В чем выражается единство экономического пространства рф. Формирование единого экономического пространства. Умение приспосабливаться - быстро адаптироваться к переменам

Установление правовых основ единого рынка согласно статье 71 Конституции Российской Федерации /1/ находится в ведении Российской Федерации. Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции. Экономическое пространство - это территория страны, в пределах которой происходят урегулированные нормами права в конкретный период времени экономические процессы, организованные на основе единого денежного обращения. Основу развития единого экономического пространства обеспечивает интеграция функционирования интересов производителей и собственников, направленная на реализацию их экономических интересов, что осуществимо только в условиях свободного движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации. Отмеченная интеграция - следствие углубления рыночных взаимосвязей, способствующих интернационализации экономики, выходу экономических интересов за национально-региональные границы.

В результате осуществления данных процессов происходит формирование единого экономического пространства. Экономическое пространство отражает взаимосвязь различных экономических процессов, происходящих в стране, общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции. Обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации является основой всей системы федеративных экономических отношений. К всеобщим свойствам и характеристикам экономического пространства относятся:

  • 1) объективность его существования и независимость от сознания человека;
  • 2) зависимость от процессов развития в хозяйственных, экономических и производственных взаимодействиях;
  • 3) способность возвращаться в состояние равновесия после его нарушения под влиянием внешнего воздействия;
  • 4) на разных уровнях управления представляет собой единую целостность.

Единое экономическое пространство - конституционный принцип, означающий общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории страны. Особенное важное значение он имеет для федеративных государств, так всегда присутствует опасность расхождения законодательства Федерации и её субъектов, способного затруднить свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и экономическую координацию в масштабах государства, нарушить равенство правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан.

Единство федеральных рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования осуществляется путем установлении четких пределов и границ управления хозяйственными процессами на федеральном уровне, а также предоставления конкретных прав и обязанностей в этой сфере органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, руководству корпораций. Таким образом происходит реализация принципов децентрализации управления в целях обеспечения межрегиональной интеграции и укрепления единого экономического пространства.

  • 1) экономика региона должна быть максимально взаимосвязана с другими и должна быть взаимозависимой;
  • 2) экономика должна быть рыночной и в разумной мере открытой;
  • 3) федеральный бюджет должен быть сбалансирован и его исполнение должно контролироваться, а дефицит бюджета не должен превышать 3%;
  • 4) расходы государства на образование и здравоохранение из государственного бюджета должны быть не менее 5%;
  • 5) годовая инфляция не должна превышать 2.5% в год;
  • 6) уровень безработицы должен находиться в пределах не более 3,5%.

В существующем федеративном устройстве России преобладает национальный принцип над экономическим. Различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов и слишком большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. При нарастании территориальных контрастов растет и объем требуемого перераспределения ресурсов, а, следовательно, растут и налоги в федеральный бюджет. Это, в свою очередь, снижает стимулы у благополучных регионов, тем самым они теряют свою экономическую эффективность.

Поэтому для укрупнения региональных объектов управления социально-экономического развития Президент Российской Федерации создал систему федеральных округов.

Система федеральных округов эффективна в решении крупных межрайонных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации стратегических установок, федерального законодательства и других федеральных нормативных актов.

Prev Next

Не забывайте о вознаграждении помимо зарплаты

Давайте смотреть правде в глаза. Лидеры в среднем звене организации зачастую ограничены в финансовых возможностях. Как же лидер должен поощрять в таком случае? При помощи компенсаций. Возможно, у...

Трудность планирования:

Гораздо труднее поддерживать планирование, если не вы над ним работали. Чем больше вы вкладываете в планирование, тем больше оно становится вашим. Что бы вы предпочли? Видеть, как то, что вы...

О неопытности:

Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, то смогу все контролировать.Вы когда-нибудь говорили что-то вроде: Знаете, если бы я руководил, мы не сделали бы то и не...

Помогите людям познать себя

Я всегда исхожу из основного принципа касательно того, что люди не знают сами себя. Человек не может реально оценить свой потенциал, пока реально не оценит свое положение. Другими словами, вы...

Обсуждайте свое мастерство с другими

Как только вы достигнете определенного уровня мастерства, лучшее, что вы можете сделать, - обсудить свое мастерство с другими профессионалами более высокого уровня. Многие люди поступают так инстинктивно. Гитаристы обсуждают гитары....

