Источники финансирования социальной защиты населения. негосударственные пенсионные фонды. Диплом Совершенствование финансирования социальной защиты населения (на примере Управления социальной защиты населения администрации г. Назарово) Источники финансиро

АПРЯТКИНА А. М.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам финансового обеспечения сферы социальной защиты населения в рамках государственной социальной политики. Приведен анализ динамики финансирования социальной защиты за счет бюджетных средств. Выявлены проблемы финансового обеспечения в данной сфере и предложены направления их решения.

Ключевые слова: социальная защита, категории населения, бюджетные расходы, социальная политика государства.

APRYATKINA A. M.

FINANCING OF SOCIAL PROTECTION IN RUSSIA: STATUS, PROBLEMS, TRENDS

Abstract. The article deals with the financing of social protection within the framework of state social policy. The author analyzes the dynamics of social protection financing by the state budget. Consequently, the study reveals the financing problems in this system and suggests a number of solutions to them.

Key words: social protection, population category, budget expenditures, state social policy.

Реализация конституционного права каждого человека, обеспечивающая определенный уровень жизнедеятельности выступает концептуальным содержанием современной системы социальной защиты в России. В частности, совокупность установленных законом гарантий и прав предоставляется наиболее уязвимым слоям общества, а также экономически активному населению с целью защиты от социальных рисков.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, в таких как социальное обеспечение, социальная поддержка, социальные гарантии и социальное страхование. В этих рамках социальная защита может обеспечиваться на основе бюджетного или страхового метода финансирования. При этом использование тех или иных организационно-правовых форм может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. Бюджетный механизм финансового обеспечения социальной защиты предусматривает социальные выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений без закрепления соответствующих источников доходов за данными видами расходов. Финансовый механизм, базирующийся на страховых принципах, имеет характер системы

государственного финансирования социальных расходов за счет аккумулирования финансовых средств в государственных внебюджетных фондах (ФОМС, ПФР, ФСС) включенных в состав бюджетной системы государства.

Одной из основных целей экономической политики современного государства является полноценное финансовое обеспечение жизнеспособной системы социальной защиты населения, ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание. Сегодня трансформированная экономика и социально-экономические проблемы посткризисного периода изменили не только масштабы, формы и механизмы практической реализации, но и потребовали углубления теоретических изысканий, касающихся экономического содержания финансового обеспечения системы социальной защиты населения.

В течение периода формирования и развития российского государства категория «социальная защита» концептуально и практически формировалась на основе значительной роли государства, направляя тем самым в эту отрасль значительную часть расходов бюджетов всех уровней (бюджетный механизм финансового обеспечения). Исходя из этого, основной рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, который в свою очередь, зависит от доходной базы бюджета. С этой целью рассмотрим динамику бюджетных расходов на социальную защиту в контексте социальной сферы России в % к ВВП с 2005 по 2012 года на основе рисунка 1.

15 10 5 0 ■ с 9 3,6 3,4 1 06 ,6 9: 3,5 3,3 0,6 9 ■ 3,7 3,7 ■ : Шх ■ Н ТчГ- 2 8 3,9 3,6 0,7 ■ Н Тчг- 9 8: 4 4,2; 8 12 3 4,6 4,3 5 0,8 /1 8 1 4 , 2

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.)бразование Ш здравоохранение, физкультура и спорт Е1 культура и СМИ □ социальная защита

Рис. 1. Динамика структуры расходов бюджета Российской Федерации на социальную сферу за 2005-2012 годы, % к ВВП .

В период 2005-2012 гг. в структуре ВВП наибольшую долю составляет процент бюджетных расходов на социальную защиту, увеличившись с 9,6% до 14,2%, и составив рост на 4,6%, далее образование, составив 0,6%, и здравоохранение, физкультура и спорт

(рост - 0,4%). Однако отметим, что расходы на социальную защиту с начала 2000-х гг. возрастали значительно медленнее, чем ВВП вследствие стагнации почти всех ее компонентов, и экономический кризис 2008 года координально изменил эту тенденцию. Проследим более подробно динамику структуры бюджетных расходов на отдельные компоненты социальной защиты в ВВП России в течение 2005-2012 гг. (рисунок 2).

