Обжалование исполнительского сбора: отмена, уменьшение, предоставление отсрочки и рассрочки. Как отменить исполнительный сбор судебных приставов Что такое взыскание исполнительского сбора
Алексей Дудин
Опубликовано 15 июля 2014 годаМожно ли уменьшить исполнительский сбор, наложенный приставом?
Согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации.
В том случае, когда размер задолженности велик, размер исполнительского сбора составляет достаточно крупную сумму. Например, при сумме задолженности по исполнительному листу 1 000 000 рублей, размер исполнительского сбора составит ни много, ни мало – 70 000 рублей.
В связи с этим у должников часто возникает вопрос – «Можно ли как-то уменьшить размер исполнительского сбора?».
Ответ на данный вопрос содержится в законодательстве.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, если судебный пристав-исполнитель не принял во внимание те обстоятельства, на которые ссылался должник в обоснование отсутствия его вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, то должнику имеет смысл обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
А в том случае если исполнительский сбор составляет крупную сумму, должнику имеет смысл обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно положениям пунктов 7-9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного законодательством РФ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Должникам, обращающимся в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора важно знать, что в случае принятия судом к рассмотрению соответствующего заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
В том случае, если суд принимает решение об уменьшении размера исполнительского сбора, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В том случае, если должник сначала оплатил исполнительский сбор, а потом обратился в суд, то в случае снижения судом размера исполнительского сбора должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту.
Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.
Дело № 2-226/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Серожеевой Г.Ф.,
при секретаре Голятиной Ю.М.,
с участием:
истца Резникова Г.А.,
ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП Ребрихинского района Алтайского края Самойловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резникова Г.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП Ребрихинского района Алтайского края, ОСП Ребрихинского района Алтайского края, Управлению ФССП по Алтайскому краю об уменьшении исполнительского сбора и снижении размера удержаний,
у с т а н о в и л:
Резников Г.А. обратился с иском в суд об уменьшении исполнительского сбора и снижении размера удержаний по исполнительному производству №-ИП. Свои требования истец мотивирует тем, что в ОСП Ребрихинского района в отношении него возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № выданного Ребрихинским районным судом Алтайского края о взыскании компенсации морального вреда в размере 350 000 руб. в пользу Шенеман Г.Н. Судебным приставом-исполнителем Самойловой М.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 24 500 руб. (7% от общей суммы задолженности). А также вынесено постановление о направлении исполнительного документа в пенсионный орган для ежемесячного удержания 50% пенсии в счет основного долга, а затем исполнительского сбора. Считает, что размер исполнительского сбора несоразмерен наступившим последствиям по возбужденному в отношении него как должника, исполнительному производству по взысканию денежных средств в пользу взыскателя; вина заявителя в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа, ввиду чрезмерного большого размера суммы задолженности, отсутствует. Он является пенсионером по старости с (бессрочно) и размер пенсии составляет 10 194,30 руб. Имущество, на которое может быть обращено взыскание отсутствует. Исполнительное производство не окончено. Просит снизить размер удержаний из пенсии на 25% и уменьшить исполнительский сбор до 1000 руб.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика к участию в деле привлечена взыскатель Шенеман Г.Н., исковых требований к которой не предъявлено.
Истец Резников Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении взысканий в пользу Шенеман Г.Н. он пришел в ОСП Ребрихинского района и пояснил, что является пенсионером, подсобного хозяйства не имеет, доход от предпринимательской деятельности практически весь уходит на расходы - на аренду гаража и на ремонт автомобиля. Квартира, в которой он проживает, является его единственным жильем, Резников Г.А. является владельцем 1/3 доли в праве собственности. Его вины в том, что он не смог оплатить в течении 5 дней 350 000 руб. нет, никаких сбережений он не имел и не имеет.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Ребрихинского района Алтайского края Самойлова М.А. исковые требования не признала в полном объеме, подтвердив, что у неё на исполнении находится исполнительное производство о взыскании с истца суммы компенсации морального вреда в пользу Шенеман Г.Н., поскольку в предусмотренный законом 5 дневный срок требования по исполнительному листу должником не были исполнены, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 24 500 руб. Поскольку имущества на которое можно было обратить взыскание у истца не было, исполнительные документы были направлены в пенсионный орган для ежемесячного удержания 50% с пенсии должника. Считает, что уменьшение размера удержаний с пенсии нарушит права взыскателя, которому даже при удержании 50%, полное взыскание суммы причитающейся по решению суда наступит не ранее чем через 10 лет. Отсутствие денежных средств у должника для оплаты по исполнительному листу не освобождает от уплаты исполнительского сбора, оснований для его уменьшения не имеется. Постановление о взыскании исполнительского сбора истцом не обжаловалось.
