Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве. Жилищное и коммунальное хозяйство. Сфера проблем и противоречий «Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

В противном случае они просто не смогут выполнить требования закона № 261-ФЗ. Работа по этой проблематике ведется сегодня на всех уровнях государственной власти и управления экономикой, и, очевидно, она займет некоторое время. Однако требований закона «Об энергосбережении» никто не отменял и отведенных на их исполнение сроков тоже. Поэтому на местах предприятия коммунальной отрасли и муниципальные структуры самостоятельно ищут решения существующих проблем, используя имеющиеся в их распоряжении материальные и административные ресурсы.

Именно такую цель преследовала встреча руководителей и специалистов управляющих компаний Восточного административного округа (ВАО) г. Москвы с представителями ресурсоснабжающих, энергосервисных и энергоаудиторских компаний, а также нескольких ведущих банков. Мероприятие, в котором приняли участие около 100 человек, состоялось в рамках прошедшей 18 августа 2010 года в Городском Научно-техническом центре энергосбережения ОАО «Сантехпром» выставки-семинара «Промышленность. Инвестиции. 2010» и было организовано префектурой ВАО г. Москвы и Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы. «Мы собрали под одной крышей тех, кто непосредственно заинтересован в скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, тех, кто имеет опыт подобной работы, и тех, кто может ответить на актуальные вопросы в части разработки механизмов финансирования энергоэффективных проектов и энергосервисных контрактов, — сказала директор фонда Анжела Раевская , открывая встречу. — С момента принятия закона «Об энергосбережении» прошел почти год, а многие вопросы так и продолжают оставаться без ответов. Однако времени у нас совсем немного. До конца 2012 года на все здания будут выданы энергетические паспорта и определены квоты на потребление коммунальных ресурсов. Но их фактический расход может оказаться значительно выше этих квот, если сейчас не проводить никаких мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилого фонда. А за сверхнормативное потребление собственникам придется платить совсем по другим тарифам. Спасибо они за это эксплуатирующим организациям не скажут, и судьба последних будет решена сразу ».

Проблема выбора стратегии

Однако прежде чем приступать к реализации энергоэффективных мероприятий, нужно определиться с их составом и очередностью. Проще говоря, специалистам управляющих компаний необходимо понимать, где энергопотери наиболее высоки, что нужно делать в первую очередь и какие действия дадут наибольший и скорейший экономический эффект. Исчерпывающий ответ на эти вопросы может дать только комплексный энергоаудит, проведение которого, в числе прочего, и предусматривает закон «Об энергосбережении».

И здесь возникает первое препятствие. По состоянию на середину августа 2010 года в государственном реестре было зарегистрировано всего 6 в области энергоаудита, объединяющих немногим более двухсот аудиторских компаний. И это на всю страну, тогда как только Москве, по некоторым оценкам, требуется несколько тысяч энергоаудиторов.

Тем не менее, понять, какие энергосберегающие мероприятия более окупаемы, все же можно. Для этого следует обратиться к данным статистики. Так, по словам Ольги Фоломеевой, заместителя генерального директора ГУП «Московский городской Единый информационно-аналитический центр» (МОСГОРЕИАЦ), на долю теплоснабжения приходится почти половина (42%) суммарного энергопотребления московского ЖКХ. На втором месте находится горячее водоснабжение и на третьем — электроснабжение. Всего же коммунальный сектор потребляет треть всех городских энергоресурсов.

Итак, наиболее актуальны на сегодняшний день мероприятия по модернизации отопительных систем. Подтверждают это и данные других участников встречи. «Как показывает наш опыт, основной потенциал энергосбережения заключен сегодня в системах отопления », — отмечает Семен Гершович , генеральный директор ООО «Аврора Энерго Менеджмент», совместного российско-германского предприятия, специализирующегося на консалтинге и инжиниринге в области энергоэффективности и энергосбережения.