2012г. 2011г. 2010г. 2009г. 2008г. 2007г. 2006г. 2005г.

////////////////////////77

///////////////////

У/////////////////////////////

"УУУУУУУУУУУУУУ777 77///////

///////////////У77

V///////////////////

////////////////////

УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ

■ меры поддержки страхового типа

□ меры в области содействия занятости населения

□ меры социальной помощи

Рис. 2. Расходы бюджета Российской Федерации на социальную защиту за 2005-2012 годы, % к ВВП .

На основании рисунка 2 видим, что наибольший удельный вес в структуре процента бюджетных расходов на социальную защиту в ВВП составляет пенсии в объеме 68,6% от совокупного размера процента за весь анализируемый период (2005-2012 гг.). Проводимая в конце 2000-х гг. политика всеобщего увеличения пенсий, посредством которой удалось избежать резкого снижения доходов населения, сделали выплаты пенсий самой крупной статьей совокупных государственных расходов на социальную сферу, соизмеримой с 9% отечественного ВВП. Вторая по значимости после финансирования пенсий статья в объеме расходов в системе социальной защиты приходится на меры социальной помощи не страхового характера (в объеме 20,1%). В частности на протяжении последних трех лет объем расходов по данной статье интенсивно возрастал по отношению к объемам роста экономики и другим статьям расходов. Подобная динамика обусловлена, прежде всего, ростом объемов финансирования льгот и выплат для поддержки отдельных социальных групп населения без учета нуждаемости. Также не маловажное значение и долю занимают меры поддержки страхового типа - 9,2% и меры в области содействия занятости населения -2,1%.

Решение важнейших социальных задач в России, как и в любом развитом государстве, основывается на результатах экономического роста и создании эффективной

системы социальной защиты. Задача адресного, полного и своевременного финансового обеспечения социальной защиты, основанной на принципе нуждаемости, является одной из важнейших для дальнейшего развития в России социально ориентированных реформ. При этом состояние финансового обеспечения современной системы социальной защиты населения не соответствует тому, которое необходимо для ускоренного развития и роста всей отечественной экономики.

Используемая же система поддержки всех категорий населения без учета их доходов препятствует развитию адресных программ для бедных слоев населения, являющихся неотъемлемой частью рыночной экономики. Затраты на социальную помощь, малообеспеченным слоям населения с целью соизмерения размера объемов их доходов, на протяжении ряда лет оставались наименьшими (примерно 15-17% расходов на социальную сферу). Это лишний раз подтверждает, что адресная поддержка беднейших слоев населения не являлась приоритетной в рамках социальной политики государства ни в период экономического роста, ни в период кризиса . К тому же данная ниша социальных программ оказалась подчинена решению проблем пенсионного обеспечения - например, установленные в 2010 г. социальные доплаты к пенсиям неработающих лиц пенсионного возраста во всех регионах России в сочетании с уже реализуемыми мерами финансовой поддержки неработающим пенсионерам обеспечили 55% всех средств, выделяемых под адресные программы для бедных слоев населения .

По предварительной прогнозной оценке в 2013 году соотношение расходов на образование, культуру с объемом ВВП будет ниже уровня 2012 года. Это свидетельствует о недостаточной проработанности механизмов финансирования в этих сферах: иначе говоря, рост объемов средств в абсолютной сумме и в относительном выражении не сопровождается ростом их вклада в отечественный ВВП. Тем временем, доля в структуре расходов бюджета на социальную защиту (даже за вычетом финансирования мероприятий в части содействия занятости населения) уже на данный период времени значительно превосходит уровень, прогнозируемый «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» до 9-9,8% к ВВП .

Также из широкого спектра расходов бюджетов на социальную защиту населения является значительным выделение из ее состава отдельных видов расходов применительно к различным группам населения (пожилые люди, безработные граждане, бедные домохозяйства и другие). Кроме того в этих рамках важным является проведение оценки эффективности бюджетных расходов на поддержку различных категорий населения. Так, в рамках реализации мер по социальной поддержке детей и семей с детьми за счет средств бюджета в 2012 году было направлено порядка 486 млрд. руб., или 1,08% ВВП .

