Бюджетное планирование содержание методы. Методы бюджетного анализа. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО, ознакомьтесь с нашим .

Планирование бюджета происходит на основе бюджетного прогнозирования. Прогнозирование необходимо для анализа достигнутых показателей с учетом объективных закономерностей этапов развития экономики при разных вариантах внешних условий. Ролью государства в регулировании процессов бюджетного планирования является создание условий, которые максимально способствуют росту экономики и благосостояния населения страны. Оптимальным вариантом политики государства относительно бюджета выступает планирование бюджета.

Насчитывается несколько методов планирования бюджета:

  • нормативный;
  • индексный;
  • программно-целевой;
  • балансовый;
  • методы моделирования, экстраполяции, прогнозирования, экономического анализа и прочие.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Используемые в России методы

В России самым используемым является нормативный метод . Он определяет целевые расходы бюджета в рамках пределов прогнозированных доходов.

Основу индексного метода составляет анализ динамики уровня инфляции, реальных доходов, уровня реальной заработной платы и т.д. Индексы, полученные путем сравнения статистических данных, дают возможность использовать их для прогнозного расчета несоизмеримых показателей.

При помощи балансового метода составляется баланс доходов и расходов бюджета, они распределяются между бюджетополучателями всех уровней по планируемым периодам. Прогноз балансов ресурсов, предложения и спроса на международном и внутреннем рынках делает возможным увязывание потребности макроэкономики в производственных ресурсах и планирование источников получения, распределения и производства ресурсов, обеспечивает равновесие рыночной экономики.

Программно-целевой метод используют для обеспечения ресурсами государственных целевых программ.

Метод экспертного прогнозирования совмещает в прогнозировании аналитические выводы квалифицированных экспертов с уже имеющимися статистическими данными. Такой метод используют, если нет возможности достаточно достоверно определить, как развиваются социально-экономические условия извне.

Метод экстраполяции внедряет тенденции развития прошлых и текущего этапов в планирование последующих.

Метод моделирования закладывает в модель разные условия того, как развиваются социально-экономические процессы. Если выбранный вариант прогноза ошибочный, метод моделирования позволяет быстро исправить допущенные отклонения.

Метод экономического анализа позволяет увязывать объекты макроэкономики и закономерности их развития.

При бюджетном планировании при необходимости используют те или другие методы. Ежегодно оно осуществляется на региональном, федеральном, а также местном уровне.