Делайте больше, чем просто хвалите

После того как я посоветовал вам хвалить своих людей, хочу предупредить, что вы должны делать нечто большее, чем просто хвалить. Если вы хвалите их, но не повышаете по службе, это...

Управляйте своими словами

Легендарный баскетбольный тренер Джон Вуден говорил: Покажи мне, на что ты способен; твоих слов о том, что ты можешь, недостаточно. Думаю, практически каждый лидер неоднократно говорил или, по...

Должностной миф:

Я не могу управлять, если я не занимаю руководящую должность.Если бы мне надо было определить самое распространенное заблуждение, которое касается лидерства, свойственное большинству людей, то им стало...

Ваши вложения определяют отдачу

Как в мире финансов, так и в отношениях с людьми единственный способ получить отдачу от людей - сделать в них вложение. Что посеете, то и пожнете. Но наша проблема заключается...

Создайте обстановку, которая поможет раскрыться лидеру

Если вы занимаете высокую руководящую должность в своей организации, тогда мне хотелось бы немного пообщаться с вами в этом специальном разделе. Многие лидеры в среднем звене организации подвержены сильным стрессам....

Эгоистичный лидер

Том Питерс в своей книге Круг инноваций (The Circle of Innovation), писатель и гуру бизнеса, писал: Эгоистичный лидер пытается вести за собой людей ради собственной...

Предоставьте лидерам свободу вести за собой других

Если мы испытываем какую-либо неуверенность в том, как идет процесс развития лидеров, то это обычно связано не с обучением лидерству. Неуверенность возникает тогда, когда приходит пора предоставлять лидерам свободу действий....

Заинтересуйтесь увлечениями своего лидера

Один из секретов установления эмоциональной связи с лидером - это знать и разделять его интересы. Вы определили самые любимые проекты лидера, которые представляют для него наибольший интерес на работе? Если...

Чем вы лучше, тем выше ваш потенциал на завтрашний день

Кого учить сложнее всего? Того, кто никогда не пытался учиться. Убедить их принять новую идею - все равно что пытаться посадить помидоры в бетон. Даже если вам удастся это сделать,...

Заразитесь энтузиазмом своего лидера

Гораздо проще работать с человеком, энтузиазм которого вы разделяете. Когда вы и ваш приятель увлечены одним делом, например у вас общее хобби, то разве время не летит, как на крыльях,...

Лидерские умения одинаковы, только лига другая

Если вас повысили, не думайте, что все осталось по-прежнему потому, что новый офис располагается в нескольких шагах от старого. Когда вас призовут на другой уровень лидерства, качество вашей...

Признавайте свои ошибки

Недавно на форуме для исполнительных директоров, куда меня пригласили выступить с речью, я предложил присутствующим лидерам честно признаться в своих слабостях и не скрывать ошибки от людей, с которыми они...

Верьте в лучшее - оставляйте право на сомнения

Когда мы изучаем себя, то всегда верим в лучшее. Почему? Да потому что рассматриваем себя с точки зрения своих намерений. С другой стороны, когда мы смотрим на кого-то другого, то...

Говорите, что думаете, и думайте, о чем говорите

Как и любой другой тип лидерства, лидерство напрямую связано с установлением доверительных отношений. Когда Уинстона Черчилля спросили, какое качество, по его мнению, является главным свойством политика, тот ответил:...

Признайте свое естественное желание состязаться

Спустя четыре или пять лет после окончания колледжа меня пригласили играть в баскетбольной команде выпускников против тогдашней команды студентов. Во время своего студенчества я играл на позиции атакующего защитника, но...

Если вы стремитесь стать лидером, вам придется преодолевать искушение бороться за свою идею, пусть это и не самая лучшая идея. Почему? Потому что хорошие идеи слишком важны для...

Если вам удается вести за собой добровольцев, то вы сможете вести кого угодно

На недавней конференции, которая проводилась в День президентов, мы обсуждали лидерское совершенствование, и один исполнительный директор спросил меня: Как мне выбрать самого лучшего лидера из небольшой группы лидеров? На...

Приспосабливайтесь к слабостям лидера

Эксперт в области продаж и писатель Лес Гиблин сказал: Вы не сможете заставить другого человека чувствовать себя важной персоной в вашем присутствии, если втайне считаете его ничтожеством. Аналогично,...

Приносите людям пользу

Мало что способствует повышению доверия к лидеру в такой степени, как стремление принести пользу окружающим людям. Это в особенности верно в тех случаях, когда они не обязаны это делать и...