Проведенный анализ бюджетных расходов на социальную защиту населения позволил выявить ряд особенностей и тенденций такой государственной политики:

а) смещение приоритетов политики финансирования мероприятий социальной защиты в сторону не страховых видов помощи, предоставляемых без учета нуждаемости;

б) неравномерность социальной защиты детей и семей с детьми снижает их социальную защищенность на отдельных этапах жизненного цикла.

Кроме того, сравнительно медленные темпы экономического роста экономики России в начале 2010-х гг. позволяют предположить, что в отсутствие благоприятных макроэкономических условий для опережающего увеличения объемов расходов государства на финансирование социальных обязательств необходима смена фактических приоритетов социального финансирования в пользу тех сфер, которые нацелены на повышение качества социальной защиты населения и качества его жизни. Подобная переориентация финансирования социальных расходов будет в значительной мере способствовать инновационному социально ориентированному развитию страны .

Таким образом, является вполне очевидным тот факт, что решение задач социальной защиты требует больших финансовых средств, которые нельзя минимизировать. Как показывает мировой опыт развития и построения финансовой основы различных систем социальной защиты, наиболее эффективны такие системы, в которых основная роль отводится государству как субъекту системы социальной защиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

2. Сайт Федерального казначейства России. - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.roskazna.ru

3. Горина Е. Социальная помощь остается безадресной / Экспертный портал

Высшей школы экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://opec.ru/1537037.html

4. Клещёва С. А. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/51/6586/

5. Соболева И. В. Социальная политика как фактор устойчивого развития.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/11_3_03.htm.

6. Россия 2012: Стат. Справочник. - М.: Росстат, 2012. - 59 с.

Введение 3
1. Теоретические и законодательные основы финансирования системы социальной защиты населения 6
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения 6
1.2. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения 14
1.3. Источники финансирования социальной защиты населения 23
1.4. Государственное регулирование в системе социальной защиты населения 30
2. Анализ финансирования системы социальной защиты населения УСЗН г. Назарово 38
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 38
2.2. Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите и меры социальной поддержки 45
2.3. Особенности финансирования социальной защиты населения 55
3. Совершенствование финансирования социальной защиты населения в г. Назарово 64
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы в современных условиях 64
3.2. Направления совершенствования финансирования социальной защиты населения 73
Заключение 90
Список использованной литературы 95
Приложения 101

Социальная защита населения является важнейшей составляющей развития общества, влияющей на все стороны его деятельности.
Переход к рыночным отношениям в обществе обуславливает появление объективных факторов возникновения безработицы, роста розничных цен, что ведет к ухудшению положения подавляющей части населения. Поэтому возникает необходимость совершенствования системы социальной защиты населения.
Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества.
Для обеспечения защиты населения государство должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что экономические реформы в России вызвали реструктуризацию источников финансирования социальной сферы. Процесс реформирования на сегодняшний день сопровождается переходом на страховые методы финансирования социальной защиты за счет страховых взносов работодателей, добровольных отчислений работодателей и работников, косвенного финансирования в виде налоговых льгот. От полного финансирования социальных программ по защите населения зависит в целом социально – экономическая ситуация в стране.
Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающихся в социальной помощи.
Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией РФ, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.
Для эффективного осуществления своих социальных функций государство располагает такими действенными рычагами, как социальное законодательство, национальный бюджет, система налогов и сборов. Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
Цель данной работы: анализ действующей системы, структуры и источников финансирования социальной защиты населения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объектом исследования стало Управление социальной защиты населения администрации г. Назарово.
Предметом исследования является система финансирования социального обслуживания населения.
Задачами настоящей работы являются:
- раскрытие понятия, сущности, значения и форм социальной защиты населения;
- анализ источников финансирования социальной защиты населения;
- определение роли органов государственного управления в совершенствовании финансовых методов социальной защиты населения;
- проведение анализа системы финансирования социальной защиты населения УСЗН г. Назарово;
- исследование проблем финансирования социальной сферы и разработка предложений по егосовершенствованию.
Методической и информационной базой в качестве теоретической основы стали законодательные и нормативные материалы, учебные пособия, статьи периодических изданий, интернет - ресурсы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в формулировании выводов по исследуемой теме и в предложении рекомендаций по совершенствованию финансирования социальной защиты населения.
Ограничения по исследованию: в данной дипломной работе не учитываются источники финансирования, поступающие от негосударственных фондов (частные и благотворительные фонды).