Вниманию участников встречи были представлены и конкретные цифры. «Комплексная модернизация систем теплоснабжения многоквартирных жилых зданий позволяет получить экономию тепла до 35-45% , — объясняет Антон Белов , заместитель начальника теплового отдела компании «Данфосс». — Установка в системе отопления автоматизированного узла управления (АУУ) или индивидуального теплового пункта (ИТП) совместно с балансировкой отопительной системы по стоякам снижает теплопотребление в среднем на 20-25%. А использование радиаторных терморегуляторов в комплексе с индивидуальными счетчиками-распределителями, устанавливаемыми непосредственно на отопительных приборах, усиливает этот эффект еще на 15-20%. Причем некоторым экономным жильцам удается снизить свои затраты на отопление на 50-60% ». Интересно, что представленные данные были получены на реальных заселенных объектах, в числе которых знаменитый «Интеллектуальный дом» в Жулебине и одна из новостроек последних лет в Басманном районе столицы .

Особо специалист отметил важность проведения именно комплексных мероприятий по повышению энергоэффективности отопительных систем, так как только таким образом можно привлечь к энергосбережению самих собственников жилья и мотивировать их к экономии тепла. Примечательно, что в том же ключе высказывались и многие другие участники встречи. «Детальный, в том числе поквартирный учет всех потребляемых энергоресурсов — непременное условие успеха любых энергоэффективных мероприятий, — говорит Анжела Раевская (Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы). — Ведь основной объем потребления (порядка 70%) приходится на жильцов, а они сегодня никак не участвуют в энергосбережении, не заинтересованы в нем». «Приборы учета должны быть установлены там, где находится конечный потребитель, — добавляет Ольга Фоломеева (МОСГОРЕИАЦ). — Только в этом случае мы будем иметь детальную картину потребления и сможем добиться наибольшего эффекта в его оптимизации ».

Нужно заметить, что сегодня схема начисления коммунальных платежей на основании детального поквартирного учета всех потребляемых ресурсов, в том числе и тепла, уже отрабатывается в Москве. Например, подобная система была реализована по инициативе Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы (ГУ ДКР) и Мосгосэкспертизы в доме № 59 по улице Обручева. Подготовку проекта и выполнение работ взяла на себя компания «Данфосс» совместно с институтом «Мосжилниипроект». Интересен этот опыт тем, что данные с индивидуальных счетчиков-распределителей в данном случае собираются уже централизованно, на компьютер ЕИРЦ. И, как показали итоги отопительного сезона 2009-2010 гг., это дает более 12% экономии тепла.

Финансы решают все

После того, как состав энергоэффективных мероприятий определен, необходимо найти источник их финансирования. Закон № 261-ФЗ предусматривает, что осуществлять реализацию подобных проектов будут специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), привлекающие сторонних инвесторов. А возврат вложенных средств предполагается осуществлять за счет полученной экономии. «Конечный потребитель не должен платить ничего сверх тех коммунальных платежей, размер которых фиксируется на момент начала модернизации, — объясняет главный экономист Дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Дмитрий Лёушкин . — В этом состоит идеология энергосервисного контракта ».

Однако на практике все оказывается не так просто. Дело в том, что банкам (а именно они в большинстве случаев выступают в качестве сторонних инвесторов) необходимы гарантии возвратности средств. Но поскольку у вновь образованных энергосервисных компаний нет ни материальных активов, ни кредитной истории, таких гарантий они предоставить не могут.

Еще одна проблема связана со сроками реализации энергоэффективных проектов. «На реализацию энергосберегающего проекта нужно не менее 2-3 лет и примерно за такой же срок он окупается, — говорит Семен Гершович («Аврора Энерго Менеджмент»). — Это значит, что ЭСКО должна работать на конкретном объекте в течение по крайней мере 5-7 лет. Однако, в соответствии с существующим антимонопольным законодательством, конкурсы в этой сфере нужно проводить ежегодно. Таким образом, взявшаяся за реализацию проекта ЭСКО рискует оказаться в «подвешенном» состоянии ».

В решении этих проблем велика роль муниципальных структур. Например, администрация ВАО г. Москвы предлагает управляющим компаниям самостоятельно взяться за создание ЭСКО. «В этом случае мы готовы давать собственное поручительство энергосервисным предприятиям, которые будут получать кредиты в банках под энергосберегающие проекты, — говорит Анжела Раевская . — Таким образом, мы можем гарантировать, что все нововведения окупятся и банки получат свои деньги обратно ». По единодушному мнению собравшихся, важность такого решения трудно переоценить. Ведь до сегодняшнего дня многие потенциальные инвесторы просто боялись вкладывать деньги в энергосберегающие мероприятия. Но с таким гарантом, как Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, вопрос можно считать практически закрытым.