Содействие демонстрирует вашу благодарность за то, что вы являетесь частью команды

Китайская пословица гласит: Тот, кто пьет воду, должен помнить о том, кто рыл колодец. Благодарность является одним из самых привлекательных человеческих качеств; ходя иногда мне кажется - одним...

Как быть настоящим в условиях конкуренции

Самая бесполезная трата лидерской энергии - попытки заставить других считать себя совершенным. Это относится и к исполнительным директорам, и к лидерам в среднем звене организации. Ближе всего к совершенству люди...

Вставайте на сторону своего лидера в случае необходимости

Помогать своему лидеру - значит поддерживать его и вставать на его сторону в случае необходимости. Колин Пауэлл, бывший государственный секретарь США, получивший звание четырехзвездного генерала, говорил: Когда мы обсуждаем...

Облегчите ношу, лежащую на плечах своего лидера

Вы наверняка слышали выражение валить на других, что означает снимать с себя ответственность и перекладывать ее на других. Некоторые источники утверждают, что английское выражение pass the buck...

Оставьте гордость и притворство

Порой нам кажется, что, произведя впечатление на других, мы сможем оказывать на них влияние. Мы хотим быть героями в глазах окружающих, их кумирами. Это создает определенную проблему, ведь все мы...

Как люди реагируют на трудность планирования

Итак, возникает естественный вопрос: как вы собираетесь реагировать на трудность планирования? Несмотря на то что ваше собственное планирование нравится вам больше, чем чужое, но чтобы получить возможность реализовывать собственные мечты,...

  • Избегайте мелочных споров

    В большинстве коллективов случаются ссоры, возникает вражда, зависть, недовольство и мелочные споры, которые как ураган проносятся по организации. Мудрые лидеры в среднем звене организации избегают участвовать в них, даже если считают, что в состоянии их разрешить. Есть хорошая поговорка: Бульдог легко может одолеть скунса, но знает, что это все…

  • Сталкиваясь с проблемой, предлагайте решение

    Мне очень нравится комикс под названием Орешки, где Люси подходит к Чарли Брауну, который прислонился к стене, обхватив голову руками. Она смотрит на него и говорит: - Опять попал в передрягу, а, Чарли Браун? Чарли не отвечает, и Люси продолжает: - Знаешь, в чем твоя проблема? Твоя самая…

  • Научитесь говорить на языке босса

    Когда в 1944 году Чарли Уэтзел и я начали работать вместе, мне пришлось посвятить довольно много времени тому, чтобы помочь ему понять, как я мыслю, и освоить стиль моей речи. К тому времени Чарли получил степень магистра по английскому языку и был хорошим писателем, но пока он работал не на…

  • Как сделать более легкой ношу лидера

    Читая о том, что облегчение ноши лидера может вам помочь, вы наверняка сами можете назвать несколько способов. Рекомендую руководствоваться своими инстинктами. Но если вы вдруг не сможете решить, с чего начать, позвольте мне дать вам несколько рекомендаций. ДЛЯ НАЧАЛА ХОРОШО ВЫПОЛНЯЙТЕ СВОЮ РАБОТУ.Уилли Мейс, бейсболист из Галереи славы, говорил: …

  • Умение приспосабливаться - быстро адаптироваться к переменам

    Сотрудники в среднем звене организации, как правило, далеко не первыми узнают все новости. Они не принимают решений и не разрабатывают политику. Поэтому они обязаны научиться быстро адаптироваться. Когда дело касается лидерства в середине организации, то чем быстрее вы умеете адаптироваться к переменам, тем это лучше для организации. И вот почему.…

  • Надежность - на него можно полагаться в серьезных ситуациях

    Один из моих самых любимых законов, входящих в 17 неопровержимых законов работы в команде, это закон надежности: Члены команды должны иметь возможность полагаться друг на друга в серьезных ситуациях. Мне нравится этот закон, потому что он справедлив и имеет исключительное значение для командной работы. Если вы доверяете лидеру,…

  • Люди идут за лидером, которому они доверяют, - за лидером с характером

    Теоретик в области политики Томас Пейн сказал: Мне правятся люди, умеющие улыбаться, когда у них неприятности, черпающие силы в проблемах, и которые становятся только крепче от критики. Скудные умы усыхают, но тот, чье сердце твердо и чья совесть одобряет его поведение, будет неотступно бороться за свои принципы до самой…