Ответчик Шенеман Г.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно отзыву просит рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме, поскольку взыскатель находится в критической жизненной ситуации, подорвано её здоровье и для реабилитации требуются большие денежные средства.
Ответчики Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю и ОСП Ребрихинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю представителей для участия в деле не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.8 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (п.11. ст.30 ФЗ).
Срок для добровольного исполнения по рассматриваемой категории дел составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п.12. ст.30 ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (п.17. ст.30 ФЗ).
р е ш и л:
Исковые требования Резникова Г.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Резникова Г.А. на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ребрихинского района УФССП по Алтайскому краю от по исполнительному производству №-ИП о взыскании компенсации морального вреда в пользу Шенеман Г.Н., до 18 375 руб.
Решение суда в части уменьшения размера исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
В остальной части иска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю и в части исковых требований к ОСП Ребрихинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю и судебному приставу-исполнителю ОСП Ребрихинского района, отказать.
Госпошлина в размере 300 руб. подлежит возврату истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено.
Председательствующий Г.Ф. Серожеева
Суд:
Ребрихинский районный суд (Алтайский край)Истцы:
Резников Г.А.Ответчики:
ОСП Ребрихинского районаСудебный пристав-исполнитель Самойлова М.А.
УФССП по Алтайскому краю
Шенеман Г.Н.
от 13/03/2019
Не только судебные расходы грозят должнику при судебных тяжбах, но и исполнительский сбор. Из названия очевидно, что это вид платежа за . Но не любого, а только в принудительном порядке. И при наличии исполнительного листа добровольное удовлетворение требований выигравшей стороны позволит избежать уплаты исполнительского сбора.
Установление такого сбора связано со стремлением государства снизить расходы на содержание аппарата судебных приставов. И способствовать тому, чтобы должник требования взыскателя удовлетворил оперативно.
Когда должник обязан уплатить исполнительский сбор
Доказательствами наличия оснований для отсрочки, рассрочки уплаты сбора предоставляются сведения о тяжелом материальном положении. Также имеет значение степень вины в неисполнении требований. В любом случае суд снизит сбор не более чем на 25 %.
Должник может предоставить доказательства об отсутствии вины в неисполнении обязательств по исполнительному документу (это единственное основание освобождения от уплаты сбора). Такие правила содержатся в п. 74 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 г. № 50.
После принятия иска к производству, суд приостановит взыскание исполнительского сбора до вынесения решения.
Интересным с точки зрения практика является вопрос взыскания судебных расходов при участии в деле представителя. И если помните, по административным искам представителем может быть только человек, имеющий высшее юридическое образование. Постановление Пленума ВС ПФ от 21.01.2016 г. № 1 (о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела) устанавливает правило. Издержки не распределяются между сторонами, если спор не связан с нарушением или оспариванием прав истца. А снизить или освободить от сбора согласно закону может только суд. Пристав-исполнитель таким правом не обладает. Поэтому взыскать судебные расходы по делам, связанным с исполнительским сбором (кроме признания незаконным его назначения), будет затруднительно.