Интересные решения предлагают и некоторые ресурсоснабжающие организации. Так, по словам ведущего специалиста Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Дмитрия Владимирова , «Мосэнергосбыт» уже сегодня готов финансировать реализацию энергоэффективных проектов в системах электроснабжения жилых зданий. «Мы предварительно согласовываем с управляющей компанией перечень необходимых работ (например, замена осветительных приборов, лифтового оборудования, приборов учета электроэнергии и т.д.), затем производим их своими силами, а средства возвращаем за счет полученной в результате экономии электроэнергии, — объясняет специалист. — Возможен и другой вариант. В течение какого-то времени эксплуатирующая организация может не перечислять нам деньги за электричество, аккумулируя их, чтобы потом потратить на реализацию тех или иных предварительно согласованных энергоэффективных мероприятий. Возврат средств также осуществляется за счет полученной экономии электроэнергии ».

Таким образом, несмотря на все существующие сегодня трудности в реализации энергоэффективных проектов, их осуществление все-таки возможно. В том случае, если всем заинтересованным сторонам удается найти общий язык. И определяющую роль в этом многостороннем диалоге играют муниципальные структуры, способные оказать коммунальным предприятиям значимую организационную, а подчас и материальную поддержку.

1 Жулебинский бульвар, 36-2

2 Денисовский переулок, д. 22

Пока же ситуация такова. По мнению члена Совета Федерации Валентина Межевича, который давно занимается проблемами энергосбережения, уровень потерь энергии в ЖКХ огромен - от 40 до 70%.

Примерно 20% энергии, производимой в России, теряется по пути к потребителю из-за неудовлетворительного состояния сетей и по другим причинам. Энергоемкость нашего ВВП в 3-4 раза превышает показатели других стран, а ссылки на суровый климат безосновательны, поскольку Канада, Финляндия и другие страны находятся в таких же условиях. Поэтому в настоящее время энергосбережение является наиболее эффективным и предпочтительным направлением развития энергосистемы страны. Принятый закон «Об энергосбережении и энергоэффективности» как раз и направлен на решение этих задач.

Один из важнейших стимулов к экономии - обязательная установка приборов учета энергоресурсов. Кроме того, сохраняя социальную норму энергопотребления, надо вводить ступенчатый тариф, зависящий от времени суток, объема потребления и других факторов, - считает Валентин Межевич.

Спорить с этим трудно. Именно из-за гигантской знергоемкости нашей экономики и жилищно-коммунальной сферы российское правительство на законодательном уровне озаботилось проблемами энергосбережения. Однако есть закон, есть желание его выполнять, но вот есть ли возможности?

По мнению ныне, к сожалению, уже покойного Ефима ИЗРАИЛЕВА, члена Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Инженерной академии (СПб), при предлагаемой государством новой системе организации учета ресурсов, необходимых для эксплуатации жилья, будут ущемлены интересы большинства жителей страны.

Суть проблемы в том, что монополисты, поставляющие эксплуатационные ресурсы, поддерживаемые чиновниками, похоже, всерьез заинтересовались кошельками жителей. Хотя, судя по всему, и нынешние тарифы за услуги по продаже и доставке в квартиры необходимых товаров (газа, электричества, воды и пр.) приносят немалую прибыль. Не зря, однако, считается, что денег много не бывает.

Не прячьте ваши денежки

Замысел поставщиков состоит в том, чтобы потребители их услуг взяли на себя все хлопоты по установке в своих жилищах счетчиков, определяющих количество полученных энерго- и водоресурсов. А также оплатили бы стоимость этих счетчиков и их установку. Мало того, на горожан хотелось бы еще возложить хлопоты и затраты по периодической поверке счетчиков в специальных организациях, включающие демонтаж, транспортировку и повторную установку приборов.