  • Ваш характер определяет доверие

    Доверяют ли вам люди? Быстро ли ваши сотрудники начинают верить в то, что вами движет забота об их интересах? Или они ставят под сомнение ваши намерения и подозрительно оценивают мотивы, когда вы представляете на их суд новую идею? Ответ на этот вопрос вы найдете, проанализировав свой характер. Доверие не является…

  • Практикуйте свое мастерство сегодня

    Уильям Ослер, физик, написавший в 1892 году книгу Принципы и практика медицины (The Principles and Practice of Medicine), как-то обратился к группе студентов: Забудьте о будущем. Живите только настоящим моментом и настоящей работой. Думайте не о ее объеме, который необходимо выполнить, не о трудностях, которые…

  • Высоко цените лидерство

    Людям, которые управляют маленьким бизнесом, где работает один человек, нет нужды беспокоиться о лидерстве. Но для людей, управляющих крупными организациями, вопрос лидерства всегда стоит остро. Если на вас работает два или более человек, то без лидерства уже не обойтись. В некоторых организациях все внимание уделяется работе, а заниматься вопросом лидерства…

  • Ваш рост определяет потенциал

    Самый важный закон лидерства, которому я обучаю, это закон потолка: Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека. Если качество вашего лидерства измеряется 5 баллами (по шкале от 1 до 10), то и эффективность ваша не превысит 5. Лидерство - это стеклянный потолок персональных достижений. То же самое относится…

  • О лидерстве в среднем звене организации - ее сердце

    Существует множество классических примеров лидерства: Уильям Уоллес ведет свое войско в сражение против армии, поработившей его народ. Уинстон Черчилль противостоит нацистской угрозе в то время, как большая часть Европы пала. Махатма Ганди возглавляет кампанию гражданского неповиновения - Соляной поход. Мэри Кэй Эш самостоятельно основывает компанию…

  • О свободе:

    Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, я не буду ничем ограничен.Иногда мне кажется, что люди совершенно неверно представляют себе суть лидерства. Многие уверены, что лидерство - это билет к свободе. Оно, возможно, разрешит все их профессиональные и карьерные проблемы. Но руководящие должности не являются панацеей…

  • Уважайте людей

    Мы склонны с одобрением относиться к людям, которые делают то, что нас восхищает. Это вполне естественно. Но если мы будем ценить лишь тех, кто похож на нас, то слишком многое упустим. Мы должны пытаться видеть и принимать чужой уникальный опыт, умения и учиться на них. Деннис Бэкк, глава компании AES…

  • Лидеры берутся за задания, которые не являются их прямыми обязанностями

    Нет ничего более раздражающего для лидера, чем сотрудник, который отказывается выполнять задания, потому что они не входят в его обязанности. (В подобных случаях большинству известных мне топ-лидеров хочется вообще попросить таких сотрудников уйти с работы!) У хороших лидеров совершенно иной подход. Они знакомы с правилом большой картины из…

Prev Next

О формировании Единого экономического пространства

ЛУКьЯНОВА Влада Юрьевна,

ведущий научный сотрудник отдела

административного законодательства

и процесса ИЗиСП, кандидат философских наук

Современный этап развития мировой экономической системы определяется рядом факторов: усилением глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала, и переходом ведущих стран к построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний; преодолением энергетических барьеров экономического роста и исчерпанием потенциала экстенсивной, базирующейся на экспорте энергоносителей и иных природных ресурсов модели экономического развития; расширением и интенсификацией экономически детерминированных глобализационных процессов и переходом от биполярной к многополярной модели мировой политической системы, сопровождающимся появлением новых «центров силы». Сочетание этих факторов порождает вызовы и угрозы долгосрочного, системного характера, в результате чего существенно возрастает уязвимость всех членов международного сообщества. Это ведет к резкой интенсификации процессов межгосударственной интеграции на региональном уровне, поскольку интеграционная группировка, осуществляя коллективную защиту своих членов от иностранной конкуренции, может способствовать

более полному использованию каждой страной своих естественных конкурентных преимуществ.

Ответом Российской Федерации на эти угрозы должно стать активное участие в международном сотрудничестве, развитии, расширении интеграционных процессов на территории бывшего Советского Союза, поскольку, как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1, именно Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. К значимому направлению внешней политики России относится также укрепление ЕврАзЭС в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значе-ния2. И здесь одна из первоочередных задач - создание Единого экономи-

1 Утверждена Указом Президента РФ от

2 См. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

ческого пространства (ЕЭП) - пространства, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей си-лы3, и которое формируется государствами, имеющими общую историю, правовые традиции, а главное - общие экономические цели и интересы. Основными целями формирования ЕЭП являются:

эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

В дальнейшем ЕЭП должно трансформироваться в Евразийский союз, который будет представлять собой «мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки” между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»4.