1. Теоретические и законодательные основы финансирования системы социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

Социальное обеспечение возникло в России в 20-е годы XX века и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, но часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
Понятие «социальная защита» появилось в отечественной научной лексике сравнительно недавно, еще в начале 90-х годов, став достаточно употребляемым в российском обиходе. Это можно объяснить появлением резкой официальной дифференциацией доходов населения. Это выражение было заимствовано из практики зарубежных социальных программ и адаптировано к условиям российской кризисной ситуации. Первоначальное его толкование было довольно узким и сводилось к адресной социальной поддержке наиболее социально и экономически уязвимых групп населения. На рубеже 80-90-х годов XX века понятие «социальная защита» рассматривалось только наравне с «социальным страхованием» и «социальным обеспечением» и часто определялось в качестве совокупности мер воздействия на негативные последствия радикальных социальных и экономических перемен, вызывающих острые проблемы приспособления населения к этим изменениям. Однако уже к середине 90-х годов применение нового термина было расширено и его значение возросло до масштабов форм и методов осуществления государственной социальной политики поддержания уровня и качества жизни населения.
Социальная работа как явление общественной жизни уже более столетия выступает в качестве объекта изучения различных научных дисциплин. Иначе говоря, ее научное обеспечение, совершенствование опирается не только на различные теории социальной работы, методики ее осуществления, но и на теоретические положения целого ряда других социальных наук, наук о человеке.
В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право. Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной рыночной экономике вытекает:
из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка: отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен;
неустойчивого, циклического характера развития экономики;
отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;
из потребностей самой рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для разнообразной, высокотехнологической и кач
...................
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 11.12.1995. - N 50. - Ст. 4872.
2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства РФ. - 07.08.1995. - N 32. - Ст. 3198.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства РФ. - N 19. - 11.05.1998. - Ст. 2071.
5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - N 29. - Ст. 3686.
6. Проект Федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2003) // Документ официально опубликован не был.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" // Собрание законодательства РФ. - 12.05.2008. - N 19. - Ст. 2116.
8. Постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 N 596-п (ред. от 27.11.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012 - 2015 годы" // Наш Красноярский край. - N 106. - 23.11.2011.
9. Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N 558-п (ред. от 27.11.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011 - 2013 годы" // Наш Красноярский край. - N 91. - 14.12.2010.
10. Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N 559-п (ред. от 13.12.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы" // Наш Красноярский край. - N 89. - 07.12.2010.
11. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 30.07.2014) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" // Собрание законодательства РФ. - 19.12.2005. - N 51. - Ст. 5547.
12. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.04.2014) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2011. - N 5. - Ст. 739.
13. Приказ «О создании общественного совета» от 10.10.2013 г., г.Назарово №80, в соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2005 г. №17-4294 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения» // Документ официально опубликован не был.
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 402 "Об утверждении Положения о Департаменте организации социальной защиты населения Министерства труда и социального развития РФ " // Документ официально опубликован не был.
15. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 402 "Об утверждении Положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" // Документ официально опубликован не был.
16. Закон Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 (ред. от 06.03.2014) "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (подписан Губернатором Красноярского края 23.12.2004) // Красноярский рабочий. - N 4. - 15.01.2005.
17. Закон Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 (ред. от 03.04.2014) "О мерах социальной поддержки ветеранов" (подписан Губернатором Красноярского края 28.12.2004) (вместе с "Порядком расчета нормативов определения общего объема с

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

    гуманность;

    адресность;

    комплексность;

    обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

    гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

    общедоступность и бесплатность образования;

    минимальный размер оплаты труда;

    минимальный размер пенсии, стипендии;

    социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

    пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

    ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. - до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 - до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны - 2000 рублей; участники ВОВ - 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников - 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень - 1000 рублей; первую степень - 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров - в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра­хования.