  • Семінарське заняття 2 бюджетне планування
  • 1. Вирішення тестових завдань в письмовій формі індивідуально:
  • Семінарське заняття 3 організація виконання дохідної частини державного бюджету україни
  • 1. Вирішення тестових завдань в письмовій формі індивідуально:
  • Модуль 2. Структурні компоненти бюджетного менеджменту семінарське заняття 4 виконання державного бюджету за видатками
  • 2. Вирішення тестових завдань в письмовій формі індивідуально:
  • Семінарське заняття 5 облік виконання державного бюджету
  • 1. Вирішення тестових завдань в письмовій формі індивідуально:
  • Семінарське заняття 6 звітність про виконання бюджету
  • 1. Вирішення тестових завдань в письмовій формі індивідуально:
  • Семінарське заняття 7 контроль за виконанням бюджету
  • 1. Вирішення тестових завдань в письмовій формі індивідуально:
  • Тестові завдання до підсумкового контролю з дисципліни «бюджетний менеджмент»
  • Короткий конспект лекцій з дисципліни
  • 2. Доходи та видатки Державного бюджету.
  • 3. Бюджетний дефіцит.
  • Класифікація видів дефіциту бюджету
  • 4. Сутність бюджетного менеджменту. Система управління бюджетом.
  • 5. Складові бюджетного менеджменту.
  • Змістовний модуль 2 бюджетний процес та його учасники
  • 1. Зміст та структура бюджетного процесу в Україні. Загальні засади організації ефективного бюджетного процесу.
  • Фактори впливу на якість бюджетного процесу:
  • 2. Поняття та суть бюджетного календаря.
  • 3. Учасники бюджетного процесу.
  • 4. Розпорядники бюджетних коштів
  • Змістовний модуль 3 бюджетне планування
  • 1. Організаційні засади планування та прогнозування бюджету.
  • 2. Методологія, завдання та принципи бюджетного планування.
  • Методи бюджетного планування
  • 3. Програмно-цільовий метод бюджетного планування.
  • Сутність програмно-цільового методу складання бюджету
  • 4. Попередній етап до складання проекту бюджету України.
  • 1) Міністерство економіки:
  • 5. Порядок складання, розгляду та затвердження Державного бюджету на наступний рік.
  • У серпні місяці:
  • У вересні місяці:
  • Розгляд проекту закону про Державний бюджет у першому читанні
  • Друге читання проекту закону про Державний бюджет України
  • Змістовний модуль 4 організація виконання дохідної частини державного бюджету україни
  • 1. Організаційні основи виконання Державного бюджету України
  • 2. Розпис Державного бюджету України.
  • Розглянемо порядок складання розпису асигнувань Держа­вного бюджету
  • 3. Бюджетна класифікація.
  • 4. Касове виконання бюджету.
  • 5. Казначейська система виконання Державного бюджету за доходами.
  • Змістовний модуль 5 виконання державного бюджету за видатками
  • 1. Класифікація видатків бюджету.
  • Наприклад, за кодом квкв:
  • 2. Стадії виконання Державного бюджету за видатками.
  • 1 Стадія - встановлення бюджетних асигнувань головним розпорядникам на основі затвердженого бюджетного розпису.
  • 2 Стадія - затвердження кошторисів розпорядникам бю­джетних коштів.
  • 4 Стадія - отримання товарів, робіт та послуг.
  • 5 Стадія - здійснення платежів.
  • 6 Стадія - використання товарів, робіт, послуг на вико­нання бюджетних програм.
  • 3. Касове виконання видаткової частини бюджету.
  • Змістовний модуль 6 облік виконання державного бюджету
  • 1. Організація обліку виконання бюджету.
  • 2. План рахунків бухгалтерського обліку виконання Державного та місцевих бюджетів.
  • Змістовний модуль 7 звітність про виконання бюджету
  • 1. За призначенням:
  • 2. За обсягом показників:
  • 2. Звітність розпорядників бюджетних коштів про використання коштів бюджету.
  • Квартальні фінансові звіти про виконання кошторисів
  • 3. Звітність органів Державного казначейства про виконання Державного бюджету України.
  • Річний звіт про виконання закону про Державний бю­джет України.
  • 4. Розгляд та порядок затвердження звіту про виконання бюджету держави.
  • Змістовний модуль 8 контроль за виконанням бюджету
  • 1. Сутність та призначення державного фінансового контролю.
  • 2. Органи державного фінансового контролю в Україні.
  • 3. Види, форми та методи державного фінансового контролю у бюджетній сфері.
  • Класифікація видів фінансового контролю
  • 4. Система державного внутрішнього фінансового контролю в Україні.
  • 5. Порядок планування й проведення ревізій та перевірок органами контрольно-ревізійної служби.
  • Формування та затвердження планів контрольно-ревізійної роботи контрольно-ревізійними управліннями та відділами.
  • 6. Контроль ефективності використання бюджетних коштів Рахунковою палатою України
  • Методичні рекомендації щодо виконання контрольної роботи для студентів заочної форми навчання
  • Варіанти контрольних робіт
  • Питання до екзамену для заочної форми навчання
  • Список рекомендованої літератури
  • Методи бюджетного планування

    Методи планування - це система засобів розробки, обгрун­тування, взаємоузгодження й оптимізації планових завдань і покпока­зників.

    1) За допомогою аналітичного методу здійснюється ви­вчення економічної кон"юнктури в минулому та сучасних пері­одах, а також досягнутого рівня як вихідної бази для макроеконо­мічного планування.

    2) Балансовий метод - за його допомогою досягається узго­дженість між надходженнями і витратами за видами і регіонами, а також балансуються фінансові ресурси з матеріальними і трудовими.