3 См. ст. 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного в г. Москве 26 февраля 1999 г.

4 Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, кото-

Правовую базу ЕЭП на сегодняшний день составляют 17 международных договоров, затрагивающих различные сферы жизни интеграционного объединения. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 19 декабря 2011 г. № 9 большая их часть вступила в силу 1 января 2012 г., но для того чтобы эти базовые соглашения были реализованы в установленные сроки, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) должны быть разработаны и приняты 52 нормативных правовых акта5, а правительствами государств, участвующих в формировании ЕЭП, должны быть выполнены более 70 обязательных мероприятий в соответствии с установленными в них конкретными сроками. В полном объеме ЕЭП должно начать функционировать с 1 января 2016 г.

Попытки сформировать на постсоветском пространстве ЕЭП предпринимались неоднократно. Впервые такое решение было зафиксировано в Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.6, сторонами которого стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. В целях его реализации указанные стороны 26 октября 1999 г. заключили Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства7. Однако реальные шаги для воплощения

рое рождается сегодня // Известия. 2011.

URL: http://www.tsouz.ru.

6 Россия ратифицировала договор Федеральным законом от 22 мая 2001 г. № 55-ФЗ. Вступил в силу для России 2 июля 2001 г.

7 Россия ратифицировала Соглашение

указанных международных правовых актов в жизнь на протяжении длительного времени не предпринимались.

19 сентября 2003 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной было заключено Соглашение о формировании Единого экономического пространства8. И наконец, в декабре 2009 г. на неформальном саммите в г. Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о создании Единого экономического пространства трех стран. Таким образом, на сегодняшний день ЕЭП представляет собой экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Создание ЕЭП «в трехстороннем формате» стало возможным благодаря тому, что и в Договоре 1999 г., и в Соглашении 2003 г. интеграция оценивается как разноуровневый и разноскоростной процесс. Так, в ст. 7 Договора 1999 г. зафиксировано положение о том, что ЕЭП формируется поэтапно, а переход от этапа к этапу будет обусловлен фактическим достижением специфических целей настоящего Договора и выполнением сторонами принятых по нему обязательств. Это означает свободу определения государством направления развития интеграции и интеграционных мероприятий, в которых оно примет участие, а также объем такого участия. В соответствии со ст. 5 Соглашения 2003 г. разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме.

8 Россия ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. № 22-ФЗ. Вступило в силу для России 20 мая 2004 г.

Приверженность данному принципу подтверждается и Декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г.9, согласно которой ЕЭП на любом этапе своего формирования и функционирования будет открыт для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Таможенного союза и готовых к их реализации. В соответствии с этим принципом 19 октября 2011 г. Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав правительств (высшим органом Таможенного союза) принято положительное решение по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и в формировании ЕЭП10.

Представляется, что введение принципа поэтапности формирования интеграционных объединений на постсоветском пространстве обусловлено особенностями протекания здесь интеграционных процессов. К таковым относятся:

а) разнонаправленность процессов регионализации постсоветского пространства и обусловленная этим множественность межгосударственных объединений экономической интеграции, формирующихся и (или) функционирующих на постсоветском пространстве. При этом одно и то же государство может являться членом сразу нескольких интеграционных объединений;

б) неравномерность течения процессов трансформирования экономических и правовых систем бывших советских республик. Особенностью унификации экономики и права новых независимых государств стало то, что они двигались от обще-

9 URL: http: //www.evrazes.com.

2012 г. № 23 «О рабочей группе по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». URL: http://www.tsouz.ru.

го к частному, от единого народнохозяйственного комплекса к самостоятельным экономическим системам, от единой системы советского права к национальному законодательству бывших советских республик. Так, в частноправовой сфере на смену единым для всех республик Основам гражданского законодательства, сосуществовавших с гражданскими кодексами союзных республик, пришли гражданские кодексы суверенных государств. В сфере обеспечения безопасности продукции в бывших советских республиках все отношения первоначально регулировались законами, принятыми в СССР в начале 1990-х гг., однако с развитием рыночных отношений, изменением уровня политического, экономического и социального развития государств, наличием членства в различного рода межгосударственных образованиях стали приниматься новые законодательные акты. Одновременно происходит добровольное заимствование, или рецепция, правовых моделей других государств: если в одних странах СНГ (Туркменистан, Азербайджан) развивалась и совершенствовалась система стандартизации, заложенная еще в СССР, в некоторых других (Узбекистан, Армения) она дополнялась новыми принципами, видами правовых актов и моделями оценки соответствия, то в большинстве государств (Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Молдова, Украина, Киргизия) стали внедряться в законодательство европейские принципы регулирования оборота продукции работ и услуг11. Аналогичные процессы протекают и в иных отраслях права. Можно констатировать, что обновление правовой системы новых независимых государств, и прежде всего экономического законодатель-

11 См.: Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4.

