательному налоговому результату. Также в наличии должна быть «первичка», обосновывающая объем этого убытка.

При «камералке» контролеры могут потребовать пояснения (документы) в ограниченных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Перечислим основные из них.

В декларации обнаружены:

Что затребуют:


— ошибки;

— пояснения или «уточненку»;

— противоречия между данными декларации и сведениями из полученных документов или имеющихся в инспекции;

— пояснения или «уточненку», а также документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации (Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11);

— сведения, противоречащие другим сведениям из этой же декларации или из декларации (журнала учета счетов-фактур), представленной другим лицом


— пояснения и любые документы (счета-фактуры, «первичка» и пр.), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия (письмо ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395)

В ИФНС представлена:

Что затребуют:

— убыточная декларация;

— пояснения, обосновывающие размер убытка;

— «уточненка», в которой налог к уплате заявлен в меньшей сумме, чем в ранее поданной декларации;

— пояснения с обоснованием уменьшения налога к уплате;

— декларация, к которой не приложены обязательные сопутствующие документы;

— документы, которые компания должна приложить, например, в подтверждение нулевой НДС-ставки;

— декларация с заявленными в ней льготами;

— пояснения и документы, подтверждающие льготное право, в частности, возможность истребования документов распространяется на перечисленные в ст. 149 НК РФ операции, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы (например, пп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33);

— декларация, в которой НДС заявлен к возмещению

— документы, подтверждающие правомерность вычетов

Объектом камеральной налоговой проверки служит финансово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности.

Понятие "встречная проверка" было закреплено в статье 87 НК РФ, в соответствии с которой если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов) .

Основным признаком встречной проверки является ее производный характер, т.к. ее можно проводить только при проведении налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, когда возникает необходимость получения дополнительной информации.

Как правило, необходимость проведения встречных проверок возникает тогда, когда у налоговых органов имеются основания подозревать лицо в неоприходовании полученной выручки, в случаях отсутствия подтверждающих документов, в случае если документы контрагентов не совпадают с документами налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности. 2

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой проверки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально-обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.

Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерченного круга финансовых документов.

Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

Сравнительная характеристика камеральных и выездных налоговых проверок 3

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Территориальные налоговые органы

Налоговые органы всех уровней

Совокупность финансово – хозяйственных операций только за отчетный период

Совокупность финансово – хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих году проведения проверки

Основания для проведения

Специального разрешения не требуется

Решения руководителя налогового органа

Периодичность

Регулярно с периодичностью представления отчетности

Выборочно по мере необходимости

Сроки проведения проверки

Три месяца

От двух до шести месяцев без включения времени на приостановление проверки

Дата начала и окончания проверки

Начало – дата представления документов на проверку

Окончание – дата не регламентирована

Начало – дата решения налогового органа о начале проверки

Окончание – дата справки о проведении проверки

Место проведения

Место нахождения налогового органа

Место нахождения налогоплательщика

Все налогоплательщики

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Используемые мероприятия

Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика

Любые установленные НК РФ мероприятия

Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.

Необходимые сведения

Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.

Основные определения

Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.

Кем она проводится

Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.

Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.

Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.

Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.

Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.

Предмет проверок

Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.

Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.

Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.

Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.

Выполняемые задачи

Задачами камеральной проверки является:

Проведение визуальной проверки Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты
Проведение логического контроля Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов
Проведение проверки согласованности значений Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины

Преследуемая цель

Цель:

  • контролировать, соблюдается ли плательщиком налогов законодательство о налогах и сборах;
  • выявлять суммы не перечисленного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • взыскивать сумму неуплаченного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • привлечь виновника к ответственности налогового или административного характера за совершенные нарушения;
  • подготовить сведения, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков налога для проведения выездной проверки налоговой службой;
  • проверить, правомерно ли используются и .

Действующая нормативная база

Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.

О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .

Особенности проведения процедуры налоговыми органами

Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?

Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.

В зависимости от субъекта

Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.