Уточняющие вопросы по теме
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания. Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы. Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства». Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению. При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни. Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера - ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов. Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму. Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения. Закон императивно указывает, что размер исполнительского сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а по документам неимущественного характера 500 руб. - с гражданина-должника и 5 тыс. руб. - с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется по каждому платежу в отдельности. Вопрос уменьшения размера исполнительского сбора отнесен к компетенции судебных органов (ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). На взгляд автора, нормы ст. 112 Закона № 229-ФЗ позволяют говорить о невозможности удовлетворения судом заявления о частичном признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя при наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора. В этом случае должник вправе применить иные способы защиты, названные в ч. 6 ст. 112 Закона. Нельзя признать постановление судебного пристава незаконным, поскольку он в силу Закона № 229-ФЗ при его вынесении не вправе уменьшить размер исполнительского сбора. Такой подход применялся судами при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении их к налоговой ответственности. До 01.01.2006 суды исходили из того, что уменьшить сумму налоговой санкции можно только при рассмотрении судом заявления налогового органа о ее взыскании. Данный подход мотивировался тем, что ст. 112 Налогового кодекса РФ предоставляла право уменьшать размер санкции только суду. С 01.01.2006 начала действовать новая редакция п. 4 ст. 112 Кодекса, предоставившая такое право налоговому органу. Только после этой даты суды получили возможность принимать судебные акты о признании частично недействительным решения налогового органа со ссылкой на то, что налоговый орган неправомерно не принял во внимание наличие у налогоплателыцика смягчающих вину обстоятельств. В ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ впервые перечислены случаи, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию. Установив четкий порядок взыскания сбора, законодатель тем не менее не дал ответа на вопрос о его правовой природе. В юридической литературе встречаются различные точки зрения на этот счет. Суды же при вынесении судебных актов руководствовались правовой позицией, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор - разновидность административно-правовой ответственности. В результате появилось суждение, что исполнительский сбор как мера административной ответственности должен применяться при наличии в действиях заявителя признаков состава исполнительского правонарушения , поэтому суд должен для определения обоснованности привлечения к ответственности правильно установить элементы данного нарушения: субъекта, объективную и субъективную стороны. Объективной стороной правонарушения, по мнению ряда авторов, было нарушение должником срока для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, а субъективной - вина лица, которая заключалась в отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа в этот срок. Некоторые суды при рассмотрении споров о взыскании исполнительского сбора напрямую применяли нормы КоАП РФ о порядке привлечения к административной ответственности. Кассационные инстанции арбитражных судов не восприняли данную позицию. По одному из дел в постановлении ФАС Уральского округа от 12.08.2004 № Ф09-2556/04-ГК указано: «Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию «наказание» КоАП РФ. Статьей 4.5 КоАП РФ установлена давность привлечения лица к указанному в нем административному наказанию, к которому взыскание исполнительского сбора не относится. Процедура взыскания исполнительского сбора регулируется специальным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конституционный Суд РФ в Определении от 04.12.2003 № 443-О и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» подтвердили позицию кассационных судов. Как же определяет исполнительский сбор Закон № 229-ФЗ? Согласно ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор - это денежное взыскание за неисполнение властного предписания административного органа в лице судебного пристава-исполнителя. Исходя из легального определения можно предположить, что, как и ранее, исполнительский сбор является разновидностью административной санкции, поскольку она установлена за нарушение в сфере публичных, а не частных правоотношений. Хотелось бы заметить, что, отрицая распространение на взыскание исполнительского сбора норм КоАП РФ, суды кассационной инстанции вместе с тем в мотивировках своих постановлений определяют исполнительский сбор именно как административную санкцию. В постановлении ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-956/08-С1 указано, что «исполнительский сбор является санкцией штрафного характера по возложению на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя». Данный подход основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной санкции. Однако такой подход КС РФ был обусловлен недостатками изложения ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г. , которая в нарушение Конституции РФ не давала должнику возможности представить необходимые документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения, не определяла порядок уменьшения ответственности. Упомянутые недостатки устранены в Законе № 229-ФЗ. Позиция И. Б. Морозовой, А. М. Треушникова, В. С. Анохина о том, что исполнительский сбор является платой, направленной на финансирование службы судебных приставов-исполнителей, была отвергнута Министерством юстиции РФ в письме от 21.12.2000 № 06-5893. В. В. Ярков определял исполнительский сбор как имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также в случае несвоевременного исполнения исполнительного документа. В. Д. Адрущак и Н. В. Доровских считали, что исполнительский сбор сочетает в себе три вида платежей в доход государства: сбор, пошлину и штраф. В. Н. Аргунов полагал, что исполнительский сбор представляет собой фискальный платеж, который ближе всего к государственной пошлине и позволяет стимулировать быстрое исполнение постановления судебного пристава-исполнителя. С учетом новых подходов законодателя, изложенных в ст. 112 Закона № 229-ФЗ, заслуживает внимания определение исполнительского сбора, предложенное Л. В. Белоусовым: «Исполнительский сбор - это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, коим является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности». Не соглашаясь с изложенной позицией, Я. М. Каганцов указал на невозможность существования гражданских правоотношений на условиях власти (судебный пристав-исполнитель) и подчинения (должник). Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются гражданско-правовые санкции. Гражданско-правовая санкция - это предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Санкция в обязательстве - предусмотренная законом мера воздействия, применяемая к участнику обязательственного правоотношения в случае невыполнения лежащих на нем обязанностей. Какие нормы Закона № 229-ФЗ могут подтверждать, что исполнительский сбор является гражданско-правовой санкцией? Прежде всего, само название главы 15 Закона «Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» . Из буквального толкования названия следует, что исполнительский сбор выведен из видов ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве, поскольку виды ответственности перечисляются в ст. 113, 114 Закона. Анализ ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в совокупности с определением понятия исполнительского сбора как «денежного взыскания» позволяет предположить, что исполнительский сбор имеет гражданско-правовую природу. В ч. 7 ст. 112 Закона прямо указано, что основанием освобождения от ответственности за нарушение обязательства по своевременному выполнению исполнительного документа является отсутствие оснований ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ч. 6 названной статьи закреплено, что такое освобождение возможно только судом при предъявлении иска об освобождении от взыскания. Иными словами, законодатель полагает, что между должником и государством в лице судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства возникает обязательство исполнить добровольно исполнительный документ в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в рамках данного обязательства предупреждает должника о негативных последствиях его неисполнения, что свидетельствует о стимулирующей (организационной) функции исполнительского сбора, поскольку угроза дополнительного взыскания побуждает должника к надлежащему поведению. Одновременно исполнительский сбор носит компенсационный характер: взысканная сумма поступает в федеральный бюджет, из которого финансируются в том числе расходы на содержание судебных приставов-исполнителей. Проблема квалификации исполнительского сбора как гражданско-правовой санкции связана с тем, что гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность одного контрагента перед другим, нарушителя перед потерпевшим. В нашем же случае потерпевшей стороной выступает государство, поскольку исполнительский сбор взыскивается в федеральный бюджет. Но не стоит забывать, что и в гражданском законодательстве допускается взыскание санкций в доход государства (например, при применении ст. 169 ГК РФ). Если исходить из того, что исполнительский сбор относится к гражданско-правовой ответственности, то оправданно установление в ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ наравне с административным исковых способов защиты от наложения санкции в виде исполнительского сбора. Четкое уяснение правовой природы исполнительского сбора необходимо и для правильного определения налоговых последствий его уплаты. ФАС Северо-Западного округа постановлением от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005 признал неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумму исполнительского сбора, взысканного в связи с принудительным исполнением постановления налогового органа, отметив, что в силу прямого указания п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Согласно п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г . в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносил постановление, по которому с должника взыскивался исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы. Исходя из буквального смысла данной нормы эта денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор. Между тем такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан. Следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Кроме того, по смыслу ст. 81 Закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 8, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, т. е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по исполнению судебных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Значит, сумма исполнительского сбора не может быть включена в состав внереализационных расходов. Приведенная позиция суда небесспорна. При разрешении этого налогового спора нужно обратиться к Приказу Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации» , согласно которому исполнительский сбор относится к административным платежам и сборам с КБК 000 1 15 01000 00 0000 140, а не к административным штрафам, которым присвоен КБК 000 1 16 00000 00 0000 000. Анализ платежей, включенных в административные платежи и сборы, показывает, что в основном это платежи за выполнение определенных государственных функций. Определение правовой природы исполнительского сбора важно и для выбора способов защиты должника, установления бремени доказывания при рассмотрении таких споров в суде. В силу ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник может обратиться в суд с:
- заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя;
- исковым заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты исполнительского сбора;
- исковым заявлением об уменьшении исполнительского сбора;
- исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Рассмотрим каждое из требований в отдельности
1. Заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя при обращении с ним в арбитражный суд должно быть оформлено по правилам ст. 199 АПК РФ. Заявление не оплачивается госпошлиной. Ранее такой способ защиты использовался для уменьшения исполнительского сбора. После 01.02.2008 он не может быть применен для снижения размера исполнительского сбора, ибо только суд полномочен решать данный вопрос. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть удовлетворено в следующих случаях:- преждевременное, до истечения срока добровольного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
- вынесение постановления по исполнительным производствам, перечисленным в ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии документов, подтверждающих факт своевременного исполнения исполнительного документа.