    3) Нормативний метод - це один із методів розробки та об­грунтування планів, а також регулювання діяльності виробничих і невиробничих ланок економіки за допомогою норм і нормативів. Норма - це міра, якась середня величина. Норматив - це показник норми, наприклад, технічний, економічний, за якими ви­конується певна програма.

      Метод коефіцієнтів - базується на використанні відпові­дних коефіцієнтів, що розраховуються як співвідношення досяг­нень минулого періоду до планових показників. Метод неефекти­вний, тому що разом з коефіцієнтом переносяться негативні явища минулого періоду, він не сприяє економії бюджетних коштів і ви­явленню резервів.

      Програмно-цільовий метод (стаття 10 Бюджетного коде­ксу) - використовується при фінансуванні окремих державних програм соціального й економічного розвитку. Дає можливість виявити джерела ресурсів для виконання програм і визначити ефективність цих програм. При формуванні бюджету 2002 року був проголошений основним.

    Методи планування взаємопов"язані. Так, балансовий метод передбачає широке застосування нормативів, на основі яких ви­значаються потреби в засобах виробництва та продукції; під час розробки комплексних програм застосовуються як нормативний, так і балансовий метод.

    3. Програмно-цільовий метод бюджетного планування.

    Програмно-цільовий метод складання бюджету вперше був запропонований у Сполучених Штатах Америки в середині1960 років. Він був застосований у Міністерстві оборони мініст­ром Робертом Макнамарою, який запозичив цю систему в автомо­білебудівній компанії „Форд", яку раніше очолював. Президентові США цей метод сподобався, на цей метод формування коштів бу­ли переведені всі міністерства. Практика програмно-цільового ме­тоду планування поступово поширилася на інші країни.

    В Україні цей метод був вперше впроваджений при складан­ні бюджету на 2002 рік. У статті 10 Бюджетного кодексу визначе­но законодавчо застосування програмно-цільового методу при формуванні бюджету. Кабінет Міністрів України розпорядженням № 538-р від 14 вересня 2002 року схвалив Концепцію застосуван­ня програмно-цільового методу у бюджетному процесі. Цей доку­мент визначив мету та основні принципи застосування програмно-цільового методу, його елементи та етапи реалізації Концепції.

    Сутність програмно-цільового методу складання бюджету

    При використанні традиційних методів формування бюджету увага зосереджувалася саме на ресурсах, результатам же уваги не приділялося. Розглянемо приклад. Основною статтею видатків бюджетних установ, які виконують роботи та надають послуги на­селенню, є виплата заробітної плати. Підчас не вистачає коштів для придбання матеріалів та енергоресурсів. Стає питання, якщо неможливе виконання установою своїх функцій, то за що платити заробітну плату? Необхідно планувати під певні бюджетні кошти обсяги робіт, а потім вже необхідну кількість робітників і фонд зарплати. Обґрунтована кількість працівників дасть можливість не тільки підвищити їм заробітну плату, але й підвищити результат їх діяльності. Саме такий підхід при формування видаткової частини бюджету і використовується при програмно-цільовому методі планування видатків. Отже, сутність програмно-цільового методу полягає в насту­ пному:

      Акцент переноситься з потреби в коштах, необхідних для виконання державою своїх функцій, на те, які результати очіку­ ються від використання коштів бюджету, тобто на забезпеченні ефективності використання бюджетних коштів (тобто від еконо­мічної категорії, наприклад, - заробітна плата до цілей, на які роз­порядники запитують фінансування).

      Упровадження цього методу змінює характер обговорення бюджетної політики: увага переноситься з контролю за виконан­ ням зобов"язань - на забезпечення ефективності. При розробці бюджетної політики в першу чергу враховується фактор: що оде­ржить суспільство за ті гроші, що воно витрачає? Ставиться питання не про правильність використання коштів при виконанні бюджету, а про те, наскільки ефективно витрача­ються кошти при досягненні цілей державної політики.

      Оцінка й експертиза програм є обов"язковим компонентом програмно-цільового методу.