Для реализации столь крупномасштабного замысла нашим поставщикам нужна была не только нормативно-правовая база, но и социально-экономическое обоснование полезности такой затеи. Тогда они придумали удачный тактический ход: пристроиться к набирающей темп государственной кампании по энергосбережению, что позволяло их узкокорыстным интересам облечься в безапелляционные требования федерального закона.

И это вполне удалось. Правда, пока только на бумаге. Хотя закон отнюдь не простая бумага.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности….», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и вступивший в силу спустя две недели, содержит комплекс детализированных требований, исполнение которых обеспечило бы 100%-ю реализацию желаний поставщиков.

Однако есть достаточно конструктивные идеи, предусматривающие другой подход к проблеме. Одна из них заключалась в том, что вышеупомянутые поставщики, по аналогии с условиями розничной торговли, должны сами приобретать контрольно-измерительную аппаратуру, при помощи которой с известной точностью определяется количество продаваемого товара. И сами же должны обеспечивать в установленном порядке точность показаний этой аппаратуры под угрозой наказания по закону.

Ни одному даже самому жадному купцу отродясь в голову не приходило заставлять покупателей приходить к нему за товаром со своими безменами и аршинами.

Хорошо забытое старое

Тем, кому довелось жить в Ленинграде в советские времена, наверняка хорошо помнят, как в коммунальных квартирах персонал Ленгаза еще с довоенных времен то ставил, то снимал, то вновь устанавливал модернизированные счетчики. Аналогичная ситуация была и с электросчетчиками. И первичная их установка, и замена на новые, когда изменили напряжение со 110 Вт на 220 Вт, выполнялись персоналом Ленэнерго.

Короче говоря, никто из поставщиков не пытался свои прямые заботы перекладывать на жителей. Правда, это было при плановой экономике, тогда как сейчас мы по уши в «диком капитализме». А он, как известно, сильно отличается от «просто капитализма».

Показательно, что в странах, где капитализм уже давно перестал быть «диким», а вполне цивилизован и даже очень развит, никому и в голову не приходит таким вот образом залезать в карманы потребителей. Разумеется, в той же Америке все хлопоты, связанные с приобретением, установкой и эксплуатацией счетчиков, - это заботы поставщиков. Единственный платеж потребителя - за работу по установке счетчика (собственность поставщика) и его подключению к наружной или внутридомовой сети, если дом многоквартирный. Та же ситуация во Франции, Германии, Финляндии и других развитых западных странах.

Выводы таковы. Никто не собирается оспаривать целесообразность применения точных приборов учета продаваемых поставщиками «товаров». Недоумение и протест вызывает их стремление возложить на потребителей все без исключения хлопоты и затраты по приобретению, установке и поверке счетчиков. Оно противоречит здравому смыслу, традициям и упомянутой выше зарубежной практике.

Судя по всему, разработка проекта Федерального закона «Об энерго­сбережении…» проходила без привлечения достаточного количества специалистов, профессионально разбирающихся в проблематике генерации энергии, ее транспортирования и использования конечным потребителем. Это одна из причин обилия в тексте закона, мягко говоря, спорных положений.

Проекты законов до принятия ими статуса федерального закона проходят три этапа обсуждения (так называемых слушаний) в Государственной Думе.

Вероятно, надо их не просто слушать, а на каждом этапе тщательно проверять и спорить с оппонентами. Учили же нас, что в споре рождается истина.

А что же наши уважаемые депутаты? Почему они за три слушания так и не заметили несправедливости и неправомерности перекладывания на население забот поставщиков-монополистов и не сказали им «стоп»?

Было бы очень полезно узнать ответы на эти вопросы.

Подготовил Дмитрий Григорьев

    Коммунальное хозяйство – это самостоятельные организации и предприятия, ремонтно-строительные учреждения, эксплуатационные учреждения, дирекции; транспортные организации.

    Основная функция жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Специфические характеристики, товарная сущность, делимость и исключительность сферы коммунальных услуг.

    Правила возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации. Главные итоги селекторного совещания руководства Фонда содействия реформированию ЖКХ с представителями регионов.