Фонд социального страхования Российской Федерации - специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель­стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально­го страхования - обеспечение гарантированных государством по­собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по­лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос­сийской Федерации . Пенсионный фонд России является самосто­ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве­дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

Страховых взносов работодателей;

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

Страховых взносов иных категорий работающих граждан;

Ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде­ляется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Рос­сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме­роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен­ной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

Обязательных страховых взносов работодателей;

Обязательных страховых взносов с заработка работающих;

Ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; вы­плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери­альной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза­тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра­хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения - это один из источни­ков финансовых средств для осуществления деятельности по со­циальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под­держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со­циальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основ­ные направления расходования средств этого фонда. На террито­рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе­ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин­валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ­ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходу­ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме­роприятий по следующим направлениям:

Предоставление натуральной помощи в виде предметов пер­вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

Оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

Организация бесплатного питания;

Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез­но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Создание собственных предприятий;

Содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен­ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ­ляющая деятельность по формированию активов путем привлече­ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи­зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып­лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя­занности производить обязательные отчисления в государствен­ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен­сионным фондом и страхователем

лы: «Общие положения», «Правовой режим электронных (торговых) сообщений», «Правовое положение, обязанности и ответственность поставщиков электронных (информационных) услуг», «Заключение и юридическая сила договоров в электронной торговле», «Специальные условия действительности сделок в электронной торговле», «Использование электронных подписей в электронной торговле», «Ответственность участников электронной торговли».

Подводя итоги, необходимо заметить, что отсутствие правового регулирования электронной предпринимательской деятельности влечет за собой ситуацию, когда в результате правовых пробелов, иных юридических или экономических обстоятельств рассматриваемый вид экономических отношений оказывается вне сферы налогово-правового регулирования и налогообложения, что, в свою очередь, лишает доходную часть бюджета РФ значительного объема средств.

УДК 364.07(470) н.С. Шипилова

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАШИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассмотрены источники финансирования социальной защиты населения в России, дана оценка их эффективности и процесса современного реформирования, а также предложены пути их совершенствования. Ключевые слова: социальная защита, источники финансирования, реформы.

N.8. 8ЫрПоуа

SOURCES OF FUNDING FOR SOCIAL PROTECTION IN RUSSIA

This article discusses the sources of funding for social protection in Russia, provides an assessment of their effectiveness and the process of reforming, and suggests ways to improve.

The key words: social protection, sources of funding, reforming.

Социальная защита населения страны определяет уровень и развитие социальной стабильности общества, на которые могут влиять как природные явления, например высокая географическая диверсификация, не зависящие от деятельности людей, так и управляемые процессы, в которых активное воздействие оказывают определенные органы государственного управления и исполнительной власти. В мировой практике современные государства уже с середины ХХ в. активно берут на себя функции социальной защиты и экономического регулирования, так как без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, внедрения новых технологий невозможно динамичное развитие экономики, высокий уровень жизни, наличие социальной стабильности и защищенности населения. В условиях современного финансового кризиса регулирующая и социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима.

Статья 7 новой Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что приоритетное значение в развитии государства имеют социальные отношения. Фактически Россия вышеназванной статьей Конституции объявила себя социальным государством, т.е. обязана обеспечить населению достойную социальную защиту Социальная защита населения и защита общества могут иметь в рамках социально ориентированной модели экономики две концепции: активную и пассивную.

Активная социальная защита населения предполагает поддержку экономически активного населения

через эффективную инвестиционную политику государства, развитие рыночной инфраструктуры, стимулирование мелкого и среднего предпринимательства, стабильного финансирования социальной сферы и социальных программ.

Концепция пассивной социальной защиты населения реализуется путем материальной и нематериальной поддержки государством инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных граждан, приобретая компенсационный характер.