      В аналітичному плані програмно-цільовий метод вводить у бюджетний процес елементи аналізу зіставлення витрат і досягну­ тих результатів .

    Програмно-цільовий метод складання бюджету - це згрупування різних бюджетних витрат в окремі програми таким чином, щоб кожна стаття витрат була закріплена за певним видом програми.

    Як правило, кожна програма - це фіскальне зобов"язання од­ного головного розпорядника бюджетних коштів, ефективність роботи якого оцінюється з погляду досягнення мети програми.

    Програма - це комплекс взаємопов"язаних заходів, спрямо­ваних на досягнення єдиної мети, виконання якої пропонується і здійснюється розпорядником бюджетних коштів відповідно до покладених на нього функцій.

    Раніше застосовувався постатейний метод формування бюджету. Програмно-цільовий метод - це формування бюджету не за функціями, а за програмами. Водночас коди програмної кла­сифікації повинні бути пов"язані з кодами функціональної класи­фікації, що дає можливість представити бюджет у розрізі функцій. Функціональна класифікація видатків бюджету застосовується ви­ключно в аналітичних та статистичних документах. Програмно-цільовий метод сприяє стратегічному підходу, тобто плануванню видатків бюджету на кілька років. Завдяки цьому методу стало можливе впровадження середньострокового планування бюджету. Метою запровадження програмно-цільового методу у бюджетному процесі є встановлен­ня безпосереднього зв"язку між виділенням бюджетних коштів та результатами їх використання.

    Завдяки плануванню бюджету за цільовими програмами за­безпечується прозорість витрачання бюджетних коштів у порів­нянні з постатейним" методом, який не давав змогу зрозуміти, що саме фінансується під тією чи іншою функцією.

    За кожною бюджетною програмою, затвердженою законом про Державний бюджет, головні розпорядники бюджетних коштів щороку розробляють паспорти бюджетних програм. .

    Паспорт бюджетної програми - це документ, що визначає суму коштів, необхідних для виконання бюджетної програми, за­конодавчі підстави її реалізації, мету, завдання, напрями діяльнос­ті, відповідальних виконавців, результативні показники та інші характеристики бюджетної програми, на підставі якого здійсню­ ється контроль за цільовим та ефективним використанням бюдже­ тних коштів і аналіз виконання бюджетної програми.

    Паспорт бюджетної програми:

      формується на основі бюджетних запитів головних розпо­рядників бюджетних коштів, та відповідних бюджетних призна­чень на відповідний бюджетний період;

      розробляється головним розпорядником і у семиденний строк після набрання чинності Законом про Державний бюджет України надається Міністерству фінансів для узгодження;

      затверджується спільним наказом Мінфіну та відповідного головного розпорядника бюджетних коштів;

      затверджується в місячний термін з дня набрання чинності Закону про Державний бюджет;

      за змістом повинен відповідати Закону про Державний бю­джет.

    Копії затверджених паспортів бюджетних програм, завірені Мінфіном, передаються Державному казначейству України. Головний розпорядник у тижневий термін від дня затвер­дження наказу про паспорти бюджетних програм доводить до розпорядників копії затверджених паспортів відповідних бюджет­них програм.

    Розпорядники інформують відповідні органи Державного казначейства України шляхом подання їм копій затверджених па­спортів відповідних бюджетних програм.

    Якщо паспорт бюджетної програми не відповідає Закону про Державний бюджет, Міністерство фінансів має право в десяти­денний термін з дня його отримання повернути такий паспорт від­повідному головному розпорядникові на доопрацювання.

    Необхідним елементом впровадження програмно-цільового методу у бюджетному процесі є застосування середньострокового бюджетного планування.

    Середньострокове бюджетне планування - це визначення головними розпорядниками бюджетних коштів на підставі бю­джетної стратегії Уряду України (Кабінету Міністрів України) плану своєї діяльності на середньостроковий період та обсягу не­обхідних коштів для досягнення поставлених цілей у середньост-роковій перспективі.

    Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.

    К методам бюджетного планирования можно отнести:

    • - экономического анализа;
    • - индексный,
    • - балансовый,
    • - нормативный,
    • - программно-целевой,
    • - бюджетирование, ориентированное на результат и др.