    Проблемная ситуация. Анализ состояния ЖКХ. Анализ хода реформирования ЖКХ. Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства. Рекомендации по скорейшему реформированию ЖКХ.

    Министерство Образования Республики Беларусь Белорусский Государственный Экономический Университет РЕФЕРАТ на тему “Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании ”

    Определение целей, необходимости и основных направлений модернизации ЖКХ в Республике Башкорстан. Изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства и анализ основных и дополнительных источников инвестирования модернизации системы ЖКХ.

    Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения. Функционирование и реформирование сферы жилищно-коммунальных услуг территорий. Трансформация системы финансирования предприятий и организаций ЖКХ и ее территориальная дифференциация.

    Изучение истории становления и развития рынка жилищно-коммунальных услуг России. Рассмотрение современного состояния, государственного регулирования и основных мероприятий по созданию конкурентной и инвестиционно привлекательной среды в жилищной сфере.

    Структура жилищно-коммунального хозяйства, дистанционное управление его объектами, бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги. Создание и организация работы единых информационно-расчетных центров на примере районов города Москва.

    Современное состояние и концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия по системе обеспечения стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан.

    Анализ приоритетных направлений и стратегии государственной политики в сфере жилищных и коммунальных услуг. Тарифное регулирование как инструмент государственной политики в коммунальной сфере. Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ муниципальных образований.

    Определение основных проблем развития жилищно-коммунального хозяйства регионов России в хронически возрастающих неплатежах граждан за предоставленные услуги. Предпосылки, содержание и трудности реформирования системы финансирования данной отрасли.

    Характеристика градообслуживающей сферы. Муниципализация – передача государственной властью права собственности. Описание муниципального хозяйства. Проблемы реформирования предприятия жилищно-коммунальных услуг. Муниципальное управление жилищным фондом.

    Реферат на тему: Проблемы использования энергоресурсов ученика 11-Б класса Третяка Станислава Днепропетровск Содержание стр. Вступление ………………………………………………………………………….. 3

    Методические аспекты решения задач энергосбережения различных предприятий. Экспертиза энергетических объектов. Критерии оценки эффективности проекта. Выбор основного оценочного критерия при построении приоритетного ряда ЭСМ. Пример экспертной оценки.

    Общие проблемы управления и реформирования ЖКК. Государственная политика реформирования, задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК. Общая характеристика состояния жилищно - коммунального хозяйства, основные направления развития.

    Задачи и приоритеты энергетической стратегии, параметры энергетической безопасности и эффективности. Особенности экологической безопасности энергетики, бюджетная эффективность. Основные сходства и различия принципов энергетической политики России и США.

    Определение, современное состояние, история развития, жизненный цикл отрасли электроэнергетики Беларуси. Изучение экономического потенциала и особенностей формирования рыночной структуры отрасли. Развитие топливно-энергетического комплекса в Беларуси.

    Проблемы разработки и исполнения "Программ комплексного развития систем теплоснабжения". Моделирование условий, при которых существующие системы работали бы на уровне "идеальной организации". Разработка инвестиционных программ местными органами власти.

С.А.Дячук, генеральный директор,
ЗАО «Региональные энергетические системы»,
г. Котельники Московской области

Основные проблемы в ЖКХ. Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения

В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства (МПКХ) Российской Федерации, проведенных нашими специалистами, у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, среди которых можно выделить:

· устаревшие, а чаще отсутствующие технологии и оборудование, и устаревшие неэффективные системы транспортировки воды и тепла к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленные вода и тепловая энергия вновь перестают соответствовать качественно-количественным нормативам;

· вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;

· затратность производства тепла и воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;

· недостаточность объема услуг из-за недофинансирования;

· отсутствие устойчивости, и как следствие -стабильности оказания услуг (по той же причине);

· вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;

· кадровый «голод», который является следствием низкой оплаты труда в отрасли;

· нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;

· низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, вызванная действием комплекса указанных выше причин.

Серьезный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.

Выбор современных технологий теплоснабжения и водоснабжения, применительно к ЖКХ

Современные технологии и оборудование позволяют в большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки тепла и воды к потребителям, при этом обеспечив необходимое качество этих услуг.