- предоставление должником судебному приставу-исполнителю в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, документов, свидетельствующих о невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии судебного акта о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения, приостановлении исполнительного производства, отложении исполнительных действий.
Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора со ссылкой на то, что постановление вынесено 12.11.2002, в то время как 05.11.2002 суд вынес по данному делу определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения на срок до 01.04.2003;
- обращение должника в срок, предоставленный для добровольного исполнения, к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении сроков исполнительного производства в порядке ст. 20 Закона № 229-ФЗ, не рассмотренным на момент принятия постановления о взыскании исполнительского сбора;
- отмена постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в продлении срока добровольного исполнения при условии, что должник исполнил требования исполнительного документа в срок, на который он просил отложить добровольное исполнение;
- неправильное определение размера исполнительского сбора.
- степень вины должника,
- имущественное положение должника,
- иные существенные обстоятельства.
- судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ;
- исполнительного документа;
- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Галина Владимировна ДЕГТЕРЕВА,
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2000. С. 452. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу № А41-К2-21402/07; ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 по делу № А79-5843/2007.
Рассмотрение в суде является общепринятым методом разрешения разнообразных спорных вопросов не только в коммерции и предпринимательстве, но в жизненных ситуациях. Дело, по которому вынесено решение судьи в пользу одной из сторон, передается в отдел исполнения судебных решений, и им начинают заниматься приставы. Однако не всегда проигравший спешит сразу погасить задолженность или выполнить иное решение по разным причинам. Такие должники вынуждены познакомиться с понятием, что такое исполнительский сбор у судебных приставов, к ним применяют подобную меру наказания.
Данное понятие обозначает штрафное взыскание за несоблюдение одной из сторон осуществления приговора суда. Отдел судебных исполнителей оформляет бумаги об обязательности оплаты взыскиваемой суммы при невыполнении ответственности, возложенной на него по результатам разбирательства. Проигравшей стороне назначается установленное время на выполнение по доброй воле, иначе придется выплатить пошлину в доход отделения исполнительных производств. Получив копию постановления, выполнить предписание необходимо за сутки.
После завершения промежутка времени, положенного на осуществление решения, открывают дело, о нем непременно следует уведомить ответчика. Начиная с этого периода, его долгом становится неизбежность уплаты штрафа, а все бумаги надлежит приобщить к документации.
Вынесение постановления о взыскании исполнительного сбора
В статье 112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» сообщается, что судебному исполнителю после установления события невыполнения дебитором условий документа по исполнению добровольно следует вынести подобающее решение о взимании исполнительского сбора, утвержденного старшим судебным приставом. В этом постановлении надо указать следующую информацию:
- подробное название отделения судебных исполнителей и его местоположение;
- датировка вынесения резолюции;
- инициалы и занимаемая должность объявившего решение с его подписью;
- заглавие и нумерация производства по исполнению;
- причина вынесения вердикта (невыполнение предписания исполнительного листа в назначенное время);
- база принятого постановления с указанием Федерального закона «Об исполнительном производстве» и нормативных правовых документов;
- формулировка самой принятой резолюции и начисленная ставка;
- номер банковских реквизитов для расчета;
- информация о регламенте апелляции.
Решение санкционируется росписью руководителя отдела приставов и подтверждается штампом организации. Ответчика необходимо под личную роспись ознакомить с содержанием вынесенного вердикта о его обязанности оплатить не только сумму долга, но и исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя. Ему направляют копию решения по месту его пребывания.
Поводы для принуждения к уплате исполнительных сборов
Применительно к статье 112 ФЗ № 229 существует 2 причины для взыскивания исполнительной пошлины. Ими являются:
- уклонение от добровольной уплаты назначенного платежа;
- непредоставление сведений и свидетельств о неосуществимости выполнения решения в назначенное время по причине исключительных обстоятельств.
Срок добровольной оплаты назначается лишь при первоначальном поступлении требования выплаты в отдел приставов. Этот факт имеет большое значение: в реальности бывают ситуации неоднократного предоставления требований оплаты.