Юридические лица

Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.

Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .

Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.

Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.

Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.

Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.

Физические лица

Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.

Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .

Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.

Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.

Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().

Индивидуальные предприниматели

Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.

Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки

Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:

Выделяют такие этапы проведения проверки:

  1. Принимается и регистрируется декларация.
  2. Далее следует осуществление арифметического и камерального контроля поданной декларации.
  3. Проводятся мероприятия по проверке отчетности.
  4. Завершается камеральная проверка. Составляется акт.

В акте отражают:

  • дату и номер;
  • ФИО должностного лица, что проводило проверку;
  • название фирмы, декларация которой проверялась;
  • регистрационные номера таких документов;
  • список мероприятий, которые проведены;
  • дату, когда проверка начата и окончена;
  • обнаруженные правонарушения;
  • результат проверки, меры ответственности.

Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.

Истребование документов

Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.

Это возможно в таком случае:

Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы
Нужно подтвердить наличие прав на льготу Документально
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость Стоит представить справки, которые подтвердят такое право

Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.

Часто возникающие вопросы

Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.

Особенности в зависимости от налогообложения

Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.

Налог на имущество организаций

При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.

Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.

Проверка осуществляется визуально. Проверяется:

  • наличие всех реквизитов в бланках;
  • четкость заполненной информации;
  • арифметические подсчеты итоговой суммы налога;
  • обоснованность использования льгот.

Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:

  1. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов при снятии с учета ОС до их продажи.
  2. Не вовремя оприходуется ТМЦ.
  3. Не отражаются в учете приобретенные основные средства.
  4. Не включается в расчеты среднегодовых показателей ОС, что были сданы в .
  5. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов на размер несписанных взносов по выбывшим объектам.

По транспортному взысканию

При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.

У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.

Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.

Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?

В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .

На что еще будет смотреть налоговые работники:

  1. Инспектор проверит и коэффициенты, которые рассчитываются предприятиями, что в отчетном периоде . Но такой транспорт должен быть в собственности не более года.
  2. Пересматриваются ставки, используемые при расчете . При возникновении спорной ситуации стоит опираться на нормы ().
  3. Проверяется правильность пересчета базы налога из метрической единицы в лошадиные силы. Придерживаются правил п. 19 рекомендация по , что приняты правительством .

По налогу на прибыль

Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:

  • проверки данных, отраженных в декларации;
  • экономического анализа декларации.

Первая стадия имеет такие направления:

Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля

Вторая стадия включает:

Общее направление проведения анализа экономического плана Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться
Анализ базы налога Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду
Производственный анализ, также анализируется продажа товара Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара

При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .

Стоит помнить о таких особенностях:

  1. При заполнении декларации вручную, проверьте, нет ли арифметической ошибки, и соответствуют ли суммы листа 02 и Приложения к такому листу. Если заполнение осуществляется автоматическим способом, такие проверки не проводятся.
  2. При заявлении льгот будьте готовы дать пояснения по вопросам занижения базы налога или ставки.
  3. При проверке прибыль (по налогу на прибыль) сверяется с доходом, что отражается в .

Могут возникнуть вопросы:

Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки)
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж)
Представить пояснения придется и в том случае Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02
Если осуществляется убыток прошлых периодов Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом ()
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом
Даются пояснения и при получении целевого финансирования Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы)
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д.

Акцент на налоговой декларации

Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().

Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.

Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.

Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?

Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.

Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.

Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .

Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:

  • на протяжении 10 дней будет составлено акт проверки согласно ст. 100 НК;
  • в течение следующих 5 дней такой документ вручается плательщику налога;
  • плательщик имеет право на предоставление возражения в течение месяца;
  • на протяжении 10 дней рассматриваются возражения и выносится решение.
  • проводится по решению налоговой структуры выездная проверка или назначается мера наказания за нарушения.

Если повторная

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.

Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .

Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе

Нюансы при закрытии ИП

Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.

Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.

Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.

Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.

Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.

Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.

Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.

Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2020 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Какие документы могут потребовать

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с