Концепция современной российской социальной защиты населения формировалось под воздействием различных социально-экономических и политических факторов в стране и сегодня доминирует, несомненно, пассивная ее форма. Государство путем предоставления пособий, социальных выплат, компенсаций, льгот, налоговых вычетов, социальной помощи нуждающимся решает социальные проблемы общества, пытаясь компенсировать населению низкие заработки, пенсии ниже прожиточного минимума, решает проблемы воспроизводства населения, улучшения социальных усло -вий жизни и т.д. Активная концепция в современной социальной защите населения России также присутствует, но на фоне имеющихся социальных проблем (большой процент бедности и убыль населения, наличие безработицы) она неэффективна.

Под влиянием экономических реформ в России произошла реструктуризация источников финансирования социальной сферы, которая до 90-х гг. ХХ в. финансировалась в основном за счет средств государственного бюджета, поэтому совершенствование и активизацию современной социальной защиты населения необходимо рассматривать через трансформацию социальных обязательств государства. Процесс реформирования

сегодня сопровождается переходом на чисто страховые основы формирования социальной защиты, т.е. поступления страховых взносов от работодателей с заработной платы работников, добровольные отчисления работодателей и работников на свою социальную защиту, право и возможность получать нематериальную социальную помощь от государства в виде льгот, налоговых вычетов и пр. Из многочисленных источников финансирования социальной защиты населения в России следует выделить один наиболее весомый - это социально ориентированные налоговые платежи и сборы, или в целом социальное налогообложение, которое характеризует уровень обеспечения социальной защиты населения в любой стране.

Как такового понятия «социальное налогообложение» нет в российской науке, и, по нашему мнению, под ним следует понимать «совокупность источников финансирования социальной защиты населения, включающую в себя систему социально ориентированных налоговых платежей, взносов, налоговых льгот и вычетов, имеющих строго целевое назначение и законодательно улучшающих социальное положение граждан».

Социальное налогообложение представлено сегодня в России в значительной степени единым социальным налогом (ЕСН), введенным в практику с 1 января 2002 г. взамен социальных взносов, который по своей природе является промежуточным между налогом и сбором. При этом ЕСН в части, направленной на пенсионное страхование (базовую, страховую, накопительную части), полностью сочетает в себе эти два понятия и его следует квалифицировать как целевой налог, взимаемый для финансирования социальных расходов государства, при этом цели финансирования (пенсионное, социальное, медицинское страхование) определяет само государство. Специфика экономических отношений в России сформировала такую практику социальной защиты населения, при которой государство также участвует в расходах по социальной защите. Так, Пенсионный фонд России в 2008 г. был профинансирован на 56% из бюджета и других источников, что доказывает недостаточность финансирования за счет ЕСН и необходимость его реформирования, которая и будет проведена в 2010 г. Совокупная ставка социальных платежей с 2010 г. должна составить 34%, а 26% из них будет направляться в Пенсионный фонд, что, предполагается, позволит покрыть дефицит бюджета фонда. В фонд социального страхования будет направлено 2,9%, медицинского - 5,1%. На сегодняшний день механизм администрирования новых социальных платежей пока не озвучен Минздравсоцразвития, но, по нашему мнению, возрастание налоговой нагрузки на работодателя произойдет, так как объектом налогообложения остается начисленная по всем основаниям заработная плата, а это, несомненно, увеличит налоговую нагрузку на работодателя. В результате этого может быть спровоцирован его уход в «теневую экономику» (чему могут противостоять возросшие и окрепшие административные возможности государства или, как альтернатива, свертывание экономической деятельности) и, разумеется, возможен рост цен на продукцию, работы и услуги, т.е. активные инфляционные процессы.