К примеру, согласно статье 46 ФЗ исполнительный лист повторно отправляется истцу при отсутствии у задолжавшего собственности, которую можно было бы взыскать. Однако подобный факт не считается преградой для дальнейшего осуществления взыскания задолженности с продлением срока до 3 лет (статья 21). Добровольно можно оплатить долг в течение 5 дней, если должник был ознакомлен со сроком исполнения взыскания, причем выходные и праздничные дни этот период не включает. После осведомления о возбуждении дела следует срочно внести сумму на счет ФССП.
Должнику надо доказать, что он предпринимает конкретные меры для того, чтобы выполнить требования об уплате. Таким аргументом может стать, к примеру:
- устройство на работу при неимении до этого момента источника дохода;
- предоставление платежных поручений об оплате судебным исполнителям финансовых средств в случае, если они не дошли до адресата.
Добровольное исполнение обычно начинается после соответствующего извещения должника, что считается существенным нюансом. Способов уведомления множество, и нередко приставы применяют все эти приемы одновременно. К ним относятся:
- почтовые письма с ответным сообщением;
- использование всех возможностей сотового телефона и телеграфа;
- личное посещение должника по месту проживания.
При отказе ответчика подтвердить получение извещения его считают информированным и делают пометку об отклонении приема документа.
Величина оплаты
Размер исполнительского сбора в 2018 году составляет 7% от стоимости задолженности или цены требуемых предметов при имущественном взыскании. Платеж должен быть не меньше 1000 рублей для частного лица или ИП и 10 тысяч рублей для юридических лиц. При неимущественных претензиях гражданин либо ИП оплачивает 5000 рублей, а компания или организация – 50 тысяч рублей. В случае совместных обязательств сумма исполнительного сбора составляет 7% для каждого должника: гражданин обязан оплатить не меньше 1 тысячи рублей, а компания – от 10 тысяч рублей. При периодическом взимании платежей с каждого взноса берется 7%.
Причины освобождения от оплаты
Вследствие своей юридической безграмотности ответчики не всегда знают об основаниях для того, чтобы не выплачивать данный вид штрафа. Приставы-исполнители не сообщают эти моменты по самой простой причине – невыгодности для показателей эффективности их работы: сумма исполнительных сборов характеризует качество работы учреждения.
Ответчик избавляется от взимания штрафа исключительно по серьезным поводам и лишь после предоставления неоспоримых аргументов судебному исполнителю. Причинами, чтобы отменить исполнительский сбор, считаются:
- препятствие непреодолимых обстоятельств;
- обеспечение ответчика пролонгацией срока.
К непреодолимой силе относятся стихийные бедствия, социальные события. Неоднозначно решается вопрос о классификации в качестве неустранимых обстоятельств заболевания ответчика – это зависит от степени тяжести болезни и вероятной опасности его жизни. Сложную материальную ситуацию тоже не относят к непреодолимым условиям. Однако платеж может быть уменьшен судом при попытках должника выйти из кризиса.
Достаточно действенной мерой, нечасто применяемой ответчиками, является использование отсрочки (либо рассрочки). Для этого ответчику нужно не только написать обращение в суд, но и своевременно информировать об этом пристава, предоставив при этом необходимые аргументы. Отсрочка выходит за рамки принуждения, эта ситуация не оказывает влияния на добровольное выполнение обязательств должником.
Исполнительный сбор не взимается при осуществлении производства:
- по делегированию поручения иного пристава;
- по исполнению на территории, где его обязанности не распространяются;
- при вторичной подаче исполнительного листа;
- по требованию о принудительном выселении за границы РФ иностранцев либо не имеющих гражданства;
- по предписанию обязательных работ;
- по запросу о розыске детей.
Сторона ответчика имеет право апелляции решения судебного исполнителя, при этом необходимо обжаловать действия пристава его руководству. Снижение размера исполнительного сбора при наличии смягчающих обстоятельств регулируется посредством обращения в суд с заявлением. Для осуществления оплаты этого платежа есть собственный КБК – код бюджетной классификации.
Для повышения юридической грамотности участникам дел по взысканию долгов, алиментов, штрафов, налогов следует понимать, что такое исполнительские сборы у судебных приставов. Дела, связанные с уплатой долгов, относят к разряду трудных, существует возможность их оспорить или уменьшить сумму задолженности. Однако платеж для ответчика может стать больше из-за исполнительной пошлины, которая является наказанием для тех, кто своевременно не выполняет финансовые обязательства.