    Метод экономического анализа

    Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования.

    Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

    Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

    В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

    Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При этом предполагается, что при определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как прием цепных подстановок.

    Экономический анализ предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства. Особое значение имеет выявление тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда .

    Нормативный метод

    Нормативный метод является одним из основных методов бюджетного планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

    В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и не-продовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.

    В действующей практике нормы и нормативы определяются различными методами. Наиболее совершенным является расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативов на основе технико-экономических расчетов. Для этого используются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные данным методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными. В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода, нормы и нормативы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период или опытным путем -- на основе опытов и экспериментальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства.

    Для повышения научного уровня и качества разработки норм и нормативов необходимо совершенствовать нормирование, организацию и технологию подготовки норм и нормативов .

    Балансовый метод

    С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

    Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

    В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций.

    Разработка баланса начинается с определения потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов. Ресурсная часть баланса формируется после определения потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Заключительным этапом разработки баланса является процесс увязки потребностей с ресурсами.

    Совершенствование балансового метода осуществляется по следующим направлениям: совершенствование методики разработки балансов, особенно межотраслевого; использование ЭВМ для осуществления балансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозных и плановых балансов .

    Программно-целевой метод

    По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно.

    ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

    Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

    ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

    Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам.

    • - На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.
    • - На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
    • - На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.
    • - Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
    • - Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы .

    По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические. Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономический, социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики. Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств. Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экологические программы представляют собой комплекс мероприятий природоохранного и природо-преобразующего характера. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой.

    Целевая программа - комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет .

    Программы должны увязываться по ресурсам, исполнителям и во времени. Как правило, они носят рекомендательный характер. Отдельные программы по решению важнейших научно-технических проблем могут утверждаться. Реализация программ обеспечивается через экономическую программу правительства, планы-прогнозы на год.

    Бюджетирование, ориентированное на результат

    Бюджетирование, ориентированное на результат - система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

    В теории управления по целям и результатам БОР считается самым сложным способом использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю совокупность способов использования данной информации для принятия управленческих решений.

    В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования - проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

    Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:

    • 1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
    • 2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
    • 3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период.
    • 4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу.
    • 5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
    • 6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ.

    Таким образом, к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа, индексный, балансовый, нормативный, программно-целевой, бюджетирование, ориентированное на результат.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.сайт/

    Размещено на http://www.сайт/

    Введение

    1. Общие понятия и задачи бюджетного планирования

    2. Методы бюджетного планирования

    Нормативный метод

    Расчетно-аналитический метод

    Балансовый - метод

    Метод оптимизации плановых решений

    Экономико-математическое моделирование

    Программно-целевое направление

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса.

    С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленным в Бюджетном послании Президента РФ , основными направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий, бюджетного планирования призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. бюджетного планирования включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном, и муниципальном. уровне; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. бюджетного планирования увязывает макроэкономические, прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам.

    Целью данной контрольной работы является:

    · Раскрытие понятия бюджетного планирования

    · Раскрытие методов бюджетного планирования

    1. Общие понятие и задачи бюджетного планирования

    Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

    Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы социально-экономического развития страны. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и ее территорий.

    · определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;

    · определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;

    · выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;

    · расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;

    · обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);

    · бюджетное регулирование;

    · государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.

    Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.

    При реализации процесса бюджетного планирования применяются различные методы.

    Нормативный метод основан на использовании таких норм и нормативов, как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.

    В последние годы получил широкое распространение программно-целевой метод . Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач с указанием источников их финансирования и направлением использования средств по программе.

    Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.

    Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.

    Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.

    Метод экспертных оценок позволяет определить тенденции развития бюджета на основе знаний и опыта высококвалифицированных экспертов.

    Метод математического моделирования применяется чаще всего в бюджетном прогнозировании и позволяет выявить оптимальный вариант развития бюджета с учетом влияния различных факторов и их изменения.

    В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат. .