Однако основой правильного выбора технологии должно быть предварительное обследование коммунальных систем. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, а также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность.

Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых городов, и коммунальных систем. А это значит, что не может быть типовых решений. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, а только потом эффективно «лечить».

Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. В итоге потребитель не получает качественной услуги, хотя и платит за нее.

Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг. В частности следующие.

Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления

Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации.

Вариант 1. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ым владельцем акций нового акционерного общества (АО). Что произойдет?

1. Снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;

2. Необходимость для АО изыскивать собственные источники финансирования;

3. Необходимость (но и, к сожалению, невозможность) грамотного менеджмента.

Без соблюдения подобных условий вновь образованное АО рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие - введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.

Вариант 2. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на плечи частной компании.

Здесь уже кое-где есть опробованные методы: аренда и концессия муниципального имущества.

Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения затратной идеологии структуры производства ЖКУ, отличий нет. Кроме того, концессия ставит целью создание имущества без привязки к экономическим и качественным показателям. А ведь для потребителя важны как раз не метраж трубы или количество фильтров и котлов, а стоимость, стабильность и качество услуги.

ЖКХ - это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия - выгодный бизнес для обеих сторон. А изменчивость законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие четких «правил игры» просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днем.

Есть еще одна важная проблема - имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулезного учета имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.

Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:

· определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал АО;

· провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;

· определиться с пакетом участия муниципального образования в АО;

· определиться с целями и задачами вновь создаваемого АО;

· определить для нового общества стратегические задачи.

Исходя из экспертных оценок объема инвестиций, например, в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тыс. до 1,2 млн долл. США только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП.

К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач.

Ясно, что сроки акционирования при неготовности муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.

Тарифообразование как системная ошибка

Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе четко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьезные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения Закона № 210-ФЗ должны были вступить в силу с 1 января 2006 г.

В течение 2005 г. Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и региональная энергетическая комиссия готовятся к наступлению 2006 г.

Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более или менее реальным значениям, отражающим не политическую, а экономическую составляющую тарифов. То есть - повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.

В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

Остановить инфляцию? Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счет внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд долл. США только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры еще больше.

Кроме этого, попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая Правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. ЖКУ, как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

| скачать бесплатно Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования , Дячук С.А.,