ства, привело к их серьезной дезинтеграции;

в) значимость субъективных факторов. Сравнивая временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем государств - участников Таможенного союза и ЕЭП с динамикой формирования и развития иных интеграционных объединений, например Европейского Союза (ЕС)12, можно сделать вывод о довольно быстром развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Это свидетельствует как о наличии политической воли, так и желании государств развиваться в рамках интеграционных структур. В то же время вследствие чрезвычайно сжатых сроков создания указанных интеграционных объединений их законодательная база несвободна от некоторых «болезней роста» - определенной недоработанности и недостаточной взвешенности заложенных в него мер. В частности, еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза потребовалось внесение изменений в 152 из 373 его статей13. На это же указывают принятие Протокола «О внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г.», который был подписан на завершающем перед вступлением в силу дого-

12 Подробнее об этом см.: Этапы интеграции Европейского союза и ЕврАзЭС // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. 2011.

13 См. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года». Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 11Э-ФЗ.

воров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств 19 декабря 2011 г., и непрекращающий-ся процесс пересмотра положений иных международно-правовых актов и утверждения новых норм.

Говоря о значимости принципа поэтапной, разноуровневой и разноскоростной интеграции, необходимо отметить, что, как показывает мировой опыт, региональная экономическая интеграция, экономические связи всех видов наиболее успешно развиваются между странами относительно сопоставимого уровня развития, тогда как объединение в рамках одного интеграционного образования стран с различным уровнем экономического развития и социальных проблем делает все межгосударственное интеграционное объединение уязвимым для мировых экономических кризисов. В частности, кризис еврозоны, начавшись с финансового кризиса «кельтского тигра» (Ирландия), существенно осложнил финансовое положение не только Греции, Испании и Португалии, но и всего Европейского Союза как надгосударственного интеграционного образования. В этих условиях на состоявшемся 8 декабря 2011 г. Саммите ЕС лидеры Франции и Германии открыто заявили о намерении внести существенные изменения в договор о Европейском Союзе, предполагающие ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемов государственных долгов стран - членов ЕС, или же заключить новый договор между 17 странами еврозоны и теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу.

Поэтому на евразийском пространстве залогом эффективного развития интеграционных процессов является разработка критериев, которым должны соответствовать страны, желающие вступить в Тамо-

женный союз ЕврАзЭС и присоединиться к ЕЭП. Как полагает Председатель Национального банка Республики Казахстан Г. Марченко, «в Таможенном союзе может быть сколько угодно стран, главное, чтобы все они соответствовали установленным нами критериям. Нам вообще нужно согласовывать гораздо больше позиций, чем это было в случае с Европой, и главное - более жестко соблюдать все договоренности... Наша задача - сделать Евразийский союз более устойчивым, не подвергать его [политическим] рискам»14.

Существенной проблемой является разработка общих принципов и подходов к стратегиям социально-экономического развития государств, формирующих ЕЭП. Очевидно, что согласование национальных интересов в процессе создания ЕЭП потребует внедрения постоянных механизмов и процедур, имеющих высокую степень политической и психологической легитимности с точки зрения субъектов международных отношений. Подобная схема координации интересов должна опираться на действенную систему международных (коммунитар-ных) санкций в случае нарушения согласованных положений и правил, включая:

процедуры и механизмы согласования наиболее общих и долговременных целей социально-экономического развития, а также принимаемых для соответствующего этапа развития параметров макроэкономической политики;

процедуры и механизмы «перевода» согласованных таким образом региональных (коммунитарных) общих принципов и стратегий в национальные программы социально-экономического развития, которые предусматривали бы конкретные ориентиры и обязательства;

процедуры и механизмы решения оперативных практических вопро-

сов, а также отслеживания хода выполнения ранее принятых решений и взятых обязательств, равно как и получаемых при этом объективных национальных и региональных (ком-мунитарных) итогов;

процедуры и механизмы апелляции к органам разрешения споров, а также рассмотрения споров, признания и исполнения принятых органом решений.