    В условиях планово-директивной экономики целью составления финансового плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п. .

    Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли .

    Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование .

    2. Методы бюджетного планирования

    2.1 Нормативный метод

    бюджетное финансовое планирование метод

    Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. . В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

    · федеральные нормативы;

    · республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

    · местные нормативы;

    · отраслевые нормативы;

    · нормативы хозяйствующего субъекта .

    Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

    Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. .

    Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

    2.2 Расчётно-аналитический метод

    Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1.1.1).

    Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

    Рис. 1. Схема расчётно-аналитического метода планирования.

    2.3 Балансовый метод

    Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.

    Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид (1.1.1):

    Он + П = Р + Ок,

    где Он - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

    П - поступление средств в фонд, руб.;

    Р - расходование средств фонда, руб.;

    Ок - остаток средств на конец планового периода, руб.

    2.4 Метод оптимизации плановых решений

    Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

    · минимум приведённых затрат;

    · максимум приведённой прибыли;

    · минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

    · минимум текущих затрат;

    · минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

    · максимум дохода на рубль вложенного капитала;

    · максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

    · максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

    Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле (1.1.2):

    И + Ен * К = min,

    где И - текущие затраты, руб.;

    К - единовременные затраты (капиталовложения), руб.;

    Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

    В настоящее время нормативный коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года.

    2.5 Экономико-математическое моделирование

    Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

    Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

    Y = f(x), (1.2.3)

    где Y - показатель;

    х - факторы.

    Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 1.1.2).

    Рис. 1.1.2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели .

    В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

    2.6 Программно-целевое направление

    Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

    Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов .

    Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

    По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

    ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления .

    Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом - относительно отдельной организации, и макроэкономическом - относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

    При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий - это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.

    1. Разработка общих целей.

    2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени.

    3. Определение путей и средств их достижения.

    4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими .

    На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

    Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

    Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

    Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы .

    Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать вывод, программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

    Заключение

    Цель данной контрольной работы достигнута. Было раскрыто полное понятие бюджетного планирования.

    Также было раскрыты методы бюджетного планирования и приведены примеры.

    Список использованной литературы

    1. Аветисян И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов. // Финансы. - №2. - 2007.

    2. Александров И.М. Бюджетная система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков и Ко. - 2007. - 483 с.

    4. Решение Омского городского Совета от 16 июня 2010 года № 338 «Об исполнении бюджета города Омска за 2009 год»

    5. Решение Омского городского Совета от 23 декабря 2009 года № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»

    6. Александров, И.М. Бюджетная система РФ: учебник, 2-е издание /И.М. Александров М.: Дашков и Ко, 2007. - 483 с.

    7. Балдина, С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации: учебник для вузов /С.В.Балдина. - М.: МЦФЭР, 2009. - 761 с.

    8. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е.Ф. Борисов, - М.:Юрист, 2008. - 417 с

    9. Вышегородцев, М. М. Управление бюджетом: учебник для вузов / М.М. Вышегородцев. - М.: Дис, 2008. - 380 с.

    10. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: Инфра, 2009. - 534 с.

    11. Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А. Ириков. - М:Экспо, - 2008. - 440 с.

    12. Райзберг, Б.А. Программно - целевое планирование и управление: учебное пособие для ВУЗов / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М: Инфра-М, 2007.- 384 с.

    13. Рапопорт, B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления: учебное пособие / В.С. Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 2008. - 412 с.

    14. Руднева, Е.В. Целевые комплексные программы: организационно экономический механизм: учебное пособие для ВУЗов / Е.В. Руднева. -М.: Наука, - 2007. - 119 с.

    15. Стефанов, Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика: Учебник /Н.Стефанов, К. Симеонов, К. Костев, С. Качаунов. - М: "Прогресс", 2009. - 315 с.

    16. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, - 2008. - 416 с.

    17. Эффективность бюджетных расходов на муниципальном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. -- М.: Издательство «Весь Мир», - 2009, - 171 с.

    18. http://be5.biz/ekonomika/fmel/31.htm

    19. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим / под ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-703 с.