С точки зрения социальной защиты населения нельзя не рассмотреть такой источник ее финансиро-

вания, как налог на доходы физических лиц в части предоставляемых стандартных, социальных и имущественных вычетов, некоторые из них уже изменились с 2009 г. в сторону увеличения. Так, увеличен стандартный вычет на детей с 600 до 1 000 руб. при пороговом значении совокупного дохода 280 000 руб. Казалось бы, понятна позиция государства, решающего демографическую проблему, так как увеличение вычета произошло только на детей, а на самого работающего - увеличена до 40 000 руб. сумма необлагаемого совокупного дохода. Однако анализ механизма и фактические расчеты льгот по НДФЛ с использованием стандартных и нестандартных вычетов (скидок) вызывает сомнения в его эффективности и социальной направленности.

В мировой практике одной из важнейших налоговых льгот для населения является необлагаемый минимум, суть которого состоит в том, что не должен облагаться налогом доход, необходимый для поддержания жизнедеятельности граждан и воспроизводства населения. Рассмотрим, насколько современная российская практика соответствует этому требованию.

По данным Росстата за I квартал 2007 г. на долю 10% наименее обеспеченного населения страны приходилось только 2% от общей суммы денежных доходов населения (для сравнения: в I квартале 2008 г. -2,1%), а 10% наиболее богатых граждан имели доходы 29,7%. При отсутствии прогрессивного налогообложения по НДФЛ только система налоговых вычетов является практически единственным вариантом снижения налогового бремени на малоимущих и решения социальных проблем в обществе, в том числе таких остро стоящих, как демографическая.

Однако, на наш взгляд, введенные с 1 января 2009 г. налоговые вычеты на ребенка в размере 1 000 руб. в месяц (12 000 в год) с пределом совокупного дохода в 280 000 руб. фактически обеспечивают финансовой поддержкой семью с одним ребенком в размере чуть больше 1 500 руб. в год. Например, в Германии в 2008 г. производился вычет на ребенка в размере более 7 000 евро (в пересчете на рублевый эквивалент - около 300 тыс. руб.).

Что касается вычетов социальных (на лечение, на образование), то, учитывая достаточно низкий уровень бесплатного здравоохранения, столь малый интерес налогоплательщиков к вычету на медицинские нужды (120 000 руб.) можно объяснить просто отсутствием у населения средств на платные медицинские услуги. Тем не менее введение указанной льготы можно считать вполне обоснованной. Представляется необходимым рассмотреть целесообразность увеличения суммы льготы при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться.

Имущественный вычет на приобретение и строительство квартиры или жилого дома имеет социальную и одновременно регулирующую направленность. Вместе с тем необходимо признать, что данная льгота ориентирована на категорию лиц с высоким уровнем доходов, возникает вопрос об источниках доходов, на которые приобретены квартиры.

Так, например, гражданин (условно, без учета состава семьи), получающий в месяц 20 тыс. руб. (20 000 х

0,13 = 2 600), сможет воспользоваться налоговой льготой при том же стабильном уровне зарплаты по приоб-

ретенной квартире стоимостью 2 000 000 руб. только по истечении 10 лет (2 000 000 х 0,13: 2 600), а гражданин, получающий 100 тыс. руб. в месяц, - по истечении

Таким образом, сегодня система налоговых льгот по НДФЛД не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и реальную поддержку населения с низкими и средними доходами, а носит чисто декларативный характер, что приводит к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе. Представляется необходимым до -полнить Налоговый кодекс РФ соответствующими статьями, увеличивающими суммы налоговые вычетов, при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться, а также дающими право налоговым органам осуществлять реальный контроль за соответствием расходов уровню декларируемых доходов.

Целесообразность увеличения суммы стандартных налоговых вычетов основана на анализе российской практики предоставления налоговых вычетов по НДФЛ, который показывает, что система стандартных налоговых льгот по структуре и объему востребована налого-

плательщиками не полностью: для граждан с высокими доходами - в силу их финансовой незначительности, а для граждан с низкими доходами - в силу невозможности использовать в полном объеме.

Для повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным:

Довести величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчиты -ваемого по международно-признанным нормам (современных российских 4 - 6 МРОТ);

Перейти от индивидуального обложения к альтернативному налогообложению доходов семьи;

Вычет на обучение предоставлять только для обучения в российских образовательных учреждениях и с ограничением дохода лиц, которым такой вычет должен предоставляться;

Имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины, например кратного 6 - 8 бюджетам минимального прожиточного минимума.