В целом становление системы согласования интересов - довольно длительный процесс, который будет проходить в острой политической и экономической борьбе. Однако без создания такой системы эффективное функционирование ЕЭП и трансформация его в Евразийский союз невозможны.

Значимую роль в решении этой и иных задач формирования ЕЭП будут играть органы управления ЕЭП: Совет глав государств, осуществляющий на межгосударственном уровне координацию и управление этими процессами и принимающий решения в соответствии с принципом «одно государство - один голос», и постоянно действующий регулирующий орган ЕЭП - Евразийская экономическая комиссия, которая «пришла на смену» Комиссии Таможенного союза15. В соответствии со ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. основной ее функцией должно стать обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП16. Деятельность ЕЭК осуществляется на основе принципов: обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств - участников Таможенного союза; экономической обоснованности принимаемых реше-

ний; открытости, гласности и объективности.

Необходимо подчеркнуть, что ЕЭК наделяется значительно большими полномочиями, нежели Комиссия Таможенного союза. Высший Евразийский экономический совет может наделить ЕЭК правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в ее компетенцию. Кроме того, ЕЭК:

обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП. В целях повышения эффективности этой деятельности она имеет право запрашивать у органов власти государств, участвующих в формировании ЕЭП, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;

выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и решений ВЕЭС;

вносит на одобрение ВЕЭС проекты международных договоров, подписываемых Комиссией;

организует работу по совершенствованию нормативной правовой базы Таможенного союза и ЕЭП;

вносит на утверждение ВЕЭС основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП;

рассматривает вопрос об отмене или изменении решений, принятых Коллегией ЕЭК, в порядке, предусмотренном ст. 13 указанного Договора;

рассматривает вопрос о мониторинге и контроле за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП;

осуществляет иные функции и полномочия.

ЕЭК в целях обеспечения эффективного функционирования ЕЭП вправе создавать консультативные органы для проведения консультаций по отдельным вопросам, принятие решений по которым относится

к ее компетенции17. ЕЭК состоит из двух палат - Совета и Коллегии, утверждаемых ВЕЭС на уровне глав государств в соответствии с Регламентом работы ЕЭК. Учитывая, что именно Коллегия ЕЭК, куда участвующие в формировании ЕЭП государства делегировали своих представителей, является рабочим органом ЕЭК, в ее составе выделено 23 департамента по важнейшим направлениям сотрудничества18.

Необходимо отметить, что в Комиссии Таможенного союза голоса между сторонами распределялись следующим образом: Республика Беларусь - 21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57.

Решения принимались большинством в 2/3 голосов, и лишь в случаях, предусмотренных международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза, решение принималось консенсусом. Если одна из Сторон не соглашалась с принимаемым решением названной Комиссии, вопрос вносился на рассмотрение высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств, который принимал решение консенсусом. Если при принятии решения не было набрано необходимое число голосов, эта Комиссия была вправе передать вопрос на рассмотрение высшего органа Таможенного союза.

Таким образом, в рамках Комиссии Таможенного союза Россия могла заблокировать принятие того или иного решения, если считала его невыгодным для себя. В рамках ЕЭК такая возможность у России отсутствует.

Во вновь созданном наднациональном органе управления решения и

17 Первая очередь таких органов уже создана - сформированы консультативные комитеты по торговле, техническому регулированию, налоговой политике.

18 Перечень департаментов ЕЭК и их рас-

пределение между членами Коллегии установлены решением ЕЭК от 25 января 2012 г. № 2. URL: http://www.tsouz.ru.

рекомендации принимаются Советом ЕЭК и Коллегией ЕЭК в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г., при этом голоса сторон распределяются следующим образом:

Коллегия ЕЭК принимает решения и рекомендации консенсусом или квалифицированным большинством в 2/3 голосов общего числа членов Коллегии; Совет ЕЭК принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в ВЕЭС по предложению любого члена Совета ЕЭК.

Решения ЕЭК подлежат опубликованию на ее официальном сайте в сети Интернет, за исключением решений, предусмотренных Регламентом, и направляются сторонам не позднее трех календарных дней со дня принятия решения. Дата публикации решения ЕЭК на официальном сайте признается датой его официального опубликования, и с этого момента решения ЕЭК становятся обязательными для исполнения на территории трех стран.