    20. Финансы бюджетных организации: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим / под ред. Г.Б.Поляка.-2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-463 с.

    Размещено на сайт

    Подобные документы

      Теоретические аспекты понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях. Виды финансовых планов, этапы и методы их реализации. Проблемы финансового планирования в бюджетных организациях, пути и перспективы его совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 18.04.2011

      Роль бюджетного планирования в экономике страны. Модели реализации процесса бюджетного планирования на примере Брянской области. Концептуальная схема и предлагаемый модельный инструментарий повышения эффективности процессов бюджетного планирования.

      курсовая работа , добавлен 26.08.2017

      Понятие, задачи финансового планирования. Общие методы составления финансового плана. Организация и виды финансового планирования на предприятии. Принцип научности, комплексности, оптимальности в планировании финансов. Формирование финансовых резервов.

      курсовая работа , добавлен 29.01.2011

      Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Основные формы и методы планирования расходов и исполнения смет. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребнадзора.

      дипломная работа , добавлен 06.02.2013

      Сущность, задачи и методы финансового планирования. Методы, используемые в практике финансового планирования. Процесс и этапы финансового планирования. Виды финансового планирования: перспективное, текущее, оперативное финансовое планирование.

      курсовая работа , добавлен 29.01.2003

      Понятие бюджетного планирования: сущность, субъекты, принципы и основные методы. Значение планирования в системе денежных отношений, связанных с поступлением налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Переход к среднесрочному бюджетному планированию.

      курсовая работа , добавлен 12.11.2010

      Теоретические основы бюджетного прогнозирования и планирования. Типология прогнозов в зависимости от различных критериев и признаков. Система бюджетного прогнозирования и планирования. Совершенствование данной системы. Интуитивные методы прогнозирования.

      контрольная работа , добавлен 17.03.2010

      Планирование и прогнозирование в системе денежных отношений зарубежных стран, связанных с поступлением и расходованием бюджетных средств. Метод экспертных оценок. Нормативный метод планирования расходов и выплат. Проблемы бюджетного планирования в РФ.

      курсовая работа , добавлен 14.06.2014

      Теоретические основы бюджетного планирования: принципы и задачи. Формирование и исполнение бюджетов РФ; проблемы эффективности бюджетного механизма, пути их решения. Анализ исполнения бюджета г. Пензы за 2007: оценка качества финансового планирования.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2011

      Понятие и сущность финансового планирования. Основные виды бюджетов и методы их составления. Этапы бюджетного цикла. Анализ технико-экономических показателей предприятия. Мероприятия по совершенствованию системы бюджетирования и управления ОАО "ТБФ".