Отметим, что источниками финансирования социальной защиты населения являются различные государственные внебюджетные социальные фонды, такие как Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

Например, Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение, которое относится к Правительству Российской Федерации. Наиважнейшей задачей Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник. - изд. Ростов - на - Дону, 2013.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Пенсионный фонд России представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение и находится в ведении Правительства Российской Федерации и подотчетен ему. Следует отметить, что средства Пенсионного фонда России формируются за счет следующих моментов:

Различных страховых взносов работодателей;

Страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью;

Страховых взносов других категорий граждан, которые работают;

Разнообразных ассигнований из федерального бюджета и др. Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник/ Сыроватская Л.А. - изд. Москва, 2012.

Отметим, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России обусловлен Федеральным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим другой орган, такой, как Фонд занятости, который представляет собой государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, который предназначен для финансирования мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией определенной государственной политики занятости населения. Названный орган не является юридическим лицом и находится непосредственно в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости формируется за определенных счет поступлений, таких как:

Обязательных страховых взносов разнообразных работодателей;

Обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

Многообразных ассигнований, производимых из федерального бюджета России. Пашин Н.П. Занятость и безработица: учебник/ - изд. Москва, 2010.

Поступившие средства Фонда занятости направляются на разнообразные мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; а также оказание материальной и другой помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования является единой системой фондов обязательного медицинского страхования, которая состоит из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования, расположенных в субъектах Федерации. Данные фонды созданы для непосредственного выполнения Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и реализации определенной государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования как некоторой составной части государственного социального страхования.

Отметим также, что Фонды социальной поддержки населения представляют собой один из основных источников финансовых средств для осуществления конкретного вида деятельности по социальному обслуживанию населения Зущина, Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ - изд. Москва, 2011.

Все данные самостоятельные государственные учреждения, которые созданы для формирования разнообразных финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, а также оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения. Так, система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития обуславливает и определяет наиважнейшие направления расходования средств данного фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Мачульская,.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения учебник/ Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. - изд. Москва, 2011.

Прямое право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся категориям граждан России, таким, как, например, пенсионерам, инвалидам, лицам, которые имеют иждивенцев, иным нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает минимума, установленного на региональном уровне.

Все средства Фондов социальной поддержки населения непосредственно расходуются на дополнительное финансирование мероприятий по следующим основным направлениям:

предоставление конкретной натуральной помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно либо по определенным льготным ценам;

Оказание разнообразных социальных услуг;

Определенная организация бесплатного питания;

Предоставление различных дотаций на приобретение разнообразных лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Создание различных собственных предприятий;

Содействие в предоставлении кредитов

Следует особо отметить, что Правительство Российской Федерации целенаправленно содействует интенсивному развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. Так, в соответствии с Указом Президента России "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд представляет собой социально-финансовую некоммерческую организацию, которая осуществляет определенную деятельность по формированию активов посредством привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу данных средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных либо в течение достаточно длительного периода регулярных выплат гражданам в непосредственно денежной форме, а также иных действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами. Власов, В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов, В.И. - изд. Москва, 2010.

 
Статьи по теме:
Основные макроэкономические показатели
Основные категории и понятия: национальная экономика, макроэкономика, структура, целостность национальной экономики, диспропорции, условия целостности народнохозяйственного комплекса. Внутренняя структура национальной экономики Национальная экономика пре
Размер страховых взносов ип в году
Индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны ежегодно перечислять фиксированные страховые взносы в ПФР (Пенсионный фонд России) и ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Страховые взносы с 2018 года Начиная с 2018 года размер страх
Регионы Европы Восточная Европа Елена Сергеевна Гусева
Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: Восточная Европа Презентация подготовлена учителем географии МОУ СОШ№5 г.Всеволожск Павловой Татьяной Александровной 2 слайд Описание слайда: Восточная Европа как истор
Что такое деньги — их функции и виды
Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Так же как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег измеряют ценность того или иного товара и услуги, а также в деньгах измер