Важным фактором, характеризующим любое межгосударственное интеграционное объединение, является устанавливаемая его конституирующими актами система разрешения споров. В статье 7 Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. подчеркивается, что споры и разногласия между сторонами относительно толкования и (или) применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем проведения консультаций и переговоров. В то же время для построения интегрированного Евразийского экономического пространства особое значение имеет деятельность Суда Евразийского экономического сообщества (далее - Суд Сообщества), который

обеспечивает единообразное применение государствами - участниками ЕврАзЭС Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и решений, включая международные договоры и иные документы, регламентирующие создание и функционирование ЕЭП19. В настоящее время именно Суд Сообщества, решения которого обязательны для сторон спора, с правовой точки зрения продвигает интеграцию ЕЭП на более высокий уровень, способствуя интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вместе с тем дальнейшее их расширение может потребовать совершенствования созданной в рамках ЕврАзЭС судебной системы. Ведь если задачу разрешения межгосударственных споров, в том числе по вопросам толкования международных соглашений и их соответствия общим принципам и нормам международного права, может успешно решать (и решает) Суд Сообщества, то вопрос о том, какой орган должен рассматривать частноправовые споры, остается открытым. Представляется, что эти функции должны выполняться специализированным международным судебным органом, имеющим особый статус, - международным коммерческим арбитражем. Особый статус должен иметь и орган для разрешения споров между государством и лицом другого государства, подобно Международному центру по урегулированию споров между государством и лицом другого государства, созданному на основе Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других го-

19 Подробнее об этом см.: Лукьянова В. Ю, Каширкина А. А., Кичигин Н. В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 4. С. 73-80.

сударств, заключенной в Вашингтоне в 1965 г. по инициативе Международного банка. Следует заметить, что все участники Таможенного союза являются участниками этой Конвенции. Россия подписала ее в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала. Завершение процедуры ратификации позволило бы решить проблему совершенствования контроля за исполнением международных соглашений для этой сложной категории споров и усилить интеграционный механизм для целей создания Евразийского союза.

В целом имеющийся институциональный механизм формирования и функционирования ЕЭП при его сопоставлении с фактической социально-экономической и политической ситуацией на постсоветском пространстве позволяет дать положительную оценку перспективам развития данного межгосударственного интеграционного объединения. Однако не следует забывать, что спектры эволюционных путей в будущее могут трансформироваться из-за изменений собственных свойств соответствующих сложных систем, открывая новые возможности дальнейшего развития. Поэтому становление Евразийского союза как структуры-аттрактора развития постсоветского пространства требует целесообразного структурирования социальных функций, соответствующего выстраивания жизнедеятельности общества «под цель». Следовательно, интеграционные процессы неразрывно связаны и с целеполаганием - проективным отношением к будущему состоянию постсоветского пространства, и с целенаправлением - организацией функционирования для достижения идеальной цели. Ключевая роль в этом процессе может принадлежать Евразийскому парламенту, который будет выполнять как законотворческие функции20, так и с учетом

20 См. выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина на Межпарламент-

опыта Европейского Союза функции консультативного органа.

В заключение отметим, что сегодня перед Россией стоит задача перехода к инновационному, социально ориентированному типу развития. Учитывая, что решение этой проблемы в значительной степени зависит от международных политических и экономических отношений, целью внешнеэкономической политики нашей страны является создание условий для достижения лидирующих позиций в глобальной экономике, что требует эффективного участия в мировом разделении труда. И создание Единого экономического пространства является первым необходимым шагом на пути достижения этой цели.

Библиографический список

Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина на Межпарламентской ассамблее стран СНГ 22 февраля 2012 г. URL: http://duma.gov.ru.

Калмыкова А. В. Сравнительный анализ систем технического регулирования России и стран СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4.

Лукьянова В. Ю., Каширкина А. А., Кичи-гин Н. В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 4.

Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт.

Этапы интеграции Европейского союза и ЕврАзЭС // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. 2011. 13 дек. URL: http://www. evrazes.com.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров, также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

В июне 2006 года - принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

    эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

    создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

    проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

    развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

    создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии. Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

    Декларация о Евразийской экономической интеграции

    Договор о Евразийской экономической комиссии

    Регламент работы Евразийской экономической комиссии. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

    Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

    Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

    Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами

    ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики

    Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

    Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

    Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

    Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Список использованной литературы:

http://www.evrazes.com-Евразийское экономическое сообщество

http://www.economy.gov.ru- Министерство экономического развития Российской Федерации

 
Статьи по теме:
Льготное налогообложение доходов
В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц. Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества. Закон
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