  • 6. Типы денежной системы. Особенности денежной системы рф.
  • Основные черты денежной системы рф:
  • 7. Сущность, формы проявления, причины инфляции. Особенности инфляции в рф.
  • 8. Понятие валютного курса, основные курсообразующие факторы. Виды режима валютного курса. Типы валютной конвертируемости.
  • 9. Ссудный капитал: сущность, особенности. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень.
  • 10. Кредит: необходимость, сущность, формы.
  • 11. Понятие, функции, структура рынка ссудного капитала.
  • 12. Понятие, типы, структура банковской системы. Формирование и развитие банковской системы России.
  • 13. Центральный банк: формы организации и функции.
  • 14. Понятие, цели и методы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в России.
  • 15. Сущность, функции, типы коммерческих банков.
  • 16. Понятие, значение, характеристика видов активных операций коммерческих банков.
  • 17. Понятие, значение, характеристика видов пассивных операций коммерческих банков.
  • 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
  • 4. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 5. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям.
  • 6. Доходы бюджетной системы, их классификация.
  • 7. Целевые государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 8. Сущность финансов, их роль в распределении и перераспределении ввп. Финансовая система Российской Федерации.
  • 9. Сущность, функции и классификация страхования.
  • 10. Финансовая политика государства, её содержание и цели.
  • 11. Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат.
  • 12. Государственный кредит и государственный долг.
  • 1. Сущность, функции и цели финансового менеджмента.
  • 2. Финансовые ресурсы и капитал организации. Основные задачи управления капиталом.
  • 3. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 4. Временная стоимость денег. Потоки платежей и методы их оценки.
  • 5. Классификация затрат. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия.
  • 6. Политика управления оборотным капиталом. Операционный и финансовый цикл организации.
  • 7. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Виды кредитной политики организации.
  • 8. Сущность и классификация денежных потоков организации.
  • 3. По направленности движения денежных средств:
  • 10. Диверсификация и риск в управлении портфелем ценных бумаг.
  • 11. Бюджетирование как вид финансового планирования.
  • 2Гр. Финансовые бюджеты
  • 12. Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.
  • 13. Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.
  • 15. Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.
  • 16. Система показателей оценки финансового состояния предприятия. Определение вероятности банкротства.
  • 17. Управление собственным капиталом. Факторные модели расчёта показателя рентабельности собственного капитала.
  • 18. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.
  • 19. Сущность и содержание разделов инвестиционного проекта.
  • 20. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
  • 1. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.
  • 2. Система налогов и сборов в рф и их классификация.
  • 1. В зависимости от порядка взимания налоги подразделяются на:
  • 2. В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения, налоги классифицируются на:
  • 3. Элементы налога и их характеристика
  • 4. Налоговые проверки: цель, виды, механизм проведения и оформления результатов.
  • 5. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
  • 6. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
  • 7. Характеристика элементов налога на прибыль организации.
  • 8. Характеристика элементов налога на доходы физических лиц.
  • 9. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 10. Упрощённая система налогообложения и условия перехода к ней организаций.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.

    Бюджетное планирование позволяет определить объём, источники и целенаправленное использование бюджетныхресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном и муниципальном.

    С помощью бюджетногопланирования определяется движениебюджетныхсредств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ.

    Бюджетное планированиевключает:

    Определение общего объёма и источников поступления бюджетныхсредств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

    Формирование расходов бюджетовна основе единой методики расчёта минимальнойбюджетнойобеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание гос-ных и муниципальных услуг;

    Установление направлений использования бюджетныхсредств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны.

    В ходе бюджетногопланирования распределяютсядоходыирасходымеждубюджетамиразных уровней на основе использования существующих форммежбюджетныхотношений; в целях достижения баланса в каждомбюджетеопределяются объём федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размерыбюджетныхрезервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицитабюджета; осуществляется разностороннийбюджетный контрольза процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

    Принципы бюджетного планирования:

    Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

    Адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

    Непрерывность планирования годового бюджета;

    Стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

    Балансовый метод.

    Задачи бюджетного планирования:

    Установление общего объёма финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ.

    Организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов гос-ва, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

    Осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

    3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.

    Бюджетный процесс - в РФ - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

    Бюджетный процесс включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнениебюджетов.

    Составление проекта бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

    Проект федерального бюджетасоставляется в несколько этапов:

    На 1-м этапе Минфин разраб. главные характеристики бюджета, распределяетрасходыбюджета, а также проектировки основныхдоходови расходовбюджетана среднесрочную перспективу.

    На 2-м этапе федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объёмы бюджетногофинансирования по получателямбюджет.Средств (до 15 июля).

    На 3-м этапе с 15 июля по 15 августа Правительство РФ должно утвердить проект закона о фед. бюджете для внесения в Госдуму не позднее 15 августа. Госдума рассматривает проект в четырех чтениях.

    В 1 чтении: устанавливаются параметры по доходам, общий объем расходов (30 дней).

    Во 2 чтении: Госдума утверждает расходы фед. бюджета по разделам функциональной классификации (15 дней).

    В 3 чтении: Госдума рассматривает расходы фед. бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ.(25 дней)

    В 4 чтении: проект принимается в целом. (15 дней)

    Принятый Госдумой Федеральный закон о фед. бюджете в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Госдумой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    4-м этап - Исполнение бюджета –это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

    Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

     
    Статьи по теме:
    Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
    Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
    Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
    В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
    Взаимосвязь инфляции и безработицы
    Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
    Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
    Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с