Главная > Закон

Приложение Доклад: «Энергосбережение в ЖКХ, проблемы и пути решения» На ЖКХ приходится до 70% потенциала энергосбережения страны. Эта отрасль является основой для обеспечения социального комфорта и обеспечения наиболее базовых потребностей населения. Принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ "Об энергосбережении..." подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо. Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы Проблема энергосбережения прошла красной линией в докладе Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию. Энергоэффективность систем жизнеобеспечения в ЖКХ является наиболее проблемной. Мы получили системы громоздкие, затратные и не эффективные поэтому работы много по внедрению энергоэффективных систем в отрасли в любом направлении: водоснабжение, водоотведение, выработка тепла, инженерные системы, освещение и т.д. Остановимся на некоторых применяемых в ЖКХ Кировской области: Выработка тепла: Население планеты «Земля» с давних времен использует биомассу и дрова в качестве источника тепла, не является исключением и Кировская область. Использование отходов при заготовке деловой древесины и при ее переработке в качестве топлива у нас в области на начальном уровне. В области построено за последние 5 лет 56 котельных разной мощности работающих на отходах деревообработки (щепа, опил) и на 797 котельных в качестве топлива используют дрова. При использовании дров в качестве топлива применяется в основном ручной труд, он менее поддается механизации. При дефиците мужского населения в области труд на котельных нужно максимально механизировать и автоматизировать, поэтому при модернизации котельных пытаемся максимально механизировать. Себестоимость 1 Гкал на отходах в разы меньше чем на дровах (пример). Для расширения использования отходов деревообработки в области появилось производство пеллет, прессованных брикетов, которые производятся в основном небольшими частными предприятиями и используются для отправки за пределы России, так как их стоимость как топлива в нашей области экономически не эффективна (1 тонна более 3,5тыс рублей) . Для обеспечения более полного использования отходов деревообработки на отопление в жилищно-коммунальном хозяйстве по предложениям муниципальных районов была подготовлена в 2004 году Программа по переводу котельных на местные виды топлива (Киотское соглашение), которая реализована в полном объеме. Все финансирование шло за счет областных субсидий и софинансирования местных бюджетов, квот ни кто не выделял. Муниципальные районы: Арбажский, Афанасьевский, Богородский, Даровской, Кикнурский, Кильмезский, Лебяжский, Нагорский, Опаринский, Тужинский, в которых на отопление социальной сферы и объектов ЖКХ используют только отходы деревообработки и дрова. Построены современные полностью механизированные котельные на отходах деревообработки в г. Слободском, Нагорском, Подосиновском районах, которые показали, что труд оператора котельной может быть престижным, он может работать в белом халате. В настоящее время ведется реконструкция мазутных котельных в г. Котельнич и г. Мураши, на которых основным топливом будут отходы деревообработки, резервным останется мазут. В настоящее время это одно из важных направлений энергосбережения. Системы теплоснабжения: Использование в системах теплоснабжения качественных утеплителей, скорлуп и предизолированных труб позволяет снизить потери в сетях на 20-30%. Применение энергоэффективных насосов, систем частотного регулирования в системах теплоснабжения позволяет экономить до 15% электроэнергии. Внедрение приборного учета в системах теплоснабжения позволит получить ясную картину потерь и наладить правильный учет. Системы водоснабжения и водоотведения: Наиболее затратные системы, которые все используют со времен СССР, но их модернизировать, эффективно использовать руки не доходят, да и удобно за счет населения компенсировать свои убытки. Применение системы автоматики, частотного регулирования позволяет снизить расход воды вдвое. Применение безбашенной системы с регулировочными противодавленческими клапанами позволяет поддерживать в системе водоснабжения постоянное давление и предотвращает гидравлические удары и разрывы труб. Системы освещения: В своем послании Президент РФ обозначил сроки замены ламп накаливания: С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. (ст. 10, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009))

«Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

    использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС; использование солнечных коллекторов для дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий; создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла; использование пароструйных инжекторов в качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара; использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов; использование тепловых насосов для отопления и ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из:
      канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов.
    применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения; использование шахтного метана; производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления; использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов; использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики; использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.
Приведенный перечень составлен по принципу "до объекта". Энергосбережение в административных зданиях, многоквартирных жилых домах, коттеджах относится более к обязанностям собственников. Применительно к учету потребления энергоресурсов в квартирах речь идет о: Установка водомеров в каждую квартиру - в новых домах, как обязательное условие госприемки здания, в старых либо через личную инициативу граждан либо через воздействие на управляющие компании. Установка двухставочных (двухзонных) поквартирных счетчиков электроэнергии - позволяет потребителям получить возможность часть своих энергоемких бытовых процессов перенести на время когда действует пониженный тариф. Например, стирку автоматическими стиральными машинами (автоматические посудомоечные машины) возможно проводить в ночное время, когда тариф на электроэнергию существенно ниже дневного. Как показывает анализ, таким образом, потребители получают возможность снижать свои счета на электроэнергии до 30 %. Введение пиковых тарифов (повышенные тарифы в часы максимума потребления) еще более повысит привлекательность и выгоду потребителей от установки таких счетчиков. Установка газовых счетчиков (там где есть бытовое потребление газа) - в настоящее время бытовое потребление газа в большинстве случаев не учитывается квартирными приборами учета, расчет потребления идет по нормативам. Установка счетчиков потребляемого газа позволит ввести «отрицательную мотивацию» на использование газа как дополнительного средства обогрева помещения или использование его в поквартирных газовых колонках.Наличие поквартирных приборов учета не устраняет необходимости использовать общедомовые приборы управляющими компаниями. Достоинством жилого дома является возможность как общего учета (общедомовой прибор) так и поквартирного учета. Появление управляющих компаний должно сопровождаться переходом на оплату по общедомовым приборам. Это создаст новые экономические стимулы, как управляющей компании, так и у жителей по повышению эффективности конечного энергопотребления. Глава департамента Л.И.Князькин